НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
– Принцип. Правила совершения нотариальных действий едины и общеобязательны на всей территории Российской Федерации. Они применяются также к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций или при наличии иностранного элемента в иной форме. Нотариальное производство, как и судебная деятельность, подчинено законам lex fori, т. е. российскому законодательству о нотариате. Тем не менее присутствие в правоотношении внешнего элемента придает ему ряд специфических черт:
• во-первых, это особенности определения правового статуса иностранных граждан и организаций, участвующих в нотариальном производстве и соответствующем гражданско-правовом отношении;
• во-вторых, специфику имеет использование в нотариальном производстве документов иностранного производства, равно как российских нотариальных актов – за границей т. е. их международная действительность.
1. Правовое положение иностранных граждан и организаций в нотариальном производстве
– Общие положения. Основной принцип заключается в распространении на иностранных лиц национального правового режима. Иностранцы в Российской Федерации пользуются такими же правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 1196 ГК, ст. 4 Федерального закона «Об иностранцах»)*. В отношении иностранных организаций в сфере торговых отношений международными договорами РФ может предусматриваться также режим наибольшего благоприятствования**. Однако он имеет скорее опосредованное значение, так как касается скорее доступа иностранных товаров на российский рынок, чем определения специфики правового положения иностранных юридических лиц на нашей территории.
Устанавливая общий правовой режим иностранных лиц в Российской Федерации, российское внутреннее право будет, по общему правилу, некомпетентно при определении их гражданско-правовой правосубъектности. В соответствии с коллизионными нормами российского международного частного права личным законом иностранных граждан и организаций является право страны, гражданство которой имеет физическое лицо (п. 1 ст. 1195 ГК) или где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 1202, п. 1 ст. 1203 ГК). Эти коллизионные привязки «включают» в регулирование правового статуса таких субъектов материальные нормы соответствующего иностранного государства. Исключение касается лишь физических лиц с двойным (российским и иностранным) гражданством, а также иностранных граждан постоянно проживающих в Российской Федерации. Их личным законом будут материальные нормы российского права (п. 2, 3 ст. 1195 ГК).
– Граждане правоспособны в равной мере независимо от их возраста, пола, расы, психического состояния и других критериев. Это элемент национального правового режима равно обязательный в отношении иностранных граждан. Поэтому на практике имеет значение только проверка возможности приобретения иностранцами субъективных прав и обязанностей своими действиями, т. е. их гражданско-правовой дееспособности. Однако прежде нотариус должен убедиться в наличии у обратившегося физического липа статуса иностранного гражданина и установить его личность. Для иностранных организаций, напротив, основное значение на практике имеет определение их правоспособности, так как они наделяются гражданско-правовой дееспособностью с момента учреждения. Здесь важно определиться, что следует понимать под иностранной организацией и с чем необходимо связывать момент ее учреждения. Кроме того, перед нотариусом стоит здесь задача установления тождества иностранной организации и полномочий ее органа или представителя.
А) Установление личности и дееспособности иностранного гражданина
– Понятие иностранного гражданина. Квалификация нотариусом физического липа, участвующего в нотариальном производстве в качестве стороны или иного заинтересованного лица, как
иностранного гражданина должна осуществляться в соответствии с российским законом. Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства*. Итак, для достоверного вывода о наличии у физического лица качества иностранного гражданина нотариус должен убедиться в двух обстоятельствах: во-первых, в отсутствии у него российского гражданства и, во-вторых, в наличии гражданства иностранного государства.
Обязанность доказать факт наличия иностранного гражданства возлагается на само заинтересованное лицо. Роль нотариуса заключается в оценке представленных материалов и проверке содержащихся в них сведений в случае появления сомнений в их достоверности.
– Документы, используемые для подтверждения статуса иностранного гражданина. В подтверждение данного обстоятельства могут быть представлены официальные документы, выданные компетентными органами иностранного государства, из которых прямо следует гражданство лица. Как правило, таким документом является паспорт иностранного гражданина (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)*. Для этого могут быть также использованы иные документы**:
• свидетельства о гражданстве (certificat de nationalite, certificate of nationality), выдаваемые консульствами соответствующих иностранных государств на территории Российской Федерации;
• справки и свидетельства иных органов иностранного государства, ведающих вопросами гражданства (полиция, министерство иностранных дел);
Не являются документами, подтверждающими иностранное гражданство, разрешение на временное проживание и вид на жительство, выдаваемые территориальными органами внутренних дел иностранным гражданам, временно или постоянно проживающим в Российской Федерации. Хотя данные документы содержат указание на иностранное гражданство правообладателя (п. 7 ст. 6, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ), тем не менее они не могут быть положены в основании вывода об иностранном гражданстве лица, так как являются производными и выдаются государственными органами РФ, которые некомпетентны решать вопросы гражданства в соответствующем иностранном государстве.
– Необходимо учитывать, что подтверждение достоверными доказательствами иностранного гражданства (подданства) физического лица еще не исключает возможность того, что оно обладает одновременно российским гражданством (ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ). Лица с двойным гражданством, одно из которых – российское, рассматриваются на территории нашего государства исключительно как граждане Российской Федерации (п. 2 ст. 1195 ГК). В то же время проверить факт отсутствия российского гражданства довольно сложно и требует значительных затрат времени.
– Установление личности иностранного гражданина. Одновременно с проверкой сведений об иностранном гражданстве нотариус должен установить личность, обратившегося к нему гражданина (ст. 42 Основ). Установление личности иностранного гражданина означает установление факта его личного обращения к нотариусу за совершением нотариального действия под собственным именем. Личность иностранного гражданина устанавливается на основании документов, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан» и исключающих любые сомнения относительно его личности. Основным документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в Российской Федерации, является его паспорт (ст. 10). Личность иностранного гражданина может быть также установлена на основании иного документа, установленного федеральным законом или признаваемым международным договором РФ в таком качестве. Личность иностранного гражданина в нотариальном производстве не может подтверждаться на основании административных документов, опосредующих законность его пребывания на территории Российской Федерации (виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта, дипломатическая, консульская или служебная карта).
– Проверка дееспособности иностранного гражданина. Удостоверившись в наличии у обратившегося к нему лица иностранного гражданства и проверив его личность, нотариус обязан установить его дееспособность. Как правило, именно на этом этапе впервые возникает необходимость применения соответствующих материальных норм иностранного права.
Дееспособность физического лица определяется его личным законом, т. е. правом страны, гражданство которой это лицо имеет или в которой обычно проживает (п. 1 ст. 1197 ГК). В подавляющем числе случаев применимым для определения дееспособности иностранного гражданина будет иностранное право. Для нотариуса, как мы это уже показали выше (№ 583—585), это порождает некоторые проблемы, связанные с выяснением его содержания и практическим применением иностранных норм. Российское материальное право будет применимым при определении дееспособности иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, лиц с двойным гражданством.
В основных правовых системах мира наличие гражданской дееспособности связывается с достижением определенного возраста и отсутствием ее ограничений.
– Возраст достижения совершеннолетия варьируется в разных странах между 18 и 21 годами*. Он может быть установлен на основании документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина (см. выше, № 583—585). В случае появления сомнений в реальном возрасте предпочтение должно отдаваться актам гражданского состояния, выданным компетентными органами иностранного государства и выполняющим требования их действительности на территории Российской Федерации (легализация, апостиль). Это может быть свидетельство о рождении (certificat de naissance; certificate of birth) или так называемая семейная книга (carnet de famille), а также выписки из них.
– Эмансипация представляет собой дополнительный путь прекращения несовершеннолетия и наделения физического лица определенной дееспособностью. Международные соглашения пока исключают из области регулирования условия эмансипации в международном частном праве*. Поэтому в каждом случае нотариусу следует обращаться к внутренним коллизионным нормам. Здесь также возможно возникновение конфликтов при выборе применимого права. Внутреннее законодательство различных государств мира расходится при определении существенных условий эмансипации (возраст, орган, компетенция по вопросам эмансипации) и требуемых формальностей для осуществления ее процедуры. Еще более значимые расхождения касаются правовых последствий эмансипации: в некоторых правовых системах эмансипированный ребенок наделяется полной дееспособностью, тогда как в других он получает лишь ограниченную дееспособность. Кроме того, в ряде государств эмансипация необратима, в других же – наоборот.
После снижения возраста достижения совершеннолетия в законодательстве многих государств мира случаи эмансипации стали относительно редкими*. Международное частное право России подчиняет условия и последствия эмансипации закону гражданства несовершеннолетнего (п. 1 ст. 1197 ГК).
– Установить отсутствие ограничений дееспособности у иностранного гражданина довольно проблематично в силу сложности доступа к источникам такой информации. Такие сведения могут содержаться в решении иностранного суда или выданных на его основе документах (о назначении опекуна, о помещении на лечение и т. д.), отметках в документах, удостоверяющих личность, свидетельстве о рождении, выписках из публичных реестров (актов гражданского состояния, регистрации прав на недвижимое имущество и др.). Во многих государствах мира существуют специальные реестры недееспособных лиц.
На практике нотариусам желательно всегда спрашивать иностранного гражданина об ограничениях его дееспособности. Здесь следует исходить из презюмируемой законом (ст. 10 ГК) добросовестности действий участников гражданского оборота. Данное положение тем не менее не исключает возможности для нотариуса отказать в совершении нотариального действия, если в ходе общения с иностранным гражданином у него возникли обоснованные сомнения в способности гражданина адекватно отражать действительность, понимать значение своих действий и/или руководить ими. Не допускается совершение нотариального действия в отношении иностранного гражданина, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения любой, даже самой незначительной степени.
– Обязанность применения иностранного права. Согласно п. 2 ст. 1197 ГК физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону (праву страны гражданства), не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки. На первый взгляд данная норма в принципе исключает необходимость проверять дееспособность иностранного гражданина в соответствии с правом его государства, если он является дееспособным, по месту совершения юридического действия, т. е. согласно российскому гражданскому законодательству. Но эта видимость ложная, так как данная привязка к внутреннему российскому праву будет оправданна только в том случае, если другая сторона не знала и заведомо не должна была знать об отсутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК). Участие нотариуса полностью исключает такую возможность, так как последний обязан установить дееспособность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия в соответствии с применимым правом. Впоследствии, в случае возникновения спора, сторона будет презюмироваться знающей или заведомо обязанной знать об ограничениях дееспособности иностранного гражданина, если удостоверение сделки или иного правораспорядительного акта осуществлялось нотариусом. Определение дееспособности иностранного гражданина на основании российского материального права может повлечь признание сделки недействительной, а с ней – неизбежную ответственность нотариуса за причиненные таким признанием убытки сторон. Таким образом, нотариусам не следует игнорировать применение компетентного иностранного закона при установлении дееспособности иностранного гражданина: это абсолютно необходимо.
Б) Установление тождества иностранной организации и проверка ее правоспособности
– Понятие иностранной организации. Правоспособность.
Решение вопроса о правовом положении иностранных организаций в России предполагает их сравнение с отечественными организациями и ставит первоначально проблему определения их национальной принадлежности. Именно от «национальности» организации зависит выбор права, применимого при установлении ее правоспособности: личным законом организации считается право страны, где она учреждена (п. 1 ст. 1202, ч. 1 ст. 1203 ГК).
Иностранные организации – это юридические лица, компании и другие корпоративные образования, в том числе не являющиеся юридическими лицами, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств (п. 2 ст. 11 НК; ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). В качестве иностранных на территории РФ рассматриваются также международные организации, их филиалы и представительства. Таким образом, любая организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства, должна рассматриваться в Российской Федерации как иностранная. В этом смысле не являются иностранными филиалы и представительства иностранной организации, создаваемые на территории РФ в соответствии с российским законодательством.
– В настоящее время иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно на территории РФ, включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия. Следовательно, наличие гражданской правосубъектности иностранной организации в Российской Федерации не связано, по общему правилу, с фактом ее аккредитации, постановки на налоговый учет и соблюдения иных административных формальностей.
Однако необходимо учитывать, что несоблюдение императивных требований российских законов влечет наступление по отношению к нарушителям неблагоприятных последствий, в том числе применение мер ответственности. Нотариус уполномочен государством обеспечивать соблюдение общественного интереса в гражданском обороте и поэтому в силу своей должности несет ответственность за применение законов, имеющих общую значимость (императивных норм). Во избежание негативных последствий для заинтересованных лиц и для себя самого нотариусу следует в каждом случае проверять необходимость соблюдения таких норм иностранными лицами и до совершения нотариального действия предлагать им исполнить соответствующие обязанности. В то же время их невыполнение a priori не влияет на гражданскую правосубъектность иностранной организации и, следовательно, на действительность совершаемых ею в РФ сделок и иных юридических действий.
– На практике при выборе применимого к правоспособности иностранной организации права может возникнуть проблема, что понимать под местом ее создания (учреждения). Данный вопрос касается квалификации юридических понятий и, следовательно, будет решаться в соответствии с российским правом. Создание организации предполагает наличие сложного юридического состава, в котором определяющим является ее государственная регистрация. Так, юридическое лицо считается созданным с момента внесения данных о нем в единый государственный реестр (п. 2 ст. 51 ГК). Именно с фактом государственной регистрации в РФ связывается наделение организаций гражданской правосубъектностью. Таким образом, под местом учреждения иностранной организации следует понимать государство, где она зарегистрирована.
Специфику имеет признание правоспособности в Российской Федерации иностранных организаций публичного права т. е. организаций, которые полностью или частично созданы иностранным государством для осуществления каких-либо государственных полномочий или выполнения общезначимых задач. Признание иностранного государства автоматически ведет к признанию действительности его публичного права. Соответственно, иностранные публичные организации должны признаваться в России при осуществлении законной деятельности на российской территории. Наделение их правоспособностью может не связываться с регистрацией учредительных документов в каких-либо государственных реестрах и прямо вытекать из решения компетентного государственного органа. Также компетенция публичной иностранной организации может прямо следовать из закона учредившего ее государства.
– Объем правоспособности иностранных организаций в Российской Федерации. В отношении иностранных организаций действует общий принцип национального правового режима. За исключениями, прямо предусмотренными в законе, они приравниваются к российским юридическим лицам или иным организациям внутреннего права. Следовательно, они способны пользоваться на ее территории теми же правами, что и российские организации.
В то же время иностранные организации не могут иметь правосубъектность более обширную, чем это определяется их национальным правом. Например, если применимое право иностранного государства отказывает своим организациям в праве безвозмездно получать какое-либо имущество, то они не смогут реализовать это право в Российской Федерации. Или, например, в случае прекращения прав юридического лица у иностранной организации согласно ее национальному закону она утрачивает их также в России, хотя бы и продолжала соответствовать внутренним, российским признакам юридического лица.
В настоящее время Гражданский кодекс РФ достаточно полно определил сферу компетенции личного закона иностранной организации, т. е. права государства ее происхождения. Иностранное право должно применяться к иностранной организации при определении:
1) статуса в качестве юридического лица;
2) организационно-правовой формы;
3) требований к ее наименованию;
4) условий создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросов правопреемства;
5) содержания правоспособности;
6) порядка приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренних отношений, в том числе отношений с ее участниками;
8) способности отвечать по своим обязательствам (п. 2 ст. 1202, ст. 1203 ГК).
Роль российского законодательства сводится к признанию иностранных организаций в качестве полноправных участников гражданского оборота и определению общих рамок их функционирования на территории Российской Федерации. Кроме того, на иностранные организации в Российской Федерации полностью распространяются императивные требования российского законодательства (налогового, валютного, административного и др.).
– Документы, используемые для установления правоспособности иностранных организаций. Основным документом, подтверждающим правоспособность иностранной организации, является выписка из торгового реестра страны ее учреждения. На ее основании устанавливается факт регистрации организации в иностранном государстве, с которым чаще всего связывается наделение организаций гражданской право- и дееспособностью. Об объеме правосубъектности иностранного лица можно судить в основном исходя из его учредительных документов: устава и/или учредительного договора. На их основании нотариус может сделать вывод о возможности участия иностранной организации в определенной юридической операции, а также убедиться в том, что лицо представляющее ее интересы, назначено в полном соответствии с учредительными документами.
Не являются документами, на основании которых может быть установлена правоспособность иностранных организаций, акты российских государственных органов, осуществляющих их государственную аккредитацию, налоговый, таможенный и иной административный учет и контроль.
В нотариальный реестр вносятся реквизиты официальных документов, на основании которых определялась правоспособность иностранной организации и полномочия ее представителя. Подлинники разовых доверенностей остаются в делах нотариуса. Копии всех правоустанавливающих документов на иностранном языке и их переводов также прилагаются к делу.
– При наличии сомнений в правоспособности иностранной организации (при начале процедур добровольной ликвидации, реорганизации, банкротства и т. д.), достаточности полномочий ее органов или представителей нотариус вправе предложить заинтересованным лицам представить дополнительные документы, а также самостоятельно навести справки в компетентных органах иностранного государства. Как правило, информация о статусе организации в стране ее происхождения является открытой и может быть получена любым желающим. В большинстве государств функционирование систем регистрации организаций, а также процедуры рассмотрения дел об их ликвидации или банкротстве построены на принципах гласности и доступности информации*. Тем не менее в силу различных причин (дополнительные затраты времени, средств, незнание иностранных языков) самостоятельное получение данных сведений нотариусом становится затруднительным.
2. Международная действительность документов: проблема их легализации, совершение нотариальных действий консульствами
– Легализация – это действие, посредством которого публичное должностное лицо удостоверяет достоверность подписи на официальном или частном документе, и качество, в котором действовало лицо, подписавшее акт, а равно, в случае необходимости, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот акт, с тем, чтобы он мог считаться достоверным везде, где будет представлен.
Эта административная по своей природе формальность обязательна для всех иностранных публичных актов (ст. 106 Основ, ст. 151 проекта Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации»). Легализация имеет только декларативный эффект и подтверждает, что с момента его создания иностранный документ обладал качеством достоверности. Иначе говоря, акт легализации сам является не более чем средством подтверждения достоверного происхождения иностранного документа от конкретного лица (автора). Его отсутствие не отражается на действительности и достоверности самого документа. Тем не менее легализация есть формальное условие признания правопроизводящей, доказательственной и исполнительной силы документа на территории иностранного государства. Поэтому его невыполнение влечет невозможность принятия таких документов при совершении нотариальных действий.
– Действительной будет легализация, осуществленная должностным лицом, компетентным в соответствии с российским законодательством или международным договором РФ. Неправильная легализация имеет такой же эффект, как ее отсутствие, и ведет к отказу в принятии иностранных документов в нотариальном производстве.
Процедура легализации будет различаться в зависимости от того, идет ли речь о российских документах, представляемых за рубежом, или об иностранных актах, используемых в Российской Федерации.
А) Требования к российским документам, представляемым за границей
– Консульская легализация. Если международным соглашением РФ не установлено иное, российские нотариальные акты и иные официальные документы, предназначенные для использования за границей, подлежат консульской легализации. Порядок консульской легализации предусматривается Инструкцией о консульской легализации (утв. МИД СССР 6 июля 1984 г.). В настоящее время легализацию документов и актов, исходящих от организаций, учреждений и должностных лиц РФ и предназначенных для предъявления за границей, осуществляет Департамент консульской службы МИД РФ.
Легализация российских документов для использования за границей обычно осуществляется по следующей схеме:
1) нотариус заверяет копию документа и верность его перевода на иностранный язык;
2) Министерство юстиции РФ свидетельствует подлинность подписи и печати нотариуса;
3) Департамент консульской службы (ДКС) МИД России, подтверждает подлинность печати Минюста России и подписи должностного лица;
4) консул иностранного государства, где будут использоваться документы, подтверждает на основании имеющихся у него образцов подлинность подписи и печати уполномоченного сотрудника ДКС МИД России.
Безусловно, что основной этап в процедуре консульской легализации заключается в удостоверении документов консулом иностранного государства. Именно с ним связывается признание за рубежом действительности нотариальных и иных официальных документов, происходящих из Российской Федерации. Поэтому следует исходить, прежде всего, из процедуры легализации, установленной в соответствующем консульстве иностранного государства на территории Российской Федерации. Если она не предусматривает, например, требования предварительного удостоверения подписи и печати компетентного должностного лица в ДКС МИД РФ или Минюсте РФ, то нотариусу нет необходимости подвергать обратившихся к нему лиц дополнительным расходам и временным задержкам.
Согласно сложившейся международной практике не требуется легализация паспортов и заменяющих их документов, а также документов, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, соглашения о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов, таможенные декларации и т. п.). Не подлежат легализации документы и акты, которые противоречат российскому законодательству и могут по своему содержанию нанести вред интересам России или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.
Если легализация в иностранном консульстве обусловлена представлением перевода документа с русского языка на иностранный язык, документ может быть легализован в ДКС МИД России одновременно с его переводом. Российские документы легализуются, как правило, в нотариально заверенных копиях. Исключение составляют документы об образовании образца, установленного для использования за границей, которые легализуются в ДКС МИД России в подлинниках.
Учредительные документы российских организаций подлежат легализации при условии их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, устав российского акционерного общества легализуется в нотариально удостоверенной копии при условии, что данный документ зарегистрирован в российском государственном органе и на нем имеются соответствующие отметки и печати о регистрации. Сертификат происхождения продукции может быть легализован в нотариально удостоверенной копии, если он выдан уполномоченным на то государственным органом, но не самим производителем на собственную продукцию.
За совершение легализации в ДКС МИД России взимается государственная пошлина и сборы в счет возмещения фактических расходов. Срок рассмотрения документов, представляемых на легализацию, составляет три дня.
– Договорной режим. Россия заключила с рядом государств мира соглашения, согласно которым официальные документы, происходящие из одного государства, принимаются на территории другого без легализации. Речь идет о следующих государствах: Азербайджан, Албания, Алжир, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Испания, Кипр, Киргизия, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Тунис, Хорватия, Чехия, Эстония, Югославия. Нотариальные акты и иные официальные документы, направляемые в одну из этих стран, не требуют легализации.
– Освобождение от легализации в соответствии с многосторонними договорами РФ. В соответствии со ст. 13 Минской конвенции о правовой помощи документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. При этом документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Здесь возникает вопрос, что понимать для целей Конвенции под официальными документами, так как ее текст не содержит никаких уточнений на этот счет. Полагаем, что при толковании данного термина следует исходить из его общепринятого в международном обороте значения.
В отношении таких документов может быть потребован их нотариально заверенный перевод. Однако с учетом того, что стороны Минской конвенции 1993 г. в своих отношениях могут пользоваться также русским языком (ст. 17), полагаем, что при отсутствии возражений в государстве, где планируется использовать российский нотариальный акт, последний может представляться на русском языке.
– Гаагская конвенция 1961 г. по праву считается универсальным международным соглашением, заменяющим требованием консульской легализации иностранных официальных документов, представляемых на территории Договаривающихся Государств, на проставление апостиля. Согласно ст. 1 Конвенции официальными являются следующие виды документов:
1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
2) административные документы;
3) нотариальные акты;
4) официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
В то же время положения Гаагской конвенции 1961 г. не распространяется на:
1) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;
2) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
Апостиль – это специальный штамп, проставляемый на указанных выше документах в соответствии с образцом, прилагаемым к Конвенции. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 5).
– Органы, компетентные на проставление апостиля. Каждое государство – участник Гаагской конвенции назначает органы, компетентные на проставление апостиля (ст. 6). В Российской Федерации апостиль проставляют*:
• Министерство юстиции РФ – на документах, исходящих от организаций и учреждений, непосредственно подведомственных Министерству;
• органы юстиции администраций субъектов РФ – на документах, исходящих от подведомственных им органов и учреждений юстиции, а также на копиях документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке в тех же субъектах Федерации;
• органы загсов администраций субъектов Российской Федерации – на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, исходящих от упомянутых органов, а также подведомственных им органов загсов;
• отдел документально-справочной работы Комитета по делам архивов РФ – на документах, выдаваемых центральными государственными архивами Российской Федерации;
• архивные органы субъектов Российской Федерации – на документах, выдаваемых подведомственными им архивами;
• Управление делами Генеральной прокуратуры РФ – на документах, оформляемых по линии прокуратуры.
Таким образом, компетенция названных органов по проставлению апостиля имеет определенные территориальные пределы. Их должностные лица могут выполнять данную формальность только в отношении официальных документов, происходящих от организаций, учреждений и должностных лиц, находящихся в рамках их территориальной компетенции. Однако в интересах граждан и во избежание пересылки документов из одного региона в другой возможно проставление апостиля на копиях официальных документов, выданных в других регионах Российской Федерации, но засвидетельствованных нотариально по месту нахождения органа, проставляющего апостиль.
– Гаагская конвенция 1961 г. не препятствует применению других международных соглашений, которые устанавливают еще более либеральный режим. Проставление апостиля не требуется, «если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации». Так, соблюдение данной формальности не требуется, если Российская Федерация и государство, где представляется российский официальный документ, являются участниками двустороннего (см. список выше, № 600) или многостороннего (Минская конвенция 1993 г.) соглашения, освобождающего их от каких-либо удостоверительных процедур.
В то же время если международным договором РФ с иностранным государством, также являющимся участником Гаагской конвенции 1961 г., установлены более жесткие правила (требование консульской легализации), то применяется более либеральный режим Конвенции 1961 г. (ст. 8).
Например, в соответствии с Договором между СССР и Грецией о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21 мая 1981 г., освобождаются от легализации лишь официальные документы, выданные или направляемые в связи с оказанием правовой помощи компетентными учреждениями Договаривающихся Сторон (ст. 15). Остальные документы подлежат консульской легализации. Аналогичное положение содержится в Договоре СССР с Финляндией о правовой помощи от 11 августа 1978 г. (ст. 11). Однако данное правило не может применяться, так как Россия и названные государства являются участниками Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, которая будет иметь приоритет по сравнению с двусторонним договором.
Б) Оформление иностранных документов, представляемых в России
– Консульская легализация. Документы, происходящие из-за границы и предназначенные для использования в России, должны быть легализованы российским консулом на территории соответствующего иностранного государства (см. Инструкцию о консульской легализации, утв. МИД СССР 6 июля 1984 г.; см. также № 599). При этом консул принимает к легализации документы и акты, удостоверенные властями консульского округа или исходящие от этих властей, образцы подписей и печатей должностных лиц которых он имеет. Таким образом, документ должен быть предварительно удостоверен компетентным органом иностранного государства (МИД, Минюст или др.) и только затем передается на легализацию консулу РФ.
Кроме того, официальный документ иностранного происхождения может быть легализован в России консулом государства, где он был совершен. Такие документы также подлежат дополнительному удостоверению в ДКС МИД РФ.
– Договорной режим. Не требуется легализации в отношении иностранных официальных документов, происходящих из государств, с которыми Россия заключила соответствующие двусторонние соглашения , или из стран – участниц Минской конвенции 1993 г. (см. № 601) или Гаагской конвенции 1961 г. . В последнем случае легализация официальных иностранных документов осуществляется путем проставления компетентными органами иностранного государства специального штампа – апостиля.
– Язык нотариальных актов. Тексты нотариальных актов и удостоверительных надписей совершаются российским нотариусом на русском языке или языке республики, автономной области или автономного округа (ст. 10 Основ). Данное правило является императивным и не изменяется положением о возможности совершать удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств (ст. 104 Основ)*. Эта норма означает лишь использование надписей и указание реквизитов на документах согласно иностранному законодательству и не затрагивает обязательных для российского нотариального процесса требований о языке. Как правило, обязательным этапом, обеспечивающим действие российских нотариальных актов за границей, является их перевод при легализации.
За рубежом существует обратная практика: немецкие, бельгийские, нидерландские, швейцарские нотариусы, английские солиситоры (solicitors) могут изготавливать нотариальные документы и совершать удостоверительные надписи на иных, чем национальный, языках. Это ставит российский нотариат в более неудобное положение с точки зрения конкуренции. В международном плане представляется совершенно неоправданным запрет на совершение нотариальных актов на иностранном языке, когда он является родным для одной или нескольких сторон, обратившихся к нотариусу. Естественно это предполагает знание самим нотариусом соответствующего иностранного языка. В сравнении с уже сложившейся вне России нотариальной практикой желательно законодательное закрепление возможности составления хотя бы некоторых договоров, удостоверяемых нотариусом, на двух языках – русском и иностранном.
Коментариев: 0 | Просмотров: 281 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)