НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства -1
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:50
Бюджетные права являются неотъемлемым элементом пра¬вового статуса любого субъекта бюджетного права. Через систе¬му этих прав определяются участие субъектов в формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в осуществлении бюджетной деятельности.
Основными актами, определяющими бюджетные права Рос¬сийской Федерации, ее субъектов и органов местного само¬управления, являются законы «Об основах бюджетного устрой¬ства и бюджетного процесса в Российской Федерации» и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использо¬ванию внебюджетных фондов представительных и исполнитель¬ных органов государственной власти республик в составе Рос¬сийской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», а также законы республик в составе РФ и решения представительных органов власти других субъек¬тов РФ, принятые ими в соответствии с российскими основами бюджетного законодательства.
Кроме того, бюджетные права регламентируются и всеми другими правовыми актами, которые выступают в качестве ис¬точников бюджетного права.
В зависимости от группы бюджетных правоотношений, в рамках которых реализуются бюджетные права субъектов, они могут быть материального и процессуального характера. По субъективному составу бюджетные права могут принадлежать как конкретным представительным и исполнительным органам власти разного уровня, так и государству в целом, администра¬тивно-территориальным образованиям.
Распределение бюджетных прав по вертикали, т.е. между представительными и исполнительными органами власти раз¬ного уровня, ровно как и между Российской Федерацией и ее субъектами, основано на конституционных нормах и договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между фе¬деральными органами государственной власти и органами вла¬сти субъектов Федерации. Вертикальное распределение бюд¬жетных прав между выше- и нижестоящими субъектами тесно связано с государственным суверенитетом соответствующих субъектов.
Распределение бюджетных прав между представительными и исполнительными органами власти одного уровня, т. е. по гори¬зонтали, основано на конституционных нормах о разделении компетенции между различными ветвями власти.
Бюджетные права на федеральном, республиканском, обла¬стном, краевом и местном уровнях осуществляются соответст¬вующими представительными и исполнительными органами власти. В связи с этим территориальный уровень рассмотрения бюджетных прав является более предпочтительным, так как бюджетные права государства и административно-территориаль¬ных образований полностью поглощают бюджетные права орга¬нов власти соответствующих образований.
Под бюджетными правами Российской Федерации и адми¬нистративно-территориальных образований понимается сово¬купность их прав и обязанностей в области бюджетной деятель¬ности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти.
Бюджетные права Российской Федерации, исходя из особен¬ностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы:
1) бюджетные права Российской Федерации как суверенно¬го, единого и неделимого федеративного государства;
2) бюджетные права Российской Федерации в отношении собственного и нижестоящего бюджетов.
Первая группа бюджетных прав основана на конституцион¬ных нормах, устанавливающих, что суверенитет Российской Фе¬дерации распространяется на всю ее территорию и что в веде¬нии Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и та¬моженное регулирование. Российская Федерация имеет такие бюджетные права, которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления.
К бюджетным правам Российской Федерации как единого и неделимого суверенного федеративного государства можно от¬нести:
• установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ;
• определение видов расходов, включаемых в бюджет теку¬щих расходов и в бюджет развития;
• определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
• установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня;
• установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе РФ;
• утверждение единых бюджетных классификаций, дейст¬вующих на всей территории РФ, и их виды;
• установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления;
• установление основ бюджетных прав субъектов РФ и ор¬ганов местного самоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами;
• осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории Россий¬ской Федерации;
• установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней;
• составление консолидированного бюджета Российской Федерации.
Вторая группа бюджетных прав включает права по формиро¬ванию, распределению и использованию федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территори¬ального уровня, а именно право на:
• свой бюджет;
• получение закрепленных доходов, включаемых в феде¬ральный бюджет;
• определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направле¬ниям;
• организацию и осуществление бюджетного процесса;
• установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения;
• утверждение перечня защищенных статей текущих расхо¬дов федерального бюджета;
• утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета;
• образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета;
• законодательное регулирование всех вопросов по форми¬рованию, распределению и использованию федерального бюджета;
• утверждение порядка реализации стадий бюджетного про¬цесса на федеральном уровне;
• определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета;
• уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения;
• введение механизма секвестра по федеральному бюджету;
• утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
Бюджетные права Российской Федерации по отношению к бюджетам ее субъектов включает:
• утверждение дифференцированных или единых нормати¬вов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджеты субъектов РФ;
• определение размеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использова¬ния и иных условий их предоставления;
• определение размеров дотаций, передаваемых из феде¬рального бюджета в бюджеты субъектов РФ;
• принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из феде¬рального бюджета и их использование;
Основными актами, определяющими бюджетные права Рос¬сийской Федерации, ее субъектов и органов местного само¬управления, являются законы «Об основах бюджетного устрой¬ства и бюджетного процесса в Российской Федерации» и «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использо¬ванию внебюджетных фондов представительных и исполнитель¬ных органов государственной власти республик в составе Рос¬сийской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», а также законы республик в составе РФ и решения представительных органов власти других субъек¬тов РФ, принятые ими в соответствии с российскими основами бюджетного законодательства.
Кроме того, бюджетные права регламентируются и всеми другими правовыми актами, которые выступают в качестве ис¬точников бюджетного права.
В зависимости от группы бюджетных правоотношений, в рамках которых реализуются бюджетные права субъектов, они могут быть материального и процессуального характера. По субъективному составу бюджетные права могут принадлежать как конкретным представительным и исполнительным органам власти разного уровня, так и государству в целом, администра¬тивно-территориальным образованиям.
Распределение бюджетных прав по вертикали, т.е. между представительными и исполнительными органами власти раз¬ного уровня, ровно как и между Российской Федерацией и ее субъектами, основано на конституционных нормах и договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между фе¬деральными органами государственной власти и органами вла¬сти субъектов Федерации. Вертикальное распределение бюд¬жетных прав между выше- и нижестоящими субъектами тесно связано с государственным суверенитетом соответствующих субъектов.
Распределение бюджетных прав между представительными и исполнительными органами власти одного уровня, т. е. по гори¬зонтали, основано на конституционных нормах о разделении компетенции между различными ветвями власти.
Бюджетные права на федеральном, республиканском, обла¬стном, краевом и местном уровнях осуществляются соответст¬вующими представительными и исполнительными органами власти. В связи с этим территориальный уровень рассмотрения бюджетных прав является более предпочтительным, так как бюджетные права государства и административно-территориаль¬ных образований полностью поглощают бюджетные права орга¬нов власти соответствующих образований.
Под бюджетными правами Российской Федерации и адми¬нистративно-территориальных образований понимается сово¬купность их прав и обязанностей в области бюджетной деятель¬ности, осуществляемых соответствующими представительными и исполнительными органами власти.
Бюджетные права Российской Федерации, исходя из особен¬ностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы:
1) бюджетные права Российской Федерации как суверенно¬го, единого и неделимого федеративного государства;
2) бюджетные права Российской Федерации в отношении собственного и нижестоящего бюджетов.
Первая группа бюджетных прав основана на конституцион¬ных нормах, устанавливающих, что суверенитет Российской Фе¬дерации распространяется на всю ее территорию и что в веде¬нии Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и та¬моженное регулирование. Российская Федерация имеет такие бюджетные права, которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления.
К бюджетным правам Российской Федерации как единого и неделимого суверенного федеративного государства можно от¬нести:
• установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной системе РФ;
• определение видов расходов, включаемых в бюджет теку¬щих расходов и в бюджет развития;
• определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
• установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня;
• установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе РФ;
• утверждение единых бюджетных классификаций, дейст¬вующих на всей территории РФ, и их виды;
• установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления;
• установление основ бюджетных прав субъектов РФ и ор¬ганов местного самоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами;
• осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории Россий¬ской Федерации;
• установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней;
• составление консолидированного бюджета Российской Федерации.
Вторая группа бюджетных прав включает права по формиро¬ванию, распределению и использованию федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территори¬ального уровня, а именно право на:
• свой бюджет;
• получение закрепленных доходов, включаемых в феде¬ральный бюджет;
• определение направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по этим направле¬ниям;
• организацию и осуществление бюджетного процесса;
• установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения;
• утверждение перечня защищенных статей текущих расхо¬дов федерального бюджета;
• утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета;
• образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета;
• законодательное регулирование всех вопросов по форми¬рованию, распределению и использованию федерального бюджета;
• утверждение порядка реализации стадий бюджетного про¬цесса на федеральном уровне;
• определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета;
• уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения;
• введение механизма секвестра по федеральному бюджету;
• утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
Бюджетные права Российской Федерации по отношению к бюджетам ее субъектов включает:
• утверждение дифференцированных или единых нормати¬вов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджеты субъектов РФ;
• определение размеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использова¬ния и иных условий их предоставления;
• определение размеров дотаций, передаваемых из феде¬рального бюджета в бюджеты субъектов РФ;
• принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из феде¬рального бюджета и их использование;
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства -2
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:50
Законодательные представительные органы субъектов Рос¬сийской Федерации вправе вводить региональные налоги и сбо¬ры, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять на¬логовые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации (ст. 59 п.1 БК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде¬рации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рас¬срочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе¬дерации имеют право предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъек¬тов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федера¬ции, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджет¬ным кодексом РФ.
На современном этапе в Российской Федерации неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в об¬ласти руководства хозяйственным и социально-культурным строи-тельством на подведомственной территории, осуществляют ру¬ководство жилищным строительством, образованием и здраво¬охранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.
Бюджетные права органов местного самоуправления закреп¬лены в законодательных актах Российской Федерации 1991— 1997 гг.
Статья 132 Конституции РФ гласит, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и ис¬полняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
При формировании своих бюджетов органы местного само¬управления самостоятельно определяют направления расходов бюджетов и объемы ассигнований по всем статьям использова¬ния бюджетных средств. В рамках своего бюджета органы мест¬ного самоуправления имеют право образовывать оборотную кас¬совую наличность и использовать ее на покрытие временных кассовых разрывов с обязательным восстановлением в полном объеме в конце финансового года. Им предоставлено также пра¬во образовывать резервные и целевые фонды в системе своего бюджета.
При получении дополнительных доходов в процессе испол¬нения местных бюджетов органы местного самоуправления имеют право оставлять их в собственное распоряжение и ис¬пользовать по своему усмотрению.
Если в процессе исполнения местных бюджетов произошло уменьшение их доходов или увеличение расходов в результате принятия решения представительными органами власти Россий¬ской Федерации или ее субъектов, то недостающие средства ме¬стных бюджетов должны быть компенсированы за счет средств соответственно федерального бюджета или бюджета соответст¬вующего субъекта РФ. Аналогичным образом должен возме¬щаться ущерб, причиненный местным бюджетам неправомер¬ными решениями представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.
Представительные органы местной власти осуществляют контроль за исполнением соответствующего местного бюджета и утверждают отчет об исполнении своего бюджета.
В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г. №1550-1 закреплено понятие «самоуправление», призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности гра¬ждан в решении вопросов охраны окружающей среды, реализа¬ции гражданских прав; определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюд¬жетных и внебюджетных средств кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.
Помимо этого в Законе закреплены положения о том, что местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утвер¬ждают и исполняют свои бюджеты. При этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения за местными орга¬нами власти в Законе закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов. При этом впервые в Законе записано, что для определения общего объема финан¬совых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, местными органами власти составляется территори¬альный сводный финансовый баланс. Государственные и обще-ственные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его составления.
В данном Законе также закреплено право местных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансо¬вых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение фи¬нансовых ресурсов местных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий.
Законом регламентируются взаимоотношения местных орга¬нов власти с предприятиями, расположенными на их террито¬рии. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли (дохода). За местными органами закреплено право без согласования с вышестоящими органами создавать предприятия, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать терри¬ториальные и межтерриториальные, отраслевые и межотрасле¬вые органы управления местным хозяйством.
Определены права местных органов власти в области планиро¬вания материально-технического снабжения, оговорено участие во внешнеэкономических связях. При этом местные органы способ¬ствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, расположенных на их территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производств конкуренто¬способной на внешнем рынке продукции, работ и услуг.
Местным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов предоставлены следующие права:
• самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
• в пределах имеющихся средств увеличивать сверх центра¬лизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здраво-охранения, народного образования, социального обеспе¬чения, правоохранительных органов;
• устанавливать дополнительные льготы и пособия для уси¬ления помощи отдельным категориям населения; образо¬вывать резервные фонды.
В Законе «Об основах бюджетных прав и прав по формиро¬ванию и использованию внебюджетных фондов представитель¬ных и исполнительных органов государственной власти респуб¬лик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, города Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» права местных органов власти в об¬ласти финансово-бюджетных отношений нашли свое дальней-шее развитие. В общих положениях Закона сформулированы понятия минимальных социальных и финансовых норм, сред¬ней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регулирования финансовых отношений.
В разделе «Расходная часть бюджетов» определены права региональных органов власти по формированию расходов бюд¬жетов, при этом зафиксировано не только положение о бюджете текущих расходов и бюджете развития, но и содержание этих бюджетов. Региональные бюджеты — главная финансовая база региональных органов власти.
В Законе регламентируется бюджетный процесс; в отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения про¬ектов бюджетов и утверждения бюджетов, исполнения бюджета, контроля за использованием внебюджетных и валютных фондов и т.д. Закон определяет права местных органов власти при рас¬смотрении разногласий по формированию их бюджетов, закреп¬лено положение об образовании при рассмотрении разногласий согласительных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти.
Вопросы, касающиеся местных финансов отражены также в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федера¬ции»; в Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, кра¬ям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», определяющем права терри¬торий на получение финансовой помощи в виде целевых суб¬венций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов; в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправ¬ления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ, где сказано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера¬ции обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты и что минимально необходимые расходы местных бюджетов уста¬навливаются законами субъектов Российской Федерации на ос¬нове нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; в Федеральном Законе «О финансовых основах местного само¬управления» №126-ФЗ от 25 сентября 1997 г, где регламентиру¬ется порядок формирования и использования финансовых ресур¬сов местного самоуправления; финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между бюджетами. В данном Законе закреплен принцип формирования ме¬стных бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде¬рации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рас¬срочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе¬дерации имеют право предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъек¬тов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федера¬ции, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджет¬ным кодексом РФ.
На современном этапе в Российской Федерации неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в об¬ласти руководства хозяйственным и социально-культурным строи-тельством на подведомственной территории, осуществляют ру¬ководство жилищным строительством, образованием и здраво¬охранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.
Бюджетные права органов местного самоуправления закреп¬лены в законодательных актах Российской Федерации 1991— 1997 гг.
Статья 132 Конституции РФ гласит, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и ис¬полняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
При формировании своих бюджетов органы местного само¬управления самостоятельно определяют направления расходов бюджетов и объемы ассигнований по всем статьям использова¬ния бюджетных средств. В рамках своего бюджета органы мест¬ного самоуправления имеют право образовывать оборотную кас¬совую наличность и использовать ее на покрытие временных кассовых разрывов с обязательным восстановлением в полном объеме в конце финансового года. Им предоставлено также пра¬во образовывать резервные и целевые фонды в системе своего бюджета.
При получении дополнительных доходов в процессе испол¬нения местных бюджетов органы местного самоуправления имеют право оставлять их в собственное распоряжение и ис¬пользовать по своему усмотрению.
Если в процессе исполнения местных бюджетов произошло уменьшение их доходов или увеличение расходов в результате принятия решения представительными органами власти Россий¬ской Федерации или ее субъектов, то недостающие средства ме¬стных бюджетов должны быть компенсированы за счет средств соответственно федерального бюджета или бюджета соответст¬вующего субъекта РФ. Аналогичным образом должен возме¬щаться ущерб, причиненный местным бюджетам неправомер¬ными решениями представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.
Представительные органы местной власти осуществляют контроль за исполнением соответствующего местного бюджета и утверждают отчет об исполнении своего бюджета.
В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г. №1550-1 закреплено понятие «самоуправление», призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности гра¬ждан в решении вопросов охраны окружающей среды, реализа¬ции гражданских прав; определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюд¬жетных и внебюджетных средств кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.
Помимо этого в Законе закреплены положения о том, что местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утвер¬ждают и исполняют свои бюджеты. При этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения за местными орга¬нами власти в Законе закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов. При этом впервые в Законе записано, что для определения общего объема финан¬совых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, местными органами власти составляется территори¬альный сводный финансовый баланс. Государственные и обще-ственные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти сведения, необходимые для его составления.
В данном Законе также закреплено право местных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансо¬вых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение фи¬нансовых ресурсов местных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий.
Законом регламентируются взаимоотношения местных орга¬нов власти с предприятиями, расположенными на их террито¬рии. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли (дохода). За местными органами закреплено право без согласования с вышестоящими органами создавать предприятия, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать терри¬ториальные и межтерриториальные, отраслевые и межотрасле¬вые органы управления местным хозяйством.
Определены права местных органов власти в области планиро¬вания материально-технического снабжения, оговорено участие во внешнеэкономических связях. При этом местные органы способ¬ствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, расположенных на их территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производств конкуренто¬способной на внешнем рынке продукции, работ и услуг.
Местным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов предоставлены следующие права:
• самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
• в пределах имеющихся средств увеличивать сверх центра¬лизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здраво-охранения, народного образования, социального обеспе¬чения, правоохранительных органов;
• устанавливать дополнительные льготы и пособия для уси¬ления помощи отдельным категориям населения; образо¬вывать резервные фонды.
В Законе «Об основах бюджетных прав и прав по формиро¬ванию и использованию внебюджетных фондов представитель¬ных и исполнительных органов государственной власти респуб¬лик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, города Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» права местных органов власти в об¬ласти финансово-бюджетных отношений нашли свое дальней-шее развитие. В общих положениях Закона сформулированы понятия минимальных социальных и финансовых норм, сред¬ней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регулирования финансовых отношений.
В разделе «Расходная часть бюджетов» определены права региональных органов власти по формированию расходов бюд¬жетов, при этом зафиксировано не только положение о бюджете текущих расходов и бюджете развития, но и содержание этих бюджетов. Региональные бюджеты — главная финансовая база региональных органов власти.
В Законе регламентируется бюджетный процесс; в отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения про¬ектов бюджетов и утверждения бюджетов, исполнения бюджета, контроля за использованием внебюджетных и валютных фондов и т.д. Закон определяет права местных органов власти при рас¬смотрении разногласий по формированию их бюджетов, закреп¬лено положение об образовании при рассмотрении разногласий согласительных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти.
Вопросы, касающиеся местных финансов отражены также в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федера¬ции»; в Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, кра¬ям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», определяющем права терри¬торий на получение финансовой помощи в виде целевых суб¬венций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов; в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправ¬ления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ, где сказано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера¬ции обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты и что минимально необходимые расходы местных бюджетов уста¬навливаются законами субъектов Российской Федерации на ос¬нове нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; в Федеральном Законе «О финансовых основах местного само¬управления» №126-ФЗ от 25 сентября 1997 г, где регламентиру¬ется порядок формирования и использования финансовых ресур¬сов местного самоуправления; финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между бюджетами. В данном Законе закреплен принцип формирования ме¬стных бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:48
Использование бюджета в социально-экономическом развитии государства предопределяет наличие социальной группы правовых норм, регулирующих возникающие в связи с этим отношения. Такие юридические нормы образуют один из разделов финансового права — «Бюджетное право Российской Федерации», который включает несколько финансово-правовых инсти¬тутов. Они регулируют общественные отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования бюджетов как составной части финансовой системы. Из вышесказан¬ного следует, что бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регу¬лирующих общественные (финансовые) отношения, возникаю¬щие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
Отношения, возникающие по поводу образования, распреде¬ления и использования бюджетных фондов, составляют предмет бюджетного права. Круг этих отношений достаточно широк. К ним, например, относятся отношения, связанные:
1) с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации;
2) с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации и распределением их между бюджетами разного уровня;
3) с разграничением бюджетной компетенции между Россий¬ской Федерацией, ее субъектами и органами местного само¬управления;
4) с организацией бюджетного процесса, т. е. установлением порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении соответствующих бюджетов;
5) с организацией контроля за исполнением бюджетов.
Каждая из указанных групп бюджетных отношений включает совокупность более конкретных отношений, причем все они взаимосвязаны. Не могут реализовываться отношения по уста¬новлению структуры доходов и расходов бюджетной системы без отношений по установлению самой этой системы. В свою очередь и те и другие отношения не могут быть реализованы без определения компетенции государственных органов по установ¬лению бюджетной системы и структуры доходов и расходов бюджета соответствующего уровня.
Перечисленные группы общественных отношений, урегули¬рованные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями. Они возникают в процессе бюджетной дея¬тельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию бюджетов. Другая особенность бюджетных пра¬воотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений.
Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:
1. Государство, национально-государственные и администра¬тивно-территориальные образования.
2. Представительные и исполнительные органы государствен¬ной и местной власти.
3. Государственные и муниципальные организации.
К первой группе относятся: Российская Федерация, республи¬ки в составе Российской Федерации, автономная область, авто¬номные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоот¬ношениях через свои представительные и исполнительные орга¬ны власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, рес¬публики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюд¬жетных прав и бюджетных обязанностей.
Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений от¬носятся: представительные органы власти разного уровня; Пра¬вительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система фи¬нансовых органов; финансовые управления и отделы; Феде¬ральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.
Бюджетные правоотношения могут возникать между предста¬вительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и ис-полнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными орга¬низациями этого же уровня подведомственности (а в определен¬ных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.
К третьей группе субъектов бюджетных отношений относят¬ся: государственные и муниципальные предприятия; государст¬венные и муниципальные учреждения, финансируемые из соот¬ветствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различ¬ных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.
Отношения, возникающие по поводу образования, распреде¬ления и использования бюджетных фондов, составляют предмет бюджетного права. Круг этих отношений достаточно широк. К ним, например, относятся отношения, связанные:
1) с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации;
2) с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации и распределением их между бюджетами разного уровня;
3) с разграничением бюджетной компетенции между Россий¬ской Федерацией, ее субъектами и органами местного само¬управления;
4) с организацией бюджетного процесса, т. е. установлением порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении соответствующих бюджетов;
5) с организацией контроля за исполнением бюджетов.
Каждая из указанных групп бюджетных отношений включает совокупность более конкретных отношений, причем все они взаимосвязаны. Не могут реализовываться отношения по уста¬новлению структуры доходов и расходов бюджетной системы без отношений по установлению самой этой системы. В свою очередь и те и другие отношения не могут быть реализованы без определения компетенции государственных органов по установ¬лению бюджетной системы и структуры доходов и расходов бюджета соответствующего уровня.
Перечисленные группы общественных отношений, урегули¬рованные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями. Они возникают в процессе бюджетной дея¬тельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию бюджетов. Другая особенность бюджетных пра¬воотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений.
Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:
1. Государство, национально-государственные и администра¬тивно-территориальные образования.
2. Представительные и исполнительные органы государствен¬ной и местной власти.
3. Государственные и муниципальные организации.
К первой группе относятся: Российская Федерация, республи¬ки в составе Российской Федерации, автономная область, авто¬номные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоот¬ношениях через свои представительные и исполнительные орга¬ны власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, рес¬публики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюд¬жетных прав и бюджетных обязанностей.
Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений от¬носятся: представительные органы власти разного уровня; Пра¬вительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система фи¬нансовых органов; финансовые управления и отделы; Феде¬ральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.
Бюджетные правоотношения могут возникать между предста¬вительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и ис-полнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными орга¬низациями этого же уровня подведомственности (а в определен¬ных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.
К третьей группе субъектов бюджетных отношений относят¬ся: государственные и муниципальные предприятия; государст¬венные и муниципальные учреждения, финансируемые из соот¬ветствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различ¬ных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Бюджетная система Российской Федерации
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:47
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10. Бюджетного кодекса РФ):
• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты госу¬дарственных внебюджетных фондов;
• второй уровень — бюджеты субъектов Российской Феде¬рации и бюджеты территориальных государственных вне¬бюджетных фондов;
• третий уровень — местные бюджеты.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Он утвер¬ждается парламентом России.
Республиканский бюджет Российской Федерации (или феде¬ральный бюджет России)— главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной систе¬мы страны. Республиканский бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств госу¬дарства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предпри¬ятий различных форм собственности и частично доходы населе¬ния. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, укрепление обороноспо-собности страны, содержание органов государственного управ¬ления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федера¬ции, погашение и обслуживание государственного долга.
Основными функциями бюджета являются следующие:
1) перераспределение национального дохода и ВВП;
2) государственное регулирование и стимулирование эконо¬мики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизо¬ванного фонда денежных средств.
При рыночной экономике государственный бюджет сохраня¬ет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воз¬действия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения произ¬водительных сил, подъема экономики и культуры на всей терри¬тории Российской Федерации.
Бюджет способствует формированию рациональной структу¬ры общественного производства, более эффективному использо¬ванию государственных средств. Важное значение имеет соци¬альная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное и качественное развитие работника — главной производительной силы общества — основной показа¬тель экономического прогресса.
В процессе финансового планирования через бюджет оказы¬вается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учрежде¬ния непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет, как уже говорилось, выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый до¬ход, создаваемый на предприятиях различных форм собственно¬сти сферы материального производства, он влияет на размеры накопления, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наи¬более целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансо¬вых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах пред¬приятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народ¬ного хозяйства.
Бюджетное устройство Российской Федерации — это орга¬низация бюджетной системы, принцип ее построения.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Рос¬сийской Федерации, это регулируемая нормами права совокуп¬ность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджет¬ных фондов (ст. 6 БК РФ).
Единство бюджетной системы обеспечивается единой право¬вой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и на¬логовой политикой.
В статье 28 Бюджетного кодекса РФ указаны принципы бюджетной системы Российской Федерации: единство; само¬стоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покры¬тие расходов бюджетов; гласность достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.
• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты госу¬дарственных внебюджетных фондов;
• второй уровень — бюджеты субъектов Российской Феде¬рации и бюджеты территориальных государственных вне¬бюджетных фондов;
• третий уровень — местные бюджеты.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Он утвер¬ждается парламентом России.
Республиканский бюджет Российской Федерации (или феде¬ральный бюджет России)— главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной систе¬мы страны. Республиканский бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств госу¬дарства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предпри¬ятий различных форм собственности и частично доходы населе¬ния. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, укрепление обороноспо-собности страны, содержание органов государственного управ¬ления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федера¬ции, погашение и обслуживание государственного долга.
Основными функциями бюджета являются следующие:
1) перераспределение национального дохода и ВВП;
2) государственное регулирование и стимулирование эконо¬мики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизо¬ванного фонда денежных средств.
При рыночной экономике государственный бюджет сохраня¬ет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воз¬действия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения произ¬водительных сил, подъема экономики и культуры на всей терри¬тории Российской Федерации.
Бюджет способствует формированию рациональной структу¬ры общественного производства, более эффективному использо¬ванию государственных средств. Важное значение имеет соци¬альная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное и качественное развитие работника — главной производительной силы общества — основной показа¬тель экономического прогресса.
В процессе финансового планирования через бюджет оказы¬вается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учрежде¬ния непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет, как уже говорилось, выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый до¬ход, создаваемый на предприятиях различных форм собственно¬сти сферы материального производства, он влияет на размеры накопления, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наи¬более целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансо¬вых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах пред¬приятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, и прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народ¬ного хозяйства.
Бюджетное устройство Российской Федерации — это орга¬низация бюджетной системы, принцип ее построения.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Рос¬сийской Федерации, это регулируемая нормами права совокуп¬ность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджет¬ных фондов (ст. 6 БК РФ).
Единство бюджетной системы обеспечивается единой право¬вой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и на¬логовой политикой.
В статье 28 Бюджетного кодекса РФ указаны принципы бюджетной системы Российской Федерации: единство; само¬стоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покры¬тие расходов бюджетов; гласность достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Краткая история становления и развития бюджета
Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:47
Бюджет — центральное звено финансовой системы, в лю¬бом государстве он включает одно и то же: налоги, займы, рас¬ходы и т.д. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Се¬годня бюджет необходим каждому государству для удовлетворе¬ния общественных потребностей в денежном фонде.
Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европей¬ских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основан¬ная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюд¬жет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.
Бюджет (Bydjet) в переводе с английского означало мешок. Когда палата общин в Англии XVI — XVII вв. утверждала суб¬сидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казна¬чейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хра¬нилась бумага с соответствующим законопроектом. Это дейст¬вие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюд¬жетом стал называться и документ, который содержал утвер¬ждаемые парламентом план доходов и расходов государства.
Конечно, правильнее было бы назвать этот документ бюд¬жетным планом. Иначе этот документ называли также «роспись денежных доходов и расходов государства», «смета доходов и расходов государства», «государственная роспись».
Так что же такое бюджет? Для определения данного понятия обратимся к понятию «финансы». Финансы — это система им¬перативных денежных отношений, в процессе которых аккуму¬лируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Бюджет также представляет собой систему денежных отношений.
То есть бюджет — это система императивных денежных от¬ношений, в процессе которых образуется и используется бюджет¬ный фонд.
Но обратимся к истории.
Глубокие перемены, произошедшие в конце XVIII — начале XIX столетий в области политики, в социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке.
Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных бюджетов и долгов. Этот рост вначале казался явлением исключительным.
Финансисты начала XIX в. считали, что с наступлением спо¬койных времен бюджет уменьшиться, но рост бюджетов к концу XIX в. превзошел все ожидания. Возник вопрос о необходимо¬сти планомерной деятельности. Средством достижения такой планомерности стал государственный бюджет, нашедший свое цифровое выражение в форме государственной росписи доходов и расходов. С этой точки зрения бюджет превратился в необхо¬димое условие развитого государственного хозяйства.
Итак, существенный признак бюджета — его плановость. Бюджет (в теории и на практике) — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть ро¬довой признак, объединяющий бюджет с другими видами фи¬нансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просмат¬ривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины XX в.
Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определенный период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил назва¬ние финансового. Финансовым годом, или периодом, называется время, протекающее между открытием и закрытием государст¬венного счетоводства. В большинстве стран он соответствует ка¬лендарному году (страны СНГ, Италия, Франция и др.), а в не¬которых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Велико¬британия, Япония), или длится с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Тур¬ция). Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.
Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определенных правовых норм, что нашло отражение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе, рассматривать проект бюджета, утвер¬ждать государственный бюджет и контролировать его исполне¬ние (ст. 106 Конституции РФ). Причем в это право входит не только окончательное рассмотрение росписи всех государствен¬ных расходов и доходов, т. е. бюджетного «плана, ее утвержде¬ние, но и права, касающиеся финансовой деятельности государ¬ства: установления, отмены или изменения налогов, регулиро¬вания денежной системы, при дефиците бюджета изыскания чрезвычайных ресурсов, в частности в форме государственного кредита. Основой же бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельный бюджет. Отсюда вытекает тот широкий круг бюджетных полномочий, посредством которых и осуществляется бюджетное право.
Таким образом, бюджетным правом называется совокуп¬ность всех тех законов, которые определяют порядок составле¬ния, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюд-жетное право определяет, кто должен составлять проект бюд¬жета и в каком порядке, кто должен окончательно сводить его в одно целое, какие учреждения принимают участие в обсуж¬дении проекта бюджета, кто его утверждает и в каком порядке.
Следовательно, бюджет выступает как норма, связывающая деятельность государственных финансовых органов, и прежде всего министерства финансов. Вотирование бюджета и разгра¬ничение функций между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа.
По своей природе бюджет — политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предло¬женная исполнительной властью на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит вы¬ражением доверия правительству со стороны большинства чле¬нов парламента, отклонение — есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных пра-вил поэтому носят характер чисто политический.
Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно СССР и Российской Федерации, не только подтверждает пра¬вильность выводов относительно политической природы бюдже¬та, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.
В России порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распоряди¬телем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов».
Реформы 60-х гг. способствовали развитию российского бюджетного законодательства. Учрежденная в 1906 г. I Государ¬ственная Дума наряду с реформированным Государственным советом, созданным в 1810 г., была привлечена к рассмотрению государственного бюджета. С изданием «Правил (8 марта 1906 г.) о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» в России возникает бюджетное право как таковое.
После Февральской революции при Временном правительст¬ве расходы производились на основании отдельных кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигно¬ванные по сметам 1917 г. (Подробнее об этом см. в главе «Фи¬нансовое право».)
Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европей¬ских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основан¬ная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюд¬жет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.
Бюджет (Bydjet) в переводе с английского означало мешок. Когда палата общин в Англии XVI — XVII вв. утверждала суб¬сидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казна¬чейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хра¬нилась бумага с соответствующим законопроектом. Это дейст¬вие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюд¬жетом стал называться и документ, который содержал утвер¬ждаемые парламентом план доходов и расходов государства.
Конечно, правильнее было бы назвать этот документ бюд¬жетным планом. Иначе этот документ называли также «роспись денежных доходов и расходов государства», «смета доходов и расходов государства», «государственная роспись».
Так что же такое бюджет? Для определения данного понятия обратимся к понятию «финансы». Финансы — это система им¬перативных денежных отношений, в процессе которых аккуму¬лируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Бюджет также представляет собой систему денежных отношений.
То есть бюджет — это система императивных денежных от¬ношений, в процессе которых образуется и используется бюджет¬ный фонд.
Но обратимся к истории.
Глубокие перемены, произошедшие в конце XVIII — начале XIX столетий в области политики, в социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке.
Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных бюджетов и долгов. Этот рост вначале казался явлением исключительным.
Финансисты начала XIX в. считали, что с наступлением спо¬койных времен бюджет уменьшиться, но рост бюджетов к концу XIX в. превзошел все ожидания. Возник вопрос о необходимо¬сти планомерной деятельности. Средством достижения такой планомерности стал государственный бюджет, нашедший свое цифровое выражение в форме государственной росписи доходов и расходов. С этой точки зрения бюджет превратился в необхо¬димое условие развитого государственного хозяйства.
Итак, существенный признак бюджета — его плановость. Бюджет (в теории и на практике) — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть ро¬довой признак, объединяющий бюджет с другими видами фи¬нансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просмат¬ривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины XX в.
Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определенный период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил назва¬ние финансового. Финансовым годом, или периодом, называется время, протекающее между открытием и закрытием государст¬венного счетоводства. В большинстве стран он соответствует ка¬лендарному году (страны СНГ, Италия, Франция и др.), а в не¬которых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Велико¬британия, Япония), или длится с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Тур¬ция). Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.
Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определенных правовых норм, что нашло отражение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе, рассматривать проект бюджета, утвер¬ждать государственный бюджет и контролировать его исполне¬ние (ст. 106 Конституции РФ). Причем в это право входит не только окончательное рассмотрение росписи всех государствен¬ных расходов и доходов, т. е. бюджетного «плана, ее утвержде¬ние, но и права, касающиеся финансовой деятельности государ¬ства: установления, отмены или изменения налогов, регулиро¬вания денежной системы, при дефиците бюджета изыскания чрезвычайных ресурсов, в частности в форме государственного кредита. Основой же бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельный бюджет. Отсюда вытекает тот широкий круг бюджетных полномочий, посредством которых и осуществляется бюджетное право.
Таким образом, бюджетным правом называется совокуп¬ность всех тех законов, которые определяют порядок составле¬ния, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюд-жетное право определяет, кто должен составлять проект бюд¬жета и в каком порядке, кто должен окончательно сводить его в одно целое, какие учреждения принимают участие в обсуж¬дении проекта бюджета, кто его утверждает и в каком порядке.
Следовательно, бюджет выступает как норма, связывающая деятельность государственных финансовых органов, и прежде всего министерства финансов. Вотирование бюджета и разгра¬ничение функций между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа.
По своей природе бюджет — политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предло¬женная исполнительной властью на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит вы¬ражением доверия правительству со стороны большинства чле¬нов парламента, отклонение — есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных пра-вил поэтому носят характер чисто политический.
Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно СССР и Российской Федерации, не только подтверждает пра¬вильность выводов относительно политической природы бюдже¬та, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.
В России порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распоряди¬телем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов».
Реформы 60-х гг. способствовали развитию российского бюджетного законодательства. Учрежденная в 1906 г. I Государ¬ственная Дума наряду с реформированным Государственным советом, созданным в 1810 г., была привлечена к рассмотрению государственного бюджета. С изданием «Правил (8 марта 1906 г.) о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» в России возникает бюджетное право как таковое.
После Февральской революции при Временном правительст¬ве расходы производились на основании отдельных кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигно¬ванные по сметам 1917 г. (Подробнее об этом см. в главе «Фи¬нансовое право».)
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: