Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
battlefield 3 multiplayer купить battlefield 3 multiplayer купить
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 4. Объекты градостроительной деятельности
 (голосов: 0)
  Комментарий к Градостроительному кодексу | Автор: admin | 7-05-2011, 15:58

 


1. Объекты градостроительной деятельности, перечисленные в настоящей статье, подразделяются на два основных вида. К первому виду относятся территории, т.е. объекты, имеющие пространственный характер. Это - та пространственная сфера, в которой осуществляется градостроительная деятельность. Ко второму относятся непосредственно объекты недвижимости и их комплексы. Такие объекты - результат градостроительной деятельности, целью которой является создание объекта недвижимости.


Рассмотрим первый вид объектов. Определение территории РФ содержится в ст. 67
Конституции Российской Федерации. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.


В состав государственной территории РФ включаются территории ее субъектов, что обусловлено федеративным устройством России. Каждый субъект Федерации имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов РФ определяется в их конституциях и уставах.


Так, Устав г. Москвы (с изм. от 12 июля 1999 г.) в ст. 2 установил, что территорию г. Москвы образуют земельная и водная поверхность, недра, воздушное пространство в границах Москвы. Территория Москвы составляет часть территории РФ. Изменения границ Москвы утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.


Статья 2
Устава г. Санкт-Петербурга (с изм. от 28 февраля 1998 г.) предусматривает, что территория Санкт-Петербурга - неотъемлемая часть территории РФ. Территория Санкт-Петербурга делится на территориальные единицы в соответствии с законом Санкт-Петербурга. Границы территориальных единиц устанавливаются и изменяются законом Санкт-Петербурга (ст. 13). В Санкт-Петербурге могут быть образованы территориальные единицы - территории со специальным статусом: зоны экономического развития, особо охраняемые природные территории, территории, имеющие историко-культурное значение, и иные. Статус указанных территорий и порядок их образования устанавливаются федеральными законами, законами Санкт-Петербурга (ст. 14).


Устав Красноярского края от 29 февраля 1996 г. N 8-252 (ст. 12) устанавливает, что территория края входит в единую территорию РФ и обладает внутренней целостностью. Границами края признаются его существующие на момент вступления в силу настоящего Устава границы. Границы края с субъектами РФ изменяются с взаимного согласия края с соответствующим субъектом (субъектами) Федерации.


Согласие края на изменение его границ должно быть выражено путем принятия закона края о внесении изменений в настоящий Устав либо закона края об утверждении соответствующего соглашения в порядке, предусмотренном Уставом края.


На территорию края распространяется суверенитет РФ в пределах ее предметов ведения и полномочий, определенных Конституцией РФ, а также соглашениями федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти края, в соответствии с которыми названным федеральным органам передается часть полномочий названных органов государственной власти края (ст. 13).


В ст. 5
Устава (Основного закона) Мурманской области (с изм. от 19 ноября 1998 г.) говорится, что территория Мурманской области - неотъемлемая часть единой территории РФ. В состав Мурманской области входят территории административно-территориальных единиц, входящих в состав области на момент принятия настоящего Устава, и далее они перечисляются. Согласно ст. 6 Устава, административная граница Мурманской области, существующая на момент принятия Устава, не может быть изменена иначе как по взаимному согласию Мурманской области и граничащих с ней субъектов РФ. Изменение административной границы Мурманской области не допускается без учета мнения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.


Вхождение субъекта в состав РФ определяет пределы его полномочий в отношении своей территории. Российская Федерация на территории каждого своего субъекта осуществляет полномочия по предметам исключительного ведения, которые установлены в ст. 71 Конституции РФ, а также полномочия по предметам совместного ведения, определенные ст. 72 Конституции РФ. Вне этих пределов субъекты Федерации осуществляют собственные полномочия. Полномочия субъектов Федерации в отношении собственной территории относятся преимущественно к сфере определения административно-территориального устройства.


Состав территории РФ определяется путем указания на принадлежащие нашему государству пространства, в пределах которых оно осуществляет свой суверенитет.


В международном праве в понятие территории государства включаются пространство земной поверхности (сухопутное и водное) и воздушное пространство, в пределах которого государство осуществляет свое право территориального верховенства.


Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 мая 1999 г.) (ст. 1) определяет пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ как пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.


В действующем законодательстве нет нормативного определения понятия "суша" или "земля". Что касается понятия "внутренние воды", то его основной составной частью являются поверхностные воды. Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники (ст. 9
ВК).


Поверхностные водотоки - поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов.


Поверхностные водоемы - поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.


Водное законодательство признает ледниками движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.


К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ.


К территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.


Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в ст. 1
уточняет определение внутренних морских вод РФ. Внутренние морские воды РФ - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ.


К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".


В ст. 2
указанного Закона закреплено определение территориального моря РФ.


Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в данном Федеральном законе. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.


В преамбуле
Закона РФ "О недрах" дано определение понятия "недра".


Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.


Понятие "воздушное пространство" сформулировано в ст. 1 Воздушного кодекса 1997 г. (с изм. от 8 июля 1999 г.). Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.


К числу объектов градостроительной деятельности относятся территории поселений и других муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.


Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий.


Согласно ст. 13 этого Закона, установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются, с учетом исторических и иных местных традиций, по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Федерации. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ устанавливают гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта РФ.


Иначе сформулировано понятие территории городских и сельских поселений в ст. 38
Кодекса (см. комментарий). Пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий. Такое определение понятия территории в наибольшей степени отвечает сущности и характеру градостроительной деятельности.


Обычно территориальная база местного самоуправления устанавливается непосредственно в законах субъектов РФ о местном самоуправлении. Например, Закон Тверской области от 27 июня 1996 г. N 30 "О местном самоуправлении в Тверской области" (с изм. от 27 мая 1999 г.) предусматривает, что территориями муниципальных образований в Тверской области, в которых осуществляется местное самоуправление, являются: территории, находящиеся в границах городских поселений; территории, находящиеся в границах районов в соответствии с действующим административно-территориальным делением; иные населенные территории. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Установление и изменение границ муниципального образования решается Законодательным Собранием с учетом мнения населения соответствующих территорий, выраженного непосредственно путем голосования на местном референдуме, конференции, собраниях (сходах) граждан (ст. 3).


Согласно Закону Тюменской области от 29 ноября 1995 г. "О местном самоуправлении" (с изм. от 5 ноября 1999 г.) (ст. 15), территориями муниципального образования являются:


территории городов, поселков, сел, сельсоветов, сельских поселений;


территории иных муниципальных образований, установленные органами государственной власти области, с учетом образа жизни, хозяйствования, исторических и национальных особенностей населения;


объединенные территории нескольких муниципальных образований в случае добровольного объединения двух или нескольких муниципальных образований в одно;


территории внутригородских муниципальных образований в случае принятия представительным органом местного самоуправления города соответствующего решения.


Территория муниципального образования (за исключением внутригородского муниципального образования) устанавливается Тюменской областной Думой по обоснованному представлению органа местного самоуправления. Решение об утверждении территории муниципального образования принимается Тюменской областной Думой не позднее трех месяцев со дня подачи представления по данному вопросу и доводится в недельный срок до данного муниципального образования.


Решение об утверждении территории муниципального образования может быть обжаловано муниципальным образованием в судебном порядке.


В состав территории муниципального образования входят все земли в пределах установленных границ независимо от форм собственности и целевого назначения.


Земли передаются в ведение муниципального образования на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами и утвержденной в установленном порядке планировочной документации с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития. Порядок использования земель, переданных в введение муниципального образования, устанавливается муниципальным образованием в соответствии с законодательством. Органы местного самоуправления могут в интересах муниципальных образований устанавливать в соответствии с действующим законодательством дополнительные условия использования земель, находящихся в границах территории муниципального образования.


При добровольном объединении нескольких муниципальных образований в одно или присоединении одного муниципального образования к другому территория созданного муниципального образования составляет сумму территорий объединившихся муниципальных образований.


Статья 16
Закона Тюменской области устанавливает, что граница территории муниципального образования может быть изменена областной Думой путем принятия соответствующего закона, с обязательным учетом мнения населения данной территории, выраженного путем референдума.


2. Значение закрепления в Кодексе объектов градостроительной деятельности состоит в том, что п. 5 ст. 28 Кодекса (см. комментарий) устанавливает принцип соответствия каждого объекта градостроительной деятельности определенному виду градостроительной документации.


Так, применительно к территории РФ и ее частям п. 2 ст. 28 Кодекса предусматривает, что градостроительная документация федерального уровня включает в себя Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования развития частей территории РФ, включающих в себя территории двух и более субъектов Федерации или части их территорий, которые называются консолидированными схемами градостроительного планирования.


Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и консолидированных схем градостроительного планирования урегулированы соответственно в ст. 31 и 32 Кодекса (см. комментарий).


Пункт 3 ст. 28 Кодекса определяет вид градостроительной документации уровня субъекта РФ (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Это - территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, пригородных зон, иных территорий. Содержание, порядок разработки, согласования и утверждения указанных документов регулируются ст. 33 Кодекса (см. комментарий).


На уровне городских и сельских поселений и других муниципальных образований применяется, согласно п. 4 ст. 28 Кодекса, градостроительная документация о градостроительном планировании развития этих территорий и о застройке территорий городских и сельских поселений.


К документации о градостроительном планировании развития территорий относятся: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); генеральные планы городских и сельских поселений; проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.


Видами документации о застройке территорий городских и сельских поселений являются:


проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений;


проекты межевания территорий;


проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.


Порядок разработки, согласования и утверждения этих видов градостроительной документации установлен соответственно в ст. 34, 35, 36, 58, 59 и 60 Кодекса (см. комментарий).


3. Определяя в зависимости от их значения объекты градостроительной деятельности, п. 2 ст. 28 Кодекса устанавливает возможность регулировать данную деятельность на федеральном уровне, закрепляя соответствующие нормы в Кодексе, федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ. Полномочия соответствующих федеральных органов государственной власти определены в ст. 21 Кодекса (полномочия Правительства РФ) (см. комментарий) и ст. 25 Кодекса (полномочия федерального органа архитектуры и градостроительства) (см. комментарий).


Нормы федерального законодательства о градостроительстве предусматривают пределы правового регулирования в этой области субъектов РФ (см. комментарий к ст. 22 и 26), а также органов местного самоуправления (см. комментарий к ст. 23 и 27).


Соответственно на уровне субъектов РФ и уровне местного самоуправления также регулируется градостроительная деятельность.


 

Коментариев: 0 | Просмотров: 139 |
Ключевые теги: муниципального образования, муниципальных образований, сельских поселений, городских и сельских
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: