Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Проблема мер пресечения в стадии исполнения приговора*
 (голосов: 0)
  Меры пресечения в российском уголовном процессе | Автор: admin | 19-06-2010, 08:11
Проблема мер пресечения в стадии исполнения приговора Законодательством не урегулирована, что не исключает возможности применения норм права о мерах пресечения судьей, прокурором и администрацией мест содержания под стражей обвиняемых. В процессуальную характеристику деятельности данных субъектов по применению законодательства о мерах пресечения в стадии исполнения приговора необходимо включать следующую систему элементов: правовые основы применения законодательства о мерах пресечения: цели и предмет процессуальной деятельности субъектов правоприменения, их функции, полномочия; процессуальные формы применения законодательства;
содержание правоотношений- Исследование законодательства и практики позволяет выделить пять групп процессуальных ситу¬аций, когда необходимо решать проблему мер пресечения в стадии исполнения приговора: I) при немедленном исполнении судом (судьей) приговора (определения, постановления);
2) в процессе содержания лиц под стражей после вступления в законную силу приговора (определения, постановления), но до начала его фактического исполнения; 3) при отсрочке исполне¬ния приговора (определения, постановления); 4) в процессе ис¬полнения приговора к исправительным работам без лишения свободы и 5) условному осуждению к лишению свободы.
Неприменение в настоящее время законодательства о мерах пресечения в стадии исполнения приговора имеет негативные последствия: обвиняемые скрываются и иным образом мешают в исполнении приговора (определения, постановления); адми¬нистрация следственных изоляторов длительное время содержит обвиняемых в следственных изоляторах, не этапируя их к месту отбывания наказания; органы внутренних дел с ведома проку-
*Подро6но см.: Михаилов В^4. Процессуальный порядок применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве. - М., 1995. С. 65-117.

поров используют институт задержания условно-осужденных и осужденных, исполнение приговоров в отношении которых отсрочено, для обеспечения их явки в суд. Для устранения при¬чин, порождающих данные и другие нарушения законности, следует, по нашему мнению, прямо предусмотреть в разд. 5 (гл. 29) УПК РСФСР нормы, предписывающие судьям в закры¬тых судебных заседаниях с участием сторон при наличии к тому оснований применять институт мер пресечения в соответствии со ст. 89-101, 393, 394 УПК РСФСР. Чтобы исключить незакон¬ное содержание под стражей лиц после вступления приговора (определения, постановления) в законную силу и до начала фактического исполнения приговора (определения, постановле-ния), следует дополнить п. 10 ст. 303, п. 7 ст. 315, ч. 2 ст. 369, ст. 402 и 410 УПК РСФСР нормами, пролонгирующими срок действия мер пресечения с момента вынесения приговора (опре¬деления, постановления суда) вплоть до начального момента его фактического исполнения после вступления в законную силу. Необходимо распространить Федеральный закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре-ступлений также на лиц, приговоры (определения, постановле¬ния) в отношении которых хотя и вступили в законную силу, но
еще не приведены в исполнение.
Правовые основы прокурорского надзора за исполнением за-конодательства о мерах пресечения в стадии исполнения приго¬вора вытекают из Конституции Российской Федерации, норм международного права, УПК РСФСР, ИТК РСФСР, УК РСФСР, законодательства о прокуратуре и содержании под стра¬жей подозреваемых и обвиняемых. Цели прокурорского надзора:
обеспечение верховенства конституционных и законодательных норм о мерах пресечения, единства и укрепления законности, прав и свобод осужденных, оправданных и лиц, к которым суд применил принудительные меры медицинского (воспитательно¬го) характера, охраняемых законом интересов правосудия, об¬щества и государства. Прокурорский надзор призван способ-ствовать реализации судебных решений, включая решения о мерах пресечения. Предмет прокурорского надзора: законность и обоснованность судебных приговоров, определений и поста¬новлений и содержащихся в них решений о мерах пресечения;
законность реализации норм права о мерах пресечения в стадии исполнения приговора, в том числе при исполнении судебных решений о мерах пресечения; законность и обоснованность от-
носимых к мерам пресечения решений, которые приняты су¬дьями и другими субъектами правоприменения в стадии исполнения приговора; законность нахождения лиц в местах содержа¬ния под стражей, исправительно-трудовых и иных учреждениях исполняющих наказания и иные меры принудительного харак-^ тера. назначаемые судом. Прокуроры должны предупреждать нарушения закона, способствовать исполнению судебных реше¬ний о мерах пресечения, оказывать судьям содействие по ус¬транению нарушений закона и в объеме предоставленных проку¬рорам полномочий лично устранять нарушения законодательст¬ва о мерах пресечения.
Осуществляя надзор за реализацией законодательства о мерах пресечения в стадии исполнения приговора, прокурор вправе:
вступать в дело на любом этапе этой стадии процесса; немедлен¬но освобождать своим постановлением каждого, кто содержится под стражей без законных оснований (в частности, в связи с истечением десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению, если администрация следственного изолятора не направила лицо для отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы (для применения принудительных мер медицинского либо воспита¬тельного характера); санкционировать решения об оставлении в соответствии со ст. 15 ИТК РСФСР осужденных в следствен¬ном изоляторе (тюрьме) либо о переводе осужденных в соответ¬ствии со ст. 20 ИТК РСФСР из исправительно-трудового учреж¬дения в следственный изолятор (тюрьму) для участия в следст¬венных действиях по другим делам; следить за безусловным соблюдением администрацией следственного изолятора (тюрь¬мы) условий и требований, установленных ст. 16 ИТК РСФСР, при оставлении осужденных в следственном изоляторе (тюрьме) для работы по хозяйственному обслуживанию; следить за со¬блюдением установленных правил перевода осужденных, приго¬воры в отношении которых находятся в стадии кассационного производства, из следственного изолятора (тюрьмы) в исправи-тельно-трудовое учреждение; при незаконном и необоснованном переводе таких лиц выносить постановления о их возвращений в следственный изолятор (тюрьму); опротестовывать и приоста¬навливать незаконные акты администрации следственных изо¬ляторов (тюрем), иных мест лишения свободы; принимать и другие меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законности в местах содержания обвиняемых.
Немедленное исполнение судом (судьей) приговора (опреде¬ления, постановления) не ограничивается освобождением из-под стражи лица, как это предусмотрено ч. 5 ст. 356 УПК РСФСР, но должно включать, по нашему мнению, обязанность суда (судьи) отменить также и иные меры пресечения. Если судья (суд) не делает этого, прокурор обязан путем обращения к судье с письменным (устным) заявлением о защите прав и ох-раняемых законом интересов участников процесса либо путем принесения частного протеста добиваться немедленной отмены судом (судьей) любых мер пресечения с учетом положений, установленных не только п. 2 и 5 ст. 356 и ст. 319 УПК РСФСР, но и положений, установленных статьями 5-9, 101, 309, 320, 361-1. 368, 402, 410 УПК РСФСР, статьями 10, 11, 13, 14,44,50, 50-1. 51, 52, 55, 56, 58-61, 63 УК РСФСР.
Учитывая неурегулированность проблемы применения зако¬нодательства о мерах пресечения в стадии исполнения приго¬вора, что отрицательно сказывается на соблюдении прав и сво¬бод участников процесса, защите интересов правосудия, общест¬ва и государства, нами вносится предложение о восполнении данного пробела в УПК путем включения норм, устанавливаю¬щих механизм применения в стадии исполнения приговора соот¬ветствующих положений, предусмотренных ст. 89-101, 393, 394 УПК РСФСР.
48fa65bcab645fd4b5ade4968519838c.js" type="text/javascript">7052b56d980eac6937486d48241c4c98.js" type="text/javascript">18b5d1f814a821e156ab16957f6c4cf8.js" type="text/javascript">20d32a40bd70d50bc3470e40dce9917a.js" type="text/javascript">2d9c6189a40db803f2f64893a14e1790.js" type="text/javascript">4b72a28bd6662af03ea855e1c7161403.js" type="text/javascript">889751adb3df9a7a2293306004562304.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 253 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: