НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Неумеренное потребление спиртных напитков, напрямую свя¬занное с физиологической и психической зависимостью от алко¬голя, т.е. пьянство и алкоголизм представляют собой антисоци¬альное явление, негативно влияющее на здоровье и нравствен¬ность личности и общества, с последующей социальной деграда¬цией.
Пьянство, как правило, свидетельствует о низкой культуре личности. Хотя история знает примеры, связанные с культурными и образованными людьми, которые не являлись правонарушите¬лями, но морально и социально деградировали и заканчивали свою жизнь печально. Употребление алкоголя массами людей, особенно в виде «замены» радостей жизни, поскольку их нет по тем или иным причинам, ведет к вымиранию целых групп насе¬ления.
Борьба с пьянством и алкоголизмом насчитывает многовеко¬вую историю1, а с начала XX в. это социальное зло становится предметом изучения специалистами различных отраслей научного знания — медицины, психологии, психиатрии, социологии, педа¬гогики, криминологии и др. В этой связи отметим, что, к приме¬ру, по данным ГУВД г. Москвы, совершение мелкого хулиганства в 75% случаев происходит в состоянии алкогольного опьянения. Кроме этого, участие лиц в массовых мероприятиях, выливаю¬щихся при этом в массовые беспорядки (на религиозной, межна¬циональной и иной почве) также в той или иной степени «подогреты алкоголем»2.
1 Пьянство в социальном смысле — неумеренное потребление спиртных напитков. Алкоголизм - хроническое заболевание, обуслов¬ленное систематическим употреблением спиртных напитков и прояв¬ляющееся физической и психической зависимостью от алкоголя, психи¬ческой и социальной деградацией, нередким возникновением алкоголь¬ных психозов в форме белой горячки, алкогольного галлюциноза, бредо¬вого состояния и т.п. (Сов. энциклопсд. словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров, 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 41.).
2 См., например, Карпсц И.И. Преступность: иллюзии и реальность -М : Российское право, 1992 С. 411-417
Реализация законодательства о борьбе с пьянством и алкого¬лизмом составляет одно из направлений административно-юрисдикционной деятельности всех служб и подразделений орга¬нов внутренних дел (милиции), но непосредственное выполнение задач предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства возложено на милицию общественной безопас¬ности1.
Конкретизация задач борьбы с пьянством и алкоголизмом выражается в функциях аппаратов, подразделений и служб мили¬ции общественной безопасности, закрепленных в законодатель-ных и ведомственных нормативных актах2. Организация деятель¬ности аппаратов, подразделений служб милиции общественной безопасности в сфере борьбы с пьянством и алкоголизмом скла¬дывается из функций прогнозирования, анализа, планирования, координации, контроля, нормативно-правового, информацион¬ного, научно-методического, материально-технического обеспе¬чения и др.
Предупреждение и пресечение пьянства и алкоголизма осу¬ществляются также в процессе организации и непосредственного руководства ходом проведения специальных операций по выявле¬нию нарушителей антиалкогольного законодательства, разработки рекомендаций и соответствующих указаний по расстановке сил и средств, формировании, внедрении и распространении передо¬вого опыта административно-юрисдикционной деятельности раз-личных аппаратов, подразделений и служб органов внутренних дел (милиции) по предупреждению и пресечению нарушений, совершенных на почве пьянства и алкоголизма.
Функции по предупреждению и пресечению пьянства и ал¬коголизма выполняют подразделения милиции общественной безопасности путем:
1 См. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 7. Ст. 562); Приказ МВД России от 14 августа 1998 г № 501 «Об утверждении Положения о Главном управлении охраны общественного порядка МВД Российской Федерации».
2 См., например. Приказ МВД России от 12 июля 1992 г. № 231 «Об утверждении Инструкции по работе участковых инспекторов милиции» (с изменениями и дополнениями от 23.10.1995, 15.04.1996, 1.07.1997 гг.);
Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (приложение 17 к приказу МВД России от 18 января 1993 г. № 17) и др.
— выявления лиц, в том числе подростков, а также вовлекаю¬щих их в пьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупот¬реблению спиртными напитками, проведения с ними профилак¬тической работы с целью формирования здорового образа жизни;
— внесения предложений в соответствующие органы о рацио¬нальном размещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанов и других учреждений, реализую¬щих спиртные напитки, в связи с их потенциальным и негатив¬ным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном рай¬оне населенного пункта;
— регулярного обследования территории и особенно мест концентрации лиц, склонных к пьянству, и алкоголиков (под¬валы, чердаки, рынки, магазины, культурно-зрелищные учрежде-ния, станции и остановки общественного транспорта и т.п.);
— привлечения правонарушителей антиалкогольного законо¬дательства к административной ответственности.
При выявлении факта правонарушения, например, распития спиртных напитков в общественных местах (ст. 162 КоАП РСФСР), сотрудник милиции обязан: 1) немедленно потребовать прекращения противоправного поведения; 2) проверить документ ты, удостоверяющие личность нарушителя; 3) зафиксировать вы¬явленные в них сведения; 4) установить и записать данные о сви¬детелях, объяснить им их права и обязанности в соответствие с действующим законодательством.
Проанализировав ситуацию, действия и поведение нарушите¬ля, характер совершенного правонарушения, следует либо преду¬предить нарушителя, либо составить протокол об административ¬ном правонарушении.
Если сложившиеся на месте правонарушения обстоятельства препятствуют возможности установить личность нарушителя и имеются основания для его доставления в орган внутренних дел, сотрудник милиции вправе принять все предоставленные ему за¬коном меры, о чем затем докладывает рапортом руководству ор¬гана.
Лица, задержанные за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общест¬венную нравственность, находящиеся в средней и тяжелой степе¬ни опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе, помещаются в медицинский вытрезвитель (центр социальной
помощи), находящийся в ведении милиции общественной безо¬пасности.
Доставление и помещение в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, как правило, осуществляются экипажами автомобилей «Спецмедслужбы», ко¬торые обязаны предварительно проверить возможное наличие у доставляемых предметов, могущих быть используемыми для напа¬дения или причинения себе телесных повреждений.
При обнаружении наркотических средств либо предметов, указывающих на возможную причастность доставляемых лиц к совершению преступлений, они доставляются в орган внутренних дел.
Запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель лиц, имеющих черепно-мозговые травмы и иные опасные для жизни повреждения, симптомы острого пищевого отравления или нарко¬тического опьянения, находящихся в состоянии алкогольного психоза. Сотрудники милиции, обнаружившие таких лиц на ули¬цах или в иных общественных местах, обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.
Доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезви¬тель производится только при невозможности установить их лич¬ность, местожительство и передать родителям (лицам, их заме¬няющим) либо представителям учреждений, на которых возложе¬ны обязанности по их содержанию и воспитанию, в приемник-распределитель для несовершеннолетних.
Факт доставления в медицинский вытрезвитель регистрирует¬ся, составляется протокол о доставлении (помещении) и привле¬чении виновного к административной ответственности или мерам общественного воздействия.
О доставлении в медицинский вытрезвитель военнослужащих направляется соответствующее сообщение в военную комендату¬ру, а в органы внутренних дел — о следующих лицах:
- лица, у которых изъяты огнестрельное оружие, наркотики, предметы, специально предназначенные для нанесения телесных повреждений, а также иные запрещенные законом предметы либо приобретение которых требует специального разрешения;
— иностранные граждане и лица без гражданства;
- несовершеннолетние и лица, вовлекающие их в пьянство и доведшие их до состояния опьянения;
— граждане, неоднократно доставляющиеся в медицинский вытрезвитель;
— состоящие на учетах в наркологическом или психиатриче¬ском диспансерах;
— лица, ранее судимые, либо находящиеся под администра¬тивным надзором органов внутренних дел;
— водители автомототранспортных средств;
— выявленные нарушители правил регистрации или пребыва¬ния в городах и населенных пунктах.
Действующее антиалкогольное законодательство признает в качестве административных правонарушений следующие про¬ступки-
— управление судном судоводителем или иным лицом в со¬стоянии опьянения (ст.1114 КоАП РСФСР);
— управление транспортными средствами водителями, нахо¬дящимися в состоянии опьянения (ст. 117 КоАП РСФСР);
— управление транспортными средствами лицами, не имею¬щими права управления транспортными средствами и находящи¬мися в состоянии опьянения (ст. 120 КоАП РСФСР);
— допуск к управлению транспортными средствами водите¬лей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права на управление транспортными средствами (ст. 124 КоАП РСФСР);
— распитие спиртных напитков на производстве (ст. 161 КоАП РСФСР);
— распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162 КоАП РСФСР);
— доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (ст. 163 КоАП РСФСР) и др.
Как видно, административные правонарушения, связанные с нарушением антиалкогольного законодательства, имеют различ¬ные объекты посягательства. Например, управление транспорт¬ными средствами водителями, находящимися в состоянии опья¬нения (ст. 117 КоАП РСФСР), и другие проступки, предусмотрен¬ные ст.ст.1114, 120, 124 КоАП РСФСР, образуют правонарушения на транспорте, а составы правонарушений, предусмотренных ст.ст.162, 163 КоАП РСФСР, посягают на общественный порядок.
Рассмотрим меры предупреждения и пресечения наиболее распространенных правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом
Управление транспортными средствами водителями, находящи¬мися в состоянии опьянения. Среди непосредственных причин
ДТП, имеющих тяжкие последствия (превышение установленной скорости движения, недисциплинированность пешеходов, игно¬рирование правил применения ремней безопасности и мотошле¬мов и т.д.), статистика выделяет управление транспортными сред-ствами в состоянии опьянения. Именно поэтому Правила дорож¬ного движения (ПДД)1 запрещают водителю «управлять транс¬портным средством в состоянии опьянения (алкогольного, нарко¬тического и иного)... передавать управление транспортным сред¬ством лицам, находящимся в состоянии опьянения...» (п.2.7 ПДД), а лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 ПДД)
Административная ответственность за правонарушения на транспорте, связанные с нарушением антиалкогольного законода¬тельства, предусматривает в качестве взысканий штраф в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда или ли¬шение права управления транспортными средствами на срок один год. При повторности правонарушения налагается штраф в разме¬ре от двух до четьфех минимальных размеров оплаты труда или применяется лишение права управления транспортными средст¬вами на срок от одного года до трех лет.
За управление транспортными средствами в состоянии опья¬нения к административной ответственности привлекаются лица независимо оттого, являлось ли оно (транспортное средство) са¬моходной машиной либо находилось на прицепе у другого транс¬портного средства, а также как долго управлял виновный транс¬портным средством — важен лишь факт приведения его в движе¬ние.
Немаловажное значение для привлечения к ответственности за данные виды правонарушений имеет установление прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает не только факт собст-венного опьянения, но и правовой запрет на управление транс¬портным средством в данном состоянии.
В целях предупреждения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения органы внутренних дел (милиция) наделены правами останавливать транспортные средст-
* Утверждены постановлением Правительства Российской Федера¬ции от 23 октября 1993 г. № 1090 (Собрание актов Президента и Прави¬тельства РФ 1993 № 47 Ст 4531). См. также Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 № 50. Ст. 4873)
ва, в том числе и принудительно, осуществлять проверку доку¬ментов и освидетельствование водителей на предмет установления факта нахождения их в состоянии алкогольного или наркотиче¬ского опьянения.
Эти и иные административно-предупредительные меры на¬правлены на обеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания, а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредных последствий в результате совершения дорожно-транспортных происшествий.
Сотрудник милиции (как правило, подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД), останавливая транспортное средст¬во, обязан не только установить состояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этим транспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управления транс¬портным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для привлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца на передачу управления и не обя¬зательно, что управление осуществляется в его присутствии или в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущена владельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортным средством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на за¬конном основании, например по доверенности, в процессе вы¬полнения водителем обязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.
К мерам административного пресечения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения относятся:
административное задержание, отстранение водителя от управле¬ния транспортным средством, задержание документов на право управления транспортным средством.
Применение органами внутренних дел (милицией) этих мер не означает наложение на водителей административных взыска¬ний, а имеет цель в принудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определенную опасность для дорож¬ного движения противоправные действия, не допустить причине¬ния вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия для привлечения виновных лиц к ответственности.
Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалко¬гольного законодательства и относящихся к сфере охраны обще¬ственного порядка, наибольшую распространенность и общественную
опасность представляют: распитие спиртных напитков на производстве, в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.
Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, что они имеют масштабные социально-экономические, ме¬дико-биологические, нравственные и иные последствия, оказы-вающие негативное влияние не только на деформацию социаль¬ных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправного поведения. Связь пьянства с противоправным поведением, харак¬теризующимся демонстративными проявлениями явного неуваже¬ния к общественной нравственности, очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе с нарушениями антиалькогольного законодательства и посягательствами на обще¬ственный порядок.
Распитие спиртных напитков на производстве. По причине пьянства на производстве обществу в связи с гибелью людей, травматизмом и профессиональными заболеваниями наносится существенный материальный ущерб, тяжело отражаясь на соци¬ально-экономическом положении страны.
Распитие спиртных напитков на производстве, т.е. на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций, или пребывание на работе в нетрезвом состоянии, как одно из наиболее распространенных нарушений антиалко¬гольного законодательства представляет большую общественную опасность не только для общественного порядка, но и для обес¬печения нормальных и безопасных условий труда (ч.1 ст. 161 КоАП РСФСР).
Нарушением антиалкогольного законодательства считается также участие мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работника¬ми спиртных напитков на производстве или непринятие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков, или появле¬ние на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работни¬ков (ч.2 ст. 161 КоАП РСФСР).
Распитие спиртных напитков на производстве влечет админи¬стративное взыскание в виде наложения штрафа.
Распитие спиртных напитков в общественных местах или появ¬ление в общественных местах в пьяном виде. Административное законодательство (ст. 162 КоАП РСФСР) устанавливает правовой
запрет на распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах кроме предприятий торговли и обществен¬ного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нрав¬ственность.
Распитие спиртных напитков в общественных местах или по¬явление в общественных местах в пьяном виде предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или штрафа (ч 1 ст.162 КоАП РСФСР). Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административ¬ного взыскания, наказываются наложением штрафа в повышен¬ном размере (ч.2 ст.162 КоАП РСФСР). Если лицо дважды в те-чение года подвергалось административному взысканию за данное правонарушение и вновь его совершило, то штрафная санкция значительно возрастает; если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение штрафа будет признано недос¬таточным, то применяется административный арест на срок до 15 суток (ч.З ст.162 КоАП РСФСР). Четвертая часть этой статьи предусматривает административную ответственность в виде нало-жения штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, за появле¬ние в общественных местах подростков в возрасте до 16 лет, а равно за распитие ими спиртных напитков.
Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушений антиалкогольного законодательства является установление со¬трудниками милиции соответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умысле на распитие спирт¬ных напитков, но не образующего состава административного правонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскор¬бительное приставание к гражданам и т.п.) и других действий,
нарушающих общественный порядок.
Применение органами внутренних дел (милицией) мер адми¬нистративного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этих антиобщественных явлений, способствую¬щей укреплению правопорядка в общественных местах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупрежде¬ния правонарушений, состоящей из экономических, организаци¬онных, пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т.п. мероприятий и направленной на утверждение здорового
образа жизни и правомерного поведения граждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами, злоупот¬ребляющими спиртными напитками.
Важность административно-предупредительных мер объясня¬ется тем, что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовые запреты и ответственность за его нару¬шение, вне профилактического обеспечения не приводит к со¬кращению рассматриваемой категории правонарушений.
Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, занимают служба участковых инспек¬торов милиции и милиция общественной безопасности, сотруд¬ники которых осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и в общественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иных служб органов внутренних дел (милиции) изучают жилой массив в целях выявления и проведения предупредительных про¬филактических бесед с лицами, склонными к пьянству и алкого¬лизму, установления источников приобретения ими спиртных напитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторон¬ним гражданам для систематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртных напитков. По этим направ¬лениям профилактической работы необходима организация взаи¬модействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающей¬ся, например, выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативный интерес, находящихся в розы¬ске и т.п.
Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений может служить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественном месте в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятых норм поведения, образующих самостоятельный состав административного правона¬рушения), поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправных посягательств.
К числу профилактических мероприятий органов внутренних дел (милиции) относится их участие в работе государственных органов и общественных организаций по формированию и разви¬тию духовных и интеллектуальных способностей граждан, созда¬нию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочению национальных культурных традиций, проведению антиалкоголь¬ной пропаганды среди различных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений о благоустройстве
обслуживаемой территории и рациональном размещении культурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки и т.д.
Целям предупреждения и пресечения пьянства среди несо¬вершеннолетних служит ст.163 КоАП РСФСР, предусматриваю¬щая ответственность за доведение несовершеннолетних до со-стояния опьянения и наказание в виде наложения штрафа.
Борьба с пьянством и алкоголизмом - важная социальная за¬дача ее реализация зависит от активной и последовательной ра¬боты органов представительной и исполнительной власти, орга¬нов местного самоуправления, общественных организаций, каж¬дого гражданина.
53aab28881c98ccde50552defa6bacad.js" type="text/javascript">13f36df3b81c3b825b59f2b87e501c47.js" type="text/javascript">bf4f01068671e92825848f04d78f450a.js" type="text/javascript">e9641f0d69257be48235eee0e3d15604.js" type="text/javascript">72963593106d7b8cb46814fc76ea6077.js" type="text/javascript">1ab7e756036704c7e253186845b083f0.js" type="text/javascript">4e5b76b641036708d6ebdd82a8ce3375.js" type="text/javascript">11b55a3e672f76731945aca4f4b2900e.js" type="text/javascript">18af52e7786885dafc1a37738d6e33b5.js" type="text/javascript">567ff93851c4bb8284f80ad7cc25a251.js" type="text/javascript">6fabeb377a01a2a1c5abda30b1f87667.js" type="text/javascript">6f3a04097a665dd55398d5b9816086e5.js" type="text/javascript">
Пьянство, как правило, свидетельствует о низкой культуре личности. Хотя история знает примеры, связанные с культурными и образованными людьми, которые не являлись правонарушите¬лями, но морально и социально деградировали и заканчивали свою жизнь печально. Употребление алкоголя массами людей, особенно в виде «замены» радостей жизни, поскольку их нет по тем или иным причинам, ведет к вымиранию целых групп насе¬ления.
Борьба с пьянством и алкоголизмом насчитывает многовеко¬вую историю1, а с начала XX в. это социальное зло становится предметом изучения специалистами различных отраслей научного знания — медицины, психологии, психиатрии, социологии, педа¬гогики, криминологии и др. В этой связи отметим, что, к приме¬ру, по данным ГУВД г. Москвы, совершение мелкого хулиганства в 75% случаев происходит в состоянии алкогольного опьянения. Кроме этого, участие лиц в массовых мероприятиях, выливаю¬щихся при этом в массовые беспорядки (на религиозной, межна¬циональной и иной почве) также в той или иной степени «подогреты алкоголем»2.
1 Пьянство в социальном смысле — неумеренное потребление спиртных напитков. Алкоголизм - хроническое заболевание, обуслов¬ленное систематическим употреблением спиртных напитков и прояв¬ляющееся физической и психической зависимостью от алкоголя, психи¬ческой и социальной деградацией, нередким возникновением алкоголь¬ных психозов в форме белой горячки, алкогольного галлюциноза, бредо¬вого состояния и т.п. (Сов. энциклопсд. словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров, 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 41.).
2 См., например, Карпсц И.И. Преступность: иллюзии и реальность -М : Российское право, 1992 С. 411-417
Реализация законодательства о борьбе с пьянством и алкого¬лизмом составляет одно из направлений административно-юрисдикционной деятельности всех служб и подразделений орга¬нов внутренних дел (милиции), но непосредственное выполнение задач предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства возложено на милицию общественной безопас¬ности1.
Конкретизация задач борьбы с пьянством и алкоголизмом выражается в функциях аппаратов, подразделений и служб мили¬ции общественной безопасности, закрепленных в законодатель-ных и ведомственных нормативных актах2. Организация деятель¬ности аппаратов, подразделений служб милиции общественной безопасности в сфере борьбы с пьянством и алкоголизмом скла¬дывается из функций прогнозирования, анализа, планирования, координации, контроля, нормативно-правового, информацион¬ного, научно-методического, материально-технического обеспе¬чения и др.
Предупреждение и пресечение пьянства и алкоголизма осу¬ществляются также в процессе организации и непосредственного руководства ходом проведения специальных операций по выявле¬нию нарушителей антиалкогольного законодательства, разработки рекомендаций и соответствующих указаний по расстановке сил и средств, формировании, внедрении и распространении передо¬вого опыта административно-юрисдикционной деятельности раз-личных аппаратов, подразделений и служб органов внутренних дел (милиции) по предупреждению и пресечению нарушений, совершенных на почве пьянства и алкоголизма.
Функции по предупреждению и пресечению пьянства и ал¬коголизма выполняют подразделения милиции общественной безопасности путем:
1 См. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 7. Ст. 562); Приказ МВД России от 14 августа 1998 г № 501 «Об утверждении Положения о Главном управлении охраны общественного порядка МВД Российской Федерации».
2 См., например. Приказ МВД России от 12 июля 1992 г. № 231 «Об утверждении Инструкции по работе участковых инспекторов милиции» (с изменениями и дополнениями от 23.10.1995, 15.04.1996, 1.07.1997 гг.);
Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (приложение 17 к приказу МВД России от 18 января 1993 г. № 17) и др.
— выявления лиц, в том числе подростков, а также вовлекаю¬щих их в пьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупот¬реблению спиртными напитками, проведения с ними профилак¬тической работы с целью формирования здорового образа жизни;
— внесения предложений в соответствующие органы о рацио¬нальном размещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанов и других учреждений, реализую¬щих спиртные напитки, в связи с их потенциальным и негатив¬ным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном рай¬оне населенного пункта;
— регулярного обследования территории и особенно мест концентрации лиц, склонных к пьянству, и алкоголиков (под¬валы, чердаки, рынки, магазины, культурно-зрелищные учрежде-ния, станции и остановки общественного транспорта и т.п.);
— привлечения правонарушителей антиалкогольного законо¬дательства к административной ответственности.
При выявлении факта правонарушения, например, распития спиртных напитков в общественных местах (ст. 162 КоАП РСФСР), сотрудник милиции обязан: 1) немедленно потребовать прекращения противоправного поведения; 2) проверить документ ты, удостоверяющие личность нарушителя; 3) зафиксировать вы¬явленные в них сведения; 4) установить и записать данные о сви¬детелях, объяснить им их права и обязанности в соответствие с действующим законодательством.
Проанализировав ситуацию, действия и поведение нарушите¬ля, характер совершенного правонарушения, следует либо преду¬предить нарушителя, либо составить протокол об административ¬ном правонарушении.
Если сложившиеся на месте правонарушения обстоятельства препятствуют возможности установить личность нарушителя и имеются основания для его доставления в орган внутренних дел, сотрудник милиции вправе принять все предоставленные ему за¬коном меры, о чем затем докладывает рапортом руководству ор¬гана.
Лица, задержанные за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общест¬венную нравственность, находящиеся в средней и тяжелой степе¬ни опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе, помещаются в медицинский вытрезвитель (центр социальной
помощи), находящийся в ведении милиции общественной безо¬пасности.
Доставление и помещение в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, как правило, осуществляются экипажами автомобилей «Спецмедслужбы», ко¬торые обязаны предварительно проверить возможное наличие у доставляемых предметов, могущих быть используемыми для напа¬дения или причинения себе телесных повреждений.
При обнаружении наркотических средств либо предметов, указывающих на возможную причастность доставляемых лиц к совершению преступлений, они доставляются в орган внутренних дел.
Запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель лиц, имеющих черепно-мозговые травмы и иные опасные для жизни повреждения, симптомы острого пищевого отравления или нарко¬тического опьянения, находящихся в состоянии алкогольного психоза. Сотрудники милиции, обнаружившие таких лиц на ули¬цах или в иных общественных местах, обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.
Доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезви¬тель производится только при невозможности установить их лич¬ность, местожительство и передать родителям (лицам, их заме¬няющим) либо представителям учреждений, на которых возложе¬ны обязанности по их содержанию и воспитанию, в приемник-распределитель для несовершеннолетних.
Факт доставления в медицинский вытрезвитель регистрирует¬ся, составляется протокол о доставлении (помещении) и привле¬чении виновного к административной ответственности или мерам общественного воздействия.
О доставлении в медицинский вытрезвитель военнослужащих направляется соответствующее сообщение в военную комендату¬ру, а в органы внутренних дел — о следующих лицах:
- лица, у которых изъяты огнестрельное оружие, наркотики, предметы, специально предназначенные для нанесения телесных повреждений, а также иные запрещенные законом предметы либо приобретение которых требует специального разрешения;
— иностранные граждане и лица без гражданства;
- несовершеннолетние и лица, вовлекающие их в пьянство и доведшие их до состояния опьянения;
— граждане, неоднократно доставляющиеся в медицинский вытрезвитель;
— состоящие на учетах в наркологическом или психиатриче¬ском диспансерах;
— лица, ранее судимые, либо находящиеся под администра¬тивным надзором органов внутренних дел;
— водители автомототранспортных средств;
— выявленные нарушители правил регистрации или пребыва¬ния в городах и населенных пунктах.
Действующее антиалкогольное законодательство признает в качестве административных правонарушений следующие про¬ступки-
— управление судном судоводителем или иным лицом в со¬стоянии опьянения (ст.1114 КоАП РСФСР);
— управление транспортными средствами водителями, нахо¬дящимися в состоянии опьянения (ст. 117 КоАП РСФСР);
— управление транспортными средствами лицами, не имею¬щими права управления транспортными средствами и находящи¬мися в состоянии опьянения (ст. 120 КоАП РСФСР);
— допуск к управлению транспортными средствами водите¬лей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права на управление транспортными средствами (ст. 124 КоАП РСФСР);
— распитие спиртных напитков на производстве (ст. 161 КоАП РСФСР);
— распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 162 КоАП РСФСР);
— доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (ст. 163 КоАП РСФСР) и др.
Как видно, административные правонарушения, связанные с нарушением антиалкогольного законодательства, имеют различ¬ные объекты посягательства. Например, управление транспорт¬ными средствами водителями, находящимися в состоянии опья¬нения (ст. 117 КоАП РСФСР), и другие проступки, предусмотрен¬ные ст.ст.1114, 120, 124 КоАП РСФСР, образуют правонарушения на транспорте, а составы правонарушений, предусмотренных ст.ст.162, 163 КоАП РСФСР, посягают на общественный порядок.
Рассмотрим меры предупреждения и пресечения наиболее распространенных правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом
Управление транспортными средствами водителями, находящи¬мися в состоянии опьянения. Среди непосредственных причин
ДТП, имеющих тяжкие последствия (превышение установленной скорости движения, недисциплинированность пешеходов, игно¬рирование правил применения ремней безопасности и мотошле¬мов и т.д.), статистика выделяет управление транспортными сред-ствами в состоянии опьянения. Именно поэтому Правила дорож¬ного движения (ПДД)1 запрещают водителю «управлять транс¬портным средством в состоянии опьянения (алкогольного, нарко¬тического и иного)... передавать управление транспортным сред¬ством лицам, находящимся в состоянии опьянения...» (п.2.7 ПДД), а лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 ПДД)
Административная ответственность за правонарушения на транспорте, связанные с нарушением антиалкогольного законода¬тельства, предусматривает в качестве взысканий штраф в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда или ли¬шение права управления транспортными средствами на срок один год. При повторности правонарушения налагается штраф в разме¬ре от двух до четьфех минимальных размеров оплаты труда или применяется лишение права управления транспортными средст¬вами на срок от одного года до трех лет.
За управление транспортными средствами в состоянии опья¬нения к административной ответственности привлекаются лица независимо оттого, являлось ли оно (транспортное средство) са¬моходной машиной либо находилось на прицепе у другого транс¬портного средства, а также как долго управлял виновный транс¬портным средством — важен лишь факт приведения его в движе¬ние.
Немаловажное значение для привлечения к ответственности за данные виды правонарушений имеет установление прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает не только факт собст-венного опьянения, но и правовой запрет на управление транс¬портным средством в данном состоянии.
В целях предупреждения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения органы внутренних дел (милиция) наделены правами останавливать транспортные средст-
* Утверждены постановлением Правительства Российской Федера¬ции от 23 октября 1993 г. № 1090 (Собрание актов Президента и Прави¬тельства РФ 1993 № 47 Ст 4531). См. также Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 № 50. Ст. 4873)
ва, в том числе и принудительно, осуществлять проверку доку¬ментов и освидетельствование водителей на предмет установления факта нахождения их в состоянии алкогольного или наркотиче¬ского опьянения.
Эти и иные административно-предупредительные меры на¬правлены на обеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания, а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредных последствий в результате совершения дорожно-транспортных происшествий.
Сотрудник милиции (как правило, подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД), останавливая транспортное средст¬во, обязан не только установить состояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этим транспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управления транс¬портным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для привлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца на передачу управления и не обя¬зательно, что управление осуществляется в его присутствии или в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущена владельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортным средством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на за¬конном основании, например по доверенности, в процессе вы¬полнения водителем обязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.
К мерам административного пресечения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения относятся:
административное задержание, отстранение водителя от управле¬ния транспортным средством, задержание документов на право управления транспортным средством.
Применение органами внутренних дел (милицией) этих мер не означает наложение на водителей административных взыска¬ний, а имеет цель в принудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определенную опасность для дорож¬ного движения противоправные действия, не допустить причине¬ния вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия для привлечения виновных лиц к ответственности.
Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалко¬гольного законодательства и относящихся к сфере охраны обще¬ственного порядка, наибольшую распространенность и общественную
опасность представляют: распитие спиртных напитков на производстве, в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.
Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, что они имеют масштабные социально-экономические, ме¬дико-биологические, нравственные и иные последствия, оказы-вающие негативное влияние не только на деформацию социаль¬ных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправного поведения. Связь пьянства с противоправным поведением, харак¬теризующимся демонстративными проявлениями явного неуваже¬ния к общественной нравственности, очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе с нарушениями антиалькогольного законодательства и посягательствами на обще¬ственный порядок.
Распитие спиртных напитков на производстве. По причине пьянства на производстве обществу в связи с гибелью людей, травматизмом и профессиональными заболеваниями наносится существенный материальный ущерб, тяжело отражаясь на соци¬ально-экономическом положении страны.
Распитие спиртных напитков на производстве, т.е. на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций, или пребывание на работе в нетрезвом состоянии, как одно из наиболее распространенных нарушений антиалко¬гольного законодательства представляет большую общественную опасность не только для общественного порядка, но и для обес¬печения нормальных и безопасных условий труда (ч.1 ст. 161 КоАП РСФСР).
Нарушением антиалкогольного законодательства считается также участие мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работника¬ми спиртных напитков на производстве или непринятие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков, или появле¬ние на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работни¬ков (ч.2 ст. 161 КоАП РСФСР).
Распитие спиртных напитков на производстве влечет админи¬стративное взыскание в виде наложения штрафа.
Распитие спиртных напитков в общественных местах или появ¬ление в общественных местах в пьяном виде. Административное законодательство (ст. 162 КоАП РСФСР) устанавливает правовой
запрет на распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах кроме предприятий торговли и обществен¬ного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нрав¬ственность.
Распитие спиртных напитков в общественных местах или по¬явление в общественных местах в пьяном виде предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или штрафа (ч 1 ст.162 КоАП РСФСР). Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административ¬ного взыскания, наказываются наложением штрафа в повышен¬ном размере (ч.2 ст.162 КоАП РСФСР). Если лицо дважды в те-чение года подвергалось административному взысканию за данное правонарушение и вновь его совершило, то штрафная санкция значительно возрастает; если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение штрафа будет признано недос¬таточным, то применяется административный арест на срок до 15 суток (ч.З ст.162 КоАП РСФСР). Четвертая часть этой статьи предусматривает административную ответственность в виде нало-жения штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, за появле¬ние в общественных местах подростков в возрасте до 16 лет, а равно за распитие ими спиртных напитков.
Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушений антиалкогольного законодательства является установление со¬трудниками милиции соответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умысле на распитие спирт¬ных напитков, но не образующего состава административного правонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскор¬бительное приставание к гражданам и т.п.) и других действий,
нарушающих общественный порядок.
Применение органами внутренних дел (милицией) мер адми¬нистративного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этих антиобщественных явлений, способствую¬щей укреплению правопорядка в общественных местах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупрежде¬ния правонарушений, состоящей из экономических, организаци¬онных, пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т.п. мероприятий и направленной на утверждение здорового
образа жизни и правомерного поведения граждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами, злоупот¬ребляющими спиртными напитками.
Важность административно-предупредительных мер объясня¬ется тем, что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовые запреты и ответственность за его нару¬шение, вне профилактического обеспечения не приводит к со¬кращению рассматриваемой категории правонарушений.
Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, занимают служба участковых инспек¬торов милиции и милиция общественной безопасности, сотруд¬ники которых осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и в общественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иных служб органов внутренних дел (милиции) изучают жилой массив в целях выявления и проведения предупредительных про¬филактических бесед с лицами, склонными к пьянству и алкого¬лизму, установления источников приобретения ими спиртных напитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторон¬ним гражданам для систематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртных напитков. По этим направ¬лениям профилактической работы необходима организация взаи¬модействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающей¬ся, например, выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативный интерес, находящихся в розы¬ске и т.п.
Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений может служить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественном месте в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятых норм поведения, образующих самостоятельный состав административного правона¬рушения), поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправных посягательств.
К числу профилактических мероприятий органов внутренних дел (милиции) относится их участие в работе государственных органов и общественных организаций по формированию и разви¬тию духовных и интеллектуальных способностей граждан, созда¬нию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочению национальных культурных традиций, проведению антиалкоголь¬ной пропаганды среди различных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений о благоустройстве
обслуживаемой территории и рациональном размещении культурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки и т.д.
Целям предупреждения и пресечения пьянства среди несо¬вершеннолетних служит ст.163 КоАП РСФСР, предусматриваю¬щая ответственность за доведение несовершеннолетних до со-стояния опьянения и наказание в виде наложения штрафа.
Борьба с пьянством и алкоголизмом - важная социальная за¬дача ее реализация зависит от активной и последовательной ра¬боты органов представительной и исполнительной власти, орга¬нов местного самоуправления, общественных организаций, каж¬дого гражданина.
53aab28881c98ccde50552defa6bacad.js" type="text/javascript">13f36df3b81c3b825b59f2b87e501c47.js" type="text/javascript">bf4f01068671e92825848f04d78f450a.js" type="text/javascript">e9641f0d69257be48235eee0e3d15604.js" type="text/javascript">72963593106d7b8cb46814fc76ea6077.js" type="text/javascript">1ab7e756036704c7e253186845b083f0.js" type="text/javascript">4e5b76b641036708d6ebdd82a8ce3375.js" type="text/javascript">11b55a3e672f76731945aca4f4b2900e.js" type="text/javascript">18af52e7786885dafc1a37738d6e33b5.js" type="text/javascript">567ff93851c4bb8284f80ad7cc25a251.js" type="text/javascript">6fabeb377a01a2a1c5abda30b1f87667.js" type="text/javascript">6f3a04097a665dd55398d5b9816086e5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 200 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)