Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Организационные основы обеспечения деятельности участковых инспекторов милиции и современные требования для их осуществления
 (голосов: 0)
  Административная деятельность ОВД | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Эффективное решение и выполнение многочисленных и раз¬нообразных задач и обязанностей, возложенных на участковых инспекторов милиции, в первую очередь зависит от умелой, ра¬циональной организации их работы. Организовать работу, как показывает практика — это подготовить (создать условия) и упо¬рядочить служебную деятельность.' Организация работы участко¬вого инспектора милиции состоит в основном из трех составляю¬щих: а) создание условий для работы со стороны органов мест¬ного самоуправления; б) обеспечение условий для работы со стороны
1 Инструкция по организации работы участкового инспектора ми¬лиции. Утверждена приказом МВД России от 14 июля 1992 года за № 231 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МВД России от 15 апреля 1996 г. № 22; от 11 декабря 1996 г. № 653).

руководства органа внутренних дел; в) упорядочение слу¬жебной деятельности самого участкового инспектора милиции.
Обеспечение участковых инспекторов на территории закреп¬ленного участка помещением для служебной деятельности, обору¬дованным мебелью и средствами связи, а также жилплощадью составляет обязанность органов местного самоуправления (ст. 36 Закона «О милиции»).
Служебное помещение участкового инспектора (комната уча¬сткового инспектора, участковый пункт милиции) должно разме¬щаться в ОПОП, что создает возможность тесного взаимодействия участковых инспекторов с общественностью в осуществлении профилактической работы.
К одной из основных функций местного самоуправления относится охрана общественного порядка, организация и содержа¬ние муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществления контроля над их деятельностью.
Так, например, статья 63 Устава города Москвы (принят Мо¬сковской городской Думой 28 июня 1995 года) предусматривает, что органы власти города обязаны гарантировать правовое, фи¬нансовое, материально-техническое обеспечение милиции. Ком¬пенсация затрат происходит через субвенции вносимыми федеральными органами власти ежегодно на основании расчетов, Подготавливаемых городской администрацией (ст.87).
1 Транспортные средства, как и оружие, специальные средства и средства связи, предоставляются участковым инспекторам ми¬лиции в соответствии с нормами табельной положенности. Кроме того, милиция, в том числе и служба участковых инспекторов, вправе принимать во владение и пользование от юридических лиц транспортные средства и другую технику, необходимую для выполнения возложенных на нее обязанностей. В ряде мест органа-ми местного самоуправления для решения этой и других проблем снимается с предприятий (акционерных обществ) определенная часть местных налогов, а предприятия в счет этого обеспечивают Участковых инспекторов автотранспортом, служебными помещениями, выделяют для охраны общественного порядка членов ДНД и др.
Практика показывает насущную необходимость наличия на каждую группу участковых инспекторов в городских условиях одну единицу автотранспорта, когда как в сельской местности каждый участковый инспектор должен бы иметь автомобиль-вседорожник.

Организацию работы участковых инспекторов осуществляет начальник горрайоргана внутренних дел, его заместитель (начальник милиции общественной безопасности), начальник отдела (отделения) по организации работы участковых инспекторов милиции. Органи-зационно-методическое обеспечение деятельности участковых инспекторов милиции осуществляют Главное управление обеспе¬чения общественного порядка МВД России и соответствующие подразделения милиции общественной безопасности МВД субъ¬ектов федерации.
В приложении № 2 к Указу Президента Российской Федера¬ции от 12 февраля 1993 г № 209 определены нормативы штатной численности инспекторов милиции: 1 участковый инспектор ми¬лиции на 3 -3,5 тыс. человек городского населения; 1 участковый инспектор милиции в сельской местности на территории сель¬ского или поселкового органа местного самоуправления.
Начальник органа внутренних дел вправе образовывать пунк¬ты милиции по обслуживанию территории, включающей несколь¬ко участков. На каждые три-четыре должности участковых ин¬спекторов милиции вводится должность старшего участкового инспектора. Она замещается лицом, способным по своим дело¬вым (профессиональным) качествам руководить группой участко¬вых инспекторов и имеющим высшее или среднее специальное юридическое образование. За старшим участковым инспектором милиции, как правило, закрепляется участок с проживающим на нем населением не более одной тысячи человек.
Наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка, старший участковый инспектор милиции организует работу уча¬стковых инспекторов милиции по раскрытию преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, координирует их взаимодействие с сотрудниками криминальной милиции и следственных подразделений по рас¬крытию и расследованию преступлений, по которым предвари¬тельное следствие обязательно, а также обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-розыскных и профилакти¬ческих мероприятий на территории микрорайона (зоны) обслужи-ваемой группой участковых инспекторов милиции.
Кроме того, старший участковый инспектор милиции оказы¬вает помощь участковым инспекторам милиции в вопросах по¬вышения квалификации, подбора и организации внештатных ин¬спекторов милиции, укрепления взаимодействия с общественно¬стью, проведения индивидуальной профилактической работы

Правонарушителями, рассмотрения обращений граждан, выпол¬нения других обязанностей по службе.
Также старший участковый инспектор обобщает и оценивает результаты работы группы участковых инспекторов милиции по итогам за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соот¬ветствующими предложениями начальнику милиции обществен¬ной безопасности.
На время отсутствия старшего участкового инспектора (учеба, отпуск, болезнь и другое) его обязанности по распоряжению на¬чальника милиции общественной безопасности исполняет наибо¬лее опытный участковый инспектор милиции из микрорайона (зоны) обслуживания.
В соответствии с нормативными документами МВД России в штат горрайорганов внутренних дел (отделений милиции) введены должности помощника участкового инспектора милиции. Обеспечение помощников участкового инспектора милиции ору¬жием, специальными средствами, вещевым довольствием осуще¬ствляется по установленным МВД России нормам и табелям положенности для младшего начальствующего состава органов внут¬ренних дел.
Помощник участкового инспектора назначается на должность и закрепляется за конкретным участковым инспектором милиции приказом начальника горрайоргана внутренних дел.
На помощника участкового инспектора милиции в полном объеме возлагаются его права и обязанности, за исключением самостоятельного принятия процессуального решения по делам и Материалам о преступлениях и административных правонаруше¬ниях. Свою служебную деятельность он осуществляет под непо¬средственным руководством участкового инспектора милиции, за которым закреплен.
Режим работы участковых инспекторов относится к компетенции начальника органа внутренних дел. В сельской местности обладает односменный режим работы, тогда как в городах — двухсменный (с 9 до 18 и с 15 до 24 часов). В начале рабочего времени участковый инспектор получает оружие, радиостанцию, знакомится с оперативно-розыскной информацией, получает инструктаж, в течении рабочего времени поддерживает связь с дежурной частью, по окончанию работы докладывает о результатах, как правило, рапортом.
Привлечение участковых инспекторов милиции к работе, не связанной с обслуживанием участка, допускается в исключительных случаях по указанию начальника

органа внутренних дел либо начальника милиции общественной безопасности. К сожалению, данные исключительные случаи четко не прописаны в Инструк¬ции по организации работы участкового инспектора милиции, что, безусловно, влечет нецелевое использование участковых ин¬спекторов милиции в оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел (дежурство по ОВД; конвоирование задержанных; работа в группах по раскрытию преступлений; сбор свидетельских показаний; сбор медицинских документов для направления лиц не имеющих места жительства в спецприемники и др.).
Основными элементами организации (самоорганизации) ра¬боты участкового инспектора милиции являются следующие;
а) прием участка; б) изучение и оценка оперативной обстановки;
в) планирование работы и учет проводимых мероприятий; г) взаимо¬действие с сотрудниками других служб и подразделений органа внутренних дел путем обмена информацией; д) подбор и оформление внештатных сотрудников милиции и доверенных лиц; е) взаимодей¬ствие с общественными организациями, охранными предприятиями, участвующими в охране общественного порядка; ж) прием граждан в ОПОП или в служебном помещении на участке; з) отчет о проде¬ланной работе; и) изучение положительного опыта работы и внедре¬ние его на участке.
Прием участка — важный юридический факт, поскольку с этого момента участковый инспектор милиции несет ответствен¬ность за состояние правопорядка на этом участке. Прием участка производится под контролем начальника милиции общественной безопасности с участием старшего участкового инспектора и в присутствии участкового инспектора, сдающего участок. Прини¬мающего участкового инспектора милиции знакомят с особенно-стями участка и оперативной обстановкой на нем, представляют должностным лицам, государственных, муниципальных и иных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Участок закрепляется приказом начальника органа внутрен¬них дел. Участку присваивается порядковый номер, а его размеры и границы определяются и при необходимости пересматриваются начальником органа внутренних дел по представлению начальни¬ка милиции общественной безопасности с учетом численности населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории и административного деления муниципального обра-зования.

Изучение и оценка оперативной обстановки — обязательное условие для правильной организации выполнения участковым ин¬спектором его обязанностей. Без этого он не сможет определить главное в работе, правильно спланировать и выбрать наиболее Эффективные формы ее осуществления. Сбор, накопление ин¬формации об оперативной обстановке на участке, ее изучение и оценка — процесс непрерывный. Он начинается при приеме участка, а затем становится постоянным и систематическим.
Для рационального использования служебного времени и по-1йншения эффективности труда участковый инспектор милиции должен владеть оперативной информацией о положении дел на обслуживаемом участке. Он должен хорошо знать территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и работу предприятий, в том числе и акционерных организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей (неза¬висимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, аптек, больниц и других мест где имеются какие-либо элементы оборота наркотических средств, порядок и состояние их охраны; места стоянок автомототранспортных средств, а в сельской местности, кроме того, все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания дикорасту-щих и культурных наркосодержащих растений.
Он должен хорошо знать и учитывать в своей работе: характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большин¬ства населения обслуживаемой территории; количество и характер раскрытых и нераскрытых преступлений, совершенных на территории участка, обстоятельства способствующие их совершению;
лиц, поведение которых контролируется милицией в соответствии с законом и установленными в отношении их ограничениями;
приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших, похищенных вещах; места концентрации антиобщественного элемента, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления; обстоятельства, способствующие данным криминальным проявлениям; силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления правопорядка.
Информацию о состоянии оперативной обстановки участковый инспектор милиции получает путем непосредственного общения

с работниками других отраслевых служб и нарядами мили¬ции, работниками частных охранных предприятий и служб безо¬пасности, а также с должностными лицами предприятий, учреж¬дений и организаций, при ознакомлении с учетными материалами дежурной части, поступившими заявлениями и сообщениями граждан и т.д.
Участковый инспектор милиции должен не только хорошо знать источники информации, но и умело, профессионально гра¬мотно их использовать, давать правильную оценку поступившей информации, делать из нее нужные выводы. Он должен уметь не только накапливать многочисленную и разнообразную информа¬цию, но и анализировать ее для последующего практического
применения.
Информация о каждом участке заносится в паспорт участка, который ведется участковым инспектором милиции. Паспорт включает в себя следующие разделы: сведения о приеме и сдаче участка; план участка (вставка); сведения, характеризующие уча¬сток; предприятия, организации и учреждения (не зависимо от форм собственности), фермерские хозяйства, лечебно-оздоро¬вительные, образовательные учреждения, организации жилищно-коммунального хозяйства и связи; объекты торговли и общест¬венного питания, базы, склады; общежития; объекты лицензионно-разрешительной системы; частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности на предприятиях; список лиц из числа жителей участка, находящихся в местах лишения свобо¬ды; список лиц, имеющих в личном пользовании нарезное, глад¬коствольное огнестрельное оружие; внештатные сотрудники ми¬лиции; общественные объединения по охране правопорядка; учет преступлений, совершенных на участке. Паспорт регистрируется в секретариате (канцелярии) органа внутренних дел и выдается уча¬стковому инспектору милиции под расписку и хранится в метал¬лическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового ин¬спектора. Порядок ведения паспорта проверяется начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности один раз в полугодие, начальником ОРУИМ - еже¬квартально.
Планирование работы участковым инспектором милиции -это постановка задач на определенный период и конкретизация их в соответствующих мероприятиях, отражающих объем работы, способы и сроки ее выполнения.

Участковый инспектор милиции работает по личному плану, составляемому в рабочей тетради на месяц. План утверждается начальником милиции общественной безопасности. При необхо¬димости с учетом складывающейся оперативной обстановки уча¬стковый инспектор милиции планирует работу на каждый день и учитывает ее в рабочей тетради.
Исходными документами для планирования являются планы работы органа внутренних дел, планы работы совета обществен¬ного пункта, а также данные анализа сложившейся или предпо¬лагаемой оперативной обстановки на участке.
Главное требование, предъявляемое к планированию — конкретность. Конкретность планирования, т.е. практическая необ¬ходимость, своевременность мероприятий, которые намеревается осуществить участковый инспектор милиции, достигается тогда, когда он хорошо знает обстановку на участке, умеет отбирать из общей массы информации такие сведения, которые требуют без¬отлагательного или во всяком случае первоочередного реагирова¬ния на них.
План работы каждого участкового инспектора милиции строго индивидуален. Тем не менее, каждый план должен отражать в себе мероприятия исходя из анализа оперативной обста¬новки. В нем должны содержаться мероприятия, направленные на выявление и устранение условий, способствующих совершению правонарушений; на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений. Здесь же должны быть намечены мероприятия по организации взаимодействия в этой работе с об¬щественностью.
В плане необходимо предусматривать мероприятия: по обес¬печению общественного порядка, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, безвести пропавших;
по осуществлению контроля над исполнением должностными лицами и гражданами законов, постановлений и иных актов ор¬ганов государственной власти по вопросам: охраны обществен¬ного порядка; обеспечения лицензионно-разрешительной системы; контроля за выполнением гражданами и должностными лицами правил паспортно-регистрационной системы; организации работы с внештатными сотрудниками милиции и другими пред-ставителями общественности; повышения правовой культуры населения и др.
В зависимости от особенностей участка в планы работы могут быть внесены и другие мероприятия.

В рабочую тетрадь участковый инспектор милиции также за¬носит информацию, связанную с осуществлением служебной дея¬тельности на участке.
Общие основы организации работы участковых инспекторов милиции не исключают их разнообразия и специфики на каждом участке в зависимости от различных обстоятельств, что обуслов¬ливает индивидуализацию планирования. Так, определенные осо¬бенности имеет организация работы участкового инспектора в сельской местности: протяженность обслуживаемой территории;
отдаленность участка от органа внутренних дел; специфичность правонарушений (кража скота, птицы, урожая и т.д.). Таким обра¬зом, в сельской местности на участкового инспектора возлагается
ряд дополнительных обязанностей.
Ежедневный план участкового инспектора довольно часто не выполняется по ряду объективных причин (совершение преступ¬ления на участке; подключение к проведению какой-либо опера¬ции, например налоговой полиции; семейно-бытовые скандалы; правонарушения несовершеннолетних и др.). Вместе с тем пра¬вильное, рациональное использование своего служебного времени в интересах службы, в конечном итоге, отражается и на результа¬тах работы. Например, при проверке заявления гражданина о за¬щите своих субъективных прав в жилом секторе, участковый ин¬спектор не только устанавливает лиц проживающих по указанно¬му конкретному адресу, но и в то же время, при отборе объясне¬ний от соседей по фактам, связанным с проверкой заявления, отрабатывает жилой сектор, устанавливает доверительные отно¬шения, выявляет нарушения паспортно-регистрационных правил и др.
Планируемые мероприятия должны быть конкретными, ре¬ально выполнимыми и насущно необходимыми именно на дан¬ный период. Ежедневное планирование, так или иначе, в конеч-ном итоге направлено на выполнение, как месячного плана уча¬сткового инспектора милиции, так и плана органа внутренних дел в целом.
Взаимодействие с сотрудниками других служб и подразделений органов внутренних дел путем обмена информацией. Основные направления такого взаимодействия следующие:
- со службой охраны общественного порядка - в поддержа¬нии должного порядка на улицах и других общественных местах, борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством, пьянством,
хулиганством и др.;

- со службами криминальной милиции — в предупреждении и раскрытии преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д.;
- с подразделениями ГИБДД — в обеспечении соблюдения водителями и гражданами правил дорожного движения и др.;
- со службой вневедомственной охраны — в проверке состояния охраны объектов, разъяснении гражданам вопросов обеспече¬ния охраны своих жилищ с помощью технических средств и др.
Взаимодействие участковых инспекторов с другими службами органа внутренних дел в деле улучшения обеспечения обществен¬ного порядка осуществляется путем: а) обмена информацией (в том числе через информационную сеть), подготовки и внесения предложений по вопросам обеспечения охраны правопорядка; б) совместного планирования; в) осуществления конкретных ме¬роприятий (рейдов, операций); г) выполнения участковыми инспекторами отдельных заданий служб (с согласия своего руководства). В настоящее время проблема в том, что взаимодействие участкового часто переводится в некое «обслуживание» других служб (СКМ, следствия). Эта практика, осуществляемая под при¬крытием «повышения процента раскрываемости» должна быть изжита.
Подбор, оформление внештатных инспекторов милиции. Успешное решение задач по профилактике правонарушений возможно при условии, когда участковый инспектор квалифициро¬вано осуществляет подбор, оформление и последующую работу с внештатными сотрудниками милиции, умело взаимодействует с общественными формированиями. Работу с ними участковый инспектор милиции осуществляет в соответствии с требованиями Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции, объявленной приказом МВД РФ № 420 от 20 ноября 1992 года.
Работу с доверенными лицами участковые инспектора организуют согласно требованиям соответствующих нормативных актов МВД России.
Взаимодействие с общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка — один из основных инспекторов организации деятельности участковых инспекторов милиции.
Практика показывает, что где правильно организовано взаимодействие участкового инспектора милиции и актива общественности, когда между ними существует деловой контакт, где участковый инспектор широко опирается на помощь добровольных народных дружин, советов профилактики,


там выше эффектив¬ность профилактической работы, там ниже преступность, крепче общественный порядок.
Если в городской местности участковый инспектор в своей служебной деятельности может пользоваться кабельным телеви¬дением, то в сельской — распространяется опыт включения в ка¬честве абонента радиосетей сельскохозяйственных предприятий.
Прием граждан в ОПОП или в служебном помещении на уча¬стке. В дни приема населения (от двух до трех дней в неделю) участковый инспектор обязательно должен находится в служеб¬ном помещении на участке с начала приема (как правило, с 18 часов) и до его окончания (до 21 часа). В приеме граждан с их согласия могут участвовать на общественных началах юристы, педагоги, представители общественных организаций. Могут при¬глашаться депутаты, советники районной управы, работники про¬куратуры, руководители органов внутренних дел и др., что безус¬ловно поднимает престиж участкового инспектора и авторитет ОПОП. Несвоевременное начало приема или прекращение его ранее установленного срока недопустимо.
Большое значение в обеспечении охраны общественного по¬рядка и укреплении связи участковых инспекторов милиции с населением имеют их периодические отчеты о проделанной ра¬боте на собраниях жителей микрорайонов, сельских сходах, в трудовых коллективах. Перед жителями обслуживаемого участка участковый инспектор милиции отчитывается о проделанной ра¬боте не реже одного раза в полугодие. Эти отчеты вызывают большой интерес у населения, способствуют повышению актив¬ности граждан в борьбе с правонарушениями. Кроме того, участ¬ковый инспектор милиции отчитывается, о проделанной работе один раз в квартал перед начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности.
Отчеты участковых инспекторов призваны повышать их от¬ветственность за состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемом участке, способствовать повы¬шению уровня организации их работы, усилению контроля над их деятельностью.
Изучение положительного опыта и внедрение его на участке осуществляется участковым инспектором с учетом специфики участка, проживающих на нем жителей, а также с учетом других
факторов.

Ведение участковым инспектором служебной документации.
Участковый инспектор милиции ведет следующую документацию: а) паспорт на участок; б) рабочую тетрадь; в) контрольные карточки (на лиц, находящихся под надзором, к которым применено условное осуждение); г) дела административного надзора. Кроме этого участковый инспектор составляет различные документы административного, процессуального характера (рапорта, ответы на запросы, объяснения, протоколы и др.).
Как нами было рассмотрено выше, для надлежащего выпол¬нения своих функций участковым инспектором милиции должна предшествовать надлежащая организация его работы.
ac231648c0fe596e51a2eac909a8aca1.js" type="text/javascript">cc12b88497b0f8a04a2a85d287f94040.js" type="text/javascript">508c986de72773b29d66d53a7d9179b8.js" type="text/javascript">d2dc8b234963c0c09f9dcb2b2687cd48.js" type="text/javascript">3ebb1d885381106435c3e156244a7d05.js" type="text/javascript">a473059513614d1314db20a6589233bd.js" type="text/javascript">8f399d8440c7a56bdf7d258aa83170be.js" type="text/javascript">f51f2ddbdee156b4da95320e5503de64.js" type="text/javascript">f7e2821015847e2a918901ba3bff4e74.js" type="text/javascript">3fb4c06c02bf33419f81e111afb8159d.js" type="text/javascript">1b35d38130c3e4b7173ef9a5bd27ddca.js" type="text/javascript">2386218250c17abf3b090a45a1b28677.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 340 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: