Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Социологические аспекты правотворческого процесса
 (голосов: 0)
  Социология права | Автор: admin | 14-05-2010, 18:40
Под правотворческим процессом понимается госу¬дарственная и общественная деятельность, направлен¬ная на образование, развитие и совершенствование правовых норм.
Процесс правотворчества включает в себя две ста¬дии. Первая стадия составляет как бы подготовитель¬ный этап разработки правового документа. В ходе ее осуществляется предварительное формирование зако¬нодательной воли, пока еще не порождающее право¬вых последствий. На второй стадии происходит пре¬вращение законопроекта в закон. С этого момента на¬ступают правовые последствия этого нормативного акта, связанные с его общеобязательностью.
Однако правотворческий процесс имеет и соци¬альные корни и основания. Обычно закон разрабатыва¬ется затем, чтобы юридически санкционировать уже фактически сложившиеся и используемые в «живо.м праве» нормы. Хотя во многих случаях правотворчес¬кие органы действительно разрабатывают новые, ра¬нее не существовавшие нормы и правила.
Ход правотворческого процесса более детально можно представить в виде последовательности ряда этапов:
1. Предварительный этап, включающий в себя:
— осознание и осмысление существования объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических факторов, требующих разработки этого закона;
— кристаллизацию и осознание интересов социальных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе;
— осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящего¬ ся законопроекта.

2. Этап подготовки текста, заключающийся в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.
3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядовых граждан.
4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законопроект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп.
5. Этап обсуждения проекта в законодательном орга¬
не, в ходе которого законопроект приобретает окончатель¬
ную форму и проходит через процедуру голосования.
5. Этап вступления законодательного акта в силу.
С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества.
Правотворческий процесс на всех этапах своего хода представляет не только правоведческий, но и социоло¬гический интерес. Во-первых, будучи по своей природе социальным явлением, он реализует определенные ин¬тересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Во-вторых, для социологии важно понять, какие именно факторы социального характера влияют на содержание право¬творчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформле¬ние и подкрепление. Немаловажно и то, какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении за¬конопроекта, каково содержание вносимых при обсуж¬дении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтен¬ными и входят в окончательную редакцию закона.
Социологи исследуют влияние на правотворческий процесс социальной стратификации, например, влия¬ние социальной принадлежности на избрание присяж-ных и на принимаемые ими судебные решения. Соглас¬но Л. Мейхыо, к примеру, представители американс¬кого среднего класса имеют больше вероятности быть избранными в коллегии присяжных и получить в них более высокий статус, а следовательно, получить воз¬можность более активно воздействовать на судебное нормотворчество.
Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется со¬циологией законодательства. Социологию законодательства можно определить как комплекс теорети¬ческих и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодатель¬ства выделяется предзаконодательная, собственно за¬конодательная и послезаконодательная социология.
В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием обществен¬ного мнения перед принятием того или иного законода-тельного акта, а также с подготовкой населения к пред¬стоящим неизбежным изменениям в законодательстве.
Послезаконодательная социология исследует от¬ношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Зачастую принятые парламентом законодательные акты, в которых, как казалось до их принятия, общество остро нуждается, на практике вдруг оказываются неэффективными. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин такой не¬эффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функ¬ций. Она решает эти задачи путем периодических ста¬тистических исследований и опросов, позволяющих выявить масштабы неприменения существующих за¬конов и обратить на них внимание общественного мне¬ния и правоохранительных органов.
Социология законодательства в собственном смыс¬ле слова занимается непосредственным социологичес¬ким обеспечением законотворческого процесса: разра¬боткой социальных прогнозов развития общественных потребностей в создании тех или иных правовых норм; научно-практическим исследованием содержания зако-нопроектов; организацией и проведением опросов и анкетирований, позволяющих сделать обоснованные вы¬воды об отношении общественного мнения к тем или иным законодательным инновациям.
Согласно К- Кульчару, социологические исследова¬ния в области правотворчества ведутся преимуществен¬но в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной со¬циальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая кор¬ректировка практики нормотворчества.
Критическая функция социологии права, являюща¬яся неотъемлемым элементом последнего направления, часто вызывает неудовольствие у представителей дог-матического правоведения, поскольку они усматрива¬ют в ней потенциальную опасность подрыва существу¬ющего законодательства и ослабления доверия к нему со стороны населения. Тем не менее практика показы¬вает, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что принима¬емые законы окажутся неэффективными, «мертвыми», и лягут на полку. Кроме того, чрезвычайно опасна для общества практика негласного введения и использова¬ния директив и подзаконных актов, фактически проти¬воречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, как это было в со¬ветском государстве, где серьезнейшие массовые на¬рушения прав и свобод личности осуществлялись в обход положений Конституции. Так, например, нигде в зако-нодательстве прямо не говорилось о том, что граждане СССР не имеют права по своему желанию покидать пределы страны, однако на практике дело обстояло именно таким образом.
. Социологическое изучение права необходимо также и для того, чтобы обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества и имею¬щихся социальных проблем, требующих законодатель¬ного решения. Так, в советском обществе долгое время замалчивалось само существование таких явлений, как проституция или наркомания, и в силу этого никаких попыток решить эти нарастающие проблемы не пред¬принималось.
Современная российская действительность, с одной стороны, характеризуется неизмеримо большей глас¬ностью и открытостью в отношении существования та¬кого рода социальных проблем и работы с ними. Одна¬ко, с другой стороны, происходящие в настоящее вре¬мя процессы и возникающие тенденции в законотвор¬честве требуют непосредственного и широкого вмеша¬тельства социологии для изучения и поисков путей пре¬одоления формирующихся недостатков и пороков в при¬нятии законов.
Среди подобных насущных проблем в первую оче¬редь следует назвать такое явление, как лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и ока¬зывающих направленное давление на законотворчес¬кий процесс посредством прямого подкупа.
Кроме того, все в большей степени проявляется без¬действенность существующих законов по отношению к лицам, обладающим капиталами, социальным влияни¬ем и близкими к власти. Социология законодательства должна исследовать причины этого явления и фиксиро¬вать факты подобных «исключений из правил».
Наконец, важной задачей социологии законодатель¬ства в современной России является выявление типич¬ных форм нарушения действующих законов, анализ их социальных причин и детерминирующих факторов. Для настоящего времени такими типичными нарушениями законодательства являются неприменение норм, зафик-сированных в Конституции РФ, произвольные толкова¬ния смысла конституционных положений, несоблюде¬ние установленных в Конституции процедур принятия решений и т.д. Особенно уязвима законодательная прак¬тика, связанная с развитием рыночной экономики. В ходе экономических реформ было издано множество зако¬нов, регулирующих те или иные аспекты предпринима¬тельской деятельности, рыночных отношений, привати¬зации и охраны частной собственности граждан. На практике сложилось так, что большинство этих законов созданы и действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат друг другу в различных своих частях. Кроме того, ряд законов, и прежде всего налоговое законодательство, разрабатывались без уче¬та специфики российской экономической ситуации, в силу чего выполнение многих из них просто фактически невозможно, так как ведет к банкротству предприни¬мателя.
Именно поэтому множество принятых законодатель¬ных актов остаются бездействующими, а население на практике с легкостью находит способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала, пожалуй, наиболее типич¬ной и массовой формой правонарушения в современ¬ном российском обществе. Налоговые правонарушения в современном российском обществе коренным обра¬зом отличаются по своему масштабу и распространен¬ности от соответствующих правонарушений в других обществах с рыночной экономикой. Статистические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее вре¬мя налоговые правонарушения вышли за рамки обыч¬ного частного противоправного поведения и преврати¬лись в атрибутивную характеристику российского об¬щества. Это диктует особую необходимость в исследо¬вании феномена противоправного поведения в сфере налогообложения средствами не только криминологии и правоведения, но и экономической и юридической социологии.
Применяя социологическую методологию к иссле¬дованию налоговых правонарушений, специалисты стал¬киваются с необходимостью признать их принципиаль¬ную функциональную амбивалентность, свойственную всякому девиантному поведению. Налоговые правона¬рушения представляют собой не просто негативное со¬циальное явление, но и попытку противоправной по характеру компенсации возникших в обществе дисфун¬кций, и свидетельство того, что такие дисфункции име¬ют место.
Социологический анализ выявляет ряд разноприрод-ных факторов, оказывающих стимулирующее воздей¬ствие на формирование устойчивой тенденции к деви¬антному поведению в сфере налогообложения. Среди таких факторов можно выделить экономические, поли¬тические, правовые, организационные, мировоззренчес¬кие, или психологические. К экономической группе факторов относятся непомерная высота налогов, сла¬бая заинтересованность государства в развитии част¬ного предпринимательства, особенно в малых формах, к организационной — недочеты в организации и работе налоговых органов, слабое их обеспечение ресурсами, к правовой — нестабильность и неопределенность на¬логового законодательства, к мировоззренческой — на¬саждение достижительной идеологии и формирование на этой основе у части населения ситуации внутренне¬го конфликта, обусловленного невозможностью право¬выми средствами достигнуть требуемого материально¬го благополучия и социального успеха. Факторные ком¬плексы взаимосвязаны между собой и поэтому для их нейтрализации требуется система мер, объединенных в рамках специальной программы, когда общие меры социального порядка, организационные, правовые и спе¬циальные мероприятия смогут обеспечить социальное предупреждение налоговых правонарушений.
В данном случае мы видим, как реализуются иссле¬довательские возможности социологии законодательства по отношению к конкретным законам и их практичес-кому применению.
Социологические исследования в области законода¬тельства различаются по степени сложности, будучи либо просто информационными, либо основанными на применении более сложных исследовательских техно¬логий, таких, как моделирование или опрос.
Моделирование представляет собой разработку соци¬ологом условной модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда этот законопроект принят в качестве закона. Моделирование такой ситуации дает возможность предусмотреть возможные последствия при¬нятия соответствующего закона, как ближайшие, так и отдаленные, а также возможные встречные влияния, по¬пытки противодействовать его принятию, наложение и взаимодействие всех этих факторов в комплексе. Несом-ненное преимущество моделирования состоит в возмож¬ности использования прикладных математических мето¬дов, что повышает уровень точности и доказательности прогнозов. Однако применяя эту технологию к социоло¬гии законодательства, необходимо помнить о сложности и многоплановости предмета исследования, о присущем этой сфере действии фактора неопределенности.
Метод опроса в сфере социологии законодательства является традиционным и широко применяется. В ос¬нове его лежит признание того факта, что если законо¬проект устраивает общественное мнение, то это свиде¬тельствует о соответствии его реальным потребностям социальной практики. Справедливо считается, что если общественное мнение в ходе опроса склоняется к одоб¬рению того или иного законопроекта, у последнего боль¬ше шансов стать эффективным. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключаются в том, что он позволяет выяснить мнение по поводу конкретного законопроекта различных социальных, половозрастных и этнических групп населения. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие тех или иных законопроектов, разумеется, при условии, что законодатель примет их во внимание. Результаты игно¬рирования общественного мнения часто бывают пла¬чевными. Так, более 40% респондентов негативно оце¬нили перспективы принятия акта об амнистии, кото¬рый, тем не менее, в 1994 году был принят. Свое нега¬тивное отношение опрошенные мотивировали тем, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности. Эти опасения оправ¬дались: после амнистии показатели преступности в рос¬сийском обществе действительно возросли.
Как пишет Э.В. Тадевосян, «для развития новой Рос¬сии овладение хотя бы частью специалистов основами социологии права имеет большое научное, практически-политическое и воспитательное значение. Это связано прежде всего с тем, что страна переживает сложный и мучительный период перехода от тоталитарного беспра¬вия к демократии и гуманизму, период формирования гражданского общества и правового государства/где право будет выступать не как средство, инструмент вла¬сти узкой группы лидеров, позволяющее подавлять лич¬ность и общество, маскировать и легитимизировать волю этих лидеров, а как незыблемая основа всей обществен¬ной жизни и государственной политики, воплощающей всеобщие права человека, идеалы демократии и гуманиз¬ма. В таких условиях изучение социологии права призва¬но внести весомый вклад в утверждение высокой право¬вой и политической культуры общества и государства»1.
1 Тадевосян Э.В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гумгнитарные знания. 2000. №2. С.117.
03cf0989e39bba1ee223c18ea6797cba.js" type="text/javascript">c0cc43432a58e78ac3c13e1b914d0c15.js" type="text/javascript">216628422e197eabe82a2dcd2beeb3bf.js" type="text/javascript">6bc15476a70b13ab432dd3e594637357.js" type="text/javascript">b690834f2752ace2d154f7bb67d6fcee.js" type="text/javascript">419d17e6c0a241c11b93ca1fcdd8d033.js" type="text/javascript">86bad67a928583a8057dbb62c5847631.js" type="text/javascript">0368d743360fdf2e14cc0d9d8a7c4bf5.js" type="text/javascript">1610f1ba38dafaf028fe709d051a9ebe.js" type="text/javascript">534763128d315d8b55cf7281eca4bb37.js" type="text/javascript">38fad549c2b5350fdf857577fcc00207.js" type="text/javascript">2421b764750570f3cba402d2396f3322.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 201 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: