НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Налог на прибыль предприятий и организаций
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:39
Основными документами, определяющими порядок взима¬ния налога на прибыль, являются Закон РФ «О налоге на при¬быль предприятий и организаций» (от 27 декабря 1991 г. №2116-1 (с последующими изменениями) и Инструкция Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
Налог на прибыль является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйст¬венной деятельности предприятия.
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации — юридические лица, их филиалы и иные анало¬гичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ через посто¬янные представительства (иностранные юридические лица).
Объектом налогообложения является валовая прибыль пред¬приятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных опе¬раций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации про¬дукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на произ¬водство и реализацию, включаемыми в себестоимость продук¬ции (работ, услуг).
В налогооблагаемую базу не включается стоимость переда¬ваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организа¬циям органами государственной власти и местного самоуправ¬ления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных акти¬вов, иного имущества и денежных средств на капитальные вло¬жения по развитию их собственной производственной и непро¬изводственной базы и т.д.
Бюджетные и другие некоммерческие организации, имею¬щие доходы от предпринимательской деятельности, уплачива¬ют налог получаемой от нее суммы превышения доходов над расходами.
Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, за¬числяемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%. В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль пред¬приятий, в том числе иностранных юридических лиц, по став¬кам, которые устанавливаются законодательными (представи¬тельными) органами этих субъектов, в размере не более 19%. Прибыль, полученная от посреднических операций и сделок, биржами, брокерскими конторами, банками, другими кредитны¬ми организациями и страховщиками, облагается налогом по став¬кам в размере не более 30%. При этом ставки налога на прибыль, установленные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год могут быть изменены.
Налог на прибыль является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйст¬венной деятельности предприятия.
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации — юридические лица, их филиалы и иные анало¬гичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ через посто¬янные представительства (иностранные юридические лица).
Объектом налогообложения является валовая прибыль пред¬приятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных опе¬раций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации про¬дукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на произ¬водство и реализацию, включаемыми в себестоимость продук¬ции (работ, услуг).
В налогооблагаемую базу не включается стоимость переда¬ваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организа¬циям органами государственной власти и местного самоуправ¬ления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных акти¬вов, иного имущества и денежных средств на капитальные вло¬жения по развитию их собственной производственной и непро¬изводственной базы и т.д.
Бюджетные и другие некоммерческие организации, имею¬щие доходы от предпринимательской деятельности, уплачива¬ют налог получаемой от нее суммы превышения доходов над расходами.
Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, за¬числяемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%. В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль пред¬приятий, в том числе иностранных юридических лиц, по став¬кам, которые устанавливаются законодательными (представи¬тельными) органами этих субъектов, в размере не более 19%. Прибыль, полученная от посреднических операций и сделок, биржами, брокерскими конторами, банками, другими кредитны¬ми организациями и страховщиками, облагается налогом по став¬кам в размере не более 30%. При этом ставки налога на прибыль, установленные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год могут быть изменены.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Налог на добавленную стоимость
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:39
НДС является федеральным налогом, одним из самых важ¬ных и в то же время наиболее сложным видом налога для ис¬числения. Данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех ста¬диях производства. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюд¬жет, определяется как разница между суммой НДС, полученной от покупателей за реализованные товары, работы и услуги, и суммой НДС, фактически уплаченной поставщикам приобре¬тенных товаров, стоимость которых относится на себестоимость продукции.
Основным документом, определяющим порядок взимания НДС, является Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 (с последующими изменениями).
Плательщиками НДС являются организации (юридические лица) независимо от форм собственности и ведомственной при¬надлежности, предприятия с иностранными инвестициями, ин¬дивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляю¬щие производственную и иную коммерческую деятельность, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделе¬ния организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) и международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую дея¬тельность на территории РФ.
Объектом налогообложения являются:
1) обороты по реализации на территории Российской Феде¬рации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
2) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленны¬ми таможенным законодательством РФ.
От налога на добавленную стоимость освобождаются:
— экспортируемые за пределы государств—участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые за пределы государств—участников СНГ работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгруз¬ке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностран¬ных грузов через территорию РФ;
— товары и услуги, предназначенные для официального поль¬зования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатиче¬ского и административно-технического персонала этих предста-вительств, включая членов их семей, проживающих с ними;
— услуги городского пассажирского транспорта общего поль¬зования (кроме такси, в том числе маршрутных), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
— квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях;
— стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущест¬ва государственных и муниципальных предприятий, стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государ¬ственного и муниципального жилищного фонда (в порядке при¬ватизации) и в домах, находящихся в собственности обществен¬ных объединений (организаций), а также арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности;
— операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации.*
* К банковским относятся следующие операции, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»:
— привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
— размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
— открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
— кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— выдача банковских гарантий.
Указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных ор¬ганизаций:
— выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
— доверительное управление денежными средствами и иными имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
— осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— предоставление в аренду физическими и юридическими лицами специ¬альных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
— лизинговые операции;
— оказание консультационных и информационных услуг;
— операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме использования в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), кроме брокерских и иных посреднических услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым налог взимается.
Основным документом, определяющим порядок взимания НДС, является Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 (с последующими изменениями).
Плательщиками НДС являются организации (юридические лица) независимо от форм собственности и ведомственной при¬надлежности, предприятия с иностранными инвестициями, ин¬дивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляю¬щие производственную и иную коммерческую деятельность, а также филиалы, отделения и другие обособленные подразделе¬ния организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) и международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую дея¬тельность на территории РФ.
Объектом налогообложения являются:
1) обороты по реализации на территории Российской Феде¬рации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
2) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленны¬ми таможенным законодательством РФ.
От налога на добавленную стоимость освобождаются:
— экспортируемые за пределы государств—участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые за пределы государств—участников СНГ работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгруз¬ке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностран¬ных грузов через территорию РФ;
— товары и услуги, предназначенные для официального поль¬зования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатиче¬ского и административно-технического персонала этих предста-вительств, включая членов их семей, проживающих с ними;
— услуги городского пассажирского транспорта общего поль¬зования (кроме такси, в том числе маршрутных), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
— квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях;
— стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущест¬ва государственных и муниципальных предприятий, стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государ¬ственного и муниципального жилищного фонда (в порядке при¬ватизации) и в домах, находящихся в собственности обществен¬ных объединений (организаций), а также арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности;
— операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации.*
* К банковским относятся следующие операции, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»:
— привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
— размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
— открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
— кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— выдача банковских гарантий.
Указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных ор¬ганизаций:
— выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
— доверительное управление денежными средствами и иными имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
— осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— предоставление в аренду физическими и юридическими лицами специ¬альных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
— лизинговые операции;
— оказание консультационных и информационных услуг;
— операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме использования в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), кроме брокерских и иных посреднических услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым налог взимается.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Налоговое право и его основные принципы
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:38
Налоговое право — это совокупность правовых норм, регули¬рующих особый вид общественных отношений, включающий разнообразные сферы государственных, имущественных, власт¬но-распорядительных отношений и являющийся особенным ви¬дом финансовых отношений. Иными словами, это правовые нормы, которые в своей совокупности на началах властного юридического подчинения регулируют имущественные отноше¬ния физических и юридических лиц в налоговой сфере.
В Российской Федерации налоговая деятельность осуществля¬ется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 57, п. «3» ст. 71, ст. 132), зафиксировавшей основополагающие положения налогооб¬ложения и сборов, Налоговым кодексом РФ (ч. 1), а также зако¬нами Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г., «О налоге на при¬быль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О на¬логе на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., «О госу¬дарственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., Фе¬деральным законом «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.
Таким образом, налоговое законодательство Российской Феде¬рации состоит из Налогового кодекса РФ (ч. 1) и принятых в соот¬ветствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законода¬тельство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Рос¬сийской Федерации, а также отношения, возникающие в про¬цессе осуществления налогового контроля и привлечения к от¬ветственности за совершение налогового правонарушения.
Основные принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ. Пере¬числим их:
1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2. Принцип равенства налогообложения — предполагается ра¬венство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
3. Принцип справедливости — учитывается фактическая спо¬собность налогоплательщика уплачивать налог при обязательно¬сти каждого участвовать в финансировании расходов государства.
4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансиро¬ванности, — учитывается сбалансированность интересов нало¬гоплательщика и казны государства.
В Российской Федерации налоговая деятельность осуществля¬ется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 57, п. «3» ст. 71, ст. 132), зафиксировавшей основополагающие положения налогооб¬ложения и сборов, Налоговым кодексом РФ (ч. 1), а также зако¬нами Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г., «О налоге на при¬быль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О на¬логе на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., «О госу¬дарственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., Фе¬деральным законом «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.
Таким образом, налоговое законодательство Российской Феде¬рации состоит из Налогового кодекса РФ (ч. 1) и принятых в соот¬ветствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законода¬тельство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Рос¬сийской Федерации, а также отношения, возникающие в про¬цессе осуществления налогового контроля и привлечения к от¬ветственности за совершение налогового правонарушения.
Основные принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ. Пере¬числим их:
1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2. Принцип равенства налогообложения — предполагается ра¬венство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
3. Принцип справедливости — учитывается фактическая спо¬собность налогоплательщика уплачивать налог при обязательно¬сти каждого участвовать в финансировании расходов государства.
4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансиро¬ванности, — учитывается сбалансированность интересов нало¬гоплательщика и казны государства.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Сущность, функции и виды налогов
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 18:01
Как уже говорилось в предыдущих главах, сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества опреде¬ленной части валового внутреннего продукта в виде обязатель¬ного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:
• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действую¬щие в сфере предпринимательства.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
Объектами налогообложения являются:
• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долго¬вым обязательствам);
• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной дея¬тельности; нематериальные блага);
• операции по реализации товаров, работ и услуг;
• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообло¬жения.
Общее количество налогоплательщиков определяется коли¬чеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в на¬логовых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на тер¬ритории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют го-сударственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих от¬числений также является произведенный ВВП.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально без¬возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив¬ного управления.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государствен¬ными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридиче¬ски значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).
В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:
• распределительную (социальную);
• фискальную;
• регулирующую;
• контрольную;
• поощрительную.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким об¬разом реализуется общественное назначение данной экономиче¬ской категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распреде¬лительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущ¬ность как особого централизованного (фискального) инструмен¬та распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное обще¬ственное назначение налогов — формирование финансовых ре¬сурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления соб¬ственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на ос¬нове стабильного и централизованного взимания налогов пре¬вращает государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как экономической категории со¬стоит в том, что появляется возможность количественного отра¬жения налоговых поступлений и их сопоставления с потребно¬стями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях дейст¬вия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в извест¬ной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что-бы налогоплательщик (юридические и физические лица) свое¬временно и в полном объеме уплачивали установленные законо¬дательством налоги.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводствен¬ном процессе. Это прежде всего то, что изначально распредели¬тельная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регули¬ровании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.
Регулирующая функция призвана способствовать решению за¬дач налоговой политики государства посредством налоговых ме¬ханизмов.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введе¬ние специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.
Действующие налоговые льготы по налогообложению при¬были предприятий направлены на стимулирование:
• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действую¬щие в сфере предпринимательства.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
Объектами налогообложения являются:
• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долго¬вым обязательствам);
• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной дея¬тельности; нематериальные блага);
• операции по реализации товаров, работ и услуг;
• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообло¬жения.
Общее количество налогоплательщиков определяется коли¬чеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в на¬логовых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на тер¬ритории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют го-сударственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих от¬числений также является произведенный ВВП.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально без¬возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив¬ного управления.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государствен¬ными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридиче¬ски значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).
В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:
• распределительную (социальную);
• фискальную;
• регулирующую;
• контрольную;
• поощрительную.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким об¬разом реализуется общественное назначение данной экономиче¬ской категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распреде¬лительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущ¬ность как особого централизованного (фискального) инструмен¬та распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное обще¬ственное назначение налогов — формирование финансовых ре¬сурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления соб¬ственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на ос¬нове стабильного и централизованного взимания налогов пре¬вращает государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как экономической категории со¬стоит в том, что появляется возможность количественного отра¬жения налоговых поступлений и их сопоставления с потребно¬стями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях дейст¬вия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в извест¬ной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что-бы налогоплательщик (юридические и физические лица) свое¬временно и в полном объеме уплачивали установленные законо¬дательством налоги.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводствен¬ном процессе. Это прежде всего то, что изначально распредели¬тельная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регули¬ровании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.
Регулирующая функция призвана способствовать решению за¬дач налоговой политики государства посредством налоговых ме¬ханизмов.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.
Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введе¬ние специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.
Действующие налоговые льготы по налогообложению при¬были предприятий направлены на стимулирование:
Коментариев: 0 | Просмотров: 6 |
Возникновение и развитие налоговых систем в мире
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:58
Историю развития налоговых систем в мире вряд ли можно отнести к числу счастливых страниц в книге человечества. В разные времена и в разных странах налоги собирались различ¬ными способами. Как правило, власти облагали определенной данью какой-то регион или округ, назначали человека или орган для сбора налогов и снабжали его инструкцией о том, как это следует делать. Подобная система нередко приводила к тому, что сборщики налогов, наделенные правом залезать в чужие карманы, стремились собрать больше, чем требовало правитель¬ство. По этой причине налоги в истории всегда ассоциирова¬лись с несправедливостью.
Не пользовались популярностью в народе и непосредствен¬ные сборщики налогов, хотя они лишь выполняли волю прави¬тельств. Поскольку сбор налогов — дело хлопотное, требует со¬держания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высо¬кую цену. Он становился «откупщиком». Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, очень ответственно относился к вы¬полнению своих обязанностей.
Из истории известно, что многие города обносились стена¬ми. Но делалось это не только для защиты от врагов. Так, Па¬риж оградили стеной сборщики налогов, откупщики, чтобы ни¬кто не мог ускользнуть от их внимания. Французская революция со сборщиками налогов обошлась особенно жестоко, многие из них погибли. В их числе и великий химик Лавуазье, занимав¬ший в течение 23 лет должность главного откупщика страны. Даже достижения в области химии не спасли ему жизнь.
Именно поэтому сейчас, если государство хочет иметь эф¬фективную налоговую систему, ни одна группа населения не должна нести более тяжкого налогового бремени, чем любая другая. И все население в целом должно видеть, что собранные налоги используются эффективным и приемлемым для него способом. То есть народ должен знать, куда идут налоги, на что были истрачены налоговые деньги.
Кроме того, налогоплательщик обязательно должен верить, что его вклад в виде налога в общее дело достаточно весом. И с точки зрения суммы уплаченных налогов, и с точки зрения его влияния на форму сбора и использования собранных средств. В 1776 г. ранние американские колонисты бросили клич: «Нет на¬логам без правительства». Этот лозунг был вызван к жизни тем обстоятельством, что колонисты были лишены каких-либо прав голоса в английском правительстве, не только угнетавшем их, но и исправно облагавшем налогами, об использовании которых колонисты не имели почти никакого представления. Неадекват¬ная структура налогообложения во многих случаях и во все ис¬торические эпохи оказалась главной причиной антиправительст¬венных выступлений.
Налогообложение в Древней Руси начало складываться в конце IX в. в период объединения древнерусских племен и зе¬мель. Основной его формой были поборы в княжескую казну — дань. Первоначально эти поборы носили нерегулярный характер и существовали в виде контрибуции с побежденных народов. Но в последствии дань превратилась в систематический прямой на¬лог, который уплачивался деньгами, продуктами питания и из¬делиями ремесел.
Косвенные налоги взимались в виде торговых и судебных пошлин. Например, мыт — пошлина, взимавшаяся при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальной раздробленности Руси пошлины взимались за про¬воз товаров по территории владельца земли.
Первые прямые и косвенные русские налоги после сверже¬ния монголо-татарского ига ввел Иван III. Основным прямым налогом был подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особую роль для становления молодого Мо¬сковского государства при Иване III играли целевые налоговые сборы. Ведущее место занимали акцизы и пошлины.
Именно в царствование Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. В первой налоговой декларации — «сош¬ном письме» — площадь земельных участков делилась на услов¬ные податные единицы «сохи», на основании чего и взимались прямые налоги.
Система налогообложения была упорядочена в царствование царя Алексея Михайловича. В 1655 г., например, была создана Счетная палата, функцией которой был контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
В эпоху Петра I из-за постоянной нехватки финансовых средств на ведение войн и строительство городов и крепостей число налогов и акцизов постоянно росло. Вспомним, напри¬мер, знаменитый налог на бороды.
Становление российской налоговой системы продолжалось до революции 1917 г.
В условиях командной экономики стимул к «закручиванию налоговой гайки» был особенно велик. После 1917 г. эксплуата¬ция национальных ресурсов становилась все более грабитель¬ской и все сильнее она отклонялась от лозунгов, провозглашен¬ных революцией.
Не пользовались популярностью в народе и непосредствен¬ные сборщики налогов, хотя они лишь выполняли волю прави¬тельств. Поскольку сбор налогов — дело хлопотное, требует со¬держания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высо¬кую цену. Он становился «откупщиком». Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, очень ответственно относился к вы¬полнению своих обязанностей.
Из истории известно, что многие города обносились стена¬ми. Но делалось это не только для защиты от врагов. Так, Па¬риж оградили стеной сборщики налогов, откупщики, чтобы ни¬кто не мог ускользнуть от их внимания. Французская революция со сборщиками налогов обошлась особенно жестоко, многие из них погибли. В их числе и великий химик Лавуазье, занимав¬ший в течение 23 лет должность главного откупщика страны. Даже достижения в области химии не спасли ему жизнь.
Именно поэтому сейчас, если государство хочет иметь эф¬фективную налоговую систему, ни одна группа населения не должна нести более тяжкого налогового бремени, чем любая другая. И все население в целом должно видеть, что собранные налоги используются эффективным и приемлемым для него способом. То есть народ должен знать, куда идут налоги, на что были истрачены налоговые деньги.
Кроме того, налогоплательщик обязательно должен верить, что его вклад в виде налога в общее дело достаточно весом. И с точки зрения суммы уплаченных налогов, и с точки зрения его влияния на форму сбора и использования собранных средств. В 1776 г. ранние американские колонисты бросили клич: «Нет на¬логам без правительства». Этот лозунг был вызван к жизни тем обстоятельством, что колонисты были лишены каких-либо прав голоса в английском правительстве, не только угнетавшем их, но и исправно облагавшем налогами, об использовании которых колонисты не имели почти никакого представления. Неадекват¬ная структура налогообложения во многих случаях и во все ис¬торические эпохи оказалась главной причиной антиправительст¬венных выступлений.
Налогообложение в Древней Руси начало складываться в конце IX в. в период объединения древнерусских племен и зе¬мель. Основной его формой были поборы в княжескую казну — дань. Первоначально эти поборы носили нерегулярный характер и существовали в виде контрибуции с побежденных народов. Но в последствии дань превратилась в систематический прямой на¬лог, который уплачивался деньгами, продуктами питания и из¬делиями ремесел.
Косвенные налоги взимались в виде торговых и судебных пошлин. Например, мыт — пошлина, взимавшаяся при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальной раздробленности Руси пошлины взимались за про¬воз товаров по территории владельца земли.
Первые прямые и косвенные русские налоги после сверже¬ния монголо-татарского ига ввел Иван III. Основным прямым налогом был подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особую роль для становления молодого Мо¬сковского государства при Иване III играли целевые налоговые сборы. Ведущее место занимали акцизы и пошлины.
Именно в царствование Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. В первой налоговой декларации — «сош¬ном письме» — площадь земельных участков делилась на услов¬ные податные единицы «сохи», на основании чего и взимались прямые налоги.
Система налогообложения была упорядочена в царствование царя Алексея Михайловича. В 1655 г., например, была создана Счетная палата, функцией которой был контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
В эпоху Петра I из-за постоянной нехватки финансовых средств на ведение войн и строительство городов и крепостей число налогов и акцизов постоянно росло. Вспомним, напри¬мер, знаменитый налог на бороды.
Становление российской налоговой системы продолжалось до революции 1917 г.
В условиях командной экономики стимул к «закручиванию налоговой гайки» был особенно велик. После 1917 г. эксплуата¬ция национальных ресурсов становилась все более грабитель¬ской и все сильнее она отклонялась от лозунгов, провозглашен¬ных революцией.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: