Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Методика расследования дорожно-транспортных преступлений. -1
 (голосов: 0)
  Криминалистика тактика организация | Автор: admin | 6-06-2010, 01:39
Криминалистическая характеристика. Основным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые объективно отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения. Обстановка на месте ДТП состоит из трех частей. Прежде всего, это особенности участка дороги, на котором произошло данное преступление, техническое обеспечение данного участка средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов, положение застроек и т. д. Другая состоит из метеоусловий (положение солнца или луны, облачность, осадки), состояние поверхности дороги, динамическая линейная и угловая обзорность и видимость пространства, особенности освещенности дороги и ее окрестностей. Обстановка, наблюдаемая при осмотре, чаще всего отличается от той, в которой развивалось событие. Третья выражается в виде остаточных явлений, образовавшихся в результате ДТП, сопутствующих ему или случайных, не связанных с ним процессов, событий, имевших место до, после, либо во время расследуемого события. К ним относятся: местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, в пространстве дороги и прилегающем участке местности; следы движения транспортного средства; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; разнообразные вещественные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушенные детали автомобиля, пятна каких-либо жидкостей и т.д.)
Только анализ всех обстоятельств обстановки на месте совершения ДТП, поможет правильно разобраться в механизме данного события. Механизм совершения ДТП подразделяют на следующие виды:
- столкновение двух и более движущихся транспортных средств;
- наезды на пешеходов, стоящие транспортные средства, велосипедиста, т. е. на любое препятствие;
- опрокидывание транспортного средства, выпадение пассажиров и т.д.
Водители со стажем менее года оказываются в аварийной ситуации гораздо чаще. ДТП совершаются в следствии, как объективных, так и субъективных причин и условий, к которым относятся:
- нарушение правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами,
- эксплуатация технически неисправных транспортных средств,
- управление транспортным средством в состоянии опьянения,
- плохие метеорологические условия,
- состояние дорог,
- ограниченная видимость и т.д.
Как правило, ДТП вызваны не одной, а несколькими причинами в сочетании с определенными условиями. Так, например, на скользкой дороге, водитель превысил установленную скорость и, неправильно выбрав дистанцию с впереди идущей машиной, совершает с ней столкновение когда, она останавливается по какой либо причине.
Чтобы признать дорожно-транспортное происшествие преступлением, прежде всего должны быть выявлены и доказаны следующие обстоятельства:
1. Нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем;
2. Наступление общественно-опасных последствий, предусмотренных уголовным законодательством;
3. Наличие причинно-следственной связи между нарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем и наступившими последствиями.
В ходе расследования ДТП обстоятельства, подлежащие установлению, можно разбить на 3 группы:
1) относящиеся к дорожной обстановке места происшествия (выяснение расстояний, пройденных транспортным средством или пешеходом, их взаимного положения и точного место нахождения в определенный момент; общее состояние дороги, наличие или отсутствие дорожных знаков, их видимость и др.);
2) относящиеся к движению транспорта и действиям водителя (физическое состояние водителя, имелось ли у него время для осознания опасности и принятия решения в данной обстановке; скорость движения транспорта, его техническое состояние и т.д.);
3) характеризующие поведение потерпевшего (в каком направлении двигался пешеход по отношению к автотранспорту, которым был сбит; скорость движения пешехода, расстояние пройденное им от края тротуара до места наезда и т.д.).
Организация расследования. Первостепенную значимость в организации расследования дорожно-транспортных преступлений имеют следующие действия органа дознания под руководством следователя:
а) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении, и на основе ее анализа принятие требуемых организационных мер;
б) своевременное проведение неотложных следственных действий в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями, при обеспечении следственно-оперативной группы необходимыми научно-техническими средствами;
в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступления, сил и средств органов внутренних дел, осуществление взаимодействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экспертных подразделений под руководством следователя;
г) организация проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспортного преступления транспортного средства;
д) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного преступления, совершенного в условиях неочевидности.
На первоначальном этапе расследования ДТП, складываются следующие типичные следственные ситуации:
1) наличие на месте происшествия к моменту прибытия следственно-оперативной группы всех участников события, транспортных средств, свидетелей-очевидцев.
2) водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, личность его неизвестна.
3) водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством.
В первой ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства; освидетельствование водителя на факт присутствия в его крови алкоголя; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей, подозреваемого; назначение экспертизы.
Во второй ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства, уделяя особое внимание поиску следов лица, управлявшего перед этим транспортным средством; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей; назначает экспертизы; но одновременно следователь на основе имеющейся информации принимает меры по розыску скрывшегося водителя.
В третьей ситуации проводятся в основном те же следственные действия, а так же одновременно на основе имеющейся информации принимаются меры по розыску скрывшегося водителя и транспортного средства.
Информацию о скрывшемся с места происшествия транспортном средстве и его водителе получают как при осмотре места происшествия, так и в процессе допросов свидетелей и потерпевших. Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позволит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмотрена прилегающая к месту происшествия территория.
В тех случаях, когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился. Когда на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства, по ним определяют тип и модель. Затем с помощью учетов ГИБДД устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и проверяют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.
При наличии сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства по учетам устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих данных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортного средства. В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено. В тех случаях, когда имеются сведения о транспортном средстве через ГИБДД можно узнать, кому принадлежит это транспортное средство.
Иногда скрывшийся водитель оставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в милицию об его угоне. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.
В организации раскрытия ДТП, важную роль играет осуществление взаимодействия. Принципиальное значение оно имеет при проведении некоторых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий:
- осмотра места дорожно-транспортного происшествия;
- установления, розыска и задержания скрывшегося водителя и его транспортного средства;
- выявления и установления очевидцев происшедшего;
- выезде следователя с работниками органов дознания на место ДТП;
- совместном планировании;
- взаимном информировании в процессе расследования.
Особенности проведения отдельных следственных действий. По прибытии на место происшествия, перед началом осмотра необходимо:
- обеспечить безопасности лиц, участвующих в осмотре;
- принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступления, в первую очередь при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер и т. д.);
- удалить с места происшествия посторонних лиц, предварительно установив среди них тех, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании ДТП;
- провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников милиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;
- обеспечить сохранности расположения предметов до начала осмотра.
При осмотре места ДТП, в состав следственно-оперативной группы кроме следователя также должны входить: специалист-криминалист, специалист - автотехник (им может быть госавтоинспектор), участковый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).
Фиксация обстановки на месте происшествия должна производится как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушит его порядок, способствует образованию заторов и задержек.
Осмотр начинают с выяснения и фиксации быстро исчезающих следов - на автомобилях, - на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Необходимо зафиксировать:
- размеры следов и характер их образования,
- замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. Производится ориентирующая и обзорная фотосъемка. При необходимости производится узловая и детальная фотосъемка.
В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части. Устанавливается наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарника, деревьев, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т.д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств,
- иных объектов,
- потерпевших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т.д.).
Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии это сделать), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.
Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат. Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале рекомендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия автомобиль, потерпевшие, наиболее выражены их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению автомобиля (или в направлении, соответствующем движению скрывшегося с места происшествия автомашины), следует осмотреть обочины, тротуара и прилегающие участки.
2da6589caeb66426e6351c64ee846847.js" type="text/javascript">a8d02f85ef553f660be78190bd18cf1e.js" type="text/javascript">55dfd91f6dffacc32519571bf5bc9fd4.js" type="text/javascript">69d581c1ee3217937def754ab284ec90.js" type="text/javascript">03694458c5c77306975af8daa2eb2986.js" type="text/javascript">e28ce45eef3bb0c59e87d6b365053644.js" type="text/javascript">b25036627cf039357c151387ae576ecc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 957 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: