Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
          Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим
 (голосов: 0)
  комментарий к пенсионному законодательству | Автор: admin | 3-05-2011, 12:57

Комментарий к статье 7


1. В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим назначается при одновременном наличии трех условий:


наличие стажа государственной службы не менее 15 лет;


увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным комментируемой статьей;


замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Из этого правила сделано одно исключение: не требуется замещать должность федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением в том случае, если увольнение произошло вследствие ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.


Необходимо обратить внимание, что Закон N 166-ФЗ не обязывает, чтобы указанные условия, дающие право на пенсию, произошли непосредственно перед назначением пенсии за выслугу лет. Жизненные обстоятельства могут сложиться и так, например, что человек (мужчина) в 40 лет был уволен в связи с ликвидацией государственного органа, имея при этом необходимый 15-летний стаж государственной службы. Впоследствии он не смог либо не захотел работать на государственной службе. В 60 лет ему была назначена трудовая пенсия по старости, после чего он может обращаться за назначением пенсии за выслугу лет.


2. В 15-летний стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим в порядке, установленном Правительством РФ, включается служба (работа) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих, других должностях, перечень которых утверждает Президент РФ.


Такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. N 1413 "Об утверждении Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" (подробнее об этом см. комментарий к ст. 19 Закона N 166-ФЗ).


Как указано в комментируемом Законе, пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим устанавливается к трудовой пенсии по старости или по инвалидности, назначенной в соответствии с Законом N 173-ФЗ, и выплачивается одновременно с ней.


В связи с этим, если федеральному государственному служащему по каким-либо причинам не установлена трудовая пенсия по старости либо по инвалидности, пенсия за выслугу лет ему также не может быть назначена даже при наличии необходимого стажа государственной службы и увольнении с государственной службы по указанным выше основаниям.


При рассмотрении права на получение пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, к пенсии, назначенной в соответствии с Законом N 173-ФЗ, приравнивается пенсия, размер которой исчислен по нормам указанного Закона.


Так, согласно п. 2 ст. 31 Закона N 173-ФЗ с 1 января 2001 г. утратил силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".


Другие федеральные законы, принятые до вступления в силу Закона N 173-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются с 1 января 2002 г. в части, не противоречащей Закону N 173-ФЗ.


В соответствии с разъяснением Минтруда России от 25 марта 2002 г. N 2 "О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России, согласованным с Пенсионным фондом, от 25 марта 2002 г. N 21, с 1 января 2002 г., как не противоречащие Закону N 173-ФЗ, продолжали применяться нормы п. п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которые предусматривают назначение досрочных пенсий безработным гражданам. При этом определение размера и выплата этих пенсий осуществляется в соответствии с Законом N 173-ФЗ.


Таким образом, если по предложению органов службы занятости населения в Российской Федерации федеральному государственному служащему была назначена пенсия по старости, к данной пенсии при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона N 166-ФЗ, может назначаться пенсия за выслугу лет.


Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения" норма о возможности получения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и досрочной пенсии, назначаемой безработному, была помещена непосредственно в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (п. 2 ст. 32).


3. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержит самостоятельные нормы об основаниях прекращения служебного контракта (увольнения) лиц, замещающих государственную гражданскую службу. В связи с этим в комментируемый Закон требуется внести соответствующие изменения, касающиеся возникновения права на пенсию за выслугу лет в зависимости от основания освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы, либо нормы Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" потребуется отразить в новом пенсионном законе, касающемся пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих всех видов.


Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержит значительное количество оснований, по которым может произойти увольнение государственного служащего. В частности, ст. 33 названного Закона предусматривает следующие основания увольнения:


соглашение сторон служебного контракта;


истечение срока действия срочного служебного контракта;


расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;


расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;


перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;


отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;


отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;


отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;


отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;


обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;


нарушение установленных названным Законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;


выход гражданского служащего из гражданства РФ;


несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных названным Законом и другими федеральными законами;


нарушение запретов, связанных с гражданской службой;


отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.


При этом для каждого из перечисленных оснований дается детальная расшифровка.


Так, например, расторжение срочного служебного контракта (ст. 35 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") может произойти по следующим причинам (не считая расторжения по инициативе государственного служащего в период действия этого контракта):


срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы;


срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с названным Законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.


Кроме того, по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, занимающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.


Представляется, что эти причины расторжения контракта при подготовке изменений в Закон N 166-ФЗ могут быть признаны уважительными и не лишающими государственных служащих права на пенсию за выслугу лет.


В то же время расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") может произойти по следующим причинам:


несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:


- по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;


- вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;


неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;


однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:


- прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);


- появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;


- разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;


- совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;


- нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;


совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;


принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;


однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ;


представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;


прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;


в иных случаях, предусмотренных названным Законом и другими федеральными законами.


Аналогично обстоят дела и при прекращении служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").


Такими обстоятельствами являются:


призыв гражданского служащего на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;


восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;


избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избрание его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избрание его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;


наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;


осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;


признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;


признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;


достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.


Естественно, что такая причина увольнения, как осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, не может сохранять право на пенсию за выслугу лет.


Как указано в последнем абзаце п. 1 комментируемой статьи, право на пенсию за выслугу лет возникает в том случае, если граждане, уволенные с федеральной государственной службы, замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев. Исключение здесь предоставляется только для уволенных в связи с ликвидацией соответствующих государственных органов либо по сокращению штата федеральных государственных служащих, когда такое требование не предъявляется.


В данном случае следует учитывать, во-первых, что речь идет только о федеральной государственной службе (а с 1 февраля 2005 г. - о федеральной государственной гражданской службе). Гражданин последние 12 полных месяцев перед увольнением должен состоять на федеральной государственной гражданской службе. Другая служба (деятельность), в том числе которая засчитывается в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет (см. Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих), в указанный 12-месячный период не входит.


Во-вторых, под 12 полными месяцами в контексте комментируемой статьи (соответствующий промежуток времени) понимаются месяцы, равные 12 полным месяцам (промежуток времени) федеральной государственной службы, которые включаются в стаж государственной службы. Не обязательно, чтобы федеральный государственный служащий в этот период фактически выполнял свои служебные обязанности, например, он мог не работать в связи с длительной болезнью (6 месяцев из 12 болел). Однако это не должно лишать такого государственного служащего права на пенсию за выслугу лет.


Здесь имеются некоторые отличия от порядка учета 12 полных месяцев при подсчете среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет (см. комментарий к ст. 21 Закона N 166-ФЗ).


4. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим (гражданским государственным служащим), в отличие от других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплата которых не ограничивается в период работы (за исключением социальных пенсий, назначаемых мужчинам по достижении возраста 65 лет, а женщинам - 60 лет), не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию. Любая другая работа на выплату указанной пенсии не влияет.


Содержание данной нормы в комментируемой статье подчеркивает то, что факт пребывания на государственной службе в момент назначения пенсии за выслугу лет влияет на условие назначения пенсии. Пока государственный служащий не уволится с данной службы, пенсия за выслугу лет назначена быть не может. В то же время после назначения пенсии за выслугу лет гражданин может вновь поступить на государственную службу. В данном случае выплата пенсии за выслугу лет ему приостанавливается. После дальнейшего увольнения с государственной службы выплата пенсии продолжается (возобновляется), определять заново право на получение пенсии за выслугу лет не требуется.


Выплата пенсии за выслугу лет возобновляется с первого числа того месяца, когда федеральный служащий, получавший пенсию за выслугу лет, обратился с заявлением о ее возобновлении, но не ранее дня, когда наступило право на возобновление выплаты пенсии за выслугу лет.


Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на должности федеральной государственной службы, государственной должности государственной службы субъекта РФ и других случаях, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


Федеральный служащий, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный на государственную должность государственной службы, обязан в пятидневный срок сообщить об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.


Выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня назначения на одну из указанных должностей по решению Пенсионного фонда о приостановлении ее выплаты.


5. Согласно нормам ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к пенсии, назначенной безработным гражданам досрочно по предложению органов службы занятости, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с комментируемой статьей.


Как следует из содержания норм п. 2 комментируемой статьи и ст. 14 Закона N 166-ФЗ, пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно с пенсией, к которой она установлена, и размер ее непосредственно зависит от размера этой пенсии. При этом согласно п. 3 комментируемой статьи пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.


Пунктом 3 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что при поступлении на работу выплата досрочной пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона N 173-ФЗ. После прекращения работы выплата указанной пенсии восстанавливается в соответствии с подп. 2 п. 2 и п. 4 ст. 22 Закона N 173-ФЗ.


Учитывая изложенное, выплата пенсии за выслугу лет, установленной к пенсии, назначенной безработным гражданам по нормам ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", прекращается в случае поступления на любую работу, в том числе не относящуюся к государственной службе. При этом если гражданин поступил на работу, не относящуюся к государственной службе, то выплата пенсии прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления на работу, т.е. со дня прекращения выплаты досрочной пенсии, назначаемой безработным гражданам. В случае поступления на государственную службу прекращение выплаты пенсии за выслугу лет производится со дня назначения на соответствующую государственную должность федеральной государственной службы или государственную службу субъекта РФ.


При последующем увольнении с работы выплата пенсии за выслугу лет восстанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление о восстановлении выплаты пенсии и все необходимые документы. При этом следует иметь в виду, что в случае поступления на государственную службу и последующего увольнения с нее, по желанию пенсионера, вместо восстановления выплаты ранее установленной пенсии за выслугу лет в указанном выше порядке ему может быть произведено новое назначение пенсии за выслугу лет по нормам комментируемого Закона с учетом всех обстоятельств, имеющихся на момент подачи соответствующего заявления.


Решение о прекращении, восстановлении выплаты либо новом назначении пенсии за выслугу лет принимается Пенсионным фондом в порядке, установленном Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 44.


Выплата пенсии за выслугу лет прекращается также лицу, которому в соответствии с законодательством РФ назначены ежемесячная доплата к трудовой пенсии или ежемесячное пожизненное содержание, или дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъекта РФ установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет.


В связи с назначением указанных выплат федеральный служащий должен сообщить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, об их назначении.


Выплата пенсии за выслугу лет прекращается со дня назначения перечисленных выплат на основании решения Пенсионного фонда.

Коментариев: 0 | Просмотров: 197 |
Ключевые теги: пенсии за выслугу, государственной службы, гражданской службы, гражданского служащего, российской федерации
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: