Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом
 (голосов: 0)
  комментарий к пенсионному законодательству | Автор: admin | 3-05-2011, 12:57

Комментарий к статье 3


1. Комментируемая статья устанавливает общий круг лиц, имеющих право на получение пенсий по нормам Закона N 166-ФЗ. Это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.


Для граждан РФ не установлено каких-либо специальных условий, при наличии которых возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, помимо условий, указанных в соответствующих статьях Закона N 166-ФЗ (в гл. II).


Лица, не имеющие гражданства РФ, в том числе лица без гражданства, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в таком же порядке (и в таких же размерах), что и граждане РФ.


В то же время для иностранцев и для лиц без гражданства комментируемым Законом предусмотрено дополнительное условие, без наличия которого право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не возникает, даже если они формально отвечают условиям назначения пенсии, указанным в других статьях Закона N 166-ФЗ (например, им установлена соответствующая степень ограничения способности к трудовой деятельности). Иностранцам и лицам без гражданства требуется постоянное проживание на территории РФ. Гражданам РФ для приобретения права на пенсию (за исключением социальных пенсий - см. абзац первый п. 1 ст. 11 Закона N 166-ФЗ) такого условия не требуется.


Следует иметь в виду, что проблему связи каких-либо прав, в том числе права на пенсию, с фактом проживания на территории РФ неоднократно рассматривал Конституционный Суд РФ. При этом он не признал, что норма Закона N 166-ФЗ в части предъявления требования постоянного проживания для приобретения права на пенсию иностранцам и лицам без гражданства противоречит Конституции РФ.


Необходимо только различать понятия "постоянное проживание" и "регистрационный учет по месту жительства", хотя на практике правоприменительными органами эти термины зачастую необоснованно отождествляются.


Так, например, Конституционный Суд РФ в Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" подчеркнул, что "согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, по мнению Конституционного Суда, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР")".


Как отмечает Суд, "статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина", а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и исходя из приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.


Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности; Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определение от 5 октября 2000 года N 199-О).


Оспариваемые в жалобе Ж.С. Адамян положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства, а значит, не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права. Что касается факта постоянного проживания заявительницы в Российской Федерации как основания назначения ей пенсии, то, как вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, он может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности ее пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела".


Таким образом, Конституционный Суд РФ применительно к рассматриваемой ситуации сказал, что если иностранец или лицо без гражданства подтвердит, в том числе в судебном порядке, что он постоянно проживает в России (независимо от того, что он не зарегистрирован по постоянному месту жительства в Российской Федерации), то он имеет право на получение соответствующей пенсии.


2. Закон N 173-ФЗ и Закон N 166-ФЗ устанавливают общее правило пенсионного обеспечения, в соответствии с которым гражданам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.


Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что при наличии одновременного права на различные пенсии по законодательству РФ гражданин имеет право на установление одной пенсии по его выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данная норма корреспондируется с нормой Федерального закона N 173-ФЗ (п. п. 1 и 2 ст. 4).


При рассмотрении вопроса о праве на соответствующую пенсию необходимо иметь в виду, что норма о праве выбора пенсии (как и права на одновременное получение двух пенсий) распространяется на любые федеральные законы, в том числе на Закон N 173-ФЗ. Поэтому, обращаясь за соответствующей пенсией по нормам Закона N 166-ФЗ, гражданин должен учитывать, что он может иметь право и на трудовую пенсию. Так, например, граждане, ставшие инвалидами в связи с радиационными или техногенными катастрофами или вследствие военной травмы, в большинстве случаев (при наличии хотя бы одного дня страхового стажа, предусмотренного в ст. 10 Закона N 173-ФЗ) будут иметь право не только на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, но и на трудовую пенсию по инвалидности.


Поэтому при обращении за пенсией таких граждан органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны проверять право на пенсии по различным законодательным актам и предлагать гражданину оформить ту пенсию, которая для него более выгодна. Как правило, более выгодна пенсия с более высоким размером.


3. Новое пенсионное законодательство сохраняет за некоторыми категориями граждан право на одновременное получение двух пенсий.


К таким категориям, как это было предусмотрено еще в Законе РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" <1>, отнесены:


--------------------------------


<1> Далее - Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".


граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (в том числе инвалиды Великой Отечественной войны);


участники Великой Отечественной войны;


родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащего наступила в результате их противоправных действий);


вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак;


члены семей некоторых категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.


В связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" категория вдов погибших военнослужащих, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, расширилась. Теперь право на такую льготу имеют вдовы всех военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы.


Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" комментируемый Закон был дополнен еще одной категорией граждан, которой предоставлено право на одновременное получение двух пенсий, - это граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". В отношении данной категории граждан до принятия Федерального закона от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ никаких особенностей в пенсионном обеспечении установлено не было. Указанным же Законом граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", были введены в Закон N 166-ФЗ в качестве самостоятельной категории (им стали устанавливаться пенсии по инвалидности - подробнее см. комментарии к ст. ст. 4, 9, 16 комментируемого Закона). Кроме того, таким гражданам предоставлено право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности, предусмотренной ст. 16 Закона N 166-ФЗ, и трудовой пенсии по старости).


Следует отметить, что Закон N 166-ФЗ в части предоставления одновременного права на две пенсии и до принятия Федерального закона от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ не был полностью тождествен ранее действовавшему законодательству по рассматриваемому вопросу.


Во-первых, в Законе N 166-ФЗ в отличие от ранее действовавшего законодательства, в частности ст. 5 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", прямо указано, какие виды пенсий можно получать одновременно. Поэтому, например, граждане из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравненные по пенсионному обеспечению к инвалидам вследствие военной травмы (п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <1>), имеют право вместе с трудовой пенсией по старости получать пенсию по инвалидности, предусмотренную для инвалидов вследствие военной травмы подп. 1 п. 2 ст. 15 Закона N 166-ФЗ, а не пенсию, предусмотренную для "чернобыльцев" п. 2 ст. 17 Закона N 166-ФЗ.


--------------------------------


<1> Далее - "чернобыльский" Закон.


Закон N 166-ФЗ определяет, что гражданин в предусмотренных законом случаях вправе получать:


одну пенсию по государственному пенсионному обеспечению;


одновременно две пенсии, одна из которых является трудовой (по старости или по инвалидности), а вторая - соответствующей пенсией по государственному пенсионному обеспечению;


одновременно получать две пенсии по государственному пенсионному обеспечению.


Возможность получения одновременно двух трудовых пенсий различных видов законодательством не предусмотрена.


Следует также обратить внимание, что для разных категорий пенсионеров предусмотрены разные виды пенсий, которые они могут одновременно получать. Так, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и участники Великой Отечественной войны в качестве второй пенсии могут получать только трудовую, а остальные категории пенсионеров помимо варианта получения одной трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут получать одновременно две пенсии по нормам Закона N 166-ФЗ, одна из которых является социальной (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).


Во-вторых, в ряде случаев частично изменился круг лиц, относящихся к той или иной категории граждан, которым ранее (до 1 января 2002 г.) устанавливалась соответствующая пенсия и которым аналогичная пенсия должна устанавливаться по новому законодательству. Это хорошо видно на примере получателей пенсии по случаю потери кормильца в связи с чернобыльской катастрофой.


Так, например, до 1 января 2002 г. правом на получение второй пенсии (по случаю потери кормильца) пользовались соответствующие члены семей граждан, работавших на Чернобыльской АЭС только в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. С 1 января 2002 г. право на получение двух пенсий получили члены семей всех участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (принимавших участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987 гг. и в 1988 - 1990 гг.), т.е. всех участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в ст. 30 "чернобыльского" Закона. Кроме того, к числу нетрудоспособных членов семьи теперь относятся и дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать. До 1 января 2002 г. дедушка и бабушка право на получение одновременно двух пенсий не имели.


При рассмотрении вопроса о праве на две пенсии членов семей умершего гражданина, пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы, необходимо иметь в виду, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи не всех категорий пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а только трех категорий.


К таким категориям пострадавших (нетрудоспособным членам семьи которых может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца по нормам Закона N 166-ФЗ, а при наличии права на две пенсии - соответствующая вторая пенсия) относятся:


лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;


инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;


участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.


К нетрудоспособным членам семьи, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, относятся:


нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении умершего кормильца;


дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;


супруг, если он занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от факта работы и нахождения на иждивении умершего;


супруг независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, мужем - 55-летнего возраста или при наступлении инвалидности;


дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать, состоявшие на иждивении умершего кормильца.


Членам семьи умерших граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, право на одновременное получение двух пенсий не предоставляется, если это не будет оговорено специально в соответствующем федеральном законе (см. ниже).


При рассмотрении вопроса о праве на одновременное получение двух пенсий необходимо обратить внимание, что Закон N 166-ФЗ не исчерпывающим образом определил такие категории. Это прямо вытекает из нормы, содержащейся в п. 2 комментируемой статьи, где указано, что право на две пенсии может быть предусмотрено в федеральном законе, а не в настоящем Федеральном законе. Таким образом, право на две пенсии некоторым категориям пенсионеров может быть установлено и в другом федеральном законе.


Так, в соответствии с п. 1 ст. 8 комментируемого Закона пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" <1>. Указанный Закон РФ определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий, и соответствующие нормы данного Закона, которые должны применяться и после 1 января 2002 г.


--------------------------------


<1> Далее - Закон от 12 февраля 1993 г.


Согласно ст. 7 Закона от 12 февраля 1993 г. право на две пенсии имели:


до вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений..." - жены военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, а в настоящее время - жены всех лиц, указанных в ст. 1 Закона от 12 февраля 1993 г., погибших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 этого Закона, т.е. погибших вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак;


родители военнослужащих, умерших (погибших) вследствие военной травмы.


Жены военнослужащих, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.


Родителям погибших военнослужащих может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная Законом от 12 февраля 1993 г., и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Законом N 173-ФЗ, либо указанная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия в соответствии с Законом N 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо рассматриваемая пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом от 12 февраля 1993 г.


Кроме того, 18 июля 2006 г. был принят Федеральный закон N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статью 1 Федерального закона "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который прямо предусматривает, что пенсионное обеспечение лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, и членов их семей, осуществляется в соответствии с Законом N 166-ФЗ или Законом N 173-ФЗ. Но и до принятия указанного Закона "чернобыльский" Закон РФ применялся с 1 января 2002 г. в части, не противоречащей новому пенсионному законодательству.


Так, ст. 29 "чернобыльского" Закона были установлены льготы по пенсионному обеспечению для членов семьи граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы. Эти льготы сохранились и после принятия Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений...". В частности, ч. 3 ст. 29 было установлено (в настоящее время - ч. 2), что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов. При применении данной нормы необходимо учитывать, что речь здесь ведется только о тех пенсиях по случаю потери кормильца, которые предусмотрены непосредственно этой статьей.


В ст. 29 "чернобыльского" Закона было предусмотрено два вида пенсий по случаю потери кормильца:


в п. 1 ч. 1 статьи говорилось о назначении пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;


в п. 3 ч. 1 статьи говорилось о назначении пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии семьям по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации") - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).


Следует иметь в виду, что с 1 января 2002 г. п. 1 ч. 1 ст. 29 не применялся, так как противоречил Закону N 173-ФЗ, поскольку тот не предусматривает специальных пенсий по случаю потери кормильца по нормам трудового увечья или профессионального заболевания. В данном случае нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца могла быть назначена обычная трудовая пенсия по случаю потери кормильца либо пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом N 166-ФЗ (ст. ст. 10, 17). Соответственно, и право на получение двух пенсий с учетом пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом N 166-ФЗ (ст. ст. 10, 17), регулируется ст. 3 этого Закона. Теперь Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений..." упоминание о пенсиях по нормам трудового увечья или профессионального заболевания из текста "чернобыльского" Закона исключено, что является лишь формальным подтверждением того факта, что таких пенсий теперь не существует, поскольку, как отмечалось, после 1 января 2002 г. они и не назначались.


Что касается нормы п. 3 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона, то она не противоречит действующему пенсионному законодательству и продолжала применяться.


Однако ее применение в любом случае не может противоречить новым пенсионным законам. Так, рассматриваемая норма "чернобыльского" Закона может применяться в случае осуществления пенсионного обеспечения в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г.


В частности, членам семьи умершего (погибшего) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы по нормам указанного Закона РФ.


К таким членам семьи относятся:


нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;


дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;


супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;


супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.


К пенсиям по случаю потери кормильца, назначенным с применением п. 3 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона, должно применяться и положение о том, что они назначаются независимо от других видов пенсий.


С учетом изложенного, например, супруге умершего (погибшего) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих, получающей пенсию по случаю потери кормильца по нормам Закона от 12 февраля 1993 г. как вследствие военной травмы, может быть назначена и соответствующая трудовая пенсия.


Кроме того, перечисленным членам семьи помимо указанной пенсии по случаю потери кормильца по нормам Закона от 12 февраля 1993 г. может быть назначена и вторая пенсия в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ, например, социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи с потерей кормильца), пенсия по инвалидности, предусмотренная ст. ст. 15 или 16 этого Закона (если члены семьи сами являлись инвалидами вследствие военной травмы или участниками Великой Отечественной войны).


Применение п. 3 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона возможно и при назначении пенсии по нормам Закона N 166-ФЗ, когда соответствующим членам семьи умершего (погибшего) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, может быть назначена пенсия как по военной травме.


Однако в данном случае уже вступают в силу непосредственно нормы Закона N 166-ФЗ. Поэтому в части определения размера и права на получение двух пенсий следует строго руководствоваться комментируемым Законом. Размер пенсии по случаю потери кормильца определяется по нормам ст. 15 (подп. 1 п. 4). Право на получение второй пенсии в данном случае отсутствует, поскольку это не предусмотрено Законом N 166-ФЗ. Вместе с тем, по желанию гражданина, пенсию по случаю потери кормильца можно назначать не по нормам военной травмы, а по нормам, предусмотренным для членов семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, указанных в подп. 11 п. 1 ст. 10 Закона N 166-ФЗ, и соответственно применить правило о получении двух пенсий, установленное подп. 5 п. 3 ст. 3 комментируемого Закона.


Обе пенсии, на которые имеет право пенсионер, назначаются и рассчитываются самостоятельно по правилам, предусмотренным для соответствующего вида пенсии. При этом право на получение одной пенсии и определение ее размера не зависят от второй пенсии (с некоторыми исключениями, см. комментарий к ст. 27). Если, например, у гражданина на иждивении находится нетрудоспособный член семьи, то с учетом этого члена семьи должна быть установлена каждая пенсия.


В связи с этим федеральные государственные служащие не поименованы в комментируемой статье в качестве категории граждан, имеющих право на две пенсии. Такого права - на одновременное получение двух пенсий - применительно к рассматриваемому вопросу они не имеют, поскольку им пенсия за выслугу лет назначается при условии назначения трудовой пенсии (по старости или по инвалидности), и размер пенсии за выслугу лет при этом исчисляется с учетом размера установленной трудовой пенсии (базовой и страховой частей).


При рассмотрении права отдельных категорий пенсионеров на одновременное получение двух пенсий необходимо иметь в виду Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно названному Определению взаимосвязанные нормативные положения п. п. 2 и 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ и абзаца 2 п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 23 декабря 2004 г. N 19-П, Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О и настоящем Определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.


На основании названного Определения Конституционного Суда РФ федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г.


4. При определении права на одновременное получение двух пенсий, одна из которых является трудовой, в контексте комментируемого Закона правильнее вести речь не о праве на всю трудовую пенсию в целом, а о праве на получение ее базовой и страховой частей. Как известно, трудовая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца) может состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.


В соответствии с п. 4 комментируемой статьи пенсии, предусмотренные Законом N 166-ФЗ, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ накопительной части трудовой пенсии.


Данная норма применяется ко всем видам пенсий, предусмотренным комментируемым Законом.


Таким образом, например, при установлении пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим накопительная часть трудовой пенсии выплачивается самостоятельно и не должна оказывать влияния на размер пенсии за выслугу лет.


Право на накопительную часть трудовой пенсии имеют и военнослужащие, получающие пенсию по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Это связано с тем, что в Законе N 166-ФЗ содержатся нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения данной категории военнослужащих (в частности, комментируемый Закон определяет виды пенсий, которые могут быть им установлены), поэтому пенсии, устанавливаемые таким военнослужащим, также следует рассматривать как предусмотренные этим Законом.


Однако следует иметь в виду, что накопительная часть трудовой пенсии стала формироваться только начиная с 2002 г. на основании страховых пенсионных взносов, специально предусмотренных на эти цели. За период до 2002 г. никаких пенсионных накоплений не образовывалось.


Порядок уплаты страховых взносов на накопительную часть пенсии регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В настоящее время названный Федеральный закон предусматривает уплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии только для лиц с 1967 года рождения и моложе. Если граждане старше указанного возраста, то все пенсионные взносы поступают только на финансирование страховой части трудовой пенсии.


Таким образом, если военный пенсионер из числа лиц указанного возраста работает в качестве рабочего, служащего и т.п. (или - в перспективе применения Закона N 166-ФЗ - работал до поступления на военную службу) и с его заработной платы начисляются (начислялись) страховые взносы, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, то по достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) ему должна быть установлена накопительная часть трудовой пенсии, которая будет выплачиваться одновременно с его военной пенсией.


Имеют право на получение накопительной части трудовой пенсии и граждане, получающие социальные пенсии. По мнению некоторых авторов, данное предположение противоречит Закону N 173-ФЗ, поскольку социальные пенсии предоставляются в том случае, если гражданин не имеет право на трудовую пенсию. В данном случае, однако, следует иметь в виду, что социальные пенсии могут быть установлены разным категориям граждан и на разный срок. Например, гражданин мог получить из-за отсутствия страхового стажа социальную пенсию по инвалидности, как инвалид II группы (имеющий ограничения способности к трудовой деятельности II степени). При этом ввиду его специфического заболевания группа инвалидности (т.е. еще до 1 января 2004 г., когда пенсия стала назначаться исходя из степени ограничения к трудовой деятельности) была ему установлена пожизненно. Однако это не исключает, что такой гражданин может впоследствии работать и заработать себе трудовую пенсию, включая ее накопительную часть. В связи с приобретением права на трудовую пенсию никто его не будет заставлять переводиться на этот тип пенсии. Он сможет получать социальную пенсию, а по достижении им общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) - накопительную часть трудовой пенсии. Кроме того, при рассмотрении данного вопроса следует учитывать разъяснение Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подробнее см. комментарий к ст. 11 Закона N 166-ФЗ).

Коментариев: 0 | Просмотров: 234 |
Ключевые теги: российской федерации, потери кормильца, случаю потери, случаю потери кормильца, двух пенсий, трудовой пенсии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: