НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Вопросам идеологической работы Коммунистическая партия Советского Союза и Советское государство придают все большее и большее значение. Об этом свидетельствуют материалы XXVI съезда партии, Пленума ЦК КПСС, обсудившего вопрос «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» (1983 г.), Всесоюзного совещания идеологических работников (1984 г.).
В постановлении Пленума ЦК КПСС говорится: «Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в производительных силах и соответствующее этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании людей, во всей надстройке общества. Усилия партии и народа концентрируются на задачах планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, реализация которых прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся. Идеологическая работа все больше выдвигается на первый план, возрастают ее роль и значение» 127.
Важной составной частью идеологической работы является правовое воспитание граждан. Партия исходит из того, что формирование нового человека — не только важная цель, но и непременное условие коммунистического строительства. В современный период значение идейно-воспитательной работы неизмеримо возросло, она все больше выдвигается на передний план. И коль скоро требуется решительно поднять идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма, то это полностью относится и к правовому воспитанию, являющемуся важной составной частью коммунистического воспитания трудящихся 128.
15 сентября 1970 г. ЦК КПСС принял специальное постановление «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» |29. Во исполнение этого постановления в 8-х классах общеобразовательных школ введен обязательный курс «Основы советского государства и права», а в 9—10-х классах — факультативный курс «Основы со-
126 Там же.
127 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. М., 1983, с. 67.
128 См.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., 1977, с. 304—308.
129 Там же.
ветского законодательства», в училищах и школах системы профтехобразования преподается курс «Основы правоведения», введено преподавание основ советского права в неюридических учебных заведениях.
Большая работа по правовому воспитанию граждан проводится обществом «Знание». Ежегодно в стране читается свыше 2 млн. лекций на правовые темы, что составляет 8% в общем объеме пропаганды знаний. В последнее десятилетие (1975— 1985 гг.) широкое развитие получили постоянно действующие формы правовой пропаганды, позволяющие давать слушателям систему правовых знаний. Среди них особое место занимают народные университеты правовых знаний. В стране их насчитывается около 5,5 тыс. и обучается в них почти 1,5 млн. человек 130.
«Целью идеологического процесса правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных общностей, которые в целом можно охарактеризовать как социалистическую правовую культуру, включающую в себя все элементы социалистического правосознания и правового поведения: овладение необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании каждого гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам социалистического государства, непримиримость к правонарушениям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм социалистического права и их совершенствовании, охране социалистического правопорядка» 131.
«Достижение практической социальной цели воспитания в области права не сводится к формированию социалистического правосознания, а должно приводить и к достижению высокоорганизованного поведения советских людей, их высокой правовой активности» .
Правовое воспитание, как и всякое иное воспитание, есть одновременно и объективный, и субъективный процесс. С одной стороны, человек воспитывается под влиянием всех объективных условий жизни, а, с другой стороны, воспитание есть сознательная целенаправленная деятельность общества, имеющая целью воздействие на сознание человека, его характер, свойства личности и т. д. Основными принципами правового воспитания являются партийность, неразрывная связь с жизнью, научность.
Субъектами правового воспитания являются многие государственные органы и общественные организации. В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах
130 Самощенко И. Актуальные проблемы совершенствования правового воспитания граждан.— Советская юстиция, 1984, № 23, с. 1.
131 Организация и эффективность правового воспитания /Под ред. ?Д. А. Керимова, Н. Г. Кобец, А. В. Мицкевича, А. Я. Сухарева. М., 1983, с. 21—22.
132 Там же, с. 22.
по улучшению правового воспитания трудящихся» в этой деятельности участвуют партийные, советские, профсоюзные, комсомольские, правоохранительные органы, а также организации и учреждения системы Министерства просвещения, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства культуры, Комитета кинематографии, Государственного комитета по профессионально-техническому образованию, печать, радио, телевидение, организации общества «Знание», трудовые коллективы, различные творческие союзы. Правовое воспитание призвано обеспечить социалистическое правосознание советских граждан.
«Правосознание — это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право. Оно представляет собой совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов и т. п., в которых выражено отношение к действующему праву, ко вновь создаваемым юридическим нормам» 133.
Социалистическое правосознание советских граждан играет важную роль в практической реализации советской уголовно-правовой политики. Надлежащим образом воспитанный гражданин не только сам не допускает нарушений уголовно-правовых предписаний, но и активно противодействует совершению преступлений. Очень важным участком работы по правовому воспитанию граждан является воспитание должностных лиц. «Законность и правопорядок зависят в значительной мере от того, какой личный пример показывают руководители, насколько их практическая деятельность пронизана духом законности. Нельзя недооценивать тот вред, который наносит общественному сознанию противозаконная деятельность отдельных должностных лиц, рождающая подчас обстановку вседозволенности и неверие в силу закона» 134.
Особое значение для осуществления уголовно-правовой политики имеет правосознание юристов, работающих в правоприменительных органах. «Правовое сознание юристов можно определить как одну из коллективных форм правового сознания общества, выступающего в виде системы правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной или практической подготовки» |35.
Ф. Энгельс, отмечая значимость практической деятельности юристов в жизни общества, указывал на ее влияние на базис общества. Он писал, что «как только становится необходимым новое разделение труда, создающее профессиональных юристов,
133 Теория государства и права. Л., 1982, с. 231.
IJ4 Баженов Н. Правовое воспитание должностных лиц — важная задача органов прокуратуры.— Социалистическая законность, 1985, № 1, с. 5.
135 Соколов Н. Я- Правосознание юристов: понятие, сущность и содер-жание,-— Советское государство и право, 1983, № 10, с. 18.
открывается опять-таки новая самостоятельная область, которая при всей своей общей зависимости от производства и торговли все же обладает особой способностью обратно воздействовать на эти области» |36. Это общее положение относится к характеристике всех отраслей права. Естественно, что нормы различных отраслей права имеют свою специфику воздействия на жизнь общества. Например, в наших условиях такие отрасли права, как гражданское, хозяйственное, трудовое, земельное, более тесно связаны с экономикой, чем уголовное, уголовно-процессуальное, административное. Однако это совершенно не означает, что их роль и значение в обществе развитого социализма менее существенны, чем роль и значение указанных выше отраслей.
Борьба за сокращение, а затем и полную ликвидацию правонарушений, и в особенности наиболее общественно опасных из них — преступлений, является важной составной частью всей многоплановой работы по совершенствованию зрелого социализма.
Выше уже отмечалось значение практической деятельности правоприменительных органов по применению уголовно-правовых норм. Именно этот этап представляется наиболее важным в осуществлении советской уголовно-правовой политики. Очевидно, что правосознание людей, обладающих властью по практическому применению норм уголовного права, имеет большее значение, чем правосознание отдельных граждан. От правосознания дознавателей, следователей, прокуроров, судей существенно зависит правильное применение уголовных законов, дальнейшее укрепление принципа социалистической законности, .других общих и специфических уголовно-правовых принципов, практическая реализация советской уголовно-правовой политики.
Многое зависит от правосознания дознавателей, следователей, прокуроров, которые предварительно решают вопросы квалификации преступлений, привлекают виновных к ответственности, а в случаях, специально предусмотренных законом, могут прекращать уголовные дела, освобождать виновных от уголовной ответственности с заменой ее административной ответственностью или ответственностью перед трудовым коллективом или общественными организациями.
Вместе с тем следует сказать, что наибольшая ответственность за правильное проведение уголовно-правовой политики возложена на судей, ибо суды и трибуналы являются в нашей стране единственными органами, осуществляющими правосудие и «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 160 Конституции СССР). «Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону» (ст. 155 Конституции СССР). Констатируя
136 М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 37, с. 417—418. 174
это положение, нужно иметь в виду, что закон оставляет довольно широкий простор для судейского усмотрения. Например, суд в судебном заседании, признав лицо виновным в совершении преступления, может при наличии к тому предусмотренных законом оснований прекратить уголовное дело, освободить это лицо от уголовной ответственности и назначить ему меру административного воздействия.
«Если суд при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании придет к выводу о наличии оснований, указанных в пункте первом части третьей статьи 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, он выносит определение о прекращении уголовного дела и применении меры административного взыскания»,— говорится в ч. 4-й п. 4-го Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 8 февраля 1977 г. с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. «О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со статьей 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 137.
При осуждении виновного в совершении преступлений, правильной квалификации содеянного суд имеет право при назначении наказания принять ряд решений, существенно влияющих на окончательное определение меры уголовно-правового воздействия. Он может избрать тот или иной вид наказания при альтернативной санкции (например, за неосторожное убийство по ст. 106 УК РСФСР может быть назначено лишение свободы на срок до двух лет или исправительные работы на тот же срок); назначить наказание в любом размере в пределах максимума и минимума санкции (например, за умышленное убийство по ст. 103 УК РСФСР лишение свободы может быть назначено в пределах от трех до десяти лет); назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, или перейти к другому, более мягкому наказанию, т. е. выйти за пределы санкции в сторону смягчения; решить вопрос о присоединении или неприсоединении к основному наказанию дополнительного наказания; решить вопрос о признании или непризнании лица особо опасным рецидивистом при совершении виновным преступлений, перечисленных в ст. 241 УК РСФСР; при осуждении к лишению свободы осужденным, не признанным особо опасным рецидивистом, может назначить отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях любого вида, кроме колоний особого режима (ст. 24 УК РСФСР). Кроме того, при осуждении к лишению свободы или исправительным работам суд может постановить об условном неприменении наказания (ст. 44 УК РСФСР), при осуждении к лишению свободы на срок до трех лет, а за пре-
137 Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 7, ст. 117; 1982, № 49, ст. 934.
ступления, совершенные по неосторожности,— на срок до пяти лет может постановить об условном осуждении виновного с обязательным привлечением его к труду (ст. 242 УК РСФСР); при назначении лишения свободы до трех лет может отсрочить исполнение приговора на срок от одного года до двух лет.
Все эти решения суд принимает, руководствуясь своим социалистическим правосознанием. «При назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность» (ст. 37 УК РСФСР).
Именно поэтому воспитанию правосознания судей должно уделяться значительное внимание. Судьями избираются лица, имеющие достаточный жизненный опыт (в возрасте 26 лет) и высшее юридическое образование. На дальнейший рост правосознания судей оказывает влияние советская юридическая наука. «Форму связи юридической науки с судебной практикой мы видим в ее влиянии на формирование правосознания и профессионального мастерства судей... Видимо, не надо доказывать, что норма действующего закона и руководящие разъяснения сами по себе не могут разрешить все те разнообразные и сложные проблемы, которые возникают перед судьями при рассмотрении гражданских и уголовных дел. В действительности ведь по каждому конкретному делу те или иные вопросы требуют самостоятельной судейской оценки. И чтобы эта оценка во всех случаях была верной,- мало иметь хорошую практическую подготовку, судья должен обладать и глубоким знанием теории. Ни самый обстоятельный комментарий, ни учебник не могут заменить собственного умозаключения судьи... При незнании и неприменении на практике положений правовой науки тот или иной конкретный вопрос будет решаться на более низком профессиональном уровне, а, следовательно, и менее обосновано, с меньшими результатами и в конечном счете не в полном соответствии с требованиями закона» 138.
138 Смоленцев Е. А. Значение связи юридической науки и судебной практики для дальнейшего укрепления социалистической законности.— Советское государство и право, 1985, № 3, с. 25.
eadcaca120745b3b453498fa0753c485.js" type="text/javascript">2b4b2d4547df0ca2d403218fa8e54768.js" type="text/javascript">
В постановлении Пленума ЦК КПСС говорится: «Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в производительных силах и соответствующее этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании людей, во всей надстройке общества. Усилия партии и народа концентрируются на задачах планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, реализация которых прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся. Идеологическая работа все больше выдвигается на первый план, возрастают ее роль и значение» 127.
Важной составной частью идеологической работы является правовое воспитание граждан. Партия исходит из того, что формирование нового человека — не только важная цель, но и непременное условие коммунистического строительства. В современный период значение идейно-воспитательной работы неизмеримо возросло, она все больше выдвигается на передний план. И коль скоро требуется решительно поднять идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма, то это полностью относится и к правовому воспитанию, являющемуся важной составной частью коммунистического воспитания трудящихся 128.
15 сентября 1970 г. ЦК КПСС принял специальное постановление «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» |29. Во исполнение этого постановления в 8-х классах общеобразовательных школ введен обязательный курс «Основы советского государства и права», а в 9—10-х классах — факультативный курс «Основы со-
126 Там же.
127 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня 1983 г. М., 1983, с. 67.
128 См.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., 1977, с. 304—308.
129 Там же.
ветского законодательства», в училищах и школах системы профтехобразования преподается курс «Основы правоведения», введено преподавание основ советского права в неюридических учебных заведениях.
Большая работа по правовому воспитанию граждан проводится обществом «Знание». Ежегодно в стране читается свыше 2 млн. лекций на правовые темы, что составляет 8% в общем объеме пропаганды знаний. В последнее десятилетие (1975— 1985 гг.) широкое развитие получили постоянно действующие формы правовой пропаганды, позволяющие давать слушателям систему правовых знаний. Среди них особое место занимают народные университеты правовых знаний. В стране их насчитывается около 5,5 тыс. и обучается в них почти 1,5 млн. человек 130.
«Целью идеологического процесса правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных общностей, которые в целом можно охарактеризовать как социалистическую правовую культуру, включающую в себя все элементы социалистического правосознания и правового поведения: овладение необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании каждого гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам социалистического государства, непримиримость к правонарушениям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм социалистического права и их совершенствовании, охране социалистического правопорядка» 131.
«Достижение практической социальной цели воспитания в области права не сводится к формированию социалистического правосознания, а должно приводить и к достижению высокоорганизованного поведения советских людей, их высокой правовой активности» .
Правовое воспитание, как и всякое иное воспитание, есть одновременно и объективный, и субъективный процесс. С одной стороны, человек воспитывается под влиянием всех объективных условий жизни, а, с другой стороны, воспитание есть сознательная целенаправленная деятельность общества, имеющая целью воздействие на сознание человека, его характер, свойства личности и т. д. Основными принципами правового воспитания являются партийность, неразрывная связь с жизнью, научность.
Субъектами правового воспитания являются многие государственные органы и общественные организации. В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах
130 Самощенко И. Актуальные проблемы совершенствования правового воспитания граждан.— Советская юстиция, 1984, № 23, с. 1.
131 Организация и эффективность правового воспитания /Под ред. ?Д. А. Керимова, Н. Г. Кобец, А. В. Мицкевича, А. Я. Сухарева. М., 1983, с. 21—22.
132 Там же, с. 22.
по улучшению правового воспитания трудящихся» в этой деятельности участвуют партийные, советские, профсоюзные, комсомольские, правоохранительные органы, а также организации и учреждения системы Министерства просвещения, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства культуры, Комитета кинематографии, Государственного комитета по профессионально-техническому образованию, печать, радио, телевидение, организации общества «Знание», трудовые коллективы, различные творческие союзы. Правовое воспитание призвано обеспечить социалистическое правосознание советских граждан.
«Правосознание — это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право. Оно представляет собой совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов и т. п., в которых выражено отношение к действующему праву, ко вновь создаваемым юридическим нормам» 133.
Социалистическое правосознание советских граждан играет важную роль в практической реализации советской уголовно-правовой политики. Надлежащим образом воспитанный гражданин не только сам не допускает нарушений уголовно-правовых предписаний, но и активно противодействует совершению преступлений. Очень важным участком работы по правовому воспитанию граждан является воспитание должностных лиц. «Законность и правопорядок зависят в значительной мере от того, какой личный пример показывают руководители, насколько их практическая деятельность пронизана духом законности. Нельзя недооценивать тот вред, который наносит общественному сознанию противозаконная деятельность отдельных должностных лиц, рождающая подчас обстановку вседозволенности и неверие в силу закона» 134.
Особое значение для осуществления уголовно-правовой политики имеет правосознание юристов, работающих в правоприменительных органах. «Правовое сознание юристов можно определить как одну из коллективных форм правового сознания общества, выступающего в виде системы правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной или практической подготовки» |35.
Ф. Энгельс, отмечая значимость практической деятельности юристов в жизни общества, указывал на ее влияние на базис общества. Он писал, что «как только становится необходимым новое разделение труда, создающее профессиональных юристов,
133 Теория государства и права. Л., 1982, с. 231.
IJ4 Баженов Н. Правовое воспитание должностных лиц — важная задача органов прокуратуры.— Социалистическая законность, 1985, № 1, с. 5.
135 Соколов Н. Я- Правосознание юристов: понятие, сущность и содер-жание,-— Советское государство и право, 1983, № 10, с. 18.
открывается опять-таки новая самостоятельная область, которая при всей своей общей зависимости от производства и торговли все же обладает особой способностью обратно воздействовать на эти области» |36. Это общее положение относится к характеристике всех отраслей права. Естественно, что нормы различных отраслей права имеют свою специфику воздействия на жизнь общества. Например, в наших условиях такие отрасли права, как гражданское, хозяйственное, трудовое, земельное, более тесно связаны с экономикой, чем уголовное, уголовно-процессуальное, административное. Однако это совершенно не означает, что их роль и значение в обществе развитого социализма менее существенны, чем роль и значение указанных выше отраслей.
Борьба за сокращение, а затем и полную ликвидацию правонарушений, и в особенности наиболее общественно опасных из них — преступлений, является важной составной частью всей многоплановой работы по совершенствованию зрелого социализма.
Выше уже отмечалось значение практической деятельности правоприменительных органов по применению уголовно-правовых норм. Именно этот этап представляется наиболее важным в осуществлении советской уголовно-правовой политики. Очевидно, что правосознание людей, обладающих властью по практическому применению норм уголовного права, имеет большее значение, чем правосознание отдельных граждан. От правосознания дознавателей, следователей, прокуроров, судей существенно зависит правильное применение уголовных законов, дальнейшее укрепление принципа социалистической законности, .других общих и специфических уголовно-правовых принципов, практическая реализация советской уголовно-правовой политики.
Многое зависит от правосознания дознавателей, следователей, прокуроров, которые предварительно решают вопросы квалификации преступлений, привлекают виновных к ответственности, а в случаях, специально предусмотренных законом, могут прекращать уголовные дела, освобождать виновных от уголовной ответственности с заменой ее административной ответственностью или ответственностью перед трудовым коллективом или общественными организациями.
Вместе с тем следует сказать, что наибольшая ответственность за правильное проведение уголовно-правовой политики возложена на судей, ибо суды и трибуналы являются в нашей стране единственными органами, осуществляющими правосудие и «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 160 Конституции СССР). «Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону» (ст. 155 Конституции СССР). Констатируя
136 М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 37, с. 417—418. 174
это положение, нужно иметь в виду, что закон оставляет довольно широкий простор для судейского усмотрения. Например, суд в судебном заседании, признав лицо виновным в совершении преступления, может при наличии к тому предусмотренных законом оснований прекратить уголовное дело, освободить это лицо от уголовной ответственности и назначить ему меру административного воздействия.
«Если суд при рассмотрении уголовного дела в судебном заседании придет к выводу о наличии оснований, указанных в пункте первом части третьей статьи 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, он выносит определение о прекращении уголовного дела и применении меры административного взыскания»,— говорится в ч. 4-й п. 4-го Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 8 февраля 1977 г. с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1982 г. «О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со статьей 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 137.
При осуждении виновного в совершении преступлений, правильной квалификации содеянного суд имеет право при назначении наказания принять ряд решений, существенно влияющих на окончательное определение меры уголовно-правового воздействия. Он может избрать тот или иной вид наказания при альтернативной санкции (например, за неосторожное убийство по ст. 106 УК РСФСР может быть назначено лишение свободы на срок до двух лет или исправительные работы на тот же срок); назначить наказание в любом размере в пределах максимума и минимума санкции (например, за умышленное убийство по ст. 103 УК РСФСР лишение свободы может быть назначено в пределах от трех до десяти лет); назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, или перейти к другому, более мягкому наказанию, т. е. выйти за пределы санкции в сторону смягчения; решить вопрос о присоединении или неприсоединении к основному наказанию дополнительного наказания; решить вопрос о признании или непризнании лица особо опасным рецидивистом при совершении виновным преступлений, перечисленных в ст. 241 УК РСФСР; при осуждении к лишению свободы осужденным, не признанным особо опасным рецидивистом, может назначить отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях любого вида, кроме колоний особого режима (ст. 24 УК РСФСР). Кроме того, при осуждении к лишению свободы или исправительным работам суд может постановить об условном неприменении наказания (ст. 44 УК РСФСР), при осуждении к лишению свободы на срок до трех лет, а за пре-
137 Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 7, ст. 117; 1982, № 49, ст. 934.
ступления, совершенные по неосторожности,— на срок до пяти лет может постановить об условном осуждении виновного с обязательным привлечением его к труду (ст. 242 УК РСФСР); при назначении лишения свободы до трех лет может отсрочить исполнение приговора на срок от одного года до двух лет.
Все эти решения суд принимает, руководствуясь своим социалистическим правосознанием. «При назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность» (ст. 37 УК РСФСР).
Именно поэтому воспитанию правосознания судей должно уделяться значительное внимание. Судьями избираются лица, имеющие достаточный жизненный опыт (в возрасте 26 лет) и высшее юридическое образование. На дальнейший рост правосознания судей оказывает влияние советская юридическая наука. «Форму связи юридической науки с судебной практикой мы видим в ее влиянии на формирование правосознания и профессионального мастерства судей... Видимо, не надо доказывать, что норма действующего закона и руководящие разъяснения сами по себе не могут разрешить все те разнообразные и сложные проблемы, которые возникают перед судьями при рассмотрении гражданских и уголовных дел. В действительности ведь по каждому конкретному делу те или иные вопросы требуют самостоятельной судейской оценки. И чтобы эта оценка во всех случаях была верной,- мало иметь хорошую практическую подготовку, судья должен обладать и глубоким знанием теории. Ни самый обстоятельный комментарий, ни учебник не могут заменить собственного умозаключения судьи... При незнании и неприменении на практике положений правовой науки тот или иной конкретный вопрос будет решаться на более низком профессиональном уровне, а, следовательно, и менее обосновано, с меньшими результатами и в конечном счете не в полном соответствии с требованиями закона» 138.
138 Смоленцев Е. А. Значение связи юридической науки и судебной практики для дальнейшего укрепления социалистической законности.— Советское государство и право, 1985, № 3, с. 25.
eadcaca120745b3b453498fa0753c485.js" type="text/javascript">2b4b2d4547df0ca2d403218fa8e54768.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 645 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)