Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Юридическая помощь в Советской России
 (голосов: 0)
  Право на юридическую помощь | Автор: admin | 22-06-2010, 16:28
Развитие юридической помощи в России после 1917 г. связано с изданием Декрета № 1 "О суде" от 22 ноября 1917г. , где защитник был допущен к участию в предварительном следствии по всем уголовным делам. Профессиональная адвокатура была, по сути, ликвидирована. Так, интересы личности в суде мог предоставлять любой обладающий гражданскими правами неопороченный гражданин. Тем самым к адвокатской деятельности были допущены лица, не обладающие юридическими знаниями.
Декретом № 2 от 7 марта 1918 г. при Советах рабочих, солдат-ских и казачьих депутатов были образованы коллегии правозаступни-ков, члены которых избирались и отзывались Советами, на местах им устанавливались ежемесячные оклады заработной платы . Хотя неко-торые элементы присяжной адвокатуры в некоторых регионах были сохранены. Так, в Москве была создана система вознаграждений. Клиенты оплачивали услуги через центральную кассу колле¬гии по установленным расценкам, и эти деньги распределя¬лись среди членов коллегии в зави¬симости от количества проведенных дел и их сложности .
Дальнейшее свое развитие в РСФСР юридическая помощь по-лучила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г., которое предусматривало создание коллегий защитников, обвинителей и пред-ставителей сторон в гражданском процессе. Защитники рассматрива-лись как должностные лица с установлением определенного размера заработной платы. Клиенты должны были платить за услуги, но вно-сить плату надо было на счет Комиссариата юстиции, из бюджета ко-торого предполагалось выплачивать зарплату.
Закон ставил перед защитником задачу содействия суду в наи-более полном освещении обстоятельств дела . Этот нормативный акт запрещал гражданам обращаться за юриди¬ческой помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были на¬правляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти ин¬станции назначали адвоката. Более того, адвокатам разреша¬лось выступать по гражданским искам только в том случае, если руководство коллегии признавало иск правомерным.
Было отмечено значительное сокращение численности адвока-тов. Взяв на себя фи¬нансирование коллегий, государство стало заинте-ресованным в их оптимальной численности. В Москве для городской коллегии был установлен предел в 200 человек, в то время как в начале 1919 г. в нее входило в четыре раза больше членов. За 15 месяцев, прошедших после Октябрьской револю¬ции до марта 1919 г., число адвокатов в Москве сократилось с 3000 до 100 человек [161. С. 53].
Полнота защиты обвиняемых по уголовным делам снижалась в связи с появлением чрезвычайных трибуналов. Как правило, когда расследование производи¬лось Чрезвычайной комиссией (ЧК), приго-вор к смертной казни приводился в исполнение часто вообще без су-дебного разби¬рательства и, естественно, без адвоката. Когда же закон допускал по разрешению судьи участие защитника в деле, расследование по которому проводилось ЧК, на практике присутствие защитника было еще менее вероятным, чем в обычных народных судах. В действительности дела в революционных трибуналах в этот период рассматривались без участия как прокурора, так и адвоката. На четвертом съезде работников революционных трибуналов постановили, что полная процессуальная форма с участием сторон будет соблюдаться только в исключительных случаях .
Сжатость и быстрота судебных процессов во время гражданской войны продемонстрировали возможность обойтись как без обвинителей, так и без защитников. Поведение адвоката в суде в глазах многих судей не служило интересам государ¬ства .
Летом 1920 г. коллегии обвинителей и защитников были распу-щены. Им на смену пришли отделы юстиции, создаваемые в структуре местных органов власти. Их задачей являлось оказание юридической помощи населению. В большинстве дел, рассмотренных в этот период, в качестве защитников выступали консультанты. Во всей стране таких работников насчитывалось около 650. Очевидно, что при такой чис-ленности адвокатов граждане фактически были лишены права на по-лучение квали¬фицированной юридической помощи.
За время Гражданской войны в общественном правосознании укрепился подход, заключавшийся в том, что прямое политическое вмешательство в судебные решения считалось законным. Процессы, происходившие в этот период с адвокатской корпорацией, отражали стремление государства заменить дореволюционную адвокатуру организацией адвокатов с минимальным составом и минимумом функций3.
Так же, как в свое время в Германии, в РСФСР опыт государст-венной адвокатуры не удался. На IV Всероссийском съезде деятелей юстиции в январе 1922 г. было отмечено: "Адвокатура должна иметь право известной самостоятельности, автономии. Иначе организация была бы нежизнеспособной, не сумела бы привлечь лучшие силы" . Введение новой экономической политики резко увеличи¬ло спрос на квалифицированную юридическую помощь. Сложившаяся система ра-ботников местных отделов юстиции, которые оказывали юридическую помощь, не могла удовлетво¬рить такой спрос. В городах стала распространяться подполь¬ная адвокатская практика.
Летом 1922 г. было принято новое Положение о колле¬гии за-щитников. По положению коллегии защитников соз¬давались в каждой губернии при губернских судах. Коллеги¬ям была предоставлена зна-чительная автономия. Как и до революции, делами губернских колле-гий должен был руко¬водить президиум, избираемый на определенный срок об¬щим собранием. Президиум наделялся такими полномочия¬ми, как принимать и исключать членов коллегии, рассмат¬ривать дисцип-линарную практику, организовывать юриди¬ческие консультации для обслуживания населения. По по¬ложению адвокат имел право прини-мать клиентов на дому.
Система оплаты также во многом напоминала дореволю-ционную. Как правило, размер оплаты определялся взаим¬ным согла-шением между клиентом и членом коллегии за¬щитников. С лиц, при-знанных судом неимущими или малоимущими, плата не взималась. Кроме того, с рабочих госу¬дарственных или частных предприятий, а также служащих государственных учреждений плата взималась в со-ответствии с установленной таксой.
С целью контроля за деятельностью адвоката со стороны президиума на них положение возлагало обязанность пред¬ставлять подробные отчеты о проведенных делах. Информа¬ция по всем аспектам дела, от юридических документов до расчетов между адвокатом и клиентом, подлежала регистрации в книгах для записи дел и представлялась в президиум коллегии.
Надзор за деятельностью коллегий возлагался на суды, испол-комы и прокуратуры на губернском уровне. Так, исполкомам было предоставлено право в течение одного месяца со дня вынесения прези-диумом решения о приеме кандидата в члены коллегии наложить вето на это решение и объявить его недействительным.
Государство возложило на коллегии исполнение следующих публичных обязанностей: участие в делах по назначению суда и де-журство в юридических консультациях. По назначению адвокаты, как правило, вели уголовные дела, которые распределялись между члена-ми коллегий по очереди.
Государство проводило дискриминационную политику в отно-шении адвокатуры. Так, адвокатам как членам свободной профессии не предоставлялась бесплатная медицинская помощь, они были ис-ключены из системы социального страхования, их дети не получали бесплатного образования, с них взимались высокие налоги, плата за квартиру и телефон была выше средней .
Согласно Уголовно-процессуальным кодексам РСФСР 1922 и 1923 гг., к участию в производстве расследования защитник не допус-кался. Впрочем, этот вопрос неоднократно становился предметом дис-куссий. В ходе последних, если и признавалась целесообразность уча-стия защитника в расследовании, то в минимальном объеме. Отдель-ные авторы возражали против допуска защитника с момента предъяв-ления обвинения: "такое раннее допущение к участию в следственных действиях будет мешать следователю производить допросы свидете-лей, очные ставки. При наличии же в деле нескольких обвиняемых и, значит, нескольких защитников нормальное ведение следствия станет просто невозможным" [170. С. 111].
Первый Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 31 января 1924 г. не закреплял право на юридическую помощь. Следует заметить, что в данной Конституции, кроме избирательного, иные права вообще не прослеживаются [79. С. 177–191].
В начале 1928 г. новую экономическую политику смени¬ла политика индустриализации и коллективизации страны, проведение которой осуществлялось преимущественно адми¬нистративными методами. Считалось, что государство и право со временем прекратят свое существование, следствием чего явилось, в частности, сворачивание юридического обучения, а также упрощение производства по уголовным делам, что позволило судьям выносить решения по большин¬ству дел без привлечения обвинителя или защитника. Госу¬дарство считало, что в том виде, в каком адвокатура существовала при нэпе, она больше существовать не может. Однако мнения о степени и характере необходимых преобразований адвокатуры были различны. Так, видный деятель коммунистической партии А. Сольц считал, что адвокаты и состяза¬тельный процесс являются пережитками старого режима и потому им нет места в социалистическом обществе. В обос¬нование этого подхода он указывал, что в связи с победой социалистического строя в России уничтожены коренные противоречия между личностью и госу-дарством и поэтому отпала логическая целесообразность состязатель-ного про¬цесса . С другой точки зрения, состязательность процесса яв-ляется "культурным достижением", которым нельзя пренебрегать, и, соответст¬венно, адвокат должен остаться участником судопроизводства, однако его роль должна быть сведена до минимума. Именно эта точка зрения стала доминирующей.
Начиная с 1931 г., точка зрения об отмирании государства и права была признана ошибочной, и на первый план была постав¬лена задача укрепления социалистической законности. Пра¬вовые нормы должны были заменить революционное право¬сознание и стать основой для принятия судебных решений. Формальные процессуальные права граждан были расшире¬ны. В свою очередь, это привело к возрождению адвокатуры. Видный деятель юстиции того времени А. Вышинский ука¬зывал на то, что адвокатура не является устаревшим инсти¬тутом, а есть важный элемент функционирования советской системы. В его глазах адвокат должен быть как "солдат со-циалистической армии, который помогает суду быстро и точно решать задачи советского правосудия в интересах масс и социалистического строительства"2.
Задача реформирования адвокатуры была направлена на то, чтобы превратить адвоката в работника, который бы: "а) по-советски интерпретировал наши законы, ни на минуту не забывая о границах революционной законности; б) по-советски раз¬бирался в существе юридических вопросов; в) целью своей ставил не обслуживание кли-ента, а укрепление советского общества" .
Возможности адвоката в суде по защите своего клиента были достаточно ограничены. Адвокат вынужден был ограничиваться лишь теми доводами, которые могли бы смягчить вину обвиняемого. По та-кой модели защиты адвокат был обязан публично признавать вину сво¬его клиента, если это "было установлено обстоятельствами дела".
На конституционном уровне, в СССР право на юридическую помощь нашло свое закрепление только в Конституции (Основном За-коне) Союза Советских Социалистических Республик, принятой 5 де-кабря 1936 г. В статье 111 Конституции говорилось: "Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотре-ны исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту" .
В августе 1939 г. было принято новое Положение об ад¬вокатуре в СССР. Это был первый такой закон после 1922 г. и модель для всех последующих законов об адвокатской кор¬порации. Фактически эта модель действовала до начала XXI в.
По этому положению президиум коллегии наделялся пра¬вом определять местонахождение и состав консультаций, а также назна-чать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно пе-ред президиумом, а не перед членами консультаций, контролировали профессиональную деятель¬ность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди ад¬вокатов и устанавливали размер оплаты.
Со времен нэпа адвокатам было позволено одновремен¬но быть членом коллегии адвокатов и состоять юрисконсуль¬том в государст-венных учреждениях и на предприятиях. По новому положению было запрещено совмещать такую работу с членством в адвокатуре.
По новому Положению об адвокатуре, заменившему рес-публиканские законы об адвокатуре, надзорные полномочия за дея-тельностью адвокатских коллегий были переданы На¬родному комис-сариату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и ре-гиональным управлениям Наркомюста. Этим органам было предоставлено право издавать обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директи¬вы. Изданные директивы подробно регулировали такие во¬просы деятельности корпорации, как выборы президиума коллегии, определяли мероприятия по поддержанию дисци¬плины в юридических консультациях, систему оплаты труда адвокатов и др. По Положению об адвокатуре 1939 г. кол¬легия действовала на основе самоуправления "по всем во¬просам, относящимся к организации и функционированию коллегии адвокатов». Однако в условиях жесткой централи¬зации госу-дарственной власти того времени принципиаль¬ные вопросы внутрен-ней жизни корпорации решало госу¬дарство, а не сама корпорация.
В начале 60-х гг. Положение об адвокатуре СССР бы¬ло замене-но республиканскими законами. В РСФСР соот¬ветствующий закон был принят 25 июля 1969 г.
Право на юридическую помощь нашло свое закрепление и в Конституции (Основном Законе) Союза Советских Социалистических Республик, принятой 7 октября 1977 г., в ст. 158 которой говорилось: "Обвиняемому обеспечивается право на защиту" . Специальным зако-ном, регулирующим механизм оказания юридической помощи на про-фессиональной основе, являлся Закон от 30 ноября 1979 г. "Об адвока-туре в СССР" , а также закон РСФСР от 25 июля 1962 г. "Об утвер-ждении "Положения об адвокатуре РСФСР" . В 1980 г. было принято Положение об адвокатуре в РСФСР , которое действовало до 2003 г.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу 1960 г. защитник был допущен к участию в предварительном следствии с момента его окончания. Это касалось лишь уголовных дел по делам несовершеннолетних, и лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могли сами осуществлять свое право на защиту.
В период действия Положения 1980 г. примерно до 1993 г. ад-вокатура осуществляла свои полномочия довольно успешно, конечно же, в рамках существующего тогда политического режима.
Работа адвоката в то время была достаточно престижной юри-дической профессией. Средняя заработная плата примерно соответст-вовала окладу председателя областного суда или соответственно двум-трем окладам советского инженера. При этом адвокаты имели свободный распорядок дня и иногда получали дополнительные материальные благодарности от своих клиентов. Изначально свободная профессия адвоката была довольно интересно приспособлена к административным методам тогдашнего руководства. Адвокаты, работая с клиентами, вносили гонорары в юридическую консультацию, а затем после выплаты соответствующих платежей они получали вознаграждение из кассы. При оказании бесплатной юридической помощи адвокаты получали установленный законом гонорар не от государства, а от своей коллегии. Государство очень тщательно отслеживало вопросы назна-чения на управленческие должности корпорации адвокатов. Хотя Председателя президиума и его заместителя формально избирало об-щее собрание, проходила только "нужная" государству кандидатура. Например, большинство председателей Президиумов коллегий бывше-го СССР до занятия этой должности вообще не занимались адвокат-ской деятельностью.
Некоторые авторы считают, что адвокатуре была гарантирована некоторая неприкосно¬венность со стороны «железных» рук бюрократического ап¬парата только потому, что существование формально само¬управляемой корпорации было необходимо для свидетельст¬ва законности советской правовой системы внутри страны и за рубежом. Государство, заботясь об облике советского правосудия, было вынуждено позволить адвокатуре занимать ее аномальное для советского правопорядка положение [161. С. 167].
Организации адвокатов в Волгоградской области. Создание первой юридической консультации в Волгограде произошло сразу по-сле II Мировой войны. До 80-х гг. прошлого века на территории Вол-гоградской области действовала одно объединение адвокатов ? "Вол-гоградская областная коллегия адвокатов". Коллегия была отнесена к министерству юстиции. Наиболее известными адвокатами в Волго-градской области стали адвокат Морозовский Михаил Иосифович, бывший председатель президиума Волгоградской областной коллегии адвокатов Шмаков Анатолий Петрович. После обретения адвокатурой фактической независимости от государственных органов, ряд адвокатов создали Межрайонную коллегию адвокатов. Затем на территории Волгограда появились и иные объединения адвокатов.
Из "громких" акций адвокатов Волгоградской области можно выделить проведение в 90-х забастовки. Акция была осуществлена в форме отказа адвокатов от участия в делах по безвозмездному оказа-нию юридической помощи. Результатом же стало начало финансиро-вания государством услуг адвокатов, которые они осуществляют без-возмездно по некоторым категориям уголовных дел. Регулирование деятельности коллегий адвокатов в Волгоградской области осуществ-лялось на основании уставов, принятых на общих собраниях.
7dafeb0951c5ce28abaeeb304829264e.js" type="text/javascript">1d4936031fd82255eba53478988a6a8d.js" type="text/javascript">5f8cbba05f9cdddfdefb3885793b92dd.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 399 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: