Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Действие актов гражданского законодательства
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:29
Обычно принято различать действие правовых актов, в том числе и актов гражданского законодательства, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие их подчиняется общим правилам. Однако есть и некоторые особенности, которыми характеризуется действие гражданско-правовых актов.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1958 г. в редакции от 6 мая 1980 г.' все законы СССР, указы и другие постановления Президиума Верховного Совета СССР вступают в силу на территории СССР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в официальных изданиях, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие. Республиканские законы и указы вступают в силу в таком же порядке.
Порядок опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений правительства СССР определяется Постановлением Совета Министров СССР от 20 марта 1959 г.2 Аналогично определен порядок введения
в действие и соответствующих актов правительств союзных республик. Так, Постановлением Совета Министров УССР от 29 февраля 1980 г.' установлено, что в постановлениях правительства УССР нормативного характера, как правило, должен указываться срок введения их в действие. При отсутствии 'какого срока они вступаю г в силу с момента их принятия. Распоряжения правительства УССР вступают в действие с момента их принятия.
Постановления, не подлежащие опубликованию, вступают в силу с момента получения их организациями, которым они адресованы. Законы и распоряжения, которые вводятся в действие по телеграфу или радио, вступают в силу с момента получения телеграммы или радиограммы компетентными органами на местах.
По общему правилу, действие любого нормативного акта не ограничено никаким сроком. Он действует до отмены. Во вновь принятом нормативном акте может быть прямо указано, что ранее действовавший акт отменяется. Но возможно, что об этом ничего не говорится. В таком случае следует исходить из того, что если прежний акт противоречит новому, его нужно считать отмененным.
Гражданско-правовой нормативный акт, как правило, всегда действует на будущее время. Он не имеет обратной силы или, иначе говоря, не применяется к тем отношениям, которые возникли до введения его в действие, и только в случаях, когда иное прямо указано в нем или в акте о его введении в действие, он имеет обратную силу. Так, например, статье 25 Основ, предусматривающей, что в личной собственности гражданина может находиться лишь один жилой дом или его часть, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1962 г. о введении в действие Основ была придана обратная сила.f9c8c401e74710eb6b16ea213ad0462b.js" type="text/javascript">713c0a9e6a10aed0f5cf4c8c5685baa5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 130 |
Соотношение союзного и республиканского, общего и специального гражданского законодательства
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:27
Основы, как было сказано, не исчерпывают собой всего гражданского законодательства. Наряду с Конституцией СССР они являются базой для всего остального гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Поэтому необходимо учитывать следующие положения.
В соответствии с Основами законодательством СССР регулируются отношения между социалистическими организациями по поставкам продукции, капитальному строительству, государственным закупкам сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов, государственному страхованию, перевозкам всеми видами транспорта (кроме автомобильного), расчетные и кредитные отношения, отношения в связи с научными открытиями, изобретениями и рационализаторскими предложениями и другие отношения, регулирование которых отнесено Конституцией СССР и Основами к ведению Союза ССР (ст. 3 Основ). В союзных республиках, согласно ст. 3 Основ, могут издаваться нормативные акты только по вопросам, отнесенным к их ведению союзным законодательством. Так, ст. 71 Основ предусматривает, что законодательством союзных республик могут устанавливаться особые правила о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах. В РСФСР постановлением Госстроя республики утверждены 29 января 1971 г. такие особые правила. В Украинской ССР с разрешения Совета Министров УССР «Укрмежколхозстрой» в 1972 г. утвердил Примерные особые условия к договорам подряда на строительно-монтажные работы, выполняемые межколхозными строительными организациями в колхозах. В тех республиках, где отсутствуют подобные правила, к указанным отношениям в сфере капитального строительства в колхозах должны применяться Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 г.[ Полностью согласуется со ст. 50 Основ и то, что наряду с общесоюзными Положениями о поставках и Особыми условиями поставок отдельных видов продукции действуют республиканские Особые условия поставок продукции и товаров, производимых предприятиями республиканской и местной промышленности и потребляемых в основном внутри республики. В качестве примеров можно привести Особые условия поставки хлеба и хлебобулочных узделий, Особые условия поставки местных строительных материалов и т. д.
Гражданским законодательством Союза ССР могут регулироваться отношения как предусмотренные, так и не предусмотренные Основами. В частности, договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ регулируются главным образом общесоюзным законодательством, хотя в ст. 3 Основ они не названы. Следует сказать, что для издания нормативных актов по регулированию подобных отношений предварительное урегулирование этих отношений в Основах не требуется. Однако, если в Основах регулирование того или иного вопроса отнесено к законодательству союзной республики, для регулирования этого вопроса союзным законодательством необходимо предварительное изменение нормы Основ.
В Основах не содержится полного перечня отношений, регулируемых одновременно союзным и республиканским законодательством. Однако можно заключить, что к этой сфере регулирования относятся отношения купли-продажи, имущественного найма, подряда, отношения, вытекающие из причинения вреда и спасания социалистического имущества, отношения авторского права и наследования. При регулировании этих отношений республиканское законодательство не должно расходиться с нормами общесоюзного законодательства, которыми уже решены определенные вопросы. В случае последующего издания общесоюзного акта по вопросу, решенному республиканским законодательством, нормы республиканского законодательства приводятся в соответствие с общесоюзным актом. Однако подзаконный общесоюзный акт, например, приказ министра СССР, не может изменять нормы, содержащиеся в ГК союзных республик.7617fd9feb33b08bcea5287cd6892198.js" type="text/javascript">654b9a97d4b51205cddcd98a137f3a4f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 98 |
Система гражданского законодательства
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:26
Систему советского гражданского законодательства составляют опирающиеся соответственно на Конституцию СССР, Конституции союзных и автономных республик:
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, гражданские кодексы союзных республик, иные акты союзного, республиканского, ведомственного и местного значения3. Главенствующая роль в этой совокупности актов принадлежит законам — актам, принятым Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, и прежде всего, конечно, Основам гражданского законодательства и ГК союзных республик, образующим сердцевину гражданского законодательства.
Основы были приняты Верховным Советом СССР в декабре 1961 г. и введены в действие с 1 мая 1962 г. Они представляют собой систематическое изложение наиболее важных и принципиальных норм гражданского законодательства по вопросам, требующим единообразного регулирования на всей территории СССР. Основам должны соответствовать все нормативные акты союзного, республиканского, ведомственного и местного значения. В них определены предмет советского гражданского законодательства, основания возникновения гражданских прав и обязанностей, субъекты гражданских правоотношений, формы осуществления субъективных гражданских прав и сроки их защиты. В Основах нашли свою дальнейшую конкретизацию нормы Конституции СССР о социалистической общенародной собственности и способах ее защиты. В них много места отведено обязательственному праву, которое включает нормы о различных договорных и вне-договорных обязательствах, опосредствующих социалистический экономический оборот. В Основы включены нормы авторского, изобретательского и наследственного права, а также нормы о правоспособности иностранцев и лиц без гражданства.
В соответствии с Основами во всех союзных республиках приняты гражданские кодексы. Гражданский кодекс представляет собой систематический сборник гражданско-правовых норм и составляет в целом один закон. Гражданский кодекс УССР был утвержден Верховным Советом УССР 18 июля 1963 г. и введен в действие с 1 января 1964 г. В РСФСР Гражданский кодекс был принят Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г. и введен в действие с 1 октября 1964 г. Гражданские кодексы полностью включили нормы, содержащиеся в Основах. Вместе с тем в них конкретизированы отдельные нормы Основ. Кроме того, они регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, не предусмотренные Основами (например, отношения займа, пожизненного содержания, поручения, комиссии, безвозмездного пользования имуществом и др.).
В гражданских кодексах всех союзных республик система расположения в них норм права в основном совпадает. Однако имеются и некоторые особенности. Например, в ГК РСФСР договор об отчуждении жилого дома с условием пожизненного содержания помещен в главе «Купля-продажа», тогда как в ГК УССР этот договор выделен в самостоятельную главу. В ГК РСФСР имеется глава об исчислении сроков, а в ГК УССР этому вопросу посвящена одна лишь статья 85, которая отсылает к статьям 86 и 87 Гражданско-процессуального кодекса УССР. Причем ст. 85 ГК УССР включена в главу «Исковая давность».
При определении системы расположения норм в гражданских кодексах союзные республики учитывали определенные традиции и сложившуюся законодательную практику этих союзных республик.
К числу других законов, имеющих гражданско-правовое значение, относятся законы о государственном нотариате и некоторые другие. Так, Верховным Советом СССР 19 июля 1973 г. был принят Закон о государственном
нотариате'. На его основе во всех союзных республиках были приняты аналогичные законы 2.
В системе гражданского законодательства особое место занимают указы Президиума Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик. Согласно Конституции СССР (ст. ст. 121—122,), необходимо различать два вида указов — указы по вопросам, непосредственно отнесенным к компетенции Президиума Верховного Совета СССР, и указы, изменяющие и дополняющие законы и вследствие этого подлежащие утверждению Верховным Советом СССР. Первые являются подзаконными актами, вторые с момента введения их в действие приобретают силу закона под отменительным условием 3. Например, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1973 г.4 были внесены дополнения и изменения в статьи 6 и 42, Указом от 16 мая 1977 г.5—в VIII раздел Основ гражданского законодательства, а Указом от 30 октября 1981 г. все статьи Основ были приведены в соответствие с новой Конституцией СССР.e3818907c65a22292b03570d8ae66064.js" type="text/javascript">6590b502646b4abd85ba94b81a3dadf8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 190 |
Конституция СССР — основа гражданского законодательства развитого социалистического общества
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:25
Действующая Конституция СССР — Основной закон нашего государства на этапе развитого социализма. В ней закреплены все главные принципы правового регулирования общественных отношений, получающие свое дальнейшее развитие в отдельных отраслях советского законодательства. Закрепленные в Конституции СССР принципы являются базой формирования и системы гражданского законодательства Советского государства.
Конституция СССР, поскольку она представляет собой Основной Закон нашего государства, обладает высшей юридической силой. Все другие законы и иные правовые акты издаются только на основе и в соответствии с Конституцией СССР (ст. 173).
Конституция СССР вследствие своего особого статуса не включается в систему каждой отрасли советского законодательства (не входит она и в систему гражданского законодательства), но ее положения предопределяют содержание всех отраслей советского законодательства. Особенно большое значение для гражданского законодательства имеют главы 2, 3, 6 и 7.
В главе второй Конституции определены виды и формы собственности в социалистическом обществе, установлено право наследования личной собственности, закреплен принцип планового развития народного хозяйства, в соответствии с которым регулируются имущественные отношения между социалистическими организациями. При этом хозяйственный расчет, прибыль, стоимость рассматриваются как важные факторы, способствующие формированию обязательственных правоотношений между хозяйственными организациями. Все это имеет первостепенное значение для гражданского законодательства.
В главе третьей руководящее значение для гражданского законодательства имеют положения о всестороннем развитии личности, о последовательном претворении в жизнь программы превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, о расширении общественных фондов потребления и справедливом распределении этих фондов, о дальнейшем развитии системы торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, о планомерном развитии науки и внедрении результатов научных исследований в народное хозяйство, об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. Практическое претворение в жизнь всех этих положений в значительной степени осуществляется с помощью норм гражданского законодательства.a32d37cf070b5bcd5c7dc6ccfd5ff742.js" type="text/javascript">62366fe04ec236faf517da112ca016da.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
Понятие гражданского законодательства и его соотношение с гражданским правом
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:24
Понятие советского гражданского законодательства тесно связано с понятием советского гражданского права как отрасли права. Эта связь проявляется в том, что нормы советского гражданского права получают свое внешнее (объективное) выражение в соответствующих нормативных актах, издаваемых компетентными органами Советского государства. Совокупность этих нормативных актов и составляет гражданское законодательство.
Нормативные акты, в которых выражены нормы советского гражданского права, иначе еще принято именовать формами правообразования, или источниками советского гражданского права. Указанные акты имеют различную юридическую силу, обладают только им присущими признаками и характеризуются в своем действии рядом особенностей, о чем будет сказано дальше. Здесь же важно обратить внимание на то, что гражданское законодательство, включающее в себя всю совокупность указанных нормативных актов, представляет целостный и относительно самостоятельный общественный механизм правового регулирования, формирующийся на основе Конституции СССР и Конституций союзных республик и составляющий органически единую систему связанных иерархией и соподчиненностью общесоюзных и республиканских законов и иных нормативных актов, призванных обеспечивать согласованное регулирование имущественных и личных неимущественных отношений гражданского права.
Вместе с тем необходимо иметь в виду и следующее. Отношения, регулируемые нормами гражданского права, тесно переплетаются с отношениями, регулируемыми нормами других отраслей советского права, в частности, административного. Поэтому акты гражданского законодательства в ряде случаев содержат в себе нормы этих других отраслей права. Например, административно-правовой нормой является включенное в ГК союзных республик правило (ст. 139 ГК УССР, ст. 147 ГК РСФСР), устанавливающее, что милиция или исполнительный комитет сельского Совета народных депутатов принимает меры к розыску собственника безнадзорного скота и на время розыска передает скот с соблюдением ветеринарных правил на содержание и в пользование ближайшему совхозу или колхозу. Государственно-правовой нормой является правило, определяющее компетенцию Союза ССР и союзных республик в регулировании отношений гражданского права (ст. 3 Основ).
Таким образом, гражданское законодательство по объему содержащихся в нем норм может не совпадать и, как правило, не совпадает с гражданским правом как отраслью советского права. Гражданское законодательство включает в себя и ряд не гражданско-правовых норм, что совершенно не может быть свойственно гражданскому праву как отрасли права.
В юридической литературе на том основании, что в гражданско-правовые акты наряду с гражданско-правовыми нормами включаются и другие нормы, нередко делается вывод о существовании в гражданском праве пограничных или смешанных (комплексных) отношений и соответствующих им правовых институтов. Обычно в подтверждение этого ссылаются на регулируемые гражданским законодательством кредитно-расчетные отношения, в которых банк выступает не только как ссудодатель и организация, выполняющая поручения своей клиентуры по расчетам, но и как орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и иных организаций. Однако приведенный пример этого не подтверждает. Отношения здесь действительно являются пограничными, но они вследствие этого не утрачивают своей отраслевой принадлежности. Те из них, которые обусловлены использованием товарно-денежной формы, характеризуются равенством их участников и регулируются на началах равных правовых возможностей, являются отношениями гражданского права, а те, которые строятся на началах власти и подчинения и соответственно регулируются властными предписаниями, охватываются советским административным (финансовым) правом.
Следует обратить внимание и на то, что определенная часть норм гражданского права, не включенных в гражданское законодательство, и норм других отраслей права ввиду особой значимости, тесной взаимозависимости, взаимопроникновения и обусловленной этим спецификой регулирования охватываемых ими отношений могут обособляться в самостоятельные отрасли законодательства, именуемые, естественно, уже не с учетом характера преобладающих в них норм, а с учетом сферы их применения. Так возникли в качестве самостоятельных отраслей законодательства советское семейное право, трудовое, земельное, горное, водное, лесное и колхозное право. К отношениям, охватываемым этими отраслями законодательства, не применяются нормы гражданско-правовых актов, поскольку семейные, трудовые, земельные, горные, водные, лесные отношения, а также отношения в колхозах, вытекающие из их Устава, как прямо сказано в ст. 2 Основ, регулируются соответственно семейным, трудовым, земельным законодательством, законодательством о недрах, водным, лесным и колхозным законодательством.8ecd089baaf043c7f651dc3f19d03f11.js" type="text/javascript">27b27e81d9f1d90f618cbfc064330a7d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 149 |
Определение советского гражданского права и отграничение его от других отраслей советского права. Система советского гражданского права
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:23
Советское гражданское право, как отрасль единого советского права, представляет собой такую совокупность установленных Советским государством норм, которая регулирует на началах равных правовых возможностей складывающиеся в процессе социалистического общественного производства объективные (материальные) по содержанию и волевые по форме имущественные отношения и обусловленные ими отношения по поводу принадлежности и использования нематериальных благ.
Речь идет о гражданском праве как о совокупности норм, действующих во всех сферах общественной жизни, где складываются указанные имущественные и личные неимущественные отношения. Помимо традиционно представляемых сфер их действия они складываются, в частности, в сфере приложения труда советских граждан к обобществленным средствам производства, в сфере семейной жизни и др.
Поэтому гражданское право должно отграничиваться от тех отраслей советского права, которые регулируют иные по своей природе отношения, иным (только им свойственным) методом. Это прежде всего государственное и административное право, уголовное право, процессуальные отрасли советского права.
Сопоставление гражданского права с указанными отраслями советского права по всем их существенным признакам (критериям), прежде всего по предмету и методу правового регулирования, позволяет без особых затруднений провести водораздел между ними, отграничить их друг от друга. Так, хотя многие из положений государственного права (например, основы общественного строя и политика СССР, государство и личность) являются определяющими для гражданского права, разграничение между ними провести нетрудно. Предмет государственного права составляют отношения, выражающие полновластие народа в СССР во всех областях общественной жизни, и это уже само по себе дает возможность довольно легко отграничить от него гражданское право. Нетрудно отграничить гражданское право и от административного, которое также регулирует властные отношения, но связанные с организацией государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельностью органов государственного управления и должностных лиц.
Уголовное право своими нормами охраняет и отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования. Но оно их охраняет путем установления запретов и применения к лицам, нарушившим эти запреты (совершившим преступления), соответствующего наказания.
Особенно тесно связано гражданское право с граж-данско-процессуальным правом. Однако последнее самые отношения гражданского права не регламентирует, а регулирует свойственным ему методом лишь отношения порядка и процедуры разрешения гражданско-правовых споров юрисдикционными органами.
Под системой гражданского права следует понимать порядок расположения норм гражданского права в его главных кодифицированных актах. Первичными структурными подразделениями системы гражданского права являются институты—группы норм, рассчитанные на регулирование определенных видов или сторон общественных отношений, составляющих предмет гражданского права. Поскольку Основы и ГК союзных республик представляют собой главные кодифицированные акты, то в этих актах и находит свое закрепление система действующего гражданского права. Наиболее полной она является в ГК союзных республик.
Система гражданского права не является, конечно, производной. Она отражает объективно действующую
взаимосвязь отношений, регулируемых гражданским правом, и объективно свойственные этим отношениям признаки. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формирование системы гражданского права — субъективная деятельность. Она также оказывает влияние на построение системы гражданского права. Немаловажно влияние на построение системы и юридической техники.07eb34d8c5f62f268f819f84b1f8f461.js" type="text/javascript">19ac97d2897906ba5fff3afcc31b42cd.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 134 |
Руководящая роль КПСС в развитии советского гражданского права
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:21
Коммунистическая партия Советского Союза, являясь руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы (ст. 6 Конституции СССР), придавала и придает огромное значение развитию и совершенствованию советского права, в том числе и гражданского права.
Классики марксизма-ленинизма отводили праву важную роль в достижении партией ее программных целей. В. И. Ленин, развивая идею Ф. Энгельса о том, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу» ', отмечал: «Закон есть мера политическая, есть политика» 2. Именно поэтому еще в первой программе партии были сформулированы политические задачи, нашедшие затем правовое закрепление в первых декретах Советской власти.
В. И. Ленин придавал огромное значение принятию первого Гражданского кодекса, разрабатывавшегося в период нэпа. При этом он настоятельно требовал выработки и включения в него таких правовых норм, которые бы сочетали регулирование отношений, вытекающих из социалистической и частной собственности, и сохраняли бы государству командное положение в народном хозяйстве. На IV сессии ВЦИК IX созыва, принявшей ГК РСФСР, В. И. Ленин, давая оценку этому законодательному акту, говорил: «...Мы и здесь старались соблюсти грань между тем, что является законным удовлетворением любого гражданина, связанным с современным экономическим оборотом, и тем, что представляет собой злоупотребления нэпом, которые во всех государствах легальны и которые мы легализовать не хотим» 1.
Развитие экономического базиса, как известно, требует внесения соответствующих изменений в нормы права. Полная и окончательная победа социализма в нашей стране, построение развитого социалистического общества создали необходимые предпосылки к существенному обновлению и совершенствованию гражданского права, что и нашло свое отражение в принятых Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а затем и в других нормативных актах. Решения XXII съезда КПСС и положения Программы партии оказали благотворное влияние на весь ход совершенствования гражданского права. Поставленные в этих партийных документах задачи по созданию материально-технической базы коммунизма, обеспечивающей все более полное удовлетворение потребностей общества и всех его граждан, постепенное преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитанию граждан в духе высокой коммунистической идейности, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству нашли свое четкое закрепление в нормах гражданского права.f943fe9da482cc0056f05f92683b59b1.js" type="text/javascript">5cbea763692ff4bed8e1dc3789ce82a4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 147 |
Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений. Функции и принципы советского гражданского права
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:21
Под методом принято понимать подход к решению той или иной задачи, совокупность средств и приемов, обеспечивающих ее решение. Метод советского гражданского права соответственно есть закрепленные в его нормах способы и приемы воздействия на имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права отличаются по методу воздействия на регулируемые ими отношения от норм иных отраслей советского права, и это также связано с указанными выше признаками регулируемых гражданским правом отношений.
Поскольку отношения, составляющие предмет гражданского права, являются такими, в которых их участники находятся в равном положении, то и нормы этой отрасли права, регулируя данные отношения, исходят из равных правовых возможностей сторон, исключая какое-либо односторонне властное воздействие друг на друга. Советское государство заинтересовано в таком подходе к регулированию названных отношений, в том числе и между социалистическими организациями, так как он позволяет с наибольшей эффективностью использовать товарно-денежный механизм. Не случайно поэтому установлено, что хозяйственный договор должен стать основным документом, определяющим права и обязанности хозяйственных организаций и предприятий в области поставок продукции, в том числе и распределяемой в централизованном плановом порядке '. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» 2, оценка результатов хозяйственной деятельности объединений (предприятий) производится с учетом выполнения ими заключенных договоров.
Особенностью гражданско-правового метода регулирования, вытекающей из главного его признака — регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон, является и предусматриваемый
нормами советского гражданского права порядок, в соответствии с которым граждане и социалистические организации выражают волю на установление отношений (заключают договор, совершают иные действия). Эта особенность гражданско-правового метода регулирования позволяет Советскому государству полнее учитывать интересы граждан и социалистических организаций, связанные с удовлетворением их материальных и духовных потребностей, строить деятельность социалистических организаций на материальной заинтересованности, усиливать их ориентацию на достижение лучших конечных народнохозяйственных результатов.
Из регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон вытекает и такая особенность гражданско-правового метода, как предоставление права участникам отношения самим определить порядок своего поведения. Говоря иными словами, нормы гражданского права в значительной своей части являются диспозитив-ными и применяются в основном в случаях, если иное не определено самими сторонами или специальным законом. Это способствует развитию инициативы участников, дает им возможность, с учетом особенностей конкретного отношения, наиболее целесообразно решать возникающие перед ними вопросы.
Характерной чертой гражданско-правового метода регулирования является и предусмотренный нормами советского гражданского права особый способ разрешения возможных споров между участниками отношений. Возникающие между сторонами споры, по общему правилу, разрешаются органом, стоящим вне этого отношения,— судом, арбитражем или третейским судом (ст. 6 ГК УССР, ст. 6 ГК РСФСР).
Перечисленные особенности гражданско-правового метода регулирования не являются, конечно, исчерпывающими, но они с достаточной полнотой характеризуют гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений как присущий отношениям гражданского права.
Обстоятельный анализ гражданско-правового метода регулирования общественных отношений дан В. Ф. Яковлевым. Он справедливо указывает, что гражданское право обладает не множеством методов, как иногда утверждается в литературе, а единым, лишь ему свойственным методом, характеризующимся рядом признаков, Главные признаки этого метода—наделение сторон правами, адекватными регулируемым отношениям, и соответственно преобладание в гражданском праве управомочивающих норм в качестве первичных'. С этим, конечно, следует согласиться. Однако вряд ли можно считать специфическим признаком гражданско-правового метода дозволение определенного поведения2, поскольку оно присуще, например, и административно-правовому методу регулирования общественных отношений.
Функции советского гражданского права — это выражающие его социальное назначение специфические направления правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в процессе решения стоящих перед ним задач. Именно направления правового регулирования, а не сами по себе решаемые гражданским правом специальные задачи, как иногда утверждается в литературе 3, являются его функциями.
Имущественные и личные неимущественные отношения, составляющие предмет советского гражданского права,— это обычные, существующие вне нарушений отношения развитого социалистического общества, участвуя в которых граждане и социалистические организации удовлетворяют свои жизненные потребности. Поэтому главной функцией советского гражданского права является позитивное их регулирование, обеспечивающее создание материально-технической базы коммунизма в нашей стране и наиболее полное удовлетворение материальных и духовных запросов советских людей.c23435806988422bc2f5876f7c05859e.js" type="text/javascript">46c2418b38279a9b2ae7888c8cfa2cfc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 312 |
Предмет гражданско-правового регулирования
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:19
Предмет гражданско-правового регулирования в нашем обществе составляют имущественные и личные неимущественные отношения, складывающиеся между гражданами, между гражданами и социалистическими
организациями, между социалистическими организациями. Об этом прямо сказано и в статьях 1, 2 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик ', в статьях 1 и 2 Гражданского кодекса УССР2, Гражданского кодекса РСФСР 3.
Имущественные отношения — это основная и наиболее широкая по своему объему часть отношений, регулируемых нормами советского гражданского права. Они прежде всего и обусловливают существование особых гражданско-правовых норм, требуя такого своего правового оформления^ при котором их участники признавались бы носителями соответствующих прав и обязанностей.
Ф. Энгельс указывал, что гражданское право «санкционирует существующие, при данных обстоятельствах нормальные, экономические отношения между отдельными лицами»4. Имеются в виду отношения, складывающиеся между лицами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на основе определенной формы собственности на средства производства.
Конечно, роль советского гражданского права не сводится к простому санкционированию экономических отношений. Она куда более значительна. В условиях социализма иные характер и состав участников экономических отношений. Но и в социалистическом обществе под имущественными отношениями, подпадающими под действие гражданского права, нужно понимать отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и имеющие в качестве своей основы социалистическую собственность на средства производства.
Из сказанного вытекает, что имущественные отношения, регулируемые гражданским правом,— это экономические или, что одно и то же, производственные по своей сущности отношения. Существование их как экономических (производственных) отношений не зависит от воли и сознания людей. В этом смысле они являются объективными, материальными. «Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа,— указывал В. И. Ленин,— никоим образом не следует.
' В дальнейшем Основы г В дальнейшем П< УССР.
3 В дальнейшем ГК, РСФСР.
4 Маркс К; Энгельс Ф. Соч, т 21, с. 311.

чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию»'. Имущественные отношения, как материальные по своему содержанию, развиваются по объективным законам.
Вместе с тем люди, участвующие в этих отношениях, действуют сознательно, ибо только в результате их сознательной и волевой деятельности имеет место производство. Это означает, что имущественные отношения хотя и являются объективными по своему содержанию, проявляются в волевых актах людей и осуществляются людьми всегда в большей или меньшей мере (в зависимости от способа производства) сознательно. «Товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться... Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаровладельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых распоряжается этими вещами...» 2 Следовательно, имущественные отношения с точки зрения своей формы являются волевыми отношениями. Поэтому право, несмотря на объективную сущность названных отношений, может оказывать и оказывает воздействие на них, определенным образом их регулирует. Советское государство, руководимое Коммунистической партией и опирающееся в своей деятельности на единственно правильное учение об обществе — марксизм-ленинизм, регулирует имущественные отношения в точном соответствии с познанными закономерностями их развития.
Имущественные отношения как объективные (экономические) отношения между людьми в общественном производстве также «...всегда связаны с вещами и проявляются как вещи» 3. Поэтому и гражданское право, воздействуя на указанные отношения, регулирует их как волевые отношения, которые имеют своим объектом вещи — средства и продукты производства (имущество).
Таким образом, имущественные отношения, регулируемые нормами советского гражданского права,— это свойственные социалистическому обществу, объективные по своему содержанию и волевые по своей форме отношения, складывающиеся между гражданами, между гражданами и социалистическими организациями либо между социалистическими организациями в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (средств и продуктов производства).
В качестве экономических отношений они воспринимаются гражданским правом лишь по внешним свойствам (признакам) их проявления, т. е. через посредство их формы, и поэтому регулируются им как отношения между названными участниками общественного производства по поводу владения, пользования и распоряжения этими благами (имуществом). Отсюда и обозначение их термином имущественные отношения.
Нормы советского гражданского права, регулируя составляющие их предмет имущественные и другие отношения, ставят своей целью создание материально-технической базы коммунизма и все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан (ст. 1 Основ, ст. 1 ГК УССР, ст. 1 ГК РСФСР).
В литературе высказаны и другие взгляды на соотношение понятий имущественных и производственных отношений. Их можно свести к трем направлениям. Согласно первому из них, имущественные отношения—это и есть, так сказать, в чистом виде экономические (производственные) отношения'. Сторонники этого направления, как представляется, не учитывают, что право не способно воздействовать на отношения, не зависящие от воли и сознания людей, а кроме того, забывают, что экономические (производственные) отношения вне волевых, целеустремленных действий лиц существовать не могут.350ea46796214e2651b91df696189bbb.js" type="text/javascript">e7dfaf5239a951a296d1194c708e93b1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 134 |
Понятие гражданского права как отрасли советского социалистического права. Гражданское право в системе социалистического права
  Советское гражданское право | Автор: admin | 28-11-2010, 11:07
Термином «Советское гражданское право» охватываются хотя и взаимосвязанные между собой, но не тождественные понятия. Необходимо различать гражданское право как отрасль советского социалистического права, отрасль советского законодательства и отрасль правовой науки (юридических знаний). При этом прежде всего особо должно быть выделено понятие советского гражданского права как отрасли советского социалистического права ввиду его основополагающего значения.
Советское социалистическое право в целом представляет собой совокупность установленных или санкционированных Советским государством норм, рассчитанных на регулирование и охрану отношений развитого социалистического общества, обеспечивающих успешное построение коммунизма в нашей стране. Но это не простая, а систематизированная совокупность норм. Она подразделяется на определенные отрасли в зависимости от специфики норм и регулируемых ими отношений. Одной из таких отраслей в системе советского социалистического права и является гражданское право.
Советское гражданское право, как и другие отрасли советского права,— исключительно продукт социалистического общества. Происшедший в результате социалистической революции коренной поворот во всей общественной жизни с объективной необходимостью сопровождался ликвидацией всей системы старого права и утверждением нового права — права высшего типа, социалистического права *.
' См.: Теория государства и права/Под ред. Н. Г. Александрова, 2-е изд. М., 1974, с. 361—362.

Советское гражданское право возникло и существует именно как органическая часть социалистического права. Поэтому любое игнорирование норм данной отрасли права в регулировании отношений социалистического общества, недооценка их роли, попытка рассматривать или трактовать нормы советского гражданского права как заимствование из права других общественно-экономических формаций недопустимы.
Советское гражданское право в своем развитии прошло определенный путь. По мере изменения социально-экономических условий и совершенствования социалистических общественных отношений оно изменялось, совершенствовалось и при этом всегда оказывало и оказывает активное воздействие на регулируемые им отношения.
В настоящее время советское гражданское право выражает потребности развитого социалистического общества, в котором безраздельно господствует социалистическая общественная собственность на средства производства, сложился и успешно действует единый, мощный народнохозяйственный организм, все определеннее утверждается социальная однородность всех классов и слоев населения. Иначе говоря, современное советское гражданское право — это право такой стадии зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах Главное, что его отличает,— это расширение и углубление социалистической демократии.3273b80c6d4f8e81c9a5d85370702a8f.js" type="text/javascript">fb39a48d4e89a5218e6ac75f387b8636.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: