Error: ERROR:1
Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
свадебный координатор, свадебный распорядитель в Киеве свадебный координатор, свадебный распорядитель в Киеве
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности
 (голосов: 0)
  Комментарий к Градостроительному кодексу | Автор: admin | 7-05-2011, 15:58


1. Статья 42 Конституции РФ закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности является элементом содержания данного конституционного права.


Право на благоприятную окружающую среду рассматривается в контексте ст. 17
Конституции РФ, которая предусмотрела, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.


Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


В ст. 17 Конституции РФ говорится об основных правах человека, которые ст. 55 Конституции РФ отличает от иных, производных, прав. Предусмотренное в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду - основное право.


Право на благоприятную среду жизнедеятельности представляет собой его составную часть.


Основные права неотчуждаемы и отказ от них юридически недействителен. Эти права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Данное принципиальное положение разъясняет правовую природу происхождения основных прав. Человек обладает основными правами от рождения, а не от государства, которое может "даровать" права по своей "милости" или лишать их произвольно.


Часть 2 ст. 55
Конституции РФ запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, обязывает органы государственной власти и их должностных лиц предоставлять гражданам информацию, затрагивающую их права и свободы, и предусматривает систему мер государственной, судебной и иной защиты прав и свобод человека и гражданина. Нарушенные права человека и гражданина подлежат восстановлению путем правомерных действий лица, которому они принадлежат, или органов государственной власти или местного самоуправления.


Конституция РФ специально предусматривает, что основные права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).


Конституция РФ в ст. 56 и 88 предусматривает возможность в условиях чрезвычайного положения, вводимого Президентом РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; но ч. 3 ст. 56 запрещает ограничивать права и свободы, предусмотренные рядом статей Конституции РФ, даже при чрезвычайном положении.


Право на благоприятную окружающую среду не относится к числу прав, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях.


Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.


Часть 1 ст. 15
Конституции закрепляет принцип ее высшей юридической силы и прямого действия. Этот принцип конкретизируется посредством признания прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и путем гарантирования каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46). Эти положения в полной мере применимы и к праву на благоприятную окружающую среду и соответственно к праву на благоприятную среду жизнедеятельности.


В действующем законодательстве отсутствует понятие "благоприятная окружающая среда". Анализ законодательства об охране окружающей среды приводит к выводу о том, что содержание этого понятия состоит в следующем. Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, не препятствует реализации его жизненно важных интересов, является приемлемой средой для обитания других живых организмов и качество которой соответствует установленным нормам.


Это определение в полной мере применимо к рассматриваемому понятию "благоприятная среда жизнедеятельности". Критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и среды жизнедеятельности одинаковы. Однако понятие "среда жизнедеятельности" значительно же, нежели понятие "окружающая среда".


Среда жизнедеятельности - то место, где человек постоянно проживает и работает, т.е., как правило, это территория поселений. Критериями оценки благоприятности этой среды являются нормы законодательства о градостроительстве, многие из которых содержат различного рода экологические требования.


Субъектами права на благоприятную среду жизнедеятельности являются граждане РФ, их общественные объединения и юридические лица.


2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит механизм реализации права на благоприятную среду жизнедеятельности. Важнейший его элемент - градостроительное планирование развития территорий и поселений, регулированию осуществления которого посвящены гл. 6 и 7 Кодекса. Кодекс устанавливает специальные требования к осуществлению этой деятельности, соблюдение которых должно обеспечить права на благоприятную среду жизнедеятельности. Например, в Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации должны определяться: меры по улучшению экологической обстановки в регионах, рациональному использованию земель, сохранению территорий объектов историко-культурного и природного наследия, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения; территории, благоприятные для развития систем расселения; особо охраняемые природные территории и т.д. (см. комментарий к ст. 31). В консолидированных схемах градостроительного планирования в свою очередь отражаются меры по рациональному природопользованию с учетом интересов субъектов РФ в целях обеспечения условий устойчивого развития их территорий (см. комментарий к ст. 32 Кодекса).


На местном уровне данная задача решается в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) (см. комментарий к ст. 34), генеральных планах городских и сельских поселений (см. комментарий к ст. 35) и другой градостроительной документации. Одним из основных правовых средств обеспечения права на благоприятную среду жизнедеятельности является также территориальное зонирование.


Реализовать свое право на благоприятную среду жизнедеятельности гражданин может путем непосредственного участия или участия юридических лиц, в том числе и общественных объединений, в градостроительной деятельности. Условия и порядок осуществления такой деятельности содержатся в ст. 18 Кодекса (см. комментарий).


Так, граждане, их объединения и юридические лица РФ имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом.


Указанные лица до утверждения градостроительной документации имеют право обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности в любой форме: участвовать в собраниях (сходах) граждан, в общественных слушаниях, обсуждениях градостроительной документации, требовать рассмотрения их предложений и т.д.


Граждане РФ и их объединения, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения законодательства РФ о градостроительстве; обжаловать в суд заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, и т.д.


В качестве правового средства обеспечения права на благоприятную среду жизнедеятельности Кодекс рассматривает также государственное нормирование градостроительной деятельности. Государственные градостроительные нормативы и правила являются составной частью системы нормативно-технических документов в строительстве. Такие нормативы и правила служат основанием для вынесения решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными органами, осуществляющими контроль в области градостроительства, правоохранительными органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения градостроительных нормативов и правил.


Требования к градостроительным нормативам и правилам установлены в ст. 51-53
Кодекса (см. комментарий).


Одна из целей лицензирования отдельных видов градостроительной деятельности защита прав граждан, их законных интересов в сфере градостроительства. Согласно ст. 25
Кодекса (см. комментарий), к числу полномочий федерального органа архитектуры и градостроительства относятся лицензирование деятельности по разработке градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности (совместно с Союзом архитекторов РФ), деятельности по выполнению инженерных изысканий для строительства, топографо-геодезических и картографических работ при градостроительной деятельности (в соответствии с перечнем работ, согласованным с Федеральной службой геодезии и картографии России), иной деятельности в области градостроительства в порядке, установленном Правительством РФ, а также создание лицензионных центров на территориях субъектов Федерации и руководство их деятельностью в части научно-методического обеспечения.


Органы архитектуры и градостроительства субъектов РФ осуществляют лицензирование деятельности по разработке градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности (совместно с региональными отделениями Союза архитекторов РФ), деятельности по выполнению инженерных изысканий для строительства, а также топографо-геодезических и картографических работ при градостроительной деятельности, иной деятельности в области градостроительства, полномочия на лицензирование которой переданы в установленном порядке органам исполнительной власти субъектов РФ (см. комментарий к ст. 26).


Порядок и условия выдачи лицензий регулируются Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. от 12 мая 2000 г.). Статья 17 указанного Закона требует получения лицензий, в частности, на инженерные изыскания для строительства; гидрометеорологическую экспертизу проектов строительства и освоения территорий; деятельность по проектированию зданий и сооружений; деятельность по строительству зданий и сооружений; производство строительных конструкций и материалов; эксплуатацию инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов; проектирование централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений; строительство централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений; эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений.


Важное значение имеет сертификация строительных материалов и некоторых услуг в области строительства. Сертификация призвана обеспечить качество создаваемых объектов недвижимости, их безопасность для людей. Закон РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг" (с изм. от 31 июля 1998 г.) в ст. 1
определяет сертификацию продукции как процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.


В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в ст. 41
отмечены особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека. В этих случаях сертификация осуществляется в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии такой продукции, работ и услуг санитарным правилам.


Контроль за градостроительной деятельностью направлен на обеспечение реализации государственной политики в области градостроительства в соответствии с градостроительной документацией, государственными градостроительными нормативами и правилами, правилами застройки (см. комментарий к ст. 65
Кодекса).


Осуществление этой функции управления имеет приоритетное значение для соблюдения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.


Порядок компенсации в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства о градостроительстве, регулируется ст. 70 Кодекса (см. комментарий), а возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, - ст. 67 Кодекса (см. комментарий) и нормами гражданского законодательства. Меры ответственности за нарушение законодательства РФ о градостроительстве предусмотрены в ст. 66 Кодекса (см. комментарий).


 

Коментариев: 0 | Просмотров: 108 |
Ключевые теги: благоприятную среду, благоприятную среду жизнедеятельности, среду жизнедеятельности, права и свободы, градостроительной деятельности, человека и гражданина
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: