Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей
 (голосов: 0)
  комментарий к пенсионному законодательству | Автор: admin | 3-05-2011, 12:57

Комментарий к статье 8


1. Комментируемый Закон детально регулирует порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава, и членов их семей. Что касается условий пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей, то данные вопросы регулируются Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" <1>.


--------------------------------


<1> В официальный текст Закона N 166-ФЗ правильное (последнее) наименование военного пенсионного закона не внесено.


Комментируемая статья рассматривает условия назначения двух видов пенсий - по инвалидности и по случаю потери кормильца.


Пенсия по инвалидности может быть установлена самим военнослужащим, т.е. лицам, проходившим военную службу по призыву, в случае признания их инвалидами.


Пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву из числа лиц рядового, сержантского и старшинского состава.


Следует иметь в виду, что пенсия по инвалидности и соответственно по случаю потери кормильца по нормам Закона N 166-ФЗ устанавливается не во всех случаях признания инвалидом или смерти кормильца. Необходимо, чтобы инвалидность или смерть кормильца были связаны с военной службой.


Инвалидность или смерть кормильца считается связанной с военной службой, если инвалидность (смерть) наступила в период прохождения военной службы или не позднее трех месяцев после увольнения с этой службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. При этом не имеет значения, из-за чего наступила инвалидность, т.е. связано ли это с исполнением воинских обязанностей или инвалидность наступила по другим причинам, в том числе от какого-нибудь несчастного случая. В данном случае причина инвалидности будет влиять только на размер пенсии, а не на право на пенсию. Аналогично обстоит дело и с пенсией по случаю потери кормильца.


Однако здесь существует одно исключение: если инвалидность или смерть военнослужащего связана с совершением им преступления, то этому военнослужащему либо соответствующим членам его семьи может быть назначена только социальная пенсия.


С учетом изложенного, при определении права на пенсию в соответствии с Законом N 166-ФЗ необходимо знать, когда в соответствии с законодательством начинается военная служба и когда она оканчивается.


Согласно п. 10 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается:


для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы;


для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;


для граждан (иностранных граждан), призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;


для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;


для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.


В соответствии с п. 11 ст. 38 названного Закона окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.


Согласно ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы не только в случаях исполнения должностных обязанностей, несения боевого дежурства, участия в учениях, выполнения приказа или распоряжения начальника и т.п., но также при следовании к месту службы и обратно, нахождении на лечении и др.


2. С учетом изложенного выше, право на пенсию по инвалидности по нормам комментируемой статьи возникает при одновременном наличии двух условий:


установление инвалидности (точнее - наличие одной из трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности, а до 1 января 2004 г. - групп инвалидности);


связь инвалидности с военной службой.


Никакие другие условия для возникновения права на пенсию по комментируемой статье не требуются. В том числе на возникновение права на пенсию не влияет продолжительность военной службы, а также наличие и продолжительность трудового (страхового) стажа. Нужен только сам факт военной службы по призыву (по ранее действовавшему законодательству - факт срочной военной службы) в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.


3. Для возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца по нормам рассматриваемой статьи требуется более сложный юридический состав. Помимо того что необходима установленная в соответствии с законодательством гибель (смерть) кормильца, и при этом эта гибель (смерть) должна быть связана с военной службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, требуется еще одновременное наличие двух условий:


член семьи погибшего (умершего), обратившийся за пенсией, должен быть нетрудоспособным;


этот член семьи должен был состоять на иждивении погибшего (умершего) кормильца (если для данного члена семьи Законом не сделано исключение).


Так же как и при назначении пенсии по инвалидности, при установлении пенсии по случаю потери кормильца не имеет значения продолжительность военной службы и наличие трудового (страхового) стажа.


Следует иметь в виду, что нетрудоспособность при назначении пенсии по случаю потери кормильца (впрочем, как пенсии и других видов) рассматривается не как фактическая неспособность к трудовой деятельности. То есть комментируемый Закон не требует от члена семьи умершего доказательств, может ли он работать или нет, и в зависимости от результатов определять право на пенсию. Нетрудоспособность здесь рассматривается с точки зрения пенсионного законодательства, т.е. предполагается (либо устанавливается), что такие-то члены семьи погибшего (умершего) при наличии соответствующих условий (достижение определенного возраста или, наоборот, недостижение определенного возраста, наличие инвалидности и т.д.) считаются нетрудоспособными. С учетом изложенного для подтверждения права на пенсию нужно подтверждать те обстоятельства, которые прямо указаны в комментируемом Законе для соответствующих категорий членов семьи погибшего (умершего).


Закон N 166-ФЗ определяет пять категорий членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, которым может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца:


1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего), не достигшие 18 лет. Кроме того, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют перечисленные лица в возрасте от 18 до 23 лет до окончания ими обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования. При этом следует иметь в виду, что ст. 26 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предусмотрены дополнительные образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования различных видов, в том числе в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и прочих, не ориентированных на детей. На практике при определении права на пенсию под учреждениями дополнительного образования рассматриваются все виды таких учреждений, в том числе и детей.


Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233, образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.


Так, к учреждениям дополнительного образования детей относятся:


центры (дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный) и др.);


дворцы (детского (юношеского)) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) и др.;


дома (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) и др.);


клубы (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников и др.);


детские студии (по различным видам искусств);


станции (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) и др.);


детские парки;


детские школы (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств и др.);


музеи (детского творчества, литературы и искусства);


детские оздоровительно-образовательные лагеря;


детско-юношеские спортивные школы всех наименований, в том числе олимпийского резерва;


детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований и т.д.


В то же время при определении права на пенсию в отношении лиц, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, необходимо иметь в виду следующее.


Во-первых, дополнительное образование может получаться наряду с основным, т.е. гражданин может посещать, например, какое-либо образовательное учреждение для получения начального, среднего или высшего образования, а по окончании учебного дня в этом учреждении или в какие-либо другие дни - учреждение дополнительного образования. В таком случае тот факт, что он посещает учреждение дополнительного образования (помимо основной учебы), не должен лишать его права на пенсию по случаю потери кормильца. Кроме того, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования для детей, как правило, не достигают возраста 18 лет, поэтому во всех случаях пользуются правом на пенсию по случаю потери кормильца.


Во-вторых, как следует из редакции Закона N 166-ФЗ, право на пенсию по случаю потери кормильца зависит от статуса образовательного учреждения, а не от вида образовательной программы. В связи с этим имеют право на получение пенсии лица, проходящие обучение по дополнительным образовательным программам в образовательных учреждениях, не относящихся к учреждениям дополнительного образования.


В соответствии со ст. 26 Закона РФ "Об образовании" программы дополнительного образования реализуются не только в образовательных учреждениях дополнительного образования, но и в общеобразовательных учреждениях, а также образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. Из этого следует, что обучающиеся в учреждениях дополнительного образования права на пенсию по случаю потери кормильца не приобретают, в то же время учащиеся общеобразовательных или профессиональных учебных заведений по дополнительным образовательным программам имеют основания для получения указанной пенсии.


Указанные лица (дети, братья, сестры и внуки) могут пользоваться правом на пенсию по случаю потери кормильца и в более старшем возрасте, если стали инвалидами до достижения 18 лет. При этом не будет иметь значения, учатся такие лица или нет, а также - в каких учреждениях они учатся. Если гражданин стал инвалидом в возрасте до 18 лет, он сможет получать пенсию по случаю потери кормильца в течение всего времени, пока он считается инвалидом, в том числе получать пенсию и в период работы.


Братья, сестры и внуки погибшего (умершего) военнослужащего имеют право на пенсию при наличии дополнительного условия - они не должны иметь трудоспособных родителей.


В данном случае трудоспособность также рассматривается с точки зрения пенсионного законодательства. Поэтому если родители получают пенсию и в таком случае с точки зрения пенсионного законодательства считаются нетрудоспособными, то братья, сестры и внуки имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от того, есть у них живые родители или нет. Однако, если родители указанных граждан не получают никакой пенсии, не являются инвалидами и при этом просто не работают, в том числе даже если они в установленном порядке признаны безработными, пенсия братьям, сестрам и внукам назначена быть не может.


Как поступать в том случае, когда родители (один или оба) лишены родительских прав или отбывают наказание в местах лишения свободы?


В соответствии со ст. 71 Семейного кодекса РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.


Что касается лиц, находящихся в заключении, то в соответствии со ст. ст. 98 и 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, иных доходов осужденных производятся соответствующие удержания, в том числе алименты.


Поэтому тот факт, что родители лишены родительских прав или находятся в заключении, сам по себе не дает право на пенсию по случаю потери кормильца. Нельзя назначить, например, пенсию брату погибшего (умершего) военнослужащего только из-за того, что у него родители лишены родительских прав. Однако, если эти родители получают какую-либо пенсию, то на брата погибшего военнослужащего можно назначить пенсию по случаю потери кормильца;


2) один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца, если они заняты уходом за его детьми, братьями или сестрами, не достигшими 14 лет, и не работают.


Право на пенсию указанной категории граждан не обусловлено каким-либо возрастом и состоянием трудоспособности. Однако такие граждане приобретают право на пенсию при наличии других условий, назовем их специальными, а именно такие граждане должны непосредственно осуществлять уход за соответствующими членами семьи погибшего (умершего) и в момент осуществления этого ухода не должны работать. Кроме того, сам член семьи, за которым осуществляется уход, должен иметь право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью данного военнослужащего.


Например, супруга погибшего (умершего) кормильца, находящаяся в стационарном доме-интернате, правом на получение пенсии по случаю потери кормильца пользоваться не будет, так как не осуществляет уход за ребенком умершего.


Необходимо иметь в виду, что в данном случае речь идет именно о том, чтобы этот член семьи (за которым осуществляется уход) имел право на пенсию по случаю потери кормильца, а не сам факт ее получения. Поскольку пенсионное законодательство не разрешает одновременно получать две пенсии (за исключением случаев, установленных ст. 3 комментируемого Закона), указанный член семьи может получать пенсию другого вида.


Пример.


Жена погибшего военнослужащего не работает и осуществляет уход за четырехлетним ребенком - сыном военнослужащего, который является ребенком-инвалидом и получает социальную пенсию. Размер данной социальной пенсии, например, в августе 2005 г. составлял 1908 рублей. Для того чтобы назначить пенсию по случаю потери кормильца (размер которой в то же время также равнялся 1908 рублям), жене погибшего (матери ребенка) нет необходимости переводить ребенка с социальной пенсии на пенсию по случаю потери кормильца.


При определении права на пенсию рассматриваемой категории граждан необходимо также помнить, что пенсия по уходу за нетрудоспособными членами семьи умершего выплачивается только до достижения этим членом семьи возраста 14 лет. После чего выплата этой пенсии (по уходу) прекращается. В то же время пенсия по случаю потери кормильца члену семьи, за которым осуществлялся уход, может продолжаться до 18 (23) лет и даже в более позднем возрасте, если он до 18 лет стал инвалидом.


Как уже говорилось выше, для приобретения права на пенсию указанные члены семьи умершего не должны работать.


Под работой в данном случае понимается состояние в трудовых отношениях, работа по гражданско-правовым договорам, занятие предпринимательской деятельностью.


Безработные граждане имеют право на пенсию независимо от того, что они получают пособие по безработице и что период получения такого пособия включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии. То есть при определении права на пенсию безработных граждан применяется совершенно иной подход, чем к соответствующим категориям лиц, указанным в подп. 1 п. 3 комментируемой статьи. Как уже говорилось выше, братья, сестры и внуки в соответствии с данным подпунктом признаются нетрудоспособными, если не имеют трудоспособных родителей, и при этом наличие безработных родителей лишает их права на пенсию. При определении же права на пенсию в соответствии с подп. 2 п. 3 комментируемой статьи то обстоятельство, что гражданин, осуществляющий уход за членом семьи умершего, признан безработным и получает пособие по безработице, значения не имеет;


3) отец, мать, супруг (супруга) погибшего (умершего) кормильца, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) либо являются инвалидами.


В данном случае необходимо учитывать, что родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или после увольнения с военной службы от военной травмы, пользуются правом на пенсию по случаю потери кормильца с более раннего возраста (об этом подробнее ниже).


Пенсия назначается, если названные лица находились на иждивении погибшего (умершего). Если родители (кроме родителей, указанных в подп. 4 п. 3 комментируемой статьи) или супруг умершего не состояли на его иждивении, они будут иметь право на пенсию по случаю потери кормильца, если впоследствии утратят источник средств к существованию. Данная норма (об утрате источника средств к существованию) применяется при назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании ст. 13 Закона N 166-ФЗ, согласно которой при назначении таких пенсий, если не оговорено иное, применяются нормы Закона N 173-ФЗ (об этом подробнее см. комментарий к ст. 13 Закона N 166-ФЗ). Под источниками средств к существованию понимается заработная плата или другие доходы, в том числе от предпринимательской деятельности, пенсия, материальная помощь, оказываемая какими-либо лицами, и т.п.;


4) родители погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).


Право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подп. 4 п. 3 комментируемой статьи предоставляется родителям независимо от причины смерти военнослужащего, в том числе и от несчастного случая, если эта смерть произошла в период военной службы по призыву (срочной военной службы), включая и период Великой Отечественной войны. Исключение в данном случае составляет смерть военнослужащего, наступившая вследствие совершения им преступления. Тогда может быть назначена только социальная пенсия (п. 4 комментируемой статьи). Факт совершения преступления устанавливается в судебном порядке.


Если смерть военнослужащего наступила после прекращения военной службы, то пенсия на условиях, предусмотренных подп. 4 п. 3 комментируемой статьи, может быть назначена только в том случае, если смерть связана с военной травмой. При этом не имеет значения, сколько времени прошло после прекращения военной службы.


Если смерть военнослужащего не связана с военной травмой и произошла в течение трех месяцев после прекращения военной службы, его родителям пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена только по подп. 3 п. 3 комментируемой статьи.


Если смерть военнослужащего (бывшего военнослужащего) наступает по истечении трех месяцев после окончания военной службы не от военной травмы, родителям такого умершего может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца только по нормам Закона N 173-ФЗ.


При назначении пенсии по случаю потери кормильца указанной категории граждан также необходимо помнить, что такие родители согласно ст. 3 комментируемого Закона имеют право на одновременное получение двух пенсий;


5) дед и бабушка, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.


В соответствии с Семейным кодексом РФ, во-первых, содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них обязаны трудоспособные дети или в данном случае родители внуков (ст. 87); во-вторых, супруги обязаны материально поддерживать друг друга (ст. ст. 89, 90); в-третьих, нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дед и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами (ст. 95).


Таким образом, фактически право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью внуков имеет одинокий дед (бабушка), не имеющий трудоспособных совершеннолетних детей и других трудоспособных совершеннолетних внуков.


При определении права на пенсию по случаю потери кормильца для отдельных членов семьи умершего необходимо, чтобы они состояли на его иждивении.


При решении вопроса о том, состоял ли соответствующий член семьи на иждивении погибшего (умершего) кормильца, на основании ст. 13 Закона N 166-ФЗ следует применять соответствующие нормы Закона N 173-ФЗ. Так, согласно п. 3 ст. 9 Закона N 173-ФЗ члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (подробнее см. комментарий к ст. 9 Закона N 173-ФЗ). В установленных комментируемым Законом случаях для приобретения права на получение пенсии факта состояния на иждивении умершего не требуется.


К членам семьи, которым для назначения пенсии по случаю потери кормильца требуется нахождение на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего, относятся:


братья, сестры и внуки погибшего (умершего) военнослужащего;


родители погибшего (умершего) (за исключением назначения пенсии в соответствии с подп. 4 п. 3 комментируемой статьи, когда иждивение не требуется);


дедушка и бабушка погибшего (умершего).


Другим членам семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца иждивение не требуется.


Кроме того, для конкретных членов семьи необходимо также соблюсти и другие специальные условия, установленные комментируемым Законом (см. выше).


4. В соответствии с абзацем 4 п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" семьям, потерявшим кормильца из числа граждан подразделений особого риска, гарантируются меры социальной поддержки не ниже норм, установленных Законом N 166-ФЗ в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы.


Таким образом, члены семьи граждан (в том числе относящихся к вольнонаемному составу) из числа подразделений особого риска имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца по нормам, указанным в подп. 1 п. 4 ст. 15 Закона N 166-ФЗ.


5. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, предусмотренные комментируемой статьей, выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы, если, конечно, самим условием назначения такой пенсии не является отсутствие оплачиваемой работы. Так, пенсия по случаю потери кормильца членам семьи погибшего (умершего), предусмотренным подп. 2 п. 3, назначается в том случае, если они не работают. Поэтому если пенсия была назначена в период осуществления ухода, например за ребенком умершего, поскольку указанный член семьи не работал, выплата ее будет прекращена в случае поступления такого члена семьи на работу, так как теряется само право на пенсию.

Коментариев: 0 | Просмотров: 123 |
Ключевые теги: потери кормильца, случаю потери, случаю потери кормильца, военной службы, погибшего умершего
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: