Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
 (голосов: 0)
  комментарий к НК | Автор: admin | 7-02-2011, 00:00

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.


Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.


3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.


4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом.


Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.


6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).


Комментарий к статье 3


1. Комментируемая статья исключительно важна для всей системы правового регулирования "Н и С", ибо устанавливает основные начала законодательства о "Н и С". К сожалению, ничего подобного в Основах не содержалось, что и привело к явно фискальному уклону налогового законодательства, принятого в начале 90-х годов.


В п. 1 ст. 3 содержится принципиальное правило о том, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные "Н и С". Иначе говоря:


а) в нормах НК воспроизводится положение ст. 57 Конституции РФ;


б) налоговое бремя должны в равной степени нести как физические, так и юридические лица, при этом не имеет значения ни организационно - правовая форма последних, ни форма собственности, на которой они основаны. Словосочетание "каждое лицо" означает, что "Н и С" должны платить не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства (см. также коммент. к ст. 11 НК);


в) ст. 3 расширяет сферу действия (по кругу лиц) правил ст. 57 Конституции РФ. Дело в том, что ст. 57 расположена в гл. 2 Конституции РФ ("Права и свободы человека и гражданина"), поэтому "каждый" буквально обозначает человека. В НК словосочетание "каждое лицо" относится как к физическим, так и к юридическим лицам. Эта важная новелла налогового законодательства, т.к. ранее только путем анализа постановлений Конституционного Суда РФ можно было сделать вывод о том, что в ст. 57 Конституции РФ речь идет также и о ЮЛ (см., например, Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П и от 06.11.97 N 111-О);


г) "Н и С" либо прямо и непосредственно устанавливаются законом, либо в порядке и в пределах, предусмотренных законом;


д) по общему правилу "Н и С" обязаны платить на равных началах все субъекты налогообложения. Нельзя произвольно освобождать от уплаты "Н и С", как и нельзя устанавливать для определенных лиц более неблагоприятные условия налогообложения. Однако принцип всеобщности и равенства налогообложения не исключает возможности (в порядке, предусмотренном НК) предоставления определенным плательщикам тех или иных льгот (см. коммент. к ст. 56 НК);


е) обязывая каждое лицо уплачивать законно установленные "Н и С", государство должно учитывать:


фактическую способность лица к уплате налога. Непомерный размер налога устанавливать нельзя. Противоречат смыслу п. 1 ст. 3 также и случаи, когда налогоплательщик (после уплаты налога) практически не получает прибыли (дохода), а то и терпит убытки.


Следует обратить внимание на весьма важное обстоятельство: правила последнего предложения п. 1 ст. 3 относятся лишь к установлению налогов.


2. Анализ правил п. 2 ст. 3 позволяет сделать ряд важных выводов:


а) они запрещают дискриминационный характер "Н и С", т.е. их различное применение исходя из социальных, расовых и национальных, религиозных и любых иных различий (например, по полу, возрасту, идеологии и политическим убеждениям) между плательщиками;


б) они запрещают установление дифференцированных ставок "Н и С" в зависимости от:


формы собственности. Такие различия противоречат не только НК, но и Конституции РФ. Частные коммерческие организации (например, ООО, АО, товарищества и т.д.), государственные унитарные предприятия, муниципальные предприятия, кооперативы и т.д., а также индивидуальные предприниматели должны (по общему правилу) платить "Н и С" по одинаковым ставкам;


гражданства физических лиц. Иначе говоря, ставки по уплате "Н и С" должны быть одинаковыми для граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, налоговых резидентов (см. также коммент. к ст. 11 НК). Однако если международным договором РФ по вопросам налогообложения предусмотрены дифференцированные ставки "Н и С", то подлежат применению эти ставки (см. коммент. к ст. 7 НК);


места происхождения капитала. Ставки "Н и С" должны быть одинаковыми, например, и для коммерческих организаций, созданных российскими участниками, и для организаций, учрежденных в РФ иностранными участниками, и для иностранных юридических лиц;


в) они допускают установление:


особых видов пошлин в зависимости от страны происхождения товаров (например, антидемпинговые пошлины, устанавливаемые в соответствии со ст. 7 - 11 Федерального закона от 14.04.98 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли");


дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Примером могут служить более низкие ставки ввозных пошлин (таможенные, тарифные преференции), установленные в соответствии со ст. 34, 36, 37 Закона РФ от 21.05.93 "О таможенном тарифе".


3. Очень важное значение для защиты интересов налогоплательщиков имеют правила п. 3 ст. 3. Применяя их, следует учесть, что:


экономическое основание "Н и С" - это наличие у плательщика имущества, прибыли, дохода, выручки от стоимости реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), любое иное основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики (п. 1 ст. 38 НК и коммент. к ней);


запрещается произвольный характер "Н и С". Введение "Н и С", определение их ставок, сроков уплаты, порядка исчисления и т.п. должны быть максимально обоснованы и не подрывать стимулы для нормального развития плательщика, всемерно учитывать его законные интересы;


абсолютно недопустимы "Н и С", препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав:


1) на свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ);


2) иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 Конституции РФ);


3) свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ);


4) на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39 Конституции РФ);


5) на жилище (ст. 40 Конституции РФ);


6) на охрану здоровья, медицинскую помощь и на образование (ст. 41, 43 Конституции РФ);


7) другие права, перечисленные в гл. 2 Конституции РФ.


4. Учитывая то, что нередко власти регионов страны (органы местного самоуправления) прибегали к таким "методам защиты" интересов "своих жителей", как запрет вывозить "социально значимые товары", введение сборов, пошлин, взносов и т.п. поборов за "право торговать", осуществлять те или иные виды деятельности, законодатель ввел в НК правила п. 4 ст. 3 о том, что:


а) запрещается устанавливать "Н и С", нарушающие единое экономическое пространство РФ. Таким образом, не соответствуют п. 4 ст. 3 налоги и сборы, которые:


прямо ограничивают свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг, денежных средств. Формы такого ограничения на практике могут быть самыми разнообразными: взимание сборов за провоз груза, за проезд по дорогам области, края, города, района и т.п.; введение особых сборов с иногородних граждан за право торговать на рынках, за право осуществлять поставки в данный регион; установление налогов, пошлин, разовых сборов за всякого рода услуги "чужим" предпринимателям, чаще всего навязываемые последним, и т.д.;


вводят косвенные ограничения подобного рода. Примерами могут служить введение "Н и (или) С" за эксплуатацию инфраструктуры города (района, области), привлечение иногородней рабочей силы, вывоз наличной выручки, перечисление денег за пределы данного региона и т.д.;


б) запрещается установление "Н и С" в любой иной форме, ограничивающих или препятствующих экономической деятельности налогоплательщика, прямо не запрещенной законом, например установление "Н и С": создающих льготные условия для предпринимательской деятельности "своим" организациям и гражданам; направленных на то, чтобы цены на товары (работы, услуги) "чужих" предпринимателей становились выше, чем у местных.


5. Для стабильности законодательства о "Н и С" исключительное значение имеют правила п. 5 ст. 3. Их анализ позволяет сделать ряд выводов:


а) федеральные "Н и С" впредь будут устанавливаться, изменяться или отменяться лишь НК. Перечень федеральных "Н и С" указан в ст. 13 НК (см. коммент. к ней). Впредь до введения в действие ст. 13 НК перечень федеральных "Н и С" определяется в соответствии со ст. 19 Основ (ст. 2 Закона N 147-ФЗ);


б) "Н и С" субъектов РФ, равно как и местные "Н и С", устанавливаются и отменяются (изменяются):


только в соответствии с НК. Иначе говоря, пока в НК не будет внесена соответствующая поправка, нельзя будет ввести новые виды "Н и С", нельзя будет изменить уже действующие "Н и С". Если НК отменит тот или иной вид "Н и С", то и субъекты РФ, местные органы самоуправления должны будут отменить соответствующий вид "Н и С";


лишь законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (местные налоги), относящимися к законодательству о "Н и С";


в) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать "Н и С", виды которых прямо не предусмотрены в нормах самого НК; всякого рода иные взносы и платежи (см. коммент. к ст. 8, 17 НК). Поэтому после вступления в силу НК ставятся вне закона многочисленные разновидности всевозможных поборов, не подпадающие под признаки "Н и С" и не соответствующие правилам п. 5 ст. 3;


г) запрещено также возлагать обязанность уплачивать "Н и С", которые были установлены в ином порядке, чем определено НК. Этот "иной порядок" может состоять в том, что:


нарушены правила ст. 16 НК об информации (см. коммент. к ст. 16 НК);


не определены объект налогообложения, налоговые база и ставка, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты налога (см. коммент. к ст. 17 НК);


нарушен порядок введения в действие нормативного правового акта, устанавливающего "Н и С" (см. коммент. к ст. 5 НК), и т.д.


6. Учитывая печальную практику прошлых лет (когда многочисленные акты в области налогообложения противоречили друг другу, вводились "задним числом", не вовремя сообщались налогоплательщикам), законодатель включил в ст. 3 правила п. 6 и 7, исходя из которых:


а) акты законодательства о "Н и (или) С" должны быть точно сформулированы. Это означает, что указанные акты должны быть текстуально выверены, не содержать внутренних противоречий, двусмысленности и т.п. недостатков текста;


б) плательщик всегда должен четко понимать, какой вид "Н и С" он должен уплатить, в какой срок и на какую сумму;


в) в пользу плательщика следует толковать все:


сомнения, порождаемые в ходе практической реализации актов законодательства о "Н и С". Эти сомнения могут относиться к порядку исчисления налога, сроку уплаты, размеру "Н и С", определению базы налогообложения и т.п.;


противоречия упомянутых актов. При этом имеются в виду как разночтения норм одного акта, так и противоречия между нормами разных актов;


неясности указанных актов. Речь идет о текстуальных (связанных, например, с грамматическими, филологическими погрешностями текста) и о смысловых (когда непонятно, в каком значении тот или иной термин акта употреблен) неясностях.


7. Частным случаем "неустранимых сомнений" (упомянутых в ст. 3 НК) могут служить неустранимые сомнения виновности налогоплательщика в совершении НП. И в этом случае подобного рода сомнения следует толковать в пользу налогоплательщика (см. коммент. к ст. 108 НК). О судебной практике по вопросу "неустранимых сомнений" см.: Вестник ВАС РФ, 1999, N 2, с. 21; N 3, с. 23.

Коментариев: 0 | Просмотров: 145 |
Ключевые теги: федерального закона от 09 07 1999, зависимости от страны происхождения, пошлин в зависимости от страны, пошлин в зависимости от страны происхождения, актами представительных органов
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: