Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 8. Понятие налога и сбора
 (голосов: 0)
  комментарий к НК | Автор: admin | 7-02-2011, 00:00

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


Комментарий к статье 8


1. В п. 1 ст. 8 дается легальное определение налога. Анализ этого определения указывает на следующие признаки налога:


налог - это прежде всего обязательный платеж, при уплате которого возникают публичные отношения: в данном случае имущественные отношения между плательщиком и получателем основаны на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям (по общему правилу) не применимы нормы гражданского законодательства (т.е. частного права), ибо они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон (что характерно для гражданско - правовых отношений) (см. об этом подробнее в книге: А.Н. Гуев, "Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". М., "ИНФРА-М", 1999, с. 6 - 9, 670 - 674), а предполагают, что одна сторона - плательщик - властно обязывается государством уплатить налог;


налог представляет собой индивидуальный платеж. Иначе говоря, налогоплательщик не вправе переложить это бремя на других лиц. На этом основан запрет налоговой оговорки (т.е. возложение налогоплательщиком бремени по уплате налога на других лиц). Лишь в случаях, когда это предусмотрено законодательством о "Н и С", допускается, что налогоплательщик несамостоятельно исполняет эту обязанность (п. 1 ст. 45 НК и коммент. к ней). С другой стороны, правила п. 1 ст. 8 не запрещают плательщику участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (см. коммент. к ст. 26 - 29 НК). Кроме того, в ряде случаев обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов НК возлагает на других лиц (например, на налоговых агентов, сборщиков налогов, см. коммент. к ст. 24, 25 НК);


налог - безвозмездный платеж. Этим имущественные налоговые отношения отличаются от имущественных отношений, регулируемых гражданским правом: по общему правилу последние предполагаются именно возмездными (ст. 423 ГК);


налог взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику либо на праве собственности (например, АО, ООО, товариществу), либо на праве оперативного управления (например, финансируемому собственником учреждению, ст. 120 ГК), либо на праве хозяйственного ведения (например, государственному или муниципальному унитарному предприятию, ст. 113 - 115, 294 - 300 ГК). При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ (см. коммент. к ст. 45 НК). Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 46, 47 НК (см. коммент. к ним).


2. Налоги взимаются в целях финансового обеспечения:


деятельности государства (например, по обороне страны, поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью, ликвидации чрезвычайных ситуаций, ведению разведки и контрразведки, управлению страной);


деятельности муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно - коммунального хозяйства, строительство дорог, школ, объектов культуры, выдачу всякого рода субсидий и т.д.);


совместной деятельности государства и муниципальных образований. Речь идет о случаях, когда тот или иной вопрос отнесен к ведению как государства (т.е. РФ, субъекта РФ), так и муниципальных образований (например, в г. Москве это - жилищное строительство, управление объектами культуры, здравоохранения и т.д.).


3. В п. 2 ст. 8 дается легальное определение, которое позволяет указать на следующие признаки сбора:


а) сбор - это обязательный взнос. Иначе говоря, и здесь мы встречаемся с имущественными отношениями, основанными не на равенстве сторон, а на властном подчинении одной стороны другой;


б) в отличие от налога сбор:


может иметь не только денежную, но и иную форму (например, выполнение работ, оказание услуг, создание рабочих мест). Однако это возможно лишь постольку, поскольку будет прямо предусмотрено законодательством о "Н и С";


дает плательщику право требовать от госорганов совершения определенных юридических действий (оказания ему услуг, выдачи ему лицензии, выполнения в его интересах работ и т.п.). С другой стороны, ст. 8 допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).


4. Госорганы (упомянутые в п. 2 ст. 8) - это законодательные (представительные) органы власти как РФ, так и ее субъектов, федеральные и региональные органы исполнительной власти (например, ГТК РФ, МНС РФ, антимонопольные органы и т.д.), органы судебной власти, контрольно - надзорные органы РФ и ее субъектов.


Органы местного самоуправления - это представительные и исполнительные органы муниципальных образований (см. коммент. к ст. 9 НК). Об иных уполномоченных органах и должностных лицах см. коммент. к ст. 30, 33, 34 - 37, 63 НК.


5. Юридически значимые действия (упомянутые в п. 2 ст. 8) - это любые действия госорганов и их должностных лиц, совершаемые в интересах плательщиков сбора, например: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация транспортного средства плательщика, выдача определенных документов (сертификатов, знаков соответствия и т.п.), иных предметов (например, номерных знаков).


Частным видом совершения юридически значимых действий являются предоставление плательщикам определенных прав (например, права ввоза в РФ какого-то товара) и выдача лицензии. Перечень видов деятельности, на осуществление которых необходимо иметь лицензию, установлен Законом о лицензировании.

Коментариев: 0 | Просмотров: 83 |
Ключевые теги: взимаемый с организаций и физических, дается легальное определение, обеспечения деятельности государства, финансового обеспечения деятельности
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: