Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
 (голосов: 0)
  Административная деятельность ОВД | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
В решении возложенных на милицию общественной безопас¬ности задач важная роль принадлежит службе охраны обществен¬ного порядка, осуществляющей административно-правовую за¬щиту типичных для общественного порядка и общественной безопасности групповых и межличностных отношений от пре¬ступных и иных противоправных посягательств. Служба охраны общественного порядка является отраслевой службой милиции общественной безопасности. Главная ее особенность состоит в том, что в отличие от других отраслевых служб как криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности, реализую¬щих ограниченный круг специальных функций, служба ООП в известной мере принимает участие в решении практически всех задач милиции.
Понятием «служба охраны общественного порядка» охватыва¬ется совокупность аппаратов и подразделений милиции, а также их личный состав, которые в административно-правовых формах осуществляют охрану общественного порядка и борьбу с преступ¬ностью. Аппаратами охраны общественного порядка являются непосредственно входящие в состав соответствующих органов внутренних дел самостоятельные структурные подразделения. К ним относятся: Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ; Отдел охраны общественного поряд¬ка (ОООП) Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ; управления, отделы охраны общественного порядка МВД, ГУВД, УВД, УВДТ; отделения группы охраны обществен¬ного порядка городских, районных органов внутренних дел; отде¬ления, группы охраны общественного порядка линейных органов внутренних дел на транспорте. Аппараты службы ООП выполня¬ют преимущественно функции управления, осуществляя руководство находящимися в их оперативном подчинении подразделе¬ниями охраны общественного порядка: строевыми частями и под¬разделениями патрульно-постовой службы милиции, изоляторами временного содержания, конвойными подразделениями милиции, спецприемниками и другими службами и подразделениями.
Правовой основой организации и деятельности службы ООП являются законодательные и иные нормативные акты, регули¬рующие общественный порядок, определяющие организацию и устанавливающие обязанности, права органов внутренних дел, формы и методы их деятельности по охране общественного по¬рядка Задачи, функции и организационное построение данной службы, конкретные формы и методы деятельности входящих в ее состав аппаратов и подразделений в соответствии с действующим законодательством устанавливаются приказами и другими норма¬тивными актами МВД России.
Основными задачами службы ООП являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пре¬сечение преступлений и административных правонарушений;
раскрытие преступлений, по делам о которых производство пред¬варительного следствия не обязательно; оказание в пределах ком¬петенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объ¬единениям; обеспечение административно-правовой борьбы с пьянством, оказание содействия охране природы; контроль за соблюдением правил паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной систем, правил пребывания в Российской Феде¬рации иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Из основных задач службы ООП вытекают ее функции, кото¬рые представляют собой комплекс организационных и правоохра¬нительных действий, направленных на организацию и непосред¬ственное осуществление административно-правовой охраны об¬щественного порядка, борьбу с преступлениями и другими право¬нарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих пе¬ред данной службой.
Аппараты и подразделения службы ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельно¬сти' организационную и административно-исполнительскую. Ор¬ганизационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и
научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и под¬разделений службы ООП, функциональных обязанностей их ра¬ботников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д. При этом в орга¬низаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных на¬правления: внешнеорганизационное, заключающееся в осуществле¬нии взаимодействия и координации деятельности рассматривае¬мой службы с другими государственными органами, обществен¬ными организациями и трудовыми коллективами в охране обще¬ственного порядка и борьбе с преступностью; внутриорганизационное, объектом взаимодействия которого является администра¬тивно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений службы ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспече¬ния выполнения личным составом функциональных обязанно¬стей; управления его служебной деятельностью; подбора, расста-новки, обучения и воспитания кадров; планирования работы;
выработки и принятия решений по расстановке сил и средств;
контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.
Сущность административно-исполнительской деятельности службы ООП состоит в реализации функций по непосредствен¬ному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и администра¬тивно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в вы¬полнении других функций, вытекающих из задач ее аппаратов и подразделений. При этом следует подчеркнуть, что реализация всех функций рассматриваемой службы в большей или меньшей мере направлена на выполнение приоритетной задачи — обеспе¬чение личной безопасности граждан.
Так, выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, аппараты и подразде¬ления этой службы принимают действенные меры по поддержа¬нию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэ¬ропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий и мероприятий гражданской обороны. Они осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивают административно-правовую защиту от преступных посягательств и иных антиобще¬ственных действий прав и законных интересов граждан, должно¬стных лиц, предприятий, учреждений, организаций и обществен¬ных объединений; принимают меры к оказанию неотложной по¬мощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в со¬стоянии опьянения, если они утратили способность самостоя¬тельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; обеспечивают охрану имущества от повреждений и хи¬щений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в мили¬цию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к воз¬врату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств работники данной службы принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государст¬венного, общественного и личного имущества граждан, оказав¬шегося без присмотра.
Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, работники службы ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-розыскных аппаратов;
принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, ак¬тивно участвуют в их раскрытии и задержании преступников;
осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых произ¬водство предварительного следствия не обязательно, и расследо¬вание преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; ох¬раняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и усло¬вия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.
Работники службы ООП осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодатель¬ства; организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями, предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к правонарушителям установ¬ленные законом меры; совместно с другими службами органов

внутренних дел и во взаимодействии с иными государственными органами и общественными организациями проводят комплекс¬ные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проститу¬цией, нарушениями правил паспортно-визовой системы, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданст¬ва, правил лицензионно-разрешительной системы и другими пра¬вонарушениями.
Характер выполняемых задач и функций обусловливает орга¬низационную структуру службы ООП, представляющую собой сис¬тему аппаратов и подразделений охраны общественного порядка, находящихся между собой в определенной связи, основанной на подчинении нижестоящих звеньев вышестоящим, а также внут¬реннее строение отдельного аппарата и подразделения, включая перечень должностей его работников. Помимо задач и функций на организационную структуру оказывают влияние такие факто¬ры, как национально-государственное и административно-тер¬риториальное деление Российской Федерации, численность и социально-демографический состав проживающего на конкретной территории населения, развитие экономики, уровень преступно¬сти и др., от которых зависит состояние охраны общественного порядка.
Система аппаратов и подразделений службы ООП состоит из трех звеньев. Высшее звено этой системы — Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД России. Яв¬ляясь центральным отраслевым аппаратом, т.е. субъектом управ¬ления данной службой, оно в пределах своей компетенции осуще¬ствляет общее руководство службой ООП, реализуя свои функции через соответствующие аппараты МВД республик, входящих в состав Российской Федерации.
Второе звено рассматриваемой системы составляют управле¬ния, отделы, отделения обеспечения (охраны) общественного по¬рядка МВД, входящих в состав Российской Федерации республик, ГУВД, УВД, строевые и специальные подразделения милиции. Аппараты данного звена в пределах предоставленной компетен¬ции осуществляют общее руководство подведомственной службой, организуют и проводят на своем уровне мероприятия, связанные с охраной общественной безопасности. Они состоят из отделов (отделений) по линии службы ООП.
Третье звено службы ООП охватывает соответствующие отде¬ления (группы) городских и районных органов внутренних дел, включая подчиненные этим органам строевые специальные под-

разделения милиции. Распределение функций службы ООП меж¬ду инспекторским составом аппаратов данного звена происходит
по линейному принципу.
Несколько отличается от изложенной системы система аппа¬ратов и подразделений службы ООП органов внутренних дел на транспорте, что обусловлено спецификой организации и деятель¬ности последних. Данная система включает в себя: отдел охраны общественного порядка Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ; отделы (отделения) охраны общественного порядка управлений внутренних дел на транспорте; отделения (группы) охраны общественного порядка отделов внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им строевые и специальные
подразделения милиции.
Аппараты службы ООП первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организацион¬но-методического руководства аппаратами и подразделениями подведомственной службы на местах. Функции по непосредствен¬ной практической охране общественного порядка они выполняют лишь в случаях осложнения оперативной обстановки (чрезвы¬чайных происшествиях, стихийных бедствиях и т.п.).
Непосредственными организаторами и исполнителями практи¬ческого осуществления задач, возложенных на службу ООП, яв¬ляются аппараты и подразделения данной службы городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. Аппараты этих органов организуют патрульно-постовую службу по охране общественного порядка, обеспечива¬ют реализацию других функций службы ООП на территории кон¬кретного города, района, на объектах транспорта. Практическое выполнение задач и функций осуществляется подразделениями данной службы, среди которых важная роль принадлежит строе¬вым частям и подразделениям патрульно-постовой службы мили¬ции. Эти части и подразделения могут находиться в подчинении как городских, районных органов внутренних дел, линейных ор-ганов внутренних дел на транспорте, так и вышестоящих органов
внутренних дел.
Основным содержанием деятельности аппаратов и подразде¬лений службы ООП горрайлинорганов внутренних дел является непосредственное принятие мер, направленных на предупрежде¬ние, пресечение и раскрытие правонарушений, совершаемых в общественных местах, и привлечение к ответственности лиц, ви-

новных в их совершении. При этом главное внимание уделяется работе по профилактике правонарушений: выявлению причин и условий, способствующих совершению нарушений общественного порядка и принятию необходимых мер по их устранению; воспи¬тательной, разъяснительной работе среди населения; правовой пропаганде и т.д. .
Успешная охрана общественного порядка во многом зависит от правильной расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагает служба ООП.
Понятием «силы службы ООП» охватывают личный состав аппаратов и подразделений данной службы, других служб и под¬разделений органов внутренних дел, а также лиц, которые в уста¬новленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по ох¬ране правопорядка и борьбе с преступностью.
Этим силам присущ ряд характерных особенностей, заклю¬чающихся в том, что они: а) являются наиболее многочисленны¬ми силами органов внутренних дел, в процессе реализации своих функций непосредственно вступающими в различные отношения с гражданами; б) представляют собой вооруженный отряд, осуще¬ствляющий свою деятельность на основе действующего законода¬тельства, специальных уставов и положений; в) обладают разно-образными тактическими возможностями для решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; г) осу¬ществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с добро¬вольными народными дружинами и другими общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка.
Силы, участвующие в охране общественного порядка, подраз¬деляются на собственные и приданные. Собственные силы службы ООП включают: руководящий и инспекторский состав аппаратов данной службы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлинорганов внутренних дел; рядовой и начальствующий состав строевых час¬тей и подразделений патрульно-постовой службы милиции; рядо¬вой и начальствующий состав изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу, специальных приемни¬ков для содержания лиц, арестованных в административном по¬рядке.
Приданные силы службы ООП охватывают: личный состав специальных моторизованных частей милиции; работников дру¬гих служб органов внутренних дел, слушателей и курсантов учеб¬ных заведений МВД, личный состав внутренних войск МВД Рос¬сии; силы общественности, включающие членов добровольных

народных дружин, внештатных сотрудников милиции, представи¬телей других общественных организаций и граждан. Приданные силы в отличие от собственных сил службы ООП привлекаются для выполнения отдельных, частных задач по охране правопоряд¬ка либо обеспечения его в случаях осложнения оперативной об¬становки.
Используемые для охраны общественного порядка техниче¬ские средства позволяют повысить мобильность, маневренность и наступательность нарядов милиции, обеспечивают оперативное управление нарядами и подразделениями в процессе решения соответствующих задач, повышая эффективность их осуществле¬ния. Они подразделяются на: а) транспортные средства (пат¬рульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специаль¬ные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки лич¬ного состава и др.); б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации (радиопередающие и звукоусилительные устройства, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализация различного назначения и т.д.); в) табельное вооружение, снаря¬жение, специальные средства и аппаратура (огнестрельное ору¬жие, средства личной защиты, наблюдения и др.). Особую группу средств усиления составляют служебные животные — лошади и собаки, активно используемые в деятельности по обеспечению
общественного порядка.
Эффективность деятельности службы ООП неразрывно связа¬на с необходимостью четко налаженной, базирующейся на науч¬ных основах организации работы всех ее аппаратов и подразделе¬ний. Организация охраны общественного порядка представляет собой осуществление комплекса управленческих функций, на¬правленных на обеспечение эффективной, согласованной и целе¬устремленной деятельности аппаратов и подразделений органов внутренних дел по непосредственной охране правопорядка и борьбе с преступностью. Организация охраны общественного по¬рядка как особый вид деятельности находится в тесной связи с тактикой охраны общественного порядка, т.е. применением силами службы ООП основанных на законе, выработанных наукой и практикой наиболее целесообразных форм и методов своевремен¬ного предупреждения и пресечения правонарушений, воздействия на лиц, их совершивших, надежной защиты государственных, общественных и личных интересов граждан от преступных пося¬гательств и иных антиобщественных действий. При этом органи-зация охраны общественного порядка по отношению к тактике

занимает ведущее положение, поскольку определяет задачи, принципы и основные направления развития последней. В свою очередь тактика охраны общественного порядка также оказывает определенное влияние на его организацию.
Организация охраны общественного порядка является слож¬ным видом управленческой деятельности, процесс осуществления которой состоит из двух стадий: а) подготовка и принятие управ¬ленческих решений; б) организация их исполнения. Эти стадии обра¬зуют управленческий цикл.
Эффективность и научная обоснованность управления в зна¬чительной мере обеспечиваются на стадии подготовки и принятия управленческих решений, в процессе которой аппараты службы ООП выполняют и уясняют проблемы, связанные с охраной об¬щественного порядка, определяют задачи в целях разрешения возникших проблем; осуществляют сбор, обработку и анализ не¬обходимой для решения этих задач информации; определяют воз¬можные варианты действий, направленных на достижение по¬ставленных целей, и выбирают оптимальный вариант действия применительно к конкретным условиям; в установленном поряд¬ке оформляют избранный вариант в виде соответствующего ре¬шения и придают ему юридическую силу.
Среди разнообразных решений, принимаемых в связи с охра¬ной общественного порядка, можно выделить три основные груп¬пы. В первую из них включаются основные акты управления, из¬даваемые в виде приказов, инструкций, указаний и др., наиболее важными среди которых являются приказы МВД, УВД по вопро¬сам организации охраны общественного порядка на территории республик, краев, областей, автономных образований. На уровне горрайорганов внутренних дел издаются приказы и другие акты управления по конкретным вопросам укрепления правопорядка и борьбы с преступностью на соответствующей территории. Актив¬ное участие в подготовке таких актов принимают аппараты служ¬бы ООП.
Второй группой управленческих решений охватываются разра¬батываемые в МВД, УВД, горрайорганах внутренних дел различ¬ные виды планов работы. Организаторская работа аппаратов службы охраны общественного порядка уровня МВД, УВД стро¬ится на основе планов, составляемых на полугодие и содержащих разделы по основным направлениям деятельности данной служ¬бы; аппараты и подразделения горрайорганов внутренних дел со-ставляют соответствующие квартальные планы работы.

Помимо перечисленных общих планов работы в органах внутренних дел различного уровня готовятся специальные планы, содержащие мероприятия, реализация которых возлагается на аппараты и подразделения службы ООП. Среди них выделяются:
планы обеспечения общественного порядка и безопасности в пе¬риод подготовки и проведения массовых мероприятий; типовые планы действий органов внутренних дел при проведении меро¬приятий гражданской обороны, при стихийных бедствиях и дру¬гих чрезвычайных обстоятельствах.
К третьей группе управленческих решений по вопросам охра¬ны общественного порядка относятся разрабатываемые на основе всестороннего анализа и оценки оперативной обстановки планы дислокации, постовые ведомости и др., предусматривающие ком¬плексное использование на территории района, городского рай¬она или микрорайона собственных и приданных сил для обеспе¬чения надлежащего правопорядка и борьбы с правонарушениями.
Таким образом, план является важнейшим видом решений, принимаемых и реализуемых в процессе управления деятельно¬стью аппаратов и подразделений службы ООП. В планах опреде¬ляются задачи на определенный период деятельности, мероприя¬тия по их решению, указываются конкретный объем работы, спо¬собы и сроки их выполнения, а также ответственные и исполни¬тели тех или иных мероприятий. Планирование позволяет сосре-доточить внимание и усилия на наиболее актуальных проблемах охраны общественного порядка, рационально распределить имеющиеся силы и средства в решении стоящих задач, обеспе¬чить ритмичность работы и ее интенсивность, взаимодействие между исполнителями, контроль за их деятельностью и т.д.
Подготовка и принятие управленческих решений, несомнен¬но, являются важной стадией процесса управления службой ООП. Однако главное все же заключается в их практической реализа¬ции, успех которой обеспечивается на стадии организации испол¬нения принятых решений. Основное содержание этой деятельности включает: уяснение и детализацию управленческого решения, принятого вышестоящим субъектом управления, либо доведение до исполнителя собственного решения; подбор и расстановку исполнителей, их обучение и инструктаж; материально-техническое, правовое, психологическое и иные виды обеспече¬ния деятельности исполнителей, организацию взаимодействия между ними и координацию их усилий в процессе решения по-
ставленных задач, контроль за исполнением решения, учет и оценку результатов работы.
Следует иметь в виду, что эффективность деятельности аппа¬ратов и подразделений службы ООП, осуществляемой гласными методами, достигается лишь в результате их тесного взаимодейст¬вия с другими отраслевыми службами органов внутренних дел, с государственными органами и общественными организациями, постоянного общения с населением.
e6076089afdbf89b6c72e8438ceff668.js" type="text/javascript">3b0daaaea64df91159a8e8b336195ed0.js" type="text/javascript">f23491ffdf2c6ec8cb8c984e838451f8.js" type="text/javascript">3aec0a39603f2c7baf9ac6d7c44960f1.js" type="text/javascript">d7f461e29cfee1fcc557f2632468221c.js" type="text/javascript">e4c3010ee048961dece5c86f6d2a8b89.js" type="text/javascript">c40592c6b87b98cede0ffd2801a70f34.js" type="text/javascript">8df6421f9fe324a6bed7ed98df33a752.js" type="text/javascript">da45add2f6c0ba35961dd86d507575dd.js" type="text/javascript">5b01e0d1f74332e498ad9012a648225f.js" type="text/javascript">a8aacb276fe24299c3c02914da453c52.js" type="text/javascript">dd4c5677e5c189f602d68018f8c0e403.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 557 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: