Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Субъект авторского права
  Авторское право СССР | Автор: admin | 28-12-2010, 17:33
1. Субъектом авторского права является лицо, своим творческим трудом создавшее произведение науки, литературы или искусства.
Из этого определения ясно, что понятие субъекта авторского права неразрывно связано с понятием объекта того же права. Только лицо, результат труда которого представляет собой произведение науки, литературы или искусства в том смысле, какой закон придает слову «произведение», является носителем авторского права на данное произведение.
Характеризуя правовое положение автора как субъекта авторского права, мы исходим из того понимания объекта авторского права, которое раскрыто в § 3 настоящей главы.
В то же время к авторским правоотношениям применяются общие правила о гражданской правоспособности и дееспособности. Ряд норм определяет особенности правового положения автора в случаях, когда он связан с другими лицами в процессе создания произведения.
2. Субъектом авторского права может быть любой гражданин СССР.
Авторское право возникает при одинаковых условиях для совершеннолетних и для лиц, не достигших совершеннолетия. Для возникновения авторского права требуется не совершение какой-либо юридической сделки, а создание произведения — объекта, удовлетворяющего требованиям советского закона об авторском праве. В частности, дети, представляющие литературные или художественные произведения на смотры или выставки детской или юношеской самодеятельности,—субъекты авторского права на эти произведения 1. Закон охраняет их авторское право на эти объекты. Понятно, что осуществление авторских правомочий, которое требует совершения сделок, а также защита авторского права несовершеннолетних подчинены общим правилам о гражданской дееспособности. Конечно, опекун не вправе без согласия малолетнего автора разрешить внесение каких-либо изменений в произведение.
3. Если произведение советского гражданина вышло в свет на территории иностранного государства или находится там в объективной форме, то есть в форме рукописи, картины, эскиза и т. п. (см. § 3), то автор произведения и его наследники признаются носителями авторского права на такое произведение на равных началах с авторами произведений, вышедших в свет или находя-
1 Известны примеры создания детьми выдающихся произведений искусства, например, картины Коли Дмитриева (см. Л. Кассиль, Ранний восход, Повесть о юном художнике, Детгиз. 1953).

щихся в объективной форме на территории СССР. Их права охраняются независимо от наличия соглашения СССР с соответствующим государством об охране авторского права (ст. 3 Основ авторского права СССР).
Правопреемники советского гражданина, к которым авторское право на произведение, вышедшее в свет или находящееся в объективной форме за границей, перешло не в порядке наследования, а по иным правовым основаниям, не пользуются в СССР охраной прав на соответствующее произведение (там же).
Иностранные граждане, произведения которых вышли в свет или находятся в объективной форме в СССР, имеют такое же авторское право на эти произведения, какие имел бы советский гражданин (ст. 1 Основ авторского права СССР).
Иностранный гражданин, произведение которого вышло в свет или находится в объективной форме за границей, может быть в. СССР субъектом авторского права на свое произведение лишь на основе соглашения СССР с соответствующим иностранным государством (ст. 2 Основ авторского права СССР). До настоящего времени такие соглашения заключены не были.
4. Если два лица или несколько лиц создают совместным творческим трудом единое произведение, то все создатели этого произведения признаются по закону носителями единого авторского права. Этих носителей единого авторского права закон признает соавторами (ст. 5 Основ авторского права СССР).
Соавторство может заключаться в выполнении двумя или несколькими лицами однородного по своему характеру авторского труда. Например, два писателя вместе пишут роман, драму и т. п. Соавторство может заключаться и в выполнении двумя или несколькими лицами труда, различного по творческому характеру: например, композитор создает музыку оперы, либретто для которой пишет писатель.
Как бы то ни было, соавторство, как понятие советского авторского права, необходимо предполагает совместный труд двух или более лиц, направленный на создание единого произведения.
Совместность труда соавторов можем выражаться в объединении самого творческого процесса. Так иногда работали, например, И. Ильф и Е. Петров: один сидел за пишущей машинкой и оба «думали вслух», создавая рассказ или главу романа. Совместное творчество может протекать и в других формах: соавторы предварительно обсуждают общие идеи, общие положения произведения, его план, распределяют между собой определенные части работы, а позднее взаимно редактируют готовые фрагменты, главы и т. п.
Возможны, конечно, и иные сочетания творческого труда нескольких лиц. Но для признания соавторства по всяком случае необходимо соглашение о совместной работе. Соавторство

может возникнуть и в процессе исправления, переработки произведения, например, если в, этой стадии создания произведения к автору сценария по соглашению его со студией присоединяется соавтор (пп. 9 и 11 Типового киносценарного договора) 1.
Само по себе соединение произведений в процессе их использования, в частности при издании их, соавторства не создает. Так, издание литературного произведения, с согласия автора, с иллюстрациями (ст. 18 Основ авторского права СССР) не превращает писателя и художника — автора иллюстраций — в соавторов «произведения с иллюстрациями». В определении по делу художника Д. с Гослитиздатом, вынесенном Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда СССР в 1948 году, был выражен иной взгляд. Коллегия говорила о «произведении в целом, с имеющимися в нем рисунками, иллюстрациями, чертежами, фотографиями и т. д.». Однако в другом определении, вынесенном в 1951 году по делу художника П. с издательством «Художественная литература и искусство», Коллегия отказалась от этого взгляда и признала раздельность авторского права на литературное произведение, с одной стороны, и на иллюстрации к тому же произведению — с другой. Говоря о переиздании литературного произведения с иллюстрациями без согласия художника, автора иллюстраций, Коллегия указала: «В соответствии с законом об авторском праве издательство вправе осуществить переиздание... произведения (то есть иллюстраций.— Б. А. и Е. Ф.) только при наличии согласия на то автора. Это согласие должно быть оговорено в издательском договоре. В тех же случаях, когда подобной оговорки в издательском договоре не имеется, издательство может осуществить переиздание произведения только после получения письменного согласия автора (то есть художника.— Б. А. и Е. Ф.)»2. Иначе говоря, договор о переиздании, а значит, и об издании литературного произведения, и договор об издании или переиздании иллюстраций к нему — это два договора, совершаемые независимо один от другого субъектами авторского права на разные объекты.
Иное следует сказать о тех случаях, когда литературный текст создается в качестве пояснения, комментария к художественному произведению или к произведению фотографии, картографии и т. п. по соглашению между автором текста и художником, например, словесный текст карикатуры, пояснения к серии фотографических снимков, к картам географического атласа. В детских книга рисунки составляют иногда основу произведения
1 Типовой сценарный договор для художественных фильмов 1956 года — см. гл. V «Киносценарный договор».
2 «Авторское право на литературные произведения», составители М.Азов и С. А. Шацилло, 1953 г., стр. 45.

литературная часть которого создается писателем по соглашению с художником. Во всех таких случаях перед нами соавторство.
5. Авторское право соавторов произведения неделимо.
Недавно в литературе впервые был высказан иной взгляд. Полемизируя с В. И. Серебровским, стоящим на точке зрения неделимости авторского права соавторов 1, И. А. Грингольц признает неделимость только личных неимущественных прав соавторов и противопоставляет ей делимость права соавторов на гонорар2.
Однако взгляд И. А. Грингольца не опровергает утверждения о неделимости авторского права соавторов в целом.
Несомненно, право на гонорар делимо, как и всякое обязательственное право, объект которого — в данном случае денежная сумма — делим. По общему правилу, право на гонорар возникает из авторского договора. А этот договор заключается автором именно как субъектом авторского, права, в частности, права на извлечение всеми законными способами имущественных выгод из права выпускать в свет, воспроизводить и распространять свое произведение. Если договор, как, например, договор литературного заказа, заключен до того, как произведение создано, то и в этом случае право на гонорар возникает после создания произведения и следовательно, после возникновения у автора авторского права. В тех же случаях, когда произведение используется без договора, право автора на гонорар обосновывается именно тем, что закон закрепил за автором право извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из прав на опубликование, воспроизведение и распространение произведения. На это не раз указывала и судебная практика (см., например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР по делу С. с Молдавской государственной филармонией) 3.d7a19c5d1c9280a1ce1620bcd90d12ef.js" type="text/javascript">16b6920aa725cd585e82256fc3daf8f0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 100 |
Общая характеристика субъективного авторского права
  Авторское право СССР | Автор: admin | 28-12-2010, 17:30
Субъективное авторское право есть по существу комплекс отдельных правомочий, закрепленных за автором законом: ст. ст. 7 и 18 Основ авторского права СССР и дополняющими их нормами законов союзных республик об авторском праве.
Статья 7 Основ авторского права гласит: «Автор имеет исключительное право под своим именем или под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными в законе способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права».
Статья 18 дополняет этот перечень правомочий автора: «Издатель или зрелищное предприятие не вправе по своему усмотрению вносить при жизни автора без его согласия какие-либо дополнения, сокращения и вообще изменения ни в самое произведение, ни в заглавие его, ни в обозначение в нем имени автора».
Из приведенных норм закона видно, что правомочия автора могут быть разбиты на две группы: 1) личные неимущественные правомочия и 2) имущественное правомочие. Такая классификация правомочий автора, казалось, прочно утвердилась в литературе советского авторского права 1.
1 См. «Гражданское право», учебник для юридических вузов, т. II, М., 1944, стр. 234; «Пособие по гражданскому праву», т. II, М„ 1951, стр. 348— 349; И. Я. Х ейф ец, Авторское право, М.. 1931, стр. 74, 103; Б. С Мартынов, Права авторства в СССР. «Ученые труды ВИЮН», 1947, в. IX, стр. 147; Е. П. Т о р к а н о в с к и и. Личные и имущественные права авторов литературных произведений, автореферат кандидатской диссертации, Куйбышев, 1953; В. А. Кабатов, Советское авторское право на произведения изобразительного искусства, автореферат кандидатской диссертации, М„ 1954, стр. 4; И. А. Грингольц, Права автора сценического произведения вСССР, автореферат кандидатской диссертации, М„ 1953, стр. 7—8 и др.

Однако в дальнейшем В. И. Серебровский предложил отказаться от этого деления 1. Обоснование этого предложения заключалось в следующем: 1) закон не говорит о таком делении; 2) любое правомочие автора охраняет как его личные неимущественные интересы, так и интересы имущественные.
Эти соображения не могут быть признаны убедительными.
Закон обыкновенно не занимается классификацией правомочий, закрепляемых им за гражданами или организациями. Классификация правомочий есть дело научного исследования и обобщения, которое имеет, разумеется, существенное значение и для правильного применения закона. Никто в советской юридической литературе не оспаривал деления прав и обязанностей на личные и имущественные членов кооперативных организаций, супругов, родителей и детей. Между тем закон не упоминает об этом делении.
Что же касается правомочий автора, то хотя закон не упоминает и об их делении на личные неимущественные и имущественные правомочия, однако ст.ст. 10 и 11 Закона РСФСР об авторском праве, несомненно, исходят из этого деления. Статья 10 устанавливает право автора на возмещение ему убытков во всех случаях, когда нарушением его права ему причинен имущественный вред. В то же время ст. 11 указывает, что «авторское право подлежит защите от нарушения также ив тех случаях, когда с нарушением его не связаны определенные имущественные интересы». Такими случаями могут быть случаи нарушения только личных неимущественных правомочий автора. Для их защиты ст. 11 устанавливает и особое, независимое от возмещения убытков, правовое средство: автор «вправе требовать совершения таких действий, которые необходимы для удовлетворения нарушенных законных интересов автора».
Таким образом, ясно: закон считает, что убытки могут быть причинены нарушением любого правомочия автора, но вместе с тем он указывает, что возможны и нарушения прав автора, не связанные с его имущественными интересами, не влекущие за собой убытков для автора. Такими могут быть только нарушения личных неимущественных правомочий автора.
В то же время имущественный или неимущественный характер интереса, охраняемого тем или иным субъективным правом, вообще не имеет решающего значения для характеристики соответствующего права. Огромное большинство субъективных прав служит удовлетворению как имущественных, так и неимущественных интересов их носителей. Право личной собственности, например, на картину, служит удовлетворению имущественных интере-
1 См. В. И. С е р е б р о в с к и и. Вопросы советского авторского права, М.—Л., 1956, стр. 107 и сл.

сов собственника лишь в момент, когда он отчуждает принадлежащее ему право. Однако никто не сомневается в имущественном характере права личной собственности, хотя бы объект этого права, как, например, картина, служил удовлетворению прежде всего не имущественных, а художественных или общекультурных интересов собственника. Ибо субъективные права характеризуются не интересами, которые они охраняют, а объектам, на который они направлены и при помощи которого соответствующие интересы и получают удовлетворение, а также содержанием правомочий, составляющих данное субъективное право.
Но если деление правомочий автора на имущественные и неимущественные можно считать общепринятым в литературе советского авторского права, то характеристика отдельных правомочий автора, отнесение некоторых из них в ту или иную из только что названных групп единодушия не встречают. Высказан даже взгляд, отрицающий наличие у авторов двух из правомочий, прямо названных ст. 7 Основ авторского права (см. об этом ниже, стр. 46).
1. Право автора на выпуск в свет своего произведения есть его право на опубликование произведения. Оно включает в себя и правомочие судить о зрелости произведения, о его готовности к выпуску в свет. Право автора на опубликование есть первая гарантия творческой свободы автора, один из важнейших способов охраны личности автора. Отдать или не отдавать свое произведение на суд общества, решает автор.
Понятно, что, решая этот вопрос, автор исходит из оценки всей совокупности известных ему условий, в которых его произведение будет доведено до общества. В создании условий, стимулирующих живую связь авторов с читателями, зрителями, слушателями их произведений, и таким образом облегчающих правильное разрешение автором вопроса о соответствии его произведения потребностям общества, существенную роль играет советское авторское право. Вместе с тем оно содержит и ряд положений, направленных на предупреждение опубликования произведений незрелых, несовершенных, а тем более порочных (см. главы III «Издательский договор», IV «Постановочный договор», V «Киносценарный договор»).
Важные задачи как в деле организации связей авторов различного рода произведений с аудиторией, к которой они обращаются, так и в борьбе за высокое качество произведений, возложены на общественные организации творческих работников (см. Введение).
Следует заметить, что хотя для литературных и научных произведений опубликование практически чаще всего совпадает с изданием, однако и для этих произведений понятия опубликования и издания не тождественны. Литературное или научное произведение может быть опубликовано до и независимо от его издания путем его публичного чтения по подлинной авторской рукописи автором или другими лицами, путем выставки подлинной рукописи произведения в публичной библиотеке и т. п. Издание же предполагает воспроизведение произведения определенным механическим способом для доведения его до неопределенного круга лиц и распространение его среди этих лиц.
Точно так же драматическое, музыкальное, музыкально-драматическое произведение может быть до издания или до публичного исполнения его соответствующим театром, концертной организацией и т. п. опубликовано путем публичного чтения или пополнения его самим автором или другим лицом.
Статья 14 Основ авторского права позволяет уяснить, в чем заключается выпуск в свет, то есть опубликование, произведений изобразительных искусств, которые вообще не издаются и не исполняются публично. Выпуском в свет произведений изобразительных искусств, фотографий и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, признается, поскольку дело идет о сроках, связанных с авторским правом, их публичное выставление. Выпуском в свет произведений архитектуры признается, поскольку дело идет о тех же сроках, постройка соответствующего здания.
Из оказанного ясно, что право на выпуск в свет произведения есть право на предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомиться с произведением и что оно является самостоятельным личным неимущественным правомочием автора произведения.
В большом числе случаев выпуск в свет совпадает с распространением воспроизведенного (изданного в этих целях) произведения.
2. Осуществление права воспроизводить произведение и права распространять его чаще всего связаны между собой.
Тем не менее это два разных правомочия: а) как уже сказано, распространение произведения не требует необходимо его воспроизведения, в то же время б) воспроизведение не всегда имеет целью распространение произведения, например, художник воспроизводит написанную им картину и оставляет копию у себя в мастерской. За автором закрепляется право на воспроизведение для распространения произведения, то есть право на такое воспроизведение произведения, за которым следует его распространение или которое, как это видно из обстоятельств дела, имеет целью последующее его распространение, а также право на самое распространение. «Снятие копии с чужого произведения исключительно для личного пользования и без помещения на копии художественного или фотографического произведения подписи или монограммы автора подлинника» дозволено всякому п. «о» ст. 9 Основ авторского права.f0cc05f54a7817010d676ca229a7cd4f.js" type="text/javascript">28dcc21b2b86792e6fbda26ca49463a9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 137 |
Тенденции развития советского авторского права в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму
  Авторское право СССР | Автор: admin | 28-12-2010, 17:28
В настоящее время продолжают действовать законы об авторском праве, появившиеся в условиях строящегося социализма. Сохраняют свою силу и Основы авторского права, утвержденные постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г.2, и законы об авторском праве союзных республик: в РСФСР — закон от 8 октября 1928 г.3, в Украинской ССР — закон от 6 февраля 1929 г.4, в Белорусской ССР — закон от 14 января 1929 г.6, в Грузинской ССР — закон от 30 августа 1929 г., в Армянской
1 Этой безоговорочной защите права автора на его произведение интересно противопоставить крючкотворство русского дореволюционного законодательства 1911 года. которое к общей формуле о неприкосновенности произведения добавляло оговорку, сводившую на нет общую формулу (см. § 1, стр.21—22).
2 СЗ СССР 1928 г. № 27, ст.ст. 245 и 246.
3 СУ РСФСР 1928 г. № 132, ст. 861.
4 СЗ УССР 1929 г. № 7, ст. 55. :
5 СЗ БССР 1929 г. № 2, ст. 8.

ССР—закон от 10 февраля 1930 г., в Туркменской СОР—закон от 26 сентября 1928 г., в Узбекской ССР—закон от 14 октября 1936 г., в Азербайджанской ССР нормы авторского права составляют ст.ст. 461—486 ГК.
Но это вовсе не означает, что после 1928—1929 гг. нельзя отметить дальнейшего развития советского авторского права. Оно было необходимо, поскольку наша страна шла в направлении завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Можно указать ряд нормативных актов, которые отчасти дополняли прежнее законодательство по авторскому праву, а отчасти и изменили смысл норм, возникших ранее.
В дальнейших главах этого тома курса изучаются подробно не только Основы авторского права СССР 1928 года и республиканские законы об авторском праве союзных республик, но также и другие нормативные акты, изданные позднее, а равно и практика их применения, административная и судебная.
Но на некоторых из этих позднейших постановлений необходимо, хотя бы вкратце, остановиться уже сейчас, в историческом очерке. Это необходимо для того, чтобы вскрыть тенденции развития нашего авторского права.
Прежде всего нужно отметить, что законодательство 1928— 1929 гг. строило авторское правоотношение независимо от трудового правоотношения. Хотя Основы авторского права СССР и законы союзных республик об авторском праве рассматривают авторское вознаграждение, гонорар, как разновидность оплаты труда, однако право на оплату труда по трудовому договору и право на оплату труда по издательскому договору стоят параллельно, не завися одно от другого. Позднейшее законодательство и судебная практика существенно сблизили право лица, работающего по трудовому договору, и право автора на вознаграждение.
В судебной практике это направление можно отметить уже в конце двадцатых и в начале тридцатых годов. Так, Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР в 1929 году отказалась признать право на авторское вознаграждение за лицом, составившим в. порядке исполнения служебного задания научно-популярную инструкцию (справочник) по борьбе с вредителями зерна и продуктов его переработки 1.
По другому делу, также 1929 года. Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР писала, между прочим:
«Составитель В. являлся управделами завода, на обязанности которого лежало составление официальных отчетов, ...спорный труд принадлежит коллективу администрации завода, причем для объединения работы и составления очерка гр-ну В. предоставлено
1 Определение ГКК Верховного Суда РСФСР от 4 марта 1929 г. по делу С. («Судебная практика РСФСР» 1929 г. № 8).

было служебное время...». Исходя из мысли о том, что один и тот же труд, составление очерка-отчета о работе завода, не может оплачиваться дважды — авторским гонораром и заработной платой, Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР отменила решение суда о взыскании в пользу В. авторского вознаграждения за составление очерка-отчета1.
Совершенно такую же позицию Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР заняла и по делу П. (1928 г.). Фактические обстоятельства сложились по этому делу иначе, чем по двум приведенным выше делам, но принципиальная позиция Верховного Суда РСФСР осталась неизменной: «Суду при пересмотре дела,— писала в своем определении Гражданская кассационная коллегия,— надлежит проверить, в каких условиях протекала работа ответчика по составлению атласа и в каких взаимоотношениях во время этой работы ответчик находился с другими работниками кабинета университета. Суд должен обсудить вострое об условиях работы ответчика над составлением атласа в связи с § 10 Положения о кабинете, где (лит. «в») говорится о том, что кабинет составляет иллюстрированный материал по экономике и истории и т. д.» 2.
Такую же позицию заняла впоследствии Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда СССР. Так, по делу К. (1940 г.) коллегия указывала, между прочим, «...по долгу службы К. как заведующий отделом художественной литературы, обязан был отредактировать имевшийся в портфеле издательства сборник, составленный Г., произвести сверку текстов и внести необходимые изменения, не требуя за это специального вознаграждения в форме авторского гонорара» 8.
Такое решение вопроса о соотношении авторского и трудового правомочия служащего получило свое выражение и в нормативных актах. Так, 15 января ,1929 г. СНК РСФСР издал постановление «О ставках вознаграждения за использование в промышленности произведений изобразительных искусств». Статья 2 этого постановления признала за художниками, состоящими на службе в промышленных предприятиях, авторское .право на произведения, созданные ими в силу трудового договора. Точно так же на основании постановления СНК СССР от 1 ноября 1929 г. Народный комиссариат труда СССР издал постановление от 11 ноября
1 Определение ГКК Верховного Суда РСФСР от 15 июня 1928 г. по делу В. («Судебная практика РСФСР» 1929 г. № 1).
2 Определение ГКК Верховного Суда РСФСР от 29 марта 1928 г. но делу П. («Судебная практика РСФСР» 1928 г. № 21).
3 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного» Суда СССР от 22 ноября 1940 г. по делу К. («Авторское нрано 11,1 литературные произведения», составители Л. М. Азов и С. Л. Ш а ц и л л о, М , 1953, стр. 97).

1929 г. № 356 «Об условиях труда работников искусств, печати и просвещения, обслуживающих нанимателей по отдельным заданиям». В ст. 1 этого постановления НКТ СССР указывается, между прочим, что условия труда работников печати, обслуживающих по отдельным заданиям по своей специальности одно или несколько предприятий или учреждений, «регулируются общим законодательством о труде с изъятиями, предусмотренными настоящим постановлением». То же самое относится и к работникам изобразительных искусств. Таким образом, работники печати, корреспонденты, хроникеры-репортеры, интервьюеры, референты, статьевики-фельетонисты, карикатуристы-иллюстраторы, рецензенты, очеркисты, фоторепортеры, выпускающие художники, корректоры, редакторы энциклопедий, внешние редакторы издательств (п. «б» ст. 2 постановления НКТ СССР от 11 ноября 1929 г.), а равно работники изобразительных искусств: художники-живописцы, скульпторы, архитекторы, композиторы, плакатисты, музейные специалисты, музейные эксперты, графики-иллюстраторы, эксперты-тарификаторы, художники-графики (п. «а» ст. 2 того же постановления) рассматриваются не как субъекты авторского правоотношения, а как субъекты трудового правоотношения. Это подчеркивается в ст. 3 постановления НКТ СССР от 11 ноября 1929 г., где сказано, что постановление не распространяется «на лиц, урегулировавших свои отношения с издательствами в договорах, предусмотренных законодательством об авторском праве». Здесь, следовательно, проводится та же самая идея, которую мы отмечали в судебной практике: право работника па вознаграждение за авторский труд определяется либо нормами гражданского (авторского) права, либо по нормам права трудового, по не определяется теми и другими нормами одно- временно.404245fa1b93dbfb2362c55dea937953.js" type="text/javascript">1cd1e19528ebdb502b4fd345f6c765f0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 114 |
«Основы авторского права» 1925 и 1928 гг.
  Авторское право СССР | Автор: admin | 28-12-2010, 17:26
Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»1 дало регулирование социалистического авторского права в общесоюзном масштабе в условиях строившегося социализма в период новой экономической политики.
Постановление 1925 года повлекло за собой перестройку республиканского законодательства по авторскому праву2. Законо-
1 СЗ СССР 1925 г. № 7, ст. 67.
2 См. декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. — СУ РСФСР 1926 г. № 7 — 2, ст. 567.
В Украинской ССР в период с 1925 по 1929 год не было издано общего закона об авторском праве: в этот период там действовали общесоюзные Основы и ряд постановлений УССР по частным вопросам авторского права. например, постановление СНК УССР от 8 декабря 1925 г. «Об авторском гонораре за публичное исполнение драматических и музыкальных произведении» (СУ УССР 1925 г. № 100, ст. 550).

дательство союзных республик не стало на путь включения норм авторского права в свои гражданские кодексы. Законы об авторском праве, изданные в союзных республиках, за одним лишь исключением, были приняты как отдельные акты, не входящие в систему ГК 1.
Большинство положений, установленных в Основах авторского права 1925 года, перешло в последующее советское законодательство об авторском праве, в частности в Основы авторского права 1928 года, и сохраняет свою силу и в настоящее время.
Основное положение постановления от 30 января 1925 г.: «Авторское право на произведение как появившееся в свет... на территории Союза СCP, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками, независимо от их гражданства» 2, дословно воспроизведено в действующем Законе 1928 года3.
Уже в 1925 году советское законодательство допускало любую форму объективизации авторского права, указывая на рукописное или эскизное оформление авторского замысла только как на пример, как на частные, хотя и очень распространенные случаи объективизации творчества.
Под правопреемниками автора произведения Основы 1925 года понимали также и наследников автора (ст. 11) 4.
Авторское право уже в 1925 году было распространено «на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и формы его воспроизведения, а равно достоинство и назначение...» (ст. 2 Основ авторского права 1925 г.). Эта широкая формулировка без изменений вошла в действующее законодательство.
Перевод чужого произведения на другой язык в Основах 1925 года был признан самостоятельной разновидностью объекта авторского права.
Напротив, только временное значение в постановлении «Об основах авторского права» 1925 года имело установление срока существования авторского права при жизни автора на произведения в области науки, литературы, изобразительного искусства. В ст. 6 постановления «Об основах авторского права» 1925 года предусматривалось, что «авторское право, за некоторыми изъятиями, принадлежит автору в течение 25 лет со времени появле-
1 В Азербайджанской ССР нормы, регулирующие авторское право, вошли в состав Гражданского кодекса (ст.ст. 461—486 ГК Азербайджанской ССР).
2 Статья 1 Основ авторского права 1925 г. (СЗ СССР 1925 г. № 7, ст. 67).
3 Статья 1 Основ авторского права 1928 г. (СЗ СССР 1928 г. № 27, ст. 246).
4 В Основах авторского права 1928 года (ч. 2 ст. 3) наследники автора уже прямо названы в числе его правопреемников.
5 Статья 4 Основ авторского права 1928 года.

ния его произведения»1. Норма, устанавливавшая срочность авторского права для автора, выражала общую тенденцию законодательства первого периода нэпа допускать частные имущественные права только с определенными ограничениями. В одних случаях ограничивался объем правомочий, в других — срок их существования. Так, например, наследование допускалось согласно ст. 416 ГК (в редакции 31 октября 1922 г.) на сумму не свыше 10000 рублей. Дома граждан, как правило, могли возводиться только на срочном праве застройки (ст.ст. 71—81-г ГК).
Установление срока существования авторского права было направлено в основном против чрезмерного расширения прав издателей, против эксплуататорской деятельности частных издательских предприятий.
После исчезновения в нашей стране частных издательств нормы, ограничивающие сроком авторское право на произведение литературы, искусства или науки, утратили свой смысл 2. Поэтому в Основах авторского права СССР 1928 года мы не находим уже
1 В виде изъятия устанавливались сокращенные сроки существования авторского права: на повременные издания, энциклопедические словари (10 лет); на хореографические произведения, пантомимы, киносценарии, киноленты (10 лет); на фотографические произведения (3 года), а на собрание фотографий — 5 лет (см. ст.ст. 7, 8, 9 Основ 1925 года).
Уже вскоре после издания Основ авторского права 1925 года появились ЦК критические замечания в отношении принципа срочности авторского права ({.при жизни автора произведения. Так, А. В. Луначарский отмечал, что пожилые писатели, в последние годы не издававшие своих произведений, будут поставлены в затруднительное положение действием их авторского права лишь в течение 25 лет (см. «Журналист» за июль 1925 г.).
2 Декрет «О частных издательствах» (постановление СНК РСФСР от 12 декабря 1921 г.—СУ 1921 г. № 80, ст. 685), формально не отмененный, .не упоминается уже в сборниках законодательства о печати после 1929 года (см., например, Л. Г. Фогелевич, Основные директивы и законодательство о печати, М., 1934 и 1937). Правда, в декрете от 12 декабря 1921 г под частными разумелись все негосударственные издательства. Так, в ст. 6 этого декрета говорилось о кооперативных издательствах, которые «образуются в форме кооперативных товариществ авторов или в смешанном составе писателей, ученых, художников с тружениками печатного и книжного дела». Эти издательские кооперативные товарищества не являлись эксплуататорскими предприятиями. Президиум ВСНХ РСФСР 5 февраля 1926 г. разъяснял:
«Издательскими промысловыми кооперативами могут быть признаваемы только такие организации, которые учреждаются для издания трудов своих членов.., торговля же книгами... не может быть основной целью объединения». Однако в постановлении ЦИК и СНК СССР от 28 августа 1929 г. (СЗ 1929 г. SN» 62. ст. 571) «Об утверждении Положения о государственных и общественных издательствах общесоюзного значения» и в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1930 г. (СУ 1930 г. № 8, ст. 99) «Об утверждении положения об издательствах, учреждаемых государственными органами и общественными организациями» вопрос о кооперативных издательствах был настолько детально урегулирован, что упоминание о кооперативных издательствах в декрете от 12 декабря 1921 г. утратило всякое практическое значение.bda2050d9d61298f53ba5fa9a55900ed.js" type="text/javascript">b1d49c1d4e04694379230e8faf937b0c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 160 |
Советское законодательство по авторскому праву в период 1918—1925 гг.
  Авторское право СССР | Автор: admin | 28-12-2010, 17:26
Пока молодое Советское государство вынуждено было направлять все свои силы на подавление сопротивления свергнутых классов внутри страны, на оборону страны от нападения внешних врагов, на борьбу с хозяйственной разрухой, не было возможности и необходимости ставить во всей широте вопрос о создании нового, социалистического авторского права.
Тем не менее и в самом разгаре борьбы с контрреволюцией и интервенцией, в последовавший затем период напряженнейшей работы по восстановлению народного хозяйства страны и укрепления социалистического базиса советское законодательство немало сделало в области культурного строительства, в области охраны нарождавшейся социалистической культуры, защиты интересов авторов, делавших первые вклады в сокровищницу этой новой культуры.
Декрет Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» 1 — первый советский закон по авторскому праву, дал социалистическое регулирование авторских отношений. Немедленная организация и развитие государственной издательской деятельности — это основная цель декрета. «В первую очередь должно при этом быть .поставлено дешевое народное издание русских классиков»,— говорилось в декрете. Советская власть решила вместе с тем сочинения некоторых авторов, срок авторского права которых уже истек2, перевести «из области частной собственности в область общественности». Для этого декрет предоставил Государственной комиссии по просвещению право объявлять такие сочинения государственной монополией, однако не дольше, как на пять лет3. Комиссии предлагалось воспользоваться этим правом «по отношению к корифеям литературы, творения которых перейдут, согласно настоящему закону, в собственность народа». Таким образом, декрет от 29 декабря 1917 г., во-первых, исходил из того, что права авторов, возникшие до Октябрьской революции, полностью сохраняются. Именно поэтому декрет предлагал монополизировать и переиздать сочинения только тех классиков, «срок авторского права которых истек»; во-вторых, декрет изымал из сферы деятельности частных издательств вое национализированные Советской властью сочинения русских писателей 4.
Национализированные беллетристические сочинения авторов, умерших не позднее 31 декабря 1917 г., могли издаваться «каждым гражданином Советской республики России без всякого на то разрешения со стороны государства»5. Тем самым отвергалось на-
1 СУ РСФСР 1918 г. № 14, ст. 201.
2 Имелись в виду сроки по дореволюционному авторскому праву, то есть пожизненность права для самого автора и 50-летний срок для его наследников.
3 Вскоре этот пятилетний срок был отменен и сделалась возможной бессрочная монополизация.
4 Постановлением Народного комиссариата по просвещению от 14 февраля 1918 г. «Об издании сочинений русских писателей» было объявлено о национализации произведений 58 русских беллетристов, поэтов и критиков («Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства» № 27 от 6(19) февраля 1918 г.).
5 См. цитированное постановление Народного комиссариата по просвещению от 14 февраля 1918 г.

следование авторского права после лиц, умерших 1 января 1918 г. и позднее, и, кроме того, не допускались частные посмертные издания произведений этих авторов.
Рассмотренные акты 1917 и 1918 гг. не давали, конечно, ответа на многие вопросы авторского права. Так, неразработанным остался вопрос о праве на произведения сценические, на произведения изобразительных искусств, об авторском траве переводчика 1, о защите авторского права от правонарушений и т. д.
Вопросы эти получили свое разрешение несколько позднее — в декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»2. И этот декрет касается прежде всего вопроса о национализации авторского права. Объектами национализации по декрету от 26 ноября 1918 г. могут быть не только произведения умерших авторов-беллетристов, как было установлено ранее, но «всякое как опубликованное, так и неопубликованное научное, литературное, художественное произведение, в чьих бы руках оно ни находилось...» (ст. 1 декрета). Достоянием РСФСР могли теперь объявляться также «все произведения любого умершего автора».
Декрет СНК РСФСР от 26 ноября 1918 г. впервые, без всякой отсылки к дореволюционному законодательству, установил право автора на созданное им произведение, запретил всякое нарушение авторского права (контрафакцию), урегулировал вопрос о вознаграждении авторов и в соответствии с декретом «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918г. отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству.
В ст. 3 декрета от 26 ноября 1918 г. было установлено, что «не объявленные государственным достоянием произведения не могут быть при жизни автора размножаемы и распространяемы иначе, как по соглашению с автором».
Поскольку в ст. 5 того же декрета автору произведения, объявленного государственным достоянием, обеспечивался гонорар по ставкам, определяемым Народными комиссариатами просвещения и труда, очевидно, что издание какого-либо не национализированного произведения без соглашения с автором влекло обязанность издателя уплатить автору гонорар именно по этим государственным ставкам.
Кроме того, в ст. 11 декрета от 26 ноября 1918 г. устанавливалось, что самостоятельное издание, размножение, распространениеe26badd944cf3d1369d237b860680634.js" type="text/javascript">341936721f033c6d35f958a5b1f88166.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 115 |
Авторское право дореволюционной России
  Авторское право СССР | Автор: admin | 28-12-2010, 17:25
Авторское право возникло в России только в начале XIX века, притом в необычайно урезанном виде 1. Не случайно царское правительство впервые признало за автором исключительное право воспроизведения своих сочинений путем печати... в Уставе Цензурном, изданном 22 апреля 1828 г. Уже в законе 8 января 1830 г. дореволюционное русское законодательство, следуя западноевропейским образцам, начинает трактовать право автора на созданное им произведение как право собственности, которым можно торговать. Произведение рассматривается как «имущество благоприобретенное», и сочинителю (или переводчику) пожизненно предоставляется исключительное право издания и продажи его произведений. Наследники сочинителей пользуются этим правом в течение 25 лет. Впоследствии (1857 г.) этот срок был продлен до 50 лет. В 1887 году при очередном издании Х тома Свода законов авторское право впервые выделяется из недр Устава Цензурного и получает особое место — в приложении к ст. 420, Х тома, ч. 1, И здесь авторское право по-прежнему рассматривается как разновидность права частной собственности2. Эта точка зрения прямо и вполне откровенно соответствует сущности миросозерцания буржуазии. Для буржуазии личное достоинство человека, его творчество — это товары. Буржуазия «...превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бес-
1 См. И. Г. Табашников, Литературная, музыкальная и художественная собственность, СПб., 1878, стр. 345
2 Статья 420 СЗ открывала главу 1 раздела второго; глава 1 имела заглавие: «О праве собственности».

численных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли» 1.
Самое выгодное для эксплуататоров в теории «литературной собственности» — это логический базис, подводимый этой теорией под отрицание какого-либо права за автором, если автор продал свое произведение издателю. Издатель-коммерсант, купивший чужое произведение, становится его полным «собственником», подобно тому как покупатель дома или вагона зерна, становится неограниченным, полным собственникам этих объектов торгового оборота. С развитием капитализма в России авторское право приобретает для буржуазии больший интерес, поскольку издательской деятельностью начинают заниматься многие предприниматели. Изменившаяся экономика заставляет дореволюционного законодателя обратить внимание на авторское право: этого требуют интересы издательств в первую очередь. В результате появляется закон об авторском праве 20 марта 1911 г.2, который довольно подробно определяет авторские отношения.746ec84f2fbf404ec71350fc1d65f5a4.js" type="text/javascript">6e379d1cf03210b97ef1e0b5160bceb1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 116 |
Общие замечания
  Авторское право СССР | Автор: admin | 28-12-2010, 17:24
То, что в дореволюционной России именовалась «авторским правом», было на самом деле правом, охранявшим интересы предпринимателей, занимавшихся издательской деятельностью, от притязаний авторов, создававших произведения литературы, искусства, науки.
Дореволюционное право вовсе не ставило своей задачей сделать творчество отдельных авторов достоянием широких масс народа, способствовать культурному общению многочисленных народностей, населявших царскую Россию, «тюрьму народов», по выражению Ленина.
Дореволюционные «порядки», насквозь реакционные, не считавшиеся. с культурными интересами общества, принижавшие личность автора, лишавшие автора плодов его творческого труда, были уничтожены Октябрьской социалистической революцией, упразднены Советским социалистическим государствам.
На месте отмененного ретроградного законодательства дореволюционной России Советское государство, руководимое Коммунистической партией, создало самое прогрессивное в мире подлинное авторское право, которое стоит на страже культурных интересов многомиллионных масс Советского многонационального государства, а вместе с тем действенно охраняет как имущественные, так и личные неимущественные интересы авторов. Советское авторское право — это социалистическое право.
Решительные законодательные мероприятия Советского государства в области авторского права стали возможными после коренного изменения в экономике страны, изменения, последовавшего в результате победы Октябрьской социалистической революции, сломившей капиталистический строй. Законы Советской власти об издательской деятельности, об авторском праве опирались на новую социалистическую экономику и оказывали благотворное влияние на темпы культурного развития страны в новых условиях.8a094cb6c24768b1e4eeb4db4c90f529.js" type="text/javascript">1ab9a163717567270480fa7a5705034c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 96 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: