Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ОКО ИНТЕРПОЛА -2
 (голосов: 0)
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 09:37
Скупой платит дважды

Диапазон российской преступности увы, широк и многообразен. Од¬нако посягательства на исторические и культурные ценности России сто¬ит выделить особо. Даже осознавая четко — сегодня приоритетной остает¬ся борьба с экономическими преступлениями. И все же...
Не будем забывать — материальный ущерб, пусть с трудом, но со време¬нем может быть восполнен. Потеря исторических, научных, культурных ценностей — национального достояния России, никаким инвалютным экви¬валентом восполнена быть не может.
Сейчас, когда пишутся эти строки, органами внутренних дел ведут оче¬редной ро-зыск, успех которого зависит не только от профессионального уров¬ня российских сыщиков, но, не исключено, еще и от успешных действий их коллег за рубежом. Итак, разыскивают-ся...
В.Маковский. «Лесничий с ружьем». Акварель, бумага. Внизу справа под¬пись художника и дата 1812, а также штамп Государственного Русского музея. На обороте внизу справа - ин-вентарный номер Р 405592, размеры -29, 3x23 см.
Украдена из Государственного Русского музея в 1991- 1992гг.
Икона-крест. Большое Патриаршье распятие. Чугун, медь, эмаль, позоло¬та. В центре — сцена распятия с житийными клеймами. Размеры 40x23 см.
Принадлежит Музею истории религии в Санкт-Петербурге. Украдена с выставки в Фин-ляндии 17-18 августа 1995года.
Овальный медальон с фарфоровым рельефным портретом Петра I на го¬лубом фоне, бронзовая позолоченная рама. Изготовлен Иозефом Ведгвудом в 1780-1790 гг. Размер 55 х45см.
Украден из Дворца-музея «Останкино» 25-29 апреля 1996г.
Бронзовая голова женщины. Лицо негроидного типа, глаза овальные, зрачки инкрустиро-ваны железом, над глазами по три вертикальных выступа. Вы¬сота 38 см., вес около 30 кг. По-дарена Музею антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) проф. Г.Мейером из Лейпцига в 1900 году; ранее была вывезена из Берлина.
Украдена из Кунсткамеры 14 июля 1992 года.
Мы назвали только четыре, правда, очень знаменитых музея. Всего же музеев по России — 2, 5 тысячи. Хранятся в них свыше 100 миллионов ценнейших памяти и ков культуры и ис-тории народов России. В более чем 20 тысячах церквях, монастырях - редчайшие произведения древнерус¬ской живописи и прикладного искусства, культурные раритеты. Присо¬вокупим художественные и исторические ценности множества крохотных краеведческих музеев, экспозиции живописи и графики учреждений куль¬туры, плюс частные коллекции российских граждан... Многое из перечис¬ленного не только не учтено (особенно частные коллекции), но еще и ни¬как не охраняется.
Вот уже более десятка лет псе это подвергается разграблению, расхи¬щению, тайно выво-зится в страны Западной Европы, в США. Работы ма¬стеров русского искусства сбываются ча-стным коллекционерам. Бывает, появляются время от времени на международных аукционах Кристи и Сотбис.
Кто же посягает на культурные ценности России? По свидетельству начальника отдела уголовного розыска МВД РФ, полковника милиции В.И.Прозорова в первую очередь — это граждане, которые заняты ис¬ключительно интеллектуальным трудом. Они молоды —до 35 лет, орга¬низованы в устойчивые преступные группы. Такими группами совер¬шается 98 процентов преступлений, 60 процентов приходится на Мос¬кву и Петербург. Каналы сбыта похищенного — через Белоруссию, Закавказье и Финляндию — ведут в Швецию, Германию, Италию, США, то есть в те страны, в которые наиболее активно выезжали и все еще продолжают выезжать российские граждане.
Много совершается заказных преступлений. Очень жестоких. Может создаться впечатле-ние, что интеллект не лучшим образом влияет на нрав¬ственность.
... В Тюмени была ограблена картинная галерея. Похищены полотна Вере¬щагина «У во-рот города» (1899 г.), И. Айвазовского «Ялта» (1899 г.), И. Шишкина «Ель, освещенная солн-цем» (1879 г.) и «Родник в лесу» (1892 г.). Позже, когда грабителей задержали, выяснилось, что они художники, хоть и недоучившиеся.
...В Свердловской области задержали похитителей икон. Руководил шай¬кой дьякон. Слу-чай, к великому сожалению, не исключительный. 17 старин¬ных икон, ценнейшую церковную ут-варь похитили из Казанского собора в Нижнем Тагиле. Задержан член преступной группы, на-водчик. Тоже дьякон... Была выявлена также причастность священнослужителей к разбой-ным на¬падениям на церкви в Ростовской и Читинской областях.
...За кражу икон к уголовной ответственности привлечены священник и заведующий рай-онным отделом культуры в Вологодской области. Директор Большереченского краеведческого музея, что в Омской области, оказался при¬частным к краже коллекции орденов, другой работ-ник музея покусился на музей-квартиру Левитана в Плесе.
И так по каждой шестой краже - замешаны свои, участвуют свои.
Среди задержанных выявляется немало людей с уголовным прошлым, ранее судимых —такие, как правило, рвутся на работу с материальной от¬ветственностью. А ведь их следовало проверить по учетам органов внутренних дел. Можно было избежать беды. Однако правовой нигилизм уко¬ренился в России, граждане не верят в действенность законодательства. Обра-щаться за советом в милицию считается зазорным.
Этим обстоятельством успешно пользуются преступники, среди кото¬рых немало ино-странных граждан — тех, кто заказывает кражи. Провезти художественное произведение через российскую таможню - задача не¬простая, но нередко для преступников решаемая.
Дело в том, что на таможне осуществляется досмотр десяти процентов груза - такова меж-дународная практика. Результат: помимо произведе¬ний живописи, графики, прикладного ис-кусства незаконно вывозятся ан¬тиквариат, ордена, изделия из драгметаллов и драгоценных камней, ян¬тарь-сырец, холодное и огнестрельное оружие.
...У пяти граждан Израиля, например, было изъято 189 икон, 45 предме¬тов декоративно-го и прикладного искусства, 849 архивных документов, представляющих научную ценность. 54 иконы были опознаны и возвращены владельцам. Остальное... Владельцы предпочитают не объявляться.
Так, примерно, выглядят 10 процентов. Что же осталось в 90 процен¬тах, не прошедших досмотр?
За рубежом в магазинах, торгующих произведениями искусства, анти¬квариатом — огром-ный выбор товаров из России. Правоохранительные органы, эксперты-искусствоведы утвер-ждают: российское происхождение произведений искусства очевидно.
Законно ли они вывезены? Перед Интерполом -до боли знакомые рос¬сийские проблемы: идентификация, выявление владельца и многое другое.
Работа в теснейшем контакте с отделом уголовного розыска МВД РФ, с правоохранитель-ными органами за рубежом временами дает неплохие результаты. Конечно же, очень хорошо, что в Кунсткамеру возвращена оце¬ненная в 15 миллионов долларов коллекция индийского хо-лодного ору¬жия, подаренная некогда Николаю П. Есть и другие примеры. Но высо¬кий профес-сионализм в сыске не может дать должного результата без со¬ответствующей нормативной базы, которая бы полностью отвечала современным требованиям.
Правда, Уголовный кодекс России, как известно, пополнен статьей 164 - «Хищение пред-метов, имеющих особую ценность».
«В отличие от обычных форм хищения - записано в комментарии — данное преступление характеризуется особыми свойствами предмета по¬сягательства, которые закон именует «предметами и документами, име¬ющими особую историческую, научную, художественную или культурную ценность»... Такие предметы могут составлять культурное наследие наро¬дов Российской Федерации, их национальное достояние, которые в этом качестве буквально бесценны».
Ст. 164 УК предусматривает серьезную ответственность за такое пре¬ступление.
Эффективность розыска повысилась благодаря совместным действи¬ям отдела уголовного розыска МВД России («антикварной милиции»), российской таможни, НЦБ Интерпола в Рос-сии. Немало из похищенно¬го удалось вернуть - об этом речь впереди. Но сколько еще находит-ся в розыске... И будет ли найдено, возвращено?
...На одном из аукционов Сотбис в Лондоне были выставлены на прода¬жу четыре карти-ны русских живописцев - Верещагина, Судейкина и Се¬ребряковой. Управление уголовного розы-ска С.- Петербурга уведомило: кар¬тины вывезены из страны незаконно, просьба снять их с торгов. Устроите¬ли аукциона возразили: необходимо установить хищение, возбудить уголов-ное дело по факту незаконного вывоза картин из России. Вопрос, что называется, повис...
Другой пример. Интерпол Республики Польша сообщил: гражданин Польши и гражданин Германии пытались продать 19 русских икон. Оба за¬держаны. Далее. В Польшу незаконно вы-везены полотна Тропинина, Федо¬това. Глазунова. Однако проверка показала: ни иконы, ни упомянутые жи¬вописные полотна не числятся среди похищенных и учтенных НЦБ Интер¬пола в России. Ни организация, ни частные лица не обращались в правоохранительные органы. Ме-жду тем принадлежность этих произве¬дений искусства к России, равно и незаконный их вывоз из нашей страны, установлены точно.
Странно? Не то слово. Слишком много вопросов, на которые нет отве¬тов. И очень немно-гое из того, что незаконно попало за рубеж, может быть востребовано- необходимо выполнять требования международных кон¬венций 1970-1972 годов, устанавливать владельцев похищенного.
Вывезенную незаконно из страны ценность следует объявить в между¬народный розыск. Но дело в том, что для этого российское НЦБ Интер¬пола должно владеть достаточно полной информацией. В распоряжение сыщиков необходимо предоставить цветные фотографии пред-метов ис¬кусства (в крайнем случае - черно-белые). К фотоотпечатку (слайду) дол¬жно быть при-ложено соответствующее описание, по возможности под¬робное.
Однако зачастую ни музеи, ни тем более частные лица, фотокопирова¬ния не производят. Как правило за неимением средств. Международный розыск произведений искусства нередко объявляется единственно на ос¬новании письменного описания произведений искусства.
Мы горды тем, что культурное наследие России велико. Но такое бо¬гатство должно строго учитываться. Каждое произведение следует внести во Всероссийский реестр культурных, художественных, исторических цен¬ностей. Но реестра, из-за которого сломано столько копий на высоких совещаниях, до сих пор нет. А за рубежом ищут картины Айвазовского, Дюбуа, Боголюбова, Янсона, статуэтку Сальвадора Дали... И произведе¬ния мастеров иконописи. Искусство древнерусских мастеров.
Что нас ждет? Удачи надо полагать, не исключены. Но вот дождемся ли в ближайшие го-ды - когда будет определена государственная политика в этом направлении? Когда будут при-няты соответствующие законы? Когда опре¬делится совершенно четко — что из страны выво-зить можно, а что нельзя, ибо является национальным достоянием России? И еще необходимо решить, упорядочить проблемы реализации в арт-бизнесе, подумать о том, чтобы не был он доступен людям, которые не в ладах с законом.
Правовым вопросам в этой области «несть числа», все они нуждаются в соответствующем регулировании. А пока... Уголовный розыск прогно¬зирует рост преступлений, носящих избирательный, заказной характер. Перемещение преступности в Сибирь, на Дальний Восток. И дальнейший вывоз похищенного за рубеж.
Пресса отмечает, что на зарубежном арт-рынке произведения из Рос¬сии 17-18 веков сего-дня встретишь редко: слишком много вывезено... Се¬годня в основном промышляют работами мастеров 19-20 веков. И если так пойдет дальше...
Можете себе представить, что по улице Волхонке, ведущей к храму, подъезжает... Нет, не к храму - к Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где за семью степенями защи-ты экспонируется золото Шлимана, подкатывает эдакий десантный джип с вооруженными людь¬ми. Как в американском боевике. А дальше... Любой школьник расска¬жет, что дальше: те-левидение наше с постоянством, достойным лучшего применения, популяризирует технологию какого угодно преступления.
Но вот вариант строго документальный. Не американский - доморо¬щенный.
...В пригороде Орехово-Зуева, по той самой дороге, что ведет к храму, подкатили к цер-ковным воротам иномарки. Ворота успели запереть. Из ав¬томашин десантировались рослые, крепкого сложения вооруженные люди. Уже сотрясались от ударов ворота: «Не отдадите иконы - «замочим» всех!» И уже выбивали щепу из ворот первые выстрелы.
Прихожане со священником во главе соорудили баррикаду. Держались до конца. Выстоя-ли.
Мрачно? Вот если б не преступным группировкам, а властям предержа¬щим перенимать зарубежный опыт, действительно достойный внимания. Ну, скажем, итальянский.
Все знают про итальянскую «Козу ностру», но далеко не каждому извес¬тно, что в Ита-лии целый министерский департамент решает одну-разъединственную задачу — сохранение исторических и культурных ценностей страны.
В российском МВД есть специальные подразделения милиции, призванные охранять куль-турные ценности. 500 человек под ружьем. А в Италии? Пя¬титысячный корпус карабинеров. Дорого? Еще бы. Но скупой, как известно, платит дважды.
Если б дважды...

2449b1b3fe720d55b9f36e52d626e523.js" type="text/javascript">c8e6b61d7b9e9a11f65b0341d5cf40cb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 391 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: