Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о градостроительстве
 (голосов: 0)
  Комментарий к Градостроительному кодексу | Автор: admin | 7-05-2011, 15:58

 


1. Настоящая статья определяет систему законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Хотя нормативно закрепленного понятия "законодательство" не существует, в теории права данное понятие рассматривается в узком и широком смысле этого слова.


Понятие "законодательство" принято понимать в контексте понятия "законодательный акт". Содержание последнего термина сводится к определению закона как нормативного акта. Законами РФ являются Конституция РФ, законы, принятые путем референдума, федеральные конституционные законы и федеральные законы. На уровне субъектов Федерации - это законы субъектов РФ. Таково содержание понятия "законодательство" в узком смысле.


В широком смысле понятие "законодательство" представляет собой внешнюю форму выражения объективного права, официальное закрепление государственно-властной воли. В этом аспекте в понятие "законодательство" включаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, и устанавливающие нормы права. Таким образом, широкое понятие "законодательство" включает в себя весь массив нормативных правовых актов.


Кодекс рассматривает законодательство РФ о градостроительстве в широком смысле.


В его состав включаются не только законы, но и нормативные правовые акты, принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.


Кодекс относит регулирование градостроительной деятельности к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Градостроительная деятельность и законодательство о градостроительстве не упоминаются ни в ст. 71
Конституции РФ, в которой определены предметы исключительного ведения Российской Федерации, ни в ст. 72 Конституции РФ, которая закрепила предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации.


Определение предмета правового регулирования Кодекса как вопроса, отнесенного к совместному ведению РФ и субъектов Федерации, объясняется следующим. Создание объектов недвижимости, т.е. зданий, строений и сооружений, являющихся одним из элементов понятия "недвижимость", закрепленного в ст. 130 ГК РФ, во-первых, непосредственно связано с использованием земель как пространственного операционного базиса. И во-вторых, создание указанных объектов связано с использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды.


В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в"); разграничение государственной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы (п. "г"); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. "д"); земельное законодательство, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. "к"); защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. "м").


По предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации издаются федеральные законы, какими являются Кодекс, принимаемые в соответствии с ними законы градостроительные уставы (кодексы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.


Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории России.


Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что в Российской Федерации не признается установление субъектами Федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством, - своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов Федерации, которое отличается в последние годы чрезмерной независимостью.


Кодекс допускает, что наряду с ним могут приниматься иные федеральные законы, регулирующие вопросы градостроительной деятельности. Возможность принятия иных федеральных законов предусмотрена, в частности, п. 2 ст. 4 (см. комментарий), согласно которой градостроительная деятельность применительно к объектам, указанным в этой статье, регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Градостроительные требования, предъявляемые к условиям и порядку пользования землями поселений, устанавливаются Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 6 ст. 5) (см. комментарий).


Возможность принятия федеральных законов предусмотрена также нормами иных статей Кодекса.


2. Пункт 2 ст. 2 Кодекса определяет основные сферы применения градостроительных требований на федеральном уровне, предусмотренных градостроительным законодательством.


В первую очередь это относится к планированию развития территории РФ. В соответствии со ст. 28 Кодекса (см. комментарий) градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории РФ и частей территории РФ; территорий субъектов Федерации и частей территорий субъектов Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке. Градостроительная документация федерального уровня включает в себя Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования развития частей территории РФ, включающих в себя территории двух и более субъектов Федерации или части их территорий - консолидированные схемы градостроительного планирования.


Порядок разработки и согласования Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством РФ (ст. 31) (см. комментарий).


Статья 21
Кодекса (см. комментарий) наделяет Правительство РФ полномочиями по утверждению и реализации Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений схем градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации. К полномочиям федерального органа архитектуры и градостроительства относится, согласно ст. 25 Кодекса (см. комментарий), обеспечение разработки Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений данной схемы. Содержание этой градостроительной документации и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти должны соответствовать требованиям законодательства о градостроительстве.


Планирование развития РФ должно иметь комплексный характер. Поэтому в содержание планирования развития страны включаются в том числе и мероприятия по охране окружающей среды. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г.) (ст. 11) предусматривает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается, в частности, планированием качества окружающей природной среды.


Согласно ст. 15 Закона, одной из задач экономического механизма охраны окружающей природной среды является планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Статья 17 указанного Закона предусматривает, что планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.


Статья 7
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает правило о том, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств.


В сферу применения градостроительных требований включаются также условия и порядок использования земель для градостроительной деятельности. Понятие "земли для градостроительной деятельности" закреплено в нашем законодательстве впервые.


Исходя из анализа содержания норм Кодекса, следует прийти к выводу о том, что такими землями могут являться земли тех категорий, на которых сооружаются объекты недвижимости. Прежде всего, это земли поселений. ЗК РСФСР называет эти земли землями населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов). К этому же виду земель относятся земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.


Исходя из смысла комментируемой статьи, правовой режим указанных категорий земель, определяемый в земельном законодательстве, должен соответствовать нормам градостроительного законодательства.


При разработке и реализации основ федеральной политики и федеральных программ в различных сферах следует также руководствоваться установленными градостроительными требованиями.


Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных программ, предусмотрены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В частности, ст. 1 этого Закона определяет программу социально-экономического развития РФ как комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.


Статья 4
Закона предусматривает, что прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.


Первое после вступления в должность послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В этом разделе характеризуется состояние экономики РФ, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.


Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ. Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством России.


В программе социально-экономического развития должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ; концепция программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.


Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.


Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе следующие документы и материалы: итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по территории РФ; перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.


В перечне федеральных целевых программ указываются: краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования; объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программ.


Соблюдение градостроительных требований имеет прямое отношение к размещению федеральных энергетических систем, объектов ядерной энергетики, федерального транспорта и т.д. Учитывая важность этих объектов для экономики страны, обеспечения национальной безопасности и одновременно их опасность для здоровья населения и окружающей среды, к размещению и созданию таких объектов предъявляются особые требования.


Например, ст. 28 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изм. от 10 февраля 1997 г.) предусматривает, что решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации. Решения о месте размещения и сооружении других пунктов хранения, а также имеющих региональное значение радиационных источников принимают органы государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагаются их размещение и сооружение. Решения о месте размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации.


Земельные участки и недра предоставляются для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке и на условиях, устанавливаемых земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и иными правовыми актами РФ. Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями. Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения утверждены постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306.


Очень важно, чтобы градостроительные требования нашли выражение в содержании стандартов в области градостроительного планирования и застройки. Это необходимо потому, что именно на основании этих документов осуществляется градостроительная деятельность. Поэтому государственным градостроительным нормативам и правилам, в том числе федерального значения, специально посвящены ст. 51
и 52 Кодекса (см. комментарий).


Что касается застройки, то Кодекс определяет правила застройки как нормативный правовой акт органа местного самоуправления, устанавливающий порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях (см. комментарий к ст. 39). Содержание правил застройки также должно соответствовать нормам градостроительного законодательства, соответствующим стандартам.


Большое значение имеет применение в градостроительстве данных государственного картографо-геодезического фонда РФ. Данные этого фонда используются в градостроительной деятельности.


Федеральный закон
от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" определяет геодезию как область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени. Область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения, представляет собой картографию. Картографо-геодезический фонд - совокупность материалов и данных, созданных в результате геодезической и картографической деятельности и подлежащих длительному хранению в целях их дальнейшего использования.


В результате геодезической и картографической деятельности создаются и ведутся федеральный и региональные картографо-геодезические фонды. Согласно ст. 9
Федерального закона "О геодезии и картографии", геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд РФ.


Материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда РФ не подлежат включению в состав имущества приватизируемых организаций. В составе государственного картографо-геодезического фонда РФ находятся федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды. Федеральный и территориальные картографо-геодезические фонды включают в себя имеющие общегосударственное, межотраслевое значение материалы и данные и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии.


Картографо-геодезические фонды федерального органа исполнительной власти по обороне находятся в его ведении. Ведомственные картографо-геодезические фонды включают в себя имеющие специальное (отраслевое) назначение материалы и данные и находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти. Положения о федеральном, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондах и перечни включенных в них материалов и данных утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.


18 июля 1996 г. было принято постановление Правительства РФ N 853 "О порядке утверждения положений о федеральном, территориальном и ведомственном картографо-геодезических фондах и перечней включаемых в них материалов и данных".


Установлено, что положение о федеральном картографо-геодезическом фонде и перечень включаемых в него материалов и данных разрабатываются Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Министерством обороны РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Государственной архивной службой России, Министерством финансов РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, на хранении в которых или в подведомственных им организациях находятся материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда РФ, и утверждаются Правительством РФ. 8 сентября 2000 г. постановлением Правительства РФ N 669 утверждено Положение
о федеральном картографо-геодезическом фонде. Этот фонд является составной частью государственного картографо-геодезического фонда РФ и представляет собой совокупность имеющих общегосударственное, межотраслевое значение геодезических, картографических, топографических, гидрографических, аэрокосмических, гравиметрических материалов и данных, полученных в результате геодезической и картографической деятельности, представленных в графической, цифровой, фотографической и иных формах и подлежащих постоянному или длительному хранению.


В фонд включаются материалы и данные согласно установленному перечню.


Фонд находится в ведении Федеральной службы геодезии и картографии России.


Создание и ведение фонда осуществляются Федеральной службой геодезии и картографии России и Министерством обороны РФ в соответствии с данным Положением и положением о взаимодействии этих федеральных органов исполнительной власти по вопросам выполнения геодезических и картографических работ.


Организации независимо от их организационно-правовой формы и граждане, осуществляющие геодезическую и картографическую деятельность, обязаны безвозмездно передавать в фонд оригиналы или копии полученных при указанной деятельности материалов и данных, подлежащих включению в фонд. Материалы и данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, передаются в фонд в соответствии с законодательством
РФ о государственной тайне.


Положение о территориальном картографо-геодезическом фонде и перечень включаемых в него материалов и данных разрабатываются применительно к положению о федеральном картографо-геодезическом фонде и утверждаются Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Министерством обороны РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Государственной архивной службой России, Министерством финансов РФ, другими федеральными органами исполнительной власти.


Положение о ведомственном картографо-геодезическом фонде и перечень включаемых в него материалов и данных разрабатываются применительно к положению о федеральном картографо-геодезическом фонде и утверждаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой геодезии и картографии России. Положение о ведомственном картографо-геодезическом фонде военного назначения разрабатывается и утверждается Министерством обороны РФ.


Статья 9
Федерального закона "О геодезии и картографии" предусматривает также, что материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда РФ, отнесенные в установленном порядке к составу Архивного фонда РФ, хранятся в соответствии с законодательством РФ об Архивном фонде РФ и архивах.


За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда РФ для проведения работ в целях извлечения прибыли, за исключением работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, взимается плата, включающая затраты на создание, хранение и доставку указанных материалов и данных, а также на услуги по подбору указанных материалов и данных, по изготовлению их копий.


За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда РФ для проведения геодезических и картографических работ, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, а также работ в иных целях, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, взимается плата, включающая затраты только на услуги по подбору указанных материалов и данных и изготовлению их копий, а также по доставке указанных материалов и данных (копий). Средства, полученные за пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда РФ, направляются на формирование и ведение картографо-геодезических фондов.


Передача полученных материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ третьим лицам и их копирование не допускаются без разрешения соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находятся эти материалы и данные.


Доступ к материалам и данным государственного картографо-геодезического фонда РФ, являющимся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.


Перечень сведений по геодезии и картографии, подлежащих засекречиванию или отнесению к служебной информации ограниченного распространения, содержится в письме Роскартографии от 25 марта 1996 г. N 3-02-670.


Граждане и юридические лица обязаны безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды с сохранением авторских прав.


Государственный геодезический надзор за передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и использованием этих материалов и данных, а также ведение государственного реестра ведомственных картографо-геодезических фондов осуществляет федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии.


Граждане и юридические лица - пользователи материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ обязаны обеспечивать сохранность полученных во временное пользование указанных материалов и данных и возвращать их в установленные сроки; не разглашать содержащиеся в указанных материалах и данных сведения, составляющие государственную тайну.


Работы по созданию и ведению картографо-геодезических фондов финансируются соответствующим федеральным органом исполнительной власти за счет средств соответствующего бюджета и платы за пользование материалами и данными этих фондов.


Что касается объектов градостроительной деятельности, на которые требуется выделение средств из федерального бюджета и федеральных фондов регионального развития, то они перечислены в ст. 69 Кодекса (см. комментарий). Так, средства федерального бюджета на градостроительную деятельность используются для финансирования разработки градостроительной документации федерального уровня; разработки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, федеральных градостроительных нормативов и правил; научно-исследовательских работ по важнейшим направлениям градостроительства; разработки и реализации федеральных целевых программ развития депрессивных районов, зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия, исторических поселений, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения, иных федеральных целевых программ, а также ведения государственного градостроительного кадастра.


3. Кодекс закрепляет принцип приоритета норм федерального законодательства о градостроительстве над законодательством субъектов РФ в части регулирования определенного круга вопросов и применительно к соответствующим отраслям законодательства.


Прежде всего, речь идет о вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами, лесами и иными природными ресурсами. Владение, пользование и распоряжение являются правомочиями права собственности. Кроме того, владение и пользование рассматриваются в земельном законодательстве и законодательстве о природных ресурсах как титулы прав на природные ресурсы.


Например, кроме права собственности как основного титула права на землю земельное и гражданское законодательство предусматривает иные права на земельные участки, на основании которых лица - несобственники земельных участков вправе их использовать. Все эти титулы производны от права собственности на землю.


Основанием возникновения таких прав на землю, как правило, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом. В одних случаях речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной собственности, в других - публичной: государственной или муниципальной. Отличительная черта прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли, - их неразрывная связь с правом собственности на тот или иной земельный участок.


К вещным правам относятся право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 264, 268 ГК) и сервитут (ст. 216 ГК). Вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками используемого ими имущества земельных участков. Переход права собственности на это имущество к другому лицу не служит основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Вещные права подлежат защите от нарушения в порядке, предусмотренном для защиты права собственности (ст. 301-304 ГК).


Статья 24 ЛК РФ установила титулы, на которых может осуществляться пользование лесом, т.е. право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Такими титулами могут быть договоры аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, а также лесорубочный билет, ордер или лесной билет.


Водный кодекс (ст. 41) предусматривает следующие титулы права водопользования.


Так, лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь права на водные объекты: право долгосрочного пользования, краткосрочного пользования; ограниченного пользования (водный сервитут) и аренда. Статья 6 Закона РФ "О недрах" в качестве титула прав на недра предусматривает право пользования недрами.


Таким образом, регулирование субъектами РФ вопросов права собственности - как государственной, муниципальной, так и частной - на природные ресурсы, а также права пользования природными ресурсами применительно к градостроительной деятельности не может противоречить федеральному законодательству о градостроительстве.


Кроме того, Кодекс устанавливает приоритет норм федерального законодательства о градостроительстве в части регулирования градостроительной деятельности по отношению к указанным в ст. 2 отраслям законодательства - природоресурсовому, об охране окружающей среды и др.


4. Пункт 4 ст. 2 Кодекса включает в систему законодательства о градостроительстве нормативные правовые акты органов местного самоуправления. По Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130
Конституции РФ).


Действующее законодательство определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства и связанных с ним областях. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 августа 2000 г.) (ст. 6) отнес к предметам ведения органов местного самоуправления решение таких вопросов, как регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло - и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования и некоторые другие.


Закон РФ от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определяет компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования градостроительства и использования и охраны земель.


Так, к числу полномочий органа местного самоуправления поселка, села, установленных в ст. 49 этого Закона, относятся: определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной территории; определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами; утверждение планов и правил застройки населенных пунктов на территории. Согласно ст. 55 Закона, полномочия органа местного самоуправления района состоят в определении в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами; определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной территории; объявлении природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определении правил их охраны и использования. Полномочия органа местного самоуправления города определены в ст. 66 данного Закона.


Детально предметы ведения органов местного самоуправления в области регулирования градостроительной деятельности закреплены в ст. 23 Кодекса (см. комментарий).


5. Согласно ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров применительно к национальному праву России влечет различные правовые последствия. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международных договоров преобладают над нормами внутреннего права, а общепризнанные принципы и нормы не имеют такого преимущества.


Этот принцип подтвержден и в законодательстве о градостроительстве. В п. 5 ст. 2
Кодекса предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Кодексом, то применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 71).


 

Коментариев: 0 | Просмотров: 134 |
Ключевые теги: экономического развития, материалов и данных, социально экономического, социально экономического развития, местного самоуправления
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: