Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Государственный геологический контроль
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 13:38
В современных условиях государственный геологический контроль
включает в себя контроль за геологическим изучением недр (регио-
нальное геологическое изучение, поиски и оценка месторождений
полезных ископаемых, участков недр, которые могут быть использо-
ваны в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых), а также
контроль за рациональным использованием и охраной недр, т.е., по
существу, за разработкой месторождений полезных ископаемых, а
также за использованием участков недр в целях, не связанных с добы-
чей полезных ископаемых. Законодательное объединение этих двух
направлений чрезвычайно важно с точки зрения определения взаимо-
отношений государства и пользователя недр, распределения ответствен-
ности за конечный результат использования недр.
Задачей государственного контроля за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр является обеспечение
соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка
пользования недрами, законодательства, утвержденных в установлен-
ном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического
изучения, использования и охраны недр, правил ведения государствен-
ного учета и отчетности.
Полномочия органов государственного геологического контроля,
права, обязанности и порядок их работы определяются «Положением
о государственном контроле за геологическим изучением, рациональ-
ным использованием и охраной недр» [73].
Задачей государственного геологического контроля является обес-
печение соблюдения всеми пользователями недр установленного по-
рядка пользования недрами, законодательства и утвержденных в ус-
тановленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологи-
ческого изучения, использования и охраны недр, правил ведения го-
сударственного учета и отчетности.
Государственный геологический контроль осуществляют МПР и
органы Госгортехнадзора во взаимодействии с природоохранными и
иными контрольными органами.
В соответствии с [73] государственный геологический контроль
осуществляется за:
— соблюдением требований законодательства РФ о недрах, утверж-
денных в установленном порядке стандартов (норм, правил) и иных
нормативных правовых актов;
— соблюдением установленного порядка предоставления лицен-
зий на пользование недрами;
— соблюдением пользователями недр условий, определенных в
лицензии на пользование недрами;
— ведением работ по геологическому изучению и использованию
недр методами и способами, исключающими экономически не обо-
снованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их
качества;
— соблюдением условий лицензий на виды деятельности, связан-
ные с геологическим изучением недр;
— сохранностью разведочных горных выработок и буровых сква-
жин, геологической и технической документации, образцов руд и гор-
ных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых;
— своевременной и правильной государственной регистрацией и
учетом работ по геологическому изучению недр, ведением государствен-
ного учета запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
— охраной участков недр, представляющих особую научную и
культурную ценность;
— соблюдением установленных критериев и требований к геоло-
го-экономической оценке месторождений полезных ископаемых;
— соответствием установленным требованиям применяемой мето-
дики и технологии, соблюдением стадийности, качества, комплексно-
сти и эффективности поисковых, разведочных и других работ по гео-
логическому изучению недр;
— ликвидацией в установленном порядке разведочных горных
выработок и скважин, не подлежащих использованию;
— соблюдением порядка и условий использования геологической
информации о недрах, полученной за счет средств федерального
бюджета и др.
МПР свои контрольные функции осуществляет во взаимодействии:
— с Госгортехнадзором — по вопросам достоверности и обосно-
ванности представляемых недропользователями материалов для спи-
сания с учета предприятий запасов полезных ископаемых, утратив-
ших промышленное значение, потерянных в процессе добычи и не-
подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или.
разработке месторождений; предотвращения самовольного пользова-
ния недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей
залегания полезных ископаемых;
— с соответствующими федеральными органами исполнительной
власти — по вопросам соблюдения нормативных актов по порядку и
условиям взимания платежей при пользовании недрами и целевому
использованию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой
базы.
Взаимодействие указанных органов при осуществлении государ-
ственного геологического контроля регулируется соглашениями меж-
ду МПР и соответствующим федеральным органом исполнительной
власти.
Осуществление функций геологического контроля тесно связано
с экологическим контролем, который осуществляется подразделени-
ями МПР.
Главным государственным инспектором РФ по геологическому
контролю по должности является министр природных ресурсов РФ.
Соответствующие инспекторские ранги присвоены его заместителям
и руководителям отдельных служб министерства.
Функциональные обязанности и права должностных лиц по осу-
ществлению государственного геологического контроля устанавлива-
ются МПР.
Должностные лица системы государственного геологического кон-
троля, включая государственных инспекторов по геологическому кон-
тролю на соответствующих территориях, имеют право:
— давать пользователям недр, должностным лицам, ответствен-
ным за проведение работ по геологическому изучению, рационально-
му использованию и охране недр, обязательные для исполнения ука-
зания по устранению нарушений порядка проведения этих работ;
— приостанавливать все виды работ по геологическому изучению,
рациональному использованию и охране недр, если они проводятся с
нарушениями установленных действующим законодательством норм
и правил;
— уведомлять в письменной форме пользователя недр и органы,
предоставившие ему лицензию на пользование недрами, о результа-
тах проверки, выявленных нарушениях условий пользования недра-
ми, а при необходимости вносить предложения о приостановлении,
ограничении или прекращении права пользования недрами;
— запрашивать у пользователя недр письменные объяснения по
вопросам, связанным с соблюдением стандартов (норм, правил) веде-
ния работ по геологическому изучению, рациональному использова-
нию и охране недр;
— направлять в МНС материалы о несоблюдении пользователями
недр сроков внесения и размеров платежей за пользование недрами;
— прекращать в установленном порядке совместно с органами
Госгортехнадзора самовольное пользование недрами и застройку пло-
щадей залегания полезных ископаемых;
— ограничивать, приостанавливать или запрещать несанкциони-
рованный сброс в недра сточных вод, вредных веществ и отходов
производства;
— рассматривать в случаях и в порядке, предусмотренных законо-
дательством, дела об административных правонарушениях в области
недропользования;
— приостанавливать (в случае выявления нарушений) действие и
аннулировать в установленном порядке лицензии на виды деятельно-
сти, связанные с геологическим изучением недр и др.
Пользователи недр обязаны создавать государственным инспекто-
рам по геологическому контролю, осуществляющим проверку, необ-
ходимые условия для работы, предоставлять геологическую, произ-
водственно-техническую, проектно-сметную и финансовую докумен-
тацию, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию
органов государственного геологического контроля.
Лица, препятствующие осуществлению государственного геологи-
ческого контроля, применяющие угрозы насилия или насильственных
действий по отношению к государственным инспекторам по геологи-
ческому контролю, несут установленную законодательством РФ от-
ветственность.
Государственные инспекторы по геологическому контролю несут
ответственность за объективность материалов проводимых ими про-
верок.
Решения органов государственного геологического контроля могут
быть обжалованы в суде или арбитражном суде в порядке, установ-
ленном законодательством РФ.
Наряду с МПР отдельные вопросы государственного геологического
контроля решаются Минэнерго. Оно, в частности, осуществляет руко-
водство функционированием и развитием топливно-энергетического
комплекса России, а также координацию деятельности самостоятель-
ных предприятий и организаций нефтедобывающей, газовой, угольной,
сланцевой и торфяной промышленности. В составе основных функций
Минэнерго в области недропользования выделяются [102]:
— согласование в соответствии с действующим положением о
лицензировании порядка, сроков и условий вовлечения в освоение
имеющихся и вновь выявленных месторождений нефти, газа и угля;
— участие в установлении основных технико-экономических пока-
зателей добычи нефти, газа и угля для представления лицензий и в
контроле за выполнением предусмотренных условий разработки место-
рождений по действующим лицензиям, а также экспертизе расчетов,
обосновывающих величину извлекаемых запасов нефти, газа и угля;
— обеспечение методического руководства деятельностью геоло-
го-маркшейдерских служб горнодобывающих предприятий;
— разработка предложений в области законодательного и правово-
го регулирования, а также участие в совершенствовании экономичес-
кого механизма деятельности добывающих предприятий и др.
Обеспечение и контроль за рациональным использованием недр
как одного из основных направлений государственного геологическо-
го контроля требуют, помимо административных мер, привлечения
научно-производственного потенциала отрасли. В ряде случаев эта
задача решается подразделениями соответствующих министерств и
ведомств. В системе нефтегазодобывающей промышленности была
создана и на протяжении многих десятилетий функционирует Цент-
ральная комиссия по разработке нефтяных и газовых месторождений
Минэнерго (ЦКР). Подобных органов нет в сфере освоения других
видов полезных ископаемых.
Возглавляется ЦКР заместителем министра, отвечающего за во-
просы разработки месторождений и добычу нефти и газа. Персональ-
ный состав ЦКР на общественных началах формируется из специали-
стов Минэнерго, нефтяных и газовых компаний, ученых и специали-
стов НИИ и проектных организаций системы Минэнерго, других
министерств, академических и учебных институтов.
Оперативное руководство ЦКР осуществляет Управление разработ-
ки и лицензирования Минэнерго.
ЦКР является экспертно-аналитическим органом по проблемам
разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, развития до-
бычи нефти и газа на текущий период и перспективу по РФ и регу-
лированию территориальных отношений в области развития нефтега-
зодобывающей отрасли в соответствии с требованиями законодатель-
ства РФ о недрах.
В соответствии с Положением о ЦКР, утвержденным Минэнерго,
ее решения принимаются большинством голосов присутствующих на
заседании членов ЦКР и являются обязательными для недропользова-
телей в части проектных технологических документов на разработку
месторождений. Они, как правило, составляют основу лицензионных
соглашений.
Создано и функционирует несколько территориальных комиссий
(ТКР), которым ЦКР делегировало ряд своих функций.
Основными задачами и функциями ЦКР являются:
1. Обеспечение единой политики в области проектирования сис-
тем разработки месторождений.
2. Рассмотрение и утверждение представленных нефтегазодобыва-
ющими предприятиями любой формы собственности, включая ино-
фирмы:
— проектов пробной эксплуатации, технологических схем опыт-
ной промышленной разработки, технологических схем разработки,
проектов разработки, уточненных проектов разработки месторожде-
ний независимо от величины запасов, а также проектов опытно-про-
мышленной эксплуатации с применением новых технологий нефтеиз-
влечения, основанных на достижениях отечественной и зарубежной
науки и техники;
— технико-экономических обоснований (технологическая часть)
создания совместных предприятий на разработку месторождений с
участием иностранных фирм (независимо от величины запасов);
— технико-экономических обоснований коэффициента извлечения
углеводородов при подсчете запасов;
— текущего состояния разработки месторождений.
В функции ЦКР входит:
— рассмотрение и согласование в соответствии с действующим
положением о лицензировании порядка, сроков и условий вовлечения
в освоение имеющихся и вновь выявленных месторождений нефти;
участие в установлении основных технико-экономических показате-
лей добычи нефти для внесения в лицензионные соглашения и в конт-
роле за выполнением предусмотренных условий разработки место-
рождений по действующим лицензиям, а также экспертизе расчетов,
обосновывающих величину извлекаемых запасов нефти;
— организация составления научно-исследовательскими и проект-
ными институтами регламентов проектной документации, методик,
инструкций и других нормативных документов по разработке место-
рождений, рассмотрение их на ЦКР Минэнерго, представление на
утверждение руководству министерства;
— организация экспертизы и принятие решений по ТЭО целесооб-
разности разработки месторождений нефти и газа, в том числе на
основе СРП: нормативным документам на разработку месторожде-
ний, программам развития нефтегазовой промышленности России;
научным разработкам и программам создания новых технологий раз-
работки месторождений и научных исследований в области совер-
шенствования разработки нефтяных и газонефтяных месторождений;
— обеспечение контроля за реализацией проектных технологичес-
ких решений в соответствии с требованиями законодательства РФ по
обеспечению наиболее полного извлечения из недр запасов нефти и
газа и др.
Учитывая качественные особенности драгоценных металлов и
драгоценных камней как одного из видов полезных ископаемых, зако-
нодательство о недрах [74] определило ряд специфических положе-
ний, определяющих значение, порядок и содержание государственно-
го геологического контроля за геологическим изучением и разведкой
месторождений этих полезных ископаемых и их добычей.
Законодательство определило, что контроль должен осуществлять-
ся в целях [74]:
— соблюдения законодательства РФ в области геологического изу-
чения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоцен-
ных камней, их добычи, производства, использования и обращения;
— эффективного использования природных ресурсов драгоценных
металлов и драгоценных камней;
— применения экологически чистых организационно-технологи-
ческих схем добычи и производства драгоценных металлов и драго-
ценных камней;
— сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, а
также продукции из них.
За геологическим изучением и разведкой месторождений драго-
ценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством,
использованием и обращением осуществляются следующие виды еди-
ного государственного контроля [74]:
— постоянный контроль за добычей, производством, переработ-
кой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и
драгоценных камней в определяемых Правительством РФ организа-
циях;
— периодический контроль, проводимый:
— во всех организациях, добывающих, перерабатывающих и ис-
пользующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также
скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые из-
делия из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих
этими изделиями или оказывающих посреднические услуги в торгов-
ле ими, хранящих и экспонирующих изделия (продукцию, материалы)
из драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и
перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоцен-
ных камней;
— в организациях, воинских частях и воинских формированиях,
осуществляющих деятельность по использованию драгоценных ме-
таллов и драгоценных камней, сбору, обработке и сдаче в государ-
ственный фонд РФ драгоценных металлов и драгоценных камней, лома
и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществля-
ющих операции с драгоценными металлами и драгоценными кам-
нями;
— федеральный пробирный надзор, представляющий собой го-
сударственный контроль за ввозом на территорию РФ и вывозом с
территории РФ драгоценных металлов и драгоценных камней, а так-
же продукции из них.
Органы государственного контроля за геологическим изучением и
разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных кам-
ней и их добычей в соответствии с целями и видами контроля осуще-
ствляют следующие полномочия:
— проводят ревизии, проверки и обследования во всех организа-
циях независимо от их форм собственности;
— устанавливают формы учета и отчетности при осуществлении
добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также поря-
док предоставления указанных документов;
— направляют должностным лицам контролируемых организаций
обязательные для них предписания в письменной форме об устране-
нии выявленных нарушений, а также о прекращении работ с драго-
ценными металлами и драгоценными камнями при выявлении нару-
шений, создающих условия для нерационального расходования этих
ценностей и (или) исключающих возможность обеспечения их со-
хранности;
— в случае обнаружения при ревизиях, проверках и обследовани-
ях признаков преступления или иных существенных нарушений зако-
нодательства РФ передают соответствующие материалы в правоохра-
нительные органы.
Органы государственного контроля за геологическим изучением
и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных
камней и их добычей не могут самостоятельно заниматься коммер-
ческой деятельностью, а также не могут быть учредителями органи-
заций, осуществляющих коммерческую деятельность, за исключени-
ем организаций, созданных для обеспечения функций государствен-
ных органов.
Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, поне-
сенные при осуществлении государственного контроля в процессе
отбора проб, проведения опробования, экспертизы и анализа продук-
ции, возмещению не подлежат.
Второй блок системы государственного геологического контроля
представлен специализированными подразделениями органов испол-
нительной власти субъектов Федерации. В зависимости от статуса
субъекта Федерации и структуры его исполнительной власти такими
органами могут быть либо соответствующие республиканские мини-
стерства, либо комитеты по недропользованию при администрациях.
Их задачи, функции и полномочия определяются соответствующими
Положениями, утверждаемыми органами государственной власти
субъекта Федерации, и должны соответствовать требованиям феде-
рального законодательства, а также отражать особенности регулиро-
вания отношений недропользования, определяемые законодательны-
ми и нормативными правовыми актами субъекта Федерации.
Механизм взаимодействия двух блоков исполнительной власти в
настоящее время формируется. Он становится логическим продолже-
нием государственной системы лицензирования пользования недрами.
3fad60f3a212c60ebc4a382a58059a3d.js" type="text/javascript">3477d1bd7e99a2c52d356c57d0e1dc77.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 162 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: