Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Уголовная ответственность
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 13:49
Уголовным преступлением как вообще, так и в сфере недрополь-
зования, признается виновно совершенное общественно опасное дея-
ние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Не является пре-
ступлением действие, равно и бездействие, хотя формально и содер-
жащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в
силу своей малозначительности не представляющие общественной
опасности. Именно общественная опасность является критерием, с
помощью которого законодатель дифференцирует деликты (проступ-
ки) на преступления, административные и гражданско-правовые пра-
вонарушения и дисциплинарные проступки.
УК РФ предусматривает следующие виды наказания [58]:
— штраф;
— лишение права занимать определенные должности или зани-
маться определенной деятельностью;
— лишение специального воинского или почетного звания, класс-
ного чина и государственных наград;
— обязательные работы;
— исправительные работы;
— ограничения по воинской службе;
— конфискация имущества;
— ограничение свободы;
— арест;
— содержание в дисциплинарной воинской части;
— лишение свободы на определенный срок;
— пожизненное лишение свободы;
— смертная казнь.
УК РФ предусматривает наказание за следующие виды преступле-
ний, связанных с пользованием недрами [58]:
1. Нарушение правил охраны и использования недр при проектиро-
вании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуа-
тации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная
застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти дея-
ния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штра-
фом (ст. 255 УК РФ).
Цель данной нормы — подкрепление уголовно-правовыми сред-
ствами правопорядка в сфере охраны и использования недр при со-
здании и эксплуатации горнодобывающих предприятий и подземных
сооружений, а также уголовно-правовая защита площадей залегания
полезных ископаемых от самовольной застройки.
Правила охраны недр при проведении указанных видов работ ре-
гламентируются горным и экологическим законодательством. Они со-
держатся в нормативно-правовых актах, являются правовыми норма-
ми и устанавливают основания, условия, порядок и иные требования
к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуата-
цию и эксплуатации горнодобывающих предприятий и подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Эти
правила являются обязательными к исполнению при осуществлении
указанных работ. Их значение и необходимость учета (применения,
исполнения, реализации) определяются предметом осуществляемых
процессов, т.е. горнодобывающими предприятиями или подземными
сооружениями.
Действия по нарушению правил охраны недр состоят в затопле-
нии, обводнении, пожарах, снижающих качество полезных ископае-
мых и промышленную ценность месторождений или осложняющих
их разработку; в загрязнении недр (в частности, при подземном хра-
нении нефти, газа), иных веществ и материалов, размещении отходов
производства, сбросе сточных вод; нарушении порядка консервации и
ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подзем-
ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; на-
коплении промышленных отходов в местах залегания подземных вод,
используемых для питьевого или промышленного водоснабжения, и др.
Бездействие может состоять в непринятии мер по обеспечению
наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно
с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов,
несоблюдении условий лицензии на добычу полезных ископаемых,
непроведении надлежащего и полного геологического изучения недр,
предваряющего принятие решений о строительстве горнодобывающих
предприятий или подземных сооружений, и т.п.
И действия, и бездействие нарушают требования по обеспечению
возможности извлечения полезных ископаемых из недр; охраны объек-
тов строительства, технологического оборудования, подземных соору-
жений и т.п. от вредного влияния горных работ; охраны горных вы-
работок от проникновения в них вредных веществ; охраны месторож-
дений полезных ископаемых от затопления и других вредных факторов,
осложняющих их разработку; охраны окружающей среды от строи-
тельства и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подзем-
ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Под самовольной застройкой площадей залегания полезных иско-
паемых понимается возведение любых сооружений, включая непро-
изводственные, без получения соответствующего разрешения специ-
ально уполномоченных органов, если обязательность получения тако-
го разрешения установлена Законом «О недрах» и иными нормативно-
правовыми актами.
Проектирование и строительство населенных пунктов, промыш-
ленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются
только после получения заключения федерального органа управления
Государственным фондом недр или его территориального подразде-
ления об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком
предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ис-
копаемых, а также размещение в местах их залегания подземных со-
оружений допускаются с разрешения указанных органов и органов
Государственного горного надзора только при условии обеспечения
возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности эко-
номической целесообразности застройки. При отсутствии полезных
ископаемых, подтвержденном соответствующим заключением, разре-
шения на застройку не требуется.
Соблюдение правил собственно застройки площадей залегания
полезных ископаемых при отсутствии указанного разрешения не ус-
траняет незаконности застройки. Как незаконная (самовольная) за-
стройка могут быть квалифицированы действия, совершаемые с не-
соблюдением условий, на которых разрешена застройка.
2. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об
исключительной экономической зоне (ст. 253 УК РФ).
УК РФ устанавливает ответственность за:
— незаконное возведение сооружений на континентальном шель-
фе, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономичес-
кой зоне зон безопасности;
— нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и лик-
видации возведенных сооружений и средств обеспечения безопаснос-
ти морского судоходства;
— исследование, разведка, разработка естественных богатств
континентального шельфа или исключительной экономической зоны,
проводимые без соответствующего разрешения.
Целью статьи является охрана континентального шельфа и исклю-
чительной экономической зоны как важнейшего элемента окружающей
среды от незаконного воздействия и обеспечение суверенитета России.
Данная статья включает несколько деяний, содержащих признаки
предусмотренных ею составов преступления и разграничивающихся
по характеру действий и бездействия, а также по предмету посяга-
тельства.
Под незаконным возведением сооружений на континентальном
шельфе или в исключительной экономической зоне понимается стро-
ительство любых сооружений, независимо от целей такого строитель-
ства, если на это не было получено разрешение, предусмотренное
действующими нормативно-правовыми актами, выданное в надлежа-
щем порядке управомоченными на то органами, либо строительство
сооружений с отступлением от условий полученного разрешения.
Разрешение предоставляется на осуществление указанного в нем вида
деятельности в течение определенного срока и устанавливает условия
деятельности. Разрешения выдаются в соответствии с целями исполь-
зования, т.е. для регионального изучения, поиска, разведки, разработ-
ки минеральных ресурсов континентального шельфа, и иными закон-
ными целями.
Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанав-
ливаются зоны безопасности для проведения исследований, разведки
и разработки богатств континентального шельфа на расстоянии не
более 500 м от каждой точки их внешнего края.
Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликви-
дации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности
морского судоходства может совершаться путем как действия, так и
бездействия и состоять в выборе, например, порядка эксплуатации
законно возведенного сооружения, противоречащего действующим
правилам, в невыполнении действий, прямо предписанных правила-
ми либо условиями разрешения.
Необходимо отметить, что перечисленные деяния совершаются
умышленно. Лицо осознает общественную опасность своих действий
или бездействия и совершает их по собственному желанию. Ссылки
на возможность совершения данного преступления по неосторожно-
сти в законе не содержится.
Составы преступлений, предусмотренных комментируемой стать-
ей, следует разграничивать с составами административных правона-
рушений, предусмотренных КоАП, ст. 561 «Незаконная выдача ли-
цензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий вы-
данной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на
континентальном шельфе» (ч. 3 и 4); ст. 562 «Нарушение действую-
щих стандартов (норм, правил) и условий лицензии, регламентирую-
щих разрешенную деятельность на континентальном шельфе»; ст. 563
«Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных
исследований на континентальном шельфе» КоАП. Разграничение осу-
ществляется по объективной стороне деяния и с учетом степени его
общественной опасности.
В случае захоронения отходов и других материалов на континен-
тальном шельфе с нарушением установленных правил уголовная от-
ветственность в зависимости от видов и опасности отходов, веществ
и других материалов наступает либо по ст. 247 УК РФ, либо по ст. 252
УК РФ, либо по ст. 571 КоАП «Нарушение правил захоронения отхо-
дов и других материалов на континентальном шельфе Российской
Федерации».
3. Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ).
Применительно к освоению полезных ископаемых данная статья
предусматривает ответственность за загрязнение морской среды вслед-
ствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных
средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ
и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря
либо препятствующих правомерному использованию морской среды.
Цель данной статьи состоит в уголовно-правовой охране от загряз-
нения морской среды, обеспечении правомерного использования моря
и ряде других охраняемых законом интересов.
Сферой действия нормы является охрана окружающей среды при
разведке и добыче полезных ископаемых, использовании морской
среды.
Охрана морской среды от загрязнения регламентируется многочис-
ленными международно-правовыми актами, нормами внутреннего за-
конодательства, подзаконными нормативными актами.
Правила захоронения и сброса в морскую среду различных ве-
ществ, материалов и отходов, правила эксплуатации искусственно
возведенных в море сооружений (платформ, искусственных островов
и т.п.) устанавливаются законом «О континентальном шельфе», по-
становлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными
актами.
4. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строи-
тельных или иных работ (ст. 216 УК РФ).
Применительно к недропользованию данная статья предусматри-
вает ответственность за нарушение правил безопасности при ведении
горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосто-
рожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
человека.
Объектом данного преступления является общественная безопас-
ность при ведении горных, строительных и иных работ, а в отдельных
случаях — жизнь людей и собственность.
Нарушение правил возможно как действием вопреки правилам, так
и путем бездействия, когда правила предписывают действовать опре-
деленным образом.
5. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драго-
ценных камней или жемчуга, а также нарушение правил сдачи их
государству (ст.ст. 191, 192 УК РФ).
Данные статьи предусматривают ответственность за уклонение от
обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государ-
ству добытых из недр, полученных из вторичного сырья или подня-
тых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней,
если это деяние совершено в крупном размере, а также совершение
сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драго-
ценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установ-
ленных законодательством РФ, а равно их незаконные хранение, пе-
ревозка или пересылка.
Целью статьи является охрана установленного в законе порядка
оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и сделок с ними.
Деятельность по совершению операций с драгоценными металла-
ми и драгоценными камнями регулируется Федеральным законом «О
драгоценных металлах и драгоценных камнях», постановлениями
Правительства РФ и другими актами.
Аффинаж — это процесс очистки извлеченных драгоценных ме-
таллов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драго-
ценных металлов до качества, соответствующего государственным
стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ,
либо международным стандартам.
Действия, состоящие в обязательной сдаче на аффинаж добытых и
произведенных драгоценных металлов, должны осуществляться в
строгом соответствии с установленными правилами с тем, чтобы
обязательная сдача на аффинаж не влекла за собой сделки, не соответ-
ствующей закону или иным правовым актам (ст. 168 УК РФ). При
этом правовой оценке подлежит сохранение либо переход права соб-
ственности на драгоценные металлы после аффинажа, соблюдение
технологического процесса, обеспечивающего качество, определенное
в нормативно-правовом порядке.
Обязанность сдачи минерального сырья на переработку, включая
аффинаж, возложена на пользователя недр, который обязан заключить
договор только с предприятием-переработчиком и аффинажным заво-
дом, причем транспортировка минерального сырья должна осуществ-
ляться только специализированными предприятиями, которым это
сырье передается.
Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением
самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки
должны поступать для аффинажа в организации, включенные в пере-
чень, утвержденный Правительством РФ. Право собственности на
драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первона-
чальными собственниками, если иное не оговорено условиями сде-
лок. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драго-
ценных металлов, а также порядок оплаты предоставляемых этими
организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа уста-
навливаются Правительством РФ.
Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержа-
щим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правитель-
ством РФ.
3dec6bea003297bbecd39dd989231663.js" type="text/javascript">cf7a76a616b90ad9125bfefae5a74406.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 300 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: