НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Г.И. Гатауллина - ассистент кафедры уголовного права и процесса Института права БашГУ (г.Уфа)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ
Предмет доказывания по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями отличается определенными особенностями, объясняемыми специфическими требованиями уголовно-процессуального закона к процессу расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними и лицами с теми или иными психическими расстройствами. Кроме того, в частных методиках расследования перечень обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию, конкретизируется с учетом специфики преступлений отдельных категорий.
Ст. 421 УПК РФ предусматривает, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием общего для всех уголовных дел перечня обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
А при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
С нашей точки зрения, определенный законодателем перечень подлежит дополнению и уточнению в отношении психически неполноценных подростков обвиняемых в совершении преступления.
С учетом наших дополнений предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних выглядит следующим образом:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, его ближайшего окружения;
4) наличие у подростка, совершившего преступление, психических аномалий, степень и характер расстройства психической деятельности в силу наличия этих аномалий, характеристика психического состояния подростка в момент совершения преступления и ко времени расследования дела;
5) поведение обвиняемого до, в момент и после совершения преступления;
6) способность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент совершения преступления (вменяемость обвиняемого).
7) форма вины, вид умысла и неосторожности и мотивы преступления (уголовно-правовые и психологические);
8) наличие подстрекателей, других соучастников, лиц, так или иначе способствовавших совершению подростком преступления;
9) размер ущерба, причиненного преступлением;
10) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
11) влияние симптомокомплекса болезненного расстройства психики обвиняемого на принятие решения о преступном деянии, на выбор варианта поведения и его реализацию (влияние психической неполноценности на сам факт и процесс совершения преступления);
12) взаимосвязь психического расстройства несовершеннолетнего с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (это требование ст. 434 УПК РФ, касающейся особенностей предмета доказывания по делам лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера).
Остановимся более подробно на каждом из обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории дел. Что касается возраста несовершеннолетнего, то его точное установление необходимо: для решения вопроса о возможности привлечения подростка к уголовной ответственности; учета несовершеннолетия подростка как смягчающего обстоятельства (п.б ч.1 ст.61 УК РФ); применения некоторых видов наказания и т.д.
Выявление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, его ближайшего окружения имеет существенное значение для характеристики личности подростка в целом, выяснения особенностей его мотивации при совершении данного конкретного преступления. Нахождение в неблагоприятной социальной среде, ежедневное наблюдение неблагополучных примеров тех или иных проявлений образа жизни, привлечение с ранних лет к участию в асоциальных поступках неизменно влечет появление личностных деформаций, которые и предопределяют последующее поведение подростка. Так, несовершеннолетняя Муратова со своей малолетней сестрой совершали кражи детских колясок в своем и соседнем микрорайонах (обе страдают олигофренией в степени легкой дебильности). Объясняя совершенное, они показали, что ранее аналогичные действия совершали совместно с матерью, злоупотребляющей спиртными напитками. Затем по требованию матери выслеживали и крали коляски уже без ее участия. В случае, если они являлись домой без колясок, мать их избивала и не давала есть. В случае совершения хищения колясок, мать продавал коляску, "покупала много еды, была веселая". Иной способ получения денег и возможности их заработать девочкам был неизвестен. И хотя они формально понимали запретность совершаемого и тот факт, что брали чужие коляски, в которых их владельцы нуждались, тем не менее, не относились к своему поведению критично.
Не останавливаясь подробно на вопросе о необходимости исследования наличия у подростка, совершившего преступление, психических аномалий, степени и характере расстройства психической деятельности в силу наличия этих аномалий, поскольку данный вопрос неоднократно являлся предметом исследования отечественных психиатров и криминалистов, заметим только следующее. Следователи, рассматривая данный вопрос, как правило, ограничиваются только констатацией ранее диагностированного психического расстройства, не обращая внимания не странности поведения подростка до совершения преступления, в процессе его совершения, а также в ходе расследования по данному делу. Подобная сложившаяся практика ведет к тому, что психиатрическая экспертиза назначается уже в ходе судебного разбирательства, либо аномалии выявляются уже после вынесения приговора - в местах лишения свободы либо медико-педагогических центрах, куда подростки направляются с целью предупреждения совершения ими новых преступлений. Все вышесказанное заслуживает критики, поскольку влечет за собой отсутствие учета влияния имеющихся психических расстройств на процесс совершения преступления, а значит на индивидуализацию уголовной ответственности и наказания.
Определение формы вины в отношении психически неполноценных подростков также имеет некоторую специфику. Так, лица с интеллектуальной неполноценностью, обнаруживающие примитивность формирования преступного побуждения, как правило, затрудняются его характеризовать. Это приводит к тому, что они без должной критики и осмысливания соглашаются с формой вины и мотивами, указанными в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении. С другой стороны, процесс осознания своих действий у психически неполноценных лиц бывает нередко как бы "смазанным". В частности, у возбудимых психопатов бурная реакция в конфликтной ситуации - первичная форма поведения, не сопровождающаяся обычно обдумыванием. Даже у психически здоровых лиц степень осознания мотивов совершения преступления может снижаться в состоянии опьянения. Еще явственнее такое снижение наблюдается в состоянии опьянения у лиц, страдающих психическими недостатками (лицами, страдающими психическими недостатками, в состоянии опьянения совершено 86% преступлений).
Особо следует отметить патологическую мотивацию. Известно, что юридическое и психологическое понятие мотива во многом не совпадает с юридическим понятием, не раскрывает внутренних причин правонарушения и, несмотря на одинаковую квалификацию преступлений, действия могут иметь совершенно разные психологические мотивы.
У психопатических личностей мотивами кражи может быть не материальная выгода, а сам факт совершения преступления или процесс похищения, а также самоутверждение, протест, месть и другие; встречаются также факты совершения "безмотивных преступлений".1 В связи с этим практическим работникам необходимо обращаться за объяснениями к психиатрам.
Что касается размера ущерба, причиненного преступлением, то как указывает В.В. Радаев, нередко бывает трудно определить истинные размеры ущерба, так как потерпевшие, материально ответственные лица, зная о психической неполноценности обвиняемого, могут намеренно их преувеличивать. Нередки случаи, когда несовершеннолетние с психическими аномалиями, совершая кражи денег не могут сообщить их действительное количество, больше обращая внимание на цвет купюр или толщину пачки с деньгами. Либо совершая кражу продуктов питания, не могут назвать точное количество украденных шоколадок, пакетов с соком и т.п. Это связано с недостаточным осмысливанием, запамятованием либо другими особенностями сферы мышления аномальных подростков, а также крайне низким уровнем образования, неумением считать и т.п. (это особенно касается подростков с когнитивными нарушениями). Поскольку вышеперечисленные обстоятельства могут привести к злоупотреблениям со стороны потерпевших, необходимо проверять показания обвиняемых путем расспроса как, каким образом, на что именно были потрачены украденные деньги, с кем именно разделил украденные продукты несовершеннолетний, с кем их употреблял; проверить, помещается ли перечень украденного, указываемый потерпевшими, в тару, в которой несовершеннолетний уносил похищенное с места преступления. Возможно, в данном случае полезным будет проведение такого следственного действия, как проверка показаний на месте, поскольку так подростку будет легче вспомнить, с какой полки, из какой коробки и что именно было взято.
Говоря об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, следует указать, что помимо общих для преступлений несовершеннолетних обстоятельств, способствовавших их совершению, таких, как отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, безнадзорность, нахождение в неблагоприятной для детской психики среде, отсутствие воспитательного воздействия со стороны школы и других учебных заведений, здесь должны быть проверены обстоятельства, повлиявшие на совершение преступления, связанные с наличием у подростка психических отклонений. Психиатры указывают, что именно в переходном (пубертатном) возрасте нередко впервые проявляются психические отклонения. Кроме того, дисгармония созревания у некоторых подростков может быть выражена так значительно, что можно говорить о патологическом пубертатном кризе.2 Поэтому в такой ситуации есть необходимость устанавливать, не связано ли общественно опасное поведение несовершеннолетних с упущениями в работе медицинских учреждений, такими, как:
- отсутствие внимания к проявляющимся симптомам психических расстройств при наблюдении в поликлинических учреждениях, при проведении плановых профосмотров;
- ненадлежащее диспансерное наблюдение несовершеннолетних у которых ранее были выявлены органическое поражение головного мозга, черепно-мозговые травмы, наблюдались психиатрические симптомы при повышении температуры и т.п., а также недостаточность лечебных мероприятий в отношении больных с выявленными расстройствами, необоснованное снятие больного с диспансерного учета;
- неоказание несовершеннолетнему с психическими аномалиями медицинской и психологической помощи в социальной адаптации.
Если психически неполноценный подросток не состоял на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, необходимо выяснить, в какой степени это способствовало совершению им правонарушения, имелись ли основания и принимались ли меры для постановки его на учет.
Поведение обвиняемых с патологией психической деятельности нередко бывает антисоциальным и до совершения преступления. Однако соответствующие меры к ним не принимаются по причине их психической неполноценности. В результате избегают ответственности лица, имеющие даже незначительные отклонения в психике. Следователь должен реагировать на факты подобного попустительства, поскольку, уверовав в свою безнаказанность, страдающие психическими недостатками лица могут в дальнейшем совершить тяжкие преступления. Подробнее вопросы обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, несовершеннолетними с психическими аномалиями будут рассмотрены при изложении вопросов профилактики преступлений таких лиц.
По делам рассматриваемой категории тщательно выясняются также возможность самооговора обвиняемого, возможность участия других лиц в совершении преступления.
Изученная нами практика расследования и разрешения данной категории уголовных дел свидетельствует о недостаточном внимании следователей и судей к особым обстоятельствам, подлежащим обязательному установлению по данной категории дел либо формальном отношении к их установлению. Все это обусловливает необходимость четкого формулирования рекомендаций для практических работников, а возможно и внесения соответствующих изменений в ст. 421 УПК РФ, а также обязательность надзора за соблюдением правовых норм и практических рекомендаций.
Литература и примечания
1. Печерникова Т.Т., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал, 1985, №1. С.162.
2. Судебная психиатрия / Под ред. Шостоковича В.Б. - М., 1997. - С.366 - 369.
4475aa319891c8dad17121d01148cda8.js" type="text/javascript">3227d8cc1e25f0901cd92270c89f3890.js" type="text/javascript">
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ
Предмет доказывания по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями отличается определенными особенностями, объясняемыми специфическими требованиями уголовно-процессуального закона к процессу расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними и лицами с теми или иными психическими расстройствами. Кроме того, в частных методиках расследования перечень обстоятельств, подлежащих обязательному доказыванию, конкретизируется с учетом специфики преступлений отдельных категорий.
Ст. 421 УПК РФ предусматривает, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием общего для всех уголовных дел перечня обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
А при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
С нашей точки зрения, определенный законодателем перечень подлежит дополнению и уточнению в отношении психически неполноценных подростков обвиняемых в совершении преступления.
С учетом наших дополнений предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних выглядит следующим образом:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, его ближайшего окружения;
4) наличие у подростка, совершившего преступление, психических аномалий, степень и характер расстройства психической деятельности в силу наличия этих аномалий, характеристика психического состояния подростка в момент совершения преступления и ко времени расследования дела;
5) поведение обвиняемого до, в момент и после совершения преступления;
6) способность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент совершения преступления (вменяемость обвиняемого).
7) форма вины, вид умысла и неосторожности и мотивы преступления (уголовно-правовые и психологические);
8) наличие подстрекателей, других соучастников, лиц, так или иначе способствовавших совершению подростком преступления;
9) размер ущерба, причиненного преступлением;
10) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
11) влияние симптомокомплекса болезненного расстройства психики обвиняемого на принятие решения о преступном деянии, на выбор варианта поведения и его реализацию (влияние психической неполноценности на сам факт и процесс совершения преступления);
12) взаимосвязь психического расстройства несовершеннолетнего с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (это требование ст. 434 УПК РФ, касающейся особенностей предмета доказывания по делам лиц, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера).
Остановимся более подробно на каждом из обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории дел. Что касается возраста несовершеннолетнего, то его точное установление необходимо: для решения вопроса о возможности привлечения подростка к уголовной ответственности; учета несовершеннолетия подростка как смягчающего обстоятельства (п.б ч.1 ст.61 УК РФ); применения некоторых видов наказания и т.д.
Выявление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, его ближайшего окружения имеет существенное значение для характеристики личности подростка в целом, выяснения особенностей его мотивации при совершении данного конкретного преступления. Нахождение в неблагоприятной социальной среде, ежедневное наблюдение неблагополучных примеров тех или иных проявлений образа жизни, привлечение с ранних лет к участию в асоциальных поступках неизменно влечет появление личностных деформаций, которые и предопределяют последующее поведение подростка. Так, несовершеннолетняя Муратова со своей малолетней сестрой совершали кражи детских колясок в своем и соседнем микрорайонах (обе страдают олигофренией в степени легкой дебильности). Объясняя совершенное, они показали, что ранее аналогичные действия совершали совместно с матерью, злоупотребляющей спиртными напитками. Затем по требованию матери выслеживали и крали коляски уже без ее участия. В случае, если они являлись домой без колясок, мать их избивала и не давала есть. В случае совершения хищения колясок, мать продавал коляску, "покупала много еды, была веселая". Иной способ получения денег и возможности их заработать девочкам был неизвестен. И хотя они формально понимали запретность совершаемого и тот факт, что брали чужие коляски, в которых их владельцы нуждались, тем не менее, не относились к своему поведению критично.
Не останавливаясь подробно на вопросе о необходимости исследования наличия у подростка, совершившего преступление, психических аномалий, степени и характере расстройства психической деятельности в силу наличия этих аномалий, поскольку данный вопрос неоднократно являлся предметом исследования отечественных психиатров и криминалистов, заметим только следующее. Следователи, рассматривая данный вопрос, как правило, ограничиваются только констатацией ранее диагностированного психического расстройства, не обращая внимания не странности поведения подростка до совершения преступления, в процессе его совершения, а также в ходе расследования по данному делу. Подобная сложившаяся практика ведет к тому, что психиатрическая экспертиза назначается уже в ходе судебного разбирательства, либо аномалии выявляются уже после вынесения приговора - в местах лишения свободы либо медико-педагогических центрах, куда подростки направляются с целью предупреждения совершения ими новых преступлений. Все вышесказанное заслуживает критики, поскольку влечет за собой отсутствие учета влияния имеющихся психических расстройств на процесс совершения преступления, а значит на индивидуализацию уголовной ответственности и наказания.
Определение формы вины в отношении психически неполноценных подростков также имеет некоторую специфику. Так, лица с интеллектуальной неполноценностью, обнаруживающие примитивность формирования преступного побуждения, как правило, затрудняются его характеризовать. Это приводит к тому, что они без должной критики и осмысливания соглашаются с формой вины и мотивами, указанными в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении. С другой стороны, процесс осознания своих действий у психически неполноценных лиц бывает нередко как бы "смазанным". В частности, у возбудимых психопатов бурная реакция в конфликтной ситуации - первичная форма поведения, не сопровождающаяся обычно обдумыванием. Даже у психически здоровых лиц степень осознания мотивов совершения преступления может снижаться в состоянии опьянения. Еще явственнее такое снижение наблюдается в состоянии опьянения у лиц, страдающих психическими недостатками (лицами, страдающими психическими недостатками, в состоянии опьянения совершено 86% преступлений).
Особо следует отметить патологическую мотивацию. Известно, что юридическое и психологическое понятие мотива во многом не совпадает с юридическим понятием, не раскрывает внутренних причин правонарушения и, несмотря на одинаковую квалификацию преступлений, действия могут иметь совершенно разные психологические мотивы.
У психопатических личностей мотивами кражи может быть не материальная выгода, а сам факт совершения преступления или процесс похищения, а также самоутверждение, протест, месть и другие; встречаются также факты совершения "безмотивных преступлений".1 В связи с этим практическим работникам необходимо обращаться за объяснениями к психиатрам.
Что касается размера ущерба, причиненного преступлением, то как указывает В.В. Радаев, нередко бывает трудно определить истинные размеры ущерба, так как потерпевшие, материально ответственные лица, зная о психической неполноценности обвиняемого, могут намеренно их преувеличивать. Нередки случаи, когда несовершеннолетние с психическими аномалиями, совершая кражи денег не могут сообщить их действительное количество, больше обращая внимание на цвет купюр или толщину пачки с деньгами. Либо совершая кражу продуктов питания, не могут назвать точное количество украденных шоколадок, пакетов с соком и т.п. Это связано с недостаточным осмысливанием, запамятованием либо другими особенностями сферы мышления аномальных подростков, а также крайне низким уровнем образования, неумением считать и т.п. (это особенно касается подростков с когнитивными нарушениями). Поскольку вышеперечисленные обстоятельства могут привести к злоупотреблениям со стороны потерпевших, необходимо проверять показания обвиняемых путем расспроса как, каким образом, на что именно были потрачены украденные деньги, с кем именно разделил украденные продукты несовершеннолетний, с кем их употреблял; проверить, помещается ли перечень украденного, указываемый потерпевшими, в тару, в которой несовершеннолетний уносил похищенное с места преступления. Возможно, в данном случае полезным будет проведение такого следственного действия, как проверка показаний на месте, поскольку так подростку будет легче вспомнить, с какой полки, из какой коробки и что именно было взято.
Говоря об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, следует указать, что помимо общих для преступлений несовершеннолетних обстоятельств, способствовавших их совершению, таких, как отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, безнадзорность, нахождение в неблагоприятной для детской психики среде, отсутствие воспитательного воздействия со стороны школы и других учебных заведений, здесь должны быть проверены обстоятельства, повлиявшие на совершение преступления, связанные с наличием у подростка психических отклонений. Психиатры указывают, что именно в переходном (пубертатном) возрасте нередко впервые проявляются психические отклонения. Кроме того, дисгармония созревания у некоторых подростков может быть выражена так значительно, что можно говорить о патологическом пубертатном кризе.2 Поэтому в такой ситуации есть необходимость устанавливать, не связано ли общественно опасное поведение несовершеннолетних с упущениями в работе медицинских учреждений, такими, как:
- отсутствие внимания к проявляющимся симптомам психических расстройств при наблюдении в поликлинических учреждениях, при проведении плановых профосмотров;
- ненадлежащее диспансерное наблюдение несовершеннолетних у которых ранее были выявлены органическое поражение головного мозга, черепно-мозговые травмы, наблюдались психиатрические симптомы при повышении температуры и т.п., а также недостаточность лечебных мероприятий в отношении больных с выявленными расстройствами, необоснованное снятие больного с диспансерного учета;
- неоказание несовершеннолетнему с психическими аномалиями медицинской и психологической помощи в социальной адаптации.
Если психически неполноценный подросток не состоял на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, необходимо выяснить, в какой степени это способствовало совершению им правонарушения, имелись ли основания и принимались ли меры для постановки его на учет.
Поведение обвиняемых с патологией психической деятельности нередко бывает антисоциальным и до совершения преступления. Однако соответствующие меры к ним не принимаются по причине их психической неполноценности. В результате избегают ответственности лица, имеющие даже незначительные отклонения в психике. Следователь должен реагировать на факты подобного попустительства, поскольку, уверовав в свою безнаказанность, страдающие психическими недостатками лица могут в дальнейшем совершить тяжкие преступления. Подробнее вопросы обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, несовершеннолетними с психическими аномалиями будут рассмотрены при изложении вопросов профилактики преступлений таких лиц.
По делам рассматриваемой категории тщательно выясняются также возможность самооговора обвиняемого, возможность участия других лиц в совершении преступления.
Изученная нами практика расследования и разрешения данной категории уголовных дел свидетельствует о недостаточном внимании следователей и судей к особым обстоятельствам, подлежащим обязательному установлению по данной категории дел либо формальном отношении к их установлению. Все это обусловливает необходимость четкого формулирования рекомендаций для практических работников, а возможно и внесения соответствующих изменений в ст. 421 УПК РФ, а также обязательность надзора за соблюдением правовых норм и практических рекомендаций.
Литература и примечания
1. Печерникова Т.Т., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал, 1985, №1. С.162.
2. Судебная психиатрия / Под ред. Шостоковича В.Б. - М., 1997. - С.366 - 369.
4475aa319891c8dad17121d01148cda8.js" type="text/javascript">3227d8cc1e25f0901cd92270c89f3890.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 433 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)