Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны
 (голосов: 0)
  Административные правонарушения | Автор: admin | 15-04-2011, 13:45

В части1 ст. 23.45 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ.


В соответствии с ч. 2 ст. 23.45 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны, вправе:


1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности РФ, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;


2) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители;


3) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его заместители;


4) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;


5) руководители подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности РФ, обороны РФ, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну.


Согласно ст. 20 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ)*(175) к органам защиты государственной тайны относятся:


межведомственная комиссия по защите государственной тайны;


федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;


органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.


В статье 20 этого же Закона РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ.


В соответствии со ст. 30 Закона РФ "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ*(176)) контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.


В части 1 ст. 31 Закона РФ "О государственной тайне" (в ред. федеральных законов от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ и от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) установлено, что межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством РФ.


Согласно ч. 2 ст. 31 Закона РФ "О государственной тайне" органы государственной власти, наделенные в соответствии с указанным Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.


В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона РФ "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ) контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.


В статье 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (здесь и далее в ред. федеральных законов от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ и от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ)*(177) определено, что федеральная служба безопасности - это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.


Как установлено в той же статье, руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ; управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.


Согласно ст. 2 Федерального закона к органам федеральной службы безопасности относятся:


федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;


управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);


управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);


управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);


другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);


авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.


В статье 2 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" также предусмотрено, что территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении. Согласно той же статье федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.


В соответствии со ст. 3 Федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.


В пункте "г.1" ст. 12 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 4-ФЗ*(178)) установлена обязанность органов федеральной службы безопасности выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены КоАП РФ к ведению органов федеральной службы безопасности.


В пункте "г.1" ст. 13 этого Федерального закона предусмотрено право органов федеральной службы безопасности составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным КоАП РФ к ведению органов федеральной службы безопасности.


Согласно п. "к" той же статье органы федеральной службы безопасности вправе осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов.


Как говорилось выше (см. об органах, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны), Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности РФ" утверждены Положение о Федеральной службе безопасности РФ и структура органов федеральной службы безопасности.


В соответствии с п. 1 указанного Положения ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.


В подпункте 12 п. 8 Положения в качестве одной из основных задач ФСБ России установлено обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено КоАП РФ к ведению органов и войск.


Согласно п. 56 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности РФ, его территориальных органов также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 13.12, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.


В пункте 3 Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. приказом ФСБ России от 27 июля 2002 г. N 455, указаны следующие должностные лица органов федеральной службы безопасности, уполномоченных в области обеспечения безопасности РФ, контроля за обеспечением защиты государственной тайны и информации, составляющей государственную тайну, и оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.5, 13.6, 13.12, 13.13, 13.17, 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 20.23, 20.24 КоАП РФ:


руководство ФСБ России (в пределах компетенции и по линиям курирования);


руководители департаментов ФСБ России, начальники подразделений департаментов ФСБ России, подразделений центрального аппарата ФСБ России, подразделений ФСБ России центрального подчинения и их заместители (с учетом осуществляемых этими подразделениями функций в пределах компетенции и по линиям работы);


начальники управлений (отделов) ФСБ России в ВС РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также их органах управления (органы безопасности в войсках) и их заместители (с учетом осуществляемых этими подразделениями функций в пределах компетенции и по линиям работы);


заместитель начальника Управления - начальник Временной оперативной группы УВКР ФСБ России в Северо-Кавказском регионе;


заместитель начальника Временной оперативной группы УВКР ФСБ России в Северо-Кавказском регионе;


начальники отделов (направлений, отделений, групп) подразделений центрального аппарата ФСБ России, подразделений ФСБ России центрального подчинения и их заместители (с учетом осуществляемых этими подразделениями функций в пределах компетенции и по линиям работы);


начальники территориальных органов безопасности, подразделений этих органов, горрайподразделений и их заместители (с учетом осуществляемых этими подразделениями функций в пределах компетенции и по линиям работы);


сотрудники органов федеральной службы безопасности (с учетом осуществляемых этими сотрудниками должностных полномочий в пределах компетенции и по линиям работы);


сотрудники органов федеральной службы безопасности, возглавляющие комиссии по проведению проверок обеспечения режима секретности (в том числе при обращении с шифринформацией) и соблюдения лицензионных условий на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также по проведению специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и в области оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.


В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ; Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.


В пункте 2 ст. 13 Федерального закона "Об обороне" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) установлено, что управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Минобороны России.


Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны РФ"*(179) утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, согласно п. 1 которого Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.


В соответствии с п. 2 Положения Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ. Там же установлено, что Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.


В подпункте 6 п. 8 Положения предусмотрено, что Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.


Согласно п. 52 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, уполномоченных в области обороны, также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.


В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ)*(180)
разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:


1) Службой внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;


2) органом внешней разведки Минобороны России - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.


В статье 11 Федерального закона "О внешней разведке" также установлено, что разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом "О федеральной службе безопасности".


В статье 12 Федерального закона "О внешней разведке" установлено, что общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ.


Согласно п. 53 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его территориальных органов также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.


В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю", ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:


1) обеспечения безопасности информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере;


2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории РФ;


3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории РФ;


4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;


5) осуществления экспортного контроля.


В пункте 2 указанного Положения также установлено, что ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Согласно п. 2 Положения ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну. Там же установлено, что ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею. Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент РФ.


В соответствии с п. 3 Положения ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.


Согласно п. 55 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области технической защиты информации, их заместители также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 13.12, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.


Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 апреля 2005 г. N 124 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (об указанном Перечне см. об органах экспортного контроля).

Коментариев: 0 | Просмотров: 111 |
Ключевые теги: исполнительной власти, федеральной службы, службы безопасности, федеральной службы безопасности, обеспечения безопасности
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: