Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовое положение и роль участковых инспекторов милиции в выполнении задач, возложенных на органы утренних дел
 (голосов: 0)
  Административная деятельность ОВД | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
На всех этапах развития Российского государства служба уча¬стковых инспекторов милиции занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового инспектора милиции были - околоточный надзира¬тель, квартальный надзиратель, уездный надзиратель. Данные полицейские чины осуществляй территориальный надзор, т.е. одну из важнейших функций как городской, так и уездной поли¬ции. От них полицмейстерами и исправниками всегда и совер¬шенно неуклонно требовались «твердые знания своих обязанностей и точное, а главное, честное исполнение долга» 1
В дальнейшем деятельность участковых инспекторов милиции в своей основе была направлена на профилактику правонаруше¬ний, обеспечение общественного порядка на обслуживаемом уча¬стке. Отсюда «участковый», то есть лицо, несущее личную ответ¬ственность за состоянием дел в жилом или ином секторе, закреп¬ленным за ним, лицо отвечающее за конкретный участок.
Служба участковых инспекторов милиции относится к числу старейших в системе органов внутренних дел. Ее формирование началось в 20-х годах XX века.
Принцип осуществления правоохранительной деятельности участковыми инспекторами милиции непосредственно на уча¬стке закреплялся в первых нормативных актах НКВД по этой службе. Например, в Инструкции волостному милиционеру (волостной милиционер – прототип участкового инспектора милиции), принятой НКВД РСФСР в феврале 1920 года, за-креплялось, что волостной милиционер должен обязательно проживать в своем районе. Это было обусловлено тем, что на волостного милиционера были возложены обязанности
1 См.: А.Лушин. Нижегородские полицмейстеры. - «Милиция», сен¬тябрь, 1998. С. 50.

по поддержанию порядка на территории проживания, т.е. на кон¬кретной территории 1.
17 ноября 1923 года приказом НКВД РСФСР была утвержде¬на «Инструкция участковому надзирателю», которой и было вве¬дено понятие «участковый надзиратель», т.е. «должностное лицо милиции, надзору и охране коего поручен определенный участок горо¬да или поселения».
Однако, в сельской местности до 1930 года имелись различ¬ные формы расстановки работников милиции — старших и младших волостных милиционеров. Из всех форм наиболее приемле¬мой оказалась форма, при которой управление волостной (районной) милицией находилось в волостном (районном) центре, а милиционеры — на своих участках при сельсоветах.
Милиционеров, работавших на участках, называли участко¬выми милиционерами или старшими участковыми милиционерами (по штату они по-прежнему числились как младшие и старшиее милиционеры). С 13 февраля 1930 года приказом НКВД № 109 участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров райадмотделений, осуществляющих работу на уча¬стках, стали называть участковыми инспекторами. Но их правовое положение не изменилось. Младшие волостные милиционеры по-прежнему не имели права исполнять некоторые функции, в част¬ности дознание. Этот недостаток был устранен Положением об Участковом инспекторе в сельских местностях, принятым 31 мая 1930 года. Ст.3 Положения подчеркивала, что «по своим служеб¬ным правам сельский участковый инспектор приравнивается к уча¬стковому инспектору в городе».
В становлении службы участковых инспекторов милиции за последние 25 лет произошли серьезные изменения. До 1974 года Участковая служба входила в состав службы охраны обществен¬ного порядка («наружная» служба милиции). В 1974 году она была введена во вновь созданную службу профилактики, являющуюся в свою очередь составной частью подразделений уголовного розы¬ска. В 1983 году служба профилактики была упразднена, а участковые инспектора выведены из подчиненности уголовного розыска. В 1983 году участковые инспектора были вновь введены в
1 См.: Т. И. Желудкова. Становление и развитие института участковых-инспекторов милиции в период строительства социализма (октябрь 1917—1936 гг.)/ Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка: труды Академии МВД СССР. - М., 1985. С. 78.


состав службы охраны общественного порядка, что объективно обосновано, тем более это подтверждается самим характером воз¬ложенных на участковых инспекторов обязанностей.
С принятием Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» участковые ин-спектора милиции, как служба, находятся в ее системе.
Правовое положение участкового инспектора милиции опре¬деляет в первую очередь действующее законодательство, а именно Конституция Российской Федерации, Закон «О милиции», другие законы, Указ Президента Российской Федерации «О милиции общественной безопасности (местной милиции) Российской Фе¬дерации», иные правовые акты Российской Федерации, конститу¬ции, законы, уставы субъектов Российской Федерации, Инструк¬ция по организации работы участкового инспектора милиции, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты местных органов государственной власти и са¬моуправления, принятые в пределах их полномочий.
Особенностью правового положения участковых инспекторов милиции является то, что им для решения поставленных задач поручено заниматься практически всеми видами деятельности, выполняемыми органами внутренних дел: организационной, про¬филактической, административно-надзорной (административный надзор), административно-процессуальной, оперативно-розыск¬ной, уголовно-процессуальной и др.
В настоящее время, из всех функций, возложенных на служ¬бу, профилактическая является ее основополагающей функцией. Отсюда - настоятельная необходимость возрождения социальной профилактики правонарушений — возврат к хорошо отлаженной системе работы с общественностью. Так, 30 мая 1996 года колле¬гия МВД России, рассмотрев вопрос о состоянии и основных направлениях совершенствования работы участковых инспекторов милиции среди населения по укреплению правопорядка в городах и населенных пунктах, приняла решение об активизации работы с населением через воссоздание общественных формирований. В 1997 году по этому поводу было принято постановление Прави¬тельства Российской Федерации «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонару-шений в Российской Федерации», после чего приказом МВД Рос¬сии в 1997 г. утвержден план восстановления профилактической
функции милиции на всех уровнях от федеральных служб до горрайорганов.
Кроме профилактической деятельности участковые инспекто¬ра милиции осуществляют и оперативно-розыскную деятельность — ими ежегодно раскрывается 25% всех регистрируемых в стране Преступлений, хотя эта служба и составляет лишь 8% личного состава милиции, а конкретно 52 тыс. сотрудников. Участковыми инспекторами милиции пресекается более 8 млн. административ¬ных правонарушений, контролируется поведение свыше 4 млн. дат, вернувшихся из мест лишения свободы или приговоренных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Опросы населения показывают: около 70% граждан предпочи¬тают обращаться именно к участковому инспектору милиции. Это обусловлено территориальной близостью и возможностью быстрого реагирования, то есть оперативного решения вопросов, свя¬занных с обеспечением правопорядка. Служба участковых ин¬спекторов милиции, как по объему, так и по важности задач, по¬ставленных перед органами внутренних дел, по той роли, которую они играют в охране правопорядка, занимает одно из ведущих мест в системе органов внутренних дел.
Участковый инспектор является полномочным представите¬лем милиции на определенной территории, ближе других сотруд¬ников органов внутренних дел стоит к населению, выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех служб, подразделений, аппаратов органов внутренних дел. Такое должностное положение во многом предопределяет универсаль¬ный характер его деятельности, требует высокого профессиона¬лизма, знания оперативной обстановки на участке, умения ис¬пользовать в своей работе не только арсенал милицейских средств и методов, но и психолого-педагогических навыков.
Сегодня участковым инспекторам принадлежит ведущая роль в решении задач, возложенных на милицию, и не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Формы и методы работы участковых инспекторов милиции, как правило, Доступны для наблюдения и оценки населения, поэтому именно они во многом определяют социальный престиж милиции.
В своей деятельности участковые инспектора милиции руко¬водствуются следующими принципами: соблюдение законности и дисциплины; гуманизма; уважение прав человека; гласности;

опора в служебной деятельности на граждан, общественные организа¬ции, трудовые коллективы; учет общественного мнения в работе.
Инструкция по организации работы участкового инспектора1 в п. 1.3. к основным задачам участкового инспектора относит:
— обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопас¬ности;
— предупреждение и пресечение преступлений и административ¬ных правонарушений;
— раскрытие преступлений по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также активное уча¬стие в раскрытии преступлений по делам, о которых производство предварительного следствия обязательно;
— оказание в пределах компетенции помощи гражданам, долж¬ностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и обще¬ственным объединениям в осуществлении их законных прав и интере¬сов.
Иные задачи могут быть возложены только законом. Участковый инспектор милиции в своей служебной деятель¬ности осуществляет ряд как организационных, так и правоохра¬нительных мер.
a980ce20080f7655b1e521e5c3d1a325.js" type="text/javascript">7d758947fa440f4973786ec9a9bc4789.js" type="text/javascript">c89207dc40f6816df52786fb6984a441.js" type="text/javascript">e0060b51af0538097572dd2a44fb0bf5.js" type="text/javascript">31bd728c9f449739933ebb6f12d9370e.js" type="text/javascript">cc78e27f91188546fe6835d1fe16c226.js" type="text/javascript">6ee624f414669d52e9538d019d32dca2.js" type="text/javascript">e4eefb529c14a5ce19275ed289e09f7e.js" type="text/javascript">0b124bff3ad63b86a827151b2d344603.js" type="text/javascript">ea334ffa05a890b4d62b005950374d4b.js" type="text/javascript">40b2565c54936a9c4f7cfab340a252b7.js" type="text/javascript">db9525a822713057fce441019a2473fe.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 199 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: