Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Квалификация коррупции по Уголовному кодексу РФ -2
 (голосов: 0)
  Российское законодательство на современном этапе | Автор: admin | 8-06-2010, 14:36
В Уголовном кодексе Российской Федерации это преступление определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Объективная сторона получения взятки, таким образом, заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.
Необходимым признаком данного преступления является его предмет - взятка. Уголовный кодекс Российской Федерации раскрывает содержание предмета взятки как деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.
В указанном постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод имущественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате. В приведенном Пленумом Верховного Суда СССР обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы взимания взяток, как получение без оплаты туристических путевок для поездок за рубеж или организация круизов.
Закон об основах госслужбы в статье 11 определяет, что под "иным имуществом и выгодами имущественного характера" следует понимать подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц.
В условиях перехода к рыночной экономике выявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности, в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве "специалистов", "консультантов" и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.д.
Уголовный кодекс Российской Федерации говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключается состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку от взяткодателя через посредника. Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка или кого представляет взяткодатель.
Использование виновным служебного положения за взятку трактуется в Уголовном кодексе Российской Федерации трояко: как действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям, либо как общее покровительство или попустительство по службе.
Первая форма, наиболее распространенная на практике, представляет собой совершение виновным за взятку действий, которые находятся в пределах предоставленных ему прав и полномочий (для руководителя - прием на работу и увольнение), или несовершение (непроведение) ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач.
Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, т.е. связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воздействовать на них своим должностным авторитетом.
Третьей формой использования служебного положения взяткополучателем закон считает общее покровительство или попустительство по службе.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя, либо оказывает ему покровительство, или попустительствует с использованием при этом своего служебного положения и желает получить ее. Получение взятки по своей природе является специальным видом корыстного злоупотребления своими должностными полномочиями. Поэтому обязательным признаком этого преступления является корыстный мотив.
Опасность получения взятки повышается за счет: а) получения взятки за незаконные действия (часть 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации) и б) получения взятки, совершенного лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации, или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (часть 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Особо квалифицированными видами получения взятки Уголовный кодекс Российской Федерации считает: а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократность ее получения; в) вымогательство взятки; г) крупный размер взятки (часть 4 статьи 190 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Следует подчеркнуть, что получение взятки госслужащим категории "А" или главой органа местного самоуправления является отягчающим обстоятельством этого вида преступления наряду с такими классическими видами отягчающих обстоятельств, как получение взятки группой лиц, неоднократно, с вымогательством, в крупном размере.
Крупный размер взятки непосредственно определен в Уголовном кодексе Российской Федерации. Согласно ему крупным размером взятки следует признавать сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих триста минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент совершения преступления (примечание к статье 190 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Еще одним элементом коррупции следует назвать факт дачи взятки, предусмотренный в статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера лично или через посредника за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения.
Субъективная сторона дачи взятки выражается только прямым умыслом. Виновный сознает, что он передает взятку или предоставляет выгоду имущественного характера должностному лицу за совершение последним действий (или воздержание от них) в пользу взяткодателя с использованием должностных полномочий и желает передать взяткополучателю незаконное вознаграждение для удовлетворения своих интересов.
Уголовный кодекс РФ устанавливает два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) при наличии вымогательства взятки со стороны должностного лица; 2) при наличии добровольного заявления взяткодателя о факте дачи взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело (примечание к статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вымогательство - это "требование должностным лицом незаконного вознаграждения под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо умышленно поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов" (комментарий Генеральной прокуратуры к Уголовному кодексу Российской Федерации).
Помимо дачи взятки наказуема "попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа" (статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Следующим элементом коррупции следует считать служебный подлог, предусмотренный в статье 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации определяет это преступление как внесение должностным лицом, а также государственным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Обязательным признаком служебного подлога является предмет преступления - официальный документ. Под официальными документами принято понимать письменные акты, удостоверяющие конкретные факты и события, имеющие юридическое значение, составленные надлежащим образом и содержащие необходимые реквизиты. Объединяет официальные документы при всем их разнообразии тот факт, что они порождают для использующего их определенные юридические последствия. Предметом подлога можно считать и частные документы при условии, что они находятся в ведении государственных организаций.
Суть подлога состоит во внесении в официальные документы ложных сведений. При этом в подлинном документе фиксируются не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Содержание же его является фиктивным, а включаемые в него данные - ложными. Другой формой, образующей объективную сторону, является внесение в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание.
Субъектом данного преступления могут быть три категории лиц: 1) должностные лица; 2) государственные служащие; 3) служащие органа местного самоуправления.
Опосредованная форма коррупции - ведение чиновником предпринимательской деятельности. При обнаружении подобных нарушений, как и в тех случаях, когда "должностное лицо имеет в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосует посредством принадлежащих ему акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества или общества" (статья 9 закона "О конкуренции"), федеральный антимонопольный орган может потребовать от провинившегося чиновника восстановить первоначальное положение либо расторгнуть договор, заключение которого повлекло нарушение закона (статья 22 закона "О конкуренции").
Этот же закон запрещает совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, что, по сути, представляет собой функциональное объединение госоргана и коммерческой организации в одно предприятие. Кстати, аналогичный запрет содержится и в законах "Об акционерных обществах" от 26 января 1995 г. и "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г., где говорится, что "государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом".
Следующий элемент коррупции - халатность.
Это преступление определяется в статье 293 Уголовного кодекса Российской Федерации как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо законных интересов общества или государства. Объективную сторону халатности составляют три необходимых признака: 1) невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей; 2) преступное последствие в виде существенного нарушения одного или нескольких законных прав и интересов; 3) причинная связь между деянием (действием или бездействием) по службе и нарушением указанных в законе прав и интересов.
Халатность может выражаться как в действии, так и в бездействии.
Следует особо выделить преступления, которые совершаются работниками правосудия при выполнении возложенных на них функций. К их числу следует отнести: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (статья 299 Уголовного кодекса Российской Федерации); незаконное освобождение от уголовной ответственности (статья 300 Уголовного кодекса Российской Федерации); незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (статья 301 Уголовного кодекса Российской Федерации); принуждение к даче показаний (статья 302 Уголовного кодекса Российской Федерации); вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (статья 305 Уголовного кодекса Российской Федерации); квалифицированный вид фальсификации доказательств (часть 2 статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Другой элемент коррупции - это факты воспрепятствования осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (статья 294 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Данное преступление представляет собой различные способы воздействия на судей, присяжных для того чтобы добиться вынесения неправосудного приговора, решения или определения, помешать суду объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело. Конкретными формами воздействия могут быть просьбы, уговоры, различные формы понуждения судей к вынесению неправосудного акта, к одностороннему рассмотрению дела. Понуждение может соединяться с угрозами судье либо членам его семьи.
Другой формой совершения данного преступления (часть 2 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации) является вмешательство в любой форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, с целью воспрепятствования надлежащему расследованию дела.
Субъективная сторона выражается только в прямом умысле. Виновный осознает, что он вмешивается в деятельность суда по отправлению правосудия либо прокурора, следователя или лица, производящего дознание, и желает помешать осуществлению правосудия, деятельности прокурора и других указанных в законе лиц.
Квалифицирующим признаком считается вмешательство в осуществление правосудия либо законную деятельность лиц, указанных в части 2 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации, или совершенное лицом с использованием своего служебного положения (часть 3 статьи 294 Уголовного кодекса Российской Федерации). Налицо особый вид злоупотребления служебными полномочиями. Лицо использует для оказания воздействия на судей или иных работников органов правосудия, перечисленных в законе, возможности, вытекающие из его положения. Это может осуществляться двояко: указанные в законе работники правосудия находятся в прямом или косвенном подчинении виновного (к примеру, он является работником управления или ведомства юстиции, вышестоящей прокуратуры или службы системы МВД России, либо ответственным работником властных либо управленческих структур, от которых зависит, хотя бы и косвенно, назначение и освобождение соответствующего работника органа правосудия, его продвижение по службе и т.п.). Должностное лицо, занимающее высокое положение, например депутат Государственной Думы, может также, используя свой авторитет, связи и т.п., воздействовать на соответствующего работника системы правосудия.
Особо следует сказать о самих государственных должностях. Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы" 1995 г. государственные должности разделяются на три категории: "А", "Б" и "В".
Государственные должности категории "А" устанавливаются Конституцией Российской Федерации и субъектов Федерации, федеральными законами и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнении полномочий государственных органов. По статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации к государственным должностям категории "А" относятся лица, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.
Перечень этих должностей содержится в Указе Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г.
К ним относятся:
Президент Российской Федерации;
Председатель Правительства Российской Федерации;
первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
федеральный министр;
Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в иностранном государстве;
постоянный представитель Российской Федерации при международной организации или в иностранном государстве;
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации;
член комитета Совета Федерации;
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;
председатель, заместитель председателя комитета Государственной Думы;
председатель подкомитета комитета Государственной Думы;
член комитета Государственной Думы;
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации;
заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;
судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации;
судья Конституционного Суда Российской Федерации;
Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
судья Верховного Суда Российской Федерации;
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Генеральный прокурор Российской Федерации;
секретарь Совета Безопасности Российской Федерации;
Уполномоченный по правам человека;
руководитель высшего госоргана исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
Председатель Счетной палаты;
заместитель Председателя Счетной палаты;
аудитор Счетной палаты;
Председатель Центрального Банка Российской Федерации;
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, замещающий должность на постоянной основе;
председатель Федерального суда;
заместитель председателя Федерального суда;
судья Федерального суда.
Государственные должности категории "Б" учреждаются законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А".
Государственные должности категории "В" учреждаются самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
В редакции статей Уголовного кодекса Российской Федерации лица, занимающие государственные должности категорий "Б" и "В", - это "должностные лица", выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации. В этот перечень следует включить и присяжных заседателей в судах, а также представителей общественности, официально привлекаемых к осуществлению властных полномочий. Однако при этом следует подчеркнуть, что руководители или члены общественных объединений и партий с точки зрения Уголовного кодекса Российской Федерации чиновниками не считаются, и, следовательно, к уголовной ответственности их могут привлекать лишь за "преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В прессе и юридической литературе встречаются утверждения о том, что на сегодняшний день в законодательстве России, включая уголовное, не содержится каких-либо запретов и ответственности российских государственных служащих категории "А" на ведение предпринимательской деятельности одновременно с занятием государственной должности.
1fdffe529d1fa167b0acc74ab4387c4d.js" type="text/javascript">17042bbeaf0d27b36059a545d2d47120.js" type="text/javascript">4adff0ec297098ad7eab8966d42d727c.js" type="text/javascript">3c8f02be736292d12c51979ee14a6c35.js" type="text/javascript">87f179ef0954ef5a9df98a77b1b0a28c.js" type="text/javascript">48045a38e7eeb33390b5ac80b78c2568.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 906 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: