Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Состояние законодательства в области культуры -1
 (голосов: 0)
  Российское законодательство на современном этапе | Автор: admin | 8-06-2010, 14:32

Принятые за последние годы правовые нормативные акты не в полной мере регламентируют публичные отношения социально-культурной сферы. Обновление законодательства после принятия Конституции Российской Федерации идет, но не настолько интенсивно, чтобы решить все проблемы. Этот процесс сдерживается нечеткостью разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, отсутствием единства в подходах к решению главных задач по охране и защите прав человека, реализации возможностей по возрождению и развитию национальных культур, языка, самобытности наций и народностей. Нормативные акты, принятые за последние годы по вопросам защиты прав и интересов граждан на уровне Российской Федерации, должны послужить основанием для издания соответствующих актов субъектов Федерации, отправной точкой в их законотворчестве по вопросам регулирования социально-культурной сферы, естественно, в рамках их полномочий.
Наметившиеся тенденции развития законодательства в социально-культурной сфере высветили и проблемы, связанные с реализацией уже принятого законодательства и разработкой проектов новых законов.
Верховенство публичного интереса в социально-культурной сфере необходимо законодательно закрепить на федеральном уровне и в актах субъектов Российской Федерации в областях: государственной политики по улучшению положения детей и профилактике безнадзорности, охраны здоровья населения, повышения качества фундаментального образования, государственной поддержки различных форм научного творчества, научного, духовного и художественного возрождения России. Но законодательство субъектов Российской Федерации не должно дублировать положения, уже закрепленные центром, они должны отражать особенности социального, экономического, национального и иного характера, присущие только конкретному региону. В актах субъектов Российской Федерации целесообразно освещать формы как государственного, так и общественного контроля. Также необходимо установить границы коммерциализации социально-культурной сферы в виде государственных гарантий прав и интересов граждан. Субъект Российской Федерации несет обязанность по обеспечению в регионе того социального минимума, который закреплен основными законами России.
Анализ нормотворчества Федерации и субъектов Российской Федерации показывает, что "центр тяжести" законопроектной работы в социально-культурной сфере целесообразно перенести в регионы.
Принятые в последнее время федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации в социально-культурной сфере необходимо систематизировать и кодифицировать, с тем чтобы создать стройную, внутренне согласованную и удобную для пользования систему актов. Кодификация федерального законодательства могла бы создать базу и для кодификации регионального законодательства. Законотворчество в регионах, таким образом, отражало бы социально-экономические и национальные особенности субъектов Российской Федерации, обеспечивало связь актов между собой и с федеральным законодательством.
В программы законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации могли бы войти следующие проекты законов: в области культуры - об охране историко-культурного наследия, о днях национальных культур, о поддержке развития и сохранения культуры, о народных и художественных промыслах, о статусе народного умельца; в области образования - о социальном статусе учителя, о системе внешкольного образования, о муниципальной системе образования, о военно-патриотическом воспитании школьников, о поддержке профессионального образования; в области науки - о науке и научной деятельности, о государственной поддержке молодых ученых и аспирантов, о правовом статусе временных творческих коллективов, о социальной защите учащихся и студентов; в области здравоохранения - о системе здравоохранения, о муниципальной системе здравоохранения, о медико-социальных учреждениях, о медико-социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и работы; в области туризма и отдыха - о туристической деятельности, о физической культуре и спорте, об особом статусе мест отдыха населения.
Систематизация и кодификация региональных нормативных правовых актов в социально-культурной сфере будут служить и одним из направлений развития регионального законодательства. Необходимость подготовки отраслевых законов с учетом в них специфики регионов и национальных отношений продиктована разнородностью правовых актов на уровне как Российской Федерации, так и самих субъектов Российской Федерации.
В период с 1994 г. по настоящее время Государственной Думой было принято, Советом Федерации одобрено и Президентом Российской Федерации подписано более 350 законов, направленных на урегулирование социальных проблем России. Достойное место среди них занимают и законы, относящиеся к области культуры. Это - итог активной и плодотворной работы всех участников законодательного процесса в деле заполнения еще открытых ниш в рассматриваемом секторе правового поля Российской Федерации.
Развитие законодательства - процесс хотя и непрерывный, тем не менее, неравномерный. Он проходит определенные этапы, объективно обусловленные как внутренним состоянием общества, так и влиянием международных условий. В данном случае можно выделить два этапа в развитии российского законодательства о культуре.
До 1993 г. процессы демократизации в России, начатые перестройкой, имели еще не очень обширное юридическое обоснование. Законодательный орган - Верховный Совет РСФСР - работал на основании Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в период 1989-1993 гг. Верховным Советом РСФСР и Съездом народных депутатов РСФСР), в которой проблема прав человека в области культуры была представлена как одно из важнейших завоеваний социализма. Именно в тот период был принят целый ряд базовых законов в сфере культуры, закрывших былые зияющие пробелы правового поля России. Именно тогда были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и целый ряд других законов, которые с соответствующими изменениями действуют и сегодня.
Основанием законодательной деятельности служили также собственные постановления Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР и постановления Правительства СССР или РСФСР.
Кроме того, с 3 января 1976 г. для СССР вступил в силу Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966, согласно которому каждое государство, подписавшее документ, не только признает права каждого человека на социальное обеспечение и, в частности, на культурное развитие и доступ к ценностям культуры, но и обязуется принять все, в том числе законодательные, меры для постепенного полного осуществления прав на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых данный гражданин является, без какой бы то ни было дискриминации*(95). Однако потребовалось около 20 лет, чтобы положения Пакта стали в достаточно полной мере реализовываться в российском законодательстве. Да и сейчас проблем в отношении, в частности реального обеспечения прав гражданина на доступ к ценностям культуры, остается не меньше.
В 90-е годы наступает новый этап развития российского законодательства. Связано это, прежде всего с двумя важнейшими факторами.
Первый из них - принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, свобода совести, свобода вероисповедания; каждый имеет право на свободный труд и на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, пользование родным языком; на свободный выбор языка общения, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Новый Основной Закон стал мощным стимулом развития и демократизации всего российского законодательства. Если до 1993 г. было принято и вступило в силу порядка 10 законов в области культуры, то после этого рубежа - до 30 законов, регулирующих вопросы культуры напрямую и около двух десятков кодексов и законов, регулирующих эти вопросы косвенно.
Законодательство развивалось не только на основе действовавшей правовой базы, но и с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации в 1994-2003 гг. В выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации еще в 2000 г. отмечалось, что "социальная политика - это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры".
Конкретные задачи развития сферы культуры ставились и в Посланиях Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации о бюджетной политике, в постановлении Правительства Российской Федерации о программах социально-экономического развития на период 1996-2000 гг. и в постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В качестве важнейшей в них ставилась задача - принятие законодательных мер по реальному обеспечению конституционных норм о праве каждого гражданина на образование, на охрану здоровья, на доступ к культурным ценностям, на благоприятную окружающую среду и другие права, которые пока во многом остаются необеспеченными, прежде всего из-за кризисного состояния российского общества, сложнейших экономических проблем, недостаточного финансирования социальной сферы, низкого уровня жизни большинства россиян.
Второй фактор связан с гораздо большей открытостью России миру, активным включением в международную жизнь, вступлением в целый ряд международных организаций, что стимулировало приведение российского законодательства в соответствие с международными требованиями и нормами. В связи с этим, в частности, был принят целый ряд ратификационных законов. Федеральным законом от 04.11.95 N 163-ФЗ была ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, согласно которой Россия обязуется выполнять все заложенные в Конвенции нормы относительно соблюдения прав и свобод человека в области культуры, образования, здравоохранения. Для Российской Федерации она вступила в силу с 11.08.98. В 1996 г. в России были приняты федеральные законы от 23.02.96 N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и N 20-ФЗ "О присоединении к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему". В 1998 г. вступил в силу федеральный закон от 30.03.98 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней". С 01.12.98 вступила в силу для Российской Федерации Конвенция о защите национальных меньшинств, подписанная 01.02.95 в Страсбурге и ратифицированная Федеральным Собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 18.06.98 N 84-ФЗ).
В целом за последние годы в развитии законодательства в сфере культуры было сделано немало. Можно даже говорить об определенном прогрессе, чему в немалой степени способствовала и активная деятельность соответствующих комитетов Государственной Думой всех трех созывов.
Сфера культуры тесно связана со всеми сферами общественной жизни. Ее развитие невозможно рассматривать в отрыве от экономики как базы развития общества. Поэтому федеральные законы и указы Президента Российской Федерации о повышении размеров заработной платы, пенсий, пособий на детей, стипендий и т.п. также в определенной мере можно рассматривать как направленные на расширение возможности доступа российских граждан к ценностям культуры, поскольку они призваны повысить их жизненный уровень.
Что касается общего состояния законодательства непосредственно в сфере культуры, то здесь картина представляется следующей.
Главным в этой области стал Закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 09.10.92 N 3612-1. Закон определил, что задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
В законе определены область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность, право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, понятие культурного достояния народов Российской Федерации, обязанности государства в области культуры,
Закон установил также компетенции федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, органов местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры; порядок приватизации в области культуры, финансирования культуры и культурной деятельности, особенности предпринимательской деятельности государственных и муниципальных организаций культуры. Законом определен также порядок материально-технического обеспечения культуры, внешнеэкономической деятельности, трудовых отношений и принципы оплаты труда работников культуры, социальной защиты работников культуры, культурного сотрудничества с соотечественниками за рубежом и ответственность за нарушение законодательства о культуре.
Но жизнь идет вперед, и целый ряд положений и норм данных Основ уже не соответствует нынешним реалиям. Поэтому сегодня в Государственной Думе идет работа над новой редакцией данного закона.
Законом от 23.06.99 N 115-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" с 1 января 2000 г. гарантировано право бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцати лет. Финансирование расходов, связанных с бесплатным посещением музеев один раз в месяц лицами, не достигшими восемнадцати лет, осуществляется в пределах финансовых средств, предусмотренных на финансирование музеев и постоянных выставок в ведомственной структуре расходов федерального бюджета.
Закон Российской Федерации от 07.07.93 N 5341-1 "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах" регулирует вопросы формирования, организации, хранения, учета, использования архивов и архивных фондов и управления ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства. Законом определены полномочия Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам архивного дела. Закон устанавливает, что в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации производится на основании экспертизы их ценности в порядке, устанавливаемом Государственной архивной службой России.
Законом определены также государственная и негосударственная части Архивного фонда Российской Федерации, порядок создания архивов, передачи права собственности на архивы, защиты права собственности на архивы, государственного управления архивным делом в Российской Федерации; система Государственной архивной службы России, порядок финансового и материально-технического обеспечения органов и учреждений системы Государственной архивной службы России, а также государственного попечения над негосударственными архивами, контроля за соблюдением законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, участия общественных и религиозных объединений и организаций в развитии архивного дела, хранения документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации, правила комплектования архивов, государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, использования архивных документов, ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах и порядок международного сотрудничества в области архивного дела.
Другим важным юридическим актом стал Закон РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18.01.85). Он регулирует общественные отношения в области охраны и использования памятников в целях обеспечения их сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в интересах патриотического воспитания трудящихся. Памятниками истории и культуры, отмечается в законе, являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Закон определяет виды памятников истории и культуры, государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры и государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры, участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры, организацию государственного учета и использования памятников истории и культуры, а также порядок их реставрации и ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Крупным шагом в развитии законодательства Российской Федерации о культуре стало принятие Закона от 26.05.96 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Он определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации и распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации. В законе дается определение Музейного фонда Российской Федерации как части культурного наследия народов Российской Федерации. Закон определяет состав Музейного фонда, его государственный каталог, состав государственной и негосударственной частей Музейного фонда, формы собственности на них, формы государственной поддержки и контроля за состоянием государственной части Музейного фонда. В законе описаны и порядок учреждения государственных и негосударственных музеев, виды деятельности музеев, лицензирования их деятельности, обеспечение доступности Музейного фонда, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде и музеях.
Этот закон также нуждается в определенных дополнениях, и потому сейчас в нижней палате парламента идет работа над специальным законопроектом, в котором должны быть урегулированы вопросы в отношении государственных музеев-заповедников.
Закон Российской Федерации от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" направлен на сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, защиту культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы Российской Федерации. Он определяет компетенцию государственных органов регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за их вывозом и ввозом; порядок предоставления права вывоза культурных ценностей, проведения государственной экспертизы культурных ценностей, порядок их временного ввоза и вывоза, право собственности на вывозимые культурные ценности, порядок использования культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и правоохранительными органами; предотвращения приобретения государственными хранилищами незаконно вывезенных из других государств, похищенных или незаконно приобретенных культурных ценностей, а также истребования культурных ценностей из незаконного владения, формы ответственности за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей.
В определенной степени его продолжением стал Федеральный закон от 15.04.98 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с указанными ценностями. Его основными целями являются:
создание необходимых правовых условий для реального обращения культурных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию Российской Федерации в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны;
обеспечение интересов Российской Федерации при урегулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности;
предоставление возможности для ознакомления с культурными ценностями гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры;
создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры. Закон действует в отношении всех культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, независимо от того, в чьем фактическом владении они находятся, а также от обстоятельств возникновения такого фактического владения.
Законом определены не подлежащие передаче ценности, условия возможной передачи перемещенных ценностей бывшим владельцам, установлены основы международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей Российской Федерации, а также порядок реализации закона. Отметим, что некоторые из норм данного закона признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Дальнейшим развитием этого закона стал закон от 25.05.2000 N 70 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации".
1972f203a8d62bab76379ab46a675e68.js" type="text/javascript">6f16535c00ce3bcc86915a5594fcc68d.js" type="text/javascript">7eda9f2e89bd017ac42a5305d9faea9a.js" type="text/javascript">37198343710cf57ab9e7ff2e5cd41aca.js" type="text/javascript">f6d7827c577c0913e87b9cb88ed2d6d8.js" type="text/javascript">09ffb141ac126d3d283b2a4e8f36540b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 179 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: