НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Под правотворческим процессом понимается госу¬дарственная и общественная деятельность, направлен¬ная на образование, развитие и совершенствование правовых норм.
Процесс правотворчества включает в себя две ста¬дии. Первая стадия составляет как бы подготовитель¬ный этап разработки правового документа. В ходе ее осуществляется предварительное формирование зако¬нодательной воли, пока еще не порождающее право¬вых последствий. На второй стадии происходит пре¬вращение законопроекта в закон. С этого момента на¬ступают правовые последствия этого нормативного акта, связанные с его общеобязательностью.
Однако правотворческий процесс имеет и соци¬альные корни и основания. Обычно закон разрабатыва¬ется затем, чтобы юридически санкционировать уже фактически сложившиеся и используемые в «живо.м праве» нормы. Хотя во многих случаях правотворчес¬кие органы действительно разрабатывают новые, ра¬нее не существовавшие нормы и правила.
Ход правотворческого процесса более детально можно представить в виде последовательности ряда этапов:
1. Предварительный этап, включающий в себя:
— осознание и осмысление существования объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических факторов, требующих разработки этого закона;
— кристаллизацию и осознание интересов социальных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе;
— осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящего¬ ся законопроекта.
2. Этап подготовки текста, заключающийся в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.
3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядовых граждан.
4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законопроект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп.
5. Этап обсуждения проекта в законодательном орга¬
не, в ходе которого законопроект приобретает окончатель¬
ную форму и проходит через процедуру голосования.
5. Этап вступления законодательного акта в силу.
С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества.
Правотворческий процесс на всех этапах своего хода представляет не только правоведческий, но и социоло¬гический интерес. Во-первых, будучи по своей природе социальным явлением, он реализует определенные ин¬тересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Во-вторых, для социологии важно понять, какие именно факторы социального характера влияют на содержание право¬творчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформле¬ние и подкрепление. Немаловажно и то, какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении за¬конопроекта, каково содержание вносимых при обсуж¬дении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтен¬ными и входят в окончательную редакцию закона.
Социологи исследуют влияние на правотворческий процесс социальной стратификации, например, влия¬ние социальной принадлежности на избрание присяж-ных и на принимаемые ими судебные решения. Соглас¬но Л. Мейхыо, к примеру, представители американс¬кого среднего класса имеют больше вероятности быть избранными в коллегии присяжных и получить в них более высокий статус, а следовательно, получить воз¬можность более активно воздействовать на судебное нормотворчество.
Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется со¬циологией законодательства. Социологию законодательства можно определить как комплекс теорети¬ческих и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодатель¬ства выделяется предзаконодательная, собственно за¬конодательная и послезаконодательная социология.
В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием обществен¬ного мнения перед принятием того или иного законода-тельного акта, а также с подготовкой населения к пред¬стоящим неизбежным изменениям в законодательстве.
Послезаконодательная социология исследует от¬ношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Зачастую принятые парламентом законодательные акты, в которых, как казалось до их принятия, общество остро нуждается, на практике вдруг оказываются неэффективными. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин такой не¬эффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функ¬ций. Она решает эти задачи путем периодических ста¬тистических исследований и опросов, позволяющих выявить масштабы неприменения существующих за¬конов и обратить на них внимание общественного мне¬ния и правоохранительных органов.
Социология законодательства в собственном смыс¬ле слова занимается непосредственным социологичес¬ким обеспечением законотворческого процесса: разра¬боткой социальных прогнозов развития общественных потребностей в создании тех или иных правовых норм; научно-практическим исследованием содержания зако-нопроектов; организацией и проведением опросов и анкетирований, позволяющих сделать обоснованные вы¬воды об отношении общественного мнения к тем или иным законодательным инновациям.
Согласно К- Кульчару, социологические исследова¬ния в области правотворчества ведутся преимуществен¬но в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной со¬циальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая кор¬ректировка практики нормотворчества.
Критическая функция социологии права, являюща¬яся неотъемлемым элементом последнего направления, часто вызывает неудовольствие у представителей дог-матического правоведения, поскольку они усматрива¬ют в ней потенциальную опасность подрыва существу¬ющего законодательства и ослабления доверия к нему со стороны населения. Тем не менее практика показы¬вает, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что принима¬емые законы окажутся неэффективными, «мертвыми», и лягут на полку. Кроме того, чрезвычайно опасна для общества практика негласного введения и использова¬ния директив и подзаконных актов, фактически проти¬воречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, как это было в со¬ветском государстве, где серьезнейшие массовые на¬рушения прав и свобод личности осуществлялись в обход положений Конституции. Так, например, нигде в зако-нодательстве прямо не говорилось о том, что граждане СССР не имеют права по своему желанию покидать пределы страны, однако на практике дело обстояло именно таким образом.
. Социологическое изучение права необходимо также и для того, чтобы обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества и имею¬щихся социальных проблем, требующих законодатель¬ного решения. Так, в советском обществе долгое время замалчивалось само существование таких явлений, как проституция или наркомания, и в силу этого никаких попыток решить эти нарастающие проблемы не пред¬принималось.
Современная российская действительность, с одной стороны, характеризуется неизмеримо большей глас¬ностью и открытостью в отношении существования та¬кого рода социальных проблем и работы с ними. Одна¬ко, с другой стороны, происходящие в настоящее вре¬мя процессы и возникающие тенденции в законотвор¬честве требуют непосредственного и широкого вмеша¬тельства социологии для изучения и поисков путей пре¬одоления формирующихся недостатков и пороков в при¬нятии законов.
Среди подобных насущных проблем в первую оче¬редь следует назвать такое явление, как лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и ока¬зывающих направленное давление на законотворчес¬кий процесс посредством прямого подкупа.
Кроме того, все в большей степени проявляется без¬действенность существующих законов по отношению к лицам, обладающим капиталами, социальным влияни¬ем и близкими к власти. Социология законодательства должна исследовать причины этого явления и фиксиро¬вать факты подобных «исключений из правил».
Наконец, важной задачей социологии законодатель¬ства в современной России является выявление типич¬ных форм нарушения действующих законов, анализ их социальных причин и детерминирующих факторов. Для настоящего времени такими типичными нарушениями законодательства являются неприменение норм, зафик-сированных в Конституции РФ, произвольные толкова¬ния смысла конституционных положений, несоблюде¬ние установленных в Конституции процедур принятия решений и т.д. Особенно уязвима законодательная прак¬тика, связанная с развитием рыночной экономики. В ходе экономических реформ было издано множество зако¬нов, регулирующих те или иные аспекты предпринима¬тельской деятельности, рыночных отношений, привати¬зации и охраны частной собственности граждан. На практике сложилось так, что большинство этих законов созданы и действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат друг другу в различных своих частях. Кроме того, ряд законов, и прежде всего налоговое законодательство, разрабатывались без уче¬та специфики российской экономической ситуации, в силу чего выполнение многих из них просто фактически невозможно, так как ведет к банкротству предприни¬мателя.
Именно поэтому множество принятых законодатель¬ных актов остаются бездействующими, а население на практике с легкостью находит способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала, пожалуй, наиболее типич¬ной и массовой формой правонарушения в современ¬ном российском обществе. Налоговые правонарушения в современном российском обществе коренным обра¬зом отличаются по своему масштабу и распространен¬ности от соответствующих правонарушений в других обществах с рыночной экономикой. Статистические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее вре¬мя налоговые правонарушения вышли за рамки обыч¬ного частного противоправного поведения и преврати¬лись в атрибутивную характеристику российского об¬щества. Это диктует особую необходимость в исследо¬вании феномена противоправного поведения в сфере налогообложения средствами не только криминологии и правоведения, но и экономической и юридической социологии.
Применяя социологическую методологию к иссле¬дованию налоговых правонарушений, специалисты стал¬киваются с необходимостью признать их принципиаль¬ную функциональную амбивалентность, свойственную всякому девиантному поведению. Налоговые правона¬рушения представляют собой не просто негативное со¬циальное явление, но и попытку противоправной по характеру компенсации возникших в обществе дисфун¬кций, и свидетельство того, что такие дисфункции име¬ют место.
Социологический анализ выявляет ряд разноприрод-ных факторов, оказывающих стимулирующее воздей¬ствие на формирование устойчивой тенденции к деви¬антному поведению в сфере налогообложения. Среди таких факторов можно выделить экономические, поли¬тические, правовые, организационные, мировоззренчес¬кие, или психологические. К экономической группе факторов относятся непомерная высота налогов, сла¬бая заинтересованность государства в развитии част¬ного предпринимательства, особенно в малых формах, к организационной — недочеты в организации и работе налоговых органов, слабое их обеспечение ресурсами, к правовой — нестабильность и неопределенность на¬логового законодательства, к мировоззренческой — на¬саждение достижительной идеологии и формирование на этой основе у части населения ситуации внутренне¬го конфликта, обусловленного невозможностью право¬выми средствами достигнуть требуемого материально¬го благополучия и социального успеха. Факторные ком¬плексы взаимосвязаны между собой и поэтому для их нейтрализации требуется система мер, объединенных в рамках специальной программы, когда общие меры социального порядка, организационные, правовые и спе¬циальные мероприятия смогут обеспечить социальное предупреждение налоговых правонарушений.
В данном случае мы видим, как реализуются иссле¬довательские возможности социологии законодательства по отношению к конкретным законам и их практичес-кому применению.
Социологические исследования в области законода¬тельства различаются по степени сложности, будучи либо просто информационными, либо основанными на применении более сложных исследовательских техно¬логий, таких, как моделирование или опрос.
Моделирование представляет собой разработку соци¬ологом условной модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда этот законопроект принят в качестве закона. Моделирование такой ситуации дает возможность предусмотреть возможные последствия при¬нятия соответствующего закона, как ближайшие, так и отдаленные, а также возможные встречные влияния, по¬пытки противодействовать его принятию, наложение и взаимодействие всех этих факторов в комплексе. Несом-ненное преимущество моделирования состоит в возмож¬ности использования прикладных математических мето¬дов, что повышает уровень точности и доказательности прогнозов. Однако применяя эту технологию к социоло¬гии законодательства, необходимо помнить о сложности и многоплановости предмета исследования, о присущем этой сфере действии фактора неопределенности.
Метод опроса в сфере социологии законодательства является традиционным и широко применяется. В ос¬нове его лежит признание того факта, что если законо¬проект устраивает общественное мнение, то это свиде¬тельствует о соответствии его реальным потребностям социальной практики. Справедливо считается, что если общественное мнение в ходе опроса склоняется к одоб¬рению того или иного законопроекта, у последнего боль¬ше шансов стать эффективным. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключаются в том, что он позволяет выяснить мнение по поводу конкретного законопроекта различных социальных, половозрастных и этнических групп населения. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие тех или иных законопроектов, разумеется, при условии, что законодатель примет их во внимание. Результаты игно¬рирования общественного мнения часто бывают пла¬чевными. Так, более 40% респондентов негативно оце¬нили перспективы принятия акта об амнистии, кото¬рый, тем не менее, в 1994 году был принят. Свое нега¬тивное отношение опрошенные мотивировали тем, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности. Эти опасения оправ¬дались: после амнистии показатели преступности в рос¬сийском обществе действительно возросли.
Как пишет Э.В. Тадевосян, «для развития новой Рос¬сии овладение хотя бы частью специалистов основами социологии права имеет большое научное, практически-политическое и воспитательное значение. Это связано прежде всего с тем, что страна переживает сложный и мучительный период перехода от тоталитарного беспра¬вия к демократии и гуманизму, период формирования гражданского общества и правового государства/где право будет выступать не как средство, инструмент вла¬сти узкой группы лидеров, позволяющее подавлять лич¬ность и общество, маскировать и легитимизировать волю этих лидеров, а как незыблемая основа всей обществен¬ной жизни и государственной политики, воплощающей всеобщие права человека, идеалы демократии и гуманиз¬ма. В таких условиях изучение социологии права призва¬но внести весомый вклад в утверждение высокой право¬вой и политической культуры общества и государства»1.
1 Тадевосян Э.В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гумгнитарные знания. 2000. №2. С.117.
03cf0989e39bba1ee223c18ea6797cba.js" type="text/javascript">c0cc43432a58e78ac3c13e1b914d0c15.js" type="text/javascript">216628422e197eabe82a2dcd2beeb3bf.js" type="text/javascript">6bc15476a70b13ab432dd3e594637357.js" type="text/javascript">b690834f2752ace2d154f7bb67d6fcee.js" type="text/javascript">419d17e6c0a241c11b93ca1fcdd8d033.js" type="text/javascript">86bad67a928583a8057dbb62c5847631.js" type="text/javascript">0368d743360fdf2e14cc0d9d8a7c4bf5.js" type="text/javascript">1610f1ba38dafaf028fe709d051a9ebe.js" type="text/javascript">534763128d315d8b55cf7281eca4bb37.js" type="text/javascript">38fad549c2b5350fdf857577fcc00207.js" type="text/javascript">2421b764750570f3cba402d2396f3322.js" type="text/javascript">
Процесс правотворчества включает в себя две ста¬дии. Первая стадия составляет как бы подготовитель¬ный этап разработки правового документа. В ходе ее осуществляется предварительное формирование зако¬нодательной воли, пока еще не порождающее право¬вых последствий. На второй стадии происходит пре¬вращение законопроекта в закон. С этого момента на¬ступают правовые последствия этого нормативного акта, связанные с его общеобязательностью.
Однако правотворческий процесс имеет и соци¬альные корни и основания. Обычно закон разрабатыва¬ется затем, чтобы юридически санкционировать уже фактически сложившиеся и используемые в «живо.м праве» нормы. Хотя во многих случаях правотворчес¬кие органы действительно разрабатывают новые, ра¬нее не существовавшие нормы и правила.
Ход правотворческого процесса более детально можно представить в виде последовательности ряда этапов:
1. Предварительный этап, включающий в себя:
— осознание и осмысление существования объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических факторов, требующих разработки этого закона;
— кристаллизацию и осознание интересов социальных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе;
— осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящего¬ ся законопроекта.
2. Этап подготовки текста, заключающийся в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.
3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядовых граждан.
4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законопроект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп.
5. Этап обсуждения проекта в законодательном орга¬
не, в ходе которого законопроект приобретает окончатель¬
ную форму и проходит через процедуру голосования.
5. Этап вступления законодательного акта в силу.
С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества.
Правотворческий процесс на всех этапах своего хода представляет не только правоведческий, но и социоло¬гический интерес. Во-первых, будучи по своей природе социальным явлением, он реализует определенные ин¬тересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Во-вторых, для социологии важно понять, какие именно факторы социального характера влияют на содержание право¬творчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформле¬ние и подкрепление. Немаловажно и то, какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении за¬конопроекта, каково содержание вносимых при обсуж¬дении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтен¬ными и входят в окончательную редакцию закона.
Социологи исследуют влияние на правотворческий процесс социальной стратификации, например, влия¬ние социальной принадлежности на избрание присяж-ных и на принимаемые ими судебные решения. Соглас¬но Л. Мейхыо, к примеру, представители американс¬кого среднего класса имеют больше вероятности быть избранными в коллегии присяжных и получить в них более высокий статус, а следовательно, получить воз¬можность более активно воздействовать на судебное нормотворчество.
Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется со¬циологией законодательства. Социологию законодательства можно определить как комплекс теорети¬ческих и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодатель¬ства выделяется предзаконодательная, собственно за¬конодательная и послезаконодательная социология.
В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием обществен¬ного мнения перед принятием того или иного законода-тельного акта, а также с подготовкой населения к пред¬стоящим неизбежным изменениям в законодательстве.
Послезаконодательная социология исследует от¬ношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Зачастую принятые парламентом законодательные акты, в которых, как казалось до их принятия, общество остро нуждается, на практике вдруг оказываются неэффективными. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин такой не¬эффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функ¬ций. Она решает эти задачи путем периодических ста¬тистических исследований и опросов, позволяющих выявить масштабы неприменения существующих за¬конов и обратить на них внимание общественного мне¬ния и правоохранительных органов.
Социология законодательства в собственном смыс¬ле слова занимается непосредственным социологичес¬ким обеспечением законотворческого процесса: разра¬боткой социальных прогнозов развития общественных потребностей в создании тех или иных правовых норм; научно-практическим исследованием содержания зако-нопроектов; организацией и проведением опросов и анкетирований, позволяющих сделать обоснованные вы¬воды об отношении общественного мнения к тем или иным законодательным инновациям.
Согласно К- Кульчару, социологические исследова¬ния в области правотворчества ведутся преимуществен¬но в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной со¬циальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая кор¬ректировка практики нормотворчества.
Критическая функция социологии права, являюща¬яся неотъемлемым элементом последнего направления, часто вызывает неудовольствие у представителей дог-матического правоведения, поскольку они усматрива¬ют в ней потенциальную опасность подрыва существу¬ющего законодательства и ослабления доверия к нему со стороны населения. Тем не менее практика показы¬вает, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что принима¬емые законы окажутся неэффективными, «мертвыми», и лягут на полку. Кроме того, чрезвычайно опасна для общества практика негласного введения и использова¬ния директив и подзаконных актов, фактически проти¬воречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, как это было в со¬ветском государстве, где серьезнейшие массовые на¬рушения прав и свобод личности осуществлялись в обход положений Конституции. Так, например, нигде в зако-нодательстве прямо не говорилось о том, что граждане СССР не имеют права по своему желанию покидать пределы страны, однако на практике дело обстояло именно таким образом.
. Социологическое изучение права необходимо также и для того, чтобы обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества и имею¬щихся социальных проблем, требующих законодатель¬ного решения. Так, в советском обществе долгое время замалчивалось само существование таких явлений, как проституция или наркомания, и в силу этого никаких попыток решить эти нарастающие проблемы не пред¬принималось.
Современная российская действительность, с одной стороны, характеризуется неизмеримо большей глас¬ностью и открытостью в отношении существования та¬кого рода социальных проблем и работы с ними. Одна¬ко, с другой стороны, происходящие в настоящее вре¬мя процессы и возникающие тенденции в законотвор¬честве требуют непосредственного и широкого вмеша¬тельства социологии для изучения и поисков путей пре¬одоления формирующихся недостатков и пороков в при¬нятии законов.
Среди подобных насущных проблем в первую оче¬редь следует назвать такое явление, как лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и ока¬зывающих направленное давление на законотворчес¬кий процесс посредством прямого подкупа.
Кроме того, все в большей степени проявляется без¬действенность существующих законов по отношению к лицам, обладающим капиталами, социальным влияни¬ем и близкими к власти. Социология законодательства должна исследовать причины этого явления и фиксиро¬вать факты подобных «исключений из правил».
Наконец, важной задачей социологии законодатель¬ства в современной России является выявление типич¬ных форм нарушения действующих законов, анализ их социальных причин и детерминирующих факторов. Для настоящего времени такими типичными нарушениями законодательства являются неприменение норм, зафик-сированных в Конституции РФ, произвольные толкова¬ния смысла конституционных положений, несоблюде¬ние установленных в Конституции процедур принятия решений и т.д. Особенно уязвима законодательная прак¬тика, связанная с развитием рыночной экономики. В ходе экономических реформ было издано множество зако¬нов, регулирующих те или иные аспекты предпринима¬тельской деятельности, рыночных отношений, привати¬зации и охраны частной собственности граждан. На практике сложилось так, что большинство этих законов созданы и действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат друг другу в различных своих частях. Кроме того, ряд законов, и прежде всего налоговое законодательство, разрабатывались без уче¬та специфики российской экономической ситуации, в силу чего выполнение многих из них просто фактически невозможно, так как ведет к банкротству предприни¬мателя.
Именно поэтому множество принятых законодатель¬ных актов остаются бездействующими, а население на практике с легкостью находит способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала, пожалуй, наиболее типич¬ной и массовой формой правонарушения в современ¬ном российском обществе. Налоговые правонарушения в современном российском обществе коренным обра¬зом отличаются по своему масштабу и распространен¬ности от соответствующих правонарушений в других обществах с рыночной экономикой. Статистические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее вре¬мя налоговые правонарушения вышли за рамки обыч¬ного частного противоправного поведения и преврати¬лись в атрибутивную характеристику российского об¬щества. Это диктует особую необходимость в исследо¬вании феномена противоправного поведения в сфере налогообложения средствами не только криминологии и правоведения, но и экономической и юридической социологии.
Применяя социологическую методологию к иссле¬дованию налоговых правонарушений, специалисты стал¬киваются с необходимостью признать их принципиаль¬ную функциональную амбивалентность, свойственную всякому девиантному поведению. Налоговые правона¬рушения представляют собой не просто негативное со¬циальное явление, но и попытку противоправной по характеру компенсации возникших в обществе дисфун¬кций, и свидетельство того, что такие дисфункции име¬ют место.
Социологический анализ выявляет ряд разноприрод-ных факторов, оказывающих стимулирующее воздей¬ствие на формирование устойчивой тенденции к деви¬антному поведению в сфере налогообложения. Среди таких факторов можно выделить экономические, поли¬тические, правовые, организационные, мировоззренчес¬кие, или психологические. К экономической группе факторов относятся непомерная высота налогов, сла¬бая заинтересованность государства в развитии част¬ного предпринимательства, особенно в малых формах, к организационной — недочеты в организации и работе налоговых органов, слабое их обеспечение ресурсами, к правовой — нестабильность и неопределенность на¬логового законодательства, к мировоззренческой — на¬саждение достижительной идеологии и формирование на этой основе у части населения ситуации внутренне¬го конфликта, обусловленного невозможностью право¬выми средствами достигнуть требуемого материально¬го благополучия и социального успеха. Факторные ком¬плексы взаимосвязаны между собой и поэтому для их нейтрализации требуется система мер, объединенных в рамках специальной программы, когда общие меры социального порядка, организационные, правовые и спе¬циальные мероприятия смогут обеспечить социальное предупреждение налоговых правонарушений.
В данном случае мы видим, как реализуются иссле¬довательские возможности социологии законодательства по отношению к конкретным законам и их практичес-кому применению.
Социологические исследования в области законода¬тельства различаются по степени сложности, будучи либо просто информационными, либо основанными на применении более сложных исследовательских техно¬логий, таких, как моделирование или опрос.
Моделирование представляет собой разработку соци¬ологом условной модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда этот законопроект принят в качестве закона. Моделирование такой ситуации дает возможность предусмотреть возможные последствия при¬нятия соответствующего закона, как ближайшие, так и отдаленные, а также возможные встречные влияния, по¬пытки противодействовать его принятию, наложение и взаимодействие всех этих факторов в комплексе. Несом-ненное преимущество моделирования состоит в возмож¬ности использования прикладных математических мето¬дов, что повышает уровень точности и доказательности прогнозов. Однако применяя эту технологию к социоло¬гии законодательства, необходимо помнить о сложности и многоплановости предмета исследования, о присущем этой сфере действии фактора неопределенности.
Метод опроса в сфере социологии законодательства является традиционным и широко применяется. В ос¬нове его лежит признание того факта, что если законо¬проект устраивает общественное мнение, то это свиде¬тельствует о соответствии его реальным потребностям социальной практики. Справедливо считается, что если общественное мнение в ходе опроса склоняется к одоб¬рению того или иного законопроекта, у последнего боль¬ше шансов стать эффективным. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключаются в том, что он позволяет выяснить мнение по поводу конкретного законопроекта различных социальных, половозрастных и этнических групп населения. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие тех или иных законопроектов, разумеется, при условии, что законодатель примет их во внимание. Результаты игно¬рирования общественного мнения часто бывают пла¬чевными. Так, более 40% респондентов негативно оце¬нили перспективы принятия акта об амнистии, кото¬рый, тем не менее, в 1994 году был принят. Свое нега¬тивное отношение опрошенные мотивировали тем, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности. Эти опасения оправ¬дались: после амнистии показатели преступности в рос¬сийском обществе действительно возросли.
Как пишет Э.В. Тадевосян, «для развития новой Рос¬сии овладение хотя бы частью специалистов основами социологии права имеет большое научное, практически-политическое и воспитательное значение. Это связано прежде всего с тем, что страна переживает сложный и мучительный период перехода от тоталитарного беспра¬вия к демократии и гуманизму, период формирования гражданского общества и правового государства/где право будет выступать не как средство, инструмент вла¬сти узкой группы лидеров, позволяющее подавлять лич¬ность и общество, маскировать и легитимизировать волю этих лидеров, а как незыблемая основа всей обществен¬ной жизни и государственной политики, воплощающей всеобщие права человека, идеалы демократии и гуманиз¬ма. В таких условиях изучение социологии права призва¬но внести весомый вклад в утверждение высокой право¬вой и политической культуры общества и государства»1.
1 Тадевосян Э.В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гумгнитарные знания. 2000. №2. С.117.
03cf0989e39bba1ee223c18ea6797cba.js" type="text/javascript">c0cc43432a58e78ac3c13e1b914d0c15.js" type="text/javascript">216628422e197eabe82a2dcd2beeb3bf.js" type="text/javascript">6bc15476a70b13ab432dd3e594637357.js" type="text/javascript">b690834f2752ace2d154f7bb67d6fcee.js" type="text/javascript">419d17e6c0a241c11b93ca1fcdd8d033.js" type="text/javascript">86bad67a928583a8057dbb62c5847631.js" type="text/javascript">0368d743360fdf2e14cc0d9d8a7c4bf5.js" type="text/javascript">1610f1ba38dafaf028fe709d051a9ebe.js" type="text/javascript">534763128d315d8b55cf7281eca4bb37.js" type="text/javascript">38fad549c2b5350fdf857577fcc00207.js" type="text/javascript">2421b764750570f3cba402d2396f3322.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 201 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)