Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
Выберете шины для мотоциклов качественные и с правильной маркировкой. . промокод вайлдберриз http://cuposha.ru/promocode-wildberries/ Выберете шины для мотоциклов качественные и с правильной маркировкой. . промокод вайлдберриз http://cuposha.ru/promocode-wildberries/
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 7. Законность при производстве по уголовному делу
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:09

Статья 7. Законность при производстве по уголовному делу

 

1. Комментируемая статья относится к числу новелл УПК. Законность уголовного судопроизводства означает совокупность требований, установленных Кодексом, отступление от которых влечет юридическую ответственность.

2. Поскольку Кодекс провозгласил верховенство Конституции РФ (ч. 1 ст. 1), то применение ФЗ, противоречащего Конституции РФ, будет означать применение ФЗ, противоречащего УПК. Это требование не распространяется на ФКЗ, которое во всяком случае обладает большей юридической силой по отношению к ФЗ, а значит, и к УПК.

КС РФ в своем постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П указал, что содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не подразумевают разрешение возможных коллизий между УПК и какими бы то ни было ФКЗ и распространяются лишь на случаи, когда положения иных ФЗ, непосредственно регулирующие порядок производства по УД, противоречат УПК. При этом КС РФ отметил, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет УПК перед иными ФЗ в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

Вместе с тем приоритет УПК перед другими обычными ФЗ не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования, которым, как это следует из его ст. 1-7, является прядок уголовного судопроизводства, т.е. порядок производства (досудебного и судебного) по УД.

С учетом требований Конституции РФ и решений КС РФ положения частей первой и второй ст. 7 закрепляют приоритет УПК перед другими обычными ФЗ лишь постольку, поскольку УПЗ в РФ является именно данный Кодекс (ст. 2-4 УПК) и поскольку другими ФЗ, относящимися к иным отраслям законодательства, не должно исходя из закрепленного в уголовно-процессуальном праве принципа законности при производстве по УД и очерченного в самом УПК предмета регулирования осуществляться регулирование именно уголовно-процессуальных по своей правовой природе отношений.

3. В уголовном процессе "принцип законности" заключается в применении судом, судьей, прокурором, следователем (дознавателем), органом дознания лишь тех ФЗ, иных НПА, которые не противоречат УПК. Если же в ходе производства по УД суд установит факт несоответствия ФЗ или иного НПА Кодексу, то он руководствуется требованиями УПК (ч. 2 комментируемой статьи).

4. "Законность" процессуального решения означает, что по форме оно соответствует УПК, а по содержанию основывается только на материалах в соответствии с УПК расследованного прокурором, следователем (дознавателем) и (или) рассмотренного судом УД. Законность также означает, что указанными участниками уголовного процесса правильно применен УЗ, иные ФЗ и подзаконные акты.

5. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает последствия нарушения норм Кодекса. Данная норма основывается на положении Конституции РФ, не допускающем использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ). О недопустимых доказательствах см. комментарий к ст. 75.

6. В отличие от УПК РСФСР комментируемая статья закрепляет требования обоснованности и мотивированности не только применительно к решениям суда, но и к постановлениям прокурора, следователя (дознавателя).

7. Обоснованность определения (постановления) означает, что суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель при его вынесении строго исходили из материалов расследованного и рассмотренного в судебном заседании УД; основывали свои выводы на достоверных доказательствах, а не на предположениях; дали оценку доказательствам в совокупности, исключающую другое решение, кроме принятого.

8. Мотивированность определения (постановления) означает, что его содержание дает четкое объяснение тому, почему суд, судья, прокурор, следователь (дознаватель) приняли именно это решение, почему они отвергли одни доказательства и приняли другие. Мотивировке подлежат выводы о наличии в действиях конкретного лица состава преступления, его квалификации, необходимости избрания определенной меры пресечения или иной меры процессуального принуждения и др. При этом следует иметь в виду, что УПК содержит положения, предусматривающие изъятия из требований обоснованности и мотивированности применительно к составлению ОЗ (ОА). См. об этом комментарии к ст. 220 и 226.

Коментариев: 0 | Просмотров: 4033 |
Статья 10. Неприкосновенность личности
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 10. Неприкосновенность личности

 

1. Принцип неприкосновенности личности основывается на ст. 22 Конституции РФ, а также ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Конвенции о защите прав человека. Как правило, понятие "неприкосновенность личности" употребляется в значении, близком или даже тождественном понятию "право на свободу". В докладе по делу Эрроусмит Европейская комиссия по правам человека отметила, что "право на личную неприкосновенность включает в себя гарантию того, что отдельные лица будут арестовываться и задерживаться только на основаниях и в соответствии с процедурой, установленной законом". Отсюда следует, что всякое отступление от установленных УПК процедур задержания, применения меры пресечения в виде заключения под стражу, или помещения лица в медицинский либо психиатрический стационар, является незаконным и влечет незамедлительное освобождение лица. К незаконному задержанию лица ч. 2 комментируемой статьи приравнивает случаи содержания лица под стражей свыше срока, предусмотренного УПК, т.е. для подозреваемого - свыше сроков, установленных ч. 2 ст. 94, а для обвиняемого - свыше сроков, установленных ст. 109. Применяя заключение под стражу в качестве меры пресечения, суд должен мотивировать в судебном решении невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения.

2. Об основаниях и порядке задержания см. комментарии к ст. 91-96. Об основаниях и порядке применения меры пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу см. комментарии к ст. 107-108.

3. Понятия "медицинский стационар" и "психиатрический стационар" используются в значении, указанном в ст. 9 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

4. Понятие "условия, исключающие угрозу жизни и здоровью" задержанного либо заключенного под стражу означает, что к такому лицу применяется режим, соответствующий статусу неосужденного лица (см. принцип 8 Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме).

Коментариев: 0 | Просмотров: 2263 |
Статья 9. Уважение чести и достоинства личности
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 9. Уважение чести и достоинства личности

 

1. Данный принцип впервые введен в УПК. Он базируется на положениях ст. 21 и 23 Конституции РФ, ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 3 Конвенции о защите прав человека, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, ст. 3 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.

 

 

3. Честь и достоинство - нравственные ценности, присущие конкретной личности и придающие ей социальную значимость и вес в обществе.

4. В понятие "унижение человеческого достоинства" включаются действия и решения, которые направлены на то, чтобы вызвать у человека чувство страха, подавленности и неполноценности, обидеть, унизить или сломить волю человека.

Пленум ВС РФ в пост. от 10 октября 2003 г. N 5 разъяснил, что "унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению" (п. 15). Крайней формой проявления умаления чести и достоинства является пытка.

5. Выражения "осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника" и "обращение, унижающее человеческое достоинство" рассматриваются как идентичные. В международно-правовых документах встречаются выражения "обращение, оскорбляющее человеческое достоинство", "бесчеловечное обращение", "жестокое обращение". ЕСПЧ в судебном решении по делу Ирландии против Соединенного Королевства так определил различия между ними: "бесчеловечное обращение" - нанесение сильных физических и нравственных страданий, "унижающее достоинство обращение" - плохое обращение, направленное на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, боли и неполноценности, которые могут унизить и опозорить их и, возможно, сломать их физическое или моральное сопротивление.

6. Под "пыткой" в данном случае понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях (примечание к ст. 117 УК). В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1 Конвенции против пыток).

7. Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не вправе: 1) осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения; 2) ссылаться для оправдания пыток или других бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение (ст. 5 Кодекса поведения должностных лиц).

8. Как оскорбление человеческого достоинства рассматривается любой акт насильственного исчезновения, т.е. арест, задержание, похищение лица против его воли или иное лишение свободы, произведенное должностными или частными лицами, действующими от имени государства при его прямой или косвенной поддержке, с его разрешения или согласия, при последующем отказе сообщить о судьбе или местонахождении лица или признать лишение его свободы, что ставит данное лицо вне защиты закона (ст. 1 Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений).

9. Данный принцип конкретизируется в следующих нормах УПК: ч. 1 ст. 79, ч. 3 и 4 ст. 164, ч. 2 и 3 ст. 187, ч. 4 ст. 179, ч. 2 ст. 290, п. 3 ч. 2 ст. 241, ч. 3 ст. 161, ч. 7 ст. 182 и др.

10. Принуждение к даче показаний, связанное с насилием, издевательством или пыткой, а также превышение должностных полномочий, сопряженное с насилием или угрозой его применения, влекут уголовную ответственность по ст. 302 и 286 УК соответственно.

Коментариев: 0 | Просмотров: 1838 |
Статья 8. Осуществление правосудия только судом
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 8. Осуществление правосудия только судом

 

1. Комментируемая статья реализует конституционное положение о том, что правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ).

2. К судам, правомочным осуществлять уголовное судопроизводство, относятся только суды, созданные на основании закона (ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

3. В РФ к судам, рассматривающим УД, относятся: ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды, мировые судьи (ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

4. Положение об осуществлении правосудия только судом означает, что рассмотрение УД возможно только судьями, назначенными на эту должность в соответствии с Конституцией РФ (ст. 83 и 128) и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 13).

5. Требование, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, основано на положении Конституции РФ (ч. 1 ст. 49), в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

6. В отличие от УПК РСФСР (ст. 44), допускавшего возможность произвольной и немотивированной передачи УД из суда, которому оно подсудно, в другой суд, комментируемая статья такую практику исключает. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет конституционное положение (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его УД в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК. Об основаниях передачи УД из одного суда в другой см. комментарий к ст. 35.

7. Следует иметь в виду, что КС РФ признал ст. 44 УПК РСФСР не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она допускает передачу УД из одного суда в другой без принятия соответствующего процессуального судебного акта и при отсутствии указанных в самом процессуальном законе точных оснований такой передачи (пост. КС РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П).

Коментариев: 0 | Просмотров: 1619 |
Статья 6. Назначение уголовного судопроизводства
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 6. Назначение уголовного судопроизводства

 

1. В отличие от УПК РСФСР, предусматривавшего в числе первоочередных задач уголовного судопроизводства быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных (ст. 2), новый УПК связывает назначение уголовного судопроизводства с защитой основных ценностей и норм общества, к которым относятся в первую очередь права человека. Такое назначение уголовного судопроизводства соответствует стандартам, содержащимся в международно-правовых документах (см.: резолюцию седьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Основные принципы независимости судебных органов; Основные принципы обращения с заключенными; п. 27 Венской декларации и программы действий).

2. К правам человека, защищаемым УПК, в равной мере относятся права и обвиняемого (подозреваемого), и потерпевшего, и свидетеля, и иных участников уголовного судопроизводства.

3. В ч. 2 комментируемой статьи подчеркивается двуединый характер назначения уголовного судопроизводства, проводится разграничение статусов невиновного как еще не осужденного лица, и виновного, которым может быть только осужденный. Если принуждение, применяемое к виновному, основывается на принципах неотвратимости и справедливости наказания, то принуждение, применяемое к невиновному, - на экономии процессуального принуждения.

Коментариев: 0 | Просмотров: 2037 |
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

 

1. Комментируемая статья содержит определения понятий, которые наиболее часто употребляются в Кодексе. Кроме того, сюда включены определения новых понятий, ранее не использовавшихся в уголовно-процессуальном законодательстве СССР и РСФСР. Слова "если не оговорено иное" означают, что понятия, входящие в перечень, могут использоваться в ином значении, нежели то, которое содержится в комментируемой статье. Иное определение понятия специально оговаривается в соответствующих статьях Кодекса. Там, где специальная оговорка отсутствует, понятие используется в значении, указанном в комментируемой статье. Так, понятие "представление" используется в Кодексе в значении акта прокурорского реагирования (п. 27). Однако ч. 2 ст. 158 допускает использование понятия "представление" в ином значении, как представление дознавателя, следователя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Это единственное исключение из общего правила употребления понятия "представление", установленного п. 27 комментируемой статьи.

2. Понятие "алиби" включено в УПК впервые и используется в ч. 6 ст. 234. О понятиях "подозреваемый" и "обвиняемый" см. комментарии к ст. 46 и 47 соответственно.

3. В качестве апелляционной инстанции (п. 2) может выступать только районный суд (ч. 2 ст. 355), который вправе рассматривать апелляционные жалобы на не вступившие в законную силу решения мировых судей (ч. 2 ст. 354).

4. В Кодексе используются три близких по значению понятия: "близкие лица" (п. 3), "близкие родственники" (п. 4) и "родственники" (п. 37). Базовым среди них является понятие "близкие родственники". Два других понятия определены в соотношении с базовым понятием. При этом понятие "близкие родственники" шире, нежели то, которое закреплено в ст. 14 СК, т.к. используется в целях реализации конституционного права, закрепленного в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ. Понятие "близкие лица" используется в связи с введением процессуального института "мер безопасности" (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278). Понятие "родственники" используется в тех случаях, когда Кодекс регулирует порядок уведомления о задержании лица, устанавливает обстоятельства, исключающие участие в качестве понятого, судьи, прокурора, следователя, дознавателя и др.

5. О коллегии присяжных заседателей (п. 5) см. комментарий к ст. 328.

6. В отличие от УПК РСФСР новый Кодекс допускает возложение полномочий государственного обвинителя по конкретному УД не только на должностное лицо органа прокуратуры, но и на дознавателя либо следователя (п. 6). Перечень органов дознания содержится в ч. 1 ст. 40. Прокурор дает поручение в письменном виде (ч. 3 ст. 37). Понятие "обвинение" определено в п. 22 комментируемой статьи. К должностным лицам органов прокуратуры относятся прокуроры, перечень которых содержится в ст. 54 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", а именно: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры.

7. Понятие "дознаватель" (п. 7) означает процессуальный статус лица, осуществляющего дознание. Лицо приобретает статус дознавателя в случае занятия одноименной должности либо в случае, когда начальник органа дознания возлагает на него полномочия дознавателя по конкретному делу. Под "иными полномочиями" понимаются полномочия, связанные с поддержанием обвинения в суде по поручению прокурора. См. об этом комментарий к ст. 41.

8. В отличие от УПК РСФСР в новом УПК понятие "дознание" (п. 7 и 8) используется только в одном значении, как форма предварительного расследования. О производстве следователем предварительного расследования в форме дознания см. комментарий к ч. 3 ст. 151.

9. Досудебное производство (п. 9) во всех случаях начинается с рассмотрения сообщения о преступлении, а заканчиваться может по-разному: принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо принятием решения о прекращении уголовного дела, либо принятием прокурором решения об утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) и о направлении дела в суд. Сообщение о преступлении охватывает все поводы к возбуждению УД, перечисленные в ст. 140.

10. В понятии "жилище" (п. 10) акцент сделан на факт использования жилого помещения для проживания, а не на его пригодность. Связано это с тем, что УПК регламентирует порядок правомерного проникновения в жилище с целью производства определенных СД (осмотра, обыска, выемки и др.). Поэтому здесь решающее значение имеет не качество жилища, а факт проживания в нем лица. Такое понимание "жилища" соответствует ст. 25 Конституции РФ и ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. В то же время ошибочно было бы относить к понятию "жилище" производственное помещение, в котором могут проживать люди (подвал, теплотрасса). Представляется, однако, что в каждом конкретном случае в следственной или судебной практике требуется специальное обоснование того, может ли быть то или иное помещение отнесено к жилищу (например, подвал, выделенный для проживания дворнику). См. об этом более подробно: Уголовно-процессуальный кодекс РФ в вопросах и ответах/Отв. ред. Е.Б. Мизулина. М., 2003. С. 29.

12. Перечень основных понятий дополнен понятием "заключение суда" (п. 111). Это новый вид процессуального решения суда по уголовному делу, предусмотренный п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448.

13. О полномочиях "законного представителя" (п. 12) потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика см. комментарий к ст. 45. О полномочиях "законного представителя" несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого см. комментарии к ст. 426 и 428. О полномочиях "законного представителя" лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера см. комментарий к ст. 437.

14. В отличие от УПК РСФСР в новом УПК различаются понятия "избрание меры пресечения" (п. 13) и "применение меры пресечения" (п. 29). Избрание меры пресечения оформляется процессуальным решением. Применение меры пресечения - по сути исполнение процессуального решения об избрании меры пресечения.

15. Включение в число основных понятия "контроль телефонных и иных переговоров" обусловлено его неоднозначным толкованием в правоприменительной практике. Между тем от точности определения данного понятия зависит, в каких случаях требуется получение судебного решения, а в каких нет, что должно содержаться в решении суда, разрешающем производство "контроля и записи телефонных и иных переговоров". Согласно понятию, содержащемуся в п. 141, любые прослушивание и запись переговоров с использованием средств коммуникации допустимы только на основании судебного решения.

Коментариев: 0 | Просмотров: 1071 |
Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

 

1. Значение комментируемой статьи состоит в том, что она определяет порядок применения процессуального закона при его дополнении, изменении, отмене или принятии другого закона. В отличие от УПК РСФСР новый УПК более точно определяет пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, связывая их со временем производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.

2. В соответствии с комментируемой статьей при производстве по одному и тому же УД могут быть последовательно применены различные УПЗ, как действовавшие в начале производства по УД, так и принятые позже.

3. Из смысла комментируемой статьи следует, что уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы.

4. УПК не содержит нормы о процессуальной аналогии. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с правовой позицией КС РФ возможные пробелы в уголовно-процессуальном регулировании могут быть восполнены в правоприменительной практике на основе процессуальной аналогии (пост. КС РФ от 28 ноября 1996 г. N 19-П). Начатое производство по делу не может быть прервано ввиду отсутствия норм, регулирующих совершение того или иного процессуального действия или принятие процессуального решения.

Коментариев: 0 | Просмотров: 824 |
Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

 

1. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

2. УПК установлен общий порядок производства по уголовным делам в отношении иностранцев и лиц без гражданства.

3. В случае если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, впоследствии окажется за ее пределами, а также в случае необходимости совершения отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства применяются нормы части пятой Кодекса.

4. В отличие от УПК РСФСР ч. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность совершения процессуальных действий в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью. Правом дипломатической неприкосновенности обладают главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала представительств (ст. 1, 29 и 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.), члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания (ч. 1 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях); члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно (ч. 2 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях); члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей (ч. 3 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях); постоянные полномочные представители государств - участников СНГ (п. 5 Положения о постоянных полномочных представителях государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества от 24 декабря 1993 г.).

5. Консульские должностные лица обладают ограниченным правом дипломатической неприкосновенности (ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.). Они не могут быть подвергнуты аресту и предварительному заключению в случаях совершения ими преступлений, не являющихся тяжкими. В случае возбуждения уголовного дела против этих лиц они обязаны являться в компетентные органы.

6. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители посылающего государства в специальной миссии, а также члены дипломатического персонала миссии (ст. 29 Конвенции о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г.). В соответствии с нормами международного права дипломатической неприкосновенностью пользуется персонал постоянных представительств государств при международных организациях и персонал специальных миссий.

7. Совершение процессуальных действий в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, на территории РФ возможно только по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ с соблюдением порядка направления запроса, предусмотренного ч. 3 ст. 453 и ст. 454.

Коментариев: 0 | Просмотров: 855 |
Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

 

1. Положения о действии уголовно-процессуального закона в пространстве впервые включены в Кодекс в виде самостоятельной статьи. УПК РСФСР содержал лишь одно положение в ст. 1, которое вошло в ч. 1 комментируемой статьи.

2. Территория РФ включает в себя ее материковую часть, острова, внутренние морские воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ; ст. 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

3. Следует иметь в виду, что в состав территории РФ не входят континентальный шельф (ст. 1 ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации") и исключительная экономическая зона (ст. 1 ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"), в отношении которых РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции РФ и нормами международного права.

4. На территории РФ при возбуждении уголовного дела, производстве предварительного расследования и рассмотрении дела судом применяются нормы УПК независимо от места совершения преступления, в т.ч. и при совершении преступления на территории иностранного государства.

5. В случаях, предусмотренных ст. 457, на территории РФ могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства.

Коментариев: 0 | Просмотров: 855 |
Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
  Комментарий к УПК | Автор: admin | 28-05-2011, 05:08

Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

 

1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень и иерархию источников права, определяющих порядок уголовного судопроизводства в РФ: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, постановления КС РФ, ФКЗ, УПК.

2. В случае противоречия норм УПК Конституции РФ применяется Конституция РФ (пп. "в" п. 2 пост. ПВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8).

3. Если после вступления нового УПК в силу КС РФ признает неконституционным какое-либо из его положений, оно утрачивает силу. В этом случае до приведения УПК в соответствие с нормами Конституции РФ непосредственно применяется Конституция РФ (ч. 4 ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Поскольку новый УПК основан на нормах Конституции РФ, ранее принятые постановления и определения КС РФ о проверке конституционности ряда положений ранее действовавшего УПК РСФСР сохраняют свое значение.

4. Пленум ВС РФ в пост. от 10 октября 2003 г. N 5 разъяснил, что: "Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений".

5. К "общепризнанным принципам и нормам международного права" относятся такие принципы и нормы международного права, которые признаются РФ и действуют в форме международной конвенции, либо международного обычая, признанного цивилизованными нациями, либо судебного решения, принятого международным судом по делу, одной из сторон в котором была РФ (ст. 38 Статута Международного Суда).

При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности особое значение имеют Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Протоколы к ней и признание РФ юрисдикции Европейского Суда по правам человека (с 5 мая 1998 г.), решения которого имеют силу прецедента и должны учитываться Судами (п. 10-11 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

6. Международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пп. "а" ст. 2 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

Судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (п. 4 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

В силу п. 3 ст. 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств (п. 3 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5). В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного договора (п. 5 пост. ПВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8).

7. Из смысла ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует, что УПК, во-первых, имеет безусловный приоритет в регулировании уголовно-процессуальной деятельности над иными нормативно-правовыми актами, кроме указанных в предыдущих частях настоящего комментария, во-вторых, устанавливает "запрет" на множественность нормативно-правовых актов, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность. Это означает, что в РФ все иные нормативные правовые акты, затрагивающие сферу уголовного судопроизводства (законодательные акты о прокуратуре, ФСБ, милиции, таможенных органах, а также указания, приказы, инструкции, адресованные должностным лицам названных органов в части осуществления процессуальной деятельности), могут приниматься и действовать в той мере, в какой их принятие допускается УПК, и в строгом соответствии с ним.

8. В силу ст. 126 Конституции РФ ВС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики, которыми следует руководствоваться при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что разъяснения, данные ПВС РФ до вступления в силу нового УПК, могут применяться в части, не противоречащей ему.

9. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 10 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

Коментариев: 0 | Просмотров: 826 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: