Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Основной закон (конституция) ФРГ
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:52
Основной закон определил Федеративную Республику Германию как . ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.
Основной закон содержит перечень прав и свобод человека, провозглашая их обязательность для законодательной, исполнительной власти и правосудия в качестве . Однако конституция предусматривает и возможность лишения Федеральным конституционным судом основных прав тех, кто злоупотребляет свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки, почтовой и телесвязи, собственностью или правом убежища . На этом же основании могут быть запрещены и политические партии (в частности. Конституционный суд запрещал как неконституционные Коммунистическую партию Германки и неонацистские организации; позднее они воссоздавались под другими названиями).9bb2200f04c07b0defe17dde6f0a5941.js" type="text/javascript">fd8ac810af54b3df547f26f36a8b5907.js" type="text/javascript">24010f1b3b2157786903fc6a83368b7a.js" type="text/javascript">a44ba85bc660ac8a01c5800d82947ba6.js" type="text/javascript">17ac1e01a585affb352560f4cef75c08.js" type="text/javascript">7481249b0ccf3f005a4ee8238da7a356.js" type="text/javascript">c675a2d2153dcd85faa5e38bc6e67b6b.js" type="text/javascript">fd29a926a5ee000d66c55ba352a05c40.js" type="text/javascript">f5600b72d97c48118914cc193e63155c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 225 |
Гражданская (государственная) служба (Великобритания)
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:51
Гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом.
В соответствии с принципом отделения государственного управления от политики, положенным в основу государственной службы Великобритании, все государственные должностные лица подразделены на две основные категории: политиков, заменяемых в случае ухода правительства в отставку, и администраторов-профессионалов, нанимаемых на постоянную работу независимой от других административных органов Комиссией гражданской службы. К числу государственных служащих-политиков относятся в первую очередь высшие должностные лица: премьер-министр, все министры, государственные секретари и некоторые другие высокопоставленные чиновники. Безусловно, высший слой профессиональных служащих, относимых ко второй категории, самым непосредственным образом участвует в разработке политических решений, но, в отличие от министров, не несет никакой политической ответственности за их последствия.
Гражданскими служащими не считаются судьи, военнослужащие, служащие полиции и органов местного самоуправления, учителя и работники национальной службы здравоохранения. Представители всех перечисленных категорий вместе с гражданскими служащими объединяются более широким понятием - . Непосредственно на гражданской службе занято 10% служащих общественного сектора.
Гражданская служба подразделяется на внутреннюю и дипломатическую. Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а государственный секретарь (министр) иностранных дел и по делам Содружества - дипломатическую.
Исторически гражданская служба считается прерогативой короны (королевской власти) и поэтому регулируется в основном не законами, а приказами короны в Совете, а также распоряжениями министерства финансов и других министерств в рамках своей компетенции.
В настоящее время управление гражданской службой осуществляет премьер-министр.
По характеру своей работы и должностному статусу все гражданские служащие разделены на категории, группы и разряды. По каждой из них существует строгое описание квалификационных требований и должностных обязанностей.
В состав высшей группы служащих входят ведущие политические и административные руководители: постоянные секретари министерств, их заместители и помощники заместителей. Для них существуют особые правила пребывания в должности. Все остальные служащие разделены на несколько категорий. Первая, , категория включает группы: административную (старшие исполнители, ученики-администраторы, секретари-помощники, клерки и т.д.); экономистов; статистиков; сотрудников служб информации и др. Вторая категория - научные работники. Третья - технические специалисты ( инженеры, архитекторы и т.д.). Имеется также категория юристов. В низшую категорию входит вспомогательно-технический персонал: машинистки, стенографистки, делопроизводители, уборщики, посыльные.
Система набора гражданских служащих предполагает проведение письменных экзаменов и обязательного собеседования по программам ведущих британских университетов. При наборе на высшие должности предпочтение отдается устным собеседованиям. Назначения высших должностных лиц проводятся министром гражданской службы, т.е. премьер-министром. Назначения на другие должности - руководителями соответствующих министерств, осуществляющими набор самостоятельно, но под контролем комиссии гражданской службы.
Гражданские служащие имеют ряд существенных льгот, гарантируемых государством. Прежде всего гарантируется пожизненная занятость служащего, преждевременные увольнения возможны только в случае грубейших нарушений трудовой дисциплины. Кроме этого, служащие освобождены от оплаты взносов в пенсионный фонд, а право на пенсию в размере одной трети заработной платы возникает у них при стаже работы в 10 лет и достижении минимального возраста ухода в отставку.
В правах гражданских служащих существуют, однако, и некоторые ограничения. Высшим должностным лицам запрещено заниматься политикой на общенациональном уровне. Для участия в местной политической деятельности всем служащим необходимо разрешение руководства соответствующего ведомства, выдаваемое не во всех случаях и при обязательном условии лояльности к учреждениям, которые они представляют. Ограничения касаются участия в финансовых операциях и тех сделках с акциями и земельными участками, которые могут привести к столкновению частных и служебных интересов. Специальное разрешение на политическую деятельность требуется и после выхода в отставку.205bcbc9cd11e6181b50b5a8f30408ae.js" type="text/javascript">b267e6d293ba22a4c5560028860cff2e.js" type="text/javascript">2aa75faed64a0dd9f6255f947260df93.js" type="text/javascript">d3a7763be6fd673383df6e0030b2c551.js" type="text/javascript">1f2f3d5639f673b76cd5ab3fe0bc2bbb.js" type="text/javascript">86a730db3298caedb7e3569d7b828834.js" type="text/javascript">3fe4c354fc53baf218bb8f13704ac186.js" type="text/javascript">7c77bed04c3f3ee38223b6d9ce15f8a9.js" type="text/javascript">130656f5450e1a622d6e22c0b3b54636.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 348 |
Судебная система (Великобритания)
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:50
Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также, только по гражданским делам, - Шотландии. От имени Палаты лордов дела рассматриваются судом Палаты лордов.
Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения - Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны.
Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений и рассматривает в коллегиях из трех или более судей апелляции на постановления других судов.
Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер и другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи занимается, главным образом, рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистратских судов по уголовным делам. На правах составных частей Отделения королевской скамьи самостоятельно функционируют Суд Адмиралтейства, в котором рассматриваются споры по морским перевозкам, столкновениям кораблей и возмещению связанных с этим убытков и т.п., и Коммерческий суд,- которому подсудны многие споры торгового характера. Канцлерское отделение рассматривает, чаще всего в качестве суда первой инстанции, гражданские дела, связанные с управлением имуществом, доверительной собственностью, деятельностью компаний, банкротствами и др. На правах одной из составных частей Канцлерского отделения функционирует Патентный суд. Семейное отделение занято в основном рассмотрением жалоб на решения магистратских судов по всем вопросам семейных отношений.
Разбирательство дел по первой инстанции в отделениях Высокого суда проводится судьями единолично, рассмотрение апелляций - обычно в коллегиях из двух или трех судей. В Отделении королевской скамьи при определенных условиях дело может слушаться с участием присяжных.
Суд короны, созданный в 1971 г. взамен ряда прежних судебных учреждений, рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, т.е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов.
Все названные суды относятся к категории высших. К низшим в Англии и Уэльсе относятся суды графств и магистратские суды.
Суды графств (их насчитывается свыше 350) - основные органы гражданского правосудия, в которых по первой инстанции рассматривается около 90% гражданских дел. Границы района, в котором действует соответствующий суд, определяются лордом-канцлером. В каждом таком суде обычно имеется один или два постоянных судьи. Компетенция судов графств ограничена по сравнению с Высоким судом размерами исков, различающимися в зависимости от категории иска (например, до 5 тыс.ф.ст. по искам из договоров и деликтов).
Магистратские суды рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (до 98% в год).
Наряду с названными судами общей юрисдикции, в Англии и Уэльсе имеются специализированные суды различной компетенции. Некоторые из них носят название трибуналов, что подчеркивает, как правило, их второстепенное значение по сравнению с судами. В частности, в 1964 г. были учреждены промышленные трибуналы, состоящие из трех членов (под председательством профессионального юриста). Они рассматривают споры между предпринимателями и работниками, в том числе жалобы на неправильное увольнение, на отказ в выплате пособий по беременности и родам и т.п.
Особое место среди учреждений специальной юрисдикции занимает Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, учрежденный в 1956 г. Он рассматривает соглашения о ценах и условиях поставок товаров и услуг с тем, чтобы не допустить монополизации производства и торговли, а значит и искусственного удержания высокого уровня цен.
Все судейские должности в Великобритании замещаются по назначению, а не в результате выборов. В Англии и Уэльсе судьи высших судов назначаются королевой по рекомендации лорда-канцлера, судьи низших судов назначаются самим лордом-канцлером.
Расследование уголовных дел осуществляется, как правило, полицией, которая в лице начальников участков (главных констеблей) располагает широкими полномочиями отказаться от передачи дела в суд, ограничившись вынесением официального подозреваемому. Традиционно по большинству уголовных дел обвинение в английских судах поддерживалось либо полицией, либо отдельными гражданами. Только по наиболее серьезным преступлениям расследование проводилось ведомством директора публичных преследований, которое брало на себя и поддержание обвинения в суде по этим и некоторым другим делам. (Директор публичных преследований назначается генеральным атторнеем и работает под его руководством.) За последнее время в этой области произошли серьезные изменения. Закон о преследовании за преступления 1985 г. учредил для Англии и
Уэльса службу государственных () обвинителей. Основная функция государственных обвинителей - поддержание обвинения в судах всех уровней по делам, расследованным полицией, а также, в некоторых случаях, возбуждение и участие в расследовании уголовных дел.abced5ffd805f70edae7f40cfd5abc8e.js" type="text/javascript">d908ca1c5b1e3af79b606ec8049b904e.js" type="text/javascript">d3753a4f08f76c04411c884616158059.js" type="text/javascript">5b62fcd34b9127fd51b18b6aa1f51cd4.js" type="text/javascript">d611f287b43078864c719d8349ddd9d9.js" type="text/javascript">65cb9b3c6d6bc34c08013a5303dfd4a2.js" type="text/javascript">d47d006ba59c01510ad2d5b4483da9cd.js" type="text/javascript">0f5a4ce4eb8223a0c5e477dd1a384298.js" type="text/javascript">d61b71c98e37543cc132cbd6bf1a95a5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 570 |
Местное самоуправление (Великобритания)
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:48
В Великобритании исторически сложилось несколько уровней местных органов власти: от советов графства до советов приходов и сельских островных советов (например, в Шотландии). В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые. Но с конца 70-х годов, с приходом к власти М.Тэтчер, закрепилась общая тенденция к постоянному сокращению числа советов и сферы их компетенции.
В зависимости от степени урбанизации населения различают так называемые районы (т.е. районы городских агломераций) и , или сельские районы со значительно меньшей численностью проживающего в них городского населения. Естественно, что функциональная структура советов везде разная и определяется самими советами исходя из сложившейся ситуации.
По законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.
Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства, в свою очередь, делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округов.
Все административные территории (за исключением приходов и общин, в которых проживает менее 150 жителей) управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и. городских округов избираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления.
Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.
К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги (за исключением магистральных и мостов), социальные службы, образование и библиотеки, музеи, трудоустройство молодежи, продовольствие и медикаменты, места отдыха и уборку мусора. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения, жилищное строительство, местные дороги и стоянки автотранспорта, зрелищные мероприятия и реклама, борьба с шумом и здравоохранение, сбыт отходов и кладбища, социальное обеспечение. К ведению приходов и общин относятся: распределение земельных участков, промыслы, туризм, пешеходные дорожки, автобусные стоянки, места отдыха.
Несколько отличается от этой схемы управление Лондоном. Большой Лондон разделен (за исключением центра - Сити) на 32 района. Они управляются советами, сформированными по такому же принципу, как и окружные советы. К ведению советов относятся: развитие территории, налоги, жилищное строительство, транспорт, образование, здравоохранение, пожарная безопасность, библиотеки, парки. Лондонский Сити управляется тремя палатами, в состав которых входят лорд-мэр, советники, шерифы и другие высокопоставленные должностные лица. Корпорация Сити имеет больше полномочий, чем городские округа Англии.7a634342cea099bc99d75cc60bec5d33.js" type="text/javascript">9c21b3f6bb53243bd8fddcee663fa60b.js" type="text/javascript">c70efdee6c142114af861f205df65303.js" type="text/javascript">d317e26f3de07a1301c1341ff124b995.js" type="text/javascript">b069e4e81aa346c02f72f88e01ae5ba2.js" type="text/javascript">9db394303672f60cd0dcbd8ab59056eb.js" type="text/javascript">2602f8545b0e8ee2e8bd749cfbdce21d.js" type="text/javascript">52976fabf26a13c3ce9ff8d9511db60f.js" type="text/javascript">7694edd3fc0b036fc462384431d12beb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 214 |
Правительство (Великобритания)
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:47
Центральная исполнительная власть представлена органом, состоящим из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер-министр. Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937 г., 1964 г., 1975 г.; Акт о передаче полномочий министров Короны 1946 г.; Акты о дисквалификации депутатов палаты общин 1957 г. и 1975 г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жалованье министров 1972 г.
Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер-министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства (что в Великобритании случается довольно редко), королева проводит консультации с лидерами партий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решение. После назначения премьер-министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.
Если премьер-министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер-министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.
Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписаным правом, а также зависят от политических обстоятельств.
Согласно обычаю, премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.
Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляя руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер-министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопрос об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно признается, что он вправе вмешиваться в любую область управления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних сношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.
Премьер-министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер-министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента (обычно - членом палаты общин).
Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер-министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер-министра включает лиц, являющихся гражданскими служащими - чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членами кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов. В личном секретариате премьер-министра существует должность секретаря по связи с общественностью, на которого возлагаются обязанности выступать с публичными заявлениями о политике правительства, встречаться с журналистами, проводить пресс-конференции.
В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом. Таким образом, термины и не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.
Кабинет является органом, структуру и компетенцию которого в значительной мере определяют конституционные соглашения. Жесткие правила, касающиеся его состава, функций и процедуры деятельности, отсутствуют. Кабинет включает министров, возглавляющих самые важные министерства. На его регулярных заседаниях обсуждаются наиболее актуальные вопросы государственной жизни, принимаются решения, которые затем реализуются членами правительства. Поскольку существует различие понятий и , постольку сложилось и деление министров на две группы: министры - члены кабинета и министры - не члены кабинета. Число министров законодательно не определено, обычно оно колеблется от 75 до 80 человек. Численный состав правительства устанавливается премьер-министром.dcb588b4142a1f7ae9483272083a92cd.js" type="text/javascript">04136904aba5e48133fdfb1c54410c6e.js" type="text/javascript">3b259050dd4742b47c977fbfcffe1b71.js" type="text/javascript">2b5192da239a9a39f8a9780c18081312.js" type="text/javascript">0edf7b62704bc7460da3766c2addf096.js" type="text/javascript">a5ce6233e2ca6aca3e7e302e2c6fd0ee.js" type="text/javascript">bf9266db5dbaeea93d60f8c3df315895.js" type="text/javascript">85a7ad79a084367d0da7919d49df67cc.js" type="text/javascript">379d64c01415b2c0ce89a8e576b6b4e0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 192 |
Монарх (Великобритания)
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:46
Великобритания - конституционная монархия, главой государства является король (королева). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца-консорта. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II, коронованная в 1952 г.
Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль, после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.
Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т. д. Перечислить все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.). Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой . Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.
Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.

Парламент
Британский парламент - старейший в Европе (существует с конца XIII в.). Он состоит из двух палат - палаты общин (нижняя) и палаты лордов (верхняя). Палата общин избирается населением на 5 лет, но может быть распущена досрочно. Право избирать депутатов палаты общин имеют британские граждане, достигшие 18 лет и имеющие постоянное место жительства в избирательном округе ко дню списков избирателей. Особенностью британского законодательства о выборах является то, что права голоса, наряду с умалишенными и осужденными за тяжкие преступления, лишены пэры (лица, имеющие такой дворянский титул, который дает право заседать в верхней палате британского парламента). Право быть избранным в палату общин предоставляется с 21 года тем, кто обладает правом голоса, исключая, однако, священников англиканской церкви, банкротов и лиц, находящихся на государственной службе.
Для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты, необходимо внести избирательный залог в сумме 1000 фунтов стерлингов. Залог переходит в собственность государства, если кандидат соберет менее 5 % общего числа поданных по округу голосов.
Выборы в палату общин проводятся по одномандатным округам на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.
Увеличив в 1983 г. состав палаты с 635 до 650 депутатов, правящая консервативная партия получила возможность перекроить ряд избирательных округов в своих интересах. Определение результатов выборов по системе относительного большинства приносит огромные выгоды двум крупнейшим партиям. Более половины поданных голосов кандидату необходимо набрать лишь тогда, когда по округу баллотируются только два кандидата (английские политики называют такую ситуацию ), если же по округу баллотируются три кандидата и более (ситуация ), избранным чаще всего оказывается кандидат, собравший менее половины поданных голосов. Все остальные голоса не засчитываются. Все это приводит к тому, что распределение депутатских мандатов между партиями никогда не соответствует распределению между ними голосов избирателей.
Палата лордов вообще не избирается. Ее членами являются: 1) наследственные пэры, т. е. лица, которые обладают наследственным дворянским титулом не ниже барона и которые вместе с титулом получают и передают по наследству место в верхней палате британского парламента; 2) пожизненные пэры, т. е. лица, которым дворянский титул барона (баронессы) пожалован без права передачи по наследству; таким правом фактически наделен премьер-министр. Большинство из них - это политические и партийные деятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышедшие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, профсоюзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности; 3) 26 (2 архиепископа и 24 епископа англиканской церкви), которые считаются членами верхней палаты до тех пор, пока занимают свои церковные должности; 4) 20 . Это лорды-юристы, которые назначаются королевским актом пожизненно из числа лиц, занимающих или занимавших высокие судейские должности. Они оказывают палате помощь при решении судебных дел и получают особую плату. Численный состав палаты лордов юридически не определен. Монарх вправе жаловать титулы пэров и тем самым беспредельно увеличивать состав верхней палаты (в настоящее время членами палаты лордов являются свыше 1100 человек).
Заседаниями палаты общин руководит спикер, избираемый депутатами из своей среды. Спикер считается беспартийным и сам не участвует ни в прениях, ни в голосованиях, имеющих место в палате; только в том случае, когда голоса депутатов разделяются поровну, он подает решающий голос. В палате лордов председательствует лорд-канцлер - член правительства. Если лорд-канцлер не является пэром, он не входит в состав этой палаты, если же он носит титул пэра, то принимает участие и в прениях, и в голосованиях. Роль лорда-канцлера в руководстве заседаниями верхней палаты очень невелика: он не предоставляет лордам слова для выступления, не обладает дисциплинарной властью.b8fbbbe4010111c43904bb4c8cc177e7.js" type="text/javascript">8523c9794b347ced38c70b7a098797da.js" type="text/javascript">3109f21c056631c6afdab5606d6dbcc1.js" type="text/javascript">88078dd19eefc0a4db071f0cee2b3586.js" type="text/javascript">372731e8bfdb7bbcaf7dd7c97dafc2a2.js" type="text/javascript">d8c6895820205b0c52e3d2c305d14eaa.js" type="text/javascript">e4a2c9a14bc26104ff777f667ba8560e.js" type="text/javascript">dee24530aeeaf429bc071f86eca32133.js" type="text/javascript">b1554712935110d5c3b26e8ec5854f79.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 197 |
Особенности британской конституции
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:45
Британская конституция - конституция неписаная. Акта, который был бы официально провозглашен Основным законом, в Великобритании не существует. Неписаная же конституция Великобритании состоит из норм трех категорий: 1) норм статутного права; 2) норм case law (прецедентного права); 3) норм, представляющих собою не что иное, как конституционные обычаи.
Статутом в Великобритании принято называть законодательный акт, принятый или одобренный палатами парламента в соответствии с установленной процедурой и подписанный главою государства. Поэтому совокупность норм, установленных статутами, получила наименование статутного права. Естественно, что нормы статутного права - это нормы не только государственного права, но и других отраслей права - уголовного, гражданского и т. д. К статутам, имеющим конституционное значение, британские государствоведы обычно относят Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 г. и 1949 г. и др. Конституционным документом считается также Великая хартия вольностей 1215 г.
Судебные прецеденты стали источниками права в Англии еще в эпоху раннего феодализма: начиная с XIII в. сложилась система судебных прецедентов, получившая название , а с XV в. - еще одна система: . После судебной реформы 70-х гг. XIX в. в компетенцию общих судов было включено применение как норм , так и норм . Таким образом, появилось единое прецедентное право, рамки которого были к тому же расширены за счет прецедентов, содержавших толкование статутов. В состав неписаной британской Конституции включаются, разумеется, не все нормы прецедентного права, а только те, которыми регулируются важные вопросы государственного права.
Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, - государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко-географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления, - Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Особенности управления Шотландией выражаются в том, что в составе британского правительства имеется специальный пост министра по делам Шотландии. Ему подчинено Шотландское ведомство, состоящее из 4 департаментов и расположенное в г. Эдинбурге. Кроме того, судебные органы в Шотландии построены иначе, чем в Англии, и сохранились некоторые старинные шотландские институты в гражданском и уголовном праве. Управление Уэльсом осуществляет входящий в состав британского правительства министр по делам Уэльса, который руководит расположенным в г. Кардиффе Валлийским ведомством. В 1979 г. в Шотландии и Уэльсе проводился референдум по поводу законов, предусматривавших учреждение избираемых местным населением Шотландской и Валлийской ассамблей. По его результатам ни первая, ни вторая область автономии не получили: законы не собрали необходимого числа голосов (40% зарегистрированных избирателей). Однако в 1997 г. в ходе референдума 74,25 % жителей Шотландии высказались за создание собственного парламента. Идею собственного парламента одобрило и большинство населения Уэльса.7cb9762e3d82eb40519851539dd13692.js" type="text/javascript">437988dc48fb19b5748cfbdc50633c5b.js" type="text/javascript">f220954f1143dafebeef892b485fbb05.js" type="text/javascript">bbebabf6b33cb58bd5d025d8e292fe87.js" type="text/javascript">095462b40ffeb671b23abaf3a2ca014a.js" type="text/javascript">94565c036126cfcfc974ff9053f4bd83.js" type="text/javascript">ab644d2aa743a8d4b32a981e403e3fe3.js" type="text/javascript">7ee4140ccd3ec3becd15d7981817e97f.js" type="text/javascript">89ad452f9281fda5395aff670b68d0d6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 158 |
Государственная служба в США
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:44
Категория государственных служащих в США включает как должностных лиц и вспомогательно-технический персонал, связанный с реализацией государственно-властных полномочий, так и работников по найму (в том числе преподавателей государственных учебных заведений, рабочих государственных предприятий и сферы коммунального обслуживания). В США () или () в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. Соответственно, широко употребляемые в американской литературе термины (), (), () зачастую носят характер синонимов.
В то же время в специальной американской литературе в ряде случаев проводится различие между , охватывающей категорию профессионального несменяемого чиновничества, и , под которой подразумевается высший слой государственных чиновников, сменяемых на основе . На русский язык все эти термины переводятся как , и этот термин используется в отечественной литературе.
На американскую государственную службу оказали большое влияние федеративная форма государственного устройства, президентская форма правления, конституционные принципы разделения властей, и другие особенности политической организации общества.
Федеральная форма государственного устройства США предопределила размежевание функций центрального исполнительного аппарата и органов управления штатов, графств и муниципалитетов. Несмотря на то что концепция суверенности штатов была отвергнута еще в конце XVIII в., в общественно-политической жизни американского государства штаты всегда играли роль более значительную, чем простые административно-территориальные единицы.
Ввиду того, что конституция обошла молчанием вопрос о построении государственной службы на местах, организация деятельности чиновников в управленческом аппарате штатов и местных органов стала прерогативой власти штатов и местного управления. Служебная деятельность личного состава исполнительных органов штатов, за исключением некоторых ее видов, финансируемых из федерального бюджета, не подлежит регулированию федеральным законодательством. Работа служащих местных органов власти строится по большей части на независимой от властей штата основе.
В результате, с юридической точки зрения, в США не существует единой государственной службы. Она как бы разделена по административно-территориальному принципу на множество автономных систем, что при наличии в США около 185 тысяч административно-территориальных единиц делает ее композицию весьма сложной. Кроме того, наиболее важная, с государственно-правовой точки зрения, федеральная гражданская служба в свою очередь состоит из конгломерата административно-управленческих структур, правовая основа которых совпадает лишь частично. Существуют и так называемые исключенные федеральные службы - заграничная служба, ФБР, ЦРУ и другие.
Начало современной гражданской службе на уровне федерации было положено в 1883 г. Законом о гражданской службе. Этим актом упразднялась практиковавшаяся ранее система , в соответствии с которой президент, победивший на выборах, мог полностью сменить всех должностных лиц. Закон ввел в действие новую систему (систему заслуг) и конкурсные экзамены для набора на службу и назначения на подавляющее число должностей. Запрещалась дискриминация по признаку партийной принадлежности, а гражданская служба объявлялась политически нейтральной. Закон учредил особый орган - Комиссию гражданской службы, ставшую впоследствии независимым ведомством в системе исполнительной власти.
В последующие годы законодательство, регулирующее гражданскую службу, неоднократно дополнялось и изменялось. Одним из последних наиболее значительных актов был Закон о реформе гражданской службы (1978 г.). Этим законом вместо Комиссии были созданы в качестве независимых ведомств три новых органа: Управление по руководству персоналом, Управление особого советника и Совет по охране системы заслуг. Им поручалось выполнение трех различных функций, выполнявшихся ранее комиссией: 1) управление набором, обучением и продвижением служащих; 2) расследование случаев нарушений правовых норм; 3) вынесение решений по таким нарушениям. Помимо этого. Закон 1978 г. предусмотрел проведение ежегодной оценки работы служащих, введ более широкое применение поощрительных премий и создал новую группу служащих - Службу высших руководителей. Многочисленные и очень детальные правовые нормы по вопросам гражданской службы содержатся главным образом в кодифицированном пятом разделе Свода законов США.
Не все федеральные служащие относятся к числу гражданских служащих. Ими не являются: должностные лица, находящиеся на , т. е. руководители департаментов и ведомств, сменяемые новым президентом; военнослужащие; обслуживающий персонал правительственных органов, набираемый в неконкурсном порядке; некоторые другие категории служащих. К гражданским служащим относятся в основном все те, которые подпадают под юрисдикцию вышеуказанных Управлений и Совета. В 1988 г. таких было 60 %. В США существует детальная классификация работ и должностей в зависимости от относительной сложности обязанностей и ответственности, к которой тесно привязаны ставки оплаты труда.
Служащие, подпадающие под юрисдикцию Управления по руководству персоналом, разбиты на 18 разрядов (ступеней). Их жалование сравнимо с оплатой соответствующего труда в частном секторе. Для Службы высших руководителей установлен особый порядок отбора, поощрения, продвижения, увольнения и пенсионного обеспечения.
Набор служащих осуществляется Управлением по руководству персоналом. Разрешается поступление на службу практически без возрастных ограничений и на любую ступень. Управление проводит экзамены по установленным им программам, а также экзаменует претендентов на должности административных судей. Совет по пересмотру квалификации Управления экзаменует старших руководителей. Для занятия должности более высокого разряда служащему также нужно выдержать экзамен.
Управление отвечает за организацию обучения и повышение квалификации служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует их проведение департаментами и ведомствами. В 1988 г. почти 97% всех федеральных служащих прошли оценку своих профессиональных способностей. Она проводится руководителями учреждений и их особыми советами по проверке исполнения. От ее итогов зависит судьба карьеры служащего и размер оплаты его труда. Служащим (но не более чем половине сотрудников), труд которых оценен положительно, полагается премия. Она выплачивается раз в год одной суммой (освобожденной от части вычетов).
Служащие охвачены системой социального обеспечения по болезни, имеют право на пенсии по старости (с 50 лет) и инвалидности. Они могут создавать свои профсоюзы, заключать коллективные договоры с администрацией, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Но их права на забастовку ограничены. Политические права служащих также ограничены, поскольку официально они должны быть политически нейтральными. Особо льготные условия пребывания на службе предусмотрены для высших руководителей. Всего их около 11 тыс. У них отсутствует деление на разряды, назначение на должность и перемещение на межведомственной основе производится лишь на основе оценки их труда руководителем. Имеются льготы в повышении квалификации, отпусках, пенсионном обеспечении.
Известно, что одной из целей ныне действующей администрации Клинтона является обновление госаппарата. Это, в частности, относится и к Службе высших руководителей (СВР), так как данный институт играет важную роль в проведении реформ. Не случайно в доклад, посвященный изменениям в системе административного управления, был включен специальный раздел . В нем были перечислены основные проблемы и указаны направления будущего развития СВР.f7d9131f02028671cba4067523b02f9d.js" type="text/javascript">58e05ded234d7fc75a84c750d1bcb112.js" type="text/javascript">b5874f9edf27082396ba3a1c6beda9f4.js" type="text/javascript">28bc3d548eb4743101ee70691ce982ff.js" type="text/javascript">381981e97d681350daa0cf17245b36b7.js" type="text/javascript">af97ccf1d07595d9eb62907369b9fb85.js" type="text/javascript">e827377615844fd24562aa1dd2d8e615.js" type="text/javascript">9242ff0062076ad71c531f64a831f4a3.js" type="text/javascript">a497125b548b10d7c8b4573034a385fb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 171 |
Судебная власть в США
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:43
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.
Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам, учреждаемым конгрессом. В силу 10-й поправки к конституции каждый штат имеет право создавать собственные судебные органы. Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесенные к их компетенции конституцией США и федеральным законодательством. Судам каждого штата подсудны дела, отнесенные к их компетенции конституцией и законодательством соответствующего штата. Суды штатов организационно не связаны с федеральными: ни Верховный суд США, ни другие федеральные судебные органы никакого административного контроля над ними не осуществляют.
Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. Состав, структура и порядок работы Верховного суда не были определены конституцией США, ограничивающейся лишь упоминанием (председателя Верховного суда) и закрепляющей за президентом право сената назначать . Численность Верховного суда - девять человек (включая председателя) - была установлена конгрессом в 1869 г. Численный состав других федеральных судов устанавливается конгрессом в зависимости от объема работы конкретного суда, характера компетенции, населенности подведомственной территории и т. п. Члены федеральных судов назначаются президентом сената и остаются в должности, как говорится в конституции, пока они , т. е. практически пожизненно. Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента.
Важнейшей особенностью судебной деятельности в США является право суда осуществлять конституционный надзор, т. е. надзор за соответствием актов законодательных или исполнительных органов положениям конституции. Особенно велика в этом отношении роль Верховного суда США, решения которого, являющиеся окончательными и обязательными для всех, не раз оказывали воздействие на политическую и экономическую жизнь страны.6f80b7f1438d92aa2a63b8ef51d4edcd.js" type="text/javascript">ad11e6bc1f850a508b6cf700b6c8eeea.js" type="text/javascript">a812867b120ff0d087b01c0ac6998d00.js" type="text/javascript">e9a6b23c431c8d345cafb52ab0d0d593.js" type="text/javascript">693ea227155cdcb36a167b1ca1a4e324.js" type="text/javascript">28fa015c632902808902082eeb989f9c.js" type="text/javascript">491b73585d82b5d624b77bf5c512c1e6.js" type="text/javascript">8b5e4ded7b2da8248c179f1ddfb30565.js" type="text/javascript">18d477e91cd1caa4a750ca2909fccad8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 198 |
Административные учреждения штатов и местное самоуправление США
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 06:43
Законодательная власть во всех штатах принадлежит законодательным собраниям (легислатурам) штатов. Конституция каждого штата устанавливает структуру законодательного органа штата, порядок его избрания, срок полномочий его членов, полномочия законодательного органа и процедуру их осуществления. По своей структуре и методам работы законодательные собрания штатов во многом копируют конгресс. Во всех штатах, кроме Небраски, они состоят из двух палат: палаты представителей и сената. По своему численному составу законодательные собрания штатов существенно различаются - от нескольких сотен до нескольких десятков членов; причем количество законодателей не зависит от численности населения и размеров штатов. Сроки полномочий членов законодательных собраний в разных штатах различны: в 46 штатах члены палаты представителей избираются на два года; в четырех штатах - на четыре года; сенаторы в 38 штатах избираются на четыре года, в 12 штатах - на два года. Периодичность проведения сессий законодательных собраний также различна: в большинстве штатов сессии проводятся ежегодно, а в некоторых штатах - раз в два года. В отличие от конгресса США, сессии законодательных собраний штатов проводятся в сравнительно короткие сроки - один или два месяца.
Как и в конгрессе, в законодательных собраниях штатов действует система комитетов; в некоторых штатах большую роль играют объединенные комитеты обеих палат. Характерной особенностью большинства законодательных собраний является доминирующая роль спикера палаты представителей, пользующегося огромным влиянием не только в рамках законодательного собрания, но и вообще в штате.
В тексты ныне действующих конституций штатов, средний возраст которых составляет 82 года, внесено более 5 тыс. поправок. Столь высокая частота конституционного пересмотра в штатах во многом объясняется достаточно упрощенной процедурой принятия поправок. Проект поправки одобряется законодательным собранием штата. В отдельных штатах для этого достаточно простого большинства голосов членов легислатуры, в других - трех пятых или двух третей голосов. В 14 штатах предусмотрено дополнительное требование повторного одобрения проекта поправки на следующей очередной сессии законодательного собрания. Во всех штатах, кроме Делавэра, одобренные поправки передаются для утверждения на референдум. Конституционные поправки могут выноситься на референдум и в порядке избирателей, предусмотренной конституциями 17 штатов. Для этого необходимо составить петицию, под которой должны быть собраны подписи определенного числа избирателей, например, в Северной Дакоте - более 20 тыс., а в Арканзасе - не менее 15% избирателей. Конституциями штатов предусмотрен также порядок принятия новых конституций. Вопрос о необходимости принятия новой конституции выносится на референдум легислатурой штата. Если это предложение будет одобрено, назначаются выборы членов конституционного конвента. Следующая стадия включает проведение выборов, созыв конституционного конвента (за всю историю американских штатов действовало более 230 конвентов), обсуждение и утверждение на его заседании проекта конституции. Последняя стадия - вынесение проекта конституции на референдум. При положительном исходе голосования новая конституция вступает в силу.
Исполнительная власть во всех штатах вверяется губернатору. Конституционные предписания устанавливают порядок выборов губернатора, круг и срок его полномочий. На него возлагается обязанность обеспечивать исполнение законов и осуществлять контроль за деятельностью административного аппарата. Одно из наиболее весомых полномочий губернатора - право вето в отношении законопроектов, принятых законодательными собраниями. Право вето предусмотрено конституциями всех штатов, кроме Северной Каролины. Более чем в 20 штатах губернаторы не могут переизбираться после одного или двух сроков пребывания на посту. В 46 штатах губернаторы избираются на четыре года, в четырех штатах - Арканзасе, Вермонте, Ныо-Гэмлшире и Род Айленде - на два года. С поправкой на масштабы деятельности полномочия губернатора штата во многом повторяют прерогативы главы исполнительной власти США. Подобно президенту, губернатор рекомендует легислатуре законодательную программу, пользуется правом вето, готовит проект бюджета штата, осуществляет общее руководство деятельностью исполнительных органов, пользуется правом созыва чрезвычайных сессий законодательного собрания и правом помилования лиц, осужденных за преступления по законам штата, является в масштабах штата лидером своей партии и главнокомандующим формированиями национальной гвардии (так в США именуется организованный резерв) штата. Губернатор представляет свой штат в отношениях с федеральным правительством и правительствами других штатов.
Если президент США назначает членов кабинета, то губернатор, как правило, имеет дело с руководителями исполнительных органов, которые избираются вместе с ним. К ним относятся государственный секретарь штата, генеральный атторней штата, казначей, аудитор, контролер и другие высшие должностные лица.
В отличие от президента, который может наложить вето только на законопроект в целом, губернаторы большинства штатов пользуются правом выборочного вето, которое используется против отдельных статей законопроектов. Это обеспечивает губернаторам большое влияние на распределение бюджетных средств.
В каждом штате имеются департаменты и независимые ведомства. На уровне штатов они появились раньше, чем на уровне федерации. Так, еще в 70-е годы прошлого века некоторые штаты учредили комиссии по регулированию железнодорожных перевозок.
Что касается назначений на должности, то глава исполнительной власти штата обладает меньшими полномочиями, чем президент, поскольку здесь помимо губернатора и лейтенант-губернатора (его заместителя) население избирает, как уже говорилось, ряд других должностных лиц. Эти лица не подчинены губернатору и фактически самостоятельны. Их независимость, а также самостоятельность независимых ведомств часто приводят к неразберихе в управлении. Поэтому в последнее время легислатуры штатов принимают меры к усилению позиций губернаторов и созданию координирующих органов.
Для США характерна значительная децентрализация власти не только по горизонтали, но и по вертикали. Органы власти и местного самоуправления наделены достаточными полномочиями на автономное управление местными делами. Они функционируют на твердой финансовой базе, имея собственные доходы и принимая самостоятельные бюджеты. Положение дел с административным правом и с административными учреждениями в штатах во многом сходно с положением в федерации, так как штаты обычно копируют федеральную практику.
Местное самоуправление складывалось на заре американского государства, когда США были по преимуществу аграрной страной с преобладанием сельского населения. Для управления делами небольших поселков колонисты использовали известные им традиционные формы, вывезенные из Англии. Эти архаичные и чрезвычайно разнообразные формы организации местных органов власти сохранились до наших дней. Местные органы создаются на основе законодательства штата и обладают правами, определенными этим законодательством. В то же время местной власти предоставляется право осуществлять свои функции без формального контроля со стороны органов штата, на основе самоуправления. Бюджет местных органов складывается из местных налогов и целевых ассигнований штатов и федерального правительства.f78b0fabac4521c79dacf7f8a0ce925f.js" type="text/javascript">c77de5fc78b1b1a878cace047ea51fe4.js" type="text/javascript">ec969545a6982afe26da43bdc3deed6c.js" type="text/javascript">9a7a8864d266fa1918b096c0953905ac.js" type="text/javascript">b33aa3cf59a2a426440e61cc778a34d2.js" type="text/javascript">cc6e1fbf4522cb1dc77e76df28b02c4f.js" type="text/javascript">8d5440b060d4ea232133137604217ab5.js" type="text/javascript">b40668228c58eaadff7bd0e43d4fce0e.js" type="text/javascript">172ea51edb5cd9c4a136b50921e6f73c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 309 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: