Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 6. Особое регулирование градостроительной деятельности
 (голосов: 0)
  Комментарий к Градостроительному кодексу | Автор: admin | 7-05-2011, 15:58

 


1. Особое регулирование градостроительной деятельности заключается в установлении специальных, отличающихся от обычных, правил по использованию отвечающих определенным признакам территорий и земель поселений для целей градостроительства.


Пункт 1 данной статьи предусматривает главное условие, при наличии которого градостроительная деятельность подлежит особому регулированию: необходимость разрешения проблемы обеспечения баланса государственных, общественных и частных интересов, которую невозможно или затруднительно разрешить без применения указанных специальных правил.


Объекты градостроительной деятельности особого регулирования могут иметь федеральное значение, значение субъектов РФ и местное значение. Для определения значения объекта градостроительной деятельности применяются критерии отнесения тех или иных вопросов соответственно к сферам государственных, общественных или частных интересов, предусмотренные в ст. 3 Кодекса (см. комментарий).


2. Содержание режима особого регулирования градостроительной деятельности заключается в том, что при его установлении вводятся специальные государственные стандарты, государственные градостроительные нормативы и правила. Такие нормативы и правила, затрагивающие интересы в области градостроительной деятельности и относящиеся к федеральным градостроительным нормативам и правилам, согласно п. 4 ст. 52 Кодекса, утверждаются и вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с федеральным органом архитектуры и градостроительства.


Может быть установлен особый порядок разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. Государственная экспертиза градостроительной документации в отношении объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения осуществляется на федеральном уровне (см. комментарий к п. 3 ст. 29). И, кроме того, в этих случаях должны выдаваться специальные разрешения на строительство (см. комментарий к ст. 63 Кодекса).


3. Правовой режим градостроительной деятельности особого регулирования может быть установлен применительно как к территориям, так и поселениям. В п. 3
комментируемой статьи перечислены виды территорий, на которых градостроительная деятельность регулируется в особом порядке. К таким территориям могут относиться территории объектов историко-культурного наследия, особо охраняемые природные территории и территории традиционного проживания коренных малочисленных народов (см. комментарий к ст. 3).


Что касается территорий свободных экономических зон, то согласно ст. 23
Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изм. от 10 февраля 1999 г.) особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.


В свободной экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. До настоящего времени федеральный закон о свободных экономических зонах не принят.


Особому регулированию подлежит градостроительная деятельность на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 1) даны определения следующих понятий. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Зоной чрезвычайной ситуации признается территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.


Границы зон чрезвычайных ситуаций, согласно ст. 5 Закона, определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.


Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждено постановлением
Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094.


Ряд вопросов режима территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций техногенного характера, регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими законодательными актами.


Режим территорий зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия регулируется Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г.). Статья 58 данного Закона определяет режим зоны чрезвычайной экологической ситуации. Такими зонами объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.


Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.


В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду; приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду; ограничиваются отдельные виды природопользования; проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. Мероприятия по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации финансируются в первую очередь за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканских бюджетов.


Зонами экологического бедствия, согласно ст. 59 Закона, объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации.


В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения; запрещаются строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов; существенно ограничиваются все виды природопользования; принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. Мероприятий по оздоровлению зон экологического бедствия финансируются в порядке, установленном ч. 4 ст. 58 Закона "Об охране окружающей природной среды".


Пункт 5 ст. 10
Кодекса (см. комментарий) устанавливает: если государственные или общественные интересы требуют осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается временное проживание населения на таких территориях с установлением особого регулирования градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией.


Определение понятия "территория депрессивного района" и режима такой территории в действующем законодательстве не установлено. Однако исходя из анализа специальной, прежде всего экономической, литературы можно дать следующее определение этого понятия. Депрессивный район - территория, уровень и состояние экономического, политического и социального развития которого не позволяет ему саморазвиваться без дополнительных, внешних источников стимулирования.


4. В п. 4 ст. 6 Кодекса перечислены типы поселений, отнесенные к числу объектов градостроительной деятельности особого регулирования. К ним относятся города Москва и Санкт-Петербург, города - центры субъектов РФ. Москва - столица Российской Федерации и Санкт-Петербург являются городами федерального значения.


Статья 1
Закона РФ от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" (с изм. от 18 июля 1995 г.) предусматривает, что в соответствии с Конституцией РФ столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти РФ, представительств республик в составе Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, г. Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в РФ. Территорией столицы Российской Федерации является территория г. Москвы.


В ст. 7
Закон устанавливает особенности перспективного планирования развития г. Москвы - столицы Российской Федерации. Проект генерального плана развития г. Москвы, разрабатываемый администрацией г. Москвы, согласовывается с Правительством РФ в части осуществления г. Москвой функций столицы Российской Федерации и вносится на утверждение Московской городской Думы. Споры, возникающие по вопросам перспективного планирования развития г. Москвы, разрешаются согласительными комиссиями, создаваемыми заинтересованными органами государственной власти на паритетной основе.


Правовой режим поселений, отнесенных к категории городов-курортов, регулируется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Курортом признается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.


Территория признается курортом в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.


Территория признается курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации.


Территория признается курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Порядок признания территории курортом местного значения устанавливается правовыми актами субъекта Федерации. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается Правительством РФ либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации (ст. 3).


Городом-курортом признан г. Сочи. Так, постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров - Правительства РФ от 12 апреля 1993 г. "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения, и ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.


О понятиях "исторические поселения", а также "поселения, на территории которых имеются памятники истории и культуры" см. комментарий к ст. 3
Кодекса.


Правовой режим городских и сельских поселений с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках) также определяется в законодательстве.


Правовой режим земель поселений в составе закрытых административно-территориальных образований регулируется Законом РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. от 31 декабря 1999 г.). Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Содержание правового режима этих земель подчинено назначению указанных объектов.


Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав. В ведение районов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.


В случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающей к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.


Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.


Порядок установления и содержание особого режима на территориях, объявленных закрытыми административно-территориальными образованиями, регулируются Положением
об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 655, и Положением о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 693 (в ред. от 3 апреля 1997 г.).


Решение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ. Предложение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ. Предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.


Особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает: установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах указанного образования; ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание.


Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования.


Управление этими землями осуществляется Правительством РФ. Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.


Правовой режим земель поселений в составе особо охраняемых природных территорий определен в общих чертах в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Статья 12
этого Закона допускает, что в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.


В содержание режима особой охраны территорий национальных парков, согласно ст.15
Закона, входят запрет на расширение и строительство новых хозяйственных объектов на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации. Кроме того, с национальными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.


Согласно ст.18
указанного Закона, территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование; в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. Особенностью режима особой охраны территорий природных парков является то, что в границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Поэтому с природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов (ст. 21).


К числу поселений - объектам градостроительной деятельности особого регулирования, относятся городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В частности, поселения, находящиеся на Крайнем Севере страны.


Федеральный закон
от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" содержит правовое определение следующих понятий.


Север - высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.


Районы с дискомфортными условиями проживания - территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, неблагоприятно воздействующих на человека (ст. 1).


Учитывая суровые природно-климатические особенности этого региона, данный Закон закрепляет принципы государственного регулирования в области охраны окружающей природной среды и природопользования, что имеет прямое отношение к градостроительству. Так, государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере направлено на удовлетворение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение устойчивого состояния и целостности экологических систем, обеспечение экологической безопасности исходя из особой уязвимости и слабой восстанавливаемости природы Севера.


Государственное регулирование в этой сфере предусматривает:


рациональное и эффективное использование возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;


разработку и утверждение экологических нормативов, отвечающих природно-климатическим условиям Севера и подлежащих выполнению всеми гражданами и организациями;


принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий, организацию этноэкологических зон, выделение лимитов и квот на биологические ресурсы для хозяйственного использования в соответствии с экологическими требованиями;


разработку мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия и обеспечение финансирования указанных мероприятий;


ознакомление общественных организаций коренных малочисленных народов Севера с проектами развития Севера;


комплексную экспертизу проектов развития Севера;


создание технологий рекультивации антропогенно нарушенных ландшафтов.


5. Территории и поселения относятся к объектам соответствующего значения по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации (п. 1 комментируемой статьи).


Статья 21
Кодекса (см. комментарий) относит к числу полномочий Правительства РФ установление границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения и порядка регулирования градостроительной деятельности на соответствующих территориях; установление совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ порядка согласования и утверждения градостроительной документации для объектов градостроительной деятельности особого регулирования; установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения. В соответствии со ст. 22 Кодекса (см. комментарий) утверждение границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования, за исключением объектов, указанных в ст. 21 Кодекса, и порядка особого регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях входит в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ.


Организация разработки градостроительной документации для объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения в соответствии со ст. 25 Кодекса (см. комментарий) относится к полномочиям федерального органа архитектуры и градостроительства.


В постановлении
Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения" дается определение территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения. Это - территории объектов историко-культурного наследия, особо охраняемые природные территории, территории традиционного проживания коренных малочисленных народов, территории свободных экономических зон, территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия, территории депрессивных районов и иные территории. Вопросы особого регулирования градостроительной деятельности регулируются и на уровне субъектов РФ. Так, Закон
Московской области от 9 января 1997 г. N 4/97-ОЗ "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области" закрепляет понятие "зона особого градостроительного регулирования". В состав этих зон включаются земли, на которых устанавливается особый правовой режим использования на основании градостроительной, историко-культурной, природной ценности территории. Выделяются также "зоны специального регулирования". Они устанавливаются на основании санитарно-экологических и технических требований, ограничивающих использование территорий в хозяйственной деятельности.


В соответствии со ст. 2 данного Закона в составе объектов организации территории Московской области выделяются территориальные объекты особого градостроительного и специального регулирования: особо охраняемые природные территории, территории историко-культурного и природного наследия, системы расселения, включая агломерации, пригородные зоны, водоохранные зоны, другие территории специального назначения.


Статья 7
указанного Закона посвящена зонам с особым правовым режимом использования земель.


Зонами особого градостроительного регулирования использования территории Московской области являются:


зоны Московской агломерации;


зоны других городских агломераций Московской области;


пригородные зеленые зоны городов и агломераций;


зоны охраны историко-культурного наследия;


земли областного фонда;


особо ценные и ценные земли сельскохозяйственного назначения.


К зонам специального регулирования использования территории Московской области относятся:


санитарно-защитные;


шумовые и другие зоны дискомфорта;


природоохранные;


охранные зоны горных отводов;


охранные зоны водозаборов;


зоны возможных чрезвычайных ситуаций.


Выделение зон особого градостроительного регулирования и определение их категории и границ производятся в генеральном плане Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны. Зоны специального регулирования использования территории Московской области устанавливаются в генеральных планах Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон в соответствии с законодательством РФ и Московской области.


Границы пригородных зеленых зон городов, территорий агломераций определяются в генеральных планах городов, районов и агломераций. Градостроительное регулирование в пределах зон охраны исторического и культурного наследия осуществляется на основе соответствующих научно-проектных разработок и определяет возможность ведения хозяйственной деятельности при условии соблюдения установленных в этих зонах охранных режимов.


Организация и использование территории в зонах охраны исторического и культурного наследия производятся согласно функциональному зонированию территории Московской области и муниципальных образований. Размещение объектов строительства в таких зонах регламентируется генеральными планами Московской области и муниципальных образований, территориальными программами и специальными проектами организации зон охраны исторического и культурного наследия.


В целях выполнения хозяйственных, градостроительных, природоохранных и иных функций в интересах городского и сельского населения столичного региона, обеспечения реализации целевых комплексных программ федерального и областного значения формируется фонд земель областного значения. Порядок формирования земель областного значения и управления землями областного значения устанавливается законодательством Московской области. В пределах земель областного фонда устанавливаются режимы использования территории в соответствии с их функциональным назначением. На землях областного фонда, расположенных в пределах городов и агломераций, устанавливаются дополнительные градостроительные сервитуты.


Градостроительный кодекс Республики Башкортостан (в ред. от 7 июня 1999 г.) относит к поселениям, которые могут быть отнесены к объектам градостроительной деятельности особого регулирования: г. Уфу; исторические поселения, а также поселения, на территориях которых имеются памятники истории и культуры; городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и т.п.); городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения или подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 6).


Закон Калининградской области от 15 октября 1999 г. N 150 "Градостроительный кодекс Калининградской области" (ст. 6), опубликованный в газете "Дмитрия Донского", устанавливает, что к территориям в Калининградской области, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, относятся:


территория Куршской косы, на которой находится государственный природный национальный парк "Куршская коса";


территория Приморской рекреационной функциональной зоны;


территория Балтийской косы, как государственный заказник;


другие особо охраняемые природные территории и территории, на которых находятся памятники истории, культуры.


К поселениям Калининградской области, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, относятся:


г. Калининград как административный центр субъекта РФ и исторический город;


города-курорты - исторические города Зеленоградск, Светлогорск;


исторические города Багратионовск, Балтийск, Гусев, Правдинск, Советск, Черняховск;


поселения с особым режимом жизнедеятельности.


Особое регулирование градостроительной деятельности может вводиться по решению органов государственной власти Калининградской области или органов местного самоуправления в пределах их компетенции на других территориях или в отношении других объектов, если градостроительная деятельность затрагивает (может затронуть) государственные и (или) общественные интересы.


В Законе Чувашской Республики от 1 ноября 1999 г. N 15 "О градостроительстве" (ст. 5) урегулированы вопросы особого регулирования градостроительной деятельности. Так, особому регулированию подлежит градостроительная деятельность, если без введения специальных правил использования территории обеспечение частных, общественных или государственных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено. Отнесение объектов градостроительной деятельности, подлежащих особому регулированию, к объектам республиканского и местного значения осуществляется по основаниям и в порядке, установленном законодательством РФ и Чувашской Республики. Границы указанных объектов и порядок особого регулирования градостроительной деятельности на данных территориях утверждаются Государственным Советом Чувашской Республики.


К объектам градостроительной деятельности особого регулирования относятся:


г. Чебоксары - столица Чувашской Республики;


исторические поселения, а также поселения, на территориях которых имеются памятники истории и культуры;


поселения в государственных природных заповедниках, национальных и природных парках;


поселения, которые подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


территории историко-культурного наследия, особо охраняемые природные и иные территории.


Представляет интерес законодательное решение вопроса об особом регулировании градостроительной деятельности в г. Москве. Принят Закон г. Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 "О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве".


Территориальная единица с особым статусом (ТЕОС) - единица территориального устройства г. Москвы, имеющая собственное наименование, особый правовой статус, особый режим хозяйственной деятельности, органы управления, а также Положение о ТЕОС (об управлении ТЕОС). ТЕОС образуются в целях решения общегородских задач, признанных государственными нуждами г. Москвы. Органы исполнительной власти г. Москвы могут передавать полномочия, необходимые для реализации целей образования ТЕОС, полностью или частично органам управления ТЕОС. При образовании ТЕОС частично или полностью на территории района г. Москвы полномочия районной Управы могут быть ограничены законом г. Москвы.


Статус ТЕОС с особо охраняемыми природными территориями устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".


В соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы, ТЕОС образуются при необходимости:


реализации городских градостроительных программ комплексной реконструкции и развития, связанных со значительным изменением функционального, строительного и (или) ландшафтного назначения территорий;


реализации городских программ развития отрасли или отраслей производства, иных видов деятельности на территории г. Москвы;


реализации городских программ развития объектов городского хозяйства Москвы;


сохранения и развития территорий природного комплекса;


сохранения историко-культурных и архитектурных памятников и исторических территорий недвижимых памятников;


эффективного управления территориями и (или) объектами городского хозяйства, другими объектами жизнеобеспечения г. Москвы, находящимися частично или полностью в собственности или пользовании г. Москвы.


ТЕОС может быть образована, согласно ст. 4 Закона, на территории, входящей в состав одного или нескольких районов, или на территории, находящейся вне границ районов, либо на территории, частично входящей в состав района (районов) и частично находящейся вне границ районов.


ТЕОС образуются на основании либо распоряжения мэра Москвы, если ТЕОС расположена вне территорий районов г. Москвы, или постановления Московской городской Думы, принимаемого по представлению мэра Москвы, если ТЕОС полностью или частично расположена на территории района (районов) г. Москвы.


При образовании ТЕОС может быть установлен особый экономический режим деятельности органов управления ТЕОС, участников ТЕОС, лиц, имеющих на правах собственности или аренды недвижимость на территории ТЕОС, в том числе формы и размеры льгот, особый порядок и формы предоставления земельных участков и другой недвижимости. Указанный особый режим экономической и правовой деятельности устанавливается отдельно для каждой ТЕОС законом г. Москвы об особом экономическом и правовом статусе данной ТЕОС. Законом о статусе ТЕОС могут быть установлены условия разграничения собственности и доходов, образовавшихся в ходе деятельности органов управления и участников ТЕОС, а также особые и дополнительные к установленным законодательством г. Москвы правила и условия приобретения участков земли, находящихся в собственности г. Москвы, в частную собственность. В настоящее время действует Закон г. Москвы от 12 июля 1999 г. N 30 "О территориальной единице с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-Сити".

Коментариев: 0 | Просмотров: 78 |
Ключевые теги: градостроительной деятельности, особого регулирования, градостроительной деятельности особого, деятельности особого, деятельности особого регулирования, чрезвычайных ситуаций
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: