Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Соавторство. Право на использование
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:27
Юридический институт соавторства не является новым в сфере авторского права.
Соавторство представляется как одна из важнейших категорий сферы авторского права.
Говоря языком юридической терминологии, соавторство в самом широком значении является
одной из форм реализации авторских правоотношений. В общем, поверхностном понимании
данного термина предполагается, что соавторство возникает в результате деятельности двух или
более авторов над каким-либо одним произведением. Наконец, соавторство вполне можно назвать
правовым институтом, включающимся в структуру авторского, а следовательно, и гражданского
права в целом.
Правовой институт, в свою очередь, - это совокупность норм права, регламентирующих
однородную группу общественных отношений.
Соавторство регламентируется в законодательстве, в рамках которого в данной связи
целесообразно особо выделять ГК РФ. Основополагающим правовым актом в отношении
соавторства, разумеется, является ГК РФ, так как именно в его рамках устанавливаются все
основные аспекты функционирования данного правового института, реализация правоотношений,
с ним связанных. Ранее, до 1 января 2008 г., Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"
также регулировал отношения соавторства наравне с ГК РФ.
Конкретного определения соавторства законодательством не выработано, но исходя из
смысла норм права, регулирующих группу данных правоотношений, можно сделать вывод, что
соавторство является правовым институтом, регламентирующим общественные отношения,
складывающиеся по поводу создания и использования объекта авторских прав (произведения,
изобретения и т.д.) совместными усилиями двух или более субъектов (авторов). Хотя можно
встретить и более общие определения понятия соавторства, в частности ст. 1258 ГК РФ в своем
контексте устанавливает, что соавторство - это авторское право на произведение, созданное
совместным творческим трудом нескольких лиц.
Таким образом, необходимо обратить внимание на некоторые признаки, которыми обладает
соавторство.
Во-первых, главным признаком данного правового института является то, что в создании
произведения участвуют два или более лица.
Во-вторых, деятельность данных лиц должна являться именно творческой деятельностью.
Творческая деятельность, в свою очередь, предполагает комплекс действий, направленных
непосредственно на создание того или иного произведения. Таким образом, можно заключить, что
организационная деятельность, вспомогательная деятельность, направленная на поиск
материала, критику и другие схожие виды деятельности, не будут являться предпосылками для
возникновения правоотношений соавторства.
Творчество, несмотря на кажущуюся простоту своего понимания, - сложное юридическое
понятие, которое неоднозначно трактуется в юридической литературе. Так, многие ученые
пытаются определить критерии, в соответствии с которыми можно установить, является ли та или
иная работа творчеством в юридическом аспекте. Особенно данная проблема глубоко
исследована в трудах В.Я. Ионаса, который пытался выявить юридически значимые аспекты
творческих произведений.
Данным ученым, исследовавшим в большей степени произведения художественной
литературы, было установлено, что главное юридическое значение имеют художественные
образы, используемые в творчестве, в частности, в рамках сюжета. Между тем В.Я. Ионас
склоняется к мнению, что создание темы для произведения, сюжетной линии, формы изложения
(языка) не являются юридическим значимыми аспектами творчества, а значит, и не порождают
авторского права, в том числе и не приводят к возникновению соавторства .
--------------------------------
Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая
литература, 1972.
Данная точка зрения весьма оригинальна и не лишена оснований, но часто такие детальные
критерии не применяются при установлении правоотношений соавторства и наличия авторских
прав.
В-третьих, данная творческая деятельность должна быть совместной, иначе говоря, должна
быть направлена на достижение конкретного конечного результата - создание произведения. В
противном случае также не возникает правоотношений соавторства.
Совместность деятельности заключается в том, что некоторое количество авторов
осуществляют свои действия по созданию одного произведения. Но в данном случае появляется
ряд своеобразных сложностей, касающихся того, что произведение может быть неразрывным
целым или состоять из нескольких самостоятельных элементов. В тех ситуациях, когда
произведение сформировано из некоторого количества самостоятельных частей (как, например,
сборник стихов, в котором стихотворения написаны различными авторами), соавторство будет
возникать лишь тогда, когда все эти составные элементы логически взаимосвязаны между собой,
в результате чего формируют единую структуру, несмотря на их самостоятельность. Логическая
взаимосвязь отражается в невозможности отделения данных частей без искажения смысла всего
произведения в целом. В тех случаях, когда составные части произведения, даже несмотря на их
логическую взаимосвязь с другими элементами произведения, отделяются, не нарушая общего
смысла, концептуального значения произведения, правоотношения соавторства могут и не
возникать. Так, к примеру, при изъятии из книги иллюстраций, созданных художником, общий
смысл произведения в целом не изменяется. Однако законодательство весьма категорично в
данном отношении. Статья 1258 ГК РФ однозначно устанавливает, что граждане, создавшие
произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того,
образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых
имеет самостоятельное значение. Дело в том, что в законе прямо не конкретизируются именно
предпосылки возникновения соавторства в случаях, когда произведение состоит из частей,
имеющих самостоятельное значение.8ba6eb98c269e06ea5f02d7fc6a05de6.js" type="text/javascript">b9d41e93e52f957ec5fbd5564377e468.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 139 |
Имущественные и неимущественные права
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:25
Такие категории, как имущественное и неимущественное право, относятся не только сугубо к
отрасли авторского права, но и являются важнейшими понятиями гражданского права в целом.
Однако, учитывая специфику данной работы, необходимо рассмотреть имущественные и
неимущественные права именно с позиции авторского права.
Взгляды ученых на сам термин "право" при кажущейся простоте данного понятия отнюдь не
однозначны. Многие деятели научного мира, исследующие гражданское право, усматривают
сложную структуру данного термина.
В наиболее объективной форме сам термин "право" означает некую юридическую
возможность, закрепленную в соответствующей правовой базе, по совершению субъектом
определенных действий либо воздержания от таковых. Иными словами, право рассматривается
как правомочие. Исходя из вышеприведенного определения, стоит отметить важность того, что
права субъектов всегда закрепляются на законодательном уровне, что выражается в наличии
правоотношений в обществе, так как не закрепленные в законе права и обязанности составляют
всего лишь общественные отношения, но никак не правоотношения как таковые.
Следует обратить внимание непосредственно на сами имущественные и неимущественные
авторские права, которые также являются необходимыми элементами гражданских
правоотношений, в частности правоотношений, связанных с авторством, т.е. правоотношений,
возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства,
смежных прав.
Вообще в гражданско-правовой науке понимание имущественных и неимущественных
авторских прав весьма неоднозначно, как в случае и с самим термином "право". Законодатель не
счел нужным выработать точных и детальных определений двух данных категорий и закрепить их
в правовой базе, что вызывает существенные разногласия в научной среде по поводу их
сущности, правовой природы и, наконец, различий между ними.
Особенно в науке велики споры, касающиеся различий между имущественными и
неимущественными авторскими правами.
Многие исследователи утверждают, что разница между имущественными и
неимущественными правами крайне условна и складывается лишь в результате того, что данные
категории разделены в законодательстве. Существует также и группа ученых, полагающих, что
имущественные и неимущественные права имеют отнюдь не условные различия между собой.
Все же наиболее аргументированной и объективной является точка зрения, суть которой
заключается в том, что имущественные и неимущественные авторские права представляют собой
две совершенно различные, но взаимосвязанные категории.
Чтобы более детально разобраться в данном вопросе, необходимо обратиться
непосредственно к правовой основе - ГК РФ, а именно к его четвертой части, регулирующей
отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и использования объектов авторских
прав.
В статье 1226 ГК РФ даны понятия имущественного права, также личного неимущественного
права: результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации)
признаются интеллектуальными права, которые включают исключительное право, являющееся
имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные
права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат
следующие личные неимущественные права:
1) право авторства;
2) право на имя;
3) право на обнародование, включая право на отзыв;
4) право на неприкосновенность произведения.
По своей природе права, составляющие ст. 1255 ГК РФ, безусловно, относятся к разряду
неимущественных, кроме, конечно, исключительного права на использование произведения.
Исключительные права автора на использование произведения, как было выяснено,
представляются в качестве имущественных прав.
Имущественные права автора на использование произведения означают право
осуществлять или разрешать следующие действия, которые закреплены в ст. 1270 ГК РФ:
1) воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного и более экземпляра
произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или
видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного
произведения, изготовление в двух измерениях одного или более экземпляра трехмерного
произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в
память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является
временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса,
имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение
произведения до всеобщего обозрения. Данные действия составляют права автора на
воспроизведение своего произведения;
2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или
экземпляров (право на распространение);
3) публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра
произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного
кадра и иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального
произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью
технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует
значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того,
воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с
демонстрацией произведения (право на публичный показ);
4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения (право на
импорт);
5) публичное исполнение произведения, т.е. представление произведения в живом
исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения, иных технических средств),
а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звука) в
месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не
принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в
месте его демонстрации или в другом месте одновременно с представлением или показом
произведения (право на публичное исполнение);
6) сообщение в эфир, т.е. для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио
или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При
этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение
становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его
фактического восприятия публикой. Данное право можно считать исключительным правом на
использование произведения посредством передачи в эфир;75773332e996d6d2b0ef1055c6268131.js" type="text/javascript">046db9e009b652b5444d36c3a716e5a6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 208 |
Договорная ответственность в авторском праве
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:24
В случае нарушения условий лицензионного договора или договора на отчуждение
исключительного права на произведение стороны несут гражданско-правовую ответственность.
Ответственность автора на основании ст. 1290 ГК РФ ограничена суммой реального ущерба, под
которым в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые сторона договора, чье
право было нарушено, должна будет произвести для восстановления своего нарушенного права,
утрата или повреждение, причиненные одной стороной договора другой стороне (п. 2 ст. 15 ГК
РФ). Исключение составляет случай, когда в самом договоре не оговорена ответственность в
меньшем объеме. В этом случае применению подлежит не норма закона, а условие договора.
Таким образом, ответственность автора является ограниченной.
Ответственность за неисполнение договоров в авторском праве носит компенсационный
характер, поэтому вторая сторона, использующая авторское произведение, должна предоставить
обоснованное подтверждение своих убытков. Так как гражданское законодательство не содержит
правил определения реального ущерба в авторских правоотношениях, можно предположить, что
такое подтверждение может быть получено с помощью любых доказательств. Если же в
результате нарушения автором своих обязательств пользователь вынужден будет произвести
расходы в будущем, то должен быть сделан обоснованный расчет затрат.
Говоря о договорной ответственности в авторском праве, необходимо отметить, что ущерб
может быть взыскан только тогда, когда существуют все необходимые условия для привлечения
стороны договора к гражданско-правовой ответственности. В соответствии со ст. 401 ГК РФ автор
может быть привлечен к ответственности, если имеется его вина. Под виной понимается
психическое отношение лица к совершенному деянию. Вина в договорных обязательствах может
быть в форме умысла и неосторожности. По общему правилу для привлечения лица к
ответственности достаточно наличия вины в любой форме. Ответственность одинаково наступает
как за неисполнение заключенного договора, так и за исполнение его ненадлежащим образом.
Если в нарушении договора вины автора нет, то его нельзя привлечь к ответственности, так
как гражданское право исключает ответственность автора за невиновное причинение вреда другой
стороне. В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, которое
нарушило обязательство.03f279a4f4025e2d670618ad5a06cfc1.js" type="text/javascript">b08a5638794526ffe8c6c8a6b3159b47.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 97 |
Лицензионный договор на предоставление права на использование произведения
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:23
В соответствии со ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона (лицензиар)
предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования
этого произведения в установленных договором пределах.
Данный вид договора ранее применялся в авторском праве.
Он существенным образом отличается от договоров на отчуждение имущественных прав и
имеет свои особенности.
Сторонами договора являются лицензиар и лицензиат, в роли которых могут выступать как
физические, так и юридические лица.
В качестве лицензиара может выступать не только автор, чьим трудом было создано
произведение, но и иные правообладатели, владеющие имущественным правом на законном
основании (например, наследники, приобретатели права по договору отчуждения и т.п.).
Если договор об отчуждении имущественного права предполагает исключительно
письменную форму, то лицензионные договоры заключаются не только в письменной, но и в
устной форме. Так как лицензионный договор представляет собой разновидность гражданско-
правового договора, на него распространяются общие нормы ГК РФ, касающиеся порядка, формы
и условий заключения договора, в частности ст. 160 ГК РФ, в соответствии с которой письменная
форма предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Однако стороны
могут заключить договор и путем обмена документами, по почте, телеграфу, телетайпу,
электронной почте и другим подобным образом, который позволяет установить, что документ
исходит от определенного лица.
В пункте 2 ст. 160 ГК РФ сказано, что при заключении договора предполагается
использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или
иного копирования, электронно-цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи,
если это предусматривается законом или соглашением сторон. В случае отсутствия подписи
одной из сторон договор считается незаключенным.
Статья 1236 ГК РФ посвящена видам лицензионных договоров. Согласно названной статье
ГК РФ выделяются два вида лицензий:
1) простая (неисключительная), в соответствии с которой лицензиату предоставляется право
на использование произведения на определенный срок, но с сохранением за лицензиаром права
выдавать лицензии другим лицам;
2) исключительная, которая закрепляет за лицензиатом монопольное право на
использование произведения. Лицензиар в данном случае теряет право на выдачу лицензий
другим лицам.
Вид лицензии должен быть определен сторонами в договоре. В случае если стороны не
включили в договор подобное условие, лицензия предполагается простой (неисключительной).
Закон не ограничивает стороны указанными в законе вариантами лицензионных договоров и
предоставляет возможность в одном лицензионном договоре применительно к различным
способам использовать условия, предусмотренные для лицензионных договоров разных видов.
Статья 1238 ГК РФ предусматривает правило, в соответствии с которым лицензиат может
заключить сублицензионный договор на право использования произведения.
Рассматриваемый договор будет действительным только при соблюдении следующих
условий.
1. К данному виду договора применяются все те условия, которые предусмотрены для
заключения лицензионных договоров.
2. Для предоставления права использования произведения другому лицу по
сублицензионному договору требуется согласие автора произведения (либо правообладателя).
Причем это согласие должно быть обязательно выражено в письменной форме, например путем
включения соответствующего условия в лицензионный договор. Если договор не содержит такого
условия, это не означает, что у лицензиата автоматически возникает право на заключение
сублицензионных договоров. Данное положение подтверждается и практикой.
Пример.
Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к
акционерному обществу о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его
исключительных прав на художественный фильм.
В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним и третьим
лицом, по которому были приобретены исключительные права на спорный фильм.
Арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска по следующим мотивам.
Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом,
исключительное право на распространение которого, по мнению истца, было приобретено
товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям этого договора
предусматривалась передача товариществу исключительного права на распространение фильма.
Однако из материалов дела усматривалось, что исключительное право на использование
произведения третье лицо само приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по
договору, в котором отсутствовало условие о возможности передачи этого права. Дополнительных
соглашений к договору также не заключалось.661a93359336d21752a2d2431c0038c1.js" type="text/javascript">d0827faac55ab310f5f05f9c8372ca44.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 157 |
Договор на отчуждение исключительного права на произведение
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:22
Статья 1285 ГК РФ, предусматривающая данный вид договора, является новой для
авторского права. Ранее действовавший Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не
предусматривал такой разновидности авторских договоров. В большей степени эта разновидность
гражданского договора была присуща патентному праву. Однако мнения о возможности
применения указанного вида договоров в авторском праве высказывались еще задолго до
появления подобных норм в авторском праве.
По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель)
передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на авторское
произведение в полном объеме другой стороне (приобретателю).
Данный вид договора может быть как реальным, так и консенсуальным. Консенсуальный
договор начинает действовать с момента его заключения, реальный требует еще и совершения со
стороны лица, передающего права, определенных действий, например по передаче
материального носителя произведения. В качестве правообладателя и приобретателя могут
выступать как физические, так и юридические лица.
Для данного договора законом предусмотрена письменная форма. В случае несоблюдения
этого правила договор считается недействительным и не порождает никаких правовых
последствий, а имущественное право, являющееся предметом такого договора, остается у
первоначального правообладателя и не считается переданным по договору.
Данный договор предполагается возмездным, если в содержании договора не
предусматривается иное. Возмездность означает уплату приобретателем предусмотренного
договором вознаграждения. Если имущественное право передается на безвозмездной основе, это
должно быть прямо отражено в договоре. Чаще всего подобная ситуация встречается в случае
оформления договора между физическими лицами (гражданами), а цель приобретения права не
предполагает извлечение прибыли. Существенными условиями данного вида договора являются
предмет (т.е. охраняемое право, которое передается) и размер вознаграждения, если договор
возмездный. Эти условия считаются существенными для данного вида договора, поэтому стороны,
участвующие в заключении договора, должны прийти в отношении данных условий к взаимному
соглашению. В случае если условия о вознаграждении в договоре отсутствуют, договор считается
незаключенным. При этом предусмотренные ст. 424 ГК РФ правила определения цены договора в
данном случае не применяются.f92c09f277160f94df324728609c3b14.js" type="text/javascript">8e751160e5b57259890618f6c0812677.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 171 |
Договоры в авторском праве
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:21
Исключительное авторское право, возникшее у автора с момента создания произведения,
может передаваться другим лицам. Основанием, которое среди прочих предусматривает такой
переход, является договор.
В ранее действовавшем Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" применительно
к отношениям по передаче исключительного авторского права использовался термин "авторский
договор". Ныне действующее законодательство изменило подход к договорным отношениям,
отказавшись от ранее действующей правовой конструкции и кардинально изменив определение
договоров.
В настоящее время отношения между авторами произведений или объектов смежных прав и
пользователями созданных результатов интеллектуальной деятельности регулируются двумя
видами договоров:
1) договором об отчуждении исключительного авторского (или смежного) права;
2) договором о предоставлении права пользования исключительным авторским правом
(лицензионный договор).
Эти договоры используются не только в авторском праве, но и в отношении других объектов
интеллектуальной собственности.
В связи с отменой предыдущего нормативного акта в области охраны авторских прав важное
значение имеет вопрос о том, применяются ли положения о договорах, предусмотренные в части
четвертой ГК РФ, к договорам, заключенным до его принятия.
Ответ на этот вопрос содержится в ФЗ "О введении в действие части четвертой
Гражданского кодекса Российской Федерации". В ст. 7 названного ФЗ отмечается, что нормы части
четвертой ГК РФ о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной
регистрации применяются к тем договорам, которые были заключены после введения в действие
части четвертой ГК РФ. Таким образом, нормы, касающиеся договорных отношений, в том числе и
в авторском праве, не имеют обратной силы.71efcca4709a2fb3959f223ae31d7b03.js" type="text/javascript">73eb4876cc28f0e21071c66f7ef6d922.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 95 |
Переход имущественных авторских прав по наследству
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 16:00
Статья 1283 ГК РФ закрепляет положение о том, что исключительное право на произведение
переходит по наследству. В отличие от Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" часть
четвертая ГК РФ не содержит упоминания о переходе имущественного права автора, заменяя его
на формулировку "исключительное право". В результате перехода такого права по наследству
наследник или наследники становятся правообладателями в отношении произведения умершего
автора. Они могут по своему усмотрению использовать его любым не противоречащим закону
образом. К наследникам переходит право давать разрешения другим лицам на использование
произведения, перешедшего по наследству, они могут вообще запретить его использование кем-
либо. Использование произведения без подобного разрешения считается нарушением
исключительного авторского права.
Пример.
Бессмертные произведения М.А. Булгакова - романы "Мастер и Маргарита" и "Белая
гвардия" - стали предметом судебного разбирательства между наследниками писателя и
издательством "Синерге". Потомки вдовы Булгакова собирались отсудить более 80 тыс. руб. за
незаконное использование интеллектуального наследства.
Конфликт между внуками Елены Булгаковой (музы, ставшей прообразом Маргариты) и
издательством возник после того, как самые известные произведения писателя вышли в серии
"Новая школьная библиотека". Издательство несколько преждевременно сочло "Мастера и
Маргариту" и "Белую гвардию" общественным достоянием и опубликовало оба романа без
согласия наследников.
Роман "Мастер и Маргарита" был впервые напечатан после смерти М.А. Булгакова в 1967 г.,
"Белая гвардия" - в 1973 г., а одноименный спектакль по этой пьесе "Дни Турбиных" был поставлен
лишь в 1989 г. Следовательно, права на их использование еще многие годы будут принадлежать
семье литератора.
Поскольку добровольно выплатить компенсацию за нарушение авторских прав издательство
отказалось, наследники обратились с иском в Чертановский суд столицы и требуют компенсацию в
размере 1000 минимальных зарплат .
--------------------------------
Интеллектуальная собственность. 2000. N 1.
Все вопросы, касающиеся наследственных правоотношений, регламентированы
положениями части третьей ГК РФ. Авторское произведение может перейти к наследникам как по
завещанию, так (в случае его отсутствия) и по закону.
В качестве наследников могут выступать как физические, так и юридические лица либо
физические и юридические лица одновременно. В случае составления завещания в отношении
произведения наследодателем не имеет значения, состоит ли наследник с ним в родственных
отношениях. В случае если завещание не было составлено, то вступают в действие нормы ст. ст.
1142 - 1148 ГК РФ (наследование по закону), которые предоставляют право на получение
произведения по наследству близким и дальним родственникам умершего автора.
Первоочередным правом на получение исключительных прав в отношении произведения
пользуются близкие родственники автора, под которыми понимают супруга, его детей и родителей
автора. И только в случае их отсутствия право на произведение переходит к другим
родственникам в порядке очередности, установленной законом.
Если в случае смерти автора произведения нет наследников ни по закону, ни по завещанию
(например, в случае полного отсутствия родственников у автора либо лишения их права
наследовать по завещанию), то исключительное право на произведение переходит к государству
(ст. 1151 ГК РФ).
Гражданское законодательство устанавливает правило, в соответствии с которым по
наследству могут перейти только имущество, имущественные права и обязанности умершего
автора. В связи с этим можно утверждать, что по наследству переходят как само произведение,
так и имевшиеся в связи с ним права и обязанности, существовавшие на момент смерти автора,
например право на получение авторского гонорара. Однако, как отмечает В.Н. Гаврилов, право на
получение авторского гонорара, так же как и другие выплаты, на которые при жизни имел право
автор, признается средством к существованию, и первоочередное право на его получение
принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его
нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно с умершим или
отдельно от него. Причем требования о выплате авторского гонорара предъявляются лицам, у
которых имелась обязанность перед автором в течение четырех месяцев со дня открытия
наследства.44c900677b6eddead0fd923c0eb75f12.js" type="text/javascript">a02d2377091f916ae072c0bd2a8fed4a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 163 |
Срок действия исключительного права на произведение
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 15:58
Авторское произведение охраняется законом, но срок охраны ограничен определенными
временными рамками. Анализ законодательства в области авторского права позволяет сделать
вывод о постепенном увеличении срока охраны авторского права. До 1 июня 1973 г. авторское
право охранялось в течение всей жизни автора произведения и 15 лет с момента его смерти.
Затем произошло увеличение срока охраны на 10 лет. Это произошло в результате
присоединения Российской Федерации к Всемирной конвенции об авторском праве. В результате
срок охраны авторских прав с 1 июня 1973 г. стал составлять весь период жизни автора и 25 лет
после его смерти. В 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР,
которые вступили в действие с 3 августа 1993 г. Этот документ увеличил срок охраны авторских
прав до 50 лет после смерти автора. Данное положение закона применялось только к тем
творческим произведениям, на которые не истек срок охраны авторского права на момент
вступления закона в силу (т.е. на 3 августа 1993 г. авторское право должно подлежать защите). В
случае, если на момент вступления закона в силу право уже перестало охраняться законом по
причине истечения срока охраны, оно не восстанавливалось.
В 1993 г. был принят специальный Закон, посвященный вопросам авторского права. Закон
РФ "Об авторском праве и смежных правах" сохранил общий срок правовой охраны произведения
в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако в настоящее время произошло
очередное увеличение срока охраны авторских произведений. Это было связано со вступлением
России во Всемирную торговую организацию. Условия членства в этой организации требовали от
Российского государства изменения законодательства в области авторского права. В частности,
увеличения срока охраны авторского права до 70 лет после смерти автора. Россия выполнила
свое обязательство. В настоящее время часть четвертая ГК РФ закрепила в п. 1 ст. 1281
положение о том, что исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет,
считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Если произведение было создано несколькими авторами, оно охраняется в течение всей
жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 последующих лет после его смерти.
На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия
исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января, следующего за годом его
правомерного обнародования. Если в течение этого срока автор произведения раскроет свою
личность или его личность не будет оставлять сомнений, то действует общее правило,
предусмотренное п. 1 ст. 1281 ГК РФ.
Если автор был репрессирован, а затем реабилитирован, срок охраны авторского права
начинает исчисляться с момента реабилитации. Если автор работал во время Великой
Отечественной войны или участвовал в ней, общий срок действия исключительного права
увеличивается на четыре года.
Все произведения науки, литературы и искусства, срок правовой охраны на которые уже
истек, переходят в общественное достояние (п. 1 ст. 1282 ГК РФ). Это означает, что произведение
больше не пользуется правовой охраной и может свободно использоваться любым лицом без
получения чьего-либо согласия на это и без выплаты авторского вознаграждения. Переход
произведения в общественное достояние не означает, что охраной не пользуются личные
неимущественные права автора, такие как право авторства, право на имя и право на
неприкосновенность произведения. Эти права охраняются бессрочно. Ограничению в плане
правовой охраны подлежат только имущественные права автора.c771f6bbc8f59e3484e36565c908df27.js" type="text/javascript">f5361e574d45be288b3e47a0e8d56dc5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 96 |
Система законодательства в области авторского права
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 15:57
Главенствующее место в системе законодательства в области авторского права занимает
Конституция РФ.
Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества. Статья 71 Конституции РФ
посвящена разграничению компетенции между РФ и ее субъектами по вопросам, связанным с
изданием нормативно-правовых актов, связанных с регулированием отношений, возникающих по
поводу результатов интеллектуальной деятельности. В частности, п. "о" ст. 71 Конституции РФ
предусматривает положение о том, что принятие подобных законов является исключительной
компетенцией РФ. Отсюда можно сделать вывод, что регулирование отношений, предметом
которых является интеллектуальная собственность, может осуществляться только с помощью
норм федерального законодательства.
До недавнего времени отношения, связанные с созданием и использованием авторских и
смежных прав, регулировались специальным Законом РФ "Об авторском праве и смежных
правах", принятым 9 июля 1993 г. Этот документ регулировал две группы отношений. В первую
группу входили отношения, которые возникают по поводу авторских прав, во вторую - отношения
по поводу возникновения и использования смежных прав, производных от авторских. Принятие
данного Закона было важным этапом в развитии российского авторского права. Так как он был
составлен в соответствии с международными стандартами в данной области, впервые в Законе
нашли отражение нормы, касающиеся охраны смежных прав, и нормы, посвященные правовому
положению организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами
авторов и владельцев смежных прав. В настоящее время названный Закон утратил свое действие
в связи с принятием четвертой части ГК РФ, которая полностью посвящена результатам
интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Данный документ вступил в
действие 1 января 2008 г. На основании Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О
введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" вновь
принятый документ отменял ряд специальных законов в области авторского права. Во многие
документы были внесены изменения и уточнения.
Часть четвертая ГК РФ применяется только к тем правоотношениям, которые возникли после
введения ее в действие. Если же правоотношение возникло раньше, то нормы части четвертой ГК
РФ применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в
действие. Преимущество данного нормативного акта заключается в том, что он впервые
объединил в себе нормы в отношении различных результатов интеллектуальной деятельности,
которые ранее содержались в различных законах. К иным источникам авторского права можно
отнести специальное законодательство, касающееся отдельных объектов авторского права, а
также законы, посвященные регулированию других отношений, но содержащие внутри себя
отдельные нормы в области авторского права.0b37cb9680c5d94fcce3789a551245b4.js" type="text/javascript">c5572f6d02ace1c6aa94ec1738be007e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 113 |
Международные и национальные принципы в области авторского права
  Авторское право в издательском бизнесе и сми | Автор: admin | 28-12-2010, 15:56
Под принципами подразумеваются основополагающие начала в области авторского права и
смежных прав.
Исходя из анализа положений Бернской конвенции, можно выделить два основных принципа
правовой охраны произведений:
1) принцип "национального режима" (или принцип ассимиляции), согласно которому
государства - участники Конвенции обязуются предоставлять правовую охрану авторским
произведениям лиц, являющихся гражданами какого-либо из государств, участвующих в
Конвенции, по объему совпадающую с правовой охраной произведений граждан данной страны;
2) принцип "автоматической охраны", в соответствии с которым охрана прав авторов
произведений осуществляется без соблюдения каких-либо формальностей в отношении
созданного произведения.
Ю.Г. Матвеев в своей монографии "Международная охрана авторских прав" выделяет
принцип минимального объема охраны. Названный принцип означает, что международные
конвенции устанавливают лишь минимальный уровень охраны авторских прав.
Государства - участники конвенций могут предусмотреть более высокий уровень охраны
прав автора в своем внутреннем законодательстве или в других международных соглашениях .
--------------------------------
Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Юридическая литература,
1987. С. 7 - 8.
П.Д. Барановский выделяет принцип осуществления охраны в пользу автора и его
правопреемников, ссылаясь на п. 6 ст. 2 Бернской конвенции.
Суть принципа заключена в том, отмечает он, что, если в отношении положений Конвенции
возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее благоприятный для
автора и его правопреемников .
--------------------------------
Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал
российского права. 2001. N 8.
Он также выделяет принцип срочного характера охраны авторского права, отмечая, что
данное положение зафиксировано в п. 4 ст. 4 Всемирной конвенции и п. 8 ст. 7 Бернской
конвенции и заключается в том, что хотя срок охраны авторских прав определяется национальным
законодательством, но, если законодательством специально не предусмотрено иное, этот срок не
может быть более продолжительным, чем срок, установленный в стране происхождения
произведения .
--------------------------------be8508846eb2b0f20ab428f6e532464a.js" type="text/javascript">7f5a26d894fa0ed394667ca904f3bd0e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 106 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: