Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Проблема мер пресечения при производстве в надзорной инстанции*
 (голосов: 0)
  Меры пресечения в российском уголовном процессе | Автор: admin | 19-06-2010, 08:13
Проблема мер пресечения в суде надзорной инстанции нор¬мами УПК не урегулирована. Правовые основы их применения в данной стадии уголовного судопроизводства вытекают, по на¬шему мнению, из статей Конституции Российской Федерации, норм международного права, статей 2, 11. 15. 16, 19, 20, 25, 89-101, 394 и гл. 30 УПУ РСФСР, а также законодательства о прокуратуре. Факультативный характер стадии надзорного производства обусловливает факультативный характер возник-новения и необходимости разрешения проблемы мер пресечения на данном этапе уголовного процесса, т, е. не по каждому уго¬ловному делу, а лишь при установлении незаконности и необос-
*Подробно см.: Михайлов В.А. Процессуальный порядок применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве. - М., 1995. С. 117-122.

нованности вступивших в законную силу судебных приговоров определений, постановлений. Важнейшая особенность стадии надзорного производства - и в большой активности уполномо¬ченных приносить протесты прокуроров, председателей судов и их заместителей, при отсутствии публичной инициативы кото¬рых невозможны надзорный пересмотр приговоров (определе¬ний, постановлений) и применение при этом законодательства о мерах пресечения. Данная особенность обусловливает ситуатив-ность в применении законодательства б мерах пресечения с ^'че¬том дифференциации производства в надзорной инстанции на два относительно самостоятельных этапа; единоличное производство прокурора, председателя суда или их заместителей при опротесто¬вании приговора (определения, постановления); коллегиальное производство в президиуме соответствующего суда или судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации при надзорном пересмотре приговора (определения, постановления).
Сами по себе судебные решения о мерах пресечения опроте¬стованию и пересмотру в надзорном порядке, за отдельными исключениями*, не подлежат. При наличии оснований такое опротестование и пересмотр проводятся, когда в надзорной ин¬станции производство осуществляется в целом по уголовному делу, приговор (определение, постановление) по которому всту¬пил в законную силу.
Анализ практики позволяет выделить несколько процессуаль¬ных ситуаций, требующих разрешения проблемы мер пресече¬ния в стадии надзорного производства. На первом этапе данной стадии процесса это имеет место при приостановлении исполне¬ния приговора (определения, постановления) Генеральным про¬курором Российской Федерации. Председателем Верховного Су¬да Российской Федерации и их заместителями, когда будут уста¬новлены основания, предусмотренные ст. 372 УПК РСФСР и ст. 38 Федерального закона "О внесении изменений и дополне¬ний в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". На втором этапе надзорного производства пробле¬ма мер пресечения должна разрешаться при вынесении судом надзорной инстанции по итогам пересмотра уголовного дела
*В данном случае имеются в виду вступившие в законную силу судебные решения по поводу жалоб на задержание, арест или продление срока содержания под стражей, которые вынесены судьей в порядке. предусмотренном ст. 220' и 2202 УПК РСФСР.

предусмотренных п. 2, 3, 5 ст. 378 УПК РСФСР решений о:
прекращении дела; передаче его на новое расследование, судеб¬ное или кассационное рассмотрение: при зачете в соответствии со ст. 47 УК РСФСР предварительного заключения в срок нака¬зания, если этого не сделано в предшествующих судебных стади¬ях процесса; при надзорном пересмотре по протесту прокурора судебных решений, принятых в порядке, предусмотренном ст. 230, 232, 255, 258 и 308 ч. 2 УПК РСФСР.
Поскольку проблема мер пресечения при производстве в над¬зорной инстанции существенным образом связана с гарантиями прав участников процесса и поскольку эта проблема законода¬тельно не решена, правомерно, по нашему мнению, ставить вопрос о дополнении УПК РСФСР нормами относительно при¬менения в суде надзорной инстанции законодательства о мерах
пресечения в вышеуказанных ситуациях.
Процессуальная характеристика применения прокурорами и судами законодательства о мерах пресечения в надзорной инстанции должна включать следующие элементы. Цель про¬цессуальной деятельности прокуроров и судов: выявление всех незаконных, необоснованных и несправедливых судебных при¬говоров, определений, постановлений и содержащихся в них решений о мерах пресечения; своевременное опротестование и пересмотр данных судебных актов; зашита прав и законных интересов участников процесса, правосудия, общества и госу-дарства; обеспечение верховенства конституционных и законо¬дательных норм, единства и укрепления законности. Функции прокуроров и судов; осуществление соответственно прокурор¬ского и судебного надзора за законностью и обоснованностью вступивших в законную силу судебных приговоров, определе¬ний, постановлений и содержащихся в них решений о мерах пресечения. Процессуальный порядок применения законода¬тельства о мерах пресечения прокурорами и судами в надзорной инстанции включает: проверку соответствующими прокурорами, председателями судов и их заместителями жалоб и ходатайств участников процесса и иных лиц; истребование ими уголовных дел и проверку законности, обоснованности и справедливости принятых по ним решений о мерах пресечения и по другим вопросам; принятие Генеральным прокурором Российской Фе¬дерации. Председателем Верховного Суда Российской Феде¬рации и их заместителями решений о мерах пресечения одновременно с приостановлением приговоров (определений, постановлений); опротестование соответствующими прокурорами и пред¬седателями судов приговоров (определений, постановлений) и содержащихся в них решений о мерах пресечения; судебно-надзорный пересмотр дел по протестам с участием прокурора-поддержание прокурором протеста либо дача заключения на протест председателя суда; внесение прокурором предложений по существу судебного решения о мере пресечения; коллегиаль¬ное принятие судом решения по существу деда и о мере пресече-ния; слежение прокурора за неукоснительными исполнениям судебн о-надзорных решений о мерах пресечения; опротестова¬ние прокурором незаконных и необоснованных судебио-надзор-ных постановлений (определений) и содержащихся в них реше¬ний о мерах пресечения.
0661c00a4f61e64180b461c77d98acdf.js" type="text/javascript">548e96f720e7443a9cc6db220817d5ab.js" type="text/javascript">a81bc67a62e77eafa74cc6878cdf3bef.js" type="text/javascript">b3dbb7b0a597ab23665fec9a04c3060d.js" type="text/javascript">1dd36f0193096e4bde33893a15b040a4.js" type="text/javascript">2e2c48f4dcc7cabd40857e48091f0dd8.js" type="text/javascript">bd6d24df7162673f12c8b50858526c0c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 187 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: