НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Другой стороной того же вопроса является так называемая «балканизация» власти в федерации. В 1980 г. в США на¬считывалось 79912 органов власти, в том числе исполнительные и законодательные органы 50 штатов, 3042 графств, 18862 го¬родов (муниципалитетов), 25962 специальных, 16822 школь¬ных округов, 16822 тауншипов22. Все эти власти в своей деятель¬ности сталкиваются друг с другом, и первой жертвой всегда оказывается налогоплательщик. Такую множественность влас¬ти политологи в шутку назвали «балканизацией»23. В США балканизация привела к большому количеству конфликтов по по¬воду юрисдикции, т.е. по поводу того, чья административная власть и в каких ситуациях должна применяться. Проблема поиска правильного баланса власти между центральной государственной ад¬министрацией и властями штатов до сих пор остается открытой.
Рассмотрим подробнее современную организацию админист¬ративно-государственного управления в Соединенных Штатах.
В стране 14 правительственных департаментов, в которых занято от 85 до 90% всех федеральных государственных служащих24. Они имеют общую структуру, хотя могут отличаться по размерам и по своим функциям. Каждый возглавляется секретарем, кото¬рый назначается президентом с одобрения сената. Заместители се¬кретаря и помощники секретарей получают также политическое назначение. Эта система отличается, например, от британской, где чиновники, соответствующие заместителям секретаря в США, яв¬ляются работниками постоянной государственной службы.
Основной функцией правительственных департаментов является проведение законодательной и исполнительной полити¬ки. Например, Департаменту сельского хозяйства поручено под¬держивать предписанные конгрессом цены на сельскохозяйст¬венную продукцию. Это непростая задача, так как департамент должен решать, как понимать намерения конгресса. Очень часто, когда встает противоречивый вопрос, единственным способом, которым конгресс может обеспечить минимальное большинство, необходи¬мое для прохождения законодательства, является формулировка вопроса в наиболее общих, политически нейтральных терминах. Таким образом, парламент часто дает лишь широкое руководящее направление для деятельности, и бюрократия обладает свободой учреждать особую рабочую политику, которая соответствует ее соб-ственным интересам (или интересам тех, кто обладает более вы¬сокой исполнительной властью).
Правительственные департаменты подразделяются на бюро, которые возглавляются чаще профессиональным чиновником, чем назначенным лицом. Например, бюро статистики труда являет¬ся частью департамента, и руководители бюро обладают большой дискреционной властью несмотря на то, что они должны дейст¬вовать в рамках постоянного законодательства и административ¬ной политики. Кроме того, правительственные департаменты под¬держивают местные учреждения в каждом штате, и единая административная политика превалирует на всех ведомственных уровнях.
Федеральные агентства выполняют чаще одну, но весьма сложную функцию, которая иногда может быть более по¬литической, чем административной. Например, Информацион¬ное агентство Соединенных Штатов (ЮСИА) откровенно идеоло¬гическое. Его функция состоит в том, чтобы представлять США в благоприятном свете и завоевывать международную поддерж¬ку американской политики. Однако существуют и политически нейтральные агентства, такие как НАСА — Национальное агент¬ство по аэронавтике и исследованию космического пространст¬ва, которое было организовано для координации американских исследований в космосе. Каждое агентство возглавляется од-ним администратором, которого назначает президент и которо¬го он может снять с поста.
Федеральные корпорации, принадлежащие прави-тельству, являются сочетанием правительственных агентств и пред¬приятий частного бизнеса. Хотя главы корпораций назначают¬ся президентом (с согласия сената), они обладают значительной автономной властью. Корпорации могут, например, принять свое собственное решение, как распределить и куда направить фонды, которые ассигновала законодательная власть. Почтовая служба США, управление по развитию долины реки Тенесси, Экс¬портно-импортный банк — вот несколько из числа наиболее важных федеральных корпораций25. Многие корпорации пред-принимают крупное строительство общественных сооружений, которое вряд ли смогли бы финансировать частные фирмы. По¬добным же образом не нашлось бы частной корпорации, решив¬шейся покрыть затраты Министерства связи. Федеральные корпорации действуют в соответствии с основными руководящими направлениями, установленными конгрессом. Лишь незначи¬тельное число корпораций является прибыльными, поэтому они зависят от ежегодных правительственных субсидий.
Независимые постоянные агентства созданы для экономической регуляции частного бизнеса, который непо-средственно влияет на общественное благосостояние. Они обладают значительной властью, полученной от конгресса. Напри¬мер, конгресс уполномочил Постоянную ядерную комиссию за¬мораживать работу атомных станций, если не обеспечивается их безопасность. Такие решения, как правило, поддерживаются в судах. Однако независимые постоянные агентства являются объектом значительной критики. Многие политологи считают, что агентства находятся под огромным влиянием тех самых от¬раслей промышленности, чью деятельность они должны контро-лировать. Дело в том, что большинство членов комиссий в про¬шлом были сотрудниками частных предприятий и, как говорят критики, они больше заинтересованы в удовлетворении интере¬сов предпринимателей, чем в обеспечении защиты населения. Федеральная энергетическая комиссия, например, выдержива¬ет постоянные атаки со стороны тех, кто считает, что она состо¬ит преимущественно из представителей промышленности и за¬щищает их интересы, а не интересы потребителей. В этой критике есть доля правды, но необходимо признать, что служа¬щие агентств должны разбираться в той отрасли промышлен-ности, которую они контролируют.
Такова в целом характеристика организации федеральной бю¬рократии в США. К началу 80-х годов на федеральной государ¬ственной службе состояло 1990 тыс. человек26.
Деятельность американских чиновников регулирует Закон о гражданской службе. В конце 70-х годов в стране были про¬ведены крупные реформы Института гражданской службы. Большинство государственных и политических деятелей были обеспокоены медлительностью, расточительностью и неэффек¬тивностью административно-государственного управления в стране. С резкой критикой выступали сами высшие правитель¬ственные чиновники. Ф. Малек, заместитель директора Админи¬стративного и бюджетного управления, писал о неэффективно¬сти работы государственной службы как о национальной проблеме и даже трагедии27.
Закон о реформе гражданской службы был разработан адми¬нистрацией Картера и принят конгрессом в 1978 г. В соответст¬вии с этим законом Комиссия гражданской службы прекрати¬ла свое существование. Ее функции были поделены между Бюро управления персоналом и Советом по защите системы заслуг. За¬тем был создан Федеральный совет по руководству трудовыми от-ношениями. Новые агентства начали функционировать с 1 января 1979 г. Отдельно была создана Комиссия по равным возможностям занятости, которая взяла на себя функции контроля за соблюдением Закона о гражданских правах, побуждая федеральное правительство к расследованию определенных жа¬лоб по дискриминации28.
На Бюро управления персоналом возложена задача обеспече¬ния централизации и координации кадровой работы в аппарате административно-государственного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продви¬жение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказания, выработка рекомендаций по совершен¬ствованию кадровой работы. Что касается Совета по защите си¬стемы заслуг, то его полномочия сводятся к обеспечению соблю¬дения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами «системы заслуг». Сформулировано девять основных принципов системы заслуг, включенных в законодательство:
• рекрутирование служащих из всех сегментов общества с под¬бором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;
• справедливое и беспристрастное отношение в процессе уп¬равления персоналом вне зависимости от политических взглядов, расы, цвета кожи, религии, национального происхождения, по¬ла, семейного статуса, возраста или инвалидности с должным ува¬жением к конфиденциальности личной жизни и конституцион¬ным правам;
• равная оплата за работу равной ценности с учетом как национального, так и местного уровня оплаты работников частно¬го сектора в сочетании с поощрением и признанием отличного исполнения работы;
• высокие стандарты честного поведения и заботы об обще¬ственном интересе;
• действенное и эффективное использование федеральной ра¬бочей силы;
• сохранение хорошо работающих служащих, исправление ра¬боты тех, чья деятельность неадекватна, и расставание с теми, кто не может и не хочет удовлетворять требуемым стандартам;
• улучшение работы путем эффективного обучения и подго¬товки;
• защита служащих от необоснованных действий, персональ¬ного фаворитизма или политического принуждения;
• защита служащих от наказаний за законное раскрытие информации. Наказание не может быть применено к служаще¬му, давшему «сигнал тревоги».
Профессиональные гражданские служащие занимают долж¬ности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категори¬ям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы и степени участия каждой категории в процессе принятия решений и управления. Характеристика и опи¬сание каждой из 18 должностных категорий утверждены в зако¬нодательном порядке и содержатся в разд. 5 Свода законов США29.
Категории 1-4 относятся к низшему персоналу административных учреждений, непосредственным исполнителям. Служа¬щие этих категорий выполняют простейшую рутинную работу или работы, имеющие некоторую долю трудности, под непосредственным и общим наблюдением. От этих служащих либо во¬обще не требуется вынесения независимых суждений, либо до¬пускается, но ограниченно — «в соответствии с установленной политикой и процедурами». В 1980 г. их количество составля¬ло 21,1% общего числа служащих в аппарате административ¬но-государственного управления. По своему материальному по-ложению они относятся к низкооплачиваемым работникам: средний размер жалованья (6,5—9,9 тыс. долларов в год) сопо¬ставим с заработной платой неквалифицированных рабочих ча¬стного сектора30.
К категориям 5—8 относятся служащие, которые выполняют работу, требующую специальных знаний и подготовки, способ¬ностей к индивидуальной работе. Это исполнительский персонал высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных за¬ведений. Они не выполняют никаких функций по администра¬тивному руководству, а профессиональная деятельность прохо¬дит под общим наблюдением. В 1980 г. их число составляло 31,1% общего числа служащих в аппарате административно-государст-венного управления. По своему материальному положению они относятся к среднеоплачиваемым работникам: их жалованье — «от 11,3 до 16 тыс. долларов в год, что значительно ниже жало¬ванья их «коллег» из частного сектора.
Служащие категорий 9—14 относятся к среднему руководящему персоналу, хотя их деятельность протекает под общим административным наблюдением и руководством. Например, служащие 11-й категории должны быть способны выносить решения, г. 12-й категории — проявлять способности к руководству, служащие 13-й категории могут быть помощниками глав небольших подразделений, а 14-й — главами подразделений и бюро. Общее число таких служащих составляет 46,6% общего числа чиновников в аппарате административно-государственного управления. Средний размер их жалованья от 20 до 35 тыс. долларов в год.
Служащие категорий 15—18 являются высшим руководя¬щим составом государственных учреждений. В число их обязан¬ностей входит планирование и руководство специализированны¬ми программами исключительной трудности и ответственности. Как правило, они возглавляют бюро и отделы. Общее число та¬ких служащих незначительно — 2,35%. Их жалованье в среднем на 750% выше жалованья служащих низшей категории (50—75 тыс. долларов в год)31.
Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Название «конкурсная» объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбо¬ра на конкурсных экзаменах. Более 90% всех государственных слу¬жащих проходят через конкурсную систему. Название «исключи¬тельная» отражает положение, по которому должности этой службы исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В чис¬ло «исключительных» входят служащие Агентства по националь¬ной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях. Интересно, что организа¬ция данных служб строится на особых принципах. Это объясня¬ется политическими соображениями правящих кругов — стремле¬нием создать привилегированный статус, выражающийся в более высоком жалованье, для служащих тех ведомств, которые играют особо важную роль в обеспечении интересов государства32.
В США существует также патронажная система, или система добычи, т.е. назначение на высшие админи-стративные должности за политические заслуги и периодичес¬кая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются33. Сегодня только 5% особо важных долж¬ностей заполняются «патронажными» методами. Это главы ис-полнительских ведомств и агентств, послы, консулы. Их назна¬чает президент с совета и согласия сената (обычай «сенаторской вежливости»). Существует также ряд должностей, назначать на которые президент может без согласия сената: руководители правительственных программ, советники, помощники и личные секретари президента.
Для большинства чиновников продвижение по служебной ле¬стнице производится согласно принципам системы заслуг — от¬бору наилучших кандидатов на повышение в должности на кон¬курсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности. Однако конкурсные экзамены применяются лишь для рядовых должностей, гораздо важнее итоги пе¬риодической оценки служебной деятельности. По Закону 1978 г. значение такой оценки для контроля над работой служащих бы¬ло резко повышено. В результате ежегодная оценка результатов труда стала реальным инструментом кадровой политики в систе¬ме административно-государственного управления. Американ¬ские политологи, комментируя содержание Закона 1978 г., под¬черкивали, что процедура увольнения значительно упростилась. Действительно, в законе вопрос об увольнении сформулирован очень широко: со службы может быть уволен каждый, если это необ¬ходимо в целях национальной безопасности. Единственной обязанностью администрации является заблаговременное вручение уведомления об увольнении.
До 1979 г. существовало три общепринятых оценки работы государственного служащего: отличная, удовлетворительная и неудовлетворительная. В настоящее время в каждом ведомстве существует своя система оценки. При этом поощряется привлечение к разработке критериев оценки самих служащих. Оценка рабо¬ты является основанием для принятия решения о переподготов¬ке, обучении, награждении, понижении, оставлении на прежней должности или смещении государственного служащего.
Руководитель учреждения должен сообщить служащему о кри¬тических замечаниях в его адрес и о критериях оценки его тру¬да. Прежде чем предпринять какие-либо действия, связанные с понижением в должности в связи с плохой работой, необходи¬мо предупредить об этом служащего в письменной форме. Если после предложения о понижении в должности служащий в течение года продемонстрирует удовлетворительную работу, то предложение, связанное с его плохой работой, будет отозвано.,
В каждом учреждении государственной службы имеется свой план продвижения по службе. В случае, если на определенную, должность недостаточно кандидатов из своего учреждения, объявляется открытый конкурс. Критерии для продвижения те же, что и для принятия на государственную службу, однако ведомствам рекомендовано отказаться от письменных или устных те¬стов. Квалификационные стандарты для продвижения разраба-тываются также отдельно каждым ведомством и определяют минимум требований для успешного выполнения соответствующей работы. Все кандидаты, отвечающие этим стандартам, а так¬же другим требованиям, необходимым по закону (например, принадлежность к определенной категории), могут претендовать на должность. Из них отбирают обычно 3—5 человек, обла¬дающих наиболее высокой квалификацией, чьи кандидатуры пе¬редаются на рассмотрение специального чиновника, который и выносит решение, не допуская фаворитизма и дискриминации34. Закон требует применения дисциплинированных мер против тех руководителей, которые:
• дискриминируют кого-либо из претендентов;
• требуют или рассматривают какие-либо рекомендации на служащего, который сам этого просит или в отношении которо¬го планируются какие-либо кадровые изменения, за исключени¬ем материалов, представляющих собой оценку выполнения этим человеком работы, его способностей, склонностей, общей квали¬фикации или характера, лояльности и годности;
• используют официальную власть для принуждения к поли¬тическим действиям;
• сознательно обманывают человека или препятствуют его пра¬ву участвовать в конкурсе для поступления на государственную службу;
• оказывают на служащего влияние, чтобы тот отказался уча¬ствовать в конкурсе с целью ухудшить или улучшить шансы лю¬бого из кандидатов;
• оказывают какое-либо особое предпочтение или предостав¬ляют преимущество, не предусмотренное законом, какому-либо кандидату на должность или служащему;
• назначают, продвигают по службе родственников в его (или ее) собственном агентстве;
• осуществляют или пытаются произвести кадровые действия и в качестве наказания для тех служащих, которые воспользовались своим правом на апелляцию, отказались заниматься политической деятельностью или законным образом раскрыли нарушение закона, правил и инструкций, растраты фондов, злоупотребления властью или существенную и специфическую опасность общественному здоровью или безопасности;
• осуществляют или пытаются произвести действия в отноше¬нии персонала, которые являются нарушением закона, правил или инструкций, напрямую относящихся к принципам системы заслуг35.
Как видим, в Законе о реформе гражданской службы в США тщательно разработаны дисциплинарные меры против тех руководителей, которые нарушают принципы системы заслуг при про¬движении по службе. Важно, что здесь даны максимально кон¬кретные формулировки возможных случаев противозаконных ситуаций, что позволяет достаточно эффективно использовать данный закон на практике при возникновении аналогичных ситу¬аций на гражданской службе.
В США существует и внеконкурсное занятие должностей, это происходит в тех случаях, когда дальнейшее продвижение при успешном выполнении своих обязанностей предусматривалось уже при приеме на предыдущую должность (для стажеров, уче¬ников и т.п.). Вне конкурса замещаются также должности, но¬сящие временный характер (на срок до 120 дней). Исключения могут быть сделаны и для служащих, потерявших прежнюю должность из-за сокращения штатов и переведенных в другие учреждения36.
Известный американский юрист и политолог О. Сталь счита¬ет систему должностной квалификации наиболее удобной фор¬мой для организации труда служащих низших и средних кате¬горий: «Превосходство системы должностной квалификации основано на простой идее: самой лучшей, долгодействующей и наиболее эффективной формой стимулирования служащих низ¬ших и средних категорий является сама их работа. Другими словами, характер служебной деятельности — та сила, кото¬рая привлекает людей, поддерживает их интерес к работе и пре¬пятствует поискам лучших условий труда». Следовательно, делает вывод О. Сталь, путем научно обоснованного определения объема обязанностей, связанных с должностью, и умелого под¬бора кандидатур, заинтересованных в том, чтобы занять ее, можно добиться достаточно эффективной организации служеб¬ной деятельности чиновников. Однако на высоких администра¬тивных постах необходима принципиально иная система — «си¬стема званий». По мнению О. Сталя, система должностной квалификации способствует достижению максимальной произ¬водительности труда, а система званий ведет к развитию качеств администратора и творческого отношения к работе.
Систему званий (или систему назначений администраторов) ввел президент Джонсон в конце 60-х годов. Он предоставил выс¬шим административным чиновникам (категории 16—18) особый юридический статус: любое должностное лицо высшей категории может быть свободно перемещено из одного учреждения в дру¬гое. Политическое руководство, имея в своем распоряжении весь «высший корпус», может расставлять кадры по своему ус-мотрению. По замыслу Джонсона, это должно было приблизить «верхушку» администраторов к политическому руководству.
По Закону 1978 г. система назначений администраторов бы¬ла утверждена как юридический институт. Сегодня в США служба высших администраторов представляет собой закрытый корпус чиновников, который формируется не только из служа¬щих категорий 16—18, но и частично из лиц, занимающих «па¬тронажные» посты. Одной из характерных черт этой службы яв¬ляется установление особых материальных стимулов: высокого жалованья, премиальной системы, а также создание более широких возможностей для карьеры. Одновременно власти стремят¬ся приблизить «верхушку» чиновничества к политической эли¬те и тем самым запрограммировать определенную политическую ориентацию высшего эшелона администраторов.
Особое внимание уделяется характеристике политической деятельности государственных служащих в США. Закон о рефор¬ме гражданской службы 1978 г. разрешает американскому чи¬новнику:
• регистрироваться и голосовать на любых выборах;
• выражать свое мнение как частного лица в узком кругу и публично по всем политическим вопросам и кандидатам до тех пор, пока он не принимает активного участия в политическом управлении или политической кампании в качестве привержен¬ца одного из кандидатов;
• носить значки или пуговицы с политической символикой или прикреплять наклейки на свой личный автомобиль, но не в рабочей обстановке;
• вносить вклад в добровольческие кампании политической партии или организации;
• занимать должность в общественной организации, оказы¬вать какой-либо из общественных организаций помощь, если это не вступает в конфликт или не препятствует выполнению слу¬жебных обязанностей;
• осуществлять канцелярские или судейские функции, не но¬сящие партийного характера во время выборов, в соответствии с законодательством штата или местным законодательством;
• проявлять политическую активность по вопросам, не свя¬занным с той или иной партией, например в обсуждении консти¬туционных поправок, на референдумах, при одобрении муници¬пальных указов;
• быть членом политической партии или другой политичес¬кой организации, присутствовать на ее собраниях, голосовать по отдельным вопросам, но не принимать активного участия в уп¬равлении этой организацией;
• присутствовать на политических съездах (но не в качестве делегата или кандидата), мероприятиях по пополнению партийных фондов и других политических собраниях, но не прини¬мать активного участия в их подготовке и проведении;
• высказывать своему сенатору или конгрессмену свою точ¬ку зрения на то, как он должен голосовать по тому или иному вопросу.
За нарушение закона служащий может быть отстранен от ра¬боты на 30 дней без оплаты, а за активную политическую дея¬тельность даже уволен с должности37.
Таким образом, в отличие от Германии, в США политичес¬кая активность большинства государственных служащих весь¬ма ограничена. Исключения составляют лишь высшие должно¬стные лица из ближайшего окружения президента.
Интересно, что в Соединенных Штатах нет системы административных судов, как в Германии. Их функции выполняет Совет по защите системы заслуг. Главная задача Со¬вета — защита служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Он заслушивает и принимает решения по жа¬лобам служащих и при необходимости дает приказания о кор¬ректирующих и дисциплинарных действиях в отношении госу¬дарственного служащего или учреждения.
Существует также Служба (бюро) специального совета, кото¬рая в своей деятельности тесно связана с Советом по защите си¬стемы заслуг. Она занимается расследованием предложений об определенной запрещенной законом кадровой практике. Это ка¬сается случаев, когда:
• запрещенная кадровая политика имеет место в федераль¬ных учреждениях;
• федеральный служащий подает сигнал «тревоги» о наруше¬нии закона, неправильном управлении, растратах, злоупотреб¬лении властью или опасности общественному благополучию;
• федеральные служащие подвергаются политическому давле¬нию, вовлечены в запрещенную политическую деятельность или, наоборот, необоснованно ограничивается их политическая деятель¬ность38.
Каждый государственный служащий защищен от наказа¬ния за «сигнал тревоги», за исключением раскрытия информа¬ции, признанной секретной и запрещенной к разглашению за¬коном, однако и такая информация может быть раскрыта Главному инспектору. Письменный отчет о результатах рассле¬дования Специальный совет представляет конгрессу и президен¬ту, копия отчета передается служащему, подавшему сигнал «тревоги»39.
Закон о реформе гражданской службы 1978 г. включает так¬же этический кодекс государственной службы. В соответствии с этим кодексом каждый государственный служащий США дол¬жен:
• ставить приверженность высшим нравственным принципам и своей стране выше лояльности по отношению к отдельному че¬ловеку, партии или государственному департаменту;
• защищать Конституцию, законы и постановления США и всех правительственных органов страны и никогда не участво¬вать в их нарушении или уклоняться от их выполнения;
• выдавать полновесную дневную работу за полновесную дневную оплату, прилагать максимальные физические и умст¬венные усилия для исполнения своих обязанностей;
• стремиться найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения заданий;
• никогда не дискриминировать несправедливо одних, предо¬ставляя другим особые блага и привилегии за вознаграждение или без него; никогда не принимать для себя и членов своей се¬мьи никаких благ или преимуществ при обстоятельствах, кото¬рые могут быть созданы определенными людьми для оказания влияния на исполнение государственных обязанностей;
• не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями его службы, поскольку государственный служащий не имеет своего личного слова, которое могло бы быть связано с об¬щественным долгом;
• никогда не использовать никакой информации, полученной конфиденциально во время выполнения служебных обязаннос¬тей, как средства извлечения личной выгоды;
• не быть вовлеченным ни в какой бизнес с правительством, ни прямо, ни косвенно, так как это несовместимо с сознательным выполнением служебных обязанностей;
• разоблачать коррупцию везде, где она обнаруживается;
• придерживаться этих принципов, сознавая, что государст¬венная служба — это доверие.
Оценивая этот «кодекс этики» чиновников, нельзя не отме¬тить высокие нравственные принципы, отвечающие общечело¬веческим гуманистическим идеалам, признанным во всем мире. Однако на практике эти высокие принципы часто игнорируют¬ся. Такие явления, как коррупция и протекционизм, продолжа¬ют процветать в административно-государственном аппарате уп¬равления США, о чем свидетельствуют скандальные истории, периодически возникающие на страницах печати.a54899b0f56c68735f35da8a9710cfed.js" type="text/javascript">3580e8884a091def49763df9d9e8b139.js" type="text/javascript">59480bd8cea5c24361066bca4c92f167.js" type="text/javascript">956224a7e95ea4974f6438a2a6335e32.js" type="text/javascript">e1b1f99d82647f8a840edfb0f217c2ea.js" type="text/javascript">0251cc70a7294a8d54759232407ca392.js" type="text/javascript">728841333f1a5cda8fcc6496552c0d4c.js" type="text/javascript">fc67ec5236c866d4f1a9fb2f9a33af33.js" type="text/javascript">50aa94c18a485f01138c3a859df9a4d1.js" type="text/javascript">
Рассмотрим подробнее современную организацию админист¬ративно-государственного управления в Соединенных Штатах.
В стране 14 правительственных департаментов, в которых занято от 85 до 90% всех федеральных государственных служащих24. Они имеют общую структуру, хотя могут отличаться по размерам и по своим функциям. Каждый возглавляется секретарем, кото¬рый назначается президентом с одобрения сената. Заместители се¬кретаря и помощники секретарей получают также политическое назначение. Эта система отличается, например, от британской, где чиновники, соответствующие заместителям секретаря в США, яв¬ляются работниками постоянной государственной службы.
Основной функцией правительственных департаментов является проведение законодательной и исполнительной полити¬ки. Например, Департаменту сельского хозяйства поручено под¬держивать предписанные конгрессом цены на сельскохозяйст¬венную продукцию. Это непростая задача, так как департамент должен решать, как понимать намерения конгресса. Очень часто, когда встает противоречивый вопрос, единственным способом, которым конгресс может обеспечить минимальное большинство, необходи¬мое для прохождения законодательства, является формулировка вопроса в наиболее общих, политически нейтральных терминах. Таким образом, парламент часто дает лишь широкое руководящее направление для деятельности, и бюрократия обладает свободой учреждать особую рабочую политику, которая соответствует ее соб-ственным интересам (или интересам тех, кто обладает более вы¬сокой исполнительной властью).
Правительственные департаменты подразделяются на бюро, которые возглавляются чаще профессиональным чиновником, чем назначенным лицом. Например, бюро статистики труда являет¬ся частью департамента, и руководители бюро обладают большой дискреционной властью несмотря на то, что они должны дейст¬вовать в рамках постоянного законодательства и административ¬ной политики. Кроме того, правительственные департаменты под¬держивают местные учреждения в каждом штате, и единая административная политика превалирует на всех ведомственных уровнях.
Федеральные агентства выполняют чаще одну, но весьма сложную функцию, которая иногда может быть более по¬литической, чем административной. Например, Информацион¬ное агентство Соединенных Штатов (ЮСИА) откровенно идеоло¬гическое. Его функция состоит в том, чтобы представлять США в благоприятном свете и завоевывать международную поддерж¬ку американской политики. Однако существуют и политически нейтральные агентства, такие как НАСА — Национальное агент¬ство по аэронавтике и исследованию космического пространст¬ва, которое было организовано для координации американских исследований в космосе. Каждое агентство возглавляется од-ним администратором, которого назначает президент и которо¬го он может снять с поста.
Федеральные корпорации, принадлежащие прави-тельству, являются сочетанием правительственных агентств и пред¬приятий частного бизнеса. Хотя главы корпораций назначают¬ся президентом (с согласия сената), они обладают значительной автономной властью. Корпорации могут, например, принять свое собственное решение, как распределить и куда направить фонды, которые ассигновала законодательная власть. Почтовая служба США, управление по развитию долины реки Тенесси, Экс¬портно-импортный банк — вот несколько из числа наиболее важных федеральных корпораций25. Многие корпорации пред-принимают крупное строительство общественных сооружений, которое вряд ли смогли бы финансировать частные фирмы. По¬добным же образом не нашлось бы частной корпорации, решив¬шейся покрыть затраты Министерства связи. Федеральные корпорации действуют в соответствии с основными руководящими направлениями, установленными конгрессом. Лишь незначи¬тельное число корпораций является прибыльными, поэтому они зависят от ежегодных правительственных субсидий.
Независимые постоянные агентства созданы для экономической регуляции частного бизнеса, который непо-средственно влияет на общественное благосостояние. Они обладают значительной властью, полученной от конгресса. Напри¬мер, конгресс уполномочил Постоянную ядерную комиссию за¬мораживать работу атомных станций, если не обеспечивается их безопасность. Такие решения, как правило, поддерживаются в судах. Однако независимые постоянные агентства являются объектом значительной критики. Многие политологи считают, что агентства находятся под огромным влиянием тех самых от¬раслей промышленности, чью деятельность они должны контро-лировать. Дело в том, что большинство членов комиссий в про¬шлом были сотрудниками частных предприятий и, как говорят критики, они больше заинтересованы в удовлетворении интере¬сов предпринимателей, чем в обеспечении защиты населения. Федеральная энергетическая комиссия, например, выдержива¬ет постоянные атаки со стороны тех, кто считает, что она состо¬ит преимущественно из представителей промышленности и за¬щищает их интересы, а не интересы потребителей. В этой критике есть доля правды, но необходимо признать, что служа¬щие агентств должны разбираться в той отрасли промышлен-ности, которую они контролируют.
Такова в целом характеристика организации федеральной бю¬рократии в США. К началу 80-х годов на федеральной государ¬ственной службе состояло 1990 тыс. человек26.
Деятельность американских чиновников регулирует Закон о гражданской службе. В конце 70-х годов в стране были про¬ведены крупные реформы Института гражданской службы. Большинство государственных и политических деятелей были обеспокоены медлительностью, расточительностью и неэффек¬тивностью административно-государственного управления в стране. С резкой критикой выступали сами высшие правитель¬ственные чиновники. Ф. Малек, заместитель директора Админи¬стративного и бюджетного управления, писал о неэффективно¬сти работы государственной службы как о национальной проблеме и даже трагедии27.
Закон о реформе гражданской службы был разработан адми¬нистрацией Картера и принят конгрессом в 1978 г. В соответст¬вии с этим законом Комиссия гражданской службы прекрати¬ла свое существование. Ее функции были поделены между Бюро управления персоналом и Советом по защите системы заслуг. За¬тем был создан Федеральный совет по руководству трудовыми от-ношениями. Новые агентства начали функционировать с 1 января 1979 г. Отдельно была создана Комиссия по равным возможностям занятости, которая взяла на себя функции контроля за соблюдением Закона о гражданских правах, побуждая федеральное правительство к расследованию определенных жа¬лоб по дискриминации28.
На Бюро управления персоналом возложена задача обеспече¬ния централизации и координации кадровой работы в аппарате административно-государственного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продви¬жение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказания, выработка рекомендаций по совершен¬ствованию кадровой работы. Что касается Совета по защите си¬стемы заслуг, то его полномочия сводятся к обеспечению соблю¬дения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами «системы заслуг». Сформулировано девять основных принципов системы заслуг, включенных в законодательство:
• рекрутирование служащих из всех сегментов общества с под¬бором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;
• справедливое и беспристрастное отношение в процессе уп¬равления персоналом вне зависимости от политических взглядов, расы, цвета кожи, религии, национального происхождения, по¬ла, семейного статуса, возраста или инвалидности с должным ува¬жением к конфиденциальности личной жизни и конституцион¬ным правам;
• равная оплата за работу равной ценности с учетом как национального, так и местного уровня оплаты работников частно¬го сектора в сочетании с поощрением и признанием отличного исполнения работы;
• высокие стандарты честного поведения и заботы об обще¬ственном интересе;
• действенное и эффективное использование федеральной ра¬бочей силы;
• сохранение хорошо работающих служащих, исправление ра¬боты тех, чья деятельность неадекватна, и расставание с теми, кто не может и не хочет удовлетворять требуемым стандартам;
• улучшение работы путем эффективного обучения и подго¬товки;
• защита служащих от необоснованных действий, персональ¬ного фаворитизма или политического принуждения;
• защита служащих от наказаний за законное раскрытие информации. Наказание не может быть применено к служаще¬му, давшему «сигнал тревоги».
Профессиональные гражданские служащие занимают долж¬ности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категори¬ям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы и степени участия каждой категории в процессе принятия решений и управления. Характеристика и опи¬сание каждой из 18 должностных категорий утверждены в зако¬нодательном порядке и содержатся в разд. 5 Свода законов США29.
Категории 1-4 относятся к низшему персоналу административных учреждений, непосредственным исполнителям. Служа¬щие этих категорий выполняют простейшую рутинную работу или работы, имеющие некоторую долю трудности, под непосредственным и общим наблюдением. От этих служащих либо во¬обще не требуется вынесения независимых суждений, либо до¬пускается, но ограниченно — «в соответствии с установленной политикой и процедурами». В 1980 г. их количество составля¬ло 21,1% общего числа служащих в аппарате административ¬но-государственного управления. По своему материальному по-ложению они относятся к низкооплачиваемым работникам: средний размер жалованья (6,5—9,9 тыс. долларов в год) сопо¬ставим с заработной платой неквалифицированных рабочих ча¬стного сектора30.
К категориям 5—8 относятся служащие, которые выполняют работу, требующую специальных знаний и подготовки, способ¬ностей к индивидуальной работе. Это исполнительский персонал высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных за¬ведений. Они не выполняют никаких функций по администра¬тивному руководству, а профессиональная деятельность прохо¬дит под общим наблюдением. В 1980 г. их число составляло 31,1% общего числа служащих в аппарате административно-государст-венного управления. По своему материальному положению они относятся к среднеоплачиваемым работникам: их жалованье — «от 11,3 до 16 тыс. долларов в год, что значительно ниже жало¬ванья их «коллег» из частного сектора.
Служащие категорий 9—14 относятся к среднему руководящему персоналу, хотя их деятельность протекает под общим административным наблюдением и руководством. Например, служащие 11-й категории должны быть способны выносить решения, г. 12-й категории — проявлять способности к руководству, служащие 13-й категории могут быть помощниками глав небольших подразделений, а 14-й — главами подразделений и бюро. Общее число таких служащих составляет 46,6% общего числа чиновников в аппарате административно-государственного управления. Средний размер их жалованья от 20 до 35 тыс. долларов в год.
Служащие категорий 15—18 являются высшим руководя¬щим составом государственных учреждений. В число их обязан¬ностей входит планирование и руководство специализированны¬ми программами исключительной трудности и ответственности. Как правило, они возглавляют бюро и отделы. Общее число та¬ких служащих незначительно — 2,35%. Их жалованье в среднем на 750% выше жалованья служащих низшей категории (50—75 тыс. долларов в год)31.
Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Название «конкурсная» объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбо¬ра на конкурсных экзаменах. Более 90% всех государственных слу¬жащих проходят через конкурсную систему. Название «исключи¬тельная» отражает положение, по которому должности этой службы исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В чис¬ло «исключительных» входят служащие Агентства по националь¬ной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях. Интересно, что организа¬ция данных служб строится на особых принципах. Это объясня¬ется политическими соображениями правящих кругов — стремле¬нием создать привилегированный статус, выражающийся в более высоком жалованье, для служащих тех ведомств, которые играют особо важную роль в обеспечении интересов государства32.
В США существует также патронажная система, или система добычи, т.е. назначение на высшие админи-стративные должности за политические заслуги и периодичес¬кая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются33. Сегодня только 5% особо важных долж¬ностей заполняются «патронажными» методами. Это главы ис-полнительских ведомств и агентств, послы, консулы. Их назна¬чает президент с совета и согласия сената (обычай «сенаторской вежливости»). Существует также ряд должностей, назначать на которые президент может без согласия сената: руководители правительственных программ, советники, помощники и личные секретари президента.
Для большинства чиновников продвижение по служебной ле¬стнице производится согласно принципам системы заслуг — от¬бору наилучших кандидатов на повышение в должности на кон¬курсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности. Однако конкурсные экзамены применяются лишь для рядовых должностей, гораздо важнее итоги пе¬риодической оценки служебной деятельности. По Закону 1978 г. значение такой оценки для контроля над работой служащих бы¬ло резко повышено. В результате ежегодная оценка результатов труда стала реальным инструментом кадровой политики в систе¬ме административно-государственного управления. Американ¬ские политологи, комментируя содержание Закона 1978 г., под¬черкивали, что процедура увольнения значительно упростилась. Действительно, в законе вопрос об увольнении сформулирован очень широко: со службы может быть уволен каждый, если это необ¬ходимо в целях национальной безопасности. Единственной обязанностью администрации является заблаговременное вручение уведомления об увольнении.
До 1979 г. существовало три общепринятых оценки работы государственного служащего: отличная, удовлетворительная и неудовлетворительная. В настоящее время в каждом ведомстве существует своя система оценки. При этом поощряется привлечение к разработке критериев оценки самих служащих. Оценка рабо¬ты является основанием для принятия решения о переподготов¬ке, обучении, награждении, понижении, оставлении на прежней должности или смещении государственного служащего.
Руководитель учреждения должен сообщить служащему о кри¬тических замечаниях в его адрес и о критериях оценки его тру¬да. Прежде чем предпринять какие-либо действия, связанные с понижением в должности в связи с плохой работой, необходи¬мо предупредить об этом служащего в письменной форме. Если после предложения о понижении в должности служащий в течение года продемонстрирует удовлетворительную работу, то предложение, связанное с его плохой работой, будет отозвано.,
В каждом учреждении государственной службы имеется свой план продвижения по службе. В случае, если на определенную, должность недостаточно кандидатов из своего учреждения, объявляется открытый конкурс. Критерии для продвижения те же, что и для принятия на государственную службу, однако ведомствам рекомендовано отказаться от письменных или устных те¬стов. Квалификационные стандарты для продвижения разраба-тываются также отдельно каждым ведомством и определяют минимум требований для успешного выполнения соответствующей работы. Все кандидаты, отвечающие этим стандартам, а так¬же другим требованиям, необходимым по закону (например, принадлежность к определенной категории), могут претендовать на должность. Из них отбирают обычно 3—5 человек, обла¬дающих наиболее высокой квалификацией, чьи кандидатуры пе¬редаются на рассмотрение специального чиновника, который и выносит решение, не допуская фаворитизма и дискриминации34. Закон требует применения дисциплинированных мер против тех руководителей, которые:
• дискриминируют кого-либо из претендентов;
• требуют или рассматривают какие-либо рекомендации на служащего, который сам этого просит или в отношении которо¬го планируются какие-либо кадровые изменения, за исключени¬ем материалов, представляющих собой оценку выполнения этим человеком работы, его способностей, склонностей, общей квали¬фикации или характера, лояльности и годности;
• используют официальную власть для принуждения к поли¬тическим действиям;
• сознательно обманывают человека или препятствуют его пра¬ву участвовать в конкурсе для поступления на государственную службу;
• оказывают на служащего влияние, чтобы тот отказался уча¬ствовать в конкурсе с целью ухудшить или улучшить шансы лю¬бого из кандидатов;
• оказывают какое-либо особое предпочтение или предостав¬ляют преимущество, не предусмотренное законом, какому-либо кандидату на должность или служащему;
• назначают, продвигают по службе родственников в его (или ее) собственном агентстве;
• осуществляют или пытаются произвести кадровые действия и в качестве наказания для тех служащих, которые воспользовались своим правом на апелляцию, отказались заниматься политической деятельностью или законным образом раскрыли нарушение закона, правил и инструкций, растраты фондов, злоупотребления властью или существенную и специфическую опасность общественному здоровью или безопасности;
• осуществляют или пытаются произвести действия в отноше¬нии персонала, которые являются нарушением закона, правил или инструкций, напрямую относящихся к принципам системы заслуг35.
Как видим, в Законе о реформе гражданской службы в США тщательно разработаны дисциплинарные меры против тех руководителей, которые нарушают принципы системы заслуг при про¬движении по службе. Важно, что здесь даны максимально кон¬кретные формулировки возможных случаев противозаконных ситуаций, что позволяет достаточно эффективно использовать данный закон на практике при возникновении аналогичных ситу¬аций на гражданской службе.
В США существует и внеконкурсное занятие должностей, это происходит в тех случаях, когда дальнейшее продвижение при успешном выполнении своих обязанностей предусматривалось уже при приеме на предыдущую должность (для стажеров, уче¬ников и т.п.). Вне конкурса замещаются также должности, но¬сящие временный характер (на срок до 120 дней). Исключения могут быть сделаны и для служащих, потерявших прежнюю должность из-за сокращения штатов и переведенных в другие учреждения36.
Известный американский юрист и политолог О. Сталь счита¬ет систему должностной квалификации наиболее удобной фор¬мой для организации труда служащих низших и средних кате¬горий: «Превосходство системы должностной квалификации основано на простой идее: самой лучшей, долгодействующей и наиболее эффективной формой стимулирования служащих низ¬ших и средних категорий является сама их работа. Другими словами, характер служебной деятельности — та сила, кото¬рая привлекает людей, поддерживает их интерес к работе и пре¬пятствует поискам лучших условий труда». Следовательно, делает вывод О. Сталь, путем научно обоснованного определения объема обязанностей, связанных с должностью, и умелого под¬бора кандидатур, заинтересованных в том, чтобы занять ее, можно добиться достаточно эффективной организации служеб¬ной деятельности чиновников. Однако на высоких администра¬тивных постах необходима принципиально иная система — «си¬стема званий». По мнению О. Сталя, система должностной квалификации способствует достижению максимальной произ¬водительности труда, а система званий ведет к развитию качеств администратора и творческого отношения к работе.
Систему званий (или систему назначений администраторов) ввел президент Джонсон в конце 60-х годов. Он предоставил выс¬шим административным чиновникам (категории 16—18) особый юридический статус: любое должностное лицо высшей категории может быть свободно перемещено из одного учреждения в дру¬гое. Политическое руководство, имея в своем распоряжении весь «высший корпус», может расставлять кадры по своему ус-мотрению. По замыслу Джонсона, это должно было приблизить «верхушку» администраторов к политическому руководству.
По Закону 1978 г. система назначений администраторов бы¬ла утверждена как юридический институт. Сегодня в США служба высших администраторов представляет собой закрытый корпус чиновников, который формируется не только из служа¬щих категорий 16—18, но и частично из лиц, занимающих «па¬тронажные» посты. Одной из характерных черт этой службы яв¬ляется установление особых материальных стимулов: высокого жалованья, премиальной системы, а также создание более широких возможностей для карьеры. Одновременно власти стремят¬ся приблизить «верхушку» чиновничества к политической эли¬те и тем самым запрограммировать определенную политическую ориентацию высшего эшелона администраторов.
Особое внимание уделяется характеристике политической деятельности государственных служащих в США. Закон о рефор¬ме гражданской службы 1978 г. разрешает американскому чи¬новнику:
• регистрироваться и голосовать на любых выборах;
• выражать свое мнение как частного лица в узком кругу и публично по всем политическим вопросам и кандидатам до тех пор, пока он не принимает активного участия в политическом управлении или политической кампании в качестве привержен¬ца одного из кандидатов;
• носить значки или пуговицы с политической символикой или прикреплять наклейки на свой личный автомобиль, но не в рабочей обстановке;
• вносить вклад в добровольческие кампании политической партии или организации;
• занимать должность в общественной организации, оказы¬вать какой-либо из общественных организаций помощь, если это не вступает в конфликт или не препятствует выполнению слу¬жебных обязанностей;
• осуществлять канцелярские или судейские функции, не но¬сящие партийного характера во время выборов, в соответствии с законодательством штата или местным законодательством;
• проявлять политическую активность по вопросам, не свя¬занным с той или иной партией, например в обсуждении консти¬туционных поправок, на референдумах, при одобрении муници¬пальных указов;
• быть членом политической партии или другой политичес¬кой организации, присутствовать на ее собраниях, голосовать по отдельным вопросам, но не принимать активного участия в уп¬равлении этой организацией;
• присутствовать на политических съездах (но не в качестве делегата или кандидата), мероприятиях по пополнению партийных фондов и других политических собраниях, но не прини¬мать активного участия в их подготовке и проведении;
• высказывать своему сенатору или конгрессмену свою точ¬ку зрения на то, как он должен голосовать по тому или иному вопросу.
За нарушение закона служащий может быть отстранен от ра¬боты на 30 дней без оплаты, а за активную политическую дея¬тельность даже уволен с должности37.
Таким образом, в отличие от Германии, в США политичес¬кая активность большинства государственных служащих весь¬ма ограничена. Исключения составляют лишь высшие должно¬стные лица из ближайшего окружения президента.
Интересно, что в Соединенных Штатах нет системы административных судов, как в Германии. Их функции выполняет Совет по защите системы заслуг. Главная задача Со¬вета — защита служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Он заслушивает и принимает решения по жа¬лобам служащих и при необходимости дает приказания о кор¬ректирующих и дисциплинарных действиях в отношении госу¬дарственного служащего или учреждения.
Существует также Служба (бюро) специального совета, кото¬рая в своей деятельности тесно связана с Советом по защите си¬стемы заслуг. Она занимается расследованием предложений об определенной запрещенной законом кадровой практике. Это ка¬сается случаев, когда:
• запрещенная кадровая политика имеет место в федераль¬ных учреждениях;
• федеральный служащий подает сигнал «тревоги» о наруше¬нии закона, неправильном управлении, растратах, злоупотреб¬лении властью или опасности общественному благополучию;
• федеральные служащие подвергаются политическому давле¬нию, вовлечены в запрещенную политическую деятельность или, наоборот, необоснованно ограничивается их политическая деятель¬ность38.
Каждый государственный служащий защищен от наказа¬ния за «сигнал тревоги», за исключением раскрытия информа¬ции, признанной секретной и запрещенной к разглашению за¬коном, однако и такая информация может быть раскрыта Главному инспектору. Письменный отчет о результатах рассле¬дования Специальный совет представляет конгрессу и президен¬ту, копия отчета передается служащему, подавшему сигнал «тревоги»39.
Закон о реформе гражданской службы 1978 г. включает так¬же этический кодекс государственной службы. В соответствии с этим кодексом каждый государственный служащий США дол¬жен:
• ставить приверженность высшим нравственным принципам и своей стране выше лояльности по отношению к отдельному че¬ловеку, партии или государственному департаменту;
• защищать Конституцию, законы и постановления США и всех правительственных органов страны и никогда не участво¬вать в их нарушении или уклоняться от их выполнения;
• выдавать полновесную дневную работу за полновесную дневную оплату, прилагать максимальные физические и умст¬венные усилия для исполнения своих обязанностей;
• стремиться найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения заданий;
• никогда не дискриминировать несправедливо одних, предо¬ставляя другим особые блага и привилегии за вознаграждение или без него; никогда не принимать для себя и членов своей се¬мьи никаких благ или преимуществ при обстоятельствах, кото¬рые могут быть созданы определенными людьми для оказания влияния на исполнение государственных обязанностей;
• не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями его службы, поскольку государственный служащий не имеет своего личного слова, которое могло бы быть связано с об¬щественным долгом;
• никогда не использовать никакой информации, полученной конфиденциально во время выполнения служебных обязаннос¬тей, как средства извлечения личной выгоды;
• не быть вовлеченным ни в какой бизнес с правительством, ни прямо, ни косвенно, так как это несовместимо с сознательным выполнением служебных обязанностей;
• разоблачать коррупцию везде, где она обнаруживается;
• придерживаться этих принципов, сознавая, что государст¬венная служба — это доверие.
Оценивая этот «кодекс этики» чиновников, нельзя не отме¬тить высокие нравственные принципы, отвечающие общечело¬веческим гуманистическим идеалам, признанным во всем мире. Однако на практике эти высокие принципы часто игнорируют¬ся. Такие явления, как коррупция и протекционизм, продолжа¬ют процветать в административно-государственном аппарате уп¬равления США, о чем свидетельствуют скандальные истории, периодически возникающие на страницах печати.a54899b0f56c68735f35da8a9710cfed.js" type="text/javascript">3580e8884a091def49763df9d9e8b139.js" type="text/javascript">59480bd8cea5c24361066bca4c92f167.js" type="text/javascript">956224a7e95ea4974f6438a2a6335e32.js" type="text/javascript">e1b1f99d82647f8a840edfb0f217c2ea.js" type="text/javascript">0251cc70a7294a8d54759232407ca392.js" type="text/javascript">728841333f1a5cda8fcc6496552c0d4c.js" type="text/javascript">fc67ec5236c866d4f1a9fb2f9a33af33.js" type="text/javascript">50aa94c18a485f01138c3a859df9a4d1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 441 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)