Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Производство в надзорной инстанции
 (голосов: 0)
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 01:19
В отличие от кассационного порядка рассмотрения уголовного дела пересмотр приговоров, определений и постановлений суда является исключительной стадией уголовного процесса и обусловлен тем, что не все ошибки, допущенные при рассмотрении дел судами первой инстанции, исправляются кассационным судом.
Приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение Верховного суда республики, краевого или областного суда, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа могут быть обжалованы соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого или областного суда, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа.
Если судебные решения уже обжаловались в порядке надзора в президиумы указанных судов, они обжалуются в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации. Обжалование допускается при условии, что обжалуемые решения не были предметом рассмотрения данной Судебной коллегии. Это ограничение вытекает из положения ч. 1 ст. 412 УПК РФ, запрещающей внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения.
Туда же могут быть обжалованы приговоры, определения и постановления вышеуказанных судов, а также постановления их президиумов.
В надзорном представлении не может ставиться вопрос о пересмотре:
1) оправдательного приговора;
2) определения или постановления суда о прекращении уголовного дела;
3) обвинительного приговора, определения или постановления суда в связи с необходимостью
применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным
основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного. К иным основаниям по смыслу
данной нормы уголовно-процессуального закона, в частности, относятся вопросы:

- применения к осужденному акта амнистии;
- применения отсрочки исполнения приговора;
- отклонения представления об отмене отсрочки исполнения приговора;
- исчисления срока отбывания наказания;
- освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни или инвалидности;
- применения к осужденному условно-досрочного освобождения от наказания или замены
неотбытой части наказания более мягким;
- изменение вида и режима исправительного учреждения, длительности испытательного срока и
возложенных при этом на осужденного обязанностей, размера возмещения гражданского иска и т.п.
Основаниями для отмены или изменения приговора, определения или постановления суда
являются те же основания, что и при кассационном порядке обжалования.
В резолютивной части своего надзорного представления прокурор может просить суд надзорной инстанции принять одно из следующих решений:
1) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие решения и
прекратить производство по данному уголовному делу;
2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие решения и
передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
3) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое
апелляционное рассмотрение;
4) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и
передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
В представлении должны быть указаны все судебные решения, подлежащие отмене. При этом необходимо указать, какое именно определение или постановление суда первой инстанции незаконно или не обосновано.
Основаниями, по которым прокурор ставит вопрос об отмене или изменении приговора, определения или постановления суда, являются те же основания, что и при кассационном порядке обжалования. При этом необходимо указать следующее:
1) определение или постановление суда первой инстанции незаконно или не обосновано;
2) определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без
изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по
уголовному делу;
3) определение или постановление суда надзорной инстанции вынесено с нарушением
требований Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Кроме того, в резолютивной части представления необходимо указать, в суд какой инстанции необходимо возвратить дело.
Несмотря на то что основаниями к отмене или изменению приговора как в надзорной, так и в кассационной инстанции являются одни и те же обстоятельства, а также по существу совпадают и полномочия надзорной и кассационной инстанции, объем реальных прав участников процесса в этих инстанциях существенно различается.
Часть 6 ст. 388 УПК РФ устанавливает обязательность указаний суда кассационной инстанции для исполнения при новом рассмотрении уголовного дела. Вместе с тем эти положения не препятствуют суду первой инстанции самостоятельно принимать при производстве по переданному на новое рассмотрение уголовному делу процессуальные решения по находящимся в прямой связи с содержанием приговора вопросам, в том числе о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности доказательств и преимуществах одних доказательств перед другими, а также мере наказания.
Производство в надзорной инстанции имеет место после того, как судебное решение, постановленное по делу, вступило в законную силу. Этим обусловливается процессуальная особенность данной стадии судопроизводства, а также пределы прав надзорной инстанции.
К особенностям производства в надзорной инстанции следует отнести то, что происходит оно в два этапа. Вначале рассматривается надзорная жалоба или представление, после изучения которых судья выносит постановление - либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления, либо об отдаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Данная стадия имеет относительно самостоятельный характер, поскольку судья может принять решение по существу жалобы или протеста - отказав в их удовлетворении, фактически тем самым решив и судьбу обжалуемого судебного постановления. Вместе с тем принятое решение не является окончательным, поскольку может быть обжаловано председателю этого суда. Прокурор, на которого возложена обязанность обеспечить законность и обоснованность надзорного представления, должен в обязательном порядке обжаловать необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления.
Уголовно-процессуальный кодекс не содержит перечня оснований, по которым в удовлетворении жалобы или представления может быть отказано. Исходя из практики президиумов соответствующих судов, можно выделить следующие группы оснований:
1) если в надзорной жалобе или представлении содержится просьба о вынесении судом
надзорной инстанции решений, явно выходящих за пределы его прав;
2) если не соблюден порядок принесения жалобы или представления;
3) если в надзорной жалобе или представлении ставится вопрос о применении закона о более
тяжком преступлении либо о пересмотре приговора ввиду мягкости наказания или по иным основаниям,
влекущим за собой ухудшение положения осужденного, либо о пересмотре оправдательного приговора
либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. При принесении надзорного представления о прекращении уголовного дела в связи с изданием после вступления приговора в законную силу нового закона, устраняющего преступность деяния, вопрос должен ставиться не об отмене состоявшегося по делу судебного решения с прекращением производства по делу за отсутствием в деянии состава преступления, а об освобождении виновного от наказания.
В случае обжалования в порядке надзора судебного решения другой стороной при отсутствии оснований для принесения представления, прокурор должен использовать свои полномочия стороны в процессе и подать возражения.
Время рассмотрения надзорной жалобы, представления или истребованного по надзорной жалобе или представлению уголовного дела в суде надзорной инстанции не учитывается при исчислении годичного срока, в течение которого судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.
Исходя из смысла ст. 405 УПК РФ не могут быть по основаниям, ухудшающим положение осужденного, пересмотрены и отменены в порядке надзора приговор, определение, постановление суда по вопросам, касающимся, в частности:
- применения к осужденному акта амнистии;
- применения отсрочки исполнения приговора или отклонения представления об отмене такой
отсрочки;
- исчисления сроков наказаний и зачета наказания;
- освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью;
- применения к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
- замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
- направления или перевода осужденного для отбывания наказания в исправительное
учреждение менее строгого режима;
- снятия судимости.
Если при указанных обстоятельствах принесен протест в порядке надзора, суд надзорной инстанции оставляет его без удовлетворения и направляет дело вместе со всеми материалами прокурору для возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Прокурор должен опротестовывать незаконные постановления суда в порядке надзора, обеспечивая обоснованность и аргументированность протестов, их соответствие закону, особенно имея в виду, что пересмотр вступивших в законную силу приговоров определений и постановлений судов - это исключительная процедура, в основном нарушения и ошибки должны исправляться и устраняться в кассационном порядке. В каких же случаях прокуроры используют возможность опротестования судебных постановлений в порядке надзора?
Прокуроры районов (городов) чаще всего вносят надзорные представления тогда, когда государственный обвинитель не обжаловал неправосудный приговор в кассационном порядке, а помощник прокурора, ответственный за проверку дел в кассационный срок, своевременно не информировал об этом руководителей прокуратуры.
Но и в процессе иной деятельности, например при проведении обобщений или проверок по другим поводам, прокурор может обнаружить факт непринесения кассационного представления государственным обвинителем в том случае, когда такое опротестование было необходимо.
Вместе с тем прокуроры вносят надзорные представления не только по собственной инициативе, но и в результате рассмотрения обращений граждан. Данный вид деятельности характерен для прокуратур субъектов Российской Федерации. Проверка жалоб, пришедших на вступившие в законную силу приговоры определения и постановления судов, должна проводиться с истребованием уголовных дел и составлением мотивированных заключений с учетом их существенных доводов.
Рассматривая обращения граждан во поводу внесения кассационного представления, прокурор должен иметь в виду, что в отличие от обжалования в апелляционном и кассационном порядке закон не предоставляет права обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям. Поэтому таким заявителям нужно разъяснить положения ст. 402 УПК РФ.
Поскольку в соответствии со ст. 404 УПК РФ к надзорному представлению должны быть приложены копии обжалуемого судебного решения, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанциии, если оно выносилось по данному делу, постольку прокурору надлежит принимать к производству жалобы с приложенными к ним копиями обжалуемых судебных постановлений.
Пересмотр судебных решений в порядке надзора допускается лишь при наличии оснований, вытекающих из материалов дела. Если же сомнения в законности и обоснованности судебных решений связаны с обстоятельствами, которые не были известны суду и обнаружились после вступления соответствующего приговора, определения или постановления в законную силу, вопрос о пересмотре таких решений может быть разрешен только в порядке производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
278d57270b6d6f4c6adb2aaf5faa892b.js" type="text/javascript">78ba52cfabc6753c3c79f93efe15c4d4.js" type="text/javascript">0ff47962d50016394453dc4801a0a05f.js" type="text/javascript">56994048be49f0e10689a8fac3920390.js" type="text/javascript">ebee14790b3d5f1badf789ddceabde2b.js" type="text/javascript">cbec26234b22b1cecb5dc275be67a691.js" type="text/javascript">b93054e4935d9867a32989a4e8e3d493.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 283 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: