Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей
 (голосов: 0)
  комментарий к пенсионному законодательству | Автор: admin | 3-05-2011, 12:57

Комментарий к статье 10


1. Закон N 166-ФЗ применяется при установлении пенсий гражданам, пострадавшим в результате любых радиационных или техногенных катастроф. Под такими катастрофами понимаются как катастрофы, которые уже произошли, в том числе до принятия комментируемого Закона, так и те катастрофы, которые могут произойти в будущем.


При этом комментируемый Закон в части регулирования вопросов пенсионного обеспечения данной категории граждан имеет некоторые особенности, главной из которых является то, что в нем достаточно детально рассматриваются условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В отношении же лиц, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф (и в первую очередь это касается тех катастроф, которые могут произойти после вступления в силу Закона N 166-ФЗ), комментируемый Закон регулирует лишь общие вопросы пенсионного обеспечения указанных граждан. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (не чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством РФ.


Следует иметь в виду, что в связи с вступлением в силу Закона N 166-ФЗ действие других законодательных актов о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, которые были приняты до 1 января 2002 г., не прекращается.


Так, после 1 января 2002 г. продолжают действовать законодательные акты, регулирующие вопросы социального, в том числе пенсионного, обеспечения отдельных категорий граждан, пострадавших в результате различных (не только чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф:


Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";


Федеральный закон от 19 августа 1995 г. N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (действовал до 12 января 2002 г., а с 12 января 2002 г. действует Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне");


Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";


Постановление Верховного Совета РФ "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".


Все указанные законодательные акты (кроме Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне") построены по принципу распространения отдельных норм "чернобыльского" Закона на соответствующие категории граждан, предусмотренных этими законодательными актами.


В связи с этим установление пенсий по государственному пенсионному обеспечению таким категориям граждан (не "чернобыльцам") производится в том же порядке и в таких же размерах, как это предусмотрено для соответствующих категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к которым они приравнены.


Так, например, Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" распространяется на:


1) граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 гг.;


2) граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 гг.;


3) граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 г. из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1960 г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 по 1962 г. включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;


4) граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);


5) граждан, проживавших в 1949 - 1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);


6) граждан, проживавших в 1949 - 1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);


7) граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).


При этом указанным гражданам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируется предоставление льгот и компенсаций (с 1 января 2005 г. - мер социальной поддержки), установленных для граждан, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, т.е. получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (предусмотрены подп. 1 п. 1 комментируемой статьи).


Если граждане стали инвалидами вследствие воздействия радиации, то им гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, т.е. для граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (предусмотрены подп. 2 п. 1 комментируемой статьи).


Гражданам, перечисленным в первом пункте (см. выше), гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, т.е. граждан, принимавших участие в работах по ликвидации чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986 - 1987 гг. (предусмотрены подп. 3 п. 1 комментируемой статьи).


Гражданам, перечисленным во втором пункте, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, т.е. граждан, принимавших участие в работах по ликвидации чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1988 - 1990 гг. (так же как и в предыдущем случае, предусмотренные подп. 3 п. 1 комментируемой статьи).


Гражданам, перечисленным в третьем пункте, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, т.е. граждан, эвакуированных в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенных в 1986 г. из зоны отселения, предусмотрены подп. 5 п. 1 комментируемой статьи.


Гражданам, перечисленным в четвертом пункте, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, постоянно проживающих (работающих) с 26 апреля 1986 г. в зоне проживания с правом на отселение (предусмотрены подп. 6 п. 1 комментируемой статьи).


Гражданам, перечисленным в седьмом пункте, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, т.е. для граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы (предусмотрены подп. 10 п. 1 комментируемой статьи).


Необходимо иметь в виду, что все законодательные акты, принятые до 1 января 2002 г., в которых существуют нормы о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, применяются в части, не противоречащей Закону N 166-ФЗ.


Так, например, при назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, условия назначения этой пенсии определяются по нормам комментируемого Закона, а не "чернобыльского" Закона. Размеры пенсии также определяются в порядке, установленном Законом N 166-ФЗ. Федеральным законом N 112-ФЗ "О внесении изменений..." из "чернобыльского" Закона были исключены все нормы, противоречащие новому пенсионному законодательству, что значительно облегчило его применение на практике.


Так, например, при назначении пенсии по старости различным категориям "чернобыльцев" комментируемый Закон требует 5 лет трудового стажа, а "чернобыльский" Закон в прежней редакции - соответствующее количество лет общего трудового стажа, гораздо большей продолжительности - в зависимости от категории "чернобыльца" - 20 или 25 лет для мужчин и 15 или 20 лет для женщин (см. прежнюю редакцию ст. 30 "чернобыльского" Закона). Соответственно, до принятия Федерального закона N 112-ФЗ "О внесении изменений..." при назначении пенсии применялись нормы Закона N 166-ФЗ.


Вместе с тем в соответствии с п. 5 комментируемой статьи зоны радиоактивного загрязнения, категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном "чернобыльским" Законом. В связи с этим, например, назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, может осуществляться в порядке, установленном для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы (см. п. 2 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона). А при определении условий назначения пенсий гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подп. 3 п. 1 комментируемой статьи), данные условия, несмотря на то что эти граждане указаны в одном подпункте, различны, в зависимости от того, в какие годы указанные граждане принимали участие в ликвидации последствий катастрофы.


2. Гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, могут быть установлены пенсии по старости и пенсии по инвалидности, а членам их семей - по случаю потери кормильца.


Закон N 166-ФЗ предусматривает для граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, более широкие возможности назначения указанных видов пенсий, чем для граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф. Это связано с тем, что с момента первоначального принятия законодательных актов о социальной защите граждан, пострадавших в результате различных радиационных и техногенных катастроф, в которых в том числе регулировались вопросы пенсионного обеспечения, для "чернобыльцев" предусматривались более весомые льготы.


Так, например, пенсия по старости может быть назначена всем категориям граждан, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в зависимости от категории гражданина пенсия назначается по достижении разного возраста.


Лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (на момент обращения за пенсией они могут не являться инвалидами), а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет: мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 лет.


Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС может быть вместо пенсии по инвалидности назначена пенсия по старости при наличии трудового стажа не менее 5 лет: мужчинам - по достижении возраста 50 лет, женщинам - 45 лет.


Другим гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом N 173-ФЗ (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном "чернобыльским" Законом.


Например, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, пенсия по старости (по возрасту) может быть назначена при следующих условиях:


если гражданин принимал участие в ликвидации последствий катастрофы в 1986 - 1987 гг., пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет;


если гражданин принимал участие в ликвидации последствий катастрофы в 1988 - 1990 гг., пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет.


С учетом изложенного, при установлении пенсии по старости применяется следующий порядок уменьшения возраста выхода на пенсию, установленный "чернобыльским" Законом:


Таблица 1








































Категории граждан        



Порядок уменьшения возраста выхода

на пенсию по старости            



Участники       ликвидации

последствий катастрофы  на

Чернобыльской АЭС  в  зоне

отчуждения:              

принимавшие   участие    в

работах   по    ликвидации

последствий катастрофы  на

Чернобыльской АЭС в      

1986 - 1987 гг.          

принимавшие   участие    в

работах   по    ликвидации

последствий катастрофы  на

Чернобыльской АЭС в      

1988 - 1990 гг.          











Возраст уменьшается на 10 лет    









Возраст уменьшается на 5 лет     



Граждане,   эвакуированные

из зоны отчуждения       



Возраст уменьшается на 10 лет    



Граждане, переселенные  из

зоны отселения           



Возраст уменьшается на 3 года +  

дополнительно на полгода за каждый

полный год проживания или работы в

зоне отселения, но не более 7 лет

в общей сложности                



Граждане, постоянно      

проживающие в зоне       

проживания с правом на   

отселение                



Возраст уменьшается на 2 года +  

дополнительно на 1 год за каждые 3

года проживания или работы в  зоне

проживания с правом на  отселение,

но не более 5 лет в общей        

сложности                        



Граждане, постоянно      

проживающие в зоне       

проживания с льготным    

социально-экономическим  

статусом                 



Возраст уменьшается на 1 год +   

дополнительно на 1 год за каждые 4

года проживания или работы в  зоне

проживания с  льготным  социально-

экономическим  статусом, но не   

более 3 лет в общей сложности    



Граждане, постоянно      

проживающие в зоне        

отселения до их          

переселения в другие     

районы                   



Возраст уменьшается на  3  года  +

дополнительно на полгода за каждый

полный год проживания или работы в

зоне отселения, но не более 7 лет

в общей сложности                 



Граждане, занятые на     

работах в зоне отселения 

(не проживающие в этой   

зоне)                    



Возраст уменьшается на полгода за

каждый полный год работы в зоне  

отселения, но не более 7 лет в   

общей сложности (пропорционально 

фактически отработанному времени в

зоне отселения)                  



Граждане, выехавшие в    

добровольном порядке на  

новое место жительства из

зоны проживания с правом 

на отселение             



Возраст уменьшается на 2 года +  

дополнительно на 1 год за каждые 3

года проживания или работы в зоне

проживания с правом на отселение,

но не более 5 лет в общей        

сложности                        



Пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате других радиационных (не чернобыльской катастрофы) или техногенных катастроф, назначается только в том случае, если они признаны инвалидами вследствие таких катастроф, а также путем применения отсылочных норм, содержащихся в законодательных актах, регулирующих вопросы предоставления пенсий таким категориям граждан, на "чернобыльский" Закон.


Как уже отмечалось выше, в ряде законодательных актов по вопросам установления социальных льгот и гарантий гражданам, пострадавшим в результате тех или иных радиационных или техногенных катастроф, имеются отсылки на "чернобыльский" Закон. Поэтому при назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению указанным гражданам применяются соответствующие нормы этого "чернобыльского" Закона.


Так, например, Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча":


гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 гг., гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона (ст. 4);


гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 гг., гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона (ст. 5).


Как назначать пенсии указанным гражданам? Рассмотрим следующие примеры.


Пример N 1.


В соответствии с "чернобыльским" Законом гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 этого Закона, при назначении пенсии по старости производится снижение возраста выхода на пенсию на 10 лет, а гражданам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 13, - на пять лет.


В комментируемом Законе граждане, перечисленные как в п. 3 ч. 1 ст. 13, так и в п. 4 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, указаны в подп. 3 п. 1 комментируемой статьи как граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.


Согласно абзацу 4 п. 2 комментируемой статьи гражданам, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 10 Закона N 166-ФЗ, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом N 173-ФЗ, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном "чернобыльским" Законом.


Таким образом, с учетом перечисленных норм при назначении пенсии по старости гражданам, принимавшим в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", производится снижение возраста выхода на пенсию на 10 лет, а если указанные граждане принимали участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1959 - 1961 гг., возраст снижается на 5 лет.


Пример N 2.


Согласно ст. 2 названного Федерального закона гражданам, перечисленным в ст. 1 этого Закона (все категории пострадавших в результате аварии), получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 13 "чернобыльского" Закона, т.е. граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.


Следует обратить внимание, что до 1 января 2002 г., т.е. до вступления в силу комментируемого Закона, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, соответственно, граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имели только право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" как вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (п. 1 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона). С 1 января 2002 г. в соответствии с подп. 1 п. 2 комментируемой статьи такие граждане имеют право на получение пенсии по старости по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет, даже в том случае, если они на момент обращения за пенсией не являются инвалидами. Если же на момент обращения за пенсией они являются инвалидами, то им в зависимости от причины инвалидности может быть установлена пенсия по инвалидности, предусмотренная п. 3 комментируемой статьи, либо пенсия по старости, предусмотренная подп. 1 или подп. 2 п. 2 комментируемой статьи.


При назначении пенсии по старости с применением Постановления Верховного Совета РФ "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" гражданам из числа таких подразделений, не являющимся инвалидами, может быть назначена пенсия по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет (мужчинам - по достижении возраста 50 лет, женщинам - 45 лет) или на пять лет, в зависимости от категории таких граждан.


В соответствии с названным Постановлением Верховного Совета РФ к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:


1) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;


2) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;


3) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;


4) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;


5) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.


На 10 лет производится уменьшение возраста выхода на пенсию гражданам, перечисленным в первых четырех пунктах, на пять лет - в пятом пункте.


При пенсионном обеспечении граждан из подразделений особого риска, в отношении которых действует названное Постановление Верховного Совета РФ, следует иметь в виду, что данное Постановление Верховного Совета РФ распространяло на граждан из подразделений особого риска действие "чернобыльского" Закона первой редакции (от 15 мая 1991 г.).


Для указанных граждан с 1 апреля 1992 г. (в зависимости от категории этих граждан) были введены льготы по пенсионному обеспечению, предусмотренные ст. 29 и ст. 30 (ч. 1 и п. 2 ч. 2) "чернобыльского" Закона для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при назначении им пенсии по инвалидности и старости соответственно.


После принятия "чернобыльского" Закона в новой редакции (от 18 июня 1992 г.) п. 8 названного Постановления Верховного Совета РФ было предусмотрено, что положения новой редакции Закона с момента введения их в действие применяются к гражданам, на которых решениями Верховного Совета РФ было распространено действие "чернобыльского" Закона в редакции от 15 мая 1991 г.


С учетом изложенного с 1 июля 1992 г. к гражданам из подразделений особого риска применялись условия пенсионного обеспечения, установленные "чернобыльским" Законом (в редакции от 18 июня 1992 г.) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 гг. и в 1988 - 1990 гг., а с 1 января 2002 г. - установленные для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС комментируемым Законом.


Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в названное Постановление Верховного Совета РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми гражданам из подразделений особого риска:


ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 29 (за исключением абзаца 2 п. 2 ч. 1) "чернобыльского" Закона;


лицам, указанным в подп. "а" - "г" п. 1 Постановления Верховного Совета РФ (непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих), не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 1 ст. 30 "чернобыльского" Закона;


лицам, указанным в подп. "д" п. 1 Постановления (непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 30 "чернобыльского" Закона.


Следует отметить, что поправки, внесенные в Постановление Верховного Совета РФ, к сожалению, не учитывают положений нового пенсионного законодательства и не могут применяться в чистом виде, т.е. формально, как это бы следовало из текста закона.


Представляется, что с учетом совокупности норм комментируемого Закона, "чернобыльского" Закона и названного Постановления Верховного Совета РФ, а также с учетом Определения Конституционного Суда от 5 ноября 2002 г. N 320-О "По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Определения Конституционного Суда от 6 марта 2003 г. N 107-О "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <1> в настоящее время к гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами, следует применять положения комментируемого Закона, установленные для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кроме того, - п. 2 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона о возможности установления пенсии по инвалидности как вследствие военной травмы; к лицам, указанным в подп. "а" - "г" п. 1 Постановления, следует применять положения комментируемого Закона, установленные для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986 - 1987 гг. (назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию на 10 лет); лицам, указанным в подп. "д" п. 1 Постановления, следует применять положения комментируемого Закона, установленные для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1988 - 1990 гг. (назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию на 5 лет).


--------------------------------


<1> Суть названных решений Конституционного Суда РФ сводится к тому, что если гражданин приобрел какие-то пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться этими приобретенными правами при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство (см. об этом более подробно комментарий к ст. ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ).


О пенсионном обеспечении членов семей граждан из подразделений особого риска см. ниже.


3. Как уже отмечалось выше, для назначения пенсии по старости помимо соответствующего возраста необходимо иметь трудовой стаж продолжительностью не менее 5 лет.


В этот трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 10, 11), а именно:


1) согласно ст. 10:


периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;


периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (когда гражданин, находясь за границей, добровольно уплачивает за себя страховые взносы в Пенсионный фонд);


2) согласно ст. 11:


период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";


период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;


период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;


период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;


период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;


период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.


При этом периоды, предусмотренные ст. 11 Закона N 173-ФЗ, засчитываются в страховой (а значит, и в трудовой) стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 этого Закона.


Следует иметь в виду, что лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, вместо пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению может быть установлена трудовая пенсия по старости (при наличии условий, предусмотренных Законом N 173-ФЗ). Поэтому указанные лица могут выбирать более выгодную для себя пенсию по старости и соответственно обращаться за ее получением. Аналогично должен решаться вопрос и при назначении пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.


4. Пенсия по инвалидности назначается инвалидам вследствие радиационных или техногенных катастроф в случае признания гражданина инвалидом и установления ему III, II или I степени ограничения способности к трудовой деятельности (до 1 января 2004 г. при установлении пенсии по инвалидности применялись соответственно не степени ограничения способности к трудовой деятельности, а I, II или III группы инвалидности) независимо от продолжительности трудового стажа.


В данном случае необходимо учесть, что норма о том, что пенсия назначается "независимо от продолжительности трудового стажа", говорит не о том, что такого стажа вообще не требуется, а что у гражданина должен быть хотя бы один день трудового стажа.


В отличие от положений ст. ст. 8 и 9 комментируемого Закона, в которых вообще не упоминается трудовой стаж, в ст. 10 применяется формула, аналогичная формуле, содержащейся, например, в ст. 8 (п. 3) Закона N 173-ФЗ, когда для назначения трудовой пенсии по инвалидности требуется хотя бы один день страхового стажа.


Соответственно, в этот трудовой стаж, продолжительность которого может быть и один день, включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Законом N 173-ФЗ (ст. ст. 10, 11).


В связи с этим может возникнуть ситуация, когда гражданин не будет иметь право на пенсию по нормам комментируемой статьи.


Пример.


Гражданин - бывший военнослужащий срочной службы до службы в армии и после нее не работал и не имел других периодов, указанных в ст. 10 Закона N 173-ФЗ. В период службы он участвовал в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986 г., в результате чего стал инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поскольку период службы в армии (предусмотрен ст. 11 Закона N 173-ФЗ) не может быть включен в трудовой стаж из-за отсутствия до или после службы периодов работы или иной деятельности, перечисленных в ст. ст. 10, 11 Закона N 173-ФЗ, то у этого гражданина нет ни одного дня трудового стажа. Соответственно, ему не может быть установлена пенсия по инвалидности по нормам комментируемой статьи. В то же время с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона такому гражданину может быть назначена пенсия по инвалидности по нормам ст. 8 комментируемого Закона как инвалиду вследствие военной травмы.


Пенсия по инвалидности назначается как инвалидам в связи с чернобыльской катастрофой, так и инвалидам от других радиационных или техногенных катастроф. При этом так же, как и при назначении пенсии по старости, в отношении радиационных или техногенных катастроф, произошедших после аварии на Чернобыльской АЭС и до вступления в силу комментируемого Закона, применяются соответствующие законодательные акты и нормы "чернобыльского" Закона.


Так, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (ст. 3) гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных для граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".


В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 "чернобыльского" Закона военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и т.д., призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.


Таким образом, военнослужащим, принимавшим в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, также гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.


Для инвалидов же вследствие военной травмы комментируемый Закон (ст. 3) предусматривает возможность установления одновременно двух пенсий - пенсии по инвалидности, предусмотренной для инвалидов вследствие военной травмы (подп. 1 п. 2 ст. 15), и трудовой пенсии по старости.


В то же время необходимо иметь в виду, что такой инвалид-военнослужащий при наличии хотя бы одного дня трудового стажа имеет право на получение пенсии по инвалидности, предусмотренной для инвалидов, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст. ст. 10, 17 Закона N 166-ФЗ). В некоторых случаях выгоднее получать пенсию по инвалидности по нормам ст. ст. 10 и 17, чем по нормам ст. ст. 8 и 15 Закона N 166-ФЗ.


Например, инвалидам вследствие военной травмы III степени ограничения способности к трудовой деятельности (до 1 января 2004 г. - I группы инвалидности) полагается 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ст. 14 Закона N 173-ФЗ (подп. 1 п. 2 ст. 15 комментируемого Закона). В соответствии с п. 2 ст. 17 комментируемого Закона пенсия по инвалидности полагается в размере 250% базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом N 173-ФЗ для аналогичной степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности).


Так, с 1 августа 2005 г. размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. N 419 "Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с 1 августа 2005 года базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2005 года размера страховой части трудовой пенсии" составляет 954 руб. в месяц. Соответственно размер пенсии по инвалидности вследствие военной травмы III степени ограничения способности к трудовой деятельности - 2862 руб. (300% от 954 руб.).


Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности III степени ограничения способности к трудовой деятельности с учетом названного Постановления Правительства РФ равен 1908 руб. в месяц (подп. 1 п. 1 ст. 15 Закона N 173-ФЗ). Следовательно, размер пенсии по инвалидности вследствие радиационных или техногенных катастроф при III степени ограничения способности к трудовой деятельности равен 4770 руб. (250% от 1908 руб.).


В данном случае выгоднее получать пенсию по ст. 17, а не ст. 15 Закона N 166-ФЗ. Однако следует учитывать, что если гражданин претендует на получение второй пенсии - трудовой - по старости, то пенсия по инвалидности ему может быть установлена только по нормам ст. 15 комментируемого Закона. Поэтому если общая сумма двух пенсий (по инвалидности по ст. 15 и трудовая пенсия по старости) превышает пенсию по инвалидности по ст. 17, то следует перейти на пенсию по инвалидности, рассчитанную по нормам, предусмотренным для инвалидов вследствие военной травмы ст. 15 Закона N 166-ФЗ.


5. Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.


При этом необходимо обратить внимание, что при назначении пенсий данного вида членам семей "чернобыльцев" и членов семей граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, имеются достаточно существенные различия.


Рассмотрим сначала право на пенсию по случаю потери кормильца членам семей "чернобыльцев".


Право на получение такой пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи только трех категорий пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.


К этим категориям пострадавших (нетрудоспособным членам семьи которых могут быть назначены пенсии по случаю потери кормильца по нормам комментируемого Закона) относятся:


граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (подп. 1 п. 1 комментируемой статьи);


граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. 2 п. 1 комментируемой статьи);


граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подп. 3 п. 1 комментируемой статьи).


К нетрудоспособным членам семьи, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, относятся:


нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении умершего кормильца;


дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста (в данном случае следует иметь в виду, что в отличие от трудовых пенсий по случаю потери кормильца, когда пенсия назначается не долее чем до исполнения детьми возраста 23 лет, пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению учащимся детям назначается не долее чем до исполнения детьми возраста 25 лет);


супруг, если он занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшим 14 лет, независимо от факта работы и нахождения на иждивении умершего;


супруг независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, мужем - 55-летнего возраста или при наступлении инвалидности;


дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать, состоявшие на иждивении умершего кормильца.


Нетрудоспособным членам семьи других категорий "чернобыльцев", а также другим категориям нетрудоспособных членов семьи указанных выше трех категорий "чернобыльцев" могут быть назначены трудовые пенсии по случаю потери кормильца по нормам Закона N 173-ФЗ.


Условия назначения пенсий по случаю потери кормильца членов семей граждан, пострадавших в результате других (не чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, согласно абзацу 2 п. 5 комментируемой статьи должны устанавливаться Правительством РФ.


При этом необходимо иметь в виду, что до вступления в силу комментируемого Закона пенсии по случаю потери кормильца по нормам, предусмотренным "чернобыльским" Законом, устанавливались только семьям граждан, умерших вследствие чернобыльской катастрофы. Это связано с тем, что ни Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных средств в реку Теча", ни Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ни Постановление Верховного Совета РФ "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" не распространяли нормы "чернобыльского" Закона на членов семей граждан, пострадавших в результате указанных катастроф (аварий).


Комментируемый Закон предоставляет право на пенсию по нормам этого Закона членам семей граждан, пострадавших в результате других всех радиационных или техногенных катастроф.


Так, граждан, пострадавших вследствие аварии на производственном объединении "Маяк", при определении права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению следует относить к гражданам, пострадавшим в результате радиационной катастрофы. Граждан, пострадавших в результате воздействия радиации вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча или ядерных испытаний (в том числе из подразделений особого риска), следует относить к гражданам, пострадавшим в результате техногенных катастроф (в широком смысле слова).


В связи с изложенным члены семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на получение пенсии в соответствии со ст. 10 и п. 3 ст. 17 Закона N 166-ФЗ. При этом круг лиц, относящихся к членам семей этих граждан, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, должен определяться в соответствии с Законом N 173-ФЗ. Это связано с тем, что при назначении пенсии по случаю поте

Коментариев: 0 | Просмотров: 429 |
Ключевые теги: катастрофы на чернобыльской, чернобыльского закона, ликвидации последствий, техногенных катастроф
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: