НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
В системе категории теории административно-государственно¬го управления понятие «функции» является синонимом «задачи», «прерогативы», «круг ведения». Все они употребляются для обо¬значения деятельности любых административных учреждений не¬зависимо от их стратегических целей. Анализ функций админи¬стративно-государственного управления имеет первостепенное значение для понимания работы государственного аппарата. Он показывает, насколько многочисленны, сложны и разнообразны задачи, осуществляемые современной администрацией.
Можно ли дать исчерпывающую классификацию функций управления? Думается, что нет. Все зависит от используемого ме¬тода анализа: каждая функция в процессе все более детального рассмотрения может быть расчленена на несколько подфункций, каждая из которых в свою очередь — на более узкие задачи и т.д. Поэтому большинство авторов ограничиваются характерис¬тикой наиболее общих функций административно-государствен-ного управления.
Американские политологи Майкл Роскин, Роберт Корд и Уолтер Джонс считают, что можно выделить шесть основных на¬правлений деятельности государственного администрирования: исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензиро¬вание, сбор информации и коммунальное хозяйство14. Правитель¬ственная бюрократия на любом уровне выполняет по меньшей мере две из этих базисных функций (хотя, разумеется, есть бю¬ро, которые специализируются только на одной функции, и есть такие бюро, которые выполняют несколько функций)15.
Первичная функция большинства правительственных бюро может быть определена просто как исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой испол¬нительной властью. Это и есть собственно администрирование. Например, Соединенные Штаты проводят политику перекачки федеральных фондов штатам, чтобы оплатить стоимость разно¬образных программ благосостояния. Департамент здравоохране¬ния и медицинской помощи осуществляет эту политику, решая, сколько денег предназначается каждому штату, и надзирая за тем, чтобы деньги были использованы по назначению16.
Великобритания проводит политику свободного медицинско¬го обеспечения граждан. Ее служба Национального здравоохра¬нения осуществляет эту политику, контролируя медицинскую под¬готовку, выдавая патенты докторам, управляя госпиталями и т.д. В России Министерство здравоохранения следит за распределе¬нием средств по отдельным регионам и областям, контролирует медицинскую подготовку, осуществляет надзор за деятельностью учреждений здравоохранения17.
Администрация есть воплощение общественной политики, и поскольку она выполняет политические решения, в число ее функ¬ции входит и разработка принципов управления. Наряду со сво¬ими административными обязанностями департаменты часто создают компании по рекламированию своей работы и убежде¬нию общественности в выгодах относительно цели какой-либо про¬граммы. Во многих странах имеются постоянные программы по просвещению в таких сферах, как пожарная профилактика, бе¬зопасность движения и охрана природных богатств18.
В Великобритании исполнительные власти и администрато¬ры надзирают за повседневными действиями своих департамен¬тов; высокие административно-должностные лица помогают раз¬рабатывать предлагаемые законопроекты, так же как помогают своим министрам отвечать на вопросы членов парламента. Посколь¬ку Великобритания (подобно Франции) частично сохранила го-сударственный сектор в экономике, то такие важные отрасли, как сталелитейные заводы, шахты, железные дороги, телеграфные и телефонные линии, управляются правительственно-контролиру¬емыми корпорациями, которые выполняют политические реше¬ния (обычно сохраняемые за частным сектором в США).
Что касается второй функции правительственной бюрокра¬тии — обслуживания, то многие правительственные агентства специально созданы для обслуживания населения (или специ¬фических групп населения). Например, Бюро погоды в любой стране является лучшим примером обслуживающего агентства. Хотя мы, захватив с собой зонт в тот день, когда Бюро погоды обещало осадки, особо не задумываемся о его службе, тем не ме¬нее это является жизненно важным для фермеров и рыбаков. Департамент сельского хозяйства Соединенных Штатов проводит исследования в областях контроля за вредителями, землеустрой¬ства, племенного животноводства, распределения излишков продукции среди бедных и снабжает информацией о питании на¬селение19. В Великобритании и России большая часть здравоо¬хранения финансируется правительством. В Швеции и Запад¬ной Германии правительство оказывает расширенную помощь в трудоустройстве и нахождении рабочих мест. В России правительство обеспечивает также бесплатное образование на всех уровнях для тех, кто может и желает учиться.
Регулирующие функции правительства предназна-чены для поддержания благосостояния населения. В Соединенных Штатах Комиссия по безопасности биржевой деятельно¬сти, например, защищает вкладчиков, установив определенный порядок для регистрации новых эмиссий наряду с покупкой акций и облигаций. Великобритания имела законодательство о занятости с 1819 г., регулирующее рабочие условия на фа¬бриках (аналогичные законы существуют в большинстве промышленно развитых стран). Такое законодательство прово¬дится в жизнь особыми агентствами. Департамент труда Соединенных Штатов, например, надзирает за выборами в профсоюзы, чтобы гарантировать их правомерное проведение. Выборы нового кандидата в скандально известный Объединен¬ный профсоюз горняков показывает, какой успешный резуль¬тат могут дать регулирующие действия Департамента труда. В России действует Комитет по занятости населения и Мини¬стерство труда и занятости населения Российской Федерации, которые следят за соблюдением трудового законодательства и регулируют проблему занятости в стране20. В Германии кон-троль за выполнением федерального законодательства прави¬тельствами земель осуществляется Бундесратом (высшая па¬лата национальной законодательной власти), а федеральные административные суды имеют право заставить земельные правительства подчиняться национальным законам.
Во всех этих примерах регулирующие функции власти поддерживаются потенциалом силы. В США, например, агентства, занимающиеся вопросами регулирования, могут издавать при¬казы типа «приостановить действие» или «прекратить действие». Хотя правонарушители могут опротестовать эти приказы в су¬де, большинство предпочитает добровольно подчиниться21.
Тесно связана с регулированием лицензионная дея-тельность администрации. Она позволяет правительству ус-тановить стандарты и минимальные ограничения в определен¬ных областях. Например, если вы хотите заниматься частной практикой, получить права на вождение автомобиля, продавать недвижимость, преподавать в общественных школах или рабо¬тать парикмахером, вы должны удовлетворять определенным государственным стандартам. В Соединенных Штатах и других федеральных странах эти стандарты обычно устанавливаются каждым штатом или какой-либо отдельной федеративной еди¬ницей. В таких странах, как Франция и Великобритания, сами национальные правительства устанавливают стандарты и критерии. Даже в США некоторые лицензии выдаются федеральным правительством, например лицензия на радио- или телевещание22.
Еще одной важной функцией государственной администра¬ции является сбор информации. Информация нужна для двух главных целей: определить, был ли нарушен закон, и при¬нять политическое решение, что является целесообразным и ос¬новывается на фактическом свидетельстве. Например, если граж¬данин США жалуется, что нарушены его гражданские права, то прежде чем будут предприняты какие-либо действия, должно быть проведено расследование — обычно отделом Гражданских прав при Департаменте юстиции. В России существует Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.
Агентство по защите окружающей среды должно знать реаль¬ное, состояние загрязнения воздуха и воды, прежде чем оно смо¬жет издавать законы, касающиеся нарушений. Подобные рассле¬дования проводятся всеми современными государствами. В России их осуществляет Министерство экологии и природных ре¬сурсов Российской Федерации23. Во Франции Агентство по защи¬те окружающей среды провело обширное исследование националь¬ных потребностей в энергии, прежде чем приступило к программе массированного использования ядерной энергии.
Некоторые агентства действуют при наличии жалоб. Другие, такие как Управление продовольствием и медикаментами в США, постоянно проводят различные исследования по своей собственной инициативе. Они не допускают появления наркоти¬ков на рынке независимо от того, поступали жалобы или нет, по¬ка не убедятся, что лекарство или продукт питания безопасен и эффективен24. В России аналогичной деятельностью занято Министерство здравоохранения.
Иногда возникает проблема посягательства на права личнос¬ти. Тогда организации, такие как, например, Федеральное бюро расследований (ФБР) в США, расследуют подрывную деятельность и опрашивают друзей, соседей и членов семей подозреваемых лиц. Черта между расследованием, необходимым для обеспечения за¬щиты общественных интересов, и посягательством на личность достаточно тонкая, и часто трудно сказать, где кончается одно и начинается другое.
Помимо этих базисных функций в понятие «государственное администрирование» сегодня входит и экспертиза. Амери¬канский политолог Питер Вулл подчеркивает: «Растущая слож¬ность современной жизни обусловила то, что законодательная и исполнительная власти все более полагаются на техничес¬кую экспертизу бюрократов»25.
Конгресс в США может принять решение о закрытии небе¬зопасных угольных шахт лишь после того, как горные экспер¬ты точно сформулируют, какие именно условия делают шахту небезопасной. В России существует Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при правительстве Российской Федерации (Госгортехнадзор)26. Многие законы также требуют административ¬ной интерпретации. Например, Конгресс США может запретить рекламу, направленную на обман, но определение, что являет¬ся обманом, выносит Федеральная торговая комиссия.
Бюрократы обычно не стремятся убедить законодателей принять их советы: члены парламента, как правило, с радос¬тью принимают техническую помощь специалистов. Это сего¬дня важнейший канал влияния бюрократии на общественную политику. Иногда, разумеется, возникают конфликты. Истори¬ческим примером может быть затяжной конфликт министра обо¬роны в администрации Дж. Кеннеди Р. Макнамары с военными экспертами по поводу увеличения затрат на вооружение. По¬добным же образом президент Трумэн долгое время находил¬ся под интенсивным давлением со стороны экспертов Государ¬ственного департамента по вопросу о признании Израиля независимым государством.
Совещательная роль бюрократии присуща не только США, это — неотъемлемая черта всех современных высокоразвитых госу¬дарств. Во Франции, например, законы и президентские указы вырабатываются и издаются с активной помощью бюрократии (осо¬бенно Государственного совета), и профессиональные исполните¬ли таким образом имеют возможность формировать политику. Бю¬рократы играют важную роль в структуре законодательной власти Германии. Эксперты и консультанты часто добиваются значитель¬ных успехов в убеждении своих политических руководителей при¬нять их образ мышления по возникающему вопросу.
Еще одной важной функцией современной государственной бюрократии является дискреционная деятельность, т.е. возможность выносить решения. Если закон принят, бюро¬кратия должна его выполнять. В том случае, когда этот закон является точным и определенным, все относительно просто. Од¬нако обычно так не бывает. Например, Конгресс США издает за¬кон, требующий, чтобы токсичные мусорные площадки были очи¬щены. Закон позволяет Комитету по защите окружающей среды принять решения, необходимые для достижения этой цели. Ко¬митет принимает ряд решений, так как каждая свалка не может быть очищена моментально и каждая вызывает определенные эко¬логические, экономические и политические проблемы. Реше¬ние, как достичь главной цели, становится ответственностью дан¬ного комитета27. Таким образом, если государственному агентству принадлежит прерогатива принятия решения, как выполнить за¬кон или осуществить политику, оно получает возможность из¬давать закон для общества.
Полномочия постоянных государственных агентств устанав¬ливать правила также относятся к дискреционной деятельнос¬ти. Например, повышение цен на пользование телефоном в США должно быть одобрено Комиссией общественного обслужива¬ния. В России аналогичной деятельностью занят Комитет цен при Министерстве экономики Российской Федерации28.
Одним из примеров установления правил государственной бюрократией была борьба с производителями сигарет в США, ко¬торым вменялось в обязанность помещать на коробках с сигаре¬тами предупредительные надписи относительно вреда курения для здоровья, а кроме того, включать их в рекламу. В течение нескольких лет Федеральная торговая комиссия настаивала на этом. Комиссия опубликовала доклад Национального главного врача США (высшая должность в службе социального здравоо¬хранения) о том, что курение увеличивает опасность заболева¬ния раком легких и значительно сокращает человеческую жизнь. Доклад взбудоражил общественность, давление на конгресс уси-лилось, и с 1966 г. от производителей сигарет потребовали пе¬чатать на всех упаковках предостережение об опасности курения. Однако комиссия продолжила борьбу за еще более строгое антитабачное законодательство. Она разработала закон, запрещающий сигаретную рекламу по радио и телевидению и требующий, чтобы все сигаретные компании печатали предостережение о вреде курения в своих рекламных материалах.
Под давлением общественности в 1971 г. президент Никсон подписал этот закон. Американский политолог А. Фритшер на ос¬новании анализа этого прецедента пришел к следующему заключению: «Начало и продолжение сигаретного противостояния стало возможным, так как правительственные агентства обладают сегодня не только представительной, но и политической властью»29. Если бы решение относительно сигарет и здо¬ровья было принято только конгрессом, разумно предположить» что производители все-таки бы выиграли. Сигаретно-этикеточное противостояние является очевидным примером, как государственные агентства могут влиять и даже определять обществен¬ную политику.
Итак, мы видим, что государственная бюрократия в конце XX ве¬ка стала огромной, властной политической силой, весьма дале¬кой от «идеальной модели», созданной когда-то Максом Вебером. Одна из причин этого — усложнение функций современного ад¬министративно-государственного управления. Наряду с традици¬онными задачами исполнения решений, обслуживания, регули-рования, лицензирования и т.п. появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.
Действительно, в конце XX века государственное управление достигло очень высокого уровня специализации. Поэтому служа¬щие государственной администрации должны действовать пре¬имущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от пре¬зидента или парламента. Многие из принимаемых ими решений должны быть сделаны на основе такого детального знания сво¬ей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. Сегодня на первое место в государственном администрировании выходит экспертиза и дискрецион¬ная деятельность, возможность разрабатывать государственные программы и играть совещательную роль при принятии важных политических решений.
Завершая анализ основных функций административно-государственного управления в современном обществе, следует подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны. Сбор информации, экспертиза, дискреционная деятельность, исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование и т.д. — на прак¬тике трудно провести четкую грань между этими видами адми¬нистративной деятельности. Изолированное существование каж¬дой из этих функций в отдельности возможно лишь в процессе научного анализа, но не в практической деятельности. Поэтому современная наука не предлагает универсальной схемы, по ко¬торой можно было бы во всех отношениях рационально разбить и сгруппировать различные виды административно-государствен¬ной деятельности по их общим признакам. Нет абсолютного критерия, который позволил бы четко распределить компетен¬цию между министерствами или другими государственными ин¬ститутами. Все это открывает широкое поле деятельности для не¬утомимых реформаторов во всех странах мира.
b47990db8d8961f4b6ecd91bdd77dcb0.js" type="text/javascript">46d45f1769d926d3593a15848076b5db.js" type="text/javascript">a9356540993b46d1a120534b8974bea6.js" type="text/javascript">8b6c333274d1ef73c6a7dd087f0e2237.js" type="text/javascript">ccf6e091e8d0109a6c77011f3a4ea2a3.js" type="text/javascript">a588141b8b52944178a473d162a17cea.js" type="text/javascript">29b90b673dd6c2eadeadd5aa5e41acd3.js" type="text/javascript">8420bc3cc942bea5cfab66da05202e1f.js" type="text/javascript">6b14025f3d86f5222a75365351794d09.js" type="text/javascript">
Можно ли дать исчерпывающую классификацию функций управления? Думается, что нет. Все зависит от используемого ме¬тода анализа: каждая функция в процессе все более детального рассмотрения может быть расчленена на несколько подфункций, каждая из которых в свою очередь — на более узкие задачи и т.д. Поэтому большинство авторов ограничиваются характерис¬тикой наиболее общих функций административно-государствен-ного управления.
Американские политологи Майкл Роскин, Роберт Корд и Уолтер Джонс считают, что можно выделить шесть основных на¬правлений деятельности государственного администрирования: исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензиро¬вание, сбор информации и коммунальное хозяйство14. Правитель¬ственная бюрократия на любом уровне выполняет по меньшей мере две из этих базисных функций (хотя, разумеется, есть бю¬ро, которые специализируются только на одной функции, и есть такие бюро, которые выполняют несколько функций)15.
Первичная функция большинства правительственных бюро может быть определена просто как исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой испол¬нительной властью. Это и есть собственно администрирование. Например, Соединенные Штаты проводят политику перекачки федеральных фондов штатам, чтобы оплатить стоимость разно¬образных программ благосостояния. Департамент здравоохране¬ния и медицинской помощи осуществляет эту политику, решая, сколько денег предназначается каждому штату, и надзирая за тем, чтобы деньги были использованы по назначению16.
Великобритания проводит политику свободного медицинско¬го обеспечения граждан. Ее служба Национального здравоохра¬нения осуществляет эту политику, контролируя медицинскую под¬готовку, выдавая патенты докторам, управляя госпиталями и т.д. В России Министерство здравоохранения следит за распределе¬нием средств по отдельным регионам и областям, контролирует медицинскую подготовку, осуществляет надзор за деятельностью учреждений здравоохранения17.
Администрация есть воплощение общественной политики, и поскольку она выполняет политические решения, в число ее функ¬ции входит и разработка принципов управления. Наряду со сво¬ими административными обязанностями департаменты часто создают компании по рекламированию своей работы и убежде¬нию общественности в выгодах относительно цели какой-либо про¬граммы. Во многих странах имеются постоянные программы по просвещению в таких сферах, как пожарная профилактика, бе¬зопасность движения и охрана природных богатств18.
В Великобритании исполнительные власти и администрато¬ры надзирают за повседневными действиями своих департамен¬тов; высокие административно-должностные лица помогают раз¬рабатывать предлагаемые законопроекты, так же как помогают своим министрам отвечать на вопросы членов парламента. Посколь¬ку Великобритания (подобно Франции) частично сохранила го-сударственный сектор в экономике, то такие важные отрасли, как сталелитейные заводы, шахты, железные дороги, телеграфные и телефонные линии, управляются правительственно-контролиру¬емыми корпорациями, которые выполняют политические реше¬ния (обычно сохраняемые за частным сектором в США).
Что касается второй функции правительственной бюрокра¬тии — обслуживания, то многие правительственные агентства специально созданы для обслуживания населения (или специ¬фических групп населения). Например, Бюро погоды в любой стране является лучшим примером обслуживающего агентства. Хотя мы, захватив с собой зонт в тот день, когда Бюро погоды обещало осадки, особо не задумываемся о его службе, тем не ме¬нее это является жизненно важным для фермеров и рыбаков. Департамент сельского хозяйства Соединенных Штатов проводит исследования в областях контроля за вредителями, землеустрой¬ства, племенного животноводства, распределения излишков продукции среди бедных и снабжает информацией о питании на¬селение19. В Великобритании и России большая часть здравоо¬хранения финансируется правительством. В Швеции и Запад¬ной Германии правительство оказывает расширенную помощь в трудоустройстве и нахождении рабочих мест. В России правительство обеспечивает также бесплатное образование на всех уровнях для тех, кто может и желает учиться.
Регулирующие функции правительства предназна-чены для поддержания благосостояния населения. В Соединенных Штатах Комиссия по безопасности биржевой деятельно¬сти, например, защищает вкладчиков, установив определенный порядок для регистрации новых эмиссий наряду с покупкой акций и облигаций. Великобритания имела законодательство о занятости с 1819 г., регулирующее рабочие условия на фа¬бриках (аналогичные законы существуют в большинстве промышленно развитых стран). Такое законодательство прово¬дится в жизнь особыми агентствами. Департамент труда Соединенных Штатов, например, надзирает за выборами в профсоюзы, чтобы гарантировать их правомерное проведение. Выборы нового кандидата в скандально известный Объединен¬ный профсоюз горняков показывает, какой успешный резуль¬тат могут дать регулирующие действия Департамента труда. В России действует Комитет по занятости населения и Мини¬стерство труда и занятости населения Российской Федерации, которые следят за соблюдением трудового законодательства и регулируют проблему занятости в стране20. В Германии кон-троль за выполнением федерального законодательства прави¬тельствами земель осуществляется Бундесратом (высшая па¬лата национальной законодательной власти), а федеральные административные суды имеют право заставить земельные правительства подчиняться национальным законам.
Во всех этих примерах регулирующие функции власти поддерживаются потенциалом силы. В США, например, агентства, занимающиеся вопросами регулирования, могут издавать при¬казы типа «приостановить действие» или «прекратить действие». Хотя правонарушители могут опротестовать эти приказы в су¬де, большинство предпочитает добровольно подчиниться21.
Тесно связана с регулированием лицензионная дея-тельность администрации. Она позволяет правительству ус-тановить стандарты и минимальные ограничения в определен¬ных областях. Например, если вы хотите заниматься частной практикой, получить права на вождение автомобиля, продавать недвижимость, преподавать в общественных школах или рабо¬тать парикмахером, вы должны удовлетворять определенным государственным стандартам. В Соединенных Штатах и других федеральных странах эти стандарты обычно устанавливаются каждым штатом или какой-либо отдельной федеративной еди¬ницей. В таких странах, как Франция и Великобритания, сами национальные правительства устанавливают стандарты и критерии. Даже в США некоторые лицензии выдаются федеральным правительством, например лицензия на радио- или телевещание22.
Еще одной важной функцией государственной администра¬ции является сбор информации. Информация нужна для двух главных целей: определить, был ли нарушен закон, и при¬нять политическое решение, что является целесообразным и ос¬новывается на фактическом свидетельстве. Например, если граж¬данин США жалуется, что нарушены его гражданские права, то прежде чем будут предприняты какие-либо действия, должно быть проведено расследование — обычно отделом Гражданских прав при Департаменте юстиции. В России существует Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.
Агентство по защите окружающей среды должно знать реаль¬ное, состояние загрязнения воздуха и воды, прежде чем оно смо¬жет издавать законы, касающиеся нарушений. Подобные рассле¬дования проводятся всеми современными государствами. В России их осуществляет Министерство экологии и природных ре¬сурсов Российской Федерации23. Во Франции Агентство по защи¬те окружающей среды провело обширное исследование националь¬ных потребностей в энергии, прежде чем приступило к программе массированного использования ядерной энергии.
Некоторые агентства действуют при наличии жалоб. Другие, такие как Управление продовольствием и медикаментами в США, постоянно проводят различные исследования по своей собственной инициативе. Они не допускают появления наркоти¬ков на рынке независимо от того, поступали жалобы или нет, по¬ка не убедятся, что лекарство или продукт питания безопасен и эффективен24. В России аналогичной деятельностью занято Министерство здравоохранения.
Иногда возникает проблема посягательства на права личнос¬ти. Тогда организации, такие как, например, Федеральное бюро расследований (ФБР) в США, расследуют подрывную деятельность и опрашивают друзей, соседей и членов семей подозреваемых лиц. Черта между расследованием, необходимым для обеспечения за¬щиты общественных интересов, и посягательством на личность достаточно тонкая, и часто трудно сказать, где кончается одно и начинается другое.
Помимо этих базисных функций в понятие «государственное администрирование» сегодня входит и экспертиза. Амери¬канский политолог Питер Вулл подчеркивает: «Растущая слож¬ность современной жизни обусловила то, что законодательная и исполнительная власти все более полагаются на техничес¬кую экспертизу бюрократов»25.
Конгресс в США может принять решение о закрытии небе¬зопасных угольных шахт лишь после того, как горные экспер¬ты точно сформулируют, какие именно условия делают шахту небезопасной. В России существует Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при правительстве Российской Федерации (Госгортехнадзор)26. Многие законы также требуют административ¬ной интерпретации. Например, Конгресс США может запретить рекламу, направленную на обман, но определение, что являет¬ся обманом, выносит Федеральная торговая комиссия.
Бюрократы обычно не стремятся убедить законодателей принять их советы: члены парламента, как правило, с радос¬тью принимают техническую помощь специалистов. Это сего¬дня важнейший канал влияния бюрократии на общественную политику. Иногда, разумеется, возникают конфликты. Истори¬ческим примером может быть затяжной конфликт министра обо¬роны в администрации Дж. Кеннеди Р. Макнамары с военными экспертами по поводу увеличения затрат на вооружение. По¬добным же образом президент Трумэн долгое время находил¬ся под интенсивным давлением со стороны экспертов Государ¬ственного департамента по вопросу о признании Израиля независимым государством.
Совещательная роль бюрократии присуща не только США, это — неотъемлемая черта всех современных высокоразвитых госу¬дарств. Во Франции, например, законы и президентские указы вырабатываются и издаются с активной помощью бюрократии (осо¬бенно Государственного совета), и профессиональные исполните¬ли таким образом имеют возможность формировать политику. Бю¬рократы играют важную роль в структуре законодательной власти Германии. Эксперты и консультанты часто добиваются значитель¬ных успехов в убеждении своих политических руководителей при¬нять их образ мышления по возникающему вопросу.
Еще одной важной функцией современной государственной бюрократии является дискреционная деятельность, т.е. возможность выносить решения. Если закон принят, бюро¬кратия должна его выполнять. В том случае, когда этот закон является точным и определенным, все относительно просто. Од¬нако обычно так не бывает. Например, Конгресс США издает за¬кон, требующий, чтобы токсичные мусорные площадки были очи¬щены. Закон позволяет Комитету по защите окружающей среды принять решения, необходимые для достижения этой цели. Ко¬митет принимает ряд решений, так как каждая свалка не может быть очищена моментально и каждая вызывает определенные эко¬логические, экономические и политические проблемы. Реше¬ние, как достичь главной цели, становится ответственностью дан¬ного комитета27. Таким образом, если государственному агентству принадлежит прерогатива принятия решения, как выполнить за¬кон или осуществить политику, оно получает возможность из¬давать закон для общества.
Полномочия постоянных государственных агентств устанав¬ливать правила также относятся к дискреционной деятельнос¬ти. Например, повышение цен на пользование телефоном в США должно быть одобрено Комиссией общественного обслужива¬ния. В России аналогичной деятельностью занят Комитет цен при Министерстве экономики Российской Федерации28.
Одним из примеров установления правил государственной бюрократией была борьба с производителями сигарет в США, ко¬торым вменялось в обязанность помещать на коробках с сигаре¬тами предупредительные надписи относительно вреда курения для здоровья, а кроме того, включать их в рекламу. В течение нескольких лет Федеральная торговая комиссия настаивала на этом. Комиссия опубликовала доклад Национального главного врача США (высшая должность в службе социального здравоо¬хранения) о том, что курение увеличивает опасность заболева¬ния раком легких и значительно сокращает человеческую жизнь. Доклад взбудоражил общественность, давление на конгресс уси-лилось, и с 1966 г. от производителей сигарет потребовали пе¬чатать на всех упаковках предостережение об опасности курения. Однако комиссия продолжила борьбу за еще более строгое антитабачное законодательство. Она разработала закон, запрещающий сигаретную рекламу по радио и телевидению и требующий, чтобы все сигаретные компании печатали предостережение о вреде курения в своих рекламных материалах.
Под давлением общественности в 1971 г. президент Никсон подписал этот закон. Американский политолог А. Фритшер на ос¬новании анализа этого прецедента пришел к следующему заключению: «Начало и продолжение сигаретного противостояния стало возможным, так как правительственные агентства обладают сегодня не только представительной, но и политической властью»29. Если бы решение относительно сигарет и здо¬ровья было принято только конгрессом, разумно предположить» что производители все-таки бы выиграли. Сигаретно-этикеточное противостояние является очевидным примером, как государственные агентства могут влиять и даже определять обществен¬ную политику.
Итак, мы видим, что государственная бюрократия в конце XX ве¬ка стала огромной, властной политической силой, весьма дале¬кой от «идеальной модели», созданной когда-то Максом Вебером. Одна из причин этого — усложнение функций современного ад¬министративно-государственного управления. Наряду с традици¬онными задачами исполнения решений, обслуживания, регули-рования, лицензирования и т.п. появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.
Действительно, в конце XX века государственное управление достигло очень высокого уровня специализации. Поэтому служа¬щие государственной администрации должны действовать пре¬имущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от пре¬зидента или парламента. Многие из принимаемых ими решений должны быть сделаны на основе такого детального знания сво¬ей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. Сегодня на первое место в государственном администрировании выходит экспертиза и дискрецион¬ная деятельность, возможность разрабатывать государственные программы и играть совещательную роль при принятии важных политических решений.
Завершая анализ основных функций административно-государственного управления в современном обществе, следует подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны. Сбор информации, экспертиза, дискреционная деятельность, исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование и т.д. — на прак¬тике трудно провести четкую грань между этими видами адми¬нистративной деятельности. Изолированное существование каж¬дой из этих функций в отдельности возможно лишь в процессе научного анализа, но не в практической деятельности. Поэтому современная наука не предлагает универсальной схемы, по ко¬торой можно было бы во всех отношениях рационально разбить и сгруппировать различные виды административно-государствен¬ной деятельности по их общим признакам. Нет абсолютного критерия, который позволил бы четко распределить компетен¬цию между министерствами или другими государственными ин¬ститутами. Все это открывает широкое поле деятельности для не¬утомимых реформаторов во всех странах мира.
b47990db8d8961f4b6ecd91bdd77dcb0.js" type="text/javascript">46d45f1769d926d3593a15848076b5db.js" type="text/javascript">a9356540993b46d1a120534b8974bea6.js" type="text/javascript">8b6c333274d1ef73c6a7dd087f0e2237.js" type="text/javascript">ccf6e091e8d0109a6c77011f3a4ea2a3.js" type="text/javascript">a588141b8b52944178a473d162a17cea.js" type="text/javascript">29b90b673dd6c2eadeadd5aa5e41acd3.js" type="text/javascript">8420bc3cc942bea5cfab66da05202e1f.js" type="text/javascript">6b14025f3d86f5222a75365351794d09.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 201 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)