Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Федеральное казначейство
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:37
Для усиления контроля за поступлением, целевым и эконом¬ным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.
Федеральное казначейство включает:
а) Главное управление Федерального казначейства Министер¬ства финансов РФ;
б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджет¬ного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий кон¬троль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных вне¬бюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления ука¬занного контроля и координирует их работу.
Органы Казначейства осуществляют следующие главные за¬дачи:
а) организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на сче¬тах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
б) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использо¬ванием внебюджетных средств;
в) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление ими;
г) сбор, обработка и анализ информации о состоянии госу¬дарственных финансов, представление законодательным и ис¬полнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету Российской Федерации, о госу¬дарственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;
д) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государст¬венного внутреннего и внешнего долга РФ;
е) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной класси¬фикации, ведение операций по учету Государственной казны РФ.
В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство при осуществлении финансового контроля наделено следующи¬ми правами:
— производить в министерствах, ведомствах, на предприяти¬ях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собст¬венности, включая совместные предприятия, проверки денеж¬ных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, пла¬нов, смет и иных документов, связанных с зачислением, пере¬числением и использованием средств бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
— получать от банков, иных финансово-кредитных учрежде¬ний справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства бюджета Российской Фе¬дерации, государственных внебюджетных фондов, а также вне¬бюджетные средства;
— требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предпри¬ятий, учреждений и организаций устранения выявленных нару¬шений порядка исполнения бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение;
— открывать счета для зачисления и выдачи средств в Цен¬тральном банке РФ, его учреждениях на местах, других кредит¬ных организациях;
— приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и феде¬ральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным ли¬цам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с ис¬пользованием этих средств;
— изымать у предприятий, учреждений и организаций доку¬менты, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными средствами;
— выдавать обязательные для исполнения предписания о взы¬скании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделен¬ных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направ¬ленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по це¬левому назначению, с наложением на предприятие штрафа в раз¬мере ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
— налагать на кредитные организации штраф при несвое¬временном исполнении ими платежных документов на перечис¬ление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в го¬сударственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действую¬щей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вно¬сить в ЦБ РФ представление о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.
Суммы санкций зачисляются в доход бюджета Российской Федерации или в государственные внебюджетные фонды. Взы¬скание сумм санкций производится налоговыми органами в 3-дневный срок.
Порядок и сроки проведения ревизий казначейства опреде¬ляются Правительством РФ.
Кроме того, в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе Российской Федерации», утвержденным Постановле¬нием Совета Министров Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, органам Федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустив¬шим нецелевое использование средств федерального бюджета.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Министерство финансов РФ
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:36
Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Его структура, перестроенная в 90-х гг., отражает особенности экономики России современного этапа. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых ре¬форм, государственных ценных бумаг и финансового рынка, фи¬нансирования программ развития сельского хозяйства, финан¬совых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии. Все они связа¬ны с формированием в стране рыночных отношений.
Помимо названных, в структуре Министерства финансов РФ имеются следующие управления: финансирования социальной сферы и науки; финансирования обороны, правопорядка и безо¬пасности; валютно-финансового регулирования; методологии бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с задачами, возложенными на Министерство финансов РФ «Положением о Министерстве финансов РФ», Минфин РФ:
а) участвует в работе по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране, способствующие увеличе¬нию национального дохода и поступлений в бюджет;
б) участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, со¬вместно с федеральными органами исполнительной власти оп¬ределяет потребность в государственных финансовых централи¬зованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными (фе¬деральными) внебюджетными фондами;
в) организует в соответствии с законодательством РФ и со¬ставляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета и представляет их в Правительство РФ;
г) обеспечивает в установленном порядке исполнение феде¬рального бюджета, финансовое исполнение государственных (фе¬деральных) внебюджетных фондов; осуществляет контроль за ис¬полнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, уч¬реждениям и организациям, а также средств государственных (фе¬деральных) внебюджетных фондов, составляет отчет об исполне¬нии федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
д) осуществляет методическое руководство в области финан¬сово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-куль¬турной сфер, отчетности и устанавливает общие правила состав¬ления, рассмотрения, утверждения, исполнения смет расходов, производимых из бюджета;
е) совместно с Министерством экономики РФ и другими феде¬ральными органами исполнительной власти анализирует ход про¬ведения экономической реформы, состояние экономики и финан¬сов отраслей народного хозяйства и регионов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования;
ж) разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию налоговой политики и на-логовой системы, принимает участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;
з) проводит по поручению Правительства РФ переговоры с уполномоченными органами других государств, связанные с за¬ключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписывает указанные соглашения от имени Правительства РФ;
и) принимает участие в определении ценовой политики, в работе по анализу уровня цен в стране и совершенствованию ценообразования;
к) принимает участие в работе по развитию и совершенство¬ванию страховой деятельности в стране;
л) участвует совместно с Министерством экономики РФ Цен¬тральным банком РФ в разработке и осуществлении мер по обес¬печению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля;
м) осуществляет выпуск в установленном порядке государст¬венных внутренних займов РФ, совместно с Центральным бан¬ком РФ производит обслуживание государственного внутрен¬него долга России;
н) разрабатывает предложения по формированию финансо¬вого рынка; осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, в соответствии с законодательством РФ выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг, ведет Еди¬ный государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг и Единый реестр инвестиционных фондов; выдает лицен¬зии на производство бланков ценных бумаг, осуществляет кон¬троль за соблюдением правил их производства, хранения и учета;
Коментариев: 0 | Просмотров: 5 |
Счетная палата Российской Федерации
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:35
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.
Счетная палата РФ — это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделен¬ный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Соб¬ранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.
В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществ¬ления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.
Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит из Предсе¬дателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступа¬ют средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:
1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
2) органы местного самоуправления, предприятия, организа¬ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне за¬висимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея¬тельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечисле¬нием или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с фе¬деральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.
В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независи¬мостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже про-изведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюдже¬та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использо¬вания федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей про¬ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд¬жетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федераль¬ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленных отклонений от установленных показа¬телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд¬жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Финансовый контроль, его сущность и виды
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:35
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и об¬щественно-полезную деятельность. В системе управления хозяй-ственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.
Таким образом, финансовый контроль — это контроль за фи¬нансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при по¬мощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить по¬ставленные задачи.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законо¬дательства и финансовой дисциплины всех экономических субъ¬ектов;
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и де¬нежными потоками для обеспечения целесообразности и эффек¬тивности финансовых операций.
Объектом финансового контроля прежде всего являются де¬нежные отношения, возникающие при формировании и исполь¬зовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является много¬уровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономиче¬ских субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.
Финансовый контроль можно разделить (как это и практику¬ется в экономически развитых странах) на две взаимодействую¬щие, но самостоятельные составляющие: государственный фи¬нансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль — это способ реализа¬ции финансовой политики государства, он способствует созда¬нию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Россий¬ской Федерации включает контроль за исполнением федераль¬ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный финансовый контроль в соответствии с уста¬новленным российским законодательством разграничением функ¬ций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Централь¬ный банк РФ (подробнее см. гл. 32), Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной вла¬сти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за по¬ступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах испол¬нительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назна¬чению, а также доходы, полученные от их использования, подле¬жат возмещению по предписаниям соответствующих органов го¬сударственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В качестве приоритетных направлений государственного фи¬нансового контроля на 1996 г., например, были признаны сле¬дующие:
— контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсион¬ный фонд РФ и иные федеральные внебюджетные фонды, а так¬же кредитных и заемных средств, направляемых на финансиро¬вание дефицита федерального бюджета;
— контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначе¬нию, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выпла¬ту пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Правовые основы финансовой деятельности государства
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:34
Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом тех общественных отноше¬ний, которые оно должно регулировать, а также особенностями этого регулирования. Отсюда следует, что финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих обществен¬ные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, не¬обходимых для реализации их задач.
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в це¬лях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.
1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распре¬деление финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой дея-тельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.
2. Осуществление государством финансовых функций проте¬кает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов дейст¬вия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюд¬жетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются предста¬вительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти.
3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также орга¬нов местного самоуправления.
Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст¬венных органов (и органов местного самоуправления) по обра¬зованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
По своему характеру эти формы могут быть правовыми, кото¬рые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предпри¬ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового за¬конодательства населению и другая организаторская работа; фи¬нансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнова¬ний из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.
Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу¬словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи¬тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи¬зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу¬лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас¬пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы фи¬нансовой деятельности государства и органов местного само¬управления.
Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмот¬ренной форме и имеющие юридические последствия решения го¬сударственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен¬цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты под¬разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ¬ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участ¬никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме¬нению или прекращению конкретных финансовых правоотно¬шений.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: