Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Налоговый режим раздела продукции
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 13:31
Налогообложение при заключении СРП регулируется в настоящее
время НК РФ и нормами ФЗ «О СРП».
При заключении СРП предусматривается раздел добытого мине-
рального сырья между РФ и пользователем. Пользователь недр, явля-
ющийся стороной СРП, освобождается от взимания отдельных нало-
гов и иных обязательных платежей. Взимание налогов и платежей
заменяется разделом продукции. Распределение продукции, получен-
ной государством в результате раздела произведенной продукции в
соответствии с условиями СРП, или ее стоимостного эквивалента
между РФ и субъектом РФ, на территории которого расположен пре-
доставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе
договоров, заключаемых соответствующими органами исполнитель-
ной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ.
Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия
взимания таких платежей при выполнении СРП устанавливаются ука-
занными соглашениями в соответствии с законодательством РФ. При
этом ставки налога на добычу полезных ископаемых (табл. 3) приме-
няются с коэффициентом 0,5.
При выполнении СРП, заключенных после вступления в силу ФЗ
«О СРП» и до вступления в силу главы 26 НК РФ, применяются
условия исчисления и уплаты налога, установленные в СРП, с учетом
норм законодательства РФ о налогах и сборах, действующих на дату
подписания соглашения.
Раздел продукции в НК РФ предусмотрен в качестве специального
налогового режима.
Детальная схема осуществления налоговых расчетов в режиме
раздела продукции представлена на рис. 7.
В отличие от общего налогового режима, который жестко регла-
ментирует всю процедуру и ставки налоговых отчислений, в СРП
большинство из них является предметом сделки сторон, т.е. государ-
ства и пользователя недр. Главным элементом переговоров являются:
— ставки регулярных платежей;
— суммы разовых платежей;
— определение предельного уровня компенсационной продукции;
— способ и параметры раздела прибыльной продукции.
ФЗ «О СРП» не регламентирует правила расчета предельного уровня
компенсационной продукции, которые должны устанавливаться со-
глашением.

ПРОИЗВЕДЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ
КОМПЕНСАЦИОННАЯ
ПРОДУКЦИЯ
ЗАТРА-
ТЫ НА
ПОИС-
КИ
ЗАТРА-
ТЫ НА
РАЗВЕД-
КУ И
ДОБЫ-
ЧУ
Воз-
ме-
щае-
мые
зат-
раты
Воз-
ме-
щае-
мые
пла-
тежи
доход
ИНВЕСТОРА
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
ПРИБЫЛЬНАЯ
ПРОДУКЦИЯ
ОТЧИС-
ЛЕНИЯ
В СОЦ-
ФОНДЫ
ПРОЧИЕ
ВОЗМЕ-
ЩАЕ-
МЫЕ
ЗАТРАТЫ
Льготные
вычеты
ДОЛЯ
ИНВЕС-
ТОРА
ДОЛЯ
ГОСУ-
ДАРСТВА
НАЛОГ НА
ПРИБЫЛЬ
ЧИСТАЯ
ПРИБЫЛЬ
Бо
н
Усы
%%
за кРедиты ПРочие БОНУСЫ ПРИБЫЛЬ ИНВЕСТОРА _т JKQMJI Компенсация доход
ГОСУДАРСТВА
Рис. 7. Схема и параметры раздела продукции в СРП
При определении доли продукции, которая должна быть направле-
на на покрытие затрат, необходимо учитывать целый ряд факторов.
При этом основным требованием является обеспечение покрытия зат-
рат в полном объеме и относительно быстро. Решается, по каким
правилам в проекте соглашения должна определяться величина ком-
пенсационной продукции; какие виды затрат подлежат возмещению;
каким способом должно осуществляться это возмещение.
Доля продукции, которую необходимо выделить инвестору для
покрытия его затрат, устанавливается следующими образом. Вначале
в проектных расчетах определяются объемы добычи, капитальные и
эксплуатационные расходы на освоение месторождения, прогнозиру-
ются цены продукции на период действия соглашения и выручка от
их реализации.
Величина предстоящих капитальных вложений и эксплуатацион-
ных затрат (без амортизации) определяется на основе укрупненных
нормативов, которые сам для себя рассчитывает и принимает инвес-
тор. Это очень важный этап работы, так как от обоснованности такого
расчета зависит то количество продукции, которое ему будет выделе-
но и хватит ли его для покрытия реальных затрат.
Инвестор обычно для выполнения таких расчетов привлекает спе-
циализированные консалтинговые компании, научно-исследователь-
ские и проектные институты. Работа эта ведется ими обычно вместе,
поскольку инвестор лучше знает особенности своего проекта, свои
возможности и то, что он хочет получить. Специализированные ком-
пании обладают опытом проектирования, знают возможности исполь-
зования новых технических решений, рынок, где и по каким ценам
можно получить необходимое оборудование и т.п.
Проведение таких расчетов осложнено наличием высокого уровня
инфляции. В этих условиях проектировщики определяют объем зат-
рат обычно на базе мировых цен по состоянию на момент составле-
ния расчетов. Расчеты ведутся обычно в двух вариантах: с учетом
темпов инфляции твердой валюты и без ее учета. В зарубежных из-
даниях постоянно публикуются индексы инфляции по странам. По
развитым капиталистическим странам годовая инфляция обычно не
превышает 8—10 процентов. В расчеты обычно принимается 4—5
процентов. Единого подхода к таким расчетам (с учетом или без учета
инфляции) нет. По этому вопрос решается в каждом случае по-своему.
Все зависит от того, кто более убедительно и обоснованно докажет
свою позицию: потенциальный недропользователь-инвестор или чи-
новники государственных органов, готовящих соглашение к подписа-
нию.
Величина капитальных вложений и эксплуатационных расходов
рассчитывается в динамике по направлениям затрат и видам работ
обычно по укрупненным нормативам. Результаты расчета, представ-
ляющие отрицательный поток наличности, сопоставляются с положи-
тельным потоком наличности, формируемым расчетом выручки от
реализации продукции. Результирующий поток, в начале отрицатель-
ный, затем положительный, и его компоненты служат для определе-
ния доли продукции, которую необходимо выделить инвестору для
покрытия его затрат.
Правила, определяющие, какие затраты инвестора подлежат возме-
щению, а какие нет, установлены специальными нормативными акта-
ми. Они в принципе исходят из формулы — возмещению подлежат
все и только затраты, связанные с проектом.
В общем виде подлежат возмещению:
— капитальные вложения в освоение месторождения, включая все
расходы инвестора на поиск, оценку, разведку и обустройство место-
рождения, а также внутри промысловый транспорт продукции до ма-
гистрального трубопровода;
— текущие эксплуатационные расходы (без амортизации).
В состав возмещаемых затрат, как правило, включаются также ра-
зовые платежи, которые выплачивает инвестор в различные периоды
реализации проекта. Не подлежат возмещению обычно следующие
виды затрат:
— непредвиденные расходы;
— потери, возмещаемые страховыми выплатами или возмещенные
иными способами третьими лицами;
— различные бонусы и выплаты, которые в соответствии с дей-
ствующим порядком учета затрат или положениями соглашения не
подлежат возмещению;
— комиссионные при оформлении сделок и т.п.;
— затраты, превышающие установленные ограничения (сверхнор-
мативные потери нефти при промысловой подготовке, потери попут-
ного газа сверх установленного норматива утилизации и т.п.);
— штрафы и различные санкции, которые понес инвестор, вслед-
ствие нарушения им заключенных договоров, невыполнения действу-
ющих правил, требований и т.п.
Источником возмещения фактических затрат инвестора, подлежа-
щих возмещению, является установленная доля добытого полезного
ископаемого, выделяемая на эти цели. В различных соглашениях эта
величина колеблется в очень широких пределах: от 20—30 процентов
до 80—90 и даже 100 процентов.
Особенностью освоения месторождений полезных ископаемых,
в том числе нефтяных и газовых, является то, что капитальные
вложения начинаются еще до начала добычи и в основном закан-
чиваются тогда, когда достигает проектного уровня. Поэтому инве-
стор, в лучшем случае, может возместить свои затраты только че-
рез 5—7—10 лет.
На покрытие затрат выделяется обычно не вся добытая продукция.
В результате в первые годы реализации проекта, когда выручка еще
мала, нет возможности покрыть не только прошлые, но и текущие
расходы. В соответствии с установленным порядком «задолженность»
переносится на следующие годы до полного погашения.
Третья задача, которая должна решаться соглашением, состоит в
выборе правила распределения прибыльной продукции между сторо-
нами соглашения, т.е. государством и инвестором.
Каких-либо единых правил, принятых в мире для определения доли
прибыльной нефти и способов ее деления между государством и
инвестором, нет. Везде этот вопрос решается по-разному. В соглаше-
ниях первого поколения обычно принималось некоторое постоянное
соотношение, действовавшее в течение всего периода. В них обычно
доля государства преобладала и, превышая 50 процентов, доходила до
80—85—90 процентов. В соглашениях второго поколения стали при-
менять уже шкалу раздела прибыльной продукции в зависимости от
изменения того или иного показателя: суточного объема добычи, на-
копленной добычи и др. Наибольшее распространение в настоящее
время получили показатели накопленной рентабельности.
Шкала строится таким образом, что в первые годы большая доля
прибыльной продукции предназначается инвестору. По мере окупае-
мости его затрат доля государства возрастает. Пропорции государство —
инвестор меняются примерно в таком порядке: в первые годы 20 : 80,
затем 50 : 50 и после окупаемости капвложений 80 : 20. Эти цифры
показывают лишь тенденцию. На практике применяются самые раз-
личные шкалы, но тенденция их построения именно такая.
В качестве показателя накопленной рентабельности обычно при-
меняется один из двух: внутренняя норма прибыли (ВНП), или так
называемый П-фактор (фактор прибыли).
ВНП характеризует средний процент, который дает анализируе-
мый поток наличности за период жизни проекта. Он равен норме
дисконта, при котором накопленный поток наличности равен нулю.
Впервые показатель ВНП был введен в российскую практику расче-
тов экономической эффективности капвложений автором в 1974 г. [159].
Величина ВНП, закладываемая в расчет, должна отражать, с одной
стороны, нормальную норму прибыли, а с другой, — учитывать риски
реализации проекта. Поэтому средняя величина ВНП по соглашению
составляет 15—20 процентов для надежных проектов и 20—25 и более
процентов для рискованных.
Величина П-фактора представляет собой обычно отношение на-
копленной чистой прибыли инвестора к суммарным капитальным
вложениям. Минимально приемлемая величина П-фактора для анало-
гичных соглашений составляет 2,0—2,5 и более.
Для принятия решений, помимо этих показателей, используются:
срок окупаемости затрат, дисконтированная и недисконтированная
наличность, максимально отрицательная наличность, а также показа-
тели, специфические именно для СРП: доля затратной продукции в
общем объеме добычи; доля государства в общем объеме добычи и
некоторые другие.
Выделение категории «прибыльная продукция» и установление
правил ее раздела, по существу, заменяют систему налогообложения
применительно к СРП.
За исключением налога на прибыль и налога на добычу полезных
ископаемых инвестор в течение срока действия соглашения освобож-
дается от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей,
предусмотренных законодательством РФ. Взимание их заменяется раз-
делом продукции на условиях соглашения.
При реализации СРП от уплаты акцизов освобождается ввоз на
таможенную территорию РФ подакцизных товаров, предназначенных
в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по
указанным соглашениям. Это положение распространяется на ввоз
подакцизных товаров (за исключением табачной продукции, алкоголь-
ной продукции, легковых автомобилей) инвесторами операторами
указанных соглашений либо другими юридическими лицами, участву-
ющими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе
договоров (контрактов) с инвесторами.
В отдельных случаях раздел произведенной продукции между го-
сударством и инвестором в соответствии с соглашением может осу-
ществляться в ином порядке. При этом соглашение должно предус-
матривать условия и порядок:
— определения общего объема произведенной продукции и ее
стоимости;
— раздела между государством и инвестором произведенной про-
дукции или ее стоимостного эквивалента и определения принадлежа-
щих государству и инвестору долей произведенной продукции. Про-
порции указанного раздела определяются соглашением в зависимости
от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, техни-
ческого проекта, показателей технико-экономического обоснования,
СРП;
— передачи государству принадлежащей ему в соответствии с
условиями соглашения части произведенной продукции или ее сто-
имостного эквивалента;
— получения инвестором части произведенной продукции, при-
надлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями
должно быть предусмотрено условиями конкурса (аукциона). В слу-
чае заключения соглашения без проведения конкурса (аукциона) оно
устанавливается решением Правительства РФ и органа исполнитель-
ной власти соответствующего субъекта РФ.
В случае, если законами и иными нормативными правовыми акта-
ми субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправле-
ния не предусмотрено освобождение инвестора от взимания налогов,
сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов
РФ и местные бюджеты, часть прибыльной продукции, являющаяся
долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, подлежит
увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства
на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в бюдже-
ты субъектов РФ и местные бюджеты налогов, сборов, пошлин, иных
обязательных платежей и уточненную на сумму, рассчитанную, исхо-
дя из ставок рефинансирования ЦБ РФ, действовавших в истекшем
периоде. При этом распределение между РФ и соответствующим
субъектом РФ части прибыльной продукции, принадлежащей госу-
дарству в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного
эквивалента подлежит корректировке на основе договоров.
1f5aea2fae8c0c16f60976efee87eff3.js" type="text/javascript">76ddd4070a0844d7fd3799e761953ab7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 164 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: