НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Их три и связаны они с личностью потерпевшего, предметом обжалования и формой составления жалобы.
I. В том, что касается истца, то есть подателя жалобы, то в случае с заявлением по поводу превышения власти характерно, что понятие истца касается широкого круга лиц, прямо или косвенно заинтересованных в судьбе управленческого акта. Все, кого, так или иначе затрагивает принятая мера, могут ее опротестовать, не доходя при этом до масштабов того, что по римскому праву именовалось «народным обвинением», то есть иска, предъявить который был вправе любой гражданин при условии, что этот иск направлен на сохранение законности.
В некоторых случаях управленческий акт может обжаловать только конкретный гражданин. Например, если речь идет об увольнении государственного служащего, то только у этого чиновника есть повод обжаловать решение
об увольнении. В других случаях акт может быть обжалован определенной категорией граждан. Можно отметить несколько примеров. Так, жители коммуны могут обжаловать план благоустройства, соседи строящегося дома могут обжаловать разрешение на строительство. Лица, пользующиеся услугами публичных служб, также вправе обжаловать решения, относящиеся, например, к маршрутам и расписанию движения общественного транспорта на территории коммуны, как это было сделано в судебном постановлении, вынесенном в 1906 году1.
Лицами, подающими жалобу, могут быть равным образом налогоплательщики. Так, постановление по делу Казановы легло в основу принципиального разрешения обжалуемых налогоплательщиками решений о коммунальном налогообложении2. Действие этого постановления было впоследствии распространено на налогоплательщиков провинций и колоний. Но оно не коснулось обязанностей налогоплательщиков по отношению к государственной казне, поскольку все граждане уплачивают в той или иной форме государственные налоги; иначе это граничило бы с формой «народного обвинения».
Кроме того, государственные служащие в значительной степени заинтересованы в обжаловании управленческих актов, которые их касаются, относятся к их статусу или к их собственной карьере, а также к карьере своих конкурентов по службе, поскольку на этой стезе возникает соперничество, например в том, что касается неравенства в продвижении по должностной иерархии.
Может случиться, что число лиц, выдвигающих претензии, окажется настолько значительным, что охватит фактически почти всех жителей страны. Подтверждением этому могут служить два примера: так, декрет, устанавливающий характерные признаки правонарушения, может быть обжалован любым гражданином, способным поставить под сомнение эти признаки3. Например, установление перечня нарушений дорожных правил, зафиксированное соответствующим кодексом, касается большинства населения страны. Кроме того, условия проведения референдума теоретически могут подвергнуться обжалованию со стороны любого из избирателей4.
Не только физические лица, но также и юридические лица могут представить жалобы по поводу превышения власти. При этом существует различие между юридическими лицами частного права и юридическими лицами публичного права. Первые могут обжаловать меры, представляющие интерес для всех или значительного большинства их членов1; так, судебное постановление по иску одного из профсоюзных органов касается в равной мере и других подобных ассоциаций. Общественные объединения могут обжаловать либо нормативные акты, затрагивающие интересы своих членов, либо индивидуальные акты в пользу кого-либо из членов объединения, например назначение какого-либо государственного служащего на пост, на занятие которого претендуют и другие государственные служащие из штатного состава того же учреждения. И наоборот, коллективы не вправе подменять непосредственно заинтересованных лиц, чтобы обжаловать правовые акты, ущемляющие чьи-либо права, какими являются меры наказания; таким образом, наказание, налагаемое на государственного служащего, может быть обжаловано только им, но не его профсоюзом.
Наконец, юридические лица публичного права могут сами представлять исковые заявления по поводу превышения власти. Государство может опротестовать решения органов местного самоуправления, если они не в состоянии в рамках осуществления надзорных полномочий сами их аннулировать, как это было и предусмотрено принятым 2 марта 1982 года законом о децентрализации. В свою очередь органы местного самоуправления и публично-правовые учреждения могут защищаться против мер, принимаемых по отношению к ним со стороны государства, главным образом направляя в суд жалобы по поводу превышения власти2.
Таким образом, обжалование по поводу превышения власти служит не только инструментом защиты граждан от органов управления; это также инструмент защиты органов местного самоуправления и публично-правовых учреждений от центральной государственной власти.
II. Предмет обжалования
Жалобы по поводу превышения власти представляют собой протест, объективно направленный не против субъ-
екта управления, а в отношении конкретного правового акта. Поэтому можно говорить, что спорных правоотношений сторон как таковых, попросту говоря, нет, а есть объективный иск по поводу превышения властных полномочий. Количество актов, подвергающихся обжалованию по этому основанию очень велико, начиная от решений мэров или распоряжений директоров публично-правовых учреждений и кончая ордонансами и декретами, подписываемыми президентом Республики.
Три категории актов, однако, исключены из общей массы.
A. Уже отмечалось, что, исходя из принципа соблюдения законности, существуют нормативные акты, которые не подлежат обжалованию, даже если они затрагивают интересы частных лиц: к ним относятся акты правительства и мероприятия внутригосударственного порядка.
B. Второе исключение касается мер, не наносящих по своей природе ущерба и не имеющих, исходя из этого, свойств решений, подлежащих обжалованию.
Если подобные меры противоречат закону, то они могут просто подвергнуться критике с письменным опротестованием их реализации в будущем. Типичен случай с проведением подготовительных мер по разработке нормативного акта: мнения, результаты обследований, предложения по тексту акта не подлежат обжалованию; их можно критиковать, так же как и сам нормативный акт, принимаемый в результате завершения подготовительных работ. Кроме того, не могут обжаловаться с точки зрения превышения власти меры по проведению нормативного акта в жизнь, равно как извещение, публикация или простые комментарии, которые не создают состава решения, наносящего ущерб или нарушающего положение высших по иерархии актов.
Можно обнаружить следующие подходы к категории исключений, способных создать серьезные трудности для судебной практики.
Официальное предписание о восстановлении прежнего состояния, адресованное органом аппарата управления гражданину, например с требованием сноса строения, может рассматриваться как подготовительный нормативный акт к последующему окончательному решению или как решение о сносе в полном смысле этого слова.
Основная тенденция в развитии судебной практики состоит во все большей поддержке мнения о том, что предписания о возврате к прежнему состоянию признаются решениями, и ныне даже допускается в принципе, что жалобы по поводу превышения власти могут распространяться и на них. Одним из особых случаев проявления
значимости предписаний о возврате к прежнему состоянию является издание приказа о возврате денежных сумм, адресованного финансовыми органами управления частному лицу. Государственный совет в настоящее время считает, что такой приказ подлежит обжалованию.
Вторая категория исключений из правила, создающая трудности гораздо большие, чем требования об исполнении,— это циркуляры. На практике очень часто случается, что министр или руководитель ведомства обращается к своим подчиненным с циркуляром, в котором он определяет способ, в соответствии с которым должен толковаться закон или применяться нормативный акт. Среди этих циркуляров судебная практика различает, в соответствии с четкими принципами, но и с очевидными трудностями применения на практике, циркуляры поясняющие и циркуляры предписывающие.
а) Поясняющие циркуляры представляют собой толкование закона. Это только мнение и как таковое обжалованию не подлежит. Если министр допустил неточность в истолковании закона, то его можно раскритиковать одновременно с подачей жалобы на нормативное предписание, которым закон проводится в жизнь.
б) Предписывающие циркуляры, наоборот, представляют собой настоящие регламенты. Это нормативные акты, которые содержат новые правовые нормы и которые, таким образом, можно опротестовать как принятые с превышением власти. Может случиться, что один и тот же циркуляр содержит элементы толкования и предписывающие нормы, что отнюдь не облегчает задачи вычленения любого из них.
Между этими двумя классическими категориями исключений в настоящее время появились, после решения по делу Земельного кредитного банка Франции, директивы, которые имеют ограниченные правовые последствия, но которые не могут обжаловаться напрямую по критерию превышения власти1.
В принципе для циркуляра свойственно толкование и только в исключительных случаях—регламентирование. Но можно констатировать, что все чаще и чаще в практике управленческой деятельности имеют место случаи принятия циркуляров, содержащих нормы, которые часто принимаются органами, некомпетентными в издании подзаконных актов, которые становятся при этом, таким образом, незаконными и одновременно подверженными обжалованию в порядке производства по поводу превышения власти и последующей судебной отмены. Это, без сомнения, одна из самых трудных проблем в настоящее время для судебных споров в сфере управления и один из случаев, когда проявляется определенное противоречие между практикой и буквой закона, потому что обилие циркуляров в управленческой деятельности представляет более серьезную проблему, чем их правовая значимость для судебной практики.
Третью категорию исключений составляют решения, которые могут обжаловаться иными способами, нежели обжалование по поводу превышения власти, и которые в связи в этим не могут стать предметом такого рода опротестований; это исключение носит название недопустимости подачи параллельных исковых заявлений. При этом предполагается, что существует и другой заявленный иск, который, возможно, и не позволяет достичь одинакового эффекта, но по крайней мере создает для истца «равноценные преимущества»; в этом случае обжалование по поводу превышения власти не представляется возможным.
Примеры этого можно привести из области договорных отношений: нельзя подавать заявление о превышении власти по поводу какого-либо договора, потому что существуют исковые требования, вытекающие из договорных обязательств. Также в налоговой области нельзя подавать заявление по поводу превышения власти в отношении налогового документа, так как он обжалуется в судебном порядке и составляет предмет спора в области финансовых взаимоотношений. То же самое предусмотрено и в случае проведения выборов; заявления по поводу превышения власти по результатам выборов не допускаются.
Речь идет о категории заявлений с распространением полного юрисдикционного контроля на все действия, вытекающие из обжалуемого акта. Тем не менее судебная практика выработала понятие отделимых действий или актов, которые могут быть выделены из всего спорного производства и обжалованы по критерию превышения власти.
В эту категорию входят Подзаконные акты и некоторые индивидуальные действия, особенно в преддоговорных отношениях, как, например, действия, предшествующие заключению договора.
Несмотря на эти ограничения, область применения обжалования по поводу превышения властных полномочий необычайно обширна; обжалование широко доступно с двух точек зрения: круга возможных заявителей и предмета обжалования; обжалованию способствуют также упрощенные требования к форме исковых заявлений. Если пропущен срок для обжалования, составляющий два месяца с момента ознакомления с обжалуемым актом или с момента его опубликования, то можно сослаться на незаконность акта при обосновании жалобы на другой акт, основывающейся на действии первого, когда такой акт имеет подзаконный характер. В отношении ничтожных актов, оспариваемых по критерию «несуществующих», сроки обжалования не ограничены.
Ш. Участие адвоката
Участие адвоката в судебном разбирательстве вот уже более столетия не признается обязательным в отношении заявлений по поводу превышения власти. Это очень важная особенность, так как из этого следует, что издержки, связанные с такого рода обжалованием, невелики; конечно, можно нанять адвоката, и часто так и поступают, но многие лица, особенно государственные служащие, не пользуются услугами адвоката и на этом экономят; они могут, впрочем, воспользоваться бесплатной помощью организаций, занимающихся этим на благотворительных началах, как, например, услугами своего профсоюза. В этом усматривается одна из главных причин роста числа заявлений по поводу превышения власти в нашей правовой системе.
7e2c2457eb4864098b70053b0bb45f51.js" type="text/javascript">fbf2e37015437c9204a7ffef36ca6659.js" type="text/javascript">
I. В том, что касается истца, то есть подателя жалобы, то в случае с заявлением по поводу превышения власти характерно, что понятие истца касается широкого круга лиц, прямо или косвенно заинтересованных в судьбе управленческого акта. Все, кого, так или иначе затрагивает принятая мера, могут ее опротестовать, не доходя при этом до масштабов того, что по римскому праву именовалось «народным обвинением», то есть иска, предъявить который был вправе любой гражданин при условии, что этот иск направлен на сохранение законности.
В некоторых случаях управленческий акт может обжаловать только конкретный гражданин. Например, если речь идет об увольнении государственного служащего, то только у этого чиновника есть повод обжаловать решение
об увольнении. В других случаях акт может быть обжалован определенной категорией граждан. Можно отметить несколько примеров. Так, жители коммуны могут обжаловать план благоустройства, соседи строящегося дома могут обжаловать разрешение на строительство. Лица, пользующиеся услугами публичных служб, также вправе обжаловать решения, относящиеся, например, к маршрутам и расписанию движения общественного транспорта на территории коммуны, как это было сделано в судебном постановлении, вынесенном в 1906 году1.
Лицами, подающими жалобу, могут быть равным образом налогоплательщики. Так, постановление по делу Казановы легло в основу принципиального разрешения обжалуемых налогоплательщиками решений о коммунальном налогообложении2. Действие этого постановления было впоследствии распространено на налогоплательщиков провинций и колоний. Но оно не коснулось обязанностей налогоплательщиков по отношению к государственной казне, поскольку все граждане уплачивают в той или иной форме государственные налоги; иначе это граничило бы с формой «народного обвинения».
Кроме того, государственные служащие в значительной степени заинтересованы в обжаловании управленческих актов, которые их касаются, относятся к их статусу или к их собственной карьере, а также к карьере своих конкурентов по службе, поскольку на этой стезе возникает соперничество, например в том, что касается неравенства в продвижении по должностной иерархии.
Может случиться, что число лиц, выдвигающих претензии, окажется настолько значительным, что охватит фактически почти всех жителей страны. Подтверждением этому могут служить два примера: так, декрет, устанавливающий характерные признаки правонарушения, может быть обжалован любым гражданином, способным поставить под сомнение эти признаки3. Например, установление перечня нарушений дорожных правил, зафиксированное соответствующим кодексом, касается большинства населения страны. Кроме того, условия проведения референдума теоретически могут подвергнуться обжалованию со стороны любого из избирателей4.
Не только физические лица, но также и юридические лица могут представить жалобы по поводу превышения власти. При этом существует различие между юридическими лицами частного права и юридическими лицами публичного права. Первые могут обжаловать меры, представляющие интерес для всех или значительного большинства их членов1; так, судебное постановление по иску одного из профсоюзных органов касается в равной мере и других подобных ассоциаций. Общественные объединения могут обжаловать либо нормативные акты, затрагивающие интересы своих членов, либо индивидуальные акты в пользу кого-либо из членов объединения, например назначение какого-либо государственного служащего на пост, на занятие которого претендуют и другие государственные служащие из штатного состава того же учреждения. И наоборот, коллективы не вправе подменять непосредственно заинтересованных лиц, чтобы обжаловать правовые акты, ущемляющие чьи-либо права, какими являются меры наказания; таким образом, наказание, налагаемое на государственного служащего, может быть обжаловано только им, но не его профсоюзом.
Наконец, юридические лица публичного права могут сами представлять исковые заявления по поводу превышения власти. Государство может опротестовать решения органов местного самоуправления, если они не в состоянии в рамках осуществления надзорных полномочий сами их аннулировать, как это было и предусмотрено принятым 2 марта 1982 года законом о децентрализации. В свою очередь органы местного самоуправления и публично-правовые учреждения могут защищаться против мер, принимаемых по отношению к ним со стороны государства, главным образом направляя в суд жалобы по поводу превышения власти2.
Таким образом, обжалование по поводу превышения власти служит не только инструментом защиты граждан от органов управления; это также инструмент защиты органов местного самоуправления и публично-правовых учреждений от центральной государственной власти.
II. Предмет обжалования
Жалобы по поводу превышения власти представляют собой протест, объективно направленный не против субъ-
екта управления, а в отношении конкретного правового акта. Поэтому можно говорить, что спорных правоотношений сторон как таковых, попросту говоря, нет, а есть объективный иск по поводу превышения властных полномочий. Количество актов, подвергающихся обжалованию по этому основанию очень велико, начиная от решений мэров или распоряжений директоров публично-правовых учреждений и кончая ордонансами и декретами, подписываемыми президентом Республики.
Три категории актов, однако, исключены из общей массы.
A. Уже отмечалось, что, исходя из принципа соблюдения законности, существуют нормативные акты, которые не подлежат обжалованию, даже если они затрагивают интересы частных лиц: к ним относятся акты правительства и мероприятия внутригосударственного порядка.
B. Второе исключение касается мер, не наносящих по своей природе ущерба и не имеющих, исходя из этого, свойств решений, подлежащих обжалованию.
Если подобные меры противоречат закону, то они могут просто подвергнуться критике с письменным опротестованием их реализации в будущем. Типичен случай с проведением подготовительных мер по разработке нормативного акта: мнения, результаты обследований, предложения по тексту акта не подлежат обжалованию; их можно критиковать, так же как и сам нормативный акт, принимаемый в результате завершения подготовительных работ. Кроме того, не могут обжаловаться с точки зрения превышения власти меры по проведению нормативного акта в жизнь, равно как извещение, публикация или простые комментарии, которые не создают состава решения, наносящего ущерб или нарушающего положение высших по иерархии актов.
Можно обнаружить следующие подходы к категории исключений, способных создать серьезные трудности для судебной практики.
Официальное предписание о восстановлении прежнего состояния, адресованное органом аппарата управления гражданину, например с требованием сноса строения, может рассматриваться как подготовительный нормативный акт к последующему окончательному решению или как решение о сносе в полном смысле этого слова.
Основная тенденция в развитии судебной практики состоит во все большей поддержке мнения о том, что предписания о возврате к прежнему состоянию признаются решениями, и ныне даже допускается в принципе, что жалобы по поводу превышения власти могут распространяться и на них. Одним из особых случаев проявления
значимости предписаний о возврате к прежнему состоянию является издание приказа о возврате денежных сумм, адресованного финансовыми органами управления частному лицу. Государственный совет в настоящее время считает, что такой приказ подлежит обжалованию.
Вторая категория исключений из правила, создающая трудности гораздо большие, чем требования об исполнении,— это циркуляры. На практике очень часто случается, что министр или руководитель ведомства обращается к своим подчиненным с циркуляром, в котором он определяет способ, в соответствии с которым должен толковаться закон или применяться нормативный акт. Среди этих циркуляров судебная практика различает, в соответствии с четкими принципами, но и с очевидными трудностями применения на практике, циркуляры поясняющие и циркуляры предписывающие.
а) Поясняющие циркуляры представляют собой толкование закона. Это только мнение и как таковое обжалованию не подлежит. Если министр допустил неточность в истолковании закона, то его можно раскритиковать одновременно с подачей жалобы на нормативное предписание, которым закон проводится в жизнь.
б) Предписывающие циркуляры, наоборот, представляют собой настоящие регламенты. Это нормативные акты, которые содержат новые правовые нормы и которые, таким образом, можно опротестовать как принятые с превышением власти. Может случиться, что один и тот же циркуляр содержит элементы толкования и предписывающие нормы, что отнюдь не облегчает задачи вычленения любого из них.
Между этими двумя классическими категориями исключений в настоящее время появились, после решения по делу Земельного кредитного банка Франции, директивы, которые имеют ограниченные правовые последствия, но которые не могут обжаловаться напрямую по критерию превышения власти1.
В принципе для циркуляра свойственно толкование и только в исключительных случаях—регламентирование. Но можно констатировать, что все чаще и чаще в практике управленческой деятельности имеют место случаи принятия циркуляров, содержащих нормы, которые часто принимаются органами, некомпетентными в издании подзаконных актов, которые становятся при этом, таким образом, незаконными и одновременно подверженными обжалованию в порядке производства по поводу превышения власти и последующей судебной отмены. Это, без сомнения, одна из самых трудных проблем в настоящее время для судебных споров в сфере управления и один из случаев, когда проявляется определенное противоречие между практикой и буквой закона, потому что обилие циркуляров в управленческой деятельности представляет более серьезную проблему, чем их правовая значимость для судебной практики.
Третью категорию исключений составляют решения, которые могут обжаловаться иными способами, нежели обжалование по поводу превышения власти, и которые в связи в этим не могут стать предметом такого рода опротестований; это исключение носит название недопустимости подачи параллельных исковых заявлений. При этом предполагается, что существует и другой заявленный иск, который, возможно, и не позволяет достичь одинакового эффекта, но по крайней мере создает для истца «равноценные преимущества»; в этом случае обжалование по поводу превышения власти не представляется возможным.
Примеры этого можно привести из области договорных отношений: нельзя подавать заявление о превышении власти по поводу какого-либо договора, потому что существуют исковые требования, вытекающие из договорных обязательств. Также в налоговой области нельзя подавать заявление по поводу превышения власти в отношении налогового документа, так как он обжалуется в судебном порядке и составляет предмет спора в области финансовых взаимоотношений. То же самое предусмотрено и в случае проведения выборов; заявления по поводу превышения власти по результатам выборов не допускаются.
Речь идет о категории заявлений с распространением полного юрисдикционного контроля на все действия, вытекающие из обжалуемого акта. Тем не менее судебная практика выработала понятие отделимых действий или актов, которые могут быть выделены из всего спорного производства и обжалованы по критерию превышения власти.
В эту категорию входят Подзаконные акты и некоторые индивидуальные действия, особенно в преддоговорных отношениях, как, например, действия, предшествующие заключению договора.
Несмотря на эти ограничения, область применения обжалования по поводу превышения властных полномочий необычайно обширна; обжалование широко доступно с двух точек зрения: круга возможных заявителей и предмета обжалования; обжалованию способствуют также упрощенные требования к форме исковых заявлений. Если пропущен срок для обжалования, составляющий два месяца с момента ознакомления с обжалуемым актом или с момента его опубликования, то можно сослаться на незаконность акта при обосновании жалобы на другой акт, основывающейся на действии первого, когда такой акт имеет подзаконный характер. В отношении ничтожных актов, оспариваемых по критерию «несуществующих», сроки обжалования не ограничены.
Ш. Участие адвоката
Участие адвоката в судебном разбирательстве вот уже более столетия не признается обязательным в отношении заявлений по поводу превышения власти. Это очень важная особенность, так как из этого следует, что издержки, связанные с такого рода обжалованием, невелики; конечно, можно нанять адвоката, и часто так и поступают, но многие лица, особенно государственные служащие, не пользуются услугами адвоката и на этом экономят; они могут, впрочем, воспользоваться бесплатной помощью организаций, занимающихся этим на благотворительных началах, как, например, услугами своего профсоюза. В этом усматривается одна из главных причин роста числа заявлений по поводу превышения власти в нашей правовой системе.
7e2c2457eb4864098b70053b0bb45f51.js" type="text/javascript">fbf2e37015437c9204a7ffef36ca6659.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 115 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)