Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 5. Типы поселений Российской Федерации
 (голосов: 0)
  Комментарий к Градостроительному кодексу | Автор: admin | 7-05-2011, 15:58


1. Пункт 1 комментируемой статьи выделяет критерии, определяющие характер градостроительной деятельности на территории поселений. Фактически речь идет о критериях, которые положены в основу классификации видов поселений. В качестве таких критериев Кодекс признает численность населения, производственную специализацию поселений и значение поселений в системе расселения и административно-территориальном устройстве страны.


Численность населения - критерий отнесения поселения к категории городских или сельских поселений. Городскими признаются наиболее крупные поселения, сельскими - поселения, имеющие сравнительно небольшое число жителей, начиная с 5 тыс. человек населения.


В зависимости от численности населения определяются типы городских поселений, перечисленные в п. 3 настоящей статьи (сверхкрупные города, имеющие численность населения свыше 3 млн. человек, крупнейшие города с населением от 1 млн. до 3 млн. человек и т.д.), и типы сельских поселений.


Производственная специализация поселений также влияет на их вид. Городскими признаются обычно поселения, жители которых заняты главным образом в промышленности, в сферах обслуживания, управления, науки и культуры. Сельскими - те поселения, большинство населения которых занято в сельскохозяйственном производстве.


Значение поселений в системе расселения и административно-территориальном устройстве страны также играет важную роль при отнесении поселения к категории городского или сельского. По общему правилу, именно города являются административными и культурными центрами окружающих районов.


2. Пункт 2 настоящей статьи предусматривает, что все поселения делятся на два вида: городские и сельские, а п. 3 закрепляет более подробную их классификацию по типам поселений. Кроме того, п. 4 выделяет поселения, которые имеют временное значение, непостоянный состав населения и являются объектами служебного пользования.


Классификация городских и сельских поселений определяется и в законодательстве об административно-территориальном устройстве. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 73 и 76) территориальное (административно-территориальное) устройство субъектов РФ относится к ведению субъектов Федерации. В этой сфере они осуществляют собственное правовое регулирование.


Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. "л" п. 2 ст. 5) относит к числу основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ установление административно-территориального устройства субъекта Федерации и порядок его изменения путем принятия закона субъекта Федерации.


Например, в Нижегородской области действует Закон от 5 июля 1996 г. N 40-З "Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области" (с изм. от 7 сентября 1998 г.). В этом Законе закреплены, в частности, следующие основные понятия: административно-территориальная единица области - территория (муниципальное образование или его часть), имеющая установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и подведомственная собственным органам местного самоуправления или территориальному подразделению органа местного самоуправления; под муниципальным образованием области понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.


Установлено, что поселение (населенный пункт) - населенная территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной черты. Городское поселение представляет собой поселение, которое исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесено в установленном законодательством порядке к категории городов или рабочих, курортных поселков. Сельское поселение - поселение (село, деревня, сельский поселок, хутор, починок, выселок и др.), которое не отнесено к категории городских поселений. Закон определяет также такие понятия, как район области; город; рабочий, курортный поселок; сельсовет; район города; административный центр и закрытое административно-территориальное образование (ст. 3).


Закон Нижегородской области (ст. 8) предусматривает ведение реестра административно-территориального устройства области. В реестре приводится систематизированный перечень муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, не являющихся муниципальными образованиями.


В компетенцию Законодательного Собрания области согласно ст. 9 этого Закона входят в том числе следующие полномочия в регулировании вопросов административно-территориального устройства области: принятие нормативных правовых актов об образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, административно-территориальных единиц, установлении, изменении их границ и установлении или перенесении их административных центров; принятие нормативных правовых актов об отнесении поселений к категории городов областного, районного значения, поселков или преобразовании городов, поселков в сельские поселения; придание населенным территориям области статуса поселений, ликвидация их статуса; принятие нормативных правовых актов об объединении поселений, включении поселений в состав города или поселка; установление и изменение городской (поселковой) черты и некоторые другие.


Администрация области осуществляет: разработку и представление на утверждение Законодательного Собрания области Описания границ области; разработку и внесение в Законодательное Собрание области документов и материалов по изменениям в административно-территориальном устройстве области; предварительную проработку по представлению Законодательного Собрания области вопросов административно-территориального устройства области и выдачу по ним заключений и другие полномочия (ст. 10).


К компетенции органов местного самоуправления в соответствии со ст. 11
Закона относятся: образование, объединение, преобразование или упразднение внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий, установление и изменение черты сельских поселений и некоторые иные полномочия.


Вопросы административно-территориального устройства области решаются Законодательным Собранием области по инициативе Законодательного Собрания области, губернатора области, представительных органов местного самоуправления.


Принятие Законодательным Собранием области нормативного правового акта по вопросам административно-территориального устройства допускается при соблюдении установленной федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области процедуры, в том числе при проведении необходимых экспертиз, выявлении возможности разрешения экономических, социальных и организационно-управленческих проблем, служащих обоснованием вносимого предложения (ст. 12).


Статья 13
данного Закона предусматривает обязательное выявление мнения населения по вопросам предполагаемых преобразований административно-территориального устройства. В этих случаях в обязательном порядке выявляется мнение населения той территории, которой непосредственно касаются эти преобразования. Мнение населения соответствующей территории выражается путем местного референдума, собрания (схода) граждан или через представительный орган местного самоуправления.


В качестве общих критериев образования и преобразования муниципальных образований, административно-территориальных единиц ст. 14 Закона Нижегородской области предусматривает следующие. При образовании сельсоветов учитывается наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, хозяйственному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.


В случае образования районов области учитываются тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средства связи между поселениями, численность населения, экономический потенциал территории, возможность функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенческого значения. При образовании районов в городе учитываются численность населения, характер их застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.


К категории городов областного значения могут быть отнесены поселения, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тыс. человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены поселения с численностью населения и менее 50 тыс. человек. Поселения, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 80%, могут быть отнесены к категории городов районного значения.


Поселения, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тыс. человек, при наличии в составе этого населения не менее 80% рабочих, служащих и членов их семей, обычно относятся к категории рабочих поселков. К категории курортных поселков могут быть отнесены поселения, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с населением не менее 2 тыс. человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселения составляет не менее 50% постоянного населения (ст. 15).


В соответствии со ст. 18 Закона Нижегородской области муниципальные образования, административно-территориальные единицы и поселения подлежат учету и регистрации. Вновь возникшие поселения подлежат регистрации не позднее трех месяцев после их возникновения. Небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников и другие поселения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома, не составляющие самостоятельные поселения, числятся за теми поселениями, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях. Поселения, из которых выехали жители, исключаются из учетных данных. Из учетных данных также исключаются поселения, которые вошли в состав городов, поселков или объединены с другими поселениями.


Для определения правильности исключения поселения из учетных данных соответствующим органом местного самоуправления создается комиссия. Комиссия составляет акт, в котором отражаются даты ликвидации производственных объектов и переселения жителей, место переселения, а также мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления поселения. Акт утверждается главой местного самоуправления (главой местной администрации). До принятия постановления Законодательным Собранием области об исключении поселения из учетных данных оно не может быть снято с учета.


Подготовка документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства области, его изменений, их предварительное рассмотрение осуществляются Комитетом по вопросам местного самоуправления и связям с общественностью Законодательного Собрания области (ст. 19). В ст. 20 Закона установлен перечень документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства, представляемых в Законодательное Собрание области в следующих случаях: при образовании и упразднении муниципальных образований, перенесении их административных центров; при изменении границ муниципального образования; при отнесении поселений к категории городов областного, районного значения, поселков или преобразовании городов, поселков в сельские поселения; при объединении поселений; при установлении и изменении городской (поселковой) черты и некоторых иных.


В Республике Мордовия действует Закон от 23 марта 1998 г. N 7-З "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Мордовия" (с изм. от 26 января 2000 г.). Населенным пунктом (поселением) признается населенная территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной черты. Городской населенный пункт - поселение, отнесенное в предусмотренном законодательством Республики Мордовия порядке к категории городов или поселков городского типа (рабочих поселков). В качестве сельского населенного пункта считается поселение (село, деревня, сельский поселок и др.), которое не отнесено к категории городских населенных пунктов (ст. 1).


Статья 6
Закона предусматривает, что в схему административно-территориального устройства Республики Мордовия входят: районы; районы г. Саранска; города республиканского значения; города районного значения; рабочие поселки; сельсоветы и сельские населенные пункты. Отдельные населенные пункты могут входить в состав соответствующих сельсоветов либо быть административно связанными с городом, районом в городе, рабочим поселком.


Установлен следующий порядок отнесения населенных пунктов к категориям городов республиканского и районного значения, рабочих поселков (ст. 11). Так, населенные пункты, находящиеся на территории Республики Мордовия, делятся на городские и сельские.


К категории городов республиканского значения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и численность населения не менее 50 тыс. человек. В отдельных случаях к категории городов республиканского значения могут быть отнесены поселения с численностью населения менее 50 тыс. человек, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.


Городами районного значения обычно признаются населенные пункты, являющиеся промышленными, торговыми и культурными центрами с численностью населения не менее 10 тыс. человек. В отдельных случаях к категории городов районного значения могут быть отнесены поселения с численностью населения менее 10 тыс. человек, но имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.


Населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие важные социально-экономические объекты, с численностью населения не менее 3 тыс. человек могут быть отнесены к категории рабочих поселков. По общему правилу, к категории рабочих поселков относятся также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены поселения с численностью населения менее 3 тыс. человек, но имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.


3. В п. 5 ст. 5 Кодекса отражен принцип зависимости вида, содержания градостроительной документации, порядка ее разработки, согласования и утверждения от типа поселения. Общие вопросы, касающиеся требований к градостроительной документации, закреплены в ст. 28 и 29 Кодекса (см. комментарий). Так, в соответствии п. 5 ст. 28 Кодекса градостроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы, содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку градостроительной документации соответствующего вида. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или, по согласованию с ними, заказчиками (п. 8 ст. 28).


Градостроительная документация любого вида может разрабатываться на конкурсной основе (п. 10 ст. 28).


В соответствии с п. 6 ст. 28 Кодекса градостроительная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ об экологической экспертизе. Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование с соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также наличие положительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения.


В соответствии со ст. 29 Кодекса градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации служит основанием для утверждения градостроительной и проектной документации.


В качестве примера взаимосвязи градостроительной документации и типа поселения можно привести п. 4 ст. 35 Кодекса (см. комментарий). Так, генеральный план города с численностью населения до 50 тыс. человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ. Согласно п. 1 ст. 36
Кодекса, проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.


4. Пункт 6 ст. 5 Кодекса закрепляет приоритет его норм, содержащих градостроительные требования, касающиеся условий и порядка пользования землями поселений. Эта правовая норма вполне обоснованна. Дело в том, что земли поселений играют важную роль в жизни общества, выполняя функцию территориально-пространственного базиса. Занимая сравнительно небольшую площадь по отношению ко всей территории, эти земли являются местом проживания большей части населения. Земли, занятые поселениями, предназначены для размещения городов, поселков, сельских поселений и объектов недвижимости, обеспечивающих жизнедеятельность населения.


До принятия Кодекса вопросы правового режима земель поселений регулировались главным образом земельным законодательством. ЗК РСФСР (ст. 70-82) выделяет эти земли в качестве отдельной категории земель, называя их землями населенных пунктов. Землями населенных пунктов являются все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов (ст. 70
ЗК). Однако в течение десятилетий земельное законодательство регулировало лишь отдельные, самые общие вопросы использования этой категории земель, уделяя внимание главным образом регулированию земель сельскохозяйственного назначения. В этом плане земельное законодательство носило "аграрный", если можно так выразиться, характер. Широкий комплекс вопросов использования земель поселений оставался неурегулированным. Кодекс восполнил этот пробел. Поэтому при разработке нового Земельного кодекса РФ в части регулирования вопросов правового режима земель поселений приоритет имеют нормы Кодекса.


 

Коментариев: 0 | Просмотров: 168 |
Ключевые теги: административно территориального, административно территориального устройства, территориального устройства, категории городов, местного самоуправления, численностью населения
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: