Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Система государственного контроля недропользования
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 13:35
Государственный контроль отношений недропользования — одна
из форм осуществления государственного регулирования, обеспечива-
ющая соблюдение законов и нормативных правовых актов, издавае-
мых органами государства в сфере недропользования. Осуществляет-
ся он различными органами.
Задачи, направления и организация государственного контроля
недропользования в целом определяются государственным характе-
ром собственности на недра, которые предоставляются только в
пользование; ролью и значением природного фактора в производ-
ственных процессах использования ресурсов недр, объективно по-
вышенной опасностью горного производства для человека и окру-
жающей природной среды и, наконец, совместным Федерации и
субъекта Федерации ведением в вопросах владения, пользования и
распоряжения недрами.
Правомерность государственного контроля определяется тем, что
недра могут передаваться только в пользование. Права владения и
распоряжения всегда остаются у государства. Следовательно, если
собственник недвижимого имущества, а по гражданскому законода-
тельству (ГК РФ, ст. 130) участки недр определяются именно таким
образом, передает имущество в пользование, причем на определен-
ных коммерческих условиях и на время, он вправе контролировать,
как эти условия выполняются в течение всего периода пользования.
Более того, исполнительные органы государства, передавая в пользо-
вание государственную, т.е. общенародную собственность, несут от-
ветственность за эффективность ее использования, а следовательно,
не только имеют право контроля, но и обязаны его осуществлять в
полном объеме.
Социально-экономическая значимость определяется тем, что и Кон-
ституция РФ, и законодательство прямо указывают, что распоряжение
недрами должно осуществляться в интересах народов, проживающих как
в зоне расположения месторождения, так и всех народов России [46].
Федеральные законы «О недрах» и «О СРП», регулирующие поря-
док недропользования, содержат специальные нормы, декларирующие
право и необходимость контроля и определяющие субъект контроля и
его полномочия. Однако сформулированы они в самом общем виде.
В Законе РФ «О недрах» вопросы контроля за использованием
участков недр, предоставленных в пользование, содержатся в разделе
IV «Государственное регулирование отношений недропользования» в
статье 37 «Государственный контроль за рациональным использова-
нием и охраной недр». Однако проблема изложена очень схематично.
Даны задачи такого контроля и указано, что их реализацией должны
заниматься органы Госгеолконтроля, т.е. МПР и Госгортехнадзор, в
соответствии с их полномочиями и компетенцией.
В ФЗ «О СРП» (ст. 19) проблема также решена в самом общем
виде: государственный контроль за исполнением соглашения должны
осуществлять органы государственной власти Федерации и субъектов
Федерации совместно в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, при освоении месторождений в соответствии с
положениями Закона РФ «О недрах» специально регламентируется
только порядок геологического контроля. Остальные виды контроля
должны осуществляться и осуществляются в соответствии с общими
правилами, установленными в промышленности, и каких-либо осо-
бых проблем здесь не возникает.
Иначе обстоит дело в случае освоения месторождений на условиях
СРП. Сама система СРП и регулирующее ее законодательство предус-
матривают специальный коммерческий механизм недропользования,
экономические параметры которого должны определяться в каждом
конкретном соглашении. Это не только значительно расширяет под-
контрольную сферу деятельности, но и усложняет саму процедуру
контроля, который становится индивидуализированным.
Исходя из этого, в общей народнохозяйственной системе государ-
ственного контроля выделяются государственный контроль за геоло-
гическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
(так называемый геологический контроль) и государственный горный
надзор.
Следует отметить, что всем этим вопросам в России, как и в дру-
гих государствах мира, придавалось и придается огромное значение.
Службы геологического и горного надзора имеют практически веко-
вые традиции, что накладывает определенный отпечаток на взаимоот-
ношение их с пользователями недр.
Устав Горный Российской Империи содержал целый ряд норм и
институтов, обеспечивающих реализацию контрольных и надзорных
функций государства в сфере как казенного, так в равной мере и
частного горного производства.
Горное положение СССР [17] предусматривало учреждение горно-
промыслового надзора, который имел своей целью:
— наблюдение за соблюдением горных законов;
— охрану недр;
— борьбу со стихийными бедствиями на горных предприятиях.
Выполнение функций горнопромыслового надзора возлагалось на
высший совет народного хозяйства (правительство). Все инструкции
и правила в области горнопромыслового надзора являлись «обяза-
тельными для всех без исключения государственных, кооперативных
и частных (в том числе концессионных) предприятий и отдельных
лиц, занимающихся поисками, разведкой и разработкой, обогащением
и первичной обработкой ископаемых, а также для тех предприятий,
деятельность которых неразрывно связана с вышеуказанными горны-
ми работами».
Основы законодательства СССР о недрах [20] содержали два спе-
циальных раздела: один содержал правила государственного учета
запасов и месторождений, а также участков недр, предоставленных в
пользование, не связанных с добычей полезных ископаемых, другой
устанавливал задачи и полномочия системы надзора и контроля за
использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому
изучению недр.
Осуществление государственного контроля за ведением работ по
геологическому изучению недр (государственный геологический конт-
роль) и государственного надзора за использованием и охраной недр
(государственный горный надзор) возлагалось на специально уполно-
моченные на то государственные органы. Предусматривалось создание
ведомственных служб геологического и маркшейдерского контроля.
Полномочия этих служб ранее определялись специальными доку-
ментами: «Типовое положение о ведомственной геологической служ-
бе» и «Типовое положение о ведомственной маркшейдерской служ-
бе», которые были утверждены одновременно одним Постановлением
СМ СССР от 27.10.1981 г. No 1040. Указанные документы четко раз-
граничили задачи этих служб, которые практически в полной мере
сохранились до настоящего времени.
Главными задачами геологической службы являлись:
— укрепление сырьевой базы, повышение достоверности разве-
данных запасов, полное и комплексное использование месторожде-
ний полезных ископаемых и охрана недр;
— геологическое обеспечение работ по проектированию и строи-
тельству добывающих предприятий;
— осуществление ведомственного контроля за соблюдением уста-
новленного порядка пользования недрами, правильностью ведения
работ по геологическому изучению недр, за выполнением требований
по охране недр.
Главными задачами маркшейдерской службы являются:
— осуществление маркшейдерских работ для обеспечения наибо-
лее полного и комплексного использования месторождений, эффек-
тивного и безопасного ведения горных работ и охраны недр;
— осуществление ведомственного контроля за правильностью раз-
работки месторождений, за выполнением требования по наиболее пол-
ному извлечению из недр полезных ископаемых и др.
Каждая из служб возглавлялась соответствующим подразделением
отраслевого министерства.
В СССР контрольные функции в области недропользования осу-
ществлялись достаточно четко и эффективно, хотя действие админи-
стративно-командной системы сказывалось и здесь.
Контроль за геологическим изучением, а также постановкой учета
геологической информации осуществляло Министерство геологии
(название многократно менялось), а контроль за рациональной разра-
боткой месторождений — соответствующие добывающие министер-
ства и ведомства.
После распада СССР действенность осуществления государствен-
ного контроля существенно снизились. В недропользовании на опре-
деленном этапе контроль за рациональным, а точнее вообще за ис-
пользованием недр был утрачен. Служба геологического контроля
начала создаваться на новой базе уже после того, как была создана и
начала активно работать лицензионная система. Перестройка в мень-
шей мере затронула систему горного надзора. До сих пор в районах
использования недр не создано органов, прямо отвечающих не только
за геологическое изучение, но и за рациональное использование и
охрану недр, хотя работа в этом направлении ведется. В условиях
совместного ведения это должны быть органы, очевидно, двойного
подчинения (Федерации и субъекта), хотя, по существу, это именно
тот случай, когда Федерация могла бы делегировать свои полномочия
на места, поскольку в данной области интересы обоих сторон полно-
стью совпадают. При создании такого органа необходимо иметь в виду,
что функционировать он будет в принципиально новых условиях, ко-
торые определяются платностью пользования недрами, рыночным ха-
рактером экономики, акционированием и приватизацией предприятий.
Поэтому его «геологическая» направленность должна, по существу,
стать «геолого-экономической». Свои контрольные функции органы
геологического контроля уже осуществляют в тесном контакте с нало-
говой инспекцией. Этот аспект деятельности геологического контроля
должен развиваться и оснащаться соответствующими нормативными
правовыми актами.
В сфере недропользования в настоящее время складывается еле-
дующая система органов государственного контроля отношений нед-
ропользования: конституционный контроль возлагается на Конститу-
ционный суд РФ; финансовый контроль осуществляют Счетная пала-
та, Минфин, ЦБ РФ; парламентский контроль (в пределах полномо-
чий, установленных Конституцией РФ) — палаты Федерального Со-
брания и парламентские комиссии по расследованию; ведомственный
и межведомственный контроль — специальные контрольно-инспек-
ционные органы Правительства РФ, министерств и ведомств, межве-
домственные комиссии.
Специфическими видами государственного контроля отношений
недропользования являются контроль за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр (государственный гео-
логический контроль), а также надзор за безопасным ведением работ,
связанных с пользованием недрами (федеральный горный надзор).
Осуществляются они соответственно органами государственного
горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными
контрольными органами.
Полномочия этих органов, права, обязанности и порядок их рабо-
ты определяются положениями, утвержденными Правительством РФ.
Государственный контроль за исполнением СРП осуществляют фе-
деральные органы государственной власти в соответствии с их компе-
тенцией совместно с органами государственной власти соответствую-
щего субъекта РФ. Уполномоченные представители таких органов, осу-
ществляющих контроль за исполнением соглашения, имеют право
беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по согла-
шению, а также к документации, относящейся к проведению указан-
ных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля
за исполнением соглашения. Правительство РФ представляет в ГД РФ
одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюд-
жете на соответствующий год доклад об итогах работы по реализации
соглашений о разделе продукции. Указанный доклад направляется в
Счетную палату РФ и рассматривается ГД РФ только по представле-
нии Счетной палатой РФ своего заключения.
4ea0fccdb4e31a57e8706d31e9713050.js" type="text/javascript">f715e308d5589cf9304970a2dfbe79ca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 226 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: