Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕРАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ*
 (голосов: 1)
  Меры пресечения в российском уголовном процессе | Автор: admin | 19-06-2010, 08:18
Данная проблема актуальна в связи с разрастанием междуна¬родной и национальной уголовной преступности. Процессуаль¬ная характеристика интернационального правового сотрудниче¬ства по уголовным делам на договорной основе и в порядке международной вежливости включает: цели и задачи, понятие и основные направления такого сотрудничества; стандарты, принципы, нормы, прецеденты, обычаи в процессе оказания правовой помощи; объекты юрисдикции взаимодействующих государств; пределы взаимных обязательств сторон при сотруд¬ничестве: составляющие предмета международной помощи (уго¬ловное преследование, следственные действия, меры пресече¬ния, розыск, задержание и выдача преступников, их этапирова-ние; иные меры процессуального принуждения, сопряженные с выдачей; информационное обеспечение выдачи и других мер принуждения: юридическая природа и содержание правоотно¬шений; правовые формы и механизмы правовой помощи).
Правовые основы международного сотрудничества устанав¬ливаются международным и национальным правом. Основными формами международного права являются: многосторонние и двусторонние договоры (конвенции, протоколы, соглашения) о международной борьбе с преступностью, выдаче преступников, правовой помощи по уголовным делам; международные акты о правах и свободах человека и гражданина; Устав Интерпола;
международные соглашения правоохранительных органов раз¬личных государств о борьбе с преступлениями, ее информацион¬ном, криминалистическом, оперативно-розыскном, научно-тех¬ническом и правовом обеспечении. Правовые основы междуна¬родного сотрудничества урегулированы в России: Конституцией
*Подро6но см.: Михаилов В.А. Уголовно-процессуальная деятель¬ность федеральных органов налоговой полиции России: Учебное по¬собие. - М., 1994; 2-е изд, 1995. С. 208-278.

Российской Федерации; отдельными нормами УК, УПК, зако¬нодательства о прокуратуре, оперативно-розыскной деятельности, подзаконными актами.
Вопросы выдачи преступников урегулированы Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам, которая заключена 10 государст¬вами - членами Содружества Независимых Государств в Минс¬ке 22 января 1993 г., а также двусторонними договорами о право¬вой помоши между СССР и странами Восточной Европы и ря¬дом других иностранных государств. В тех случаях, когда между Российской Федерацией и иностранным государством нет до-говора о правовой помощи или о выдаче, вопросы сотрудничест¬ва решаются на основе принципов международного права в по¬рядке международной вежливости и взаимности.
В международном праве под экстрадицией понимают выдачу лица, совершившего международное или уголовное преступле¬ние, для привлечения его к уголовной ответственности или ис¬полнения вынесенного судом приговора в отношении выдан¬ного лица. Основу института выдачи составляет принцип "ап1 оЫеге аш ]и(лсаге" (лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления, либо в стране, в наи-большей степени пострадавшей от преступления). Выдачей принято называть основанный на принципах и нормах ме¬ждународного и национального права акт правовой помощи, состоящий в передаче преступника государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, гражданином которого преступник является, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного дея¬ния*. Возможна выдача обвиняемого, подсудимого либо осуж¬денного, приговор в отношении которого вступил в законную силу.
На основе анализа международного права и национального законодательства представляется возможным выделить следую¬щие характерные черты института экстрадиции. Этот институт:
- является комплексным, поскольку в его основе лежит взаи-
*Валеев Р.М. Выдача в международном праве. - Казань, 1976, С. 28-29; Глинская А.Н. Правовые проблемы сотрудничества госу¬дарств в борьбе с преступностью. - Л., 1978; Международное пра¬во/Под ред. Ф.И. Кожевникова. - М., 1981. С. 238-240.

модействие норм двух самостоятельных правовых систем - меж¬дународного и внутригосударственного права:
- распространяется только на физических лиц, совершивших
преступления;
- применяется во взаимоотношениях сотрудничающих госу¬дарств либо для уголовного преследования лиц, совершивших преступления, либо для применения к ним назначенного судом
уголовного наказания;
- включает в себя не только непосредственную передачу
преступника одним государством другому, но и предшествую¬щие акту передачи проверку в процессуальном режиме поводов и оснований для выдачи, задержание и арест преступника (в необходимых случаях и его предварительный розыск);
- устанавливается и реализуется постольку, поскольку кон¬кретные государства как главные субъекты международного права и суверенных образований считают для себя приемлемым использование возможностей данного института в совместной борьбе с международными и национальными преступлениями.
Правовой механизм (порядок) выдачи преступников, уста¬новленный международным правом и национальным законода¬тельством взаимодействующих государств, предусматривает:
- основания выдачи и отказа в выдаче преступников;
- процессуальную форму международного требования
(просьбы, поручения) о выдаче;
- процедуру проверки поводов и оснований выдачи;
- основания и порядок розыска, задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче;
- процесс передачи выдаваемого лица;
- производство по осуществлению уголовного преследования
выданного лица.
Право выдачи преступников является суверенным правом
каждого государства. Из этого общего принципиального требо¬вания следует недопустимость доставления с территории суве¬ренного государства на территорию другого государства подо¬зреваемых в преступлениях лиц без официального разрешения уполномоченного государством центрального органа юстиции либо с нарушением процедуры выдачи, установленной нормами международного права и национального законодательства.
Обязанность вьпачн (экстрадиции). Статья 63 Конституции Российской Федерации устанавливает общее правило: "Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача 283
осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или междуна¬родного договора Российской Федерации". По установившейся практике выдача и передача лиц производится не только в соот¬ветствии с национальным законодательством и международ¬ными договорами, но и на условиях взаимности в рамках между¬народной вежливости. Выдача допускается при совершении ли¬цом преступления, за которое установлено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года, или более тяжкое. При этом выдача для приведения приговора в исполнение допус¬тима при осуждении за такие преступления к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.
Отказ в выдаче и отсрочка выдачи. Выдача может не произво¬диться, если лицо, выдача которого требуется, является граждани¬ном запрашиваемой стороны. Это правило закреплено не только в ряде международных договоров, но и национальном законода¬тельстве. Так, Конституция Российской Федерации в ст. 61 уста¬навливает; "Гражданин Российской Федерации не может быть... выдан другому государству". Принципа невыдачи собственных граждан придерживается большинство государств. В то же время страны ангдо-американского права, включая Англию и США, выдают в ряде случаев своих граждан по требованию того государ¬ства. на территории которого ими совершено преступление.
Выдача исключается, если преступление, вменяемое данному лицу, подпадает под юрисдикцию государства, в адрес которого направлено требование (просьба) о выдаче. Выдача не допуска¬ется за деяния, не признаваемые преступлениями национальным законодательством стороны, которой адресовано требование (просьба) о выдаче. Невозможна выдача, когда лицо преследует¬ся в уголовном порядке из-за его политических взглядов, при¬надлежности к социальной группе, расе, религии, народности. Выдача не имеет места, если лицу. в отношении которого на¬правлено требование о выдаче, в запрашиваемом государстве предоставлено право политического убежища (ст. 63 Консти¬туции Российской Федерации). При наличии обстоятельств, ис¬ключающих по национальному законодательству производство по уголовному делу и являющихся основаниями для его прекра¬щения, выдача недопустима.
Если лицо, в отношении которого направлено международное требование о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории 284
запрашиваемого государства, то выдача может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбывания наказания или освобождения по любому законному основанию.
Решение о выдаче, об отказе в выдаче и об отсрочке выдачи принимается руководителем центрального органа юстиции (в Российской Федерации таким органом является Генеральный прокурор Российской Федерации). При отказе в выдаче и от¬срочке выдачи инициатору запроса сообщаются основания от¬каза в выдаче и отсрочке выдачи.
Международное право предусматривает выдачу на время- Это имеет место, если отсрочка выдачи по основаниям, указанным выше, может повлечь за собой истечение срока давности уголов¬ного преследования или серьезно затруднит расследование (су¬дебное рассмотрение) преступления. Выдача на время обуслов¬ливается также обоснованным ходатайством и гарантиями, что выданное лицо будет немедленно возвращено после проведения процессуальных действий, для которых оно выдано, и не позднее трех месяцев со дня выдачи. В обоснованных случаях данный
срок может быть продлен*.
В практике возможна коллизия требований о выдаче, напри¬мер, когда требования о выдаче одного и того же лица в связи с одним определенным или в связи с различными преступления¬ми поступают от нескольких государств. По общему правилу, преступник выдается тому государству, на территории которого им совершено преступление**, но в каждом конкретном случае данный вопрос решается центральным органом юстиции запра¬шиваемого государства.
Пределы уголовного преследования выданного лица. Из смысла международно-правовых норм, устанавливающих пределы уго¬ловного преследования выданного лица, следует, что данное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено и наказано на территории иностранного государства лишь за то преступление, за которое оно было выдано. За совер¬шенное до выдачи другое преступление лицо не может быть
*Статья 64 Договора между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; ст. 64 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам.
^Международное право//Под ред. Н.Т. Блатовой. - М., 1987.
С. 330-331.

привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто нака¬занию без согласия запрашиваемой стороны. Однако в тех случа¬ях. когда выданное лицо в течение пятнадцати дней (или одного месяца*) после окончания уголовного преследования (производ¬ства), отбытия наказания или освобождения от него по закон¬ному основанию не покинет территорию государства, которому выдано, или если оно туда добровольно возвратится, то не требу¬ется согласия запрашиваемой стороны для привлечения данного лица к уголовной ответственности либо наказания за другое преступление, чем то, за которое оно было выдано. В указанный срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию государства, которому было вы¬дано, не по своей вине.
Международное требование (просьба) о выдаче. Юридическим фактом, порождающим правоотношения по выдаче, является международное требование (просьба, поручение) о выдаче, про¬цессуальная форма которого должна содержать:
- наименование документа, дату, место составления и его номер;
''- наименование Генеральной прокуратуры России, от кото¬рой исходит требование о выдаче;
- номер и наименование уголовного дела;
- указание статей международного договора, предусматри¬вающих основания, процедуру и иные вопросы, связанные с выдачей;
- наименование запрашиваемого центрального учреждения юстиции иностранного государства и просьбу к нему выдать конкретное лицо органам расследования Российской Федерации (при неизвестности местонахождения - и о розыске этого лица);
- фамилию, имя. отчество, год и место рождения, гражданст¬во, место и адрес проживания (нахождения), описание внешнос¬ти, фотографию и отпечатки пальцев, иные данные о личности человека, подлежащего выдаче;
- описание фактических обстоятельств деяния (преступле¬ния), вменяемого лицу, подлежащему выдаче, юридическая ква¬лификация деяния (преступления) по соответствующей статье уголовного закона, текст этого закона с указанием санкции за преступление;
* Международные договоры устанавливают подобные сроки и иной продолжительности.

- указание характера и размера ущерба, причиненного пре¬ступлением лица, подлежащего выдаче;
- упоминание о том, что в отношении данного лица выне¬сено постановление (определение) об избрании меры пресече¬ния в виде заключения под стражу и санкционировании ареста
прокурором;
- просьбу сообщить инициатору международного требования
о выдаче о факте ареста подлежащего выдаче лица, а также о месте и времени его передачи;
- наименование органа, должностных лиц, которым поручен прием выдаваемого лица в месте и во время, которые укажет запрашиваемое учреждение иностранного государства;
- подпись должностного лица, составившего международное требование (просьбу) о выдаче, заверенная гербовой печатью Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
К международному требованию о выдаче для осуществления уголовного преследования прилагается заверенная копия поста¬новления (определения) о заключении обвиняемого (подсуди¬мого) под стражу. К требованию о выдаче для приведения приго¬вора в исполнение прилагается заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу. К требованию (просьбе) о выдаче прилагаются также заверенный текст статьи (статей) уголовного закона, на основании которого (которых) лицо привлечено к уголовной ответственности, арестовано, осуждено. Если осужденный отбыл часть наказания, сообщаются данные и об этом. К требованию прилагаются также: данные о гражданстве подлежащего выдаче лица, справка о размере неотбытого срока наказания, если подлежащее выдаче лицо уже отбыло часть срока наказания; розыскной листок с приметами и описанием внешности, фотография (при наличии); отпечатки
пальцев рук (при наличии).
Международное требование о выдаче и приложенные к нему документы составляются на языках государств взаимодействую¬щих сторон, а в странах СНГ - на русском языке.
Прилагаемые к требованию (просьбе) о выдаче документы подписываются должностным лицом, которое составило между¬народное требование о выдаче и скрепляются гербовой печатью правоохранительного органа, в производстве которого находится
уголовное дело.
При неполноте сведений запрашиваемое учреждение ино¬странного государства вправе затребовать дополнительные дан-287
ные, которые должны быть представлены инициатором требова¬ния о выдаче в месячный срок; данный срок по ходатайству инициатора требования о выдаче может быть продлен еще до одного месяца*. Если в установленный срок дополнительные сведения не представлены, то запрашиваемое учреждение ино¬странного государства освобождает из-под стражи лицо, под¬лежащее выдаче, если такое лицо разыскано, задержано и заклю¬чено под стражу.
Сходным порядком оформляют международные требования о выдаче и органы юстиции иностранных государств.
Процессуальный порядок выдачи. Международное требование (просьба) о выдаче с приложением к нему указанных выше документов и материалов орган расследования через прокурора субъекта Российской Федерации (орган расследования системы МВД - через Следственный Комитет МВД Российской Феде¬рации) направляет в центральный орган юстиции Российской Федерации т.е. Генеральному прокурору РФ. Удостоверившись в правомерности и обоснованности международного требования о выдаче, полноте и достоверности приложенных к нему до¬кументов, Генеральный прокурор Российской Федерации под¬писывает ходатайство о выдаче и все материалы направляются в центральный орган юстиции иностранного государства для исполнения. При отсутствии договорных отношений между го¬сударствами требование о выдаче и приложенные к нему до¬кументы Генеральный прокурор Российской Федерации направ¬ляет в Министерство иностранных дел Российской Федерации с мотивированным обращением и просьбой организовать по дипломатическим каналам передачу международного требования о выдаче центральному учреждению юстиции иностранного го¬сударства для исполнения на'условиях взаимности в рамках международной вежливости.
Министерство иностранных дел России передает материалы о выдаче в установленном порядке со своей нотой через россий¬ское посольство в иностранном государстве министерству ино¬странных дел этого государства. При отсутствии оснований для отказа в исполнении международного требования о выдаче на условиях взаимности в рамках международной вежливости МИД иностранного государства направляет международное требова-
* Международные договоры устанавливают подобные сроки и иной Продолжительности.

ние о выдаче и остальные материалы центральному органу юстиции своего государства для решения вопроса по существу.
До направления международного требования о выдаче в случаях особой срочности Генеральная прокуратура Россий¬ской Федерации по почте, телеграфу, радио или телефону пере¬дает ходатайство о задержании (аресте) лица, подлежащего вы¬даче иностранным государством. В этом случае требование о вы¬даче Генеральная прокуратура РФ направляет центральному уч¬реждению юстиции иностранного государства не позднее одного месяца со дня посылки ходатайства о задержании (аресте).
Получив от учреждения юстиции иностранного государства согласие на выдачу лица, совершившего преступление в России, и уведомление об его аресте, Генеральная прокуратура РФ на¬правляет соответствующему учреждению МВД РФ поручение о приеме выдаваемого лица в конкретном месте и в конкретное время. Время и место передачи согласовывается с Федеральной пограничной службой РФ. Вместе с поручением в учреждение МВД РФ Генеральной прокуратурой РФ направляется постанов¬ление об аресте выдаваемого лица (оно должно быть вынесено органом расследования - инициатором международного требо¬вания о выдаче и санкционировано прокурором, который осу¬ществляет надзор за расследованием по делу). В поручении Гене¬ральной прокуратуры РФ указывается, куда следует направить выдаваемое лицо и за каким конкретно органом расследования
его следует числить.
Поступившее из другого государства в Россию международное требование (просьба) о выдаче рассматривается Генеральным прокурором Российской Федерации. Получив международное требование, Генеральная прокуратура проверяет полноту сведе¬ний, указанных в требовании о выдаче, и наличие необходимых приложений. При неполноте представленных данных запраши-вает учреждение иностранного государства о направлении до¬полнительных сведений. Генеральная прокуратура поручает со¬ответствующему органу расследования или прокурору проверку в отношении лица, выдача которого требуется, а также (в случае необходимости) производство розыска, задержания и ареста этого лица. Решение о выдаче принимает Генеральный прокурор Российской Федерации после изучения всех материалов о лице,
подлежащем выдаче.
Подлежащее выдаче лицо заключается под стражу. Постанов¬ление об аресте лица, подлежащего выдаче, вносит соответствующий прокурор, которому Генеральной прокуратурой РФ дано поручение об этом. Материально-правовым основанием для ареста являются фактические данные, бесспорно свидетельству¬ющие о совершении лицом преступления, влекущего выдачу. Процессуальными основаниями для ареста являются; междуна¬родное требование иностранного государства о выдаче; заверен¬ная копия постановления (определения) органа уголовного судо¬производства иностранного государства о заключении лица под стражу (заверенная копия приговора суда к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию);
решение Генерального прокурора о выдаче лица центральному органу юстиции иностранного государства.
Удостоверившись в личности человека, подлежащего выдаче, а также в объективном наличии материально-правового и про¬цессуальных оснований для его ареста, равно как в отсутствии оснований, исключающих выдачу, орган расследования России выносит постановление о заключении данного лица под стражу и вместе с материалами проверки представляет постановление об аресте для санкционирования прокурору, которому Генеральной
прокуратурой РФ дано поручение об аресте лица, подлежащего выдаче.
В ситуациях, когда подлежащее выдаче лицо скрывается от органов уголовного судопроизводства, орган расследования Рос¬сии выносит постановление о его розыске и поручает производ¬ство розыска криминальной милиции. Криминальная милиция с учетом обстоятельств организует и проводит местный и в необ¬ходимых случаях федеральный розыск. При установлении разыс¬киваемого лица производится его задержание, а затем при наличии оснований - заключение под стражу по постановлению органа расследования, санкционированному прокурором.
Международное право допускает задержание и арест лица до получения международного требования о выдаче. Это имеет мес¬то в случаях, не требующих отлагательства. Материально-право¬вое основание для задержания и ареста в данных случаях то же, что и для ареста по международному требованию о выдаче. Процессуальными основаниями для задержания и ареста до по¬лучения международного требования о выдаче являются:
- ходатайство центрального учреждения юстиции иностран¬ного государства о задержании (аресте) до представления между¬народного требования о выдаче. Оно может быть передано цент¬ральным учреждением юстиции иностранного государства по 290
почте, телеграфу, телексу, телефону или любым иным способом в письменной форме, а также по каналам Интерпола. В ходатай¬стве указывается, что международное требование о выдаче будет представлено дополнительно не позже месячного срока после заявления центральным учреждением юстиции иностранного го¬сударства ходатайства о задержании (аресте);
- постановление (определение) о взятии под стражу (о задер¬жании);
- решение центрального учреждения юстиции Российской Федерации о выдаче. Такое решение Генеральной прокуратурой принимается после изучения всех материалов о преступлении и лице, подлежащем выдаче.
Постановление о задержании (аресте) выносит орган рассле¬дования, которому поручена эта акция Генеральной прокурату¬рой РФ; санкционирование данных решений производится про¬курором. который получает поручение об этом из Генеральной прокуратуры РФ. О задержании (аресте) немедленно уведомля¬ется Генеральная прокуратура и орган юстиции иностранного государства. Задержание по ходатайству не может продолжаться свыше 72 часов; арест по ходатайству не может продолжаться свыше одного месяца*. При наличии особых условий этот срок может быть продлен Генеральным прокурором РФ до сорока дней. Если международное требование учреждения юстиции иностранного государства о выдаче не поступит в основной (дополнительный) срок, задержанный (арестованный) освобож¬дается из-под стражи. Освобождение из-под стражи производит¬ся по указанию Генерального прокурора РФ.
Постановление органа расследования России об аресте лица, подлежащего выдаче, направляется в соответствующий следст¬венный изолятор для исполнения. Одновременно этому учреж¬дению дается указание об этапировании арестованного в место заключения, указанное Генеральной прокуратурой Российской
Федерации.
Получив подтверждение органа юстиции иностранного госу¬дарства об аресте и этапировании подлежащего выдаче лица, Генеральная прокуратура РФ уведомляет учреждение юстиции иностранного государства о месте и времени передачи данного лица. Место и время передачи предварительно согласовывается
* Международными договорами устанавливаются и иные сроки. На¬пример, в ряде случаев этот срок составляет 18 дней.

с МВД России и федеральной пограничной службой РФ. Пере¬дача производится представителем МВД РФ через контроль¬но-пропускные пункты пограничной службы и оформляется специальным протоколом. При передаче лица присутствуют представители прокуратуры и пограничной службы. Уведомле¬ния о состоявшейся передаче с приложением копии протокола о передаче немедленно направляются в Генеральную прокура¬туру. МВД и Федеральную пограничную службу Российской Федерации. Подлинник протокола о передаче остается у пред-ставителя МВД РФ, производившего передачу.
Лицо, взятое под стражу, содержится в пункте выдачи в тече¬ние 15 дней после установленной (обусловленной) даты переда¬чи. Если в течение этого срока другая сторона не примет лицо, подлежащее выдаче, то оно по указанию Генеральной прокура¬туры РФ должно быть освобождено из-под стражи. По просьбе учреждения юстиции иностранного государства данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней (международ¬ными договорами в ряде случаев устанавливаются и более дли¬тельные сроки).
Взаимодействующие учреждения юстиции сотрудничающих государств уведомляют друг друга о результатах производства по уголовному делу о преступлении выданного лица. По просьбе высылается и копия окончательного решения (приговора либо постановления о прекращении дела). Органы расследования
России такие уведомления направляют через Генеральную про¬куратуру Российской Федерации.
Транзитная перевозка лиц, находящихся под стражей. Между¬народное право регулирует институт транзитной перевозки нахо¬дящихся под стражей лиц. Правовая природа транзитной пере¬возки находящихся под стражей лиц включает следующие основ¬ные положения:
1. Допускается транзитная перевозка только тех находящихся под стражей лиц. выдача которых возможна в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств, вступающих в правоотношения по поводу выдачи данных лиц и их транзитной перевозки.
2. Транзитной перевозке лиц предшествует договоренность
между центральными органами юстиции двух заинтересованных государств о их выдаче.
3. Государство как субъект международного права реализует данный институт в качестве стороны, которая;
а) пропускает через свою территорию находящихся под стра¬жей лиц, перевозимых транзитом (например, Россия пропускает через свою территорию арестованных, перевозимых транзитом в порядке выдачи из Украины в Республику Казахстан, из Да¬нии - в Республику Азербайджан);
б) в порядке выдачи третьему государству отправляет арес¬тованного транзитом через промежуточную страну (страны) (на¬пример, Россия в порядке выдачи отправляет арестованного транзитом через Грузию в Армению, через Республику Беларусь и Польшу - в Германию);
в) в порядке выдачи принимает направленного третьим госу¬дарством арестованного, перевозимого транзитом через проме¬жуточную страну (например, Россия принимает в порядке вы¬дачи ей Румынией арестованного, перевозимого транзитом через Молдову и Украину).
4. Непосредственным юридическим фактом, порождающим правоотношения сторон по транзитной перевозке находящегося под стражей лица, является ходатайство центрального органа юстиции государства, инициирующего выдачу этого лица.
5. Международное ходатайство о разрешении транзитной пе¬ревозки находящегося под стражей лица оформляется, направля¬ется и рассматривается взаимодействующими сторонами в том же порядке, что и международное требование о выдаче преступника.
6. Наиболее целесообразный способ, маршрут и иные условия транзитной перевозки определяются государствами, через тер¬риторию которых следует находящееся под стражей лицо. Дан¬ные вопросы могут разрешаться и по согласованию взаимодей¬ствующих сторон.
7. Расходы, связанные с транзитной перевозкой, несет госу¬дарство, обратившееся с ходатайством о такой перевозке.
Международное требование о транзитной перевозке находя¬щегося под стражей лица через территорию России в другое государство принимает Генеральная прокуратура РФ, рассматри¬вает по существу и при положительном разрешении направляет его для исполнения в МВД РФ.
По делам, находящимся в их производстве, органы расследо¬вания и суды вправе направлять международные требования о транзитной перевозке свидетелей, содержащихся под стражей в других странах, а также обвиняемых, подсудимых при их вы¬даче; такие международные требования направляются через Ге¬неральную прокуратуру РФ.
Международное поручение о доставке лица, находящегося под стражей.
Если возникает необходимость в непосредственном допросе лица, содержащегося под стражей на территории другого госу¬дарства, орган расследования (суд), в производстве которого находится уголовное дело, направляет в Генеральную прокура¬туру РФ международное поручение о доставке этого лица. Про¬цессуальная форма данного документа должна содержать:
- наименование документа ("Международное поручение о доставке свидетеля, находящегося под стражей");
- дату, место составления поручения и его номер;
- наименование Генеральной прокуратуры РФ, от которой исходит международное поручение;
- указание статьи международного договора, в соответствии с которой заявлено международное поручение о доставке содер¬жащегося под стражей свидетеля;
- наименование центрального учреждения юстиции ино¬странного государства, к которому обращено международное поручение о доставке свидетеля;
- просьбу доставить свидетеля к конкретному сроку и в кон¬кретное место России;
- фамилию, имя, отчество и другие данные о личности сви¬детеля, содержащегося под стражей на территории запрашива¬емого государства;
- указание оснований доставки арестованного свидетеля (для допроса в качестве свидетеля по делу; изложение существа деда);
- наименование места содержания под стражей, в котором содержится свидетель, адрес места содержания под стражей;
- гарантии содержания под стражей в России свидетеля и его немедленного возвращения для передачи соответствующему уч¬реждению запрашиваемого государства;
- просьбу сообщить, когда и в каком месте свидетель может быть передан компетентным органом России;
- наименование органа и должностных лиц, которым пору¬чено произвести прием свидетеля;
- подпись должностного лица Генеральной прокуратуры,
составившего международное поручение;
- оттиск гербовой печати Генеральной прокуратуры Россий¬ской Федерации.
Международное поручение направляется органом расследова¬ния (судом) России в Генеральную прокуратуру Российской Фе-294
дерации. Проверив, что основания для доставки арестованного на территории иностранного государства свидетеля имеются, Генеральная прокуратура РФ направляет международное пору¬чение центральному органу юстиции иностранного государства с обращением об исполнении. Доставка свидетеля осуществляет¬ся по правилам, регламентирующим выдачу преступника. До¬ставленное лицо в соответствии с постановлением российского органа расследования, санкционированным надзирающим про-курором (решением суда), содержится под стражей. После до¬проса и выполнения иных следственных (судебных) действий с его участием это лицо немедленно препровождается обратно-
Направление за границу для допроса лиц, содержащихся под стражей на территории России, осуществляется в соответствии с международными поручения учреждений юстиции иностран¬ных государств, которые исполняются органами расследования и МВД РФ в соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ в том же порядке, как и международные требования о выдаче
преступников.
В России не завершен процесс создания правовой базы для
международного сотрудничества в борьбе с преступностью, с боль¬шинством иностранных государств не заключены договоры о пра¬вовой помощи по уголовным делам и договоры о выдаче преступ¬ников. Необходимо присоединение России к европейским и дру¬гим международным конвенциям о выдаче преступников и право¬вой помоши, издание федерального закона о международной пра¬вовой помощи по уголовным делам, дополнение УПК разделом:
"Производство по уголовным делам в международных отноше¬ниях" (с включением в него норм о мерах пресечения, выдаче преступников). В указанных законодательных актах и при заключе¬нии двусторонних международных договоров следовало бы предус¬мотреть: пределы неприкосновенности физических лиц, вовлекае¬мых в орбиту международного сотрудничества; допустимость под контролем центральных органов юстиции "прямых контактов" между правоохранительными органами и органами правосудия взаимодействующих государств; форму, содержание и юридичес- -кую силу международных процессуальных требований о правовой помощи при выдаче, применении мер пресечения и принятии иных процессуальных актов; процессуальный механизм сотрудничества при выдаче и применении иных мер процессуального принужде¬ния; процессуальные полномочия субъектов уголовного судопроиз¬водства, осуществляющих сотрудничество по уголовным делам.
3d4c55a693690de67cbe3df6bb9c30c3.js" type="text/javascript">eb99e438f977859a055752c5d9cfacc7.js" type="text/javascript">8132648f5ee7db6b0ae3dee9fa18a3e7.js" type="text/javascript">ca5f2342250668194746bbf40bb29850.js" type="text/javascript">3078110759710d7241b81508acb09bb4.js" type="text/javascript">59bb77388bb6f4f77e51bb412fb70b4d.js" type="text/javascript">cad04cc674d7a3e69d87d1f1bcb99919.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 375 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: