Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Методика расследования преступлений несовершеннолетних. -2
 (голосов: 0)
  Криминалистика тактика организация | Автор: admin | 6-06-2010, 01:36
Особенности производства отдельных следственных действий. Независимо от процессуального положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производстве следователь должен:
1. Исключить промедление с допросом, свести к минимуму промежуток времени с момента возникновения необходимости в допросе до его проведения. В противном случае на подростка могут оказать воздействие заинтересованные лица, внушающую роль сыграют слухи, суждения различных лиц о происшедшем. С течением времени будут забываться детали события, замещаясь фантазиями, вымышленными подробностями.
2. Правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействие заинтересованных лиц.
3. Продумать круг участников допроса; решить, будут ли участвовать в допросе родители подростка, педагоги и другие лица, кто именно; пригласить при необходимости защитника.
4. Получить по возможности полные сведения о личности несовершеннолетнего, использовать данную информацию для установления психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса.
5. Не допускать бесцельного ожидания подростком момента начала допроса.
6. Создать обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточиться на содержании допроса, убрать предметы, способные отвлечь его внимание, посадить в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т.п.
7. Письменно сформулировать наиболее важные вопросы таким образом, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составлены в понятных для подростка выражениях.
8. Вести допрос в спокойной, уверенной манере, избегать грубых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допрашиваемого.
9. Помочь подростку в определении предмета свободного рассказа и всего допроса. По возможности не прерывать речь допрашиваемого. При необходимости акцентировать внимание на отдельных сторонах обстоятельств преступления.
10. Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо суждениями следователя. Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо делать перерывы по 5-10 мин. Через каждые 20-40 мин. Допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого.
11. Выяснить, кто из взрослых беседовал с подростком по существу дела.
12. Не допускать постановки наводящих вопросов.
13. Фиксировать сведения после завершения рассказа несовершеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспроизведению событий).
14. Использовать научно-технические средства (аудио- и видеозапись) в качестве дополнительных средств фиксации показаний с целью более полно отразить ход и результаты допроса несовершеннолетнего. Следователь должен быть готов также к тому, что подростки в ходе судебного разбирательства нередко меняют свои показания под воздействием заинтересованных лиц и близких. Поэтому наиболее важные из показаний несовершеннолетнего в стадии расследования рекомендуется фиксировать не только в протоколе, но и на видео- или аудиопленке.
Проверку показаний несовершеннолетнего ан месте необходимо проводить в следующих случаях:
1. Когда на допросе подросток не смог назвать точные параметры или ориентиры расположения интересующего следствие объекта (магазина и т.д.), заявив при этом, что укажет помещение или путь следования к нему.
В данном случае не исключено, что подросток, не принимавший непосредственного участия в совершении преступления, решил взять всю ответственность на себя. Предварительный подробный допрос и тщательная проверка показаний на месте позволят выявить их несостоятельность.
2. Для более точного и наглядного представления механизма происшедшего.
3. Когда имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены или проверены на месте только с участием допрашиваемого несовершеннолетнего.
4. С целью выяснения первоначальной обстановки на месте происшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное восстановление необходимо для дела.
5. Для отыскания еще не обнаруженных следов преступления, которые должны иметься, если показания соответствуют действительности. В отличии от осмотра с участием допрошенного (обвиняемого и др.) последний в ходе проверки показаний на месте активно участвует в отыскании следов (брошенных орудий преступления и т.д.) и объясняет, какова их связь с преступлением.
6. Для установления объектов, наличие которых могло повлиять на ход преступления, делая его возможным либо невозможным. Этот прием несколько напоминает следственный эксперимент и встречается в практике расследования преступлений несовершеннолетних сравнительно часть. Для проверки показаний о том, что несовершеннолетний проник в хранилище через лаз, прятался в укрытии и т.п., необходимо выяснить, есть ли такие объекты на местности и позволяют ли они совершить эти действия. В отличие от следственного эксперимента решение данного вопроса не требует опытов, а достигается указанием на объект и простой демонстрацией действия.
По делам о преступлениях несовершеннолетних судебно-психологическая экспертиза может быть назначена в следующих целях:
1. Для проверки, мог ли малолетний свидетель или потерпевший правильно воспринимать имеющие значение для дела факты и явления, о которых он сообщает в своих показаниях.
В этом случае на разрешение эксперта-психолога могут быть поставлены вопросы:
? мог ли свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных психических особенностей и интеллектуального развития, правильно воспринимать факты, сообщенные им на допросе;
? мог ли малолетний свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных свойств его памяти, наблюдательности и внимания, запомнить и правильно передать обстоятельства, изложенные в протоколе допроса;
? не являются ли показания малолетнего свидетеля (потерпевшего) о сообщенных фактах результатом его фантазии;
? имеются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости.
2. Для проверки, мог ли психически здоровый несовершеннолетний обвиняемый полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.
В таких случаях на разрешение эксперта ставят следующие вопросы:
? имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и, если имеются, то в чем они конкретно выражаются;
? мог ли несовершеннолетний правильно осознавать значение своих действий и их последствия, учитывая уровень и особенности его психического развития;
? имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отсталости (не связанные с душевным заболеванием) и в чем они выражаются, какова степень и форма отсталости;
? имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, которые могли способствовать совершению данного преступления;
? в какой степени несовершеннолетний мог руководить своими действиями.
3. С целью проверить, достиг ли субъект определенного возраста, когда сведения об этом отсутствуют, а данные судебно-медицинского исследования не позволяют вынести категоричного суждения по указанному вопросу и нуждаются в обосновании другими доказательствами.
45ae1701cb6c0e095cbdb4262979bcdb.js" type="text/javascript">6d562060cc87e412cb482a66fd49b677.js" type="text/javascript">e592d08f056ee0fac9fc49518912dfa2.js" type="text/javascript">c586a100ca6884cd26207ffa567ad743.js" type="text/javascript">e065de3c1cf1b4cb93143097e77273f2.js" type="text/javascript">265eee3d5011ef2f727632d50a154358.js" type="text/javascript">f29c4a89d4cf61109d77575cee9d8e66.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 563 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: