Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовая квалификация действий собственника в отношении имущества учреждений и унитарных предприятий
 (голосов: 0)
  Право хозяйственного ведения | Автор: admin | 26-11-2010, 15:18
Любой частный собственник имущества учреждения (следовательно, его учредитель) совершает в отношении имущественного комплекса учреждения ряд действий, которые будут являться односторонними действиями, направленными на установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть будут подпадать под определение односторонних сделок в соответствии со ст. 153 ГК: действия по закреплению за созданным учреждением имущества на праве оперативного управления; субсидиарная ответственность по долгам учреждения; действия по изъятию имущества из оперативного управления учреждения и пр. Отметим, что необходимость квалификации перечисленных действий как сделок следует не только из формального соответствия каждого из них определению, предлагаемому ст. 153 ГК, но и из того, что данные юридические факты не могут быть квалифицированы иначе, так как этого не допускает ст. 8 ГК, устанавливающая перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Действия физических и юридических лиц в рамках отношений по поводу субъекта права оперативного управления и его имущества в соответствии со ст. 8 ГК не могут подпадать ни под один из перечисленных в ней вид событий, ни под акт органа публичной власти, ни под другие указанные юридические факты. «Иные (выделено Д.П.) действия граждан и юридических лиц», указанные как одно из возможных оснований гражданских правоотношений в подп. 8 пункта 1 статьи 8 ГК, не могут пониматься иначе как те, которые не подпадают под уже названные в статье другие виды действий. Иначе говоря, «иными» указанные в подп. 8 пункта 1 ст. 8 ГК действия являются, в том числе, по отношению к юридическим фактам, указанным в подп. 1 п. 1 ст. 8 и ст. 153 ГК (к сделкам). Следует отметить, что никаких специальных требований к форме перечисленных действий лиц по поводу имущественного комплекса субъекта права оперативного управления законодательство не содержит, и, очевидно, что к указанным юридическим фактам должны применяться общие нормы ГК о форме сделок (ст.ст. 158-163, 165 ГК), так же как и другие правила ГК о сделках .
В связи с изложенным обратим внимание на тот факт, что совершенно те же самые действия в отношении имущественных комплексов субъектов права оперативного управления (а также дополнительно по отношению к имуществу субъектов права хозяйственного ведения) предпринимает и публичный собственник. По общему правилу, все указанные действия, совершаемые частным собственником, как правило, лишь в простой письменной форме, собственником публичным облекаются в форму распорядительного акта (например, распоряжение органа по управлению имуществом о закреплении на праве оперативного управления за учреждением того или иного объекта). Можно ли в связи с этим рассматривать данные действия публичного собственника не как сделку, а как, допустим, «акт государственного органа и органа местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей» (подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК)? По всей видимости, ответ следует дать отрицательный. Во-первых, данные виды актов органов публичной власти (о закреплении имущества за учреждением, изъятии имущества и пр.) не предусмотрены, как того требует п.1. ст. 8 ГК, конкретным федеральным законом в качестве особого основания возникновения прав и обязанностей. При толковании подп.2 п. 1 ст. 8 ГК к упомянутым в нем актам следует относить лишь те акты органов публичной власти, которые прямо предусмотрены федеральным законом в качестве действий конкретного уполномоченного органа, совершаемых в рамках публично-правовых отношений власти-подчинения. При этом соответствующий орган должен выступать не как представитель публичного образования, действующего в качестве собственника имущества, а как носитель публичной власти . Во-вторых, была бы неправомерна квалификация рассмотренных выше действий государства в отношении имущественных комплексов учрежденных им субъектов права хозяйственного ведения и права оперативного управления как актов государственных и муниципальных органов, а не как сделок в силу принципа равенства субъектов права (ст.ст. 1 и 2 ГК), а также в силу равного признания и защиты всех форм собственности (ст. 212 ГК). Причины этого, в том числе, в том, что граждане и юридические лица подобных актов издавать не могут, в то время как совершение соответствующих действий в качестве распорядительного акта как самостоятельного основания возникновения гражданских правоотношений, влечет известные и несравненные преимущества в защите интересов издавшего акт лица . Нет надобности отрицать тот очевидный факт, что одни и те же юридически значимые действия разных субъектов права не должны рассматриваться как разные основания возникновения гражданских правоотношений и находиться, в результате этого, в рамках различных правовых режимов .
Возвращаясь к специфике права хозяйственного ведения и права оперативного управления, можно было бы сделать следующий вывод. Реализация полномочий собственника имущества субъектов названных прав не происходит в рамках публично-правового режима, а осуществляется исключительно через механизмы гражданского права, а точнее, в виде односторонних сделок. При этом данные сделки могут быть как односторонне-управомочивающие, так и односторонне-обязывающие . Последнее свидетельствует, в свою очередь, в пользу гражданско-правовой природы исследуемых вещных прав . Для публичных собственников указанные сделки могут приобретать форму соответствующих распорядительных актов органа, уполномоченного на основании ст. 125 ГК представлять собственника. Данные акты необходимо строго отличать от актов органов государственной власти и местного самоуправления, предусмотренных федеральным законом в качестве самостоятельных оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, (на которые указывает ст. 8 ГК). Возможность использования правовой формы распорядительного акта органа публичной власти для осуществления полномочий учредителя субъекта права хозяйственного ведения и оперативного управления предопределяется тем, что акты, устанавливающие правовое положение соответствующих органов, как правило, предусматривают именно такую форму волеизъявления уполномоченного органа .
Отметим, что возможность возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления «в результате односторонней сделки – распорядительного действия собственника имущества», так же как и иные случаи оформления сделок распорядительным актом, в литературе не исключаются . Некоторые исследователи (М.И. Брагинский, В.В. Витрянский) характеризуют действия собственника по закреплению собственного имущества за унитарным предприятием, учреждением в качестве договора дарения . По изложенным основаниям предложенный вывод может быть распространен и на другие действия учредителей унитарных предприятий и учреждений по отношению к данным лицам или к их имуществу, в том числе на изъятие у унитарного предприятия части прибыли в соответствии со ст. 295 ГК; выдачу согласия унитарным предприятиям и учреждениям на дарение принадлежащего им имущества (ст. 576 ГК); на изъятие имущества из оперативного управления в соответствии со ст. 296 ГК и пр. Отметим также, что гражданско-правовые акты совершаются уполномоченными органами от имени соответствующих публичных образований в форме распорядительных актов не только в вопросах институтов хозяйственного ведения и оперативного управления. Так, в практике органов по управлению государственным имуществом встречаются случаи оформления распорядительным актом сделок, связанных с прощением долга контрагентов соответствующего публичного образования . При этом, признаком, отличающим данные акты от внутрираспорядительных (от указаний подчиненным органу должностным лицам) является то, что у соответствующих субъектов гражданских правоотношений конкретное гражданское право возникает непосредственно из данных актов, так как не требуются чьи–либо действия, помимо действий самого контрагента публичного образования.
0b70fa9dff2b12e7bc564dd4e7382973.js" type="text/javascript">5003cf52df09e4177aaff8a0f1206056.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: