Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 3. Государственные, общественные и частные интересы в области градостроительной деятельности
 (голосов: 0)
  Комментарий к Градостроительному кодексу | Автор: admin | 7-05-2011, 15:58


1. На всех этапах развития человеческого общества объективно существуют и будут существовать противоречия между публичными интересами, т.е. интересами государства, общества, и частными интересами - интересами отдельных групп людей, отдельных лиц. Конфликты этих интересов особенно обостряются в нашей стране в современный период становления основ рыночной экономики. Общественные отношения во все большей степени приобретают потребительский характер. Доминируют имущественные интересы отдельных лиц и групп. Возникают противоречия между интересами регионов и интересами всей страны, общенациональными интересами. Нам предстоит пройти еще долгий путь к созданию цивилизованного общества с развитой рыночной экономикой.


Конфликт государственных, общественных и частных интересов часто проявляется в сфере градостроительства, поскольку создание объектов недвижимости требует больших затрат и они имеют большую ценность. Именно объекты недвижимости - одна из основных сфер вложения инвестиций.


Характер таких конфликтных ситуаций может быть самым разным. Возможен конфликт государственных интересов РФ и ее субъектов. Могут быть различны интересы субъектов Федерации. Нередки случаи, когда государственные интересы вступают в противоречие с общественными интересами.


Типичны случаи противоречий частных и общественных интересов. Интересы государства, национальной экономики требуют, например, развития атомной энергетики, строительства атомных электростанций. Однако в этом случае нередко возникает конфликт государственных и общественных интересов. Население, проживающее в месте размещения атомной электростанции, по вполне понятным причинам возражает против ее строительства. Аналогичные ситуации возникают в случаях прокладки магистральных трубопроводов, автомобильных и железных дорог, строительства заводов и т.д.


Возможны ситуации, когда частные интересы противоречат общественным и государственным интересам. Интерес частной компании в разработке месторождения полезных ископаемых, строительстве горнодобывающего предприятия, добыче нефти и газа приводит к столкновению с общественными интересами в сохранении окружающей среды, среды обитания малочисленных народов и т.д.


Для того чтобы попытаться разрешить эти извечно существующие противоречия, в ст. 3
Кодекса закреплены основы правового механизма разрешения конфликтных ситуаций, который должен обеспечить баланс государственных, общественных и частных интересов при градостроительной деятельности.


2. В п. 1 настоящей статьи закреплено определение понятия "государственные интересы в области градостроительной деятельности". В его содержание входят интересы РФ и субъектов Федерации. Анализируемое понятие раскрывается также путем установления соответствующих критериев, наличие которых позволяет отнести градостроительную деятельность к категории государственных интересов. Такими критериями является определенный круг вопросов, относящихся к соответствующей сфере.


Кодекс относит обеспечение условий для устойчивого развития поселений и межселенных территорий, функционирования государственных систем инженерной и транспортной инфраструктур к числу вопросов, признаваемых сферой государственных интересов. Содержание этих понятий изложено в комментарии к ст. 1 Кодекса.


Что касается понятия "сохранение природных ресурсов", то нормы об охране природных ресурсов содержатся в земельном законодательстве, законодательстве о недрах, водном и лесном законодательстве, законодательстве о животном мире, атмосферном воздухе. Эти нормы нередко прямо указывают на то, что охрана соответствующего природного ресурса обеспечивается в государственных интересах.


Так, ст. 1 ЗК РСФСР к числу задач земельного законодательства относит регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Статья 100 ЗК формулирует понятие охраны земель, ее цели и задачи. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.


Правовые способы решения этой общегосударственной задачи содержатся во многих статьях ЗК
РСФСР. Действуют также Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель", Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".


В ст. 35 Закона "О недрах" говорится, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.


В преамбуле ВК РФ сказано, что воды - важнейший компонент окружающей природной среды, возобновляемый, ограниченный и уязвимый природный ресурс, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.


Лесной кодекс в ст. 2 устанавливает, что лесное законодательство РФ направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Статья 50 ЛК закрепила в качестве одного из основных принципов государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов обеспечение рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах РФ и субъектов Федерации.


Охрану государственных объектов историко-культурного и природного наследия Кодекс также рассматривает как критерий признания интереса в обеспечении охраны этих объектов в качестве государственного интереса.


В Законе РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. от 18 января 1985 г.) (ст. 1) дано определение памятников истории и культуры. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РФ, охраняются государством. Памятники истории и культуры подразделяются на следующие виды: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства и документальные памятники.


Обязанность обеспечения охраны и использования памятников истории и культуры возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Эти органы в пределах предоставленных им законом прав обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на их территории, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.


В ст. 2
Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определены категории и виды особо охраняемых природных территорий.


Так, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:


государственные природные заповедники, в том числе биосферные;


национальные парки;


природные парки;


государственные природные заказники;


памятники природы;


дендрологические парки и ботанические сады;


лечебно-оздоровительные местности и курорты.


Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).


Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В зависимости от значения указанных территорий они являются либо федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, либо собственностью субъектов Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации, либо собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.


Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.


Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.


Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.


Соблюдение режима особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения относится к сфере государственных интересов, а местного значения - к сфере общественных интересов.


Важен критерий сохранения территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов как государственного интереса РФ и субъектов Федерации.


Федеральный закон
от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.


В ст. 1
данного Закона дается следующее определение коренных малочисленных народов РФ. Это - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.


Под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.


Права малочисленных народов на социально-экономическое и культурное развитие, согласно ст. 4 Закона, заключаются в обеспечении их прав на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.


3. Общественные интересы в области градостроительной деятельности Кодекс связывает с интересами населения городов, сел, иных муниципальных образований, т.е. с интересами групп населения, определенных по территориальному принципу проживания.


Общественные интересы ассоциируются с обеспечением благоприятных условий проживания, ограничением вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду градостроительными средствами, улучшением экологической обстановки, развитием инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранением территорий объектов историко-культурного и природного наследия. Большое значение в этом плане имеют нормы земельного законодательства, законодательства о недрах, водного и лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. В значительной степени градостроительные требования, направленные на решение указанных выше задач, реализуются вместе с нормами, предусмотренными указанными отраслями законодательства.


Законодательство предъявляет специальные экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель (ст. 103 ЗК). При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Отрицательное влияние на состояние земель и эффективность предусмотренных защитных мероприятий оцениваются по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которой запрещаются внедрение новой техники и технологий, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов. Аналогичные требования предусмотрены в ст. 65 ЛК и ст. 105 ВК.


Комплексные экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов закреплены в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 40 и 41). При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередач, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.


Нарушение этих требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.


В случае размещения предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.


Что особенно важно - места строительства предприятий, сооружений и иных объектов определяются в соответствии со ст. 28 ЗК и требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума.


4. Частные интересы - интересы граждан и юридических лиц. Применительно к юридическому лицу не имеют значения его организационно-правовая форма и форма собственности: публичная, т.е. государственная и муниципальная или частная. Все юридические лица имеют одинаковые права на градостроительную деятельность на принадлежащих им земельных участках.


Собственник земельного участка, землевладелец, землепользователь или арендатор земельного участка имеют право использовать его поверхность в соответствии с основным целевым назначением участка. Прямо такое право не сформулировано в законе, однако этот вывод можно сделать, исходя из анализа прав указанных лиц по использованию земли, закрепленных в ЗК (ст. 52). Так, лица, использующие землю, имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, т.е. они имеют право на застройку своего земельного участка.


Право на застройку земельных участков предусмотрено и в других законодательных актах. Согласно ст. 263 ГК, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.


Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, лицо, владеющее земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (ст. 266
ГК). В соответствии со ст. 269 ГК лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.


Право на застройку граждан, ведущих крестьянское хозяйство, сформулировано в ст. 10
Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г.). Так, гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, собственности или аренды, вправе возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения.


Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ст. 19) также закрепил право члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на застройку принадлежащего ему земельного участка. Так, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.


Кодекс предусматривает норму, которая конкретизирует право лица, обладающего земельным участком, на его застройку. Согласно п. 5 ст. 56 Кодекса (см. комментарий), застройщик, получивший земельный участок на праве собственности или долгосрочной аренды, имеет право разрабатывать и реализовывать проект его застройки или проект межевания данного земельного участка с последующей передачей подготовленного для застройки или застроенного земельного участка другим лицам.


Что касается возможности ограничения градостроительной деятельности граждан и юридических лиц, то комментируемая статья развивает и детализирует общее положение ст. 54 ЗК, согласно которой права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных ЗК РСФСР и законодательством республик, входящих в состав РФ.


5. Пункт 4 ст. 3 Кодекса закрепляет правовые способы обеспечения государственных, общественных и частных интересов в области градостроительства. Таких основных способа три.


Первый - выполнение требований нормативных правовых актов, государственных градостроительных нормативов и правил. Таким образом, Кодекс исходит из презумпции, что соблюдение субъектом градостроительной деятельности всех требований градостроительного законодательства - гарантия соблюдения его законного интереса. Второй способ - реализация градостроительной и проектной документации в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Основные требования к содержанию градостроительной документации содержатся в ст. 28
Кодекса (см. комментарий). Соблюдение норм законодательства, касающихся градостроительной документации, и прежде всего градостроительной экспертизы этой документации (см. комментарий к ст. 29), - важное средство обеспечения интересов государства, общества и отдельных граждан и юридических лиц.


Поскольку нельзя рассчитывать только на добровольное соблюдение указанных выше условий, то в качестве третьего способа обеспечения законных интересов Кодекс указывает контроль за соблюдением градостроительного законодательства и реализацией градостроительной документации (см. комментарий к ст. 65).


Кодекс закрепляет приоритет публичных интересов (государственных и общественных) по отношению к частным интересам. Этот вывод следует из формулировок п. 1 и 2
комментируемой статьи, которые предусматривают: если градостроительная деятельность противоречит государственным или общественным интересам, то такая деятельность может быть прекращена. Аналогичная формулировка отсутствует в п. 3, посвященном частным интересам. Норма, предусмотренная этим пунктом, допускает возможность ограничения деятельности граждан и юридических лиц при определенных условиях.


Согласование государственных и общественных интересов призваны обеспечивать главным образом органы государственной власти и органы местного самоуправления.


В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 28 Кодекса (см. комментарий) в градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов РФ и частей территорий субъектов Федерации определяется сфера взаимных интересов субъектов Федерации и муниципальных образований в области градостроительства.


Что касается согласования интересов РФ и субъектов Федерации, то в основе решения этого вопроса лежит норма ст. 9 Конституции РФ, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная конституционная норма непосредственно связана и с отношениями в сфере градостроительной деятельности, поскольку закрепляет принцип правового регулирования общественных отношений в сфере использования земель и природопользования. Таким принципом является приоритет публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель, других природных ресурсов и обеспечение рационального использования и охраны этих природных ресурсов.


Эта конституционная норма служит также основой для вывода о том, что Российская Федерация не может регулировать и осуществлять градостроительную деятельность в ущерб субъектам Федерации. В свою очередь субъекты РФ также не могут по своему усмотрению регулировать и осуществлять градостроительную деятельность в ущерб как РФ, так и другим субъектам Федерации. В ст. 9 Конституции РФ говорится не только о тех народах, которые непосредственно проживают на территории субъекта Федерации, но и обо всех народах нашей страны.


Баланс интересов РФ и субъектов Федерации обеспечивается следующим образом.


Регулирование градостроительной деятельности, природопользование и охрана окружающей среды - предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. По этим вопросам издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. В федеральном законодательстве определяется компетенция регулирования соответствующей сферы отношений органами РФ, субъектов Федерации по осуществлению ими своих полномочий в сфере регулирования градостроительства.


Кроме того, согласно ч. 2 п. 2 ст. 28 Кодекса (см. комментарий), в градостроительной документации федерального уровня определяется сфера взаимных интересов РФ и субъектов Федерации в области градостроительства и устанавливаются нормы, которые должны учитываться субъектами Федерации при градостроительной деятельности.


Важную роль в области обеспечения баланса интересов РФ и субъектов Федерации играет Правительство РФ. В соответствии со ст. 43 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 31 декабря 1997 г.) Правительство РФ в пределах полномочий в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации в сфере исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации.


Эти же цели преследует, например, Федеральный закон от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (с изм. от 2 января 2000 г.). В его преамбуле говорится, что данный Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации и направлен на достижение оптимального сочетания интересов РФ и субъектов Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.


Для обеспечения баланса интересов различных субъектов Кодекс предусматривает введение особого регулирования градостроительной деятельности. Согласно п. 1 ст. 6 Кодекса (см. комментарий), градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.


Соблюдение норм градостроительного законодательства федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Федерации должно предотвратить возникновение коллизий общегосударственных и региональных интересов либо служить правовой основой разрешения возникшего конфликта интересов.


6. Пункт 5 ст. 3 Кодекса определяет порядок разрешения споров при градостроительной деятельности: административный порядок и судебный. Критерий признания требований лица законными сформулирован в п. 6 данной статьи - создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки.


Статьи 22 и 23
Кодекса (см. комментарий) наделяют соответствующие органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по разрешению споров в области градостроительной деятельности.


 

Коментариев: 0 | Просмотров: 168 |
Ключевые теги: субъектов федерации, градостроительной деятельности, земельного участка, малочисленных народов, природной среды
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: