Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовые основы деятельности Союзного государства
 (голосов: 0)
  Финансовое право | Автор: admin | 2-01-2011, 06:21
Развитию процесса всесторонней интеграции, объединения усилий в интересах социального и экономического прогресса двух государств во многом содействовала ратификация Договора о соз¬дании Союзного государства Россией и Республикой Беларусь.
Договор о создании Союзного государства, подписанный Президентом РФ Б.Н. Ельциным и Президентом Республики Беларуси А. Г. Лукашенко 8 декабря 1999г., разработан в соот¬ветствии с Декларацией о дальнейшем единении России и Бела¬руси от 25 декабря 1998 г. и является новым шагом на пути ин¬теграционного объединения России и Беларуси.
При сохранении суверенитета, независимости, международ¬ной правосубъектности и государственного устройства России и Белоруссии Союзное государство обладает признаками государ¬ственности — территорией, границами, гражданством, органами власти, символикой.
Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются по¬литическое и идеологическое многообразия.
Перед Россией и Республикой Беларусь стоят очень сходные реформаторские задачи, которые в общем виде можно предста¬вить так:
— преобразование республиканского народного хозяйства в национальную многоукладную, социально ориентированную, встроенную в мировые хозяйственные структуры рыночную экономику, что должно стать базой для политической стабиль¬ности, подъема благосостояния и качества жизни населения до уровня мировых стандартов;
— создание политических, организационно-правовых и хо¬зяйственных предпосылок для проведения самостоятельной эко¬номической политики как ключевого фактора утверждения на¬циональной государственности;
— снятие негативных последствий узкой специализации в рамках бывшего СССР, модернизация экономики, повышение эффективности производства, использование ресурсного потен¬циала для самостоятельного выхода на мировые товарные и фи¬нансовые рынки;
— достижение макроэкономической стабилизации, выход из бюджетного и инвестиционного кризиса, подавление ин¬фляции, укрепление национальной валюты, сокращение бюд¬жетных расходов на реальный сектор экономики и социальную сферу, адресная поддержка малообепеченности групп населе¬ния;
— утверждение частной собственности, активизация на этой основе личной инициативы и предпринимательства, культива¬ция и поддержка «среднего класса»;
— ограничение функций государства как субъекта хозяйство¬вания, приватизация государственных предприятий, ставка на «ответственного и эффективного хозяина»;
— либерализация контрактных отношений, торгово-посред-нических, внешнеэкономических, денежно-кредитных, банков¬ских, валютных, платежно-расчетных операций;
— «демонополизация» сферы производства и услуг, создание конкретной сферы для приоритетного развития малого и сред¬него бизнеса;
— формирование на коммерческой основе биржевых, бан¬ковских, инвестиционных, страховых, торгово-посреднических институтов, финансового рынка, рынков страхования, недви¬жимости и рабочей силы;
— создание благоприятных условий для привлечения внеш¬них кредитно-инвестиционных ресурсов на поддержку рыноч¬ных реформ, обеспечение социальной стабильности, модерниза¬цию национальной экономики.
Целями Союзного государства являются:
— обеспечение мирного и демократического развития брат¬ских народов государств-участников, укрепление дружбы, по¬вышение благосостояния и уровня жизни;
— создание единого экономического пространства для обес¬печения социально-экономического развития на основе объеди¬нения материального и интеллектуального потенциалов госу¬дарств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
— неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
— формирование единой правовой системы демократического государства;
— проведение согласованной социальной политики, направ¬ленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
— укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного со¬трудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
Главные же усилия Беларуси и России должны быть сосре¬доточены на решении задач экономического сближения, гармо¬низации законодательства и экономической политики двух го¬сударств и подготовке предпосылок будущего валютного союза между ними. К числу же таких предпосылок относятся как структурные предпосылки, так и функциональные. Попробуем сформулировать их.
Итак, к числу структурных предпосылок валютного союза Беларуси и России относятся:
— завершение рыночных реформ и стабилизации новых ба¬зисных социально-экономических моделей;
— выход из кризиса и стабилизация реальной экономики;
— полная монетизация экономик двух стран, ликвидация бар¬терных отношений и создание стабильных современных финан¬совых систем;
— организация действенной системы валютного контроля и валютного регулирования, способных обеспечить избранный ва¬лютный режим и недопустить незаконного оттока капиталов за границу;
— завершение строительства таможенного союза;
— достижение высокого уровня взаимного товарообмена и производственной кооперации на базе рыночных принципов;
— интеграция валютных и финансовых рынков, создание эффективных межстрановых платежных и расчетных систем и обеспечение свободного движения капиталов;
— гармонизация хозяйственного и финансового законода¬тельства и утверждение правопорядка в экономической жизни.
К функциональным предпосылкам относятся следующие:
— введение полной взаимной конвертируемости валют;
— сужение пределов курсовых колебаний до минимума (в странах Европейского Союза этот минимум в 1998 г. составлял 1,25%) и постепенный переход к жесткой фиксации обменных соотношений;
— оздоровление государственных финансов, снижение бюд¬жетных дефицитов и государственного долга до экономически оправданных пределов (Европейский Союз соответственно 3% и 60% ВВП);
— снижение долгосрочных процентных ставок, а для этого восстановление среднесрочного и долгосрочного кредитования;
— снижение инфляции.
Однако создание данных предпосылок пока осложняет крупные различия в экономических потенциалах Беларуси и России, а также в территории и населении.'
Основными принципами Союзного государства являются сле¬дующие:
— суверенное равенство государств-участников.
— добровольность,
— добросовестное выполнение ими взаимных обязательств.
Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий Союзным государством и государствами-участниками. И для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства. Госу¬дарственную власть в государствах-участниках осуществляют об¬разованные ими в соответствии с их конституциями государст-венные органы.
Каждое государство-участник сохраняет с учетом доброволь¬но переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство. Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Кроме того, государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных орга¬низациях. Возможность единого членства в международных ор-ганизациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности.

* Подробнее см.: Козик Л.П., Кохно П.А. Союз Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета, собственности). — М. — Минск, 1999.

В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имущест-вом. В Союзном государстве принимаются необходимые законо¬дательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом пред-принимателя, в соответствии с законодательством государств-участников. Правовое положение и порядок деятельности ино¬странных юридических лиц на территории государств-участников осуществляются в соответствии с законодательством государств-участников и их договорами с третьими странами.
В Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Граждане Союз¬ного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
— создание единого экономического пространства и право¬вых основ общего рынка, обеспечивающего свободное переме¬щение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах тер¬риторий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
— единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и цено¬вая политика;
— единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
— объединенные транспортная и энергетическая системы;
— разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспе¬чения вооруженных сил государств-участников;
— единая торговая и таможенно-тарифная политика в отноше¬нии третьих стран, международных организаций и объединений;
— единое законодательство об иностранных инвестициях;
— разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
— управление собственностью Союзного государства;
— международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключи¬тельному ведению Союзного государства;
— функционирование региональной группировки войск;
— пограничная политика Союзного государства;
— стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, мет¬рическая система и исчисление времени, геодезия и картогра¬фия;
— статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
— установление системы органов Союзного государства, по¬рядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся:
— принятие в состав Союзного государства других госу¬дарств;
— координация и взаимодействие в сфере внешней полити¬ки, связанные с осуществлением настоящего Договора;
— проведение согласованного курса на укрепление Содруже¬ства Независимых Государств;
— совместная оборонная политика, координация деятельно¬сти в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обо-роноспособности Союзного государства;
— взаимодействие в международном сотрудничестве по воен¬ным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами-участниками международных договоров по вопро¬сам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
— взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
— гармонизация и унификация законодательства государств-участников;
— осуществление инвестиционной политики в интересах ра¬ционального разделения труда;
— охрана окружающей среды;
— совместные действия в области экологической безопасно¬сти, предупреждения природных и техногенных катастроф и ли¬квидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
— развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и язы¬ковой самобытности народов;
— формирование общего научного, технологического и ин¬формационного пространства;
— согласованная социальная политика, включая вопросы за¬нятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
— обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оп¬лате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
— борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.
В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмисси¬онного центра. Основной функцией единого эмиссионного цен¬тра является защита и обеспечение устойчивости единой денеж¬ной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников. При этом единый эмиссион¬ный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке.
Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом.
В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов, действует общий рынок ценных бумаг, предусматри¬вающий их свободное обращение, и создаются соответствующие учреждения по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондо¬вого рынка.
Исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, государства-участники унифицируют требования к ор¬ганизации надзора за банками и иными кредитными учрежде¬ниями и будут применять единые ставки рефинансирования и общие нормы резервных требований к банкам.
В Союзном государстве действуют единые принципы взима¬ния налогов, не зависящие от места нахождения налогопла¬тельщиков на его территории, и единое таможенное пространст¬во, в отношений которого применяются:
— единый порядок экспортного контроля;
— единые меры нетарифного регулирования, включая при¬менение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;
— единый порядок взаимного признания лицензий, серти¬фикатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.
Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финан¬сирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы, на содержание его орга¬нов. Он формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников. В порядке и в случаях, установ¬ленных Высшим Государственным Советом по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, наполнение бюд¬жета может осуществляться также и из иных источников.
Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Мини¬стров Союзного государства в соответствии с нормативно-пра¬вовыми актами Союзного государства, а также законодательст¬вом государств-участников.
Бюджет Союзного государства не может иметь дефицит. Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламент Советом Министров Союзного государства, и после принятия Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом.
Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов госу¬дарств-участников. В заседаниях Высшего Государственного Со¬вета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства. Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государ¬ства-участники не договорились об ином.
Высший Государственный Совет выполняет следующие функции:
— решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
— образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функ¬ционального характера;
— назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
— утверждает бюджет Союзного государства, принятый Пар¬ламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его испол¬нении;
— утверждает международные договоры Союзного государст¬ва, ратифицированные Парламентом;
— утверждает государственную символику Союзного государства;
— определяет местопребывание органов Союзного государства;
— заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Мини¬стров о реализации принятых решений;
— и иные функции, отнесенные к его ведению настоящим Договором либо переданные на его рассмотрение государства¬ми-участниками.
Для осуществления контроля за финансами Союзного госу¬дарства создается Счетная палата, которая состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовест¬ность которых не вызывают сомнений.
Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров независимо от того, гражданами какого из государств-участников они являют¬ся. В состав Счетной палаты не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.
Члены Счетной палаты избирают из своего состава Предсе¬дателя и его заместителя, которые выполняют свои обязанности в течение двухлетнего периода и могут быть переизбраны. При этом Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного и того же государства-участника.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением до¬ходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанав¬ливает, являются ли законными полученные доходы и произве¬денные расходы, а также выявляет, насколько рациональным бьыо управление финансами, контролирует эффективность ис¬пользования имущества Союзного государства.
Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой возложенных на нее функций.
По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету Министров и Парламенту ежегодный отчет. На основа¬нии рассмотрения доклада вышеупомянутые органы, действуя самостоятельно или совместно, могут вносить в Высший Госу-дарственный Совет предложения относительно оздоровления финансов Союзного государства.
Счетная палата может, действуя по собственной инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.
Счетная палата устанавливает собственный регламент, кото¬рый утверждается Советом Министров.
334319b3864908f8f834bddec87e6c22.js" type="text/javascript">72e54683b0cd536390190db20a36669f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 109 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: