Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 10. Обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил
 (голосов: 0)
  Комментарий к Градостроительному кодексу | Автор: admin | 7-05-2011, 15:58

 


1. Кодекс закрепляет принцип, согласно которому градостроительная деятельность должна вестись, во-первых, с соблюдением соответствующих установленных требований и, во-вторых, с учетом ряда условий.


К числу требований, которые должны соблюдаться при строительстве поселений и объектов недвижимости, относятся требования об охране окружающей среды.


Статья 49
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривает особые экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов. Так, проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и указанного Закона, обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.


При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, экологически безопасное удаление, переработка либо захоронение коммунально-бытовых отходов. В целях охраны окружающей природной среды вокруг крупных городов и промышленных центров, крупных, экологически вредных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования, с ограниченным режимом природопользования.


При строительстве поселений и объектов недвижимости должны также соблюдаться требования, касающиеся обеспечения экологической безопасности (см. комментарий к ст. 9), и санитарные правила.


Общие санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к планировке и застройке городских и сельских поселений, определены в ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".


Закон устанавливает, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.


При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.


Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.


Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить указанные работы и их финансирование и (или) кредитование.


Кроме того, действует большое число специальных санитарных правил: Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71, утвержденные Госстроем СССР 5 ноября 1971 г.; Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья, утвержденные Минздравом СССР (1982 г.); Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденные Минздравом СССР (1983 г.); Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила), утвержденные Минздравом СССР (1985 г.); Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов, утвержденные Минздравом СССР (1986 г.); Санитарные правила содержания территорий населенных мест, санитарные правила и нормы. СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные Минздравом СССР (1988 г.), и др.


При разработке градостроительной документации, строительстве и реконструкции поселений, зданий, строений и сооружений должны учитываться также: состояние территорий поселений (см. комментарий к ст. 37), ограничения в области экологической безопасности, содержащиеся в территориальных комплексных схемах охраны природы и природопользования, а также последствия вредного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.


Важным правовым инструментом предотвращения негативного влияния на состояние окружающей среды является процедура оценки воздействия на окружающую среду.


Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (п. 1 ст. 41) гласит, что при размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности этих объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.


Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Положение регулирует процедуру оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов. Эти материалы являются основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.


Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.


Проведение оценки воздействия на окружающую среду основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности, т.е. потенциальной экологической опасности любой деятельности. Проведение оценки обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу.


Воздействие на окружающую среду оценивается для того, чтобы предотвратить или смягчить воздействие хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и связанные с ней социальные, экономические и иные последствия. Оценка проводится в отношении деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе".


При оценке воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством РФ. Заказчиком признается юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию на экологическую экспертизу. Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, оценивающее воздействие на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на работы по оценке воздействия на окружающую среду.


Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для оценки воздействия на окружающую среду.


Степень детализации и полноты оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и иных последствий. В случае выявления при оценке недостатка информации заказчик (исполнитель) планирует дополнительные исследования, необходимые для принятия решений, а также определяет в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля.


Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:


информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;


выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;


решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов оценки воздействия на окружающую среду.


Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах, подготовленных при данной процедуре, и являются частью документации, представляемой на экологическую экспертизу. Эта документация используется также в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу. Для того чтобы предупредить возможные неблагоприятные воздействия на окружающую среду и связанные с ними социальные, экономические и иные последствия в случае реализации намечаемой деятельности, при оценке воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов, а также "нулевой вариант", т.е. отказ от деятельности.


Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, т.е. деятельности, способной воздействовать на окружающую природную среду и являющейся объектом экологической экспертизы, основано на принципах гласности, участии общественных организаций (объединений), учете общественного мнения. Так, обеспечение участия общественности, в том числе информирование ее о намечаемой деятельности и привлечение к процессу оценки, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.


Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов. Они должны быть разработаны с учетом принципов научной обоснованности, объективности и законности.


Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса возможность своевременного получения полной и достоверной информации.


Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для мониторинга после проектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, то исследования и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.


В упомянутом выше Положении предусмотрены следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. Первоначальный этап представляет собой уведомление, предварительную оценку и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. На этом этапе заказчик подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами; информирует общественность; проводит предварительную оценку по основным положениям и документирует ее результаты; проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки, в том числе заинтересованной общественности.


В процессе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию, которая касается намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам; состояния окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах; возможных значимых воздействий на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мер по уменьшению или предотвращению этих воздействий. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду, установленного содержания. При составлении технического задания заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки. Задание рассылается участникам процесса оценки по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения этой процедуры. Задание является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.


Затем проводятся исследования по оценке воздействия на окружающую среду и готовится предварительный вариант материалов по оценке. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с техническим заданием, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.


Содержание исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности); анализ состояния территории, на которую может повлиять намечаемая деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.); выявление возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив, оценку воздействий на окружающую среду деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий); определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффективности и возможности реализации; оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий; подготовку предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов) и ряд других вопросов.


Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду и представить свои замечания.


Следующий этап представляет собой подготовку окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Окончательный вариант готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов должны включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились). Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).


Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться на этапе представления первоначальной информации и на этапе оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.


Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит указанные выше этапы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации, которая должна представляться на государственную экологическую экспертизу.


Положение предусматривает, что информирование и участие общественности осуществляются на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть данной процедуры и организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика.


Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведении оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории, где намечаемая деятельность может оказать негативное воздействие.


В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности, наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.), форме представления замечаний и предложений, сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; иная информация.


Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.


Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке.


Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.


На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду. Критерием принятия решения о форме общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, является степень экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности. В этом случае должны учитываться фактор неопределенности последствий и степень заинтересованности общественности.


Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, дате и месте общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до окончания общественных обсуждений. Заказчик также сообщает информацию общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности, или лицам, проявившим интерес к процессу оценки воздействия, и другим участникам процесса, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.


Порядок общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.


Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.


Предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду для ознакомления и высказывания замечаний представляется общественности в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).


Прием от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечиваются заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.


В указанном Положении определены требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду, которые представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности и которые принимаются органами государственной экологической экспертизы. Особо следует подчеркнуть то, что материалы по оценке должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.


Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется в соответствии с порядком проведения оценки и зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы. Степень полноты оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации. Типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании приведено в приложении к данному Положению.


Если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, то заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом информационной открытости.


2. Общие требования, касающиеся содержания разделов градостроительной документации об охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, содержатся в Методических рекомендациях по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения, утвержденных Главгосэкспертизы Российской Федерации от 15 января 1997 г.


Так, при разработке раздела "Охрана окружающей среды" проверяется наличие:


согласований данного проекта с органами Министерства природных ресурсов России, санитарно-эпидемиологического надзора, государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования, и другими заинтересованными организациями и ведомствами, землепользователями;


технических условий о возможности присоединения объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям, а также рекультивации земель;


вариантных проработок как по размещению и генплану участка, так и по принятию технических и технологических решений с экологической точки зрения;


характеристики природных условии местности;


общей характеристики экологической ситуации на площадке строительства (уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, существующие уровни шума, электромагнитных излучений и иных физических факторов, уровень радиационного загрязнения, загрязненность и нарушенность почвенного покрова, состояние растительного покрова);


в районе строительства территорий с ограничительным режимом пользования (заповедники, заказники, санитарно-защитные и водоохранные зоны и т.д.);


картографического материала (обзорная ситуационная схема размещения объекта с нанесенными на ней границами соседних землепользований и планировочных ограничений; генплан площадки строительства, природоохранная схема, план благоустройства и озеленения участка) на топографической основе. Объем материалов, включаемых в раздел, должен быть достаточным для обоснования размещения и функционирования объекта. Рассмотрение раздела "Охрана окружающей среды" должно проводиться по входящим в него подразделам: "Охрана атмосферного воздуха", "Охрана и рациональное использование водных ресурсов", "Мероприятия по охране и воспроизводству рыбных запасов", "Охрана земельных ресурсов, растительного и животного мира", "Защита от шума и других физических факторов воздействия".


Экспертная оценка проводится с учетом соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей среды; законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды и другим требованиям. На основе проведенного анализа и оценки проектных решений делается вывод о целесообразности строительства (расширения, реконструкции) с социально-экологических позиций и даются рекомендации экспертизы с учетом изложенных замечаний и предложений.


3. Статья 52 ЗК РСФСР предоставляет собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения. Одновременно ст. 53 ЗК обязывает этих лиц вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. Комментируемая статья Кодекса расширяет сферу применения этого права и обязанности в отношении лиц, имеющих права на иные объекты недвижимости.


4. Данная статья предусматривает необходимость консервации земель при наличии определенных условий. Порядок консервации земель регулируется земельным законодательством. В соответствии со ст. 101 ЗК в случаях невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений, предусматривается консервация земель.


Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 555 (в ред. от 27 декабря 1994 г.) утверждено Положение
о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв. Консервация земель или временное исключение их из хозяйственного оборота осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.


В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации может вводиться специальный режим их использования или производиться изменение целевого назначения земель. Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными почвами, и др., когда использование по целевому назначению этих земель приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки; земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней. Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас.


Деградированные сельскохозяйственные угодья и загрязненные земли выявляются путем обследований. По результатам обследований изготавливаются карты, картограммы, таблицы по видам и степени деградации и загрязнения земель, а также подготавливается заключение по их дальнейшему использованию (введение специального режима использования земель, изменение их целевого назначения, рекомендуемый срок консервации и примерный перечень мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель).


Подготовку материалов по консервации земель осуществляют органы Минприроды России, Федеральной службы земельного кадастра России с участием Минсельхоза России и государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора. Решения о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель принимаются соответствующими органами местного самоуправления.


Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, возмещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошли деградация и загрязнение земель. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден приказом Роскомзема 10 ноября 1993 г. и Минприроды России от 18 ноября 1993 г.


Определение убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства осуществляется по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при условии своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.


5. О порядке особого регулирования градостроительной деятельности, предусмотренной настоящей статьей, см. комментарий к ст. 6 Кодекса.


 

Коментариев: 0 | Просмотров: 79 |
Ключевые теги: окружающую среду, воздействия на окружающую, воздействия на окружающую среду, оценке воздействия, оценке воздействия на окружающую, оценки воздействия
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: