Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Порядок подачи и оформления заявлений по вопросам гражданства -2
 (голосов: 0)
  Российское гражданство | Автор: admin | 7-07-2010, 00:57
Министерства внутренних дел союзных республик, а также министерства внутренних дел автономных республик и управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов материалы по выходу из гражданства СССР с мнением соответствующих органов государственной безопасности и своими заключениями направляли в Министерство внутренних дел СССР. В заключениях должны были подробно излагаться проверенные данные, характеризующие заявителя, сведения относительно неисполненных обязательств перед государством или имущественных обязанностей, с которыми связаны имущественные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций, о привлечении его в качестве обвиняемого, либо об имеющемся в отношении его вступившем в законную силу приговоре суда, подлежащем исполнению, либо о противоречии выхода данного лица из гражданства СССР интересам государственной безопасности СССР, а также указываться причины возбуждения ходатайства и мотивы, по которым признавалось целесообразным удовлетворить или отклонить ходатайство о выходе из гражданства СССР.
Заключения утверждались министром внутренних дел союзной или автономной республики, начальником управления внутренних дел исполнительного комитета областного (краевого) Совета народных депутатов или их заместителями.
Заявления о выходе из гражданства СССР с мотивированным заключением Министерства внутренних дел СССР по существу заявления и другими необходимыми материалами направлялись в Президиум Верховного Совета СССР (первая часть дела) и в Комитет государственной безопасности СССР (вторая часть дела). Комитет государственной безопасности СССР свое заключение по делу направлял в Президиум Верховного Совета СССР, а дело возвращал в Министерство внутренних дел СССР.
Министерство иностранных дел СССР свое заключение направляло в Президиум Верховного Совета СССР в установленном порядке.
Срок рассмотрения материалов о выходе из гражданства СССР лиц, постоянно проживающих на территории СССР, не должен был превышать: в местных органах внутренних дел - двух месяцев; в местных органах государственной безопасности, Министерстве внутренних дел СССР, Комитете государственной безопасности СССР - одного месяца.
Представления о лишении гражданства СССР лиц, постоянно проживавших за границей, вносились дипломатическими или консульскими представительствами СССР через Министерство иностранных дел СССР, а также Министерством иностранных дел СССР или Комитетом государственной безопасности СССР в Президиум Верховного Совета СССР.
Материалы о лишении гражданства СССР должны были включать следующие документы:
1) представления с подробным изложением мотивов, по которым признавалось целесообразным лишить лицо гражданства СССР;
2) справку, содержавшую биографические сведения на лицо, в отношении которого оформлялись материалы о лишении гражданства СССР, с указанием места его проживания;
3) одну-две фотокарточки, если имелась возможность их получить;
4) другие документы, имевшие отношение к делу (записи бесед, публикации в прессе и т.д.).
Представление о лишении гражданства СССР, составленное в посольстве, генеральном консульстве или консульстве, подписывалось руководителем консульского учреждения и утверждалось главой дипломатического представительства.
Глава дипломатического представительства направлял представление и другие материалы о лишении гражданства СССР в трех экземплярах в Министерство иностранных дел СССР.
Министерство иностранных дел СССР направляло представления и другие материалы о лишении гражданства СССР с мотивированным заключением в Президиум Верховного Совета СССР.
Комитет государственной безопасности СССР свое заключение по представлению о лишении гражданства СССР направлял в Президиум Верховного Совета СССР.
Материалы о лишении гражданства СССР лиц, проживавших на территории СССР, представляемые Комитетом государственной безопасности СССР или Министерством внутренних дел СССР, готовились соответствующими ведомствами и подчиненными им органами союзных, автономных республик, краев и областей.
Материалы о лишении гражданства СССР должны были включать следующие документы:
1) мотивированное представление;
2) справку, содержавшую биографические сведения на лицо, в отношении которого оформлялись материалы о лишении гражданства СССР, с указанием места жительства в момент представления;
3) одну-две фотокарточки;
4) другие документы, имевшие отношение к делу.
При оформлении материалов о лишении гражданства СССР органом внутренних дел в каждом конкретном случае запрашивалось мнение соответствующих органов государственной безопасности.
Республиканские, краевые, областные органы Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР направляли материалы о лишении гражданства СССР со своим заключением в порядке подчиненности соответственно в Комитет государственной безопасности и Министерство внутренних дел СССР.
Материалы о лишении гражданства СССР, оформленные Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством внутренних дел СССР, направлялись в Президиум Верховного Совета СССР.
Комитет государственной безопасности СССР, Министерство внутренних дел СССР и Министерство иностранных дел СССР давали свои заключения по материалам о лишении гражданства СССР, поступившим из Президиума Верховного Совета СССР по представлениям других министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, общесоюзных органов общественных организаций, высших органов государственной власти и управления союзных и автономных республик, судов.
Государственные органы и общественные организации, вынесшие представление о лишении гражданства СССР, были обязаны приложить к своему представлению все необходимые документы.
Принадлежность к гражданству СССР устанавливалась на основании законодательства Союза ССР и союзных республик по вопросам гражданства, а также международных договоров СССР. Если обстоятельства, с которыми связывалась принадлежность лица к гражданству СССР, имели место до вступления в силу действовавшего закона о гражданстве СССР, то применялись нормы законодательных актов Союза ССР и союзных республик, действовавших в момент наступления этих фактов.
При установлении фактов, с которыми Закон о гражданстве СССР связывал принадлежность к гражданству СССР, принимались во внимание как документы и иные письменные доказательства соответствующих обстоятельств, так и надлежащим образом оформленные свидетельские показания.
Установление принадлежности к гражданству СССР осуществлялось по заявлениям лиц, обращавшихся с соответствующими ходатайствами и по инициативе заинтересованных государственных органов.
При установлении, что в отношении данного лица отсутствовали доказательства, подтверждающие обстоятельства, с которыми Закон о гражданстве СССР связывал принадлежность к гражданству СССР, ему отказывалось в признании принадлежности к гражданству СССР. Это правило действовало и в том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству СССР была ошибочно документально оформлена.
Если у лица, ходатайствовавшего об установлении принадлежности его к гражданству СССР, имелись несовершеннолетние дети, то одновременно с проверкой и установлением гражданства родителей, проверялось и устанавливалось гражданство его детей.
При проверке принадлежности к гражданству СССР по заявлениям граждан ее результаты обязательно объявлялись заявителям. Если принадлежность к гражданству СССР проверялась по инициативе заинтересованных государственных органов и было установлено, что проверяемое лицо документировано правильно, то о результатах проверки сообщалось только этим органам.
Принадлежность к гражданству СССР лица, проживавшего за границей, устанавливалась Министерством иностранных дел СССР, а лица, проживавшие на территории СССР, - органами внутренних дел.
Лицо, проживавшее за границей, которое ходатайствовало об установлении принадлежности его к гражданству СССР, подавало об этом заявление в дипломатическое или консульское представительство СССР. К заявлению прилагалась подробная автобиография в трех экземплярах и три фотокарточки размером 5-6 см анфас, без головного убора.
Заявление и все экземпляры автобиографии должны были быть подписаны самим заявителем. Если заявитель не мог подписать их по неграмотности или в силу физических недостатков, документы по его просьбе подписывались другим лицом.
Дипломатическое или консульское представительство СССР за границей оформляло в двух экземплярах запрос об установлении принадлежности заявителя к гражданству СССР, в котором должны были содержаться следующие сведения о заявителе:
1) фамилия, имя и отчество (если заявитель изменял фамилию, имя и отчество, то необходимо было перечислить все фамилии, имена и отчества, под которыми он проживал, а также указать причины их изменения);
2) год, число и месяц рождения;
3) место рождения;
4) национальность;
5) семейное положение;
6) образование;
7) выдавался ли лицу советский документ, удостоверяющий личность, кем был выдан этот документ;
8) в гражданстве какого иностранного государства состоит в настоящее время;
9) отношение к воинской обязанности, когда и в какой армии служил;
10) где проживал на территории СССР до выезда за границу;
11) где и в качестве кого работал до выезда из СССР;
12) подвергался ли уголовной или административной ответственности в СССР;
13) членство в партийных, профсоюзных и других общественных организациях в СССР;
14) при каких обстоятельствах покинул СССР;
15) подробные сведения о родственниках в СССР и за пределами СССР, их место жительства и гражданство.
Запрос об установлении принадлежности лица к гражданству СССР подписывался главой консульского представительства и вместе с другими материалами в двух экземплярах направлялся в Министерство иностранных дел СССР.
Министерство иностранных дел СССР по поступлении материалов об установлении принадлежности к гражданству СССР проводило соответствующую проверку в своих архивах и запрашивало, в случае необходимости, органы внутренних дел и другие учреждения и организации СССР, либо дипломатические или консульские представительства СССР, расположенные в других странах, откуда могут быть получены сведения о гражданстве этого лица, а также мнение соответствующих органов Комитета государственной безопасности. Оно же рассматривало материалы по существу и принимало по ним решение, в котором должны были быть указаны юридические основания, в соответствии с которыми лицо признавалось либо не признавалось гражданином СССР. О принятом решении информировались дипломатическое или консульское представительство СССР.
Дипломатическое или консульское представительство СССР информировало заявителя о результатах проверки принадлежности его к гражданству СССР. В случае, если принадлежность заявителя к гражданству СССР подтверждалась, дипломатическое или консульское представительство СССР выдавало ему советский общегражданский заграничный паспорт и ставило его на консульский учет как советского гражданина.
Что касается установления принадлежности к гражданству СССР лиц, проживавших на территории СССР, то проверке принадлежности к гражданству СССР подлежали:
1) лица, проживающие на территории СССР по виду на жительство для иностранного гражданина, или лица без гражданства, обратившиеся с заявлением, или если в отношении таких лиц поступили сведения о том, что они являются гражданами СССР;
2) лица, предъявившие в органы внутренних дел иностранный паспорт без визы на въезд в СССР или без отметки КПП погранвойск о проследовании через границу, если они ранее на учете в органах внутренних дел как иностранные граждане или лица без гражданства не состояли;
3) лица, проживавшие по внутреннему советскому паспорту, при поступлении сведений или обоснованных заявлений о том, что они не являются гражданами СССР;
4) лица, освобожденные из мест лишения свободы и предъявившие справку об освобождении, в которой указывалось, что они являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, если ранее такие лица на учете в органах внутренних дел не состояли.
Установление принадлежности к гражданству СССР производилась во всех других случаях, когда возникало сомнение относительно принадлежности данного лица к гражданству СССР.
На лицо, принадлежность к гражданству СССР которого проверялась, органы внутренних дел по месту жительства проверяемого составляли подробный протокол-заявление, в котором должно было быть отражено, когда и где проверяемый родился, гражданство родителей в момент его рождения, когда и по каким документам прибыл в СССР, где, кто из родственников проживал или проживает, их гражданство и другие вопросы в зависимости от обстоятельств.
Проверяемый представлял подробную автобиографию с указанием в ней всех близких родственников, обстоятельств приобретения или утраты им гражданства СССР, справку с места жительства с указанием в ней состава семьи, три фотокарточки и другие документы, имеющие отношение к делу.
Органы внутренних дел оформленные надлежащим образом материалы на проверяемого направляли по подчиненности в министерство внутренних дел союзной (не имевшей областного деления)или автономной республики, управление внутренних дел исполнительного комитета областного (краевого) Совета народных депутатов.
Министерства внутренних дел союзных (не имевших областного деления) или автономных республик, управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов заводили дела на лиц, принадлежность к гражданству СССР которых устанавливалась, запрашивали учреждения и организации СССР, откуда могли быть получены сведения о гражданстве этих лиц, проверяли его по картотеке централизованного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме того, такие лица и их родственники проверялись по данным других информационных центов, по всем местам жительства в СССР, по документам прописки проверяемых в прежних местах жительства, по записям актов гражданского состояния, по материалам уголовных дел, если проверяемый когда-либо находился под следствием, а в необходимых случаях по государственным архивам и архивам Министерства иностранных дел СССР.
По материалам установления принадлежности лица к гражданству СССР запрашивалось мнение соответствующих органов государственной безопасности. После получения мнения соответствующих органов государственной безопасности по проведенной проверке министерства внутренних дел автономных республик, управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов выносили свои заключения и вместе с материалами направляли в министерства внутренних дел союзных республик. В РСФСР министерства внутренних дел автономных республик и управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов направляли такие материалы в Министерство внутренних дел СССР.
В заключениях должны были излагаться проверенные данные о лице, принадлежность к гражданству СССР которого устанавливалась, сведения о его близких родственниках и их гражданстве, а также указываться юридические основания, в соответствии с которыми лицо признавалось либо не признавалось гражданином СССР.
Если у проверяемого имелись дети, то в заключении также должно было быть определено их гражданство.
Заключения утверждались министром внутренних дел автономной республики, начальником управления внутренних дел исполнительного комитета областного (краевого) Совета народных депутатов или их заместителями.
Министерство внутренних дел СССР или министерства внутренних дел союзных республик рассматривали материалы по существу и принимали по ним решение, на основе которого осуществлялось документирование лица, принадлежность к гражданству СССР которого устанавливалась.
Иностранный паспорт (или заменявший его документ) лица, принадлежность к гражданству СССР которого была установлена, направлялся Министерством внутренних дел союзной республики вместе с копией заключения в Министерство внутренних дел СССР.
Министерство внутренних дел СССР направляло иностранный паспорт в Министерство иностранных дел СССР.
Об отказе гражданина СССР сдать иностранный паспорт (или заменявший его документ) указывалось в заключении, а лицу рекомендовалось направить его в посольство или консульство соответствующего государства.
Документирование и учет лиц, принадлежность к гражданству СССР которых проверялась, осуществлялись в порядке, установленном Министерством внутренних дел СССР.
В Инструкции устанавливался также порядок оформления документов, связанных с приобретением или сохранением детьми гражданства СССР и изменением их гражданства.
При оформлении материалов об изменении гражданства родителей органы внутренних дел во всех случаях в своих заключениях указывали фамилии, имена и возраст несовершеннолетних детей, если согласно Закону о гражданстве СССР одновременно изменялось их гражданство. При этом на изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет было необходимо согласие детей, выраженное в письменной форме и нотариально заверенное.
При установлении обстоятельств, с которыми Закон о гражданстве СССР связывал приобретение детьми гражданства СССР, органы внутренних дел истребовали от их законных представителей нотариально заверенные копии свидетельств о рождении детей, а также другие документы, имеющие отношение к делу.
Усыновители, желавшие избрать гражданство СССР усыновленному ребенку, подавали в органы внутренних дел по месту жительства совместное нотариально заверенное заявление, а также документ, подтверждающий усыновление ребенка.
Органы внутренних дел материалы по вопросам гражданства детей направляли в министерства внутренних дел союзных, автономных республик, управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов.
Министерства внутренних дел союзных, автономных республик, управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов по личным учетным делам и другим материалам проверяли гражданство родителей (усыновителей) и выносили свои заключения о том, является ли несовершеннолетний гражданином СССР.
В заключениях по вопросам гражданства детей должны были быть подробно указаны сведения как о ребенке, в отношении гражданства которого рассматривались материалы, так и о его родителях (усыновителях), их гражданство и место постоянного проживания на момент рождения ребенка, а также другие данные, необходимые для определения гражданства.
Заключения утверждались министрами внутренних дел союзных и автономных республик, начальниками управлений внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов народных депутатов или их заместителями и приобщались к личным делам родителей, являвшихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В случае, когда ни один из родителей ребенка, вопрос о гражданстве которого рассматривался, не являлся гражданином СССР, заключения составлялись в двух экземплярах и приобщались к личным делам каждого родителя.
Законным представителям детей, признанных гражданами СССР, органы внутренних дел выдавали справку установленного образца, которая являлась основанием к выдаче детям внутренних советских паспортов (ее образец приводится ниже).

Министерство внутренних дел ________________________________
Управление внутренних дел _____________________________
"___" _________ 19___ г.

Справка N _______

выдана для получения паспорта гражданина Союза Советских
Социалистических Республик
Фамилия ____________________________________________________________
Имя и отчество _____________________________________________________
Год и место рождения _______________________________________________
Свидетельство о рождении N ____ от "___" ________ 19___ г. актовая
запись N _______ от "___" _________ 19___ г.
Место регистрации __________________________________________________
(наименование и местонахождение отдела (бюро)ЗАГСа)
В соответствии со ст.___ Закона СССР "О гражданстве СССР" от
1.12.1978 г. является гражданином Союза Советских Социалистических
Республик.

Основание: заключение МВД, УВД _____________________________________
____________________________________ от "___" _________ 19___ г.

Начальник ОВИР (ПО)МВД, УВД _________________
(подпись)

М.п.

В остальных случаях дети, признанные гражданами СССР, вписывались в паспорта родителей - граждан СССР.
В 1990 г. вопрос о порядке подачи и оформления заявлений по вопросам гражданства был урегулирован новым Законом о гражданстве СССР, который в целом сохранял ранее установленный порядок.
В соответствии со ст. 37 указанного Закона заявления по вопросам гражданства подавались соответственно на имя Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики через органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителей, а лицами, постоянно проживавшими за границей, - через соответствующие советские дипломатические представительства или консульские учреждения.
Лицо, состоявшее в гражданстве государства, с которым СССР был заключен договор о предотвращении двойного гражданства, было обязано представить документ, свидетельствующий об отношении этого государства к намерению гражданина изменить гражданство.
Ходатайства о приеме в советское гражданство, восстановлении в советском гражданстве или выходе из него рассматривались по письменной просьбе заявителя. Ходатайства в отношении лиц, не достигших 18 лет, рассматривались по просьбе их законных представителей, удостоверенной нотариально, а за границей - удостоверенной советским дипломатическим или консульским учреждением.
При подаче заявления о приеме в советское гражданство, восстановлении в советском гражданстве и выходе из него детей в возрасте от 14 до 18 лет было обязательно их согласие, которое должно было быть выражено в письменной форме и удостоверено нотариально, а за границей - советским дипломатическим представительством или консульским учреждением.
При подаче ходатайства о выходе из гражданства СССР несовершеннолетнего ребенка, один из родителей которого оставался гражданином СССР, должно было быть представлено также заявление этого родителя, в котором выражалось его отношение к выходу ребенка из гражданства СССР. Такое заявление должно было быть удостоверено нотариально, а за границей - советским дипломатическим представительством или консульским учреждением.
Если заявитель не мог подписать заявление по неграмотности или в случае физических недостатков, заявление по его просьбе подписывалось другим лицом, о чем органом внутренних дел, а за границей - советским дипломатическим представительством или консульским учреждением делалась соответствующая подпись на заявлении (ст. 38).
Заявление о принадлежности лица к гражданству СССР подавалось в орган внутренних дел по месту постоянного жительства этого лица, а лицом, постоянно проживавшим за границей, - в соответствующее советское дипломатическое или консульское учреждение.
При определении принадлежности к гражданству СССР применялись акты законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик и правила международных договоров СССР, действовавшие в момент наступления обстоятельств, с которыми связывалась принадлежность лица к гражданству СССР (ст. 39).
Представления о лишении гражданства СССР вносились государственными органами Союза ССР, союзных и автономных республик, а также советскими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями через Министерство иностранных дел СССР (ст. 40).
Оформление заявлений по вопросам гражданства СССР производилось при личном обращении заявителя органами внутренних дел по месту его постоянного жительства, а в отношении лиц, постоянно проживавших за границей, - соответствующими советскими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями. При наличии уважительных причин органы внутренних дел, советские дипломатические представительства и консульские учреждения были обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлениям, переданным через других лиц или по почте (ст. 41).
Орган внутренних дел, советское дипломатическое представительство или консульское учреждение, производящие оформление заявлений по вопросам гражданства, выносили по ним свои мотивированные заключения.
Министерство внутренних дел СССР, Министерство иностранных дел СССР и Комитет государственной безопасности СССР свои заключения по заявлениям или представлениям по вопросам гражданства и другие необходимые материалы направляли на имя Президента СССР.
Министерства внутренних дел, министерства иностранных дел и комитеты государственной безопасности союзных республик, министерства внутренних дел и комитеты государственной безопасности автономных республик свои заключения по заявлениям по вопросам гражданства и другие необходимые материалы направляли в Президиумы Верховных Советов или высшим государственным должностным лицам соответствующих союзных, автономных республик. Советы Министров союзных и автономных республик представляли Президенту СССР, Президиуму Верховного Совета или высшему государственному должностному лицу соответствующей союзной, автономной республики мотивированные заключения о целесообразности приема в советское гражданство или восстановления в нем каждого заявителя, в том числе о возможности его трудового, жилищного и иного устройства в республике.
В заключениях по заявлениям о выходе из гражданства СССР сообщались также сведения относительно неисполненных обязательств заявителя перед государством или его имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций, о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо об имеющемся в отношении его вступившем в законную силу приговоре суда, подлежащем исполнению, либо о том, что выход данного лица из гражданства СССР противоречит интересам государственной безопасности СССР (ст. 42).
Закон о гражданстве 1991 г. содержал главу VI, посвященную производству по делам о гражданстве Российской Федерации.
В соответствии с ним (ст. 37) заявления о регистрации изменения гражданства подавались в органы внутренних дел РФ по месту жительства заявителя, а лицами, проживавшими за пределами Российской Федерации, - в соответствующие дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации.
Ходатайства по вопросам гражданства подавались на имя Президента РФ, через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, проживавшими за пределами Российской Федерации, - через дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации.
Заявления и ходатайства по вопросам гражданства подавались в письменном виде. Согласие заинтересованных лиц на приобретение, прекращение, сохранение или изменение гражданства должно было иметь письменную форму. Подпись под этим документом удостоверялась нотариально. Подписи граждан Российской Федерации, проживавших за ее пределами, могли удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.
Если заявитель не мог подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в случае своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывалось другим лицом, о чем делалась соответствующая нотариальная запись. За пределами Российской Федерации такая запись в заявлении или ходатайстве делалась дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.
Оформление заявления или ходатайства по вопросам гражданства РФ производилось органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявитель проживал за пределами Российской Федерации, - соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.
При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации были обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна была быть удостоверена нотариально.
При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивалась государственная пошлина, размер которой устанавливается законом РФ. Малообеспеченные лица освобождались полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 39).
Орган внутренних дел РФ, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации выносили по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации свое мотивированное заключение и в необходимых случаях составляли представление.
Заключения и представления по вопросам гражданства Российской Федерации и другие необходимые документы направлялись в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ (ст. 40).
Срок подачи заявления по вопросам гражданства, пропущенный по уважительным причинам, мог быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ (ч. 2 ст. 41).
В целях реализации Закона о гражданстве 1991 г. Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации*(462), в которое Указом Президента РФ от 27 декабря 1993 г. были внесены изменения и дополнения и утверждена его новая редакция*(463) в связи с внесением изменений и дополнений в Закон о гражданстве 1991 г. Законом РФ от 17 июля 1993 г..
Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации заявления или ходатайства по вопросам гражданства подавались дееспособными лицами.
Оформление приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации начиналось по месту жительства заявителя: для лиц, проживавших на территории Российской Федерации, - в органах внутренних дел РФ; для проживавших за пределами России, - в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации.
В отношении лиц, прибывших в Россию в связи с трудовым соглашением, учебой, иными целями, органы внутренних дел оформляли материалы по вопросам гражданства после решения вопроса о месте их жительства на территории России.
В случае, когда приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации оформлялось в порядке регистрации, т.е. в упрощенном порядке, подавались заявления. В случаях, не подпадавших под регистрационный порядок, оформлялись ходатайства.
Заявление или ходатайство считалось принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и правильно оформленных документов.
Заявление об изменении гражданства в порядке регистрации и приложенные к нему документы на территории России рассматривались Министерством внутренних дел РФ, министерствами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а за пределами Российской Федерации - консульскими учреждениями. Эти органы были правомочны принимать по заявлениям решения.
В исключительных случаях, когда лицо, имевшее право на приобретение гражданства Российской Федерации в порядке регистрации, не могло лично по месту жительства подать заявление о предоставлении гражданства, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ была вправе дать поручение органам, ведавшим делами о гражданстве, об оформлении гражданства этому лицу по месту его временного пребывания.
Ходатайства лиц, проживавших на территории России, и другие необходимые документы вместе с заключениями территориальных органов Федеральной службы контрразведки РФ*(464), органов внутренних дел на местах направлялись министерствами внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениями (главным управлениями)внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в Министерство внутренних дел РФ, которое направляло все материалы со своими заключениями в Комиссию по вопросам гражданства и Федеральную службу контрразведки РФ, представлявшую свое заключение непосредственно в Комиссию по вопросам гражданства.
Ходатайства лиц, проживавших за пределами Российской Федерации, вместе с необходимыми документами и заключениями консульских учреждений направлялись в Министерство иностранных дел РФ, которое представляло их вместе со своими заключениями в Федеральную службу контрразведки РФ. Эта служба выносила свое заключение и все материалы направляла в Комиссию по вопросам гражданства.
Срок рассмотрения заявлений и ходатайств в органах внутренних дел на местах и территориальных органах Федеральной службы контрразведки РФ, в Министерстве внутренних дел РФ, в Федеральной службе контрразведки РФ, в консульских учреждениях и Министерстве иностранных дел РФ не должен был превышать одного месяца.
При подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, кроме случаев его признания и случаев, касавшихся бывших граждан Российской Федерации, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления, взималась государственная пошлина, размер которой устанавливался законодательством РФ.
При приобретении гражданства в результате признания для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г. и имевших паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требовалась.
До введения удостоверений личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждавшими гражданство Российской Федерации, являлись: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждавшим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
В целях реализации Закона о гражданстве 1991 г. Правительство РФ постановлением от 9 декабря 1992 г. "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации"*(465) ввело в качестве временных документов вкладыши к паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего (их образцы приводятся ниже), а также утвердило текст, вносимый во вновь изготавливаемые паспорта гражданина СССР, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Приложение N 1
к постановлению Правительства РФ
от 9 декабря 1992 г. N 950

Вкладыш
к паспорту гражданина СССР, свидетельствующий о принадлежности
к гражданству Российской Федерации

Российская Федерация - Россия

Фамилия _________________________________________________________________
Имя _____________________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________________
является гражданином Российской Федерации на основании ст. _______ Закона
РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 28 ноября 1991 года.

Выдано к паспорту серии ______________ N ___________________________
Дата выдачи ________________________________________________________

М.П.
Подпись ______________________
серия ________________ N __________

Приложение N 2
к постановлению Правительства РФ
от 9 декабря 1992 г. N 950

Вкладыш
к свидетельству о рождении, свидетельствующий о принадлежности
к гражданству Российской Федерации

Российская Федерация - Россия

Фамилия _________________________________________________________________
Имя _____________________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________________
является гражданином Российской Федерации на основании ст. _______ Закона
РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 28 ноября 1991 года.

Выдано к свидетельству о рождении серии ____________ N _____________

Дата выдачи ________________________________________________________

М.П.
Подпись ______________________
серия ________________ N __________

Приложение N 3
к постановлению Правительства РФ
от 9 декабря 1992 г. N 950

Вкладыш
к удостоверению личности (военному билету) военнослужащего,
свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации

Российская Федерация - Россия

Фамилия _________________________________________________________________
Имя _____________________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________________
является гражданином Российской Федерации на основании ст. _______ Закона
РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 28 ноября 1991 года.

Выдано к удостоверению личности (военному билету)
серии __________________ N ___________________
Дата выдачи _____________________________

М.П.
Подпись ______________________
серия ________________ N __________

Приложение N 4
к постановлению Правительства РФ
от 9 декабря 1992 г. N 950

Текст
вносимый во вновь изготавливаемые паспорта гражданина СССР

Российская Федерация - Россия

Владелец паспорта является гражданином Российской Федерации на
основании ст. ____________________ Закона РСФСР "О гражданстве РСФСР" от
28 ноября 1991 года.

М.П. Подпись ______________

Порядок выдачи документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, устанавливался Министерством внутренних дел РФ и Министерством иностранных дел РФ.
Для приобретения гражданства по рождению родители, имевшие различное гражданство, при выборе гражданства ребенка подавали до исполнения ему одного года в органы внутренних дел или консульское учреждение по месту жительства копию свидетельства о рождении ребенка и письменное согласие о выборе его гражданства.
Изменение гражданства детей до достижения ими 18-летнего возраста, один из родителей которых имел гражданство Российской Федерации, а другой - иное гражданство, могло быть осуществлено по заявлениям родителей на основании закона о гражданстве.
Изменение гражданства детей до достижения ими 18-летнего возраста, находившихся под опекой или попечительством, в случае смерти родителей осуществлялось по ходатайствам опекунов или попечителей.
Лица, имевшие право на приобретение гражданства в порядке регистрации, при приобретении гражданства Российской Федерации представляли в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту жительства следующие документы в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая:
заявление;
копию свидетельства о рождении;
документы или надлежащим образом оформленные свидетельские показания, подтверждающие принадлежность супруга или родственников по прямой восходящей линии к гражданству Российской Федерации;
документ, подтверждавший принадлежность родителей к гражданству Российской Федерации в прошлом.
При наличии несовершеннолетних детей в зависимости от обстоятельств, предусмотренных законом, представлялись также:
копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав;
письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Употребляемое в Законе о гражданстве понятие "граждане бывшего СССР" применялось в отношении лиц, не являвшихся гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР. После прекращения срока действия этого положения указанная категория лиц на территории Российской Федерации переходила в категорию лиц без гражданства.
Граждане бывшего СССР, имевшие статус беженца, приобретали гражданство Российской Федерации в порядке регистрации после определения места жительства на территории Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, приобретавшие гражданство в результате приема, представляли в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту жительства:
ходатайство на имя Президента РФ;
документ о наличии установленного законом срока проживания на территории Российской Федерации;
при наличии обстоятельств, дающих право на сокращение установленного законом срока проживания на территории России, - документы, подтверждавшие факты, определявшие условия приема в гражданство Российской Федерации.
При наличии несовершеннолетних детей в зависимости от обстоятельств, предусмотренных законом, предоставлялись также:
копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав;
письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Лица, имевшие паспорт гражданина СССР, постоянно проживавшие за пределами бывшего СССР и не состоявшие в гражданстве Российской Федерации, приобретали российское гражданство в результате приема.
Лица, приобретавшие гражданство в результате восстановления, представляли по месту жительства следующие документы:
заявление;
копии свидетельств о рождении, усыновлении, установлении опеки или попечительства;
документы, подтверждающие принадлежность заявителя или его родителей к гражданству Российской Федерации в прошлом, а при отсутствии этих документов - надлежащим образом оформленные свидетельские показания.
При наличии несовершеннолетних детей в зависимости об обстоятельств, предусмотренных законом, представлялись:
копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав;
письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Бывшие граждане Российской Федерации, т.е. граждане бывшего СССР, проживавшие на территории России непосредственно перед выездом на постоянное жительство за пределы бывшего СССР до введения в действие Закона о гражданстве 1991 г., считавшиеся восстановленными в гражданстве Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве, представляли в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту жительства для получения паспорта:
заявление с изложением известных заявителю обстоятельств, вызвавших лишение или утрату гражданства;
документ, подтверждавший постоянное проживание на территории России непосредственно перед выездом за пределы бывшего СССР, заверенную копию свидетельства о рождении на территории России.
В случае необходимости сведения о лишении гражданства или утрате гражданства заявителем без его свободного волеизъявления могли быть запрошены в Министерстве иностранных дел РФ, Министерстве внутренних дел РФ или Федеральной службе контрразведки Российской Федерации.
Лица, на которых не распространялось положение закона о восстановлении в гражданстве Российской Федерации в порядке регистрации, представляли в органы внутренних дел или консульские учреждения:
ходатайство на имя Президента РФ;
документы, подтверждавшие принадлежность заявителя к гражданству Российской Федерации в прошлом.
Граждане Российской Федерации, проживавшие на территории России, для выхода из гражданства по ходатайству представляли в органы внутренних дел по месту жительства:
ходатайство на имя Президента РФ;
копии свидетельств о рождении и браке;
личную декларацию об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ.
Граждане призывного возраста, ходатайствовавшие о выходе из гражданства, представляли справку из военного комиссариата о том, что им не направлена повестка о призыве на срочную службу.
Если заявитель одновременно ходатайствовал о выходе из гражданства Российской Федерации несовершеннолетних детей, то в зависимости от обстоятельств, предусмотренных законом, представлялись:
копии свидетельств о рождении, установлении опеки или попечительства, лишении родительских прав;
письменное согласие сторон на прекращение или сохранение гражданства ребенка, если один из родителей или опекунов оставался гражданином Российской Федерации;
письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на принятие гражданства.
Граждане Российской Федерации, проживавшие на ее территории, для выхода из гражданства в порядке регистрации представляли в органы внутренних дел по месту жительства:
заявление;
документы, подтверждавшие принадлежность к иному гражданству супруга заявителя либо одного из его родителей или детей;
копии свидетельств о рождении и браке;
личную декларацию об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ.
Граждане призывного возраста, обратившиеся с заявлением о выходе из гражданства, представляли также справку из военного комиссариата о том, что им не направлена повестка о призыве на срочную службу.
Граждане Российской Федерации, проживавшие за пределами России, представляли в консульские учреждения по месту жительства:
заявление;
копии свидетельств о рождении и браке;
личную декларацию об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ.
Если заявитель просил зарегистрировать одновременно с ним выход из гражданства Российской Федерации несовершеннолетних детей, то в зависимости от обстоятельств, предусмотренных законом, представлялись:
копии свидетельств о рождении детей, установлении опеки или попечительства, лишении родительских прав;
письменное согласие сторон на прекращение гражданства ребенка, если один из родителей или опекунов оставался гражданином Российской Федерации;
письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства.
Заявления о выходе из гражданства Российской Федерации лиц, выехавших за пределы России на временное пребывание, принимались к рассмотрению после решения вопроса об оставлении их на постоянное жительство за пределами России в консульских учреждениях либо в органах внутренних дел по возвращении на территорию Российской Федерации.
При установлении подтвержденного судебным решением факта приобретения лицом гражданства Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, влекущего отмену решения о приеме в гражданство, Министерство внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управление (главное управление)внутренних дел или консульское учреждение выносило заключение, которое вместе с материалами о приеме данного лица в гражданство Российской Федерации направлялось соответственно в Министерство внутренних дел РФ или Министерство иностранных дел РФ, а затем в Комиссию по вопросам гражданства.
Определение принадлежности к гражданству Российской Федерации лиц, проживавших на территории России, осуществлялось органами внутренних дел, а лиц, проживавших за пределами России, - консульскими учреждениями по личным заявлениям этих лиц или по инициативе государственных органов в случаях, когда возникали сомнения относительно их принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Одновременно с проверкой и установлением гражданства родителей проверялось и устанавливалось гражданство их несовершеннолетних детей.
По результатам определения принадлежности к гражданству органы внутренних дел и консульские учреждения выносили мотивированные заключения, которые доводились до сведения заинтересованных лиц или государственных органов, по инициативе которых проводилась проверка гражданства.
17 мая 2000 г. Указом Президента РФ в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации были внесены дополнения*(466), связанные с принятием Федерального закона от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"*(467). Положение было дополнено указанием на то, что лицо, признанное гражданином Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (п. 4 ст. 11)*(468), при обращении за подтверждением признания его гражданином Российской Федерации представляло в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту жительства:
копию свидетельства о рождении;
документальное подтверждение того, что оно состояло в гражданстве СССР, либо документальные подтверждения того, что оно являлось потомком лица, состоявшего в гражданстве СССР;
документальное подтверждение соответствующих органов иностранных государств факта обращения лица с заявлением о нежелании состоять в гражданстве других государств.
bc351c6541af45ff75497eb5cb86248c.js" type="text/javascript">589cccd15059e05ee2e1974cf7bf5f39.js" type="text/javascript">92f606352430f739aea6de0b2a3c885b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 147 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: